Отчет об исполнении бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчет об исполнении бюджета.



Местная администрация должна регулярно отчитываться перед представительным органом о процессе исполнения бюджета. Отчет­ность может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и го­довой, и порядок ее представления определяется положением о бюджетном процессе или другими муниципальными правовыми ак­тами. Годовой отчет составляется в соответствии с той же структу­рой, что и бюджет, и подлежит внешней проверке соответствующих контрольных органов, созданных представительным органом мест­ного самоуправления. Отчет подлежит рассмотрению и утвержде­нию представительным органом в форме решения. При выявлении нарушений бюджетного законодательства представительный орган вправе отклонить отчет. Представительный орган вправе обра­титься в прокуратуру для проверки обстоятельств нарушения и привлечения к ответственности виновных лиц. Более того, при серьезных нарушениях представительный орган вправе возбудить процедуру недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц.

глава

ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Общественные объединения

и некоммерческие организации

в системе местного самоуправления

Во все времена люди самоорганизовывались и объединялись в различные коллективы для самостоятельного осуществления своих насущных забот и интересов, обеспечения своей жизнедеятельно­сти.

Развитая система общественных объединений — неотъемлемый элемент народовластия, становления и развития местных сообществ. С их помощью граждане могут не только совместно решать общие задачи, удовлетворять и защищать свои интересы в сфере политики, экономики, культуры, общественной жизни, но и эффек­тивно влиять на формирование и деятельность государственных и муниципальных институтов.

Правовой основой образования и деятельности многообразных общественных объединений является конституционное право каж­дого человека на объединение, на свободу деятельности обществен­ных объединений (ст. 30 Конституции РФ), которое конкретизиру­ется в целом ряде федеральных законов.

Общественное самоуправление — это проявление обще­ственной активности граждан, формы коллективного объединения людей, посредством которых они осуществляют собственные ини­циативы, добровольно и безвозмездно участвуют в решении кон­кретных дел местных сообществ. Оно представляет собой систему общественной деятельности и управления общественными делами, построенную на основе самоорганизации, самодеятельности и само­регулирования.

Общественное самоуправление - это одна из разновидностей и производных народовластия и в то же время важный фактор его становления и развития.

На каждом этапе исторического развития меняются характер и масштабы общественного самоуправления граждан. Благоприятные объективные и субъективные факторы функционирования народо­властия способствуют росту общественной активности, политиче­ского сознания и политической культуры населения и как следст­вие оказывают продуктивное влияние на развитие общественного

самоуправления.

В современной России почти не применяется термин «само­управление». Чаще всего используются понятия «местное самоуправ­ление» и «территориальное общественное самоуправление».

Понятия «местное самоуправление» и «общественное самоуправ­ление» не тождественны. Местное самоуправление -- это форма прежде всего публичной власти населения по решению непосредст­венно или через органы местного самоуправления вопросов местно­го значения. Общественное самоуправление — это самоорганиза­ция, самодеятельность граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив и общих интересов.

Общественное самоуправление можно подразделить на ряд ви­дов. Следует различать, в частности, такие его основные виды, как

профессиональное, социальное, территориальное, политическое, по интересам.

По целям, ради достижения которых они создаются граждана­ми и (или) юридическими лицами, их можно подразделить на четы­ре группы: для осуществления общественно полезных целей в раз­личных областях жизнедеятельности людей, для участия в полити­ческой деятельности, для удовлетворения своих потребностей, для благотворительной деятельности.

Общественные объединения и организации хотя и создаются гражданами в порядке самоорганизации, самодеятельности и само­регулирования, однако могут образовываться и действовать только в рамках соответствующих федеральных и региональных законов и разработанных на их основе собственных уставов.

Так, правовое положение общественных объединений, создан­ных по инициативе граждан, за исключением религиозных органи­заций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими не­коммерческих союзов (ассоциаций), регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»1, Гра­жданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Под общественными объединениями понимается доб­ровольное, самоуправляемое, некоммерческое форми­рование, созданное по инициативе граждан (не менее трех физических лиц), объединившихся на основе общ­ности интересов для реализации общих целей, указан­ных в его уставе. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: обществен­ная организация, общественное движение, общественный фонд, об­щественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Политическая партия -- это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в поли­тической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических ак­циях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и в органах местного самоуправления.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение в политические партии и

1 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 2002. № 11. Ст. 1018; № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029.

