Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-правовой механизм муниципального управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В международной практике территориальной организации местного самоуправления доминирует административно-территориальный принцип. Структура административно-территориального деления зависит от форм государственного устройства. Территория унитарных государств непосредственно делится на административно-территориальные единицы. В федеративном государстве субъекты федерации (штаты, земли, республики) имеют свое административно-территориальное деление. Система местных органов в унитарных государствах относится к компетенции центральной власти, а в федеративных чаще всего к компетенции субъектов федерации. В некоторых странах используется трехуровневая система территориальной организации местного самоуправления. Так, например, во Франции территориальными коллективами, имеющими право избирать органы местного самоуправления, являются (по нисходящей) регионы, департаменты, коммуны. Территориальные границы коммун устанавливаются государством. Они могут подвергаться лишь незначительным корректировкам в соответствии с особой процедурой. Решение выносится органом государственной власти. Численность населения коммуны устанавливается декретом, который публикуется после переписи населения (последний такой декрет, опубликованный в 1990 г., был 32-м по счету). Численность населения имеет для коммуны важные административные последствия: в зависимости от нее государство устанавливает те или иные дотации, определяет их размер, нормы, регулирующие выборы муниципального совета, число советников. Департаменты были созданы в 1791 г. вместо провинций. Они более жестко, чем коммуны, контролируются правительством при помощи префектов. В них сосредоточена основная часть местных служб министерств. Реформы 1982—1983 гг. существенно расширили самостоятельность департаментов. До 1982 г. к их ведению в основном относились дорожная сеть и социальная помощь. В настоящее время они обладают значительными полномочиями в сфере жилищного строительства, транспорта, здравоохранения и образования. Департаменты получили право заключать между собой соглашения для достижения общих целей, контролировать хозяйственную деятельность частных лиц. Самыми крупными административно-территориальными образованиями являются регионы. Они были созданы в 1972 г. До начала 80-х гг. регионы не имели собственных функций по управлению. Им поручалось осуществление отдельных мероприятий (главным образом по развитию экономики) либо государством, либо территориальными коллективами. После реформы 1982 г. регионы получили статус местных сообществ с правом проведения в жизнь мероприятий экономического, социального, научного и культурного развития территорий «при соблюдении целостности, автономии и полномочий департаментов и коммун». Образование регионов было обусловлено необходимостью преодоления препятствий в экономическом и социальном развитии департаментов и коммун, связанных с небольшими размерами этих административно-территориальных единиц. Трехуровневая система территориальной организации местного самоуправления применяется также в Италии (области, провинции, коммуны) и других странах. В большинстве стран, как правило, существует два уровня местного самоуправления — сельские районы (графства, провинции и т.д.) и городские и сельские общины. Так, в США непосредственными административно-территориальными подразделениями штатов являются графства. Они имеют- ся во всех штатах, кроме Коннектикута (упразднены в 1960 г.), Род-Айленда и округа Колумбия. Графства отсутствуют также в отдельных малозаселенных районах Аляски, Монтаны и Южной Дакоты. В Луизиане они называются округами, на Аляске — бороу. Размеры и населения графств варьируются в очень широких пределах. Например, графство Арлингттон в Виржинии занимает всего 26 кв. миль, а округ Северный склон на Аляске имеет около 58 тыс. кв. миль. В графстве Лавинг в Техасе проживает немногим более 100 человек, а графстве Лос-Анджелес в Калифорнии — около 7 миллионов. В большинстве графств проживает приблизительно по 25 тыс. человек. Число графств, приходящихся на один штат, имеет очень широкий диапазон колебаний — от 3 в штатах Делавэр и Гавайи и до 254 — в Техасе. Исторически графства создавались как подчиненные административные подразделения. Они в гораздо большей мере, чем другие административно-территориальные единицы, регламентируются конституциями и законами штатов. В отличие от муниципалитетов большинство графств не наделено правом издания собственных законодательных актов. Инициатива создания графств часто исходит не от населения, а от властей штата. Муниципальным статусом обладают административные единицы, имеющие разные наименования — сити, тауны, бороу и вилид-жи. Реальное значение этих терминов в различных штатах неодинаково, поэтому нельзя провести четкого разграничения между ними. Можно лишь указать на некоторую общую закономерность, которая, однако, нередко