Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы муниципальных выборов

Поиск

 

Местное самоуправление осуществляется гражданами и путем муниципальных выборов. С их помощью население непосредствен­но выражает свою волю о составе представительных органов (депу­татах), членах иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лицах местного самоуправления, дает им необходимую демократическую легитимацию.

Россия — федеративное государство и ее нормативная база, ре­гулирующая выборы в органы местного самоуправления, имеет многоуровневую конструкцию как по территории действия (феде­ральный уровень, уровень субъектов Федерации и муниципальных образований), так и по иерархии актов на каждом уровне.

Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправ­ления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого из­бирательного права при тайном голосовании при обеспечении уста­новленных законом избирательных прав граждан.

Федеральные органы государственной власти и органы госу­дарственной власти субъектов Федерации гарантируют проведе­ние муниципальных выборов.

В настоящее время нормативную правовую базу муниципаль­ных выборов в России на федеральном уровне составляют: Консти­туция РФ; Европейская Хартия местного самоуправления1; Феде­ральный закон «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» от 12.06.20022; Федеральный закон «Об обеспечении консти­туционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г.3.

-------------------

1 СЗ РФ. 1998, № 15. Ст. 1659.

2 Там же. 2002, № 24. Ст. 2253; № 39. Ст. 3642.

3 Там же. 1996, № 49. Ст. 5497; 1998, № 26. Ст. 3005.

 

Конституция РФ закрепила выборы как одну из высших форм непосредственного волеизъявления носителя суверенитета и един­ственного источника власти в России — ее многонационального на­рода.

В Конституции РФ институт выборов закрепляется в несколь­ких аспектах:

как способ выражения власти народом — высшая форма непо­средственного волеизъявления, одного из способов осуществления государственной и муниципальной власти народом;

как составная часть основ конституционного строя России — народовластия, демократического, правового государства;

как субъективное право граждан — право на участие в выборах;

как процесс.

Конституция закрепляет право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также случаи, когда граждане лишаются этих прав.

Конституционное закрепление местных выборов в ст. 130 Кон­ституции России нашло более детальное регулирование в федераль­ных законах.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гаранти­ях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дает определение выборов в Российской Федерации. Согласно тексту упомянутого закона, «выборы — это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федера­ции, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» не дает определе­ния муниципальных выборов, однако закрепляет основополагаю­щие положения этого института (ст. 23). Например, закрепляются цели этого института: муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправ­ления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании.

Избирательный процесс, используемый при проведении выбо­ров депутатов и выборных должностных лиц муниципального об­разования, состоит из нескольких стадий и составляющих их эта­пов: 1. Назначение выборов: сроки, субъекты, временные рамки.

2. Подготовка выборов: выдвижение кандидатов, создание фон­дов кандидатов, нарезание округов, участков, создание избиратель­ных комиссий, агитация, информирование, финансирование.

3. Проведение выборов: временные рамки, общественный и профессиональный контроль.

4. Подведение итогов голосования: субъекты, подведение ито­гов голосования, подведение итогов выборов, контроль, оформле­ние протоколов, опубликование результатов.

Согласно ФЗ «Об основных гарантиях...» (ст. 4) право быть избранным депутатом представительного органа или членом иного выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления (пассивное избирательное право) возникает у гражданина по достижении возраста, установ­ленного законом субъекта Федерации, нижний предел которого должен соответствовать 18 — 21 году.

Не могут быть зарегистрированы в качестве кандидата гражда­не, в отношении которых действует решение суда о лишении их права занимать государственные и (или) муниципальные долж­ности. Лица, замещавшие должность главы муниципального обра­зования и досрочно прекратившие свои полномочия по собственно­му желанию или в связи с отзывом их избирателями либо отреше­нием их от указанной должности в порядке, установленном законом, уставом муниципального образования, не могут быть вы­двинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с данными обстоятельствами.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не приме­няется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением или блоком одновременно по одномандатному (или многомандатному) округу и в составе списка кандидатов.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущест­венного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине­ниям.