 

особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от Ц июля 2001 г. «О политических партиях»1.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссий­ские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Местное общественное объединение это объединение, деятельность которого в соответствии с его ус­тавными целями осуществляется в пределах муниципального об­разования. Таким образом, на территории муниципального обра­зования могут одновременно действовать как местные обществен­ные объединения, так и организации, отделения федеральных, межрегиональных и региональных общественных объединений. Наличие в муниципальном объединении дееспособных, автори­тетных общественных объединений — непременное условие для формирования дееспособного местного сообщества и развития на­родовластия.

Важную роль в этом процессе играют органы обществен­ной самодеятельности. Это не имеющие членства обществен­ные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа обще­ственной самодеятельности по месту его создания. К ним относятся органы территориального общественнного самоуправления населе­ния (домовые комитеты, советы и комитеты микрорайонов, жилищ­ных комплексов, поселков, сельских поселений), родительские ко­митеты, комитеты по защите прав потребителей, советы библиотек и клубов, штабы по охране общественного порядка, добровольные пожарные дружины и т. д. Вопросы, связанные с территориальным общественным самоуправлением, рассматриваются в следующем параграфе.

Все более активные позиции занимают профсоюзы и другие профессиональные общественные объединения. Профессио­нальное общественное самоуправление это самооргани­зация граждан в профессиональные, трудовые, творческие, науч­но-технические союзы и коллективы как по месту работы и службы, так и в пространственных сообществах граждан. Оно реализуется в формах профессиональных союзов, советов трудовых коллективов,

1 СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; 2003. № 26. Ст. 2574.

творческих и научно-технических союзов и других организаций. Правовое регулирование их деятельности осуществляется соответ­ственно на основе федеральных законов от 12 января 1996 г. «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» *, «О некоммерческих организаци­ях» от 12 января 1996 г.2.

Профсоюзы, являясь добровольными общественными объедине­ниями граждан, связанных общими производственными, профес­сиональными интересами по роду их деятельности, создаваемыми в целях представительства и. защиты их социально-трудовых прав и интересов, являются самым массовым отрядом общественного само­управления.

В системе общественных объединений широко представлены объединения социального профиля. Социальное обществен­ное самоуправление — это самоорганизация граждан в различ­ные потребительские товарищества и кооперативы на основе общ­ности интересов для реализации общих целей в области жилищ­но-коммунальных, культурно-бытовых и иных социальных вопро­сов. На местах в настоящее время действует огромное множество самоуправленческих объединений, созданных гражданами ради удовлетворения своих потребностей. Среди них наиболее массовое развитие получили садово-огороднические товарищества, жилищ­но-строительные и дачные кооперативы, гаражные и лодочные коо­перативы, потребительские общества, товарищества собственников жилья. В наше время в них сильнее развиты взаимопомощь и само­управление. Объясняется это во многом условиями жизни и жиз­ненной необходимостью.

Потребительские кооперативы создаются на основе доброволь­ности; членства, порождающего права, обязанности и ответствен­ность как пайщиков, так и самого кооператива; объединения члена­ми кооператива своих имущественных взносов (паев) для создания кооператива и в качестве основного источника финансирования его Деятельности; некоммерческого характера деятельности, служащей исключительно цели удовлетворения материальных и иных потреб­ностей пайщиков; свободы выхода из кооператива с возвращением паевого взноса; наличия у кооператива правоспособности юридиче­ского лица.

1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2003. № 27. Ст. 2700.

2 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 2002. № 12. Ст. 1093; № 52. Ст. 5141.

 

Многие органы местного самоуправления, руководствуясь принципами удовлетворения интересов и потребностей населения, активно содействуют таким объединениям и кооперативам: выделя­ют землю, оказывают помощь в строительстве дорог и электрифи­кации, помогают организовать торговое и медицинское обслужива­ние, заботятся об охране общественного порядка.