нарушается. Статус сити обычно имеют большие и средние города с населением не менее 10 тыс. жителей. Тауны и бороу чаще являются небольшими поселениями, насчитывающими, как правило, не более 10 тыс. жителей. Они могут быть единицами управления небольшими городами, пригородными районами и сельскими поселениями. Вилиджами обычно называются наиболее мелкие муниципалитеты как в сельской местности, так и в пригородах больших городов. Объем полномочий у таунов и бороу меньше, чем у сити. Еще меньше он у вилиджей, имеющих более простую систему управления. Процесс образования муниципалитетов (инкорпорация) максимально упрощен. Для инкорпорирования необходимо выполнить следующие условия (кроме указанной выше минимальной численности населения). Во-первых, должна быть составлена петиция от жителей с просьбой об инкорпорировании, содержащая указание границ и численности населения. Под петицией требуется собрать подписи от определенной части жителей поселения, имеющих право голоса (обычно 20 — 25% от их общего числа). Во-вторых, необходимо провести общее голосование в поселении. Муниципалитет образуется только в том случае, если за это высказалось большинство голосующих. Если предложение отвергается, то следующие попытки инкорпорирования могут быть предприняты только через определенный, установленный властями штата период времени. В-третьих, секретарь штата должен официально удостоверить итоги голосования и соответствие инкорпорируемой территории установленным требованиям. Подавляющее большинство муниципалитетов (за исключением нескольких десятков «независимых» городов и городов-графств) входит в состав графств. Отношения муниципалитетов с графствами не строятся на началах соподчинения. Муниципальные корпорации формально являются самоуправляющимися единицами, подконтрольными только властям штата. Но в осуществлении некоторых функций местного управления и полномочий, делегируемых штатами, графствам принадлежит доминирующая роль. Необходимо отметить, что административно-территориальный принцип организации местного самоуправления хотя и доминирует, но все же не является единственным. Так, например, в США функционируют школьные и специальные округа. Школьные округа традиционно выделяются в особую группу территориальных органов управления. В них создаются избираемые населением советы, которые обладают правами взимать специальный поимущественный налог для финансирования строительства и содержания школ, получать и распоряжаться федеральными и штатными субсидиями на развитие образования, нанимать преподавательский состав и под общим контролем штата и графства заниматься всеми практическими вопросами организации школьного образования. Специальные округа по функциональному признаку делятся на 19 типов. В число наиболее распространенных входят пожарные (4187), водоснабжения (2480), по охране почв (2431), жилищного строительства (2408), дренажные (2255), санитарные (1610). Очень распространены также округа по дорожному строительству, общественному транспорту, ирригации и охране вод, энергоснабжению, здравоохранению, рекреации и другие. Абсолютное больший- ство специальных округов (93,3%) являются строго целевыми по / своему назначению. Границы округа часто пересекаются с границами других округов и административно-территориальных единиц. В некоторых странах не во всех административно-территориальных единицах существуют органы местного самоуправления. Например, во Франции они отсутствуют в округах и кантонах, в Германии — в правительственных округах. В Великобритании Акт о местном управлении 1985 г. упразднил органы местного самоуправления Большого Лондона и метрополитенских графств в Англии. Кроме того, не существует советов графств в Северной Ирландии. Определяющим признаком местного самоуправления является наличие выборных представительных органов. Так, во Франции представительным органом коммуны является муниципальный совет. Число муниципальных советников колеблется в зависимости от численности населения коммуны: — 9 человек для коммун численностью менее 100 жителей; — 25 для коммун численностью от 2500 до 3499 жителей; — 53 для коммун численностью от 80 тыс. до 99 999 жителей; — 69 для коммун численностью от 300 тыс. жителей и выше (за исключением Парижа, Лиона и Марселя); — Париж: 163 советника; — Марсель: 101 советник; — Лион: 73 советника. Муниципальные советники избираются на шестилетний срок. При этом переизбирается весь состав муниципального совета. Муниципальный совет избирает из своего состава постоянные или временные комиссии. Они обеспечивают непрерывность в работе советов в период между сессиями. Кроме того, комиссии изучают конкретные вопросы, прежде чем они выносятся на сессию, и вырабатывают по ним рекомендации. Руководящим органом департамента является Генеральный совет. Советники избираются на шестилетний срок. При этом каждые три года проводится переизбрание не менее половины депутатов. Это позволяет избегать резких перемен, возможных при полном обновлении. Генеральный