Полномочия в области культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия в области культуры



Законом от 9 октября 1992 г. РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»1 к ведению органов местного самоуправления в области культуры отнесены:

1) осуществление государственной политики в области куль­туры на своей территории;

2) формирование местных бюджетов и фондов развития куль­туры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры;

ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3172.

3) регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры;

4) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных орга­низаций культуры, регистрация организаций культуры на подве­домственной территории;

5) создание и ликвидация местных органов управления в облас­ти культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры;

6) назначение руководителей муниципальных организаций культуры;

7) строительство зданий и сооружений муниципальных органи­заций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий;

8) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объек­тов собственности организациями культуры.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1994 г. «О биб­лиотечном деле»1 в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотекам.

Органы местного самоуправления обеспечивают:

• гарантированное финансирование комплектования и обеспе­чения сохранности фондов муниципальных библиотек; - • реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

Федеральные органы государственной власти, органы государ­ственной власти субъектов Федерации и органы местного само­управления не вправе принимать решения и осуществлять дейст­вия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспе­чения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и биб­лиотечного обслуживания. Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Органы местного самоуправления в своей деятельности по соз­данию и обеспечению условий для работы муниципальных музеев руководствуются Федеральным законом от 26 мая 1996 г. «О Му­зейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Феде­рации»2.

1 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

2 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.

Этот Федеральный закон распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации. Согласно ему музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, могут находиться в государственной, муни­ципальной, частной или иных формах собственности.

Музеи в Российской Федерации создаются в форме учрежде­ний для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера. Целями создания музеев яв­ляются: хранение, выявление и собирание, изучение, публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление про­светительной и образовательной деятельности. Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.

Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за му­ниципальными музеями производится органами местного само­управления в соответствии с законодательством РФ на праве опера­тивного управления.

Музеи могут осуществлять любую деятельность, не запрещен­ную законодательством РФ и соответствующую целям деятельно­сти музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены ука­занным Федеральным законом.

Общественные отношения в области охраны и ис­пользования памятников в целях обеспечения их сохранности для настоящего и будущих поколений, эффективного использова­ния для научного изучения и пропаганды памятников в интересах воспитания граждан регулируются Федеральным законом от 25 ию­ня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках исто­рии и культуры) народов Российской Федерации»1.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, па­мятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историче­скую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Органы местного самоуправления обеспечивают охрану, ис­пользование, выявление, учет, реставрацию и пропаганду памятни­ков истории и культуры, находящихся на территории муниципаль­ного образования, привлекают общественность к проведению меро­приятий по охране, использованию и пропаганде памятников, обеспечивают соблюдение законодательства об охране и использо­вании памятников истории и культуры.

СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519; 2003. № 9. Ст. 805.

Памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей соб­ственности они находятся, подлежат государственному учету. В це­лях организации учета и охраны памятники истории и культуры подразделяются на объекты федерального, регионального и мест­ного значения.

Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, идей­но-нравственного, эстетического воспитания.

Использование памятников истории и культуры в хозяйствен­ных и иных целях допускается, если это не наносит ущерба сохран­ности памятников и не нарушает их историко-художественной цен­ности.

Предприятия, учреждения и организации, в собственности или пользовании которых находятся памятники истории и культуры, несут ответственность за их сохранность и обязаны соблюдать пра­вила охраны, использования, учета и реставрации памятников.

В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства ус­танавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта. Проекты районной пла­нировки, генеральные планы городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты детальной планировки и за­стройки должны предусматривать охранные зоны, зоны регулиро­вания застройки и зоны охраняемого природного ландшафта.

Федеральный закон от 6 января 1999 г. «О народных художест­венных промыслах»1 закрепил определение, что народные художе­ственные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федера­ции.

Народный художественный промысел — одна из форм народ­ного творчества, деятельность по созданию художественных изде­лий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляе­мая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процес­се творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

Органы государственной власти РФ и органы местного само­управления обеспечивают экономические, социальные и иные усло­вия для сохранения, возрождения и развития народных художест­венных промыслов, в том числе:

СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 234.

