Понятия референдумного и избирательного процессов и их субъекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия референдумного и избирательного процессов и их субъекты



 

2.1.1.Понятия референдумного и избирательного процессов

 

Референдумный и избирательный процессы представляют со­бой технологические формы реализации конституционных принци­пов подготовки и организации голосования граждан по важным вопросам государственного и местного значения, выборов государст­венных органов власти и органов местного самоуправления в рамках предусмотренной законодательством последовательности совершения целого комплекса референдумных и избирательных действий и процедур.

Референдумный и избирательный процессы включают в себя установленную законодательством совокупность стадий, обеспечи­вающих их целостность и законность результатов референдума, вы­боров. Стадии, в свою очередь, состоят из этапов.

Реализация гражданами своего конституционного права на ре­ферендум проходит в рамках референдумного процесса1.

Референдумный процесс — это совокупность юридических про­цедур, закрепленных в законодательстве о референдумах, отра­жающих определенную последовательность юридических дейст­вий, направленных на организацию и непосредственно волеизъяв­ления народа — источника власти и носителя суверенитета2.

Содержание референдумного процесса составляют стадии под­готовки и проведения референдума, формирующиеся на основе действий и этапов. Они (стадии) представляют собой определен­ную совокупность складывающихся в рамках отдельных времен­ных отрезков референдумного процесса (кампании референду­ма) отношений, обеспечивающих поступательную реализацию прав граждан и иных участников референдумного процесса, а так­же действий, не входящих во временные рамки кампании рефе­рендума.

Выделим следующие стадии:

1. Инициирование референдума.

2. Назначение референдума.

3. Подготовка референдума.

4. Проведение референдума.

5. Реализация решения референдума.

Как отмечалось ранее, «стадия» и «этап» референдумного про­цесса — понятия не идентичные. Стадия референдумного процес­са — более широкая категория, охватывающая своими рамками не­сколько этапов, состоящих из комплекса действий, направленных на достижение определенной промежуточной цели в масштабах той или иной стадий инициирования, назначения, организации и прове-

------------------------

1 См.: Комарова В. В. Референдумный процесс в Российской Федерации. М., 2004. С. 567.

2 Комарова В. В. Референдарное право и референдарный процесс в систе­ме конституционного права России. Право и жизнь. 2003. № 57.

 

дения референдума. Иными словами, стадия и этап референдумного процесса соотносятся как целое и часть. Вследствие этого стадии референдумного процесса вполне могут быть оха­рактеризованы как последовательная цепь этапов референдумных действий.

Как показывает анализ механизма реализации права граждан на участие в референдуме, содержание стадий референдумного процесса следующее.

Первая стадия — «Инициирование референдума» содержит следующие этапы: народная инициатива (инициативы иных субъ­ектов); информирование граждан; агитация за проведение рефе­рендума.

Вторая стадия — «Назначение референдума» включает в себя такие этапы, как: подготовка решения о назначении референдума, проверка конституционности процедуры инициирования референ­дума, принятие компетентным органом (должностным лицом) ре­шения о проведении референдума, официальное обнародование да­ты референдума.

Третья стадия — «Подготовка референдума» включает в себя такие этапы: финансирование, формирование комиссий референду­ма, нарезание участков, агитационные мероприятия, техническая подготовка, информирование граждан.

Четвертая стадия — «Проведение референдума» состоит из сле­дующих этапов: голосование; досрочное голосование (при проведе­нии федерального референдума), подведение итогов голосования; повторное голосование (при проведении федерального референдума), информирование граждан.

Пятая стадия — «Реализация решения референдума»: исполне­ние решения референдума; информирование граждан, ответствен­ность за нарушение законодательства о референдуме, за неисполне­ние решения референдума1.

Следует отметить, что этапы, наполняющие выделенные пять стадий, не однородны как по сути, так и по обязательности.

Основываясь на обязательности этапов референдума, можно выделить обязательные и вспомогательные этапы референдумно­го процесса.