совет из своего состава избирает бюро, председателя, его заместителей сроком на три года. Генеральный совет является постоянно действующим органом. Представительным органом региона является Региональный совет, который полностью обновляется один раз в шесть лет. В США выборные муниципальные органы действуют в графствах, городах, таунах, тауншипах и вилиджах. Средняя численность городских советов в США составляет 5 — 7 членов (63% муниципалитетов имеют от 5 до 10 депутатов, около 28% — менее 5 депутатов, 9% — более 10 депутатов). Исключение составляют некоторые крупные города. Например, в городском совете Чикаго — 50 советников, Кливленда — 33, Нью-Йорка — 25. Муниципальные советы графств, как правило, насчитывают 3 — 5 членов, иногда встречаются советы из 9 и совсем редко — 30, 50 и более человек. Так, население крупнейшего графства Лос-Анджелес в Калифорнии представлено советом из 5 депутатов (на одного члена совета приходится более миллиона граждан). Советы специальных округов обычно состоят из 3 — 5, очень редко 7 членов. В прошлом численность муниципальных советов в США была большей. В отдельных случаях они насчитывали свыше 200 человек. В настоящее время коллегия из 15 советников считается уже большой. В Германии представительным органом общины является совет (общинное представительство). Количество членов в нем зависит от численности населения: в общинах с населением до 1 тыс. человек избирается 8 членов, до 3 тыс. — 14, до 5 тыс. — 16 и т.д. Максимальное количество членов общинного совета 80 человек (если жителей более 1 млн.). В Италии представительным органом местного самоуправления в общине является общинный совет. Он избирается сроком на 5 лет в количестве от 15 до 80 депутатов (в зависимости от численности населения). Провинциальный совет избирается населением провинции на 5 лет в количестве от 24 до 45 членов (в зависимости от численности населения). Представительным органом самоуправления области является областной совет, который избирается гражданами тайным голосованием. Количество депутатов в зависимости от численности населения области колеблется в пределах от 30 до 80 человек. Областной совет избирает бюро в составе председателя, двух его заместителей и двух секретарей, трех контролеров и постоянные комиссии. В Болгарии представительным органом местного самоуправления является общинный совет. Число депутатов общинного совета зависит от количества жителей общины — от 9 (до 1000 жителей) до 65 (свыше 100 тыс. жителей) человек. Столичный общинный со- вет состоит из 101 советника. Из своего состава общинный совет / тайным голосованием избирает председателя, постоянные и временные комиссии. В Польше представительным органом гмины является совет. В 1 него входят избранные населением прямыми выборами депутаты в количестве от 15 (в гминах с населением до 4 тыс. жителей) до 45 (с населением до 200 тыс. жителей). Каждые следующие 100 тыс. жителей дают право увеличивать количество депутатов на 5 человек, однако общее количество депутатов совета гмины не должно превышать 100 человек. Срок полномочий совета — 4 года. Совет гмины избирает из своего состава председателя и 1 — 3 вице-председателей. Выборы проводятся путем тайного голосования. На территории воеводства гмины образуют представительный орган, получивший название самоуправляющегося сеймика. Выборы делегатов в сеймик проводят советы гмин тайным голосованием из состава своих членов (в гминах с населением до 20 тыс. жителей — одного делегата, до 50 тыс. жителей — 2, до 100 тыс. — 3, более 100 тыс. — по 1 дополнительному делегату на каждые 100 тыс. жителей). Основной формой работы представительных органов являются сессии (очередные и внеочередные). Частота их проведения неодинакова. Так, в США муниципальные советы крупных городов обычно заседают еженедельно, а в небольших поселениях — раз или два в месяц. Такова же периодичность заседаний советов графств, таунов и тауншипов. В Великобритании закон предусматривает для муниципальных советов минимум 4 заседания в год. Советы графств заседают чаще, обычно 6 раз в год, прочие советы — ежемесячно. Во Франции муниципальные советы и Генеральные советы департаментов обязаны собираться не менее четырех раз в год. Сессия муниципального совета, посвященная принятию бюджета, длится шесть недель, прочие — 15 дней. В некоторых небольших городах советы собираются ежемесячно только для того, чтобы рассмотреть (утвердить или отвергнуть) решения, принятые на бюро совета и мэром. Бюро совета собирается еженедельно для оперативного решения текущих вопросов. В Японии советы собираются на очередные сессии 4 раза в год. В марте, когда утверждается проект местного бюджета, сессия длится от 20 до 28 дней. Продолжительность остальных — в среднем 10 дней. В Италии муниципальные советы обязаны собираться не реже двух раз в год. Собрание коммунальных уполномоченных в Швеции заседает один раз в месяц. Применяются разнообразные способы голосования — поднятием руки, поименное, тайное с помощью