Право избирать (активное избирательное право) на муници­пальных выборах возникает у гражданина при достижении возрас­та 18 лет, место жительства которого расположено в границах му­ниципального образования. Исключение составляют военнослужа­щие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, и курсанты военных учебных заведений, место жительства которых до призыва на военную службу не было расположено на террито­рии данного муниципального образования.

На основании международных договоров России и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно прожи­вающие на территории соответствующего муниципального образо­вания, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане РФ.

Для формирования выборных органов и должностных лиц му­ниципального образования законодатель предусмотрел несколько вариантов.

Например (ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях...»), представи­тельный орган муниципального образования формируется в зави­симости от вида муниципального образования по территории и от численности жителей.

Так, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществля­ются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муни­ципального района, и из депутатов представительных органов ука­занных поселений, избираемых представительными органами посе­лений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. Представительный орган муниципального района формируется в этом порядке, если такое решение в течение одного года со дня вы­движения соответствующей инициативы поддержано представи­тельными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в таком порядке оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указыва­ется предлагаемая норма представительства депутатов представи­тельных органов поселений в представительном органе муници­пального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа му­ниципального района;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе все­общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселе­ния, не может превышать двух пятых от установленной численно­сти представительного органа муниципального района. Этот порядок формирования представительного органа муниципального района может быть изменен не ранее чем через два года со дня нача­ла работы сформированного в соответствии указанным порядком представительного органа муниципального района.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выбо­рах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях...»).

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муни­ципального образования в соответствии с уставом муниципального образования (ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях...»).

Таким образом, федеральный законодатель на муниципальном уровне выделяет в зависимости от формируемого органа три вида выборов: выборы депутатов представительного органа местного са­моуправления, выборного должностного лица и выборы членов вы­борного органа местного самоуправления (например, контрольного органа местного самоуправления).

В зависимости от способа формирования законодатель преду­смотрел возможность проведения прямых и косвенных выборов му­ниципального образования.

Законодатель называет основной и дополнительный субъект на значения выборов: муниципальные выборы назначаются предста­вительным органом муниципального образования в сроки, преду­смотренные уставом муниципального образования. В случаях, ус­тановленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муници­пального образования или судом.

Решение о назначении выборов должно быть принято не позд­нее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избра­ны выборные органы или должностные лица местного самоуправ­ления, а в случае досрочного прекращения их полномочий — не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. При этом голосование на выборах должно быть проведено не позд­нее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и праздничные дни, на день, сле­дующий за праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. В случае неназна­чения в срок выборов представительным органом местного само­управления либо его отсутствия выборы назначает и проводит му­ниципальная избирательная комиссия, а в случае неисполнения из­бирательной комиссией указанной обязанности либо ее отсутствия выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов местного самоуправления, прокурора назначаются район­ным судом общей юрисдикции.

Федеральный закон применяется при нарушениях конституци­онных прав граждан Российской Федерации избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления в случаях, если:

— законодательным (представительным) органом субъекта Фе­дерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

— представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образова­ния;

— в муниципальном образовании отсутствует выборный пред­ставительный орган местного самоуправления;

— полномочия органов местного самоуправления осуществля­ются должностными лицами, назначенными органами государст­венной власти;

— законом субъекта Федерации не установлен порядок образо­вания, объединения, преобразования и упразднения муниципаль­ных образований;

— истекли установленные сроки полномочий выборных орга­нов местного самоуправления и должностных лиц местного само­управления.

— выборы депутатов представительных органов местного само­управления или выборных должностных лиц местного самоуправ­ления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначе­ны уполномоченным органом или должностным лицом в установ­ленные сроки;

— отсутствуют органы или должностные лица, уполномочен­ные назначить выборы депутатов представительных органов мест­ного самоуправления и выборных должностных лиц местного само­управления;

— муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодатель­ству; — органы местного самоуправления упразднены или саморас­пущены в пррядке, противоречащем законодательству, либо факти­чески перестали исполнять свои полномочия;

— в нарушение законодательства не реализуются конституци­онные права граждан, проживающих на территории муниципально­го образования, избирать и быть избранными в органы местного са­моуправления муниципального образования.