---------------------------

' Ответственность за неисполнение решений референдума выходит за рам­ки государственно-правового регулирования, однако ее установление в рамках административного или уголовного права невозможно без постановки вопроса об этом непосредственно в законодательстве о референдуме.

 

Например, такие этапы, как проверка конституционности процедуры инициирования референдума, изготовление бюллетеней и иные, -— обязательны. Создание же согласительных комиссий, иных групп участников референдума, обжалование отказа в регист­рации инициативной группы — этапы необязательные, вспомога­тельные.

Этапы, наполняющие стадии референдумного процесса, можно подразделить по принадлежности на общие и специальные в зави­симости от инициатора референдума.

Так, вне зависимости от того, кто инициирует референдумный процесс, необходим такой этап стадии назначения, как проверка конституционности процедуры инициирования референдума, фор­мирование избирательных комиссий для проведения референдума и изготовление бюллетеней. Следовательно, эти этапы можно отне­сти к общим этапам стадий референдумного процесса.

Однако этап регистрации инициативных групп референдума, сбора подписей и формирование фонда референдума характерен только в случае инициирование референдума непосредственно на­родом. Эти этапы стадии инициирования референдумного процесса характерны только в определенных случаях и обусловлены ини­циатором референдума. Следовательно, их можно назвать специ­альными этапами.

Действия, не входящие во временные рамки кампании рефе­рендума, — это регистрация и деятельность политических партий; составление списков избирателей дважды в год вне зависимости от того, будет ли проводиться референдум; формирование и деятель­ность постоянно действующих избирательных комиссий, которые выполняют функции по подготовке и проведению референдумов, издание нормативно-правовых актов, регулирующих референдум­ный процесс.

Реализация гражданами своего конституционного права на уча­стие в выборах, в том числе и в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, проходит в рамках избирательного процесса.

Избирательный процесс — это совокупность установленных за­конодательством юридических процедур — стадий, избирательных действий и этапов, направленных на организацию и непосредствен­но волеизъявления народа по формированию выборных органов, обеспечивающих целостность и законность выборов.

Содержанием избирательного процесса являются следующие стадии: назначение выборов; подготовка выборов; проведение голо­сования; подведение итогов голосования. 2.1.2. Правовой статус участника референдума и избирателя Согласно Конституции РФ (ст. 32) и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирателем при осуществлении активного избирательного права на муниципальных выборах, при проведении отзыва выборного лица и роспуска вы­борного органа местного самоуправления, участником местного ре­ферендума признаются граждане РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования, в котором проводятся, соответственно, муниципальные выборы, местный ре­ферендум, достигшие возраста 18 лет на день голосования, за исклю­чением тех из них, которые признаны судом недееспособными, а так­же содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Пассивным избирательным правом на муниципальных выборах обладают все граждане РФ (независимо от их места жительства), а в определенных федеральным законодательством случаях и ино­странные граждане, постоянно проживающие на территории муни­ципального образования, в котором проводятся выборы, достигшие возраста, установленного законом субъекта Федерации для соот­ветствующей выборной должности, за исключением тех из них, ко­торые признаны судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

На основании международных договоров Российской Федера­ции и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избиратель­ных действиях на указанных выборах, а также участвовать в мест­ном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

В настоящее время из иностранных граждан только граждане Республики Беларусь согласно ст. 18 Устава Союза Беларуси и России обладают правом при соблюдении указанных условий уча­ствовать в местных референдумах1.

Таким образом, к избирателям, участникам референдума зако­нодательством предъявляются аналогичные требования. Их право­способность в сфере избирательного и референдумного права имеет универсальный и равноправный характер.

-----------------------

' СЗ РФ. 1997, № 30. Ст. 3596.