бюллетеней и др. В США заседания муниципальных органов проходят открыто для всех. Каждый житель по предварительной заявке может на них выступить. Для информирования населения используются специальные бюллетени и кабельное телевидение. Во Франции на заседание сессии может прийти (правда, без права на выступление) любой гражданин. Перед каждым заседанием развешиваются афиши с повесткой дня. Гласность работы обеспечивается также при помощи издаваемого советом ежемесячного журнала, в котором сообщается о проделанной и предстоящей работе. В Великобритании накануне сессии вывешиваются объявления, информирующие население о дате ее проведения, а иногда и о повестке дня. Издается также бесплатная газета (до 15 страниц), в которой публикуются финансовые отчеты, результаты контрольных проверок работы различных коммунальных служб, сообщения об общественных мероприятиях. Народные избранники в Германии, Норвегии и ряде других стран работают на общественных началах. Во Франции депутаты совмещают свою деятельность в муниципальном совете с основной работой по специальности. Только мэр работает постоянно. Его заместители освобождаются для исполнения своих обязанностей в муниципалитете только на один день в месяц. Муниципальный совет может (но не обязан) устанавливать своим членам плату. В Великобритании советники не получают жалованья. Считается, что депутаты избираются в совет не зарабатывать, а служить интересам территории. Депутатскую деятельность они совмещают с основной профессией. Правда, советники могут претендовать на единообразную налоговую льготу или на возмещение финансовых потерь, вызванных их деятельностью в совете. Они также имеют право на оплату транспортных и командировочных расходов (кроме членов приходских советов в пределах своих территорий). В Японии, напротив, депутатам выплачивается ежемесячное жалованье. Например, советники средних городов получают зарплату в размере 440 тыс. иен (это примерно на 1/3 выше среднемесячной зарплаты по стране). Помимо этого, каждый из них получает 260 тыс. иен на «исследовательскую работу» и 120 тыс. иен на «ознакомительные поездки» в другие префектуры и города. В дни сессии советникам начисляются суточные в размере 2 тыс. иен (приблизительная стоимость завтрака и обеда). При этом не запрещается заниматься предпринимательской деятельностью или иметь другие частные заработки. Оплата деятельности муниципальных советников предусмотрена в США и ряде других стран в виде еже- / годных выплат определенных сумм или пособия за посещение заседаний совета. Для современного муниципального управления характерно со- (единение выборных органов с развитым административно-управленческим аппаратом. Аппарат муниципалитетов превратился к настоящему времени в одно из крупнейших звеньев управленческого механизма. Так, в США на муниципальной службе находится 6407 тыс. человек (55,8% общего числа наемных работников государственного сектора). Из каждых 10 тыс. всех наемных работников страны 268 заняты в сфере муниципального управления. В местном управлении Великобритании заняты 2344 тыс. наемных работников (10,4% работающего населения). Таким образом, местное самоуправление является крупнейшим работодателем. В США и Великобритании оно нередко характеризуется как «крупнейший бизнес современности», это относится и к муниципальным системам других развитых стран. В США основные требования организации муниципального аппарата содержатся в конституциях, муниципальных и административных кодексах штатов. Однако муниципалитеты, имеющие хартии самоуправления, располагают возможностью выбора организационных вариантов исполнительного механизма. В Великобритании законодательство определяет, какие административные должности обязательны для муниципалитетов того или иного вида. Создание других административных подразделений производится, как правило, с одобрения соответствующих министерств по усмотрение самих муниципальных органов, кроме приходских. Ведущими началами в строении муниципального административного аппарата являются его отраслевая (линейная) и функциональная департаментализация. Департаменты и приравненные к ним органы образуются для управления отдельными отраслями или группами отраслей муниципальной деятельности. Число и виды этих подразделений варьируются по видам и ступеням органов местного самоуправления. Так, в городах Германии структура органов исполнительной власти построена на единых для всех земель принципах. Администрация делится на департаменты, имеющие унифицированную нумерацию. Во главе каждого департамента стоят избранные или назначенные (в зависимости от типа органа управления) руководители. Каждый департамент имеет свою структуру, которая в разных городах может различаться. Наиболее типичными подразделениями городской администрации являются следующие органы. 