Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление местного самоуправления в России и в миреСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Местное управление с элементами самоуправления в том или ином виде существовало на всех этапах развития человеческого общества1. Однако его становление как самостоятельного правового института и системы органов власти приходится на период Средневековья, когда в крупных европейских городах происходит формирование муниципального управления2. Создание собственной системы управления, независимой от центральной, «коронной», власти, явилось естественной реакцией городского населения — купцов, ремесленников, городских обывателей — на усиление власти монарха в период формирования централизованных государств. В сельской местности этот процесс шел значительно мед- ------------------------ См.: Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995. 2 Термин municipium в переводе с латинского означает «самоуправляющая-Ся община». Так в Древнем Риме называли города с правом самоуправления.
ленней по причине сохранявшегося в большинстве государств Европы крепостного права и мелкособственнической психологии крестьянства. В современном виде местное самоуправление сложилось в XIX в. как результат победы либерально-демократических реформ, выразившихся в признании правовыми системами большинства государств теории естественного права, свободы как высшей ценности, автономии человека, его прав и свобод от государства и в ряде случаев —,от общества. Все эти принципы получили закрепление в конституциях европейских государств и вызвали серию муниципальных реформ в Англии, Франции, Германии и других европейских государствах. Не случайно английский исследователь Д.Е. Эшфорд называет концепцию местного самоуправления данного периода продуктом либерально-демократического государства XIX в.1. В этот период, как отмечает Г.В. Барабашев, местные представительные органы считались «как бы четвертой властью, связанной законами и судебным контролем, но не подчиненной правительству и его органам в центре и на местах»2. Вместе с тем либеральная модель общественного устройства является переходной к более высокому уровню общественного развития — демократическому государству. И в силу своего переходного характера данная модель редко бывает устойчивой. Переход от нее возможен как в прогрессивном направлении к более стабильным формам демократий, так и в сторону регресса — установлению авторитарного, недемократического политического режима. В качестве характерного примера можно привести Россию, где на смену либеральным реформам середины XIX в. (в том числе и муниципальной) пришел более жесткий политический режим конца XIX — начала XX в. К тому же либеральная модель общественного устройства имеет и ряд недостатков по существу: эгоистическое, ограниченное понимание свободы; отсутствие механизмов, препятствующих росту социального неравенства, и, как следствие, нарастание социальных конфликтов. Все эти факторы усиливают неустойчивость либерально-демократического режима. Как отмечает В.Г. Игнатов, «по мере экономического и социального развития чрезмерный акцент на лич- ------------------------- 1 Игнатов В. Г. и др. Региональные особенности местного управления и самоуправления. Ростов-на-Д., 1996. С. 5. 2 Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М., 1971. С. 102.
ности, ее свободе не позволяет быстро реагировать на политические изменения в обществе, направленные на расширение государственного регулирования, проведение активной инвестиционной, налоговой или любой другой хозяйственной политики»1. В таких условиях органы местного самоуправления либо сливаются с системой органов государственной власти, становясь «агентами» центра на местах, решающими наряду с общими вопросы местного значения, либо приобретают внешние черты государственных органов, в действительности имея иную правовую природу, но отвечающую общим принципам публичного управления. Характерными особенностями современного этапа развития местного самоуправления за рубежом являются децентрализация и деконцентрация власти, автаркия органов местного самоуправления. В основном различают две системы местного самоуправления, действующие в развитых странах: англосаксонская, или англо-американская, и континентальная, или французская, модели. Некоторые авторы выделяют еще советскую модель организации местного самоуправления, но, как будет показано ниже, Советы имели весьма отдаленное сходство с реальным местным самоуправлением. Для англосаксонской модели характерна значительная автономия органов местного самоуправления от государства, выборный характер органов представительной и исполнительной власти на местах. Различаются две формы соотношения между этими органами: «слабый мэр — сильный совет» и «слабый совет — сильный мэр». В первом случае мэр избирается муниципальным советом, ему подотчетен и может быть в любой момент смещен со своей должности. Во втором случае он избирается населением, ему подотчетен и обладает высокой степенью самостоятельности по отношению к муниципальному совету. Естественно, что такая автономия не означает отсутствие контроля за органами местного самоуправления со стороны государства. Правда, в большинстве случаев он осуществляется косвенным путем: через центральные министерства (в Великобритании эта Функция возложена на министерство окружающей среды) и суды. Для континентальной модели характерно прямое государственное управление, осуществляемое по принципу «пирамиды» — вертикального подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Во Франции, на родине континентальной системы местного само- ---------------------- Игнатов В.Г. и др. Указ. соч. С. 6.
управления, исполнительную власть в областях осуществляет правительственный комиссар, а в провинциях — подчиненный ему префект, назначаемый президентом. Наряду с осуществлением государственных функций: руководство полицией, железными дорогами, органами юстиции и др. — названные органы контролируют деятельность органов местного самоуправления — муниципальных советов, избираемых населением провинций и коммун. Последние, помимо решения местных вопросов, имеют право обжаловать действия государственных органов исполнительной власти вплоть до президента, который вправе освободить того или иного префекта от занимаемой должности по требованию Совета коммуны, если усмотрит в его действиях нарушение закона. Правда, столь жесткая система характерна только для централизованных унитарных государств. В децентрализованных унитарных государствах (по форме организации власти близких к федерациям — Италии и Испании) государственный контроль за органами местного самоуправления осуществляется не в столь жесткой форме и сводится преимущественно к контролю за законностью издаваемых муниципальными органами актов. Так, Конституция Италии (ст. 130) предусматривает право администраций областей контролировать законность актов провинций, коммун и иных местных образований. В случае их несоответствия закону муниципальному органу предъявляется мотивированное требование о пересмотре этого решения1. Несколько иначе местное самоуправление организовано в федеративных государствах континентальной Европы. В Германии, например, конкретные вопросы его организации регламентируются конституциями земель (субъектов федерации). Глава исполнительной власти округа также назначается государственными органами, но субъектов федерации. На уровне района и общины действует выборный представительный орган местного самоуправления — муниципальный, или районный, совет, который избирает свой исполнительный орган — бургомистра или исполнительный комитет. Однако в некоторых землях бургомистр избирается населением непосредственно. В последнее время (особенно после проведения в 80-х годах муниципальных реформ во Франции и Великобритании) в развитых зарубежных странах наблюдается тенденция к сближению рассмотренных выше моделей организации местного самоуправления. ------------------- 1 См.: Конституции зарубежных государств. М., 1996. С. 271.