 

Участники местного референдума и избиратели в процессе вы­боров и референдума имеют право в установленном законом по­рядке:

• участвовать в голосовании по выборам и по вопросам местно­го референдума либо отказаться от голосования при их проведе­нии;

• на включение в список избирателей, список участников рефе­рендума;

• на беспрепятственный допуск к информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых но­сителях, на уточнение этой информации в целях ее полноты и дос­товерности, а также имеют право знать, кто и в каких целях исполь­зует эту информацию;

• на информацию о дне, времени и месте голосования;

• на информацию о решениях избирательных комиссий, комис­сий референдума; об итогах голосования по каждому избирательно­му участку, участку референдума; о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов для проведения референ­дума;

• участвовать в формировании избирательных комиссий, ко­миссий референдума и в их деятельности в качестве наблюдателей;

• создавать избирательные объединения, избирательные блоки;

• вести агитацию в допускаемых законом формах и законными методами за или против кандидатов (за список кандидатов или про­тив него), за или против инициативы проведения референдума, за или против вопросов, выносимых на референдум;

• участвовать в создании избирательных фондов кандидатов, фондов референдума;

• лично на добровольной и безвозмездной основе без привлече­ния третьих лиц выполнять работы, оказывать услуги кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по подго­товке и проведению референдума;

• на участие в досрочном голосовании, если законом не преду­смотрено голосование по открепительным удостоверениям;

• в случае невозможности по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования требовать предоставления им воз­можности проголосовать по месту их пребывания в пределах изби­рательного участка;

• на обжалование в вышестоящие избирательные комиссии, ко­миссии референдума решений и действий (бездействие) нижестоя­щих комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права и право граждан на участие в референдуме;

• на обжалование в суде решений и действий (бездействия) го­сударственных органов, органов местного самоуправления, общест­венных объединений, должностных лиц, а также комиссий рефе­рендума, избирательных комиссий и их должностных лиц, нару­шающих избирательные права, право на участие в референдуме.

Равенством статусов избирателей, участников референдума, яв­ляется то, что лицо, нарушающее закон, несет уголовную, админи­стративную либо иную ответственность в соответствии с законода­тельством РФ.

В связи с тем, что выборы и референдум — различные явления правовой действительности, с различными целями, существует и ряд прав, характерных только для определенной формы непосред­ственного народовластия.

Так, избиратели на муниципальных выборах имеют право изби­рать депутатов, членов выборных органов и выборных должност­ных лиц местного самоуправления; выдвигаться кандидатами пу­тем самовыдвижения.

Участники местного референдума имеют право в установленном законом порядке образовать инициативную группу по инициирова­нию и проведению местного референдума.

 

2.1.3. Избирательные комиссии и комиссии референдума

Подготовку и проведение местных выборов и референдума, за­щиту права граждан на участие в местных выборах и референдуме осуществляют избирательные комиссии муниципальных образова­ний; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.

В муниципальных образованиях с большим числом участников референдума и избирателей могут дополнительно формироваться территориальные комиссии референдума и территориальные изби­рательные комиссии.

При проведении местных референдумов муниципальные изби­рательные комиссии, а также территориальные избирательные ко­миссии, созданные в муниципальных образованиях с большим чис­лом избирателей, действуют в качестве комиссии местного референ­дума. Участковые избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий местного референдума по решению муниципаль­ной избирательной комиссии.

Подготовку и проведение местного референдума осуществляют Муниципальная, территориальные и участковые комиссии референ­дума.

Подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, а также голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, осуществляют муниципальная, территориальные, окружные и участковые избирательные комис­сии.

Подготовку и проведение выборов должностных лиц местного самоуправления осуществляют муниципальная, территориальные и участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии, комиссии референдума состоят из членов комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса. Членов муниципальной избиратель­ной комиссии с правом решающего голоса назначает представитель­ный орган муниципального образования, а членов с правом решаю­щего голоса других нижестоящих комиссий назначают вышестоя­щие комиссии.

Число членов комиссии с правом решающего голоса устанавли­вается для муниципальной комиссии законом субъекта Федерации или уставом муниципального образования, для других комиссий — законом субъекта Федерации.

