Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Референдумный и избирательный процессыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.2.1. Регистрация (учет) участников референдума и избирателей
В целях реализации прав участников выборов и референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей и участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) участников референдума. Центральная избирательная комиссия РФ утвердила Временные положения об организации общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей1. Государственная система регистрации (учета) участников референдума РФ (Пост. ЦИК РФ от 06.11.97 г. № 133/973-И) организуется Центральной избирательной комиссией РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов Федерации при участии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ на основании Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»2, Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу пе- ------------------ 1 Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 14 апреля 1995 г. № 21 «О Временном положении об организации общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей». Текст постановления официально опубликован не был. 2 Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»// СРФ, 20 февраля 1995 г., № 8. Ст. 609.
редвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах российской Федерации»1 для подготовки и проведения референдумов. Общегосударственная система регистрации (учета) избирателей организуется с целью обеспечения необходимых гарантий участия избирателей в выборах, образования избирательных участков. Первоначально система регистрации регулировалась с учетом положений Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»)2 и Постановления Правительства РФ от 30 декабря 1994 года «О разработке проекта федеральной целевой программы «Создание общегосударственной автоматизированной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих их личность»3. Сегодня принят и действует Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»4. Использование Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума в современной России является одной из гарантий реализации прав граждан РФ на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме. Общегосударственная система регистрации (учета) избирателей предусматривает обязанность глав местных администраций представлять избирательным комиссиям по установленной форме ----------------------- 1 Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»// ВСНД и ВСРФ, 12 августа 1993 г., № 32. Ст. 1227. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 227 «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»// СЗРФ, 6 марта 1995 г., № 10. Ст. 861. 3 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. № 1454 «О раз-Работке проекта федеральной целевой программы «Создание общегосударственной автоматизированной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих их личность» // СЗРФ. 1995 г., № 3. Ст. 209. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»// СЗ РФ. ^003, № 2 Ст 172
сведения об избирателях, проживающих на соответствующих территориях. Общегосударственная система регистрации (учета) избирателей обеспечивает: — регистрацию (учета) избирателей, участников референдума, проживающих на территориях муниципальных образований в Российской Федерации и на территориях консульских округов за ее пределами; — составление Единой формы сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума; — установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума на территориях муниципальных образований, субъектов Федерации, а также на территориях консульских округов за пределами Российской Федерации; — установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, проживающих на территории Российской Федерации и за ее пределами; — взаимодействие избирательных комиссий, федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, учреждений, организаций, осуществляющих учет населения (паспортно-визовые службы, военные комиссариаты, органы записи актов гражданского состояния, территориальные органы Федеральной миграционной службы России), при регистрации (учете) избирателей, участников референдума. Регистрацию (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории муниципального образования, включая избирателей-военнослужащих, проживающих вне расположения воинской части, осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, — лицо, уполномоченное на то органом местного самоуправления (далее — уполномоченное лицо). Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Не производится регистрация (учет) избирателей, участников референдума, находящихся в местах пребывания, за исключением граждан РФ, обратившихся в Федеральную миграционную службу России или в ее территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами. Основанием для регистрации этой категории избирателей, участников референдума является факт их проживания в местах временного поселения по направлениям Федеральной миграционной службы России или ее территориальных органов, который устанавливается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрацию (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на соответствующей территории, осуществляет глава муниципального образования или уполномоченное лицо на основании сведений, представляемых паспортно-визовыми службами, военными комиссариатами, органами записи актов гражданского состояния, территориальными органами Федеральной миграционной службы России, учреждениями, организациями, осуществляющими учет населения. Порядок, сроки и формы представления сведений определяются главой муниципального образования или уполномоченным лицом на основании соответствующего решения (распоряжения) руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации и в соответствии с требованиями Положения и Регламента работы функционального комплекса задач «Избиратель» Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении регистрации (учета) избирателей, участников референдума (далее —Регламент). Регистрация (учет) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, дислоцированной на территории муниципального образования, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) этой категории избирателей, участников референдума является факт их постоянного или преимущественного проживания на территории воинской части, устанавливаемый или квартирно-эксплуатационной службой, или домоуправлением воинской части, или органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву. По результатам регистрации (учета) избирателей, участников Референдума глава муниципального образования или уполномочен ное лицо не позднее 10 января и 10 июля каждого года с использованием ФКЗ «Избиратель» заполняет Единую форму сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и устанавливает общую численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на соответствующей территории. Единая форма сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума хранится у главы муниципального образования или уполномоченного лица, а электронная версия этой формы находится у системного администратора КСА территориальной информационной службы ГАС «Выборы», а в случае, если такая служба в аппарате главы муниципального образования не создана, — у системного администратора КСА ГАС «Выборы». В электронную версию Единой формы сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума постоянно вносятся необходимые изменения, и она представляется по запросам избирательной комиссии субъекта РФ и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ для формирования базы данных об избирателях, участниках референдума, проживающих на территории субъекта Федерации. По результатам регистрации (учета) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, находящейся на территории муниципального образования, командир воинской части не позднее 10 января и 10 июля каждого года заполняет Единую форму сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и устанавливает общую численность избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части. В случае, если военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не проживали постоянно или преимущественно на территории данного муниципального образования до призыва на военную службу, в Единой форме сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума об этом делается отметка. Единая форма сведений об избирателях, участниках референдума хранится у командира воинской части. Данные о численности избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, находящейся на территории муниципального образования, представляются командиром воинской части главе муниципального образования или уполномоченному лицу, при этом отдельной строкой указывается численность избирателей-военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и не проживавших постоянно или преимущественно на территории данного муниципального образования до призыва на военную службу. Данные о численности находящихся в воинской части избирателей-военнослужащих, участниках референдума составляют государственную тайну, не подлежат разглашению и используются главой муниципального образования или уполномоченным лицом только для определения общей численности избирателей, участников референдума, проживающих на соответствующей территории. Глава муниципального образования или уполномоченное лицо не позднее 15 января и 15 июля каждого года представляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации и избирательную комиссию субъекта Федерации по установленной форме данные о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании данных о численности избирателей, представленных главами муниципальных образований или уполномоченными лицами, устанавливает общую численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Федерации, и не позднее 20 января и 20 июля каждого года представляет совместно с избирательной комиссией субъекта Федерации указанные данные по установленной форме в Центральную избирательную комиссию РФ. Избирательная комиссия субъекта Федерации и исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации на основании совместного решения и на базе сведений, представляемых главами муниципальных образований или уполномоченными лицами, формируют базу данных об избирателях, участниках референдума, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ. Формирование базы данных и ее уточнение осуществляется постоянно на базе ФКЗ «Избиратель» в соответствии с Положением и Регламентом. Порядок использования базы данных об избирателях, участниках референдума определяется совместным решением Избирательной комиссии субъекта Федерации и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. По запросу Центральной избирательной комиссии РФ база данных об избирателях, участниках референдума, проживающих на территории субъекта Федерации, в оперативном порядке передается Комиссии с использованием ГАС «Выборы». В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане РФ, обладающие на день голосования правом на участие в референдуме. Основанием для включения гражданина РФ в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, — факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Особенностью формирования списков на местном уровне является возможность включения в них иностранных граждан и не включения в некоторых случаях военнослужащих. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в местном референдуме, то в списки участников референдума при проведении местного референдума в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, дееспособные и не находящиеся по приговору суда в местах лишения свободы, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанный референдум. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, они не включаются в списки участников референдума. Сведения о зарегистрированных участниках референдума формирует и уточняет уполномоченный на то орган или уполномоченное должностное лицо местного самоуправления. Сведения об участниках референдума — военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об участниках референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения РФ. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых — в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. Список участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. Гражданин РФ включается в список участников референдума только на одном участке референдума. Список участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума, включаемые в список, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления подписи за каждый полученный бюллетень, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) участнику референдума. Первый экземпляр списка участников референдума подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список. На участках референдума, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список участников референдума подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список участников референдума заверяется печатями, соответственно, территориальной комиссии (окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования) и участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, I использования второго экземпляра списка участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей референдум. Соответствующая территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя. Участковая комиссия уточняет список участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников референдума. Выверенный и уточненный список участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список участников референдума для ознакомления участников референдума и его дополнительного уточнения. Гражданин РФ, обладающий правом на участие в референдуме, вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список участников, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина РФ из списка участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи участнику открепительного удостоверения или включения его в другой список участников референдума. При этом в списке участников референдума, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт дата исключения гражданина РФ из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования — немедленно. Каждый гражданин РФ вправе сообщить в участковую комиссию об изменении сведений об участниках, включенных в список участников референдума на соответствующем участке. Участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в порядке, установленном законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания. Вносить какие-либо изменения в списки участников после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается.