1. Департамент общего управления — ведомство городского совета и его председателя — проводит подготовку к проведению заседаний совета и его комиссий, руководит работой администрации по выполнению их решений. Включает следующие службы: — главное ведомство — решает основные организационные вопросы; — управление кадрами — руководит кадровой политикой и делопроизводством, занимается поиском рабочих мест, увольнением и перемещением по службе, заработной платой и вознаграждением служащих; — ведомство информации — руководит пресс-службой, заботится об имидже города, информирует общественность о решениях совета и его планах, готовит и обслуживает конгрессы, съезды, публичные мероприятия, выпускает проспекты, схемы города, плакаты, организует экскурсии; — служба статистики — собирает и обобщает периодические и разовые статистические данные по всем основным параметрам городского развития (в том числе по результатам выборов, демографии, экономике, здравоохранению, культуре и т.д.); — ведомство ревизии — контролирует использование бюджетных средств, проверяет предоставление государственных заказов и годовую отчетность (подчиняется непосредственно совету города); — городской архив — хранятся документы, карты, планы, фотографии, фильмы, видеокассеты, газеты, брошюры (в ряде городов к нему относится и городская историческая библиотека). 2. Департамент финансов — руководит финансовой деятельностью городских органов. Включает следующие службы: — городское казначейство — управляет казной, готовит бюджетный план, охватывающий все доходы и расходы города, определяет инвестиционную политику, готовит финансовый годовой отчет; — городская касса — несет ответственность за финансовые операции города; — налоговое ведомство — учитывает и взимает налоги (промысловые, поземельный, налог на доходы со зрелищных и увеселительных мероприятий, налог на содержание собак, налоги на сточные воды, уборку улиц, вывоз мусора и др.); — ведомство по недвижимости —- занимается приобретением земельных участков, необходимых для строительства школ, детских игровых площадок, парков, культурных и социальных учрежде- ний, предоставлением земельных участков личным или обществен- / ным застройщикам в целях улучшения городской инфраструктуры и стимулирования предпринимательской активности (для достижения этих целей практикуются такие методы, как ограничение прав I на земельные владения через завершение арендных договоров или ' договоров на временную передачу земли в право пользования); — ведомство обновления города и землеустройства осуществляет работы по управлению процессом использования, восстановления и поддержания городских земель. 3. Департамент безопасности и поддержания порядка — обеспечивает соблюдение правовых норм, осуществляет меры по поддержанию общественного порядка. В его состав входят следующие службы: — правовое ведомство — осуществляет юридическое обслуживание городских органов, ведение судебных процессов, страхование городской собственности, мировое посредничество, уголовное преследование нарушений юридических предписаний по регистрации продукции или загрязнению города, подготовку выборов мировых судей, обработку данных по нарушению общественного порядка (особенно в дорожно-транспортной сфере); — дорожно-транспортное ведомство — осуществляет допуск автомобилей к эксплуатации, контроль за безопасностью движения, выдачу водительских прав, обучение вождению; — ведомство общественного порядка — занимается борьбой с эпидемиями, обустройством психиатрических клиник, эксплуатационным обслуживанием печных труб, гражданской обороной, чисткой гаваней, использованием общественных путей передвижения, защитой потребителя при открытии кафе, игровых залов, контролем за выставками, специальными и ходовыми ярмарками; — адресный стол и бюро прописки — ведут регистрацию и прочие дела, связанные с пропиской и установлением гражданской принадлежности, работу с иностранцами, занимаются предоставлением убежища; — ведомство гражданских состояний — протоколирует все значимые события в жизни человека и выдает свидетельства и грамоты, их удостоверяющие; — пожарная команда — включает отдел управления, подготовки, техническую службу и противопожарную охрану. 4. Департамент культуры и образования — делится на ряд ведомств в соответствии с расположенными в городе институтами и учреждениями образования и культуры: — школьное ведомство — решает задачи по реализации плана школьного образования, расширению и перестройке школьных зданий, спортивных залов, подготовке учителей и учебных средств, проведению педагогических и информационных мероприятий и т.п.; рт бюро и институты — осуществляют управление высшими и другими учебными заведениями, музеями, библиотеками, музыкальными школами, театрами. 5. Департамент по делам молодежи, здравоохранения и социальным проблемам. Включает следующие службы: — ведомство социального обеспечения — оказывает помощь престарелым, тяжелобольным, жертвам войны, бездомным; — служба по делам молодежи — осуществляет работу с молодежью (забота о детях, посредничество в усыновлении, юридическая помощь и т.