Членов комиссии с правом совещательного голоса (по одному члену комиссии) вправе назначить в избирательную комиссию, ре­гистрирующую кандидата, список кандидатов, и в нижестоящие ко­миссии кандидат, избирательные объединения и блоки, выдвинув­шие кандидатов, со дня представления документов для регистра­ции.

Членов комиссии с правом совещательного голоса во все комис­сии местного референдума (по одному члену комиссии) вправе на­значить после официального опубликования решения о назначении референдума инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума, а также избирательные объ­единения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депу­татских мандатов в представительном органе муниципального обра­зования или в законодательном (представительном) органе более высокого уровня.

Формирование муниципальных, территориальных, окружных, участковых комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, осуществляется на основе предложений политических партий, избирательных объе­динений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государст­венной Думе РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Федерации, в 3; представительном органе местного самоуправления, а также пред­ложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, уче­бы, избирательных комиссий предыдущего состава, а при форми­ровании муниципальной избирательной комиссии — также и на ос­нове предложений избирательной комиссии субъекта Федерации, при наличии письменного согласия гражданина РФ на вхождение в состав соответствующей комиссии.

Муниципальная избирательная комиссия формируется предста­вительным органом местного самоуправления со сроком полномо­чий на четыре года.

Территориальные избирательные комиссии муниципальных об­разований формируются муниципальными избирательными комис­сиями на четыре года.

Окружные, участковые избирательные комиссии, участковые комиссии местного референдума формируются вышестоящими из­бирательными комиссиями, комиссиями референдума. Окружные комиссии образуются на срок полномочий выборных органов мест­ного самоуправления. Участковые комиссии формируются в пери­од избирательной кампании, кампании референдума в сроки, уста­новленные законом субъекта Федерации, их полномочия прекра­щаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, голосования по отзыву выбор­ного лица, роспуску выборного органа.

Представительный орган муниципального образования, выше­стоящие избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны назначить не менее одной второй от общего числа членов муници­пальной, территориальной, окружной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, на основе поступивших предло­жений политических партий, избирательных объединений, избира­тельных блоков.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее двух членов муниципальной избирательной ко­миссии на основе поступивших предложений избирательной комис­сии субъекта Федерации.

В избирательную комиссию может быть назначено не более од­ного представителя от каждой политической партии, от каждого из­бирательного объединения или блока. Государственные и муници­пальные служащие не могут составлять более одной трети от обще­го числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Если уполномоченные законом представительные органы муни­ципального образования, вышестоящие комиссии не назначат со­став либо часть состава муниципальной, территориальной, окруж­ной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума в установленный срок либо если на соответствующей территории от­сутствуют указанные уполномоченные органы и комиссии, назначе­ние состава либо части состава муниципальной избирательной ко­миссии производится избирательной комиссией субъекта Федера­ции, иной комиссии — вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума.

Законом субъекта Федерации должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу муниципальной, территориальной, окружной комиссии не менее одного месяца, а для участковых комиссий — не менее десяти дней.

Положение муниципальной избирательной комиссии в системе органов местного самоуправления определяется законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования, которыми ей может быть придан статус юридического лица.

Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведе­нию выборов, референдумов различных уровней возможно по ре­шению комиссии, организующей выборы, референдум на опреде­ленной территории. Совмещение комиссиями полномочий по под­готовке и проведению муниципальных выборов, местного референ­дума производится по решению муниципальной избирательной ко­миссии.

Комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов. При этом в состав ко­миссии должно быть назначено не менее двух третей членов изби­рательной комиссии. Со дня первого заседания комиссии нового со­става полномочия комиссии прежнего состава прекращаются. Срок полномочия комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.

Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные ко­миссии субъектов Федерации непосредственно организацией мест­ных выборов и референдумов не занимаются. Но они осуществляют контроль за соблюдением права на участие в референдуме и изби­рательных прав граждан, а также в инициативном порядке или по просьбам с мест оказывают необходимую правовую, консультаци­онную, методическую, организационно-техническую помощь ко­миссиям референдума.

