Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия референдумного и избирательного процессов и их субъектыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1.1.Понятия референдумного и избирательного процессов
Референдумный и избирательный процессы представляют собой технологические формы реализации конституционных принципов подготовки и организации голосования граждан по важным вопросам государственного и местного значения, выборов государственных органов власти и органов местного самоуправления в рамках предусмотренной законодательством последовательности совершения целого комплекса референдумных и избирательных действий и процедур. Референдумный и избирательный процессы включают в себя установленную законодательством совокупность стадий, обеспечивающих их целостность и законность результатов референдума, выборов. Стадии, в свою очередь, состоят из этапов. Реализация гражданами своего конституционного права на референдум проходит в рамках референдумного процесса1. Референдумный процесс — это совокупность юридических процедур, закрепленных в законодательстве о референдумах, отражающих определенную последовательность юридических действий, направленных на организацию и непосредственно волеизъявления народа — источника власти и носителя суверенитета2. Содержание референдумного процесса составляют стадии подготовки и проведения референдума, формирующиеся на основе действий и этапов. Они (стадии) представляют собой определенную совокупность складывающихся в рамках отдельных временных отрезков референдумного процесса (кампании референдума) отношений, обеспечивающих поступательную реализацию прав граждан и иных участников референдумного процесса, а также действий, не входящих во временные рамки кампании референдума. Выделим следующие стадии: 1. Инициирование референдума. 2. Назначение референдума. 3. Подготовка референдума. 4. Проведение референдума. 5. Реализация решения референдума. Как отмечалось ранее, «стадия» и «этап» референдумного процесса — понятия не идентичные. Стадия референдумного процесса — более широкая категория, охватывающая своими рамками несколько этапов, состоящих из комплекса действий, направленных на достижение определенной промежуточной цели в масштабах той или иной стадий инициирования, назначения, организации и прове- ------------------------ 1 См.: Комарова В. В. Референдумный процесс в Российской Федерации. М., 2004. С. 567. 2 Комарова В. В. Референдарное право и референдарный процесс в системе конституционного права России. Право и жизнь. 2003. № 57.
дения референдума. Иными словами, стадия и этап референдумного процесса соотносятся как целое и часть. Вследствие этого стадии референдумного процесса вполне могут быть охарактеризованы как последовательная цепь этапов референдумных действий. Как показывает анализ механизма реализации права граждан на участие в референдуме, содержание стадий референдумного процесса следующее. Первая стадия — «Инициирование референдума» содержит следующие этапы: народная инициатива (инициативы иных субъектов); информирование граждан; агитация за проведение референдума. Вторая стадия — «Назначение референдума» включает в себя такие этапы, как: подготовка решения о назначении референдума, проверка конституционности процедуры инициирования референдума, принятие компетентным органом (должностным лицом) решения о проведении референдума, официальное обнародование даты референдума. Третья стадия — «Подготовка референдума» включает в себя такие этапы: финансирование, формирование комиссий референдума, нарезание участков, агитационные мероприятия, техническая подготовка, информирование граждан. Четвертая стадия — «Проведение референдума» состоит из следующих этапов: голосование; досрочное голосование (при проведении федерального референдума), подведение итогов голосования; повторное голосование (при проведении федерального референдума), информирование граждан. Пятая стадия — «Реализация решения референдума»: исполнение решения референдума; информирование граждан, ответственность за нарушение законодательства о референдуме, за неисполнение решения референдума1. Следует отметить, что этапы, наполняющие выделенные пять стадий, не однородны как по сути, так и по обязательности. Основываясь на обязательности этапов референдума, можно выделить обязательные и вспомогательные этапы референдумного процесса. --------------------------- ' Ответственность за неисполнение решений референдума выходит за рамки государственно-правового регулирования, однако ее установление в рамках административного или уголовного права невозможно без постановки вопроса об этом непосредственно в законодательстве о референдуме.