Временное положение, утвержденное ФЗ «Об основных гаран­тиях...», устанавливает порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с феде­ральным законодательством об общих принципах организации ме­стного самоуправления в РФ и Федеральным законом «Об обеспе­чении конституционных прав граждан Российской Федерации из­бирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Сроки полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного само­управления не могут быть меньше двух лет и более пяти лет. Уста­новленный срок полномочий не может быть изменен в течение теку­щего срока полномочий.

Уставом муниципального образования может устанавливаться ограничение пассивного избирательного права, не позволяющее од­ному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям1, избирательным блокам, а также может быть осуще­ствлено путем самовыдвижения. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и их уставами. Решение о выдвижении кандидатов, списков кандидатов иными общественными объедине­ниями принимается тайным голосованием на их съездах (конфе­ренциях, собраниях) либо их региональными или местными отде­лениями.

Кандидат считается выдвинутым после предоставления им соот­ветственно в муниципальную или окружную избирательную комис­сию письменного уведомления о выдвижении и заявления в пись­менной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по со­ответствующему избирательному округу1. Вместе с уведомлением должны быть представлены сведения по форме, установленной за­коном, о размере и об источниках доходов кандидата и об имущест­ве, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кан­дидатов) на праве собственности (в том числе совместной собствен­ности), о вкладах в банках, ценных бумагах2.

Муниципальные, окружные избирательные комиссии доводят до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, а также направляют в средства массовой ин­формации сведения о выявленных фактах недостоверности пред­ставленных кандидатами сведений.

В поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи из­бирателей в порядке и количестве (но не более 2% от числа избира­телей округа), определяемых законами субъектов Федерации.

Политические партии и их блоки, списки кандидатов которых были допущены к распределению мандатов по результатам преды-

------------------

1 В этом заявлении указываются: 1. сведения биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (или род занятий), адрес места жи­тельства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наимено­вание или код органа, выдавшего данный документ, и дата выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного го­сударства с указанием даты и оснований его приобретения; 2. дается обязатель­ство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности; 3. кандидат вправе за­явить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объедине­нию и о своем статусе в нем.

2 При выборах депутатов представительных органов местного самоуправ­ления, при которых избирательные округа образуются в соответствии со сред­ней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч изби­рателей, кандидаты не обязаны представлять сведения о доходах и об имуще­стве.

 

дущих выборов депутатов Государственной Думы, на всех других выборах, в том числе муниципальных, освобождаются от сбора подписей в поддержку выдвинутых ими кандидатов, списков кан­дидатов и внесения избирательного залога.

При проведении выборов в представительные органы местного самоуправления в муниципальных образованиях с числом избира­телей менее 10 000 человек сбор подписей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Федерации преду­смотрен иной порядок выдвижения кандидатов. Например, выдви­жение кандидатов может производиться собраниями избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы, а также обществен­ными объединениями определенной численности.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладаю­щих активным избирательным правом, в том избирательном окру­ге, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвиже­ния кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей изби­рателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов должен составлять не менее 20 дней.

Кандидаты регистрируются соответственно выборам муници­пальной или окружной избирательной комиссией по представле­нию соответствующих документов.

Избирательные комиссии не позднее 10 дней должны проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Основаниями отказа в регистрации могут быть: отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; несоблюдение требо­ваний к выдвижению кандидата, списка кандидатов; недостаточ­ность представленных сведений кандидатом; грубое или неодно­кратное нарушение запрета сбора подписей в запрещенных местах; недостаточное количество представленных достоверных и действи­тельных подписей избирателей; несоздание кандидатом, избира­тельным объединением, блоком избирательного фонда; использова­ние, помимо средств собственного избирательного фонда, иных де­нежных средств, составляющих более 5% от установленного законом предельного размера избирательного фонда; превышение предельного размера расходования из избирательного фонда более чем на 5%; использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.