Что касается России, то некоторые авторы указывают на зачатки местного самоуправления начиная с 988 г.1. Однако даже наличие в губернских и уездных учреждениях (конец XVIII — начало XIX в.) выборных лиц и органов еще не свидетельствовало о самоуправлении в современном смысле этого слова2. Начало формированию местного самоуправления положили земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы. В свою очередь, они стали следствием хронического разложения сословно-крепостнического строя, вызвавшего к жизни крестьянскую реформу 1861 г., в результате которой от крепостной зависимости освободились десятки миллионов крестьян, которыми прежде «управляли» (если можно так сказать о юридическом статусе как собственности) несколько тысяч российских помещиков. Самодержавная власть не была готова к управлению такой массой в большинстве своем малограмотных и необразованных людей. Поэтому единственным выходом из положения стали децентрализация местного управления и развитие на этом уровне начал местного самоуправления. Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. вводились два важнейших принципа организаций местной власти: выборность и самофинансирование. По Положению населением избирались губернское и уездное собрание. Несмотря на то, что выборы были сословными, ограниченными высоким имущественным цензом (наличие недвижимого имущества ценой не менее 15 тыс. руб.), они ставили формируемые представительные органы под контроль избирателей. Губернское земское собрание состояло из 29 — 62 гласных и избиралось сроком на три года. Во главе собрания стоял губернский предводитель дворянства, назначаемый императором. Собрание созывалось один раз в год (не позднее декабря) на сессию продолжительностью до 20 дней. К ведению земских учреждений были отнесены: • устройство путей сообщения; • общественное призрение (в понимании сегодняшнего дня — социальное обеспечение); • народное продовольствие; • народное здравоохранение; • народное начальное образование; --------------------- См.: Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995. С. 19-62. ^м-: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву.
• общественное устройство; • тюремное управление; • составление смет-раскладок, расходование земских сборов; • раскладка государственных налогов; • мировой суд и суд присяжных; •некоторые другие вопросы местной жизни. Естественно, что все перечисленные вопросы не могли быть решены на сессии. Поэтому на ней прежде всего избирались исполнительные органы — губернские управы, состоящие из председателя и двух членов. Им в помощь избирались комиссии, состоящие из гласных, а также лиц, обладавших избирательным правом1. Примерно по той же схеме формировались и работали уездные органы местного самоуправления. Городское самоуправление формировалось на основе Городового положения от 16 июня 1870 г. Схема его организации была с тем отличием, что органами городского самоуправления являлись городская дума и городская управа. Возглавлял управу городской голова, утверждаемый в должности министром внутренних дел или губернатором2. Нижний уровень местного самоуправления — волостное управление — был создан в 30 —40-е годы XIX в. В ходе реформы 1861 г. волостное управление претерпело незначительные изменения и весьма удачно вписалось в структуру местного самоуправления пореформенной эпохи. Оно состояло из волостного схода, волостного старшины волостного крестьянского суда. Вторым важнейшим принципом организации городского и земского самоуправления было его самофинансирование. В рассматриваемый период до 60 % собираемых на соответствующей территории платежей оставалось в распоряжении земства (для сравнения: сегодня местные налоги и сборы составляют 10—12 % всех собираемых в стране налогов) и до 20 % уходило в казну и губернские фонды. Таким образом, земская и городская реформы 1860-х годов носили либерально-демократический характер и имели общие черты, характерные для муниципальных реформ XIX в., проводимых в странах Европы. В 90-е годы в России была осуществлена еще одна серия реформ органов местного самоуправления. В исторической литературе советского периода такая акция получила наименование «контрреформ», хотя, на наш взгляд, это слишком поверхностное суждение. Основная цель данных реформ состояла в усилении 5 государственного контроля за местным самоуправлением. Выборные лица представительных органов местного самоуправления считались состоящими на государственной службе, получали чины, звания и носили мундир. Для надзора за земским и городским самоуправлением были созданы губернские присутствия. Губернатор получил право утверждения наиболее важных решений, принимаемых органами местного самоуправления; был введен институт земских участковых начальников1. Очевидно, что эти действия коронной власти отвечали общемировой тенденции рубежа XIX —XX вв., состоящей в усилении государственного контроля за местным самоуправлением, осуществляемого не в интересах отдельного человека или группы лиц, а всего общества в целом. Конечной целью реформы должен был стать переход от либерального общества к демократическому, во всяком случае на местном уровне. В этом же ключе действовало и Временное правительство. Однако принятому им 21 мая 1917 г. Закону о земской реформе, к сожалению, не суждено было осуществиться — началась Октябрьская революция. Безусловно, монархический режим в России к концу своего существования превратился в уродливое явление и был заменен буржуазно-демократической республикой. Однако необходимо подчеркнуть, что до октября 1917 г. большинство публично-правовых институтов, и местное самоуправление в их числе, формировалось под воздействием объективных законов общественного развития, чего нельзя сказать о последующем периоде господства Советов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.009 с.) |