Например, такие этапы, как проверка конституционности процедуры инициирования референдума, изготовление бюллетеней и иные, -— обязательны. Создание же согласительных комиссий, иных групп участников референдума, обжалование отказа в регистрации инициативной группы — этапы необязательные, вспомогательные. Этапы, наполняющие стадии референдумного процесса, можно подразделить по принадлежности на общие и специальные в зависимости от инициатора референдума. Так, вне зависимости от того, кто инициирует референдумный процесс, необходим такой этап стадии назначения, как проверка конституционности процедуры инициирования референдума, формирование избирательных комиссий для проведения референдума и изготовление бюллетеней. Следовательно, эти этапы можно отнести к общим этапам стадий референдумного процесса. Однако этап регистрации инициативных групп референдума, сбора подписей и формирование фонда референдума характерен только в случае инициирование референдума непосредственно народом. Эти этапы стадии инициирования референдумного процесса характерны только в определенных случаях и обусловлены инициатором референдума. Следовательно, их можно назвать специальными этапами. Действия, не входящие во временные рамки кампании референдума, — это регистрация и деятельность политических партий; составление списков избирателей дважды в год вне зависимости от того, будет ли проводиться референдум; формирование и деятельность постоянно действующих избирательных комиссий, которые выполняют функции по подготовке и проведению референдумов, издание нормативно-правовых актов, регулирующих референдумный процесс. Реализация гражданами своего конституционного права на участие в выборах, в том числе и в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, проходит в рамках избирательного процесса. Избирательный процесс — это совокупность установленных законодательством юридических процедур — стадий, избирательных действий и этапов, направленных на организацию и непосредственно волеизъявления народа по формированию выборных органов, обеспечивающих целостность и законность выборов. Содержанием избирательного процесса являются следующие стадии: назначение выборов; подготовка выборов; проведение голосования; подведение итогов голосования. 2.1.2. Правовой статус участника референдума и избирателя Согласно Конституции РФ (ст. 32) и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирателем при осуществлении активного избирательного права на муниципальных выборах, при проведении отзыва выборного лица и роспуска выборного органа местного самоуправления, участником местного референдума признаются граждане РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования, в котором проводятся, соответственно, муниципальные выборы, местный референдум, достигшие возраста 18 лет на день голосования, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Пассивным избирательным правом на муниципальных выборах обладают все граждане РФ (независимо от их места жительства), а в определенных федеральным законодательством случаях и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы, достигшие возраста, установленного законом субъекта Федерации для соответствующей выборной должности, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. В настоящее время из иностранных граждан только граждане Республики Беларусь согласно ст. 18 Устава Союза Беларуси и России обладают правом при соблюдении указанных условий участвовать в местных референдумах1. Таким образом, к избирателям, участникам референдума законодательством предъявляются аналогичные требования. Их правоспособность в сфере избирательного и референдумного права имеет универсальный и равноправный характер. ----------------------- ' СЗ РФ. 1997, № 30. Ст. 3596.
Участники местного референдума и избиратели в процессе выборов и референдума имеют право в установленном законом порядке: • участвовать в голосовании по выборам и по вопросам местного референдума либо отказаться от голосования при их проведении; • на включение в список избирателей, список участников референдума; • на беспрепятственный допуск к информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях ее полноты и достоверности, а также имеют право знать, кто и в каких целях использует эту информацию; • на информацию о дне, времени и месте голосования; • на информацию о решениях избирательных комиссий, комиссий референдума; об итогах голосования по каждому избирательному участку, участку референдума; о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов для проведения референдума; • участвовать в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума и в их деятельности в качестве наблюдателей; • создавать избирательные объединения, избирательные блоки; • вести агитацию в допускаемых законом формах и законными методами за или против кандидатов (за список кандидатов или против него), за или против инициативы проведения референдума, за или против вопросов, выносимых на референдум; • участвовать в создании избирательных фондов кандидатов, фондов референдума; • лично на добровольной и безвозмездной основе без привлечения третьих лиц выполнять работы, оказывать услуги кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по подготовке и проведению референдума; • на участие в досрочном голосовании, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям; • в случае невозможности по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования требовать предоставления им возможности проголосовать по месту их пребывания в пределах избирательного участка; • на обжалование в вышестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума решений и действий (бездействие) нижестоящих комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права и право граждан на участие в референдуме; • на обжалование в суде решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также комиссий референдума, избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права, право на участие в референдуме. Равенством статусов избирателей, участников референдума, является то, что лицо, нарушающее закон, несет уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В связи с тем, что выборы и референдум — различные явления правовой действительности, с различными целями, существует и ряд прав, характерных только для определенной формы непосредственного народовластия. Так, избиратели на муниципальных выборах имеют право избирать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления; выдвигаться кандидатами путем самовыдвижения. Участники местного референдума имеют право в установленном законом порядке образовать инициативную группу по инициированию и проведению местного референдума.
2.1.3. Избирательные комиссии и комиссии референдума Подготовку и проведение местных выборов и референдума, защиту права граждан на участие в местных выборах и референдуме осуществляют избирательные комиссии муниципальных образований; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии. В муниципальных образованиях с большим числом участников референдума и избирателей могут дополнительно формироваться территориальные комиссии референдума и территориальные избирательные комиссии. При проведении местных референдумов муниципальные избирательные комиссии, а также территориальные избирательные комиссии, созданные в муниципальных образованиях с большим числом избирателей, действуют в качестве комиссии местного референдума. Участковые избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий местного референдума по решению муниципальной избирательной комиссии. Подготовку и проведение местного референдума осуществляют Муниципальная, территориальные и участковые комиссии референдума. Подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, а также голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, осуществляют муниципальная, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии. Подготовку и проведение выборов должностных лиц местного самоуправления осуществляют муниципальная, территориальные и участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии, комиссии референдума состоят из членов комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса. Членов муниципальной избирательной комиссии с правом решающего голоса назначает представительный орган муниципального образования, а членов с правом решающего голоса других нижестоящих комиссий назначают вышестоящие комиссии. Число членов комиссии с правом решающего голоса устанавливается для муниципальной комиссии законом субъекта Федерации или уставом муниципального образования, для других комиссий — законом субъекта Федерации. Членов комиссии с правом совещательного голоса (по одному члену комиссии) вправе назначить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата, список кандидатов, и в нижестоящие комиссии кандидат, избирательные объединения и блоки, выдвинувшие кандидатов, со дня представления документов для регистрации. Членов комиссии с правом совещательного голоса во все комиссии местного референдума (по одному члену комиссии) вправе назначить после официального опубликования решения о назначении референдума инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума, а также избирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования или в законодательном (представительном) органе более высокого уровня. Формирование муниципальных, территориальных, окружных, участковых комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, осуществляется на основе предложений политических партий, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Федерации, в 3; представительном органе местного самоуправления, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а при формировании муниципальной избирательной комиссии — также и на основе предложений избирательной комиссии субъекта Федерации, при наличии письменного согласия гражданина РФ на вхождение в состав соответствующей комиссии. Муниципальная избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления со сроком полномочий на четыре года. Территориальные избирательные комиссии муниципальных образований формируются муниципальными избирательными комиссиями на четыре года. Окружные, участковые избирательные комиссии, участковые комиссии местного референдума формируются вышестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума. Окружные комиссии образуются на срок полномочий выборных органов местного самоуправления. Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом субъекта Федерации, их полномочия прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, голосования по отзыву выборного лица, роспуску выборного органа. Представительный орган муниципального образования, вышестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны назначить не менее одной второй от общего числа членов муниципальной, территориальной, окружной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, на основе поступивших предложений политических партий, избирательных объединений, избирательных блоков. Представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее двух членов муниципальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Федерации. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения или блока. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Если уполномоченные законом представительные органы муниципального образования, вышестоящие комиссии не назначат состав либо часть состава муниципальной, территориальной, окружной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума в установленный срок либо если на соответствующей территории отсутствуют указанные уполномоченные органы и комиссии, назначение состава либо части состава муниципальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией субъекта Федерации, иной комиссии — вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума. Законом субъекта Федерации должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу муниципальной, территориальной, окружной комиссии не менее одного месяца, а для участковых комиссий — не менее десяти дней. Положение муниципальной избирательной комиссии в системе органов местного самоуправления определяется законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования, которыми ей может быть придан статус юридического лица. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению муниципальных выборов, местного референдума производится по решению муниципальной избирательной комиссии. Комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия комиссии прежнего состава прекращаются. Срок полномочия комиссии исчисляется со дня ее первого заседания. Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов Федерации непосредственно организацией местных выборов и референдумов не занимаются. Но они осуществляют контроль за соблюдением права на участие в референдуме и избирательных прав граждан, а также в инициативном порядке или по просьбам с мест оказывают необходимую правовую, консультационную, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям референдума. Полномочия муниципальной избирательной комиссии, комиссии референдума: • назначают очередные и досрочные выборы депутатов, членов выборных.органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в случае, если уполномоченный орган не назначит выборы в установленные сроки; • осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, законов при проведении выборов, референдума; • руководят работой нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оказывают им правовую, методическую, организационно-техническую помощь; • обеспечивают реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции; • регистрируют кандидатов, списки кандидатов по единому избирательному округу и их доверенных лиц; • обеспечивают всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума равные правовые условия для участия в агитационной деятельности; • осуществляют меры по обеспечению соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников этих форм непосредственной демократии для проведения агитации по вопросам референдума; • принимают меры с целью обеспечения единообразного применения законов и нормативных правовых актов о выборах, референдуме; • составляют отдельные по каждому участку списки избирателей, участников референдума; • устанавливают единую нумерацию избирательных участков, Участков референдума; • регистрируют избирательные блоки; • распределяют денежные средства между нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума, обеспечивает контроль за целевым расходованием денежных средств; • осуществляют меры по обеспечению соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов; • заслушивают сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума; • рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и комиссий референдума, принимают по ним мотивированные решения; • устанавливают результаты местного референдума, выборов должностных лиц, общие итоги выборов депутатов представительного органа в целом по муниципальному образованию и публикуют их в печати; • организуют повторное голосование; • организуют повторные и дополнительные выборы; • обеспечивают передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов; • осуществляют другие полномочия в соответствии с законами и уставом муниципального образования.
Полномочия территориальной комиссии: • осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; • обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий; • обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; • осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; • распределяет выделенные ей из местного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует целевое использование указанных средств; • оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; • заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдумов; • рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; • осуществляет иные полномочия в соответствии с законами. Полномочия окружной избирательной комиссии: • обеспечивает контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ и права на участие в референдуме, контролирует исполнение законов о выборах и о референдуме; • регистрирует кандидатов по соответствующему избирательному округу и их доверенных лиц; • выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения установленного образца; • взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе; • оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; • обеспечивает вместе с другими избирательными комиссиями равные условия агитационной деятельности для всех кандидатов; • осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов, фондов отзыва депутата, члена иного выборного органа; • утверждает текст бюллетеней для голосования по избирательному округу, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий; • контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; • организует досрочное голосование избирателей в помещении окружной избирательной комиссии; • осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования; • устанавливает результаты выборов и отзыва депутата, члена иного выборного органа по избирательному округу и передает их в муниципальную избирательную комиссию, обеспечивает передачу в архив муниципального образования документации, связанной с подготовкой и проведением выборов; • рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействия) участковых избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения; • публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу; • осуществляет иные полномочия в соответствии с законами и уставом муниципального образования. Полномочия участковой избирательной комиссии, участковой комиссии референдума: • информирует население об адресе и номере телефона участковой избирательной комиссии, участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; • уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в этом списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; • обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; • информирует избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, зарегистрировавших списки кандидатов, информирует участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии; • контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения агитации, правил размещения агитационных материалов; • выдает открепительные удостоверения в случаях, предусмотренных законом субъекта Федерации; • организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование; • проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его соответственно в муниципальную, окружную комиссию; • объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; • рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения законодательства и принимает по ним мотивированные решения; • при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд; • обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума; • осуществляет иные полномочия в соответствии с законами субъекта Федерации и уставом муниципального образования. Избирательная комиссия, комиссия референдума правомочны приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Их деятельность осуществляется коллегиально. Председатель муниципальной избирательной комиссии избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по предложению избирательной комиссии субъекта Федерации, а в случае отсутствия такого предложения — по предложению членов комиссии. Председатели территориальных, окружных и участковых, комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением, об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 20 и п. 6 и 7 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. При принятии решений комиссией в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии является решающим. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, — незамедлительно. Комиссии могут привлекать граждан по гражданско-правовым договорам к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва выборного лица, роспуска выборного органа. Решения муниципальной и иных вышестоящих избирательных комиссий, муниципальной комиссии референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. Решение избирательной комиссии, комиссии референдума, противоречащее федеральному закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено. Избирательные комиссии, комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и иные акты избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, отзыва выборного лица, роспуска выборного органа, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям, комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1067; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.015 с.) |