2.2.2. Образование избирательных округов, округа референдума, избирательных участков, участков референдума
Необходимым элементом для проведения выборов депутатов представительных органов и членов иных выборных органов местного самоуправления являются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа. При выборах должностного лица местного самоуправления и проведении местного референдума определяются соответственно единый избирательный округ и округ референдума, территорией которых становится вся территория муниципального образования. Одномандатный избирательный округ — эта территория, от которой непосредственно гражданами РФ, место жительства которых расположено в границах этой территории, избирается один депутат. Многомандатный избирательный округ — это территория, от которой избираются несколько депутатов (не более пяти), и за каждого из них избиратели голосуют персонально. Единый избирательный округ — это округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы. Ограничение многомандатного округа пятью мандатами не применяется при выборах в орган муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, которые предоставляются главой муниципального образования, а также командирами воинских частей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Муниципальная избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории муниципального образования или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Согласно Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования по представлению главы муниципального образования или органа (должностного лица) местного самоуправления, уполномоченного уставом муниципального образования, решением представительного органа местного самоуправления либо решением суда, и утверждаются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов. В случае отсутствия правомочных органов местного самоуправления указанные действия осуществляются органом исполнительной власти субъекта Федерации, на который судом возложено исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов. Списки избирательных округов, равно как и сообщение об образовании одного многомандатного округа с указанием их границ, включая их графическое изображение, публикуются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через пять дней с момента образования избирательных округов. В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях...» представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения 3j срока, в который должны быть назначены выборы. Если на территории, на которой проводятся выборы, представительный орган муниципального образования отсутствует или не принимают решения об утверждении схемы избирательных округов в установленный срок, то муниципальная избирательная комиссия принимает решение о проведении выборов по прежней схеме избирательных округов, если она соответствует требованиям, установленным федеральным законом, в противном случае — утверждает новую схему не позднее чем через пять дней со дня опубликования решения о назначении выборов (п. 4 ст. 17 ФЗ «Об основных гарантиях...»)- Избирательные округа охватывают всю территорию муниципального образования и должны отвечать следующим требованиям: • примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 30%; • при образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — 15%'. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов; • при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40%; • избирательный округ должен составлять единую территорию, не Допускается образование избирательного округа из территорий, Не граничащих между собой. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, Участников референдума образуются избирательные участки, уча- Ст. 7 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными Оганы местного самоуправления».
стки референдума. Они образуются главой муниципального образования, а в воинских частях — их командирами, по согласованию с муниципальной избирательной комиссией на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума из расчета не более чем 3000 избирателей, участников референдума на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Согласно п. 5 ст. 19 ФЗ «Об основных гарантиях...» в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, могут образовываться избирательные участки, участки референдума в срок за 45 дней до дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Федерации (как правило, когда воинские части расположены в обособленных, удаленных от населенных пунктов местах). В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
2.2.3- Агитация при проведении референдума и выборов
В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях...» агитация по вопросам референдума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; агитация предвыборяая (предвыборная агитация) — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)1. Ее организация предусмотрена ст. 29 и 31 Конституции РФ, косвенно закрепляющими право на агитацию путем определения круга вопросов, не подлежащих агитации, и законодательно закрепленным требованием при проведении собраний, митингов, демонстраций (собираться мирно и без оружия), а также нормами действующего ФЗ «Об основных гарантиях...». Следует отметить, что агитационные мероприятия при проведении референдума возможны как на стадии проведения, так и на стадии инициирования. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума: • на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; • посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий); • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; • иными не запрещенными законом методами. Инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации. Запрещается проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы: а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления; -------------------------- Впервые агитационные мероприятия были урегулированы Положением об информационных гарантиях предвыборной агитации от 29 октября 1993 г. 'См.; СА Президента и Правительства РФ. 1993, № 44. Ст. 4196) как возможность граждан свободно излагать свою точку зрения, используя СМИ в период Избирательной кампании. Положение предусматривало ряд информационных гараитий предвыборной агитации: через СМИ; в форме различных мероприя-Тий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митин-Гов> шествий, демонстраций и т. д.); путем выпуска и (или) распространения Печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов; в иных не за-РеЩенных законом формах. Предвыборную агитацию положение определяло 1К ■«сообщение, материалы (массовой информации), имеющие целью побудить избирателей голосовать за или против того или иного кандидата либо избирательного объединения».
б) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения; в) воинским частям, военным учреждениям и организациям; г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса; е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности. Лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности. Запрещается прямое или косвенное привлечение к агитации лиц, которые не достигли возраста 18 лет на день голосования. Субъектами агитации в ходе выборов, референдума, согласно ч.1 ст. 48 ФЗ «Об основных гарантиях...», являются граждане РФ и общественные объединения. Однако на первый взгляд императивный перечень субъектов агитационных мероприятий в дальнейшем законодателем расширяется. Так, устанавливается право инициативной группы по проведению референдума самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводить ее. Новшеством в действующем законодательстве является возможность создания иных, помимо инициативной группы референдума, групп участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума. В соответствии со ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях...» возможно создание иных групп участников референдума, в том числе для агитации против проведения референдума, участия в референдуме, против вопросов, выносимых на референдум. Их правовой статус в агитационных мероприятиях однотипен с инициативными гру
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.192 (0.019 с.) |