Если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, ли­бо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегист­рирован только один список кандидатов, проведение голосования в данном избирательном округе по решению соответствующей изби­рательной комиссии откладывается на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. При насту­плении указанных обстоятельств при выборах депутатов предста­вительного органа местного самоуправления может предусматри­ваться законом субъекта Федерации проведение голосования по од­ной кандидатуре, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовали не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования. Орган избирательного объединения, блока, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе не позднее чем за 5 дней до дня голосования отозвать данного канди­дата, список кандидатов.

Выборы признаются состоявшимися (ст. 70 ФЗ «Об основных гарантиях...») при участии в выборах не менее 20% избирателей. Законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что минималь­ный процент от числа избирателей для признания выборов депута­тов представительных органов местного самоуправления состояв­шимися не устанавливается.

Один из основных процедурных элементов закреплен текстом закона: «Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию)».

Законодатель отсылочными нормами устанавливает: гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных вы­боров, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным за­коном и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Федерации.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 более лапидарно подошел к закреплению института муниципаль­ных выборов. Он установил принципы их проведения, отсылоч­ной нормой закрепил наличие законодательства субъектов, регу­лирующих муниципальные выборы, и обязал федеральные орга-

------------------

СЗ РФ. 1995, № 35. Ст. 3506.

ны государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации гарантировать проведение муниципальных выборов.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. (с изм. от 22 июня 1998 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Россий­ской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» с изм. от 22 июня 1998 г.1 устанавливает право­вые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного само­управления в случаях нарушения указанных прав.

Федеральный закон применяется в целях защиты конституци­онных прав граждан Российской Федерации избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления в части, не урегули­рованной законами субъектов Федерации и нормативными право­выми актами органов местного самоуправления.

Помимо федеральных законов, муниципальные выборы регули­руются значительным числом подзаконных актов.

К подзаконным актам следует отнести указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Конституцион­ного Суда РФ, акты Центральной избирательной комиссии. Так, 11 июня 1997 г. был издан Указ «Об основных направлениях рефор­мы местного самоуправления в Российской Федерации»2. Согласно этому акту содействие становлению и развитию местного само­управления объявлено приоритетным направлением деятельности Президента и Правительства РФ.

Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области разви­тия местного самоуправления в Российской Федерации»3 обладает большим значением для развития местного самоуправления в Рос­сии и носит базовый, программный характер. В этом же ракурсе принято и Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1394 «О Федеральной целевой программе государственной под­держки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправ­ления»4.

-----------------------

1 СЗ РФ. 1996, № 49. Ст. 5497; 1998, № 26. Ст. 3005.

2 Там же. 1997, № 24. Ст. 2741. :i Там же. 1999, № 42. Ст. 5011.

4 Там же. 1999, № 517. Ст. 6359.

 

В качестве примеров можно привести Постановления Конститу­ционного Суда РФ: от 24 января 1997 г. по делу о проверке консти­туционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Респуб­лике»1; от 3 ноября 1997 года «По делу о проверке конституцион­ности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 го­да «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного само­управления» в связи с запросом Тульского областного суда»2; от 30 ноября 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редак­ции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении из­менений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области»3

Федеральное законодательство, таким образом, создает необхо­димые предпосылки для демократической однородности выборов, в том числе в системе местного самоуправления. При этом согласно ст. 76 (ч. 2 и 5) Конституции РФ названные федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации как в тех случаях, когда субъекты Федерации не приняли в поряд­ке их конкретизации собственные правовые акты, так и тогда, ко­гда последние противоречат федеральному закону, тем более что нормы упомянутых федеральных законов содержат гарантии изби­рательных прав граждан и их прав на местное самоуправление4.

В отличие от федерального законодательства, которое устанав­ливает лишь основы выборов в органы местного самоуправления, нормативные правовые акты субъектов Федерации, как правило, закрепляют конкретную модель организации муниципальных вы­боров с учетом географических, исторических и социально-эконо­мических особенностей.

Это конституции республик, уставы иных субъектов Федера­ции; законы республик, областей, краев, автономных образований, городов федерального значения о местном самоуправлении, зако­ны, регулирующие отдельные муниципально-правовые отношения; подзаконные акты: постановления законодательных (представи­тельных) органов государственной власти субъектов Федерации,

-----------------------

1 СЗ РФ. 1997, № 5. Ст. 708.

