Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Собрания, сходы и конференции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Собрания (сходы) граждан являются одной из самых древних форм непосредственного народовластия. Они достаточно полно исследованы в научной литературе1. Собрания (сходы) граждан являются проявлением основополагающих конституционных положений о свободе мысли и слова, о праве на объединение, о праве собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование2. Собрания (сходы) граждан — это организационно-правовая форма, используемая местным сообществом для обсуждения и принятия решений по вопросам местного значения. Существенный момент, отличающий собрание населения от референдума, отзыва, выборов и приближающий его к государственным коллективным органам, — одновременное присутствие участников в одном месте и принятие ими решения непосредственно после обсуждения вынесенного в повестку дня вопроса. Они позволяют местным сообществам коллективно обсудить необходимые вопросы и принять по ним решения. Их значительное -------------------------- 1 См.: Кабышев В.Т. Прямое народовластие в советском государстве. Саратов. 1974; Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Непосредственная демократия в СССР. М., 1984; Горбунов М.П. Сельские сходы. Куйбышев. 1961; Народовластие в России — очерк истории и современного состояния / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 1997, и др. 2 Комарова В.В. Собрания, сходы и конференции — формы осуществления народовластия. Ученые записки Ростовского университета. РнД, 2000. С о/.
преимущество в сравнении с референдумом и выборами состоит в том, что здесь объединены в одно целое совместное обсуждение, поиск решения и его принятие. Собрания (сходы) служат эффективной формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных самоуправленческих функций, являются школой их приобщения к решению местных вопросов, воспитания у них ответственности, инициативы и политической культуры. Одновременно они служат и действенным средством контроля за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц. Неоценима роль этого института в воспитании правосознания и политической культуры, гражданской активности широких масс. Возможность в процессе обсуждения выработать свое суждение, отстаивать собственное мнение — такова важнейшая роль локальных институтов прямого правления. Ведущий принцип гражданского общества — каждый решает за себя — реализуется в институтах прямого правления. Из-за небольшой территории решение воплощается сравнительно быстро и так или иначе касается благополучия каждого. На локальном уровне эта взаимосвязь особенно видна, что и является объективной предпосылкой для принятия обоснованного решения. Само стремление к достижению этой идеальной модели — каждый решает сам за себя — формирует и общественное сознание. Собрания могут рассматриваться как средство народовластия и форма осуществления местного самоуправления; организационная форма деятельности общественных организаций и структурный элемент иных форм народовластия; форма реализации конституционных прав и свобод граждан — средство волеизъявления; комплекс естественных прав, средство обратной связи между гражданами и государством. В одних случаях они выступают как форма непосредственной демократии всего местного сообщества муниципального образования1, в других — лишь как форма территориального и других видов общественного самоуправления либо как форма организованного выражения общественного мнения. -------------------- 1 Федеральным законом от 28 августа 1995 г. предусмотрено, что в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения — вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенного к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом и законодательством субъектов Федерации, — могут созываться собрания (сходы) граждан.
Формой непосредственной демократии муниципального образования собрания (сходы) жителей становятся тогда, когда они назначаются в установленном уставом муниципального образования порядке, в них принимает участие не менее половины жителей в возрасте старше 18 лет для коллективного обсуждения и решения важнейших вопросов местного значения либо в случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления. В отдельных муниципальных образованиях, как правило небольших по численности населения, их уставами в соответствии с законами субъектов Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления собраниями (сходами) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления. В этих случаях вопросы, находящиеся в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления, должны решаться только на собраниях (сходах) граждан. Собрание (сход) граждан как институт непосредственной демократии муниципальных образований отличает от всех других видов собраний то, что он выступает в качестве высшего органа местного самоуправления, его созыв, подготовка и проведение осуществляется при строгом соблюдении прав граждан на участие в нем и всех процессуальных правил. Только решения подобных собраