Встречаются отсылочные нормы, указывающие на наличие специального законодательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Встречаются отсылочные нормы, указывающие на наличие специального законодательства.



Устанавливаются полномочия по принятию акта, регулирующе­го процедуру подготовки и проведения референдума. В статье 104 Конституции Республики Алтай устанавливается, что порядок на­значения, подготовки и проведения республиканского и местного референдумов, подведения итогов голосования определяется зако­нами Республики Алтай. В статье 25 Устава Амурской области ус­танавливается наличие двух актов, двух законов области, регули­рующих порядок проведения референдума области и местных ре­ферендумов. Статья 31 Устава Амурской области указывает на наличие специального закона, а ст. 38 обязывает областной Совет законами области устанавливать порядок назначения и проведения референдума области и местных референдумов.

В статье 83.1 Устава Магаданской области закреплены инициа­торы только одного вида местного референдума: «Изменение гра­ниц муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Мнение населения при ре­шении вопросов изменения границ муниципальных образований может быть выражено на местном референдуме, если требование о проведении такого референдума было заявлено в установленном порядке жителями соответствующего муниципального образова­ния, решением соответствующего представительного органа местно­го самоуправления, на собраниях (сходах) граждан, в ходе представительного опроса населения, если в нем приняло участие более половины жителей соответствующего муниципального образова­ния, и в других, не запрещенных законом формах».

В статье 25 Устава Амурской области устанавливается обязан­ность по соблюдению и защите избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан при подготовке и проведении рефе­рендума Российской Федерации, референдума области, местных референдумов, избирательной комиссии Амурской области.

Широкий круг законов принят в субъектах Федерации для ре­гулирования института референдума. Законы, регулирующие про­ведение референдумов, приняты не во всех субъектах Федерации. В некоторых из них действуют избирательные кодексы, нормы ко­торых комплексно регулируют порядок проведения выборов и ре­ферендумов на территории конкретных субъектов.

Например, Избирательный Кодекс Владимирской области 7 ию­ля 2000 года1; «Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов выборных должностных лиц» от 08.07.2003 г.2; За­кон Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» от 14 октября 2002 года3.

В отдельных субъектах (Волгоградской, Костромской, Перм­ской и Ульяновской областях) один и тот же закон регулирует по­рядок проведения как референдума субъекта Российской Федера­ции, так и местных референдумов на территории данного субъекта Российской Федерации. Например, Кодекс о референдумах Кост­ромской области от 14.10.1999 г.4.

Приняты законы «Об областном и местном референдуме в Ом­ской области», «О референдумах в Пермской области» от 22.03.96 г.5; «О референдумах в Саратовской области» от 22 октября 1996 (в

-------------------------

' Избирательный Кодекс Владимирской области 7 июля 2000 года № 45-ОЗ (в ред. Законов Владимирской области от 09.04.2001 №20-03, от 13.09.2001 №72-03, от 14.09.2001 № 73-ОЗ, от 27.09.2001 № 75-ОЗ, от 24.10.2001 № 92-ОЗ, от 07.02.2002 № 12-ОЗ) // «Владимирские ведомости», № 200, 26.10.2001.

2 Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и вы­борных должностных лиц от 08.07.2003 г. № 35-ЗС (принят Постановлением АКСНД от 03.07.2003 № 232)//«Сборник законодательства Алтайского края», 2003, № 87, ч. 1. с. 31.

3 Закон Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Ко­ми» от 14 октября 2002 года№ 86-РЗ/,/«Республика», 22.10.2002, № 192.

4 Кодекс о референдумах Костромской области от 14.10.1999 № 67-ЗКО//«Се-верная правда», № 73, 20.04.1999.

5 Закон Пермской области «О референдумах в Пермской области» от 22.03.96 г. №400-70//Бюллетень законодательных и иных нормативных актов Пермской области, 1996, № 4; Бюллетень Законодательного Собрания и администра­ции Пермской области, 2002, № 5, 10—11-.