Полномочия муниципальной избирательной комиссии, ко­миссии референдума:

• назначают очередные и досрочные выборы депутатов, членов выборных.органов и выборных должностных лиц местного само­управления в случае, если уполномоченный орган не назначит вы­боры в установленные сроки;

• осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, законов при прове­дении выборов, референдума;

• руководят работой нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оказывают им правовую, методическую, организационно-техническую помощь;

• обеспечивают реализацию мероприятий, связанных с подго­товкой и проведением муниципальных выборов, местных референ­думов, изданием необходимой печатной продукции;

• регистрируют кандидатов, списки кандидатов по единому из­бирательному округу и их доверенных лиц;

• обеспечивают всем кандидатам, избирательным объединени­ям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума равные правовые условия для участия в агитационной

деятельности;

• осуществляют меры по обеспечению соблюдения единого по­рядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединения­ми, избирательными блоками для проведения предвыборной агита­ции, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников этих форм непосредственной демокра­тии для проведения агитации по вопросам референдума;

• принимают меры с целью обеспечения единообразного приме­нения законов и нормативных правовых актов о выборах, референ­думе;

• составляют отдельные по каждому участку списки избирате­лей, участников референдума;

• устанавливают единую нумерацию избирательных участков, Участков референдума;

• регистрируют избирательные блоки;

• распределяют денежные средства между нижестоящими из­бирательными комиссиями, комиссиями референдума, обеспечива­ет контроль за целевым расходованием денежных средств;

• осуществляют меры по обеспечению соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

• заслушивают сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, рефе­рендума;

• рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и комиссий референдума, принимают по ним мотивированные решения;

• устанавливают результаты местного референдума, выборов должностных лиц, общие итоги выборов депутатов представитель­ного органа в целом по муниципальному образованию и публикуют их в печати;

• организуют повторное голосование;

• организуют повторные и дополнительные выборы;

• обеспечивают передачу в архив документов, связанных с под­готовкой и проведением выборов и референдумов;

• осуществляют другие полномочия в соответствии с законами и уставом муниципального образования.

 

 

Полномочия территориальной комиссии:

• осуществляет на соответствующей территории контроль за со­блюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

• обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для ра­боты комиссий;

• обеспечивает на соответствующей территории реализацию ме­роприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, ре­ферендумов;

• осуществляет на соответствующей территории меры по со­блюдению единого порядка установления итогов голосования;

• распределяет выделенные ей из местного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и ре­ферендума, контролирует целевое использование указанных средств;

• оказывает методическую, организационно-техническую по­мощь нижестоящим комиссиям;

• заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, рефе­рендумов;

• рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с законами.

Полномочия окружной избирательной комиссии:

• обеспечивает контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ и права на участие в референдуме, контролирует ис­полнение законов о выборах и о референдуме;

• регистрирует кандидатов по соответствующему избирательно­му округу и их доверенных лиц;

• выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения ус­тановленного образца;

• взаимодействует с органами местного самоуправления по во­просам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избира­тельном округе;

• оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

• обеспечивает вместе с другими избирательными комиссиями равные условия агитационной деятельности для всех кандидатов;

• осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов, фондов отзыва депутата, члена иного выборного органа;

• утверждает текст бюллетеней для голосования по избиратель­ному округу, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;

• контролирует обеспечение участковых избирательных комис­сий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные во­просы материально-технического обеспечения выборов;

• организует досрочное голосование избирателей в помещении окружной избирательной комиссии;

• осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов изби­рателей, установления итогов голосования;

• устанавливает результаты выборов и отзыва депутата, члена иного выборного органа по избирательному округу и передает их в муниципальную избирательную комиссию, обеспечивает передачу в архив муниципального образования документации, связанной с подготовкой и проведением выборов;

• рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействия) участковых избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения;

• публикует (обнародует) в соответствующих средствах массо­вой информации результаты выборов по избирательному округу;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с законами и уставом муниципального образования.