• принимают в соответствии с законодательством РФ феде­ральные целевые программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов;

• способствуют осуществлению инвестиционных проектов в це­лях сохранения, возрождения и развития народных художествен­ных промыслов;

• устанавливают в соответствии с законодательством РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляю­щих свою деятельность в области народных художественных про­мыслов, льготы по налогам и тарифам на продукцию и услуги есте­ственных монополий, а также порядок заготовки и приобретения сырья и материалов, подлежащих учету и охране в соответствии с законодательством РФ;

• осуществляют меры по поддержке народных художествен­ных промыслов посредством предоставления организациям народ­ных художественных промыслов бюджетных кредитов, а также субсидий и субвенций из федерального бюджета, в том числе на финансирование расходов на электрическую энергию и железнодо­рожные перевозки изготовленной продукции;

• содействуют обучению и подготовке работников для народ­ных художественных промыслов;

• способствуют пропаганде искусства народных художествен­ных промыслов в Российской Федерации и за ее пределами, в том числе посредством организации выставок, конкурсов, аукционов, специализированной торговли изделиями народных художествен­ных промыслов, развития международного обмена и внешнеэконо­мической деятельности в данной области;

• поддерживают деятельность некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций (объединений), в области на­родных художественных промыслов;

• принимают меры по сохранению народных художественных промыслов и творческих работников народных художественных промыслов при осуществлении процедур, направленных на предот­вращение банкротства организаций народных художественных промыслов, при реорганизации или ликвидации указанных органи­заций;

• устанавливают иные формы государственной поддержки на­родных художественных промыслов.

Органы местного самоуправления участвуют в решении вопро­сов сохранения, возрождения и развития народных художествен­ных промыслов в соответствии с законодательством, в том числе посредством установления льгот по местным налогам, а также осу-

ществления государственной политики в этой области на своей под­ведомственной территории.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии»1 органы местного само­управления должны оказывать содействие формированию и дея­тельности местных (городских, районных, поселковых, сельских) национально-культурных автономий.

Национально-культурная автономия в Российской Федера­ции — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, от­носящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

В целях обеспечения права граждан РФ, относящих себя к оп­ределенным этническим общностям, на сохранение и развитие на­циональной культуры национально-культурные автономии могут:

• создавать негосударственные (общественные) дошкольные и образовательные учреждения с воспитанием, обучением на нацио­нальном (родном) языке;

• создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, биб­лиотеки, клубы, студии, архивы и другие учреждения культуры и обеспечивать их функционирование;

• организовывать творческие союзы, коллективы профессио­нального и самодеятельного искусства, кружки по изучению нацио­нального культурного наследия, достижений национальной куль­туры;

• проводить массовые мероприятия в области национальной культуры: фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие меро­приятия;

• содействовать организации национального краеведения, ох­ране национальных памятников истории культуры; создавать крае­ведческие, этнографические и иные общественные музеи;

• учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами;

• издавать произведения исторической, художественной, музы­кальной, фольклорной, этнографической литературы на нацио­нальных (родных) и иных языках;

СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965; 2002. № 12. Ст. 1093.

• создавать негосударственные (общественные) образователь­ные учреждения по подготовке творческих работников, педагогиче­ских и иных кадров в области национальной культуры;

• разрабатывать и представлять в соответствующие органы го­сударственной власти, органы местного самоуправления предложе­ния о сохранении и развитии национальной культуры;

• заключать договоры с неправительственными организация­ми, находящимися за пределами Российской Федерации, о куль­турном обмене и сотрудничестве в области сохранения националь­ной культуры.

Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурной автономии, осуществляется за счет средств национально-культурных автономий, их учреждений и ор­ганизаций, частных лиц; федерального бюджета, бюджетов субъек­тов Федерации, местных бюджетов.

В этих целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды. Финансовые средства предостав­ляются национально-культурным автономиям для финансирования общественно значимых программ национально-культурного разви­тия, для осуществления мероприятий в области культуры, образо­вания и благотворительных мероприятий.

Органы местного самоуправления могут передавать националь­но-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям муниципальное имущество в собственность или арен­ду в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации и законодательством субъектов Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.036 с.)