 

ред. Законов Саратовской области от 06.04.1999 г.1; Закон Омской области от 30.06.2003 «О референдуме Омской области и местном референдуме»2.

Тем не менее в большинстве субъектов Российской Федерации референдумы регулируются отдельными законами.

Так, например, отдельные законы — закон субъекта о референдуме субъекта и закон о местном референдуме приняты в областях: Москов­ской 3, Рязанской, Ростовской, Псковской, Оренбургской, Тамбов­ской 4; в республиках: Башкортостан, Бурятия, Марий Эл, Мордовия, Саха, Чувашия; в Краснодарском, Красноярском, Приморском краях.

Встречаются законы, регулирующие различные виды референ­думов. Например, Закон Удмуртской Республики «О местном ре­ферендуме и местных консультативных референдумах Удмуртской Республики» от 16.01.1998 (с изм. от 29.11.2000 г.)5, Закон Уд­муртской Республики «О референдуме Удмуртской Республики» от 18.12.20026.

В силу специфики сложносоставных субъектов Российской Фе­дерации там принимаются особые законы, например, Закон Хан­ты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 «О референду­ме Ханты-Мансийского автономного округа (окружном референду­ме)»7, Закон ХМАО от 18.06.2003 «О местном референдуме»8.

-------------------------

1 Закон Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» от 22 октября 1996 (в ред. Законов Саратовской области от 06.04.1999 № 13-ЗСО, от 06.10.1999 № 48-ЗСО)//«Саратовские вести по понедельникам», № 69

(2306), 18.10.1999 г.

2 Закон Омской области от 30.06.2003 №454-ОЗ «О референдуме Ом­ской области и местном референдуме»//«Южный Урал», № 227, 26.11.2002. С. 3-4; № 230, 29.11.2002. С. 3-4.

3 Закон Московской области от 19.11.2003 № 148/2003-03 «О местном референдуме в Московской области» / / Ежедневные Новости. Подмосковье, 2003, № 155, 2003, № 156.

4 Закон Тамбовской области от 28.11.2003 № 181-3 «О местном референ­думе в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 28.11.2003) // Тамбовская жизнь. 2003, № 173—174.

5 Закон Удмуртской Республики «О местном референдуме и местных кон­сультативных референдумах в Удмуртской Республике» от 16.01.1998 № 573-1, с изм. от 29.11.2000 № 252-П // Удмуртская правда, 1998, № 19-20; 2000, № 191.

6 Закон Удмуртской Республики «О референдуме Удмуртской Республики» от 18.12.2002 № 73-РЗ / / Известия Удмуртской Республики, 2002, № 184-185.

7 Закон ХМАО от 18.06.2003 № 30-03 «О референдуме Ханты-Мансий­ского автономного округа (окружном референдуме)» (принят Думой Хан­ты-Мансийского автономного округа 30.05.2003) /•'/. Собрание законодатель­ства Ханты-Мансийского автономного округа. 2002, № 2, ст. 45.

8 Закон ХМАО от 18.06.2003 № 31-ОЗ «О местном референдуме» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 30.05.2003) // Собрание законо­дательства Ханты-Мансийского автономного округа. 2003, № 5, часть I, ст. 620.

 

Особенности проведения в них референдумов можно просле­дить на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. Там приня­ты Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.06.2003 «О референдуме Ямало-Ненецкого автономного округа (окружной референдум)»1, о местном референдуме и об участии населения Ямало-Ненецкого автономного округа в референдуме Тюменской области2.

Принимаются законы, регулирующие отдельные стадии или этапы референдумного процесса. Например, Закон Тамбовской об­ласти от 29.03.1996 «О порядке и сроках хранения документов по проведению выборов и референдумов в Тамбовской области» (в ред. от 27 июня 2001 г.)3, Закон Пермской области от 19.08.2003 «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей Пермской области при проведении выборов и референдумов в Пермской об­ласти»4 и аналогичные законы в других субъектах5.