Полномочия участковой избирательной комиссии, участко­вой комиссии референдума:

• информирует население об адресе и номере телефона участко­вой избирательной комиссии, участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

• уточняет список избирателей, участников референдума, про­изводит ознакомление избирателей, участников референдума с дан­ным списком, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в этом списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

• обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящи­ков для голосования и другого оборудования;

• информирует избирателей о зарегистрированных кандида­тах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, заре­гистрировавших списки кандидатов, информирует участников ре­ферендума о вопросах референдума на основе сведений, получен­ных из вышестоящей комиссии;

• контролирует соблюдение на территории избирательного уча­стка, участка референдума порядка проведения агитации, правил размещения агитационных материалов;

• выдает открепительные удостоверения в случаях, предусмот­ренных законом субъекта Федерации;

• организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

• проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет прото­кол об итогах голосования и передает его соответственно в муници­пальную, окружную комиссию;

• объявляет итоги голосования на избирательном участке, уча­стке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществляв­шим наблюдение за ходом голосования;

• рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявле­ния) на нарушения законодательства и принимает по ним мотиви­рованные решения;

• при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для та­ких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в пра­воохранительные органы или суд;

• обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, рефе­рендума;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с законами субъекта Федерации и уставом муниципального образования.

Избирательная комиссия, комиссия референдума правомочны приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Их деятельность осуществля­ется коллегиально.

Председатель муниципальной избирательной комиссии избира­ется тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по предложе­нию избирательной комиссии субъекта Федерации, а в случае от­сутствия такого предложения — по предложению членов комиссии. Председатели территориальных, окружных и участковых, ко­миссий назначаются на должность из числа их членов с правом ре­шающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.

Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов ко­миссии с правом решающего голоса.

Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необ­ходимости. Заседание также обязательно проводится по требова­нию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. Заседа­ние комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого при­сутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компе­тенцию и рассматриваемым на заседании в соответствии с утвер­жденной повесткой дня.

Решения комиссии об избрании, о назначении на должность ли­бо об освобождении от должности председателя, заместителя пред­седателя и секретаря комиссии, о финансовом обеспечении подго­товки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандида­тов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением, об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несо­стоявшимися или недействительными, о проведении повторного го­лосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 20 и п. 6 и 7 ст. 75 Федерально­го закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принима­ются на заседании комиссии большинством голосов от установлен­ного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения комиссии по иным вопросам принимаются большин­ством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

При принятии решений комиссией в случае равного числа голо­сов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии является решающим. Ре­шения комиссии подписываются председателем и секретарем ко­миссии.

Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме вы­сказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой ко­миссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, — незамед­лительно.

Комиссии могут привлекать граждан по гражданско-правовым договорам к выполнению работ, связанных с подготовкой и прове­дением выборов, референдума, отзыва выборного лица, роспуска выборного органа.

Решения муниципальной и иных вышестоящих избирательных комиссий, муниципальной комиссии референдума, принятые в пре­делах их компетенции, обязательны для нижестоящих избиратель­ных комиссий, комиссий референдума. Решение избирательной ко­миссии, комиссии референдума, противоречащее федеральному за­кону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вы­шестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмот­рение комиссией, решение которой было отменено.

Избирательные комиссии, комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения и иные акты избирательных комиссий, комиссий ре­ферендума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, отзыва выбор­ного лица, роспуска выборного органа, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников ре­ферендума.

Государственные органы, органы местного самоуправления, го­сударственные и муниципальные учреждения, а также их должно­стные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям, комис­сиям референдума содействие в реализации их полномочий, в част­ности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые поме­щения, в том числе для хранения избирательной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные сред­ства, средства связи, техническое оборудование.

Организации, имеющие государственную и (или) муниципаль­ную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о на­значении выборов, референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.105 с.)