Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Референдумный и избирательный процессы

Поиск

 

2.2.1. Регистрация (учет) участников референдума и избирателей

 

В целях реализации прав участников выборов и референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей и участников референдума на основании сведений, полученных с ис­пользованием государственной системы регистрации (учета) участ­ников референдума.

Центральная избирательная комиссия РФ утвердила Времен­ные положения об организации общегосударственной системы ре­гистрации (учета) избирателей1.

Государственная система регистрации (учета) участников рефе­рендума РФ (Пост. ЦИК РФ от 06.11.97 г. № 133/973-И) органи­зуется Центральной избирательной комиссией РФ совместно с из­бирательными комиссиями субъектов Федерации при участии фе­деральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ на основании Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации»; Федерального зако­на «Об информации, информатизации и защите информации»2, За­кона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу пе-

------------------

1 Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 14 апреля 1995 г. № 21 «О Временном положении об организации общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей». Текст постановления официально опубликован не был.

2 Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»// СРФ, 20 февраля 1995 г., № 8. Ст. 609.

 

редвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах российской Федерации»1 для подготовки и проведения референду­мов.

Общегосударственная система регистрации (учета) избирате­лей организуется с целью обеспечения необходимых гарантий уча­стия избирателей в выборах, образования избирательных участков. Первоначально система регистрации регулировалась с учетом поло­жений Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «Об обеспече­нии создания, функционирования и развития Государственной ав­томатизированной системы Российской Федерации «Выборы» (да­лее — ГАС «Выборы»)2 и Постановления Правительства РФ от 30 декабря 1994 года «О разработке проекта федеральной целевой программы «Создание общегосударственной автоматизированной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и вре­менно пребывающих на ее территории, и официальных докумен­тов, удостоверяющих их личность»3. Сегодня принят и действует Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О Государственной авто­матизированной системе Российской Федерации «Выборы»4.

Использование Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референду­ма в современной России является одной из гарантий реализации прав граждан РФ на основе обеспечения гласности, достоверно­сти, оперативности и полноты информации о выборах и референ­думе.

Общегосударственная система регистрации (учета) избирате­лей предусматривает обязанность глав местных администраций представлять избирательным комиссиям по установленной форме

-----------------------

1 Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»// ВСНД и ВСРФ, 12 августа 1993 г., № 32. Ст. 1227.

Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 227 «Об обеспечении соз­дания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»// СЗРФ, 6 марта 1995 г., № 10. Ст. 861.

3 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. № 1454 «О раз-Работке проекта федеральной целевой программы «Создание общегосударст­венной автоматизированной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных доку­ментов, удостоверяющих их личность» // СЗРФ. 1995 г., № 3. Ст. 209.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»// СЗ РФ. ^003, № 2 Ст 172

 

сведения об избирателях, проживающих на соответствующих тер­риториях.

Общегосударственная система регистрации (учета) избирате­лей обеспечивает:

— регистрацию (учета) избирателей, участников референдума, проживающих на территориях муниципальных образований в Рос­сийской Федерации и на территориях консульских округов за ее пределами;

— составление Единой формы сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума;

— установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума на территориях муниципальных образова­ний, субъектов Федерации, а также на территориях консульских округов за пределами Российской Федерации;

— установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, проживающих на территории Российской Федерации и за ее пределами;

— взаимодействие избирательных комиссий, федеральных ор­ганов государственной власти, исполнительных органов государст­венной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправ­ления, учреждений, организаций, осуществляющих учет населения (паспортно-визовые службы, военные комиссариаты, органы запи­си актов гражданского состояния, территориальные органы Феде­ральной миграционной службы России), при регистрации (учете) избирателей, участников референдума.

Регистрацию (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории муниципального образования, вклю­чая избирателей-военнослужащих, проживающих вне расположе­ния воинской части, осуществляет глава муниципального обра­зования, а в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, — лицо, уполномоченное на то органом местного самоуправления (далее — уполномоченное лицо).

Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории, который устанавливается ор­ганами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Не производится регистрация (учет) избирателей, участников референдума, находящихся в местах пребывания, за исключением граждан РФ, обратившихся в Федеральную миграционную службу России или в ее территориальные органы с ходатайством о призна­нии их вынужденными переселенцами.

Основанием для регистрации этой категории избирателей, уча­стников референдума является факт их проживания в местах вре­менного поселения по направлениям Федеральной миграционной службы России или ее территориальных органов, который устанав­ливается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федера­ции.