В качестве примера законов, регулирующих статус отдельных субъектов референдумного процесса, можно привести законода­тельство об избирательных комиссиях субъектов, которые, как из­вестно, участвуют в подготовке и проведении референдумов: это Краснодарский край, Томская, Смоленская области, и т. д.1 Или такие вопросы, как регулирование времени голосования: Закон ХМ АО от 28.02.2002 «Об установлении времени начала и оконча­ния голосования на местном референдуме в муниципальном образо­вании города Сургута, назначенном на 24 марта 2002 года»2.

На уровне муниципальном целесообразно выделить нормы ус­тавов муниципальных образований, нормативно-правовых актов, принятых органами местного самоуправления и должностными ли­цами, и актов, принятых на местном референдуме.

Особенностью актов, регулирующих референдарный процесс на муниципальном уровне, является их двойное соответствие феде­ральному законодательству и законодательству субъектов Федера­ции. Например, проведение муниципального референдума в городе Ставрополе регулируется Положением «О референдуме в городе Ставрополе» от 26.09.2001 г.3 Нормы этого Положения не должны противоречить Федеральным законам «Об основных гарантиях из­бирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос­сийской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Уставу Ставрополь­ского края, Закону Ставропольского края от 16.03.2001 «О мест­ном референдуме в Ставропольском края»4, Уставу города Ставро­поля от 20.12.95 г. (в ред. от 23.10.2002 г., с изм. от 26.02.2003 г.)5.

--------------------------

1 Закон Томской области от 10.04.2003 № 50-03 «Об избирательных ко­миссиях, комиссиях референдума в Томской области» (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 27.03.2003 № 554) // Южно­уральская панорама, 2003, № 134; Закон Смоленской области от 24.04.2003 № 12-3 «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области» // Рабочий путь. 2003, № 94 — 95; Закон г. Москвы от 17 мая 1995 года № 6 «О Московской городской избирательной комиссии» с изм. от 16 ию­ня 1999 г. //Ведомости Московской городской Думы, специальный выпуск, 1995; № 8, 1999. Закон Краснодарского края от 08.04.2003 № 571-КЗ «О систе­ме избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае» (принят ЗС КК 26.03.2003) // Кубанские новости. 2003, № 71.

2 Закон ХМАО от 28.02.2002 № 12-ОЗ «Об установлении времени начала и окончания голосования на местном референдуме в муниципальном образова­нии города Сургута, назначенном на 24 марта 2002 года» (принят Думой Хан­ты-Мансийского автономного округа 28.02.2002) // Ведомости Государствен­ной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 2003, № 6/2.

3 Положение «О референдуме в городе Ставрополе» от 26.09.2001 // Ве­черний Ставрополь. 2001, № 190.

4 Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2001, № 4(82). Ст. 1078.

5 Вечерний Ставрополь. 2000, спец. выпуск. 2003, № 42.

 

Как правило, регулирование референдумного процесса на уров­не муниципалитетов происходит тремя видами актов:

1. Уставами муниципальных образований.

2. Специальными актами, регулирующими процедуру подготов­ки и проведения референдума муниципального образования.

3. Актами соответствующих уполномоченных органов по регу­лированию отдельных стадий муниципального референдума.

Условно подразделив нормы уставов на группы, можно конста­тировать, что обязательным является закрепление референдума как формы народовластия и определения его места в системе властеотношений, закрепление и регулирование субъективного права. Та­ким образом, первая группа норм уставов муниципальных образо­ваний закрепляет базовые позиции института референдума: поня­тие, место, значение, вопросы, которые решаются референдумом, и его виды.

Как уже отмечалось, ею устанавливается место референдума в системе власти: высшая форма непосредственного волеизъявле­ния, субъективное право, элемент системы народовластия.

В Уставе муниципального образования «Ленинский район Мос­ковской области» от 19 августа 2002 г. система местного самоуправ­ления района (ст. 10) включает в себя наравне с выборными долж­ностными лицами и представительными органами местного само­управления территориальное общественное самоуправление улиц, микрорайонов, населенных пунктов и других территорий района, сходы, собрания, комитеты, старост, местный референдум. Соглас­но ст. 32 право граждан на участие в местном самоуправлении реа­лизуется посредством участия в референдумах, сходах (собрани­ях), выборах.

Устав муниципального образования «Коломенский район Мос­ковской области»1 (ст. 12) определяет, что формами участия насе­ления района в осуществлении местного самоуправления являются: местный референдум, гражданская инициатива, выборы депутатов и должностного лица местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление.

Устав г. Краснознаменска Московской области2 (ст. 14) указы­вает, что высшими формами осуществления местного самоуправле-

Коломенская правда 2002, 2 июля, № 117 с изм. от 28 февраля 2002 г. 2 Устав г. Краснознаменска Московской области (принят решением Соб­рания представителей г. Краснознаменска от 23 апреля 1996 г. № 25/9). Текст Устава официально опубликован не был. Постановлением Главы администра­ции Московской области от 19 июня 1996 г. № 270-ПГ Устав зарегистрирован.

 

ния непосредственно населением города Краснознаменска являют­ся городской референдум и свободные выборы.

Устав Истринского района Московской области (ст. 26)' опре­деляет районный референдум (общее голосование жителей рай­она), который проводится для принятия решений по наиболее важ­ным вопросам, находящимся в ведении района.

В уставах муниципальных образований перечисляются вопро­сы, которые могут быть решены референдумом и которые не подле­жат решению на референдуме. Так, например, в Уставе муници­пального образования «Ленинский район Московской области» от 19 августа 2002 г.2 (ст. 33) они перечислены.

Широко закрепляются виды референдумов.

Устав Домодедовского района Московской области3 закрепля­ет такие виды местного референдума (по предмету), как админи­стративно-территориальный (ст. 6) и (ст. 59) уставной. Устав По­дольского района Московской области4 закрепляет два вида ре­ферендумов (по территории проведения) (ст. 14): районный и местный.

Устав муниципального образования «Одинцовский район Мос­ковской области»5 закрепляет факультативный референдум (по обязательности проведения) (ст. 3).

-----------------------

1 Устав Истринского района Московской области (принят решением Соб­рания представителей Истринского района Московской области от 6 марта 1996 г. № 15/1). Текст Устава получен по рассылке.Зарегистрирован постановлением губернатора Московской области от 12 марта 1996 г. № 80-ПГ.

2 Устав муниципального образования «Ленинский район Московской об­ласти» (принят решением Совета депутатов Ленинского района Москов­ской области от 19 августа 2002 г. № 1/28). Текст Устава зарегистрирован в Управ­лении Министерства юстиции РФ по Московской области 26 августа 2002 г. № 195-ГР.

3 Устав Домодедовского района Московской области (принят решением Совета депутатов Домодедовского района Московской области от 22 марта 2002 г. № 44/5). Текст Устава опубликован на официальном сайте администрации Домодедовского района Московской области www.domod.ru с изменениями от

24 мая 2002 г.

4 Устав Подольского района Московской области (принят решением Соб­рания депутатов Подольского района Московской области от 9 февраля 1996 г. № 1/16) (в редакции от 17 октября 1996 г.). Текст Устава получен по рассыл­ке. Устав зарегистрирован постановлением губернатора Московской области от 30 декабря 1996 г. № 633-ПГ.

5 Устав муниципального образования «Одинцовский район Московской области» (утвержден решением Совета депутатов Одинцовского района от

25 августа 2000 г. № 8/28) с изм. от 22 августа 2002 г. Новые рубежи. 2000, № 10

 

Устав г. Краснознаменска Московской области, Мытищинского района1 (ст. 17), Серпуховского района Московской области2 (ст. 5.2) предусматривают проведение консультативного референдума, результаты которого будут иметь рекомендательный характер.

Вторая группа норм — регулирующая непосредственно про­цесс: субъекты назначения, инициирования, подготовки, процеду­ру, принципы проведения. Часто устанавливается юридическая си­ла решения, принятого на референдуме, и отсылочные нормы по регулированию отдельных вопросов специальными актами.