2 Там же. 1997, № 45. Ст. 5241.

3 Там же. 2000, № 50. Ст. 4943.

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января Т 998 г. // СЗ РФ. 1998, № 4. Ст. 532.

 

распоряжения глав администрации (указы президентов республик) и решения конституционных (уставных) судов субъектов Федера­ции.

В субъектах Федерации законодательный массив, регулирую­щий процедуру подготовки и проведения выборов, можно подраз­делить по предмету регулирования:

• нормы законов, устанавливающие общие положения для всех видов выборов на территории субъекта;

• нормы законов, регулирующие отдельные виды выборов;

• нормы законов, регулирующие отдельные стадии или этапы института выборов, регулирующие избирательный процесс;

• нормы законов, правовой статус субъектов, участвующих в выборах.

Анализ норм конституций, уставов (основных законов) субъек­тов Федерации, закрепляющих институт выборов в субъектах, по­зволяет сделать вывод о том, что в основных законах субъектов «местные выборы» закрепляются как форма, право и процесс.

Форма осуществления местной власти. В качестве примера можно привести уже упомянутые ст. 99 Конституции Республики Марий Эл, где выборы наряду с референдумом называются не только как высшая форма непосредственного волеизъявления, но и как элемент системы местного самоуправления республики; Устав Новгородской области, в ст. 4 которого перечисляются высшие формы народовластия области: «Высшим непосредственным выра­жением власти народа являются референдум и свободные выбо­ры»; ст. 9 Устава Амурской области, ст. 3 Устава Московской об­ласти1, ст. 4 г. Москвы2 и многие другие.

Право граждан на участие в выборах. В качестве примера можно привести ст. 30 Конституции Адыгеи, ст. 100 Конституции Республи­ки Алтай, ст. 22 и 23 Устава Амурской области, ст. 18 — 19 Устава Ли­пецкой области, ст. 31 Конституции Мордовии, ст. 32 Конституции Республики Марий Эл, ст. 16 Устава Новосибирской области и иные.

Как процесс — путем установления основных принципов и элементов избирательного процесса. Например, ст. 55 Устава г. Москвы закрепляет, что представительный орган местного само­управления в муниципальном образовании состоит из депутатов, избираемых населением муниципального образования на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном го-

-------------------------

1 Вестник Московской областной Думы. 1997, № 1; Ежедневные Новости. Подмосковье. 2003, № 118.

2 Ведомости Московской городской Думы. 1995, № 4; 2003, № 5.

 

 

лосовании; в ст. 56 предусматривается возможность выборов главы муниципального образования — выборного должностного лица местного самоуправления, а также иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Встречаются отсылочные нормы, указывающие на наличие спе­циального законодательства. Например, ст. 55 Устава г. Москвы: «Порядок организации и проведения выборов депутатов представи­тельного органа местного самоуправления определяется федераль­ными законами и законом города Москвы». Аналогичные положе­ния закреплены ст. 56 в отношении главы муниципального образова­ния — выборного должностного лица местного самоуправления, а также иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Аналогичные положения встречаются в ст. 121 Устава Амур­ской области, в ст. 72 Устава Московской области и иных.

Как уже отмечалось ранее, упоминаются субъекты, которые обязаны обеспечить подготовку и проведение местных выборов. В статье 25 Устава Амурской области устанавливается обязанность по соблюдению и защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан избирательной комиссии Амурской области.

Широкий круг законов принят в субъектах Федерации для регу­лирования института выборов. Законы, регулирующие проведение местных выборов в субъектах Российской Федерации, разнообразны.

Действуют законы, нормы которых комплексно регулируют порядок проведения выборов и референдумов на территории конкретных субъектов.

Например, «Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов выборных должностных лиц» от 08.07.2003 г.1, Закон Республики Коми от 14 октября 2002 г. «О выборах и рефе­рендумах в Республике Коми»2.