Регистрацию (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на соответствующей территории, осуществляет гла­ва муниципального образования или уполномоченное лицо на осно­вании сведений, представляемых паспортно-визовыми службами, военными комиссариатами, органами записи актов гражданского состояния, территориальными органами Федеральной миграцион­ной службы России, учреждениями, организациями, осуществляю­щими учет населения. Порядок, сроки и формы представления све­дений определяются главой муниципального образования или уполномоченным лицом на основании соответствующего решения (распоряжения) руководителя исполнительного органа государст­венной власти субъекта Федерации и в соответствии с требова­ниями Положения и Регламента работы функционального комплек­са задач «Избиратель» Государственной автоматизированной сис­темы Российской Федерации «Выборы» при проведении регистра­ции (учета) избирателей, участников референдума (далее —Регла­мент).

Регистрация (учет) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживаю­щих в пределах расположения воинской части, дислоцированной на территории муниципального образования, осуществляется ко­мандиром воинской части.

Основанием для регистрации (учета) этой категории избирате­лей, участников референдума является факт их постоянного или преимущественного проживания на территории воинской части, ус­танавливаемый или квартирно-эксплуатационной службой, или до­моуправлением воинской части, или органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву.

По результатам регистрации (учета) избирателей, участников Референдума глава муниципального образования или уполномочен ное лицо не позднее 10 января и 10 июля каждого года с использо­ванием ФКЗ «Избиратель» заполняет Единую форму сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и уста­навливает общую численность избирателей, участников референду­ма, зарегистрированных на соответствующей территории.

Единая форма сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума хранится у главы муниципального обра­зования или уполномоченного лица, а электронная версия этой формы находится у системного администратора КСА территори­альной информационной службы ГАС «Выборы», а в случае, если такая служба в аппарате главы муниципального образования не создана, — у системного администратора КСА ГАС «Выборы». В электронную версию Единой формы сведений о зарегистрирован­ных избирателях, участниках референдума постоянно вносятся не­обходимые изменения, и она представляется по запросам избира­тельной комиссии субъекта РФ и исполнительного органа государ­ственной власти субъекта РФ для формирования базы данных об избирателях, участниках референдума, проживающих на террито­рии субъекта Федерации.

По результатам регистрации (учета) избирателей-военнослужа­щих, членов их семей и других избирателей, участников референ­дума, проживающих в пределах расположения воинской части, на­ходящейся на территории муниципального образования, командир воинской части не позднее 10 января и 10 июля каждого года запол­няет Единую форму сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и устанавливает общую численность изби­рателей, участников референдума, проживающих в пределах рас­положения воинской части. В случае, если военнослужащие, про­ходящие военную службу по призыву, не проживали постоянно или преимущественно на территории данного муниципального об­разования до призыва на военную службу, в Единой форме све­дений о зарегистрированных избирателях, участниках референ­дума об этом делается отметка. Единая форма сведений об избира­телях, участниках референдума хранится у командира воинской части.

Данные о численности избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, прожи­вающих в пределах расположения воинской части, находящейся на территории муниципального образования, представляются коман­диром воинской части главе муниципального образования или уполномоченному лицу, при этом отдельной строкой указывается численность избирателей-военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и не проживавших постоянно или преимущест­венно на территории данного муниципального образования до при­зыва на военную службу.

Данные о численности находящихся в воинской части избирате­лей-военнослужащих, участниках референдума составляют госу­дарственную тайну, не подлежат разглашению и используются гла­вой муниципального образования или уполномоченным лицом только для определения общей численности избирателей, участни­ков референдума, проживающих на соответствующей территории.

Глава муниципального образования или уполномоченное лицо не позднее 15 января и 15 июля каждого года представляет в испол­нительный орган государственной власти субъекта Федерации и из­бирательную комиссию субъекта Федерации по установленной форме данные о численности избирателей, участников референду­ма, зарегистрированных на соответствующей территории.

Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании данных о численности избирателей, представленных главами муниципальных образований или уполномоченными лица­ми, устанавливает общую численность избирателей, участников ре­ферендума, зарегистрированных на территории субъекта Федера­ции, и не позднее 20 января и 20 июля каждого года представляет совместно с избирательной комиссией субъекта Федерации указан­ные данные по установленной форме в Центральную избиратель­ную комиссию РФ.