В Уставе муниципального образования «Коломенский район Московской области» (ст. 15, 16) устанавливается обязанность Со­вета депутатов района назначить местный референдум по требова­нию о его проведении не менее одной трети депутатов от общего числа депутатов Совета; не менее трех и не более пяти процентов граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме.

В Уставе муниципального образования «Поселок Запрудня Талдомского района Московской области» (ст. 12— 14) устанавли­ваются принципы участия граждан в референдуме: непосредствен­но и лично, голосование осуществляется тайно; финансирование: расходы, связанные с проведением референдума и его подготовкой, с момента принятия решения о его проведении производятся за счет средств местного бюджета. По решению Совета депутатов поселка полномочия комиссии по проведению поселкового референдума мо­гут быть возложены на территориальную избирательную комиссию.

Устав муниципального образования «Одинцовский район Мос­ковской области» (ст. 22) устанавливает юридическую силу рефе­рендума, в Уставе муниципального образования «Поселок Запруд­ня Талдомского района Московской области» (ст. 15) устанавлива­ется срок опубликования результатов референдума и его юридиче­ская сила.

Анализ норм второй группы актов, специальных актов муници­пального образования, регулирующих процедуру подготовки и

----------------------

1 Устав Мытищинского района Московской области (принят решением Со­брания представителей Мытищинского района от 2 апреля 1996 г. № 24 — 1, за­регистрирован постановлением Главы администрации Московской области от 11 апреля 1996 г. № 124-ПГ). Текст Устава официально опубликован не был.

2 Устав Серпуховского района Московской области (принят решением Со­брания представителей Серпуховского района Московской области от 18 апре­ля 1996 г. № 3/1, зарегистрирован постановлением Главы администрации Мо­сковской области от 25 апреля 1996 г. № 170-ПП). Текст Устава официально опубликован не был.

 

проведения референдума муниципального образования, позволил прийти к выводу о том, что в актах данной группы регулируются основные стадии референдарного процесса. В качестве примера можно привести Положение о референдуме в городе Ижевске от 18 декабря 1997 г., Положение «О референдуме в городе Ставро­поле» от 26.09.2001 г.1, Положение «О местном референдуме муни­ципального образования города Благовещенска» от 10 января 1996 года2.

Третья группа — акты соответствующих уполномоченных орга­нов по регулированию отдельных стадий муниципального референ­дума, как правило, акты по назначению референдума муниципаль­ного образования. К уполномоченным для этой процедуры органам относятся органы муниципального образования: главы муници­пальных образований, представительные органы и соответствую­щие избирательные комиссии.

Примером таких актов, назначающих референдум муниципаль­ного образования, являются Постановление администрации города Перми от 22 сентября 1997 г. № 1585 «О проведении городского ре­ферендума 14 декабря 1997 года»; Решения Думы города Благове­щенска 10 января 1996 года «О проведении в с. Беломорье местного референдума»3, Городской Думы города Ижевска Удмуртской Рес­публики от 10 апреля 1996 г. «О проведении референдума на тер­ритории города Ижевска», Совета депутатов города Дзержинский Московской области от 11 октября 2001 г. «О назначении местного референдума»4.

Актами избирательных комиссий субъектов назначаются ме­стные референдумы: Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2002 г. № 83/1-2 «О назначении местного референдума на территории г. Якутска» по вопросам местного самоуправления на 29 сентября 2002 г.5

К третьей группе актов по подготовке и проведению муници­пальных референдумов относятся акты соответствующих комиссий референдума по подготовке и проведению этих мероприятий, по подведению итогов.

------------------------

1 Вечерний Ставрополь. 2001, № 190.

2 Благовещенск. 1996, № 4.

3 Там же. № 6.

4 Угрешские вести. 2001, № 42 (472).

5 Якутия. 2002, № 158.

 

Таким образом, регулирование референдумного процесса в ос­новном происходит по аналогии с регулированием федерального уровня и уровня субъектов Федерации.

Содержанием референдумного процесса являются следующие стадии и наполняющие их этапы:

1. Инициирование референдума: народная инициатива (ини­циативы иных субъектов); информирование граждан; агитация за проведение референдума.