д.); — спортивное ведомство — управляет работой спортивных сооружений, организует проведение массовых спортивных мероприятий; — ведомство здравоохранения — осуществляет следующие функции: охрана здоровья населения, оказание медицинской помощи, проведение врачебного освидетельствования и экспертизы, управление институтом правовой медицины и службой социальной психиатрии, институтом гигиены и службой медицинских исследований, службой химической и продовольственной проверки; — ведомство компенсации и страхования — гарантирует возмещение имущественных убытков по причинам войны, изгнания и бегства, осуществляет страхование граждан по болезни и от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих и служащих. 6. Департамент строительства включает следующие службы: — ведомство управления строительством; — ведомство городского планирования; — землемерное ведомство; — строительный надзор; — жилищное ведомство; — высотное строительство; — «низкое» строительство; — служба озеленения. Департамент управления общественными службами и департамент экономики и транспорта имеют существенно различающуюся в разных городах структуру (особенно департамент экономики и транспорта, связанный со спецификой городского хозяйства). Анализ деятельности основных административных учреждений позволяет сделать вывод о наличии в Германии четко организован- ной и достаточно унифицированной системы городской исполни-тельной власти. В Великобритании муниципалитеты графств и городов-графств образуют в среднем по 16 департаментов; муниципалитеты неграф-ских городов и округов — 4 — 6. Обязательными для графств, городов и округов является назначение клерка, казначея, руководителей медицинской службы и просветительных учреждений; санитарного инспектора, главного констебля. Эти лица являются главами соответствующих департаментов. Однако в крупнейших муниципалитетах существует более мелкое департаментское деление; например, создаются отдельные департаменты жилищ, дорожного хозяйства, транспорта, социального обслуживания, музеев и т.д. Обычными для них являются департаменты планирования и общественного снабжения (ведают закупками и поставками оборудования и материалов для всех муниципальных служб). В ряде муниципалитетов имеются самостоятельные юридические департаменты. Широкое распространение получили муниципальные «бюро организации и методов» в составе одного или нескольких квалифицированных специалистов по организации управления, занимающихся проблемами модернизации структуры муниципалитета и методов деятельности его служб, разработкой методики решений различных управленческих задач. При разработке проектов и программ в области капиталовложений, использования материально-финансовых и трудовых ресурсов, развития населенных пунктов крупные муниципалитеты прибегают к математическим методам анализа, используя собственные вычислительные центры и платные услуги частных фирм. В США типичными отраслевыми органами муниципалитетов графств, крупных и средних городов являются следующие департаменты: полиции, общественных работ, коммунального хозяйства, просвещения, здравоохранения, социального обслуживания, парков и развлечений, пожарной охраны. Функциональное звено исполнительного аппарата обычно включает департаменты финансов, юстиции и кадров. В небольших городах и тауншипах нередко образуются лишь два департамента — общественных работ и финансов (или секретариат во главе с клерком). Практикуется объединение двух или более департаментов под руководством одного лица, например, директор департамента общественных работ возглавляет и департамент коммунального хозяйства. В США широкое распространение получили коллегиальные административные органы — комитеты и комиссии. Они во многом аналогичны комиссиям муниципальных советов, но входят в состав исполнительного аппарата. Комитеты и комиссии комплектуются на двухпартийной или непартийной основе. Их члены обычно назначаются на долгий срок с применением принципа частичного обновления состава. Досрочное смещение с должности в этих органах крайне затруднено. В одних случаях комитет или комиссия сосуществует с соответствующим департаментом, будучи его коллегиальным шефом (председатель этой коллегии нередко назначается и начальником департамента). В других случаях комитет или комиссия имеет собственный аппарат, самостоятельно осуществляя управление той или иной сферой муниципальной деятельности. Кроме того, в США мэры и управляющие нередко имеют личные секретариаты (из специалистов и доверенных помощников), осуществляющие консультативные и подготовительные функции при разработке долгосрочных программ. В их составе создаются группы системного анализа, бюджетные бюро, органы, ведающие контактами с прессой и населением. Перестройка и перевооружение администрации муниципалитетов на базе современных организационных теорий и новейших методов менеджмента, внедрение научных требований в организацию управления способствуют ее эффективности. Формирование кадров аппарата местного управления, регулирование правового положения и условий труда муниципальных служащих осуществляется на основе правовых норм и организационных установлений, охватываемых институтом муниципальной службы. Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется государственными органами и муниципалитетами. Так, в США вопросы формирования кадров муниципального аппарата и правового положения органов местного самоуправления регламентируются конституциями и законами штатов, а также хартиями муниципалитетов. Косвенное, но весьма заметное влияние на содержание этих актов оказывает федеральное законодательство, которое ставит предоставление муниципалитетам федеральных субсидий по различным программам экономических и социальных мероприятий в зависимость от принятия этими органами определенных критериев организации муниципальной службы. В Великобритании правовой статус и оплата труда муниципальных чиновников регулируются законами, а также в известных пределах самими местными властями. Специфической особенностью британской системы регулирования является участие в ней профессиональных организаций: Ассоциации государственных и муниципальных чиновни- ков (НАЛГО), охватывающей 90% служащих местного управления;; Национального союза государственных и муниципальных рабочих, охватывающего 770 тыс. рабочих органов местного управления; профсоюзов учителей, пожарных и некоторых других. Их предста- • вители на паритетных началах с представителями муниципальных властей входят в общегосударственный национальный объединенный совет по вопросам административной, профессионально-технической и конторской службы, который разрабатывает предложения о системе подбора, подготовки, классификации и оплаты муниципальных чиновников, и в его местные филиалы, рассматривающие конфликты между органами местного самоуправления и их штатным персоналом. В ряде стран имеются специализированные органы, ведающие кадровыми вопросами. Так, в США — это муниципальные комиссии гражданской службы, подчиненные муниципальным советам или непосредственно главам муниципальных администраций, и департаменты кадров; в Великобритании — комитеты муниципальных советов по вопросам кадров. Важнейшими обязанностями этих органов являются разработка схем классификации служащих и схем должностных окладов, осуществление совещательных или распорядительных полномочий по отбору кандидатов и назначению на вакантные должности, рассмотрение трудовых конфликтов в муниципальном аппарате. В США мелкие муниципалитеты нередко лишены собственных кадровых служб, функции которых осуществляются комиссиями и департаментами гражданской службы штатов. В Великобритании к муниципальным органам управления кадрами примыкают местные филиалы Национального объединенного совета и других подобных организаций, которые служат инструментом для ведения переговоров и предотвращения конфликтов. В США согласно действующей схеме Международной ассоциации городских управляющих выделяется шесть классов муниципальных служащих: — общий административный, охватывающий управляющих и их непосредственных помощников; — специальный административный, охватывающий руководителей департаментов и их помощников; — класс функциональных специалистов, в который входят ведущие специалисты департаментов, например инженеры, медики и пр.; — смешанный, охватывающий чиновников ниже уровня начальников бюро и секций департаментов; — класс исполнителей низшего ранга; — класс секретарей и конторских служащих. В каждом классе выделено несколько подклассов, которые, в свою очередь, подразделяются на ступени. Продвижение чиновника по служебной лестнице на вышестоящую ступень, в вышестоящий подкласс и класс приводит к определенному повышению его заработка. Каждый класс в муниципальных классификационных схемах охватывает должностные позиции в различных отраслях местного управления, которые определяются по признакам сходства, степени сложности и ответственности функций, выполняемых чиновниками данного класса. В Великобритании, как и в США, классификационные схемы принимаются самими муниципалитетами. Однако они в основном строятся по единой модели, рекомендованной Национальным объединенным советом. В британской схеме высшим классом является класс администраторов и специалистов, затем следуют смешанный класс чиновников, совмещающих функции специалистов с канцелярскими обязанностями, высший канцелярский и низший — общий класс исполнителей, осуществляющих узкий круг обязанностей в рамках указаний начальников. Особая классификационная схема существует для муниципальных рабочих. Споры по вопросам классификации служащих рассматриваются местными отделениями Национального объединенного совета. Порядок назначения служащих муниципального аппарата дифференцирован в зависимости от характера замещаемых должностей. Так, в США назначение на высшие должности составляет прерогативу «сильных» мэров и управляющих, а в муниципалитетах со «слабым» мэром — самих муниципальных советов, которые обычно следуют рекомендациям своих исполнительных органов. Назначение сотрудников департаментов осущест
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.85.96 (0.016 с.) |