Избирательная комиссия субъекта Федерации и исполнитель­ный орган государственной власти субъекта Федерации на основа­нии совместного решения и на базе сведений, представляемых гла­вами муниципальных образований или уполномоченными лицами, формируют базу данных об избирателях, участниках референдума, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ. Формирование базы данных и ее уточнение осуществляется посто­янно на базе ФКЗ «Избиратель» в соответствии с Положением и Регламентом. Порядок использования базы данных об избирате­лях, участниках референдума определяется совместным решением Избирательной комиссии субъекта Федерации и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

По запросу Центральной избирательной комиссии РФ база дан­ных об избирателях, участниках референдума, проживающих на территории субъекта Федерации, в оперативном порядке передает­ся Комиссии с использованием ГАС «Выборы».

В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане РФ, обладающие на день голосования пра­вом на участие в референдуме.

Основанием для включения гражданина РФ в список участни­ков референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участ­ка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным за­коном, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, — факт временного пребывания на территории этого участка либо на­личие у гражданина открепительного удостоверения. Факты нахо­ждения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по мес­ту жительства в пределах территории Российской Федерации в со­ответствии с законодательством РФ.

Особенностью формирования списков на местном уровне явля­ется возможность включения в них иностранных граждан и не включения в некоторых случаях военнослужащих.

Если на основании международного договора Российской Фе­дерации иностранные граждане имеют право на участие в местном референдуме, то в списки участников референдума при проведении местного референдума в соответствии с законом включаются ино­странные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, дееспособные и не находящиеся по приговору суда в местах ли­шения свободы, постоянно проживающие на территории муници­пального образования, в котором проводятся указанный референ­дум.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образо­вания, которые расположены на территории соответствующего му­ниципального образования, если место жительства этих военнослу­жащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, они не включаются в списки участников референдума.

Сведения о зарегистрированных участниках референдума фор­мирует и уточняет уполномоченный на то орган или уполномочен­ное должностное лицо местного самоуправления. Сведения об уча­стниках референдума — военнослужащих, находящихся в воин­ской части, членах их семей и о других участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской час­ти по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об участниках референдума, проживающих за пре­делами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения РФ. Указанные сведения направляются уполномочен­ным на то органом или уполномоченным должностным лицом в тер­риториальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых — в окружные избиратель­ные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участ­ковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.

Список участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием государственной автома­тизированной информационной системы, отдельно по каждому уча­стку референдума на основании сведений, представляемых по уста­новленной форме уполномоченным на то органом или уполномо­ченным должностным лицом.

Гражданин РФ включается в список участников референдума только на одном участке референдума.

Список участников референдума составляется в двух экземпля­рах. Сведения об участниках референдума, включаемые в список, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления подписи за каждый полученный бюллетень, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, рефе­рендума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) участнику референдума.

Первый экземпляр списка участников референдума подписыва­ют председатель и секретарь комиссии, составившей список. На участках референдума, образованных на территории воинской час­ти, в отдаленной или труднодоступной местности, список участни­ков референдума подписывают председатель и секретарь участко­вой комиссии. Список участников референдума заверяется печатя­ми, соответственно, территориальной комиссии (окружной избира­тельной комиссии, избирательной комиссии муниципального обра­зования) и участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, I использования второго экземпляра списка участников референду­ма, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей референдум.

Соответствующая территориальная комиссия (окружная изби­рательная комиссия, избирательная комиссия муниципального об­разования) передает по акту участковым комиссиям первый экзем­пляр списка участников референдума конкретного участка рефе­рендума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюро­вана (прошита), что подтверждается печатью соответствующей уча­стковой комиссии и подписью ее председателя.

Участковая комиссия уточняет список участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодей­ствия комиссий с органами местного самоуправления, учреждения­ми и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участ­ников референдума. Выверенный и уточненный список участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.

Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосо­вания представляет список участников референдума для озна­комления участников референдума и его дополнительного уточ­нения.

Гражданин РФ, обладающий правом на участие в референдуме, вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список участников, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Ис­ключение гражданина РФ из списка участников референдума по­сле его подписания председателями и секретарями соответствую­щих комиссий и заверения его печатями этих комиссий производит­ся только на основании официальных документов, а также в случае выдачи участнику открепительного удостоверения или включения его в другой список участников референдума. При этом в списке участников референдума, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт дата исключения гражданина РФ из списка, а также причина та­кого исключения. Запись в списке участников референдума заверя­ется подписью председателя участковой комиссии. Решение участ­ковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования — немедленно. Каж­дый гражданин РФ вправе сообщить в участковую комиссию об из­менении сведений об участниках, включенных в список участников референдума на соответствующем участке.

Участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организаци­ях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение про­должительности работы (смены), а также военнослужащие, нахо­дящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письмен­ному заявлению, поданному в порядке, установленном законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания. Вносить какие-либо изменения в спи­ски участников после окончания голосования и начала подсчета го­лосов участников референдума запрещается.

 

2.2.2. Образование избирательных округов, округа референдума, избирательных участков, участков референдума

 

Необходимым элементом для проведения выборов депутатов представительных органов и членов иных выборных органов мест­ного самоуправления являются одномандатные и (или) многоман­датные избирательные округа.

При выборах должностного лица местного самоуправления и проведении местного референдума определяются соответственно единый избирательный округ и округ референдума, территорией которых становится вся территория муниципального образования.

Одномандатный избирательный округ — эта территория, от ко­торой непосредственно гражданами РФ, место жительства которых расположено в границах этой территории, избирается один депу­тат. Многомандатный избирательный округ — это территория, от которой избираются несколько депутатов (не более пяти), и за каж­дого из них избиратели голосуют персонально. Единый избиратель­ный округ — это округ, включающий в себя всю территорию, на ко­торой проводятся выборы.

Ограничение многомандатного округа пятью мандатами не при­меняется при выборах в орган муниципального образования в изби­рательном округе, образованном в границах избирательного участка.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные окру­га образуются на основании данных о численности избирателей, ко­торые предоставляются главой муниципального образования, а так­же командирами воинских частей по состоянию на 1 января и 1 ию­ля каждого года.

Муниципальная избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выбо­ры, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных из­бирательных округов, в которой обозначены их границы, опреде­лен перечень муниципальных образований, или населенных пунк­тов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории муниципального образова­ния или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены гра­ницы данной части территории), указаны номер каждого избира­тельного округа, место нахождения каждой окружной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе.

Согласно Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. «Об обес­печении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», границы избирательных округов и число избирателей в каждом ок­руге устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования по представлению главы муниципального образования или органа (должностного лица) местного самоуправления, упол­номоченного уставом муниципального образования, решением представительного органа местного самоуправления либо решением суда, и утверждаются представительным органом местного само­управления не позднее чем за 60 дней до дня выборов. В случае от­сутствия правомочных органов местного самоуправления указан­ные действия осуществляются органом исполнительной власти субъекта Федерации, на который судом возложено исполнение ре­шения суда в части обеспечения проведения выборов.

Списки избирательных округов, равно как и сообщение об об­разовании одного многомандатного округа с указанием их границ, включая их графическое изображение, публикуются избиратель­ной комиссией муниципального образования не позднее чем через пять дней с момента образования избирательных округов.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях...» пред­ставительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения 3j срока, в который должны быть назначены выборы.

Если на территории, на которой проводятся выборы, предста­вительный орган муниципального образования отсутствует или не принимают решения об утверждении схемы избирательных округов в установленный срок, то муниципальная избирательная комиссия принимает решение о проведении выборов по прежней схеме изби­рательных округов, если она соответствует требованиям, установ­ленным федеральным законом, в противном случае — утверждает новую схему не позднее чем через пять дней со дня опубликования решения о назначении выборов (п. 4 ст. 17 ФЗ «Об основных гаран­тиях...»)-

Избирательные округа охватывают всю территорию муници­пального образования и должны отвечать следующим требованиям:

• примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодос­тупных и отдаленных местностях — не более чем на 30%;

• при образовании многомандатных избирательных округов со­блюдается примерное равенство числа избирателей на один депу­татский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избира­телей, умноженной на число депутатских мандатов в данном окру­ге, не может превышать 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — 15%'. Перечень труднодоступных и отдаленных ме­стностей устанавливается законом субъекта Федерации, вступив­шим в силу до дня официального опубликования решения о назна­чении выборов;

• при образовании избирательных округов на территориях ком­пактного проживания коренных малочисленных народов допусти­мое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Федерации может превышать ука­занный предел, но не должно составлять более 40%;

• избирательный округ должен составлять единую территорию, не Допускается образование избирательного округа из территорий, Не граничащих между собой.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, Участников референдума образуются избирательные участки, уча-

Ст. 7 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными Оганы местного самоуправления».

 

стки референдума. Они образуются главой муниципального обра­зования, а в воинских частях — их командирами, по согласованию с муниципальной избирательной комиссией на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума из расчета не более чем 3000 избирателей, участников референдума на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Границы избирательных участков не должны пересекать грани­цы избирательных округов.

Согласно п. 5 ст. 19 ФЗ «Об основных гарантиях...» в местах вре­менного пребывания избирателей, участников референдума (боль­ницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пре­бывания, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, могут образовываться избирательные участки, участки референдума в срок за 45 дней до дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Феде­рации (как правило, когда воинские части расположены в обособ­ленных, удаленных от населенных пунктов местах).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Фе­дерации избирать и быть избранными в органы местного само­управления» списки избирательных участков, участков референду­ма с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликова­ны главой муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

 

2.2.3- Агитация при проведении референдума и выборов

 

В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях...» агитация по вопросам референдума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждаю­щая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо от­вергнуть вынесенный на референдум вопрос; агитация предвыборяая (предвыборная агитация) — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандида­тов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)1.

Ее организация предусмотрена ст. 29 и 31 Конституции РФ, косвенно закрепляющими право на агитацию путем определения круга вопросов, не подлежащих агитации, и законодательно закре­пленным требованием при проведении собраний, митингов, демон­страций (собираться мирно и без оружия), а также нормами дейст­вующего ФЗ «Об основных гарантиях...».

Следует отметить, что агитационные мероприятия при проведе­нии референдума возможны как на стадии проведения, так и на ста­дии инициирования.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума:

• на каналах организаций телерадиовещания и в периодиче­ских печатных изданиях;

• посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публич­ных дебатов и дискуссий);

• посредством выпуска и распространения печатных, аудиови­зуальных и других агитационных материалов;

• иными не запрещенными законом методами. Инициативная группа по проведению референдума самостоя­тельно определяет содержание, формы и методы своей агитации.

Запрещается проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам госу­дарственной власти субъектов Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

--------------------------

Впервые агитационные мероприятия были урегулированы Положением об информационных гарантиях предвыборной агитации от 29 октября 1993 г. 'См.; СА Президента и Правительства РФ. 1993, № 44. Ст. 4196) как возмож­ность граждан свободно излагать свою точку зрения, используя СМИ в период Избирательной кампании. Положение предусматривало ряд информационных гараитий предвыборной агитации: через СМИ; в форме различных мероприя-Тий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митин-Гов> шествий, демонстраций и т. д.); путем выпуска и (или) распространения Печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов; в иных не за-РеЩенных законом формах. Предвыборную агитацию положение определяло ■«сообщение, материалы (массовой информации), имеющие целью побудить избирателей голосовать за или против того или иного кандидата либо избира­тельного объединения».

 

б) лицам, находящимся на государственной или муниципаль­ной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим го­сударственные должности категории «А» или выборные муници­пальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным организациям и религиозным объеди­нениям, учрежденным ими организациям, а также представите­лям религиозных объединений при совершении обрядов и цере­моний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностран­ным юридическим лицам;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессио­нальной деятельности.

Лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, запрещается прово­дить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадио­вещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве канди­датов в депутаты или на выборные должности.

Запрещается прямое или косвенное привлечение к агитации лиц, которые не достигли возраста 18 лет на день голосования.

Субъектами агитации в ходе выборов, референдума, согласно ч.1 ст. 48 ФЗ «Об основных гарантиях...», являются граждане РФ и общественные объединения. Однако на первый взгляд императив­ный перечень субъектов агитационных мероприятий в дальнейшем законодателем расширяется. Так, устанавливается право инициа­тивной группы по проведению референдума самостоятельно опре­делять содержание, формы и методы своей агитации, самостоятель­но проводить ее.

Новшеством в действующем законодательстве является возмож­ность создания иных, помимо инициативной группы референдума, групп участников референдума для проведения агитации по вопро­сам референдума.

В соответствии со ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях...» воз­можно создание иных групп участников референдума, в том числе для агитации против проведения референдума, участия в референ­думе, против вопросов, выносимых на референдум. Их правовой статус в агитационных мероприятиях однотипен с инициативными гру



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.192 (0.019 с.)