2. Назначение референдума; информирование граждан.

3. Подготовка референдума. В этот этап включаются такие ста­дии, как всенародное (народное) обсуждение; финансирование; формирование комиссий референдума, нарезание участков; агита­ционные мероприятия; техническая подготовка; информирование граждан.

4. Проведение референдума: голосование; подведение итогов голосования; информирование граждан.

5. Реализация решения референдума: исполнение решения референдума; ответственность за неисполнение решения рефе­рендума.

Чрезвычайно важным является определение вопросов, выноси­мых на местный референдум, — они могут быть только местного значения.

Согласно законодательству на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществле­ния ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выбо­ров в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности долж­ностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на долж­ность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, ис­полнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Законодателем установлены требования на соответствие зако­нодательству вопросов, выносимых на референдум: • вопросы местного референдума не должны противоречить за­конодательству РФ, законодательству соответствующего субъекта Федерации;

• вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, консти­туционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Законодателем также установлены требования к формулировке вопроса:

• вопрос референдума должен быть сформулирован таким об­разом, чтобы исключалась возможность его множественного толко­вания, то есть на него можно было бы дать только однозначный от­вет;

• вопрос референдума должен быть сформулирован таким об­разом, чтобы исключалась неопределенность правовых последст­вий принятого на референдуме решения.

Законодателем установлены временные ограничения проведе­ния референдума:

• референдум не назначается и не проводится в условиях воен­ного или чрезвычайного положения, введенного на территории Рос­сийской Федерации либо на территории, на которой предполагает­ся проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного по­ложения;

• законом субъекта Федерации, уставом муниципального обра­зования может быть установлен срок, в течение которого референ­дум субъекта Федерации, местный референдум с такой же по смыс­лу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не мо­жет превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.

Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло уча­стие более половины участников референдума, внесенных в списки для голосования.

Решение местного референдума признается принятым, если за него проголосовало более половины участников референдума, при­нявших участие в голосовании.

Итоги голосования по каждому участку, результаты местного референдума в объеме данных, содержащихся в протоколе любой комиссии референдума, должны предоставляться комиссиям рефе­рендума для ознакомления доверенным лицам инициативных групп по проведению референдума, любому участнику референдума, на­блюдателю или представителю средств массовой информации.

Официальное опубликование (обнародование) общих результа­тов местного референдума, а также данных о числе голосов участ­ников референдума, поданных по позициям «да» и «нет», осущест­вляется муниципальной комиссией местного референдума в поряд­ке и сроки, установленные законами субъектов Федерации, но не позднее чем через месяц со дня голосования. Официальное опубли­кование полных данных, содержащихся в протоколах об итогах го­лосования и результатах местного референдума, осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

Решение, принятое на местном референдуме, является обяза­тельным и не нуждается в утверждении какими-либо органами го­сударственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетентность входит дан­ный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу ре­шения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта и обеспечить его принятие.

Указанный срок не может превышать трех месяцев.

Нарушение указанного срока для издания правового акта, необ­ходимого для реализации решения, принятого путем прямого воле­изъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

При голосовании по вопросам изменения границ и преобразова­ния муниципальных образований положения законодательства, оп­ределяющие юридическую силу решения, принятого на референду­ме, не применяются. В этих случаях согласие населения по данным вопросам считается полученным, если за указанные изменения, преобразования проголосует более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части му­ниципального образования.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, приня­тых на референдуме, влечет за собой ответственность в соответст­вии с федеральными законами.

Решение, принятое на местном референдуме, может быть отме­нено или изменено принятием иного решения на местном референ­думе, но не ранее чем через 2 года после его принятия либо призна­но недействительным (недействующим) в судебном порядке.

Муниципальный правовой акт, принятый на местном референ­думе, может быть изменен в порядке, установленном указанным актом. Если данный порядок не установлен, то изменения могут быть внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в со­ответствующий нормативный акт, но не ранее чем через 5 лет со дня принятия такого решения на референдуме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.076 с.)