В некоторых из них действуют избирательные кодексы: «Изби­рательный Кодекс Владимирской области» от 7 июля 2000 г.3, «Из­бирательный кодекс города Москвы» от 11 июня 2003 г.4, нормы

-----------------------

1 Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц от 08.07.2003 г. № 35-ЗС (принят Постановлением АКСНД от 03.07.2003 № 232)/ /«Сборник законодательства Алтайского края», 2003, № 87, ч. 1. С. 31.

2 Закон Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Ко­ми» от 14 октября 2002 года № 86-РЗ//«Республика», 22.10.2002, № 192.

3 Избирательный Кодекс Владимирской области 7 июля 2000 года № 45-ОЗ (в ред. Законов Владимирской области от 09.04.2001 №20-03, от 13.09.2001 №72-ОЗ, от 14.09.2001 № 73-ОЗ, от 27.09.2001 № 75-ОЗ, от 24.10.2001 № 92-ОЗ, от 07.02.2002 № 12-ОЗ) // «Владимирские ведомости», № 200, 26.10.2001.

4 Закон г. Москвы от 11 июня 2003 г. № 36 «Избирательный кодекс города Москвы» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2003, № 41.

 

которых регулируют одновременно выборы в органы государствен­ной власти и в органы местного самоуправления.

В некоторых субъектах Федерации приняты законы, регули­рующие выборы во все органы местного самоуправления: Закон Московской области от 7 марта 2003 г. «О выборах депутатов пред­ставительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской облас­ти»1, Закон Республики Адыгея от 24.01.1998 «О выборах органов местного самоуправления» (в ред. от 09.10.1999)2, Закон Республи­ки Карелия от 27.06.2003 «О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия» (в ред. от 25.12.2003)3, Закон Республики Марий Эл от 01.07.2003 <<О выборах депутатов представительных органов местного само­управления глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в республике Марий Эл»4 и другие.

Иногда встречаются законы, регулирующие выборы глав муни­ципальных образований и иных выборных должностных лиц, на­пример, Закон Республики Дагестан от 02.12.2002 «О выборах гла­вы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления»5.

В основной массе законодатели субъектов Федерации принима­ют специальные, отдельные законы, регулирующие процедуру вы-

---------------------

1 Закон Московской области от 7 марта 2003 г. № 24/2003-03 «О выбо­рах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской облас­ти» (принят решением Московской областной Думы от 26 февраля 2003 г. № 11/48) // Вестник Московской областной Думы. 2003, № 5.

2 Закон Республики Адыгея от 24.01.1998 № 63 (в ред. от 09.10.1999) «О выборах органов местного самоуправления» (принят ГС — Хасэ РА 23.01.1998) // Советская Адыгея. 1999, № 200-202.

3 Закон Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК (в ред. от 25.12.2003) «О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия» (принят ЗС РК 10 июня 2003 года) // Собрание законодательства РК. 2003, № 6 (Часть 1).

4 Закон Республики Марий Эл от 01.07.2003 № 22 — 3 «О выборах депута­тов представительных органов местного самоуправления глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Марий Эл» (принят Госсобранием РМЭ 11.06.2003) // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2003, № 8. Часть 1. Ст. 248.

5 Закон Республики Дагестан от 02.12.2002 № 38 «О выборах главы муни­ципального образования, иных выборных должностных лиц местного само­управления» (принят Народным Собранием РД 26.11.2002) // Дагестанская правда. 2002, № 260-262.

 

боров в представительные органы местного самоуправления и вы­боры глав муниципальных образований.

Примером законодательного регулирования процедуры выбо­ров депутатов представительных органов местного самоуправления может служить Закон Республики Алтай от 24.09.2002 (в ред. от 16.09.2003) «О выборах депутатов представительных органов мест­ного самоуправления Республики Алтай»1; Закон Кабардино-Балкар­ской Республики от 20.08.2003 «О выборах депутатов представитель­ных органов местного самоуправления» (в ред. от 11.09.2003)2; За­кон РМ от 09.07.2003 <<О выборах депутатов представительных ор­ганов местного самоуправления в республике Мордовия» (ред. от 09.09.2003



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.013 с.)