Отношения, возникающие в сфере потребительской коопера­ции, давно являются объектом гражданско-правового регулирова­ния. В настоящее время помимо Гражданского кодекса РФ регули­рование деятельности потребительских обществ и их союзов осуще­ствляется Законом РФ «О потребительской кооперации (потреби­тельских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в ред. от 11 июля 1997 г.1. По отношению к другим кооперативам приме­няются общие правила ГК РФ (ст. 116) и другие законы, типовые уставы, регулирующие особенности создания и деятельности от­дельных видов потребительских кооперативов.

Так, садоводческие, огороднические и дачные объединения гра­ждан, которые могут быть созданы в форме товарищества, потреби­тельского кооператива или некоммерческого партнерства, регули­руются Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г.2. Образование и деятельность товариществ собственников жилья регулируются Федеральным законом «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г.3.

Формой общественного самоуправления являются и различные фонды. Фонд — это некоммерческая организация, не имею­щая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими ли­цами на основе добровольных имущественных взносов, преследую­щая социальные, благотворительные, культурные, образователь­ные и иные общественно полезные цели.

По содержанию правоспособности от указанных фондов следу­ет отличать фонды, выполняющие функции государственного управления, которые являются государственными учреждениями, например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ.

1 СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3306; 2002. № 12. Ст. 1093.

2 СЗ РФ. 1998. 16. Ст. 1801; 2002. № 12. Ст. 1093.

3 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963; 2002. № 1 (часть 1). Ст. 2; № 12. Ст. 1093.

Среди мотивов создания различных объединений общественно­го самоуправления граждан выделяются, с одной стороны, часто неэффективность существующих организационных структур как государственных, так и муниципальных, а с другой — открываю­щаяся для людей возможность реализовать накопленный социаль­ный потенциал.

По данным Ф. Бородкина, к концу 1996 г. в России было заре­гистрировано в качестве юридических лиц более 400 тысяч негосу­дарственных организаций. На душу населения их приходится не меньше, чем в любой другой стране мира, за исключением, быть мо­жет, США. Однако экспертные оценки, произведенные в несколь­ких регионах России, включая Москву, показывают, что действи­тельно активно работают 15 — 20% зарегистрированных негосудар­ственных организаций (из их числа исключаются политические, религиозные и спортивные организации). В среде этих организа­ций около четверти руководителей регулярно получают вознаграж­дение за свою деятельность1.

По данным Аринина А.Н., в 2001 г. действовало 300 тысяч не­государственных некоммерческих организаций, охватывающих свыше 3,5 миллиона активных граждан2.

Из приведенных данных видно, что число некоммерческих ор­ганизаций, к сожалению, пока еще не растет, а снижается. Однако многие из них постепенно становятся серьезной созидательной си­лой, их услугами при решении своих жизненных проблем пользует­ся значительное число россиян.

Местные общественные объединения и некоммерческие органи­зации, главные функции которых сводятся к удовлетворению по­требностей местного населения и решению местных задач, являют­ся по своему существу функциональными элементами народовла­стия в системе местного самоуправления, а в своей совокупности — основой народовластия на местах.

Народовластие, будучи одной из главных основ местного само­управления, налагает на его органы и должностных лиц обязан­ность всемерно развивать и стимулировать общественное само­управление в различных его формах. Об этом много и часто гово­рится и пишется. Однако следует признать, что в большинстве муниципальных образований уровень общественного самоуправле­ния пока крайне низок.

Бородкин Ф. Родится ли из созвучий единая мелодия? // Муниципаль­ная власть. 1998. № 2. С. 6.

2 См.: Выборы. Законодательство и технологии. 2001. № 7-8. С. 7-8.

 

& 2 Национально-культурные автономии

Национально-культурная автономия в Российской Федерации это форма национально-культурного самоопреде­ления, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этниче­ским общностям, на основе их добровольной самоорганизации в це­лях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурные автономии могут быть местными (го­родскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными,

федеральными.

Национально-культурная автономия основывается в соответст­вии с Федеральным законом от 17 июня 1996 г. «О националь­но-культурной автономии»1 на принципах: свободного волеизъяв­ления граждан при отнесении себя к определенной этнической общ­ности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; соче­тания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различ­ных этнических общностей; законности.

Право на национально-культурную автономию не является пра­вом на национально-территориальное самоопределение. Осуществ­ление права на национально-культурную автономию не должно на­носить ущерб интересам других этнических общностей.

Национально-культурная автономия имеет право:

• получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для со­хранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

• обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, пред­ставляя свои национально-культурные интересы;

• создавать средства массовой информации в порядке, установ­ленном законодательством РФ, получать и распространять инфор­мацию на национальном (родном) языке;

• сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965; 2002. № 12. Ст. 1093.

 

• следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

• создавать образовательные и научные учреждения, учрежде­ния культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;

• участвовать через своих полномочных представителей в дея­тельности международных неправительственных организаций;

• устанавливать на основании законодательства РФ и поддержи­вать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с граж­данами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

Местные национально-культурные автономии учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных обще­ственных объединений. Национально-культурные автономии обра­зуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются националь­но-культурными автономиями самостоятельно в соответствии с за­конодательством РФ об общественных объединениях.

Государственная регистрация, а также реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом об общественных объединениях. Для ее регистрации должны быть представлены до­кументы, подтверждающие, что не менее чем за 3 месяца до прове­дения учредительного собрания (конференции, съезда) в средствах массовой информации или иными способами были сделаны сообще­ния о предстоящем учреждении национально-культурной автоно­мии.

При органах местного самоуправления соответствующих муни­ципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культур­ных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурной автономии, осуществляется за счет средств Национально-культурных автономий, их учреждений и организа­ций, частных лиц; федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.

В этих целях могут формироваться специальные федеральные, Региональные и местные фонды. Финансовые средства предоставляются национально-культурным автономиям для финансирования общественно значимых программ национально-культурного разви­тия, для осуществления мероприятий в области культуры, образо­вания и благотворительных мероприятий.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправ­ления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в собственность или аренду в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъек­тов Федерации.

Для осуществления уставных целей и деятельности националь­но-культурные автономии, их некоммерческие учреждения и орга­низации могут использовать помещения, переданные им на услови­ях договора аренды. Размер платы за аренду помещений нацио­нально-культурными автономиями, их некоммерческими учрежде­ниями и организациями определяется в порядке, установленном для некоммерческих организаций культуры и образования на тер­ритории данного субъекта Федерации.

& 3 Взаимоотношения органов местного самоуправления с общественными объединениями

Многогранный характер отношений общественных объедине­ний с органами местного самоуправления проявляется во всех без исключения сферах социальной жизни: в экономике, сфере обслу­живания, культуре, экологии, политике, права, морали и др. Мест­ные сообщества чаще всего представляют собой систему, состоя­щую из множества различных общественных объединений, каждое со своими интересами. Интересы местного самоуправления требуют всемерного развития общественного самоуправления.

Развитая система общественных объединений — неотъемлемый элемент местного сообщества, народовластия, общедемократиче­ских преобразований системы власти и управления. Местным сооб­ществам не может сопутствовать успех, если их граждане находят­ся в состоянии апатии и дезорганизации и не располагают в них се­тью дееспособных общественных структур, способной мобилизо­вать и четко выразить всеобщую политическую волю, превратить ее в эффективный механизм управления муниципальными образова­ниями.

Диалектика взаимоотношений органов местного самоуправле- J ния и местных сообществ свидетельствует о том, что их воздействие на развитие и деятельность друг друга взаимное. С учетом уровня демократии, политической и правовой культуры, общественного са­моуправления в муниципальных образованиях в одних из них роль локомотива в развитии местного самоуправления принадлежит му­ниципальным органам, в других -- общественным объединениям 1 местных сообществ.

Органы местного самоуправления призваны обслуживать мест­ные сообщества, их публичные интересы, защищать права каждого и в то же время защищать права всех, всего местного сообщества.

Роль местных сообществ и их общественных объединений за­ключается в том, чтобы формировать дееспособные органы местно­го самоуправления, контролировать их деятельность, взаимодейст­вовать с ними в решении важнейших местных вопросов.

Взаимоотношения между органами местного самоуправления и общественными объединениями представляют собой общественные отношения, регулируемые как нормами права, так и другими соци­альными нормами, определяющими обеспеченную законом или до­говором меру возможного и должного поведения по реализации и защите публичных интересов местных сообществ.

Эти взаимоотношения формируются и реализуются на основе соблюдения следующих принципов:-

• единство публичных интересов местного сообщества и его со­циальных групп;

• невмешательство органов местного самоуправления в компе­тенцию общественных объединений;

• социальное партнерство и взаимодействие органов местного самоуправления и общественных объединений в решении общих проблем, удовлетворении и защите социальных потребностей и ин­тересов населения на основе системы коллективных договоров, со­глашений;

• всесторонняя поддержка со стороны органов местного само­управления деятельности общественных объединений;

• взаимная гласность и информированность;

• взаимная ответственность;

• разрешений коллизий путем согласительных процедур либо обжалования в суде.

Для осуществления указанных принципов и уставных целей об­щественные объединения имеют право:

• участвовать в осуществлении местного самоуправления путем Местного референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через органы и выборных лиц местного самоуправ­ления;

• свободно распространять информацию о своей деятельности;

• участвовать в выработке решений органов местного само­управления в порядке и объеме, предусмотренных законами и уста­вами муниципальных образований;

• проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пи­кетирование;

• учреждать средства массовой информации и осуществлять из­дательскую деятельность;

• представлять и защищать свои права, законные интересы сво­их членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления;

• выступать с инициативами по различным вопросам общест­венной жизни, вносить предложения в органы местного самоуправ­ления.

Действующее законодательство в целом ряде нормативных пра­вовых актов устанавливает необходимость взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями, пре­доставляет общественным объединениям широкие права по уча­стию в осуществлении местного самоуправления и защите своих прав и публичных интересов населения.

Так, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплено следующее:

• проекты нормативных правовых актов, затрагивающих соци­ально-трудовые права работников, рассматриваются и принимают­ся органами местного самоуправления с учетом мнения соответст­вующих профсоюзов;

• ликвидация организации, ее подразделений, изменение фор­мы собственности или организационно-правовой формы организа­ции, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухуд­шение условий труда, могут осуществляться только после предвари­тельного уведомления (не менее чем за 3 месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза;

• профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов ме­стного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;

• органы местного самоуправления обязаны вести коллектив­ные переговоры с первичными профсоюзными организациями, проф-

союзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудо-вым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных до­говоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициатора­ми таких переговоров, и заключать коллективные договоры, согла­шения на обговоренных сторонами условиях.

Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Рос­сийской Федерации» установлено, что органы местного самоуправ­ления взаимодействуют с физкультурно-спортивными объедине­ниями но всем вопросам развития физической культуры и спорта, в том числе:

• координируют в установленном законодательством порядке свою деятельность по проблемам физкультурно-спортивного и олим­пийского движения, при необходимости совместно проводят спор­тивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортив-ные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повыше­ние их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных соору­жений;

• оказывают помощь физкультурно-спортивным объединени­ям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической куль­туры и спорта, принимают соответствующие решения и контроли­руют их исполнение;

• осуществляют в установленном законодательством порядке сбор информации, представляемой физкультурно-спортивными объ­единениями в соответствии с формами, утвержденными федераль­ным органом исполнительной власти в области статистики, и дают по ним заключения и рекомендации.

Экологические и иные общественные объединения, осуществ­ляющие деятельность в области охраны окружающей среды, в соот­ветствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» имеют право:

• разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установ­ленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

• организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопро­сам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касаю­щихся охраны окружающей среды;

• обращаться в федеральные и региональные органы государст­венной власти, органы местного самоуправления, иные организа­ции и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоро­вью и имуществу граждан;

• участвовать в установленном порядке в принятии хозяйствен­ных и иных решений, реализация которых может оказать негатив­ное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имуще­ство граждан;

• организовывать и проводить в установленном порядке слуша­ния по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйст­венная и иная деятельность которых может нанести вред окружаю­щей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

• организовывать и проводить в установленном порядке обще­ственную экологическую экспертизу;

• рекомендовать своих представителей для участия в проведе­нии государственной экологической экспертизы;

• подавать в федеральные и региональные органы государст­венной власти, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, ре­конструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная дея­тельность которых может оказать негативное воздействие на окру­жающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воз­действие на окружающую среду;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

• осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Согласно Градостроительному кодексу РФ граждане и их объе­динения в случаях, если градостроительная деятельность затраги­вает их интересы, имеют право:

• требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве, реконст-

рукции или вводе в эксплуатацию объектов при нарушении законо-дательства РФ о градостроительстве;

• требовать в административном или судебном порядке ограни­чения, приостановления или прекращения деятельности предпри­ятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением законодательства РФ о градостроительстве;

• обжаловать в суд заключения органов государственной экс­пертизы градостроительной и проектной документации;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в связи с нарушением законода­тельства РФ о градостроительстве;

• требовать в порядке, предусмотренном действующим законо­дательством, привлечения к ответственности граждан, виновных в нарушении законодательства РФ о градостроительстве.

Многие законы содержат нормы, предусматривающие разно­стороннюю поддержку со стороны органов местного самоуправле­ния различным общественным объединениям и некоммерческим ор­ганизациям жителей муниципальных образований. Так, Федераль­ный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммер­ческих объединениях граждан» устанавливает, что органы местно­го самоуправления, например, вправе:

• предоставлять на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, коммунальные услуги ассоциациям (союзам) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объе­динений;

• обеспечивать на льготных условиях под залог садовых, ого­родных и дачных земельных участков и другого недвижимого иму­щества выдачу кредитов на приобретение земельных участков, их освоение и благоустройство, приобретение и строительство жи­лых строений, жилых домов, хозяйственных строений и соору­жений;

• предоставлять через систему государственного агротехниче­ского обслуживания услуги по поставке сортовых семян и посадоч­ного материала сельскохозяйственных культур, органических и ми­неральных удобрений, средств защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней;

• возмещать в полном объеме осуществляемые за счет целе­вых взносов затраты на инженерное обеспечение территорий са­доводческих, огороднических и дачных некоммерческих объеди­нений;

• вводить льготы по оплате проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей на пригородном пассажирском транс­порте до садовых, огородных или дачных земельных участков и об­ратно;

• предоставлять средства на инженерное обеспечение террито­рий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объ­единений до 50% общей суммы сметных затрат.

Надзор за соблюдением законов общественными объединения­ми осуществляет Прокуратура РФ.

Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществ­ляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе в случае выявления нарушений общест­венными объединениями законодательства РФ или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, вынести руко­водящим органам данных объединений письменное предупрежде­ние с указанием конкретных оснований вынесения предупрежде­ния. Такое предупреждение может быть обжаловано общественны­ми объединениями в судебном порядке.

Органы местного самоуправления в случае нарушений общест­венными объединениями действующего законодательства вправе обратиться в органы прокуратуры, в органы, регистрирующие об­щественные объединения, в суд.

Органы местного самоуправления и их должностные лица, при­чинившие ущерб общественным объединениям вследствие наруше­ния законов об отдельных видах общественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и ад­министративным законодательством РФ.

Межтерриториальные объединения муниципальных образований. Межмуниципальное сотрудничество

Федеральный закон 2003 г. в ст. 8 закрепляет право муници­пальных образований образовывать объединения в форме ассоциа­ций (союзов), а также учреждать хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации. Такие объединения создаются в целях взаимодействия и координации деятельности муниципаль­ных образований, более эффективного осуществления ими своих прав и интересов, а также объединения финансовых средств, матери­альных и иных ресурсов для решения вопросов местного значе-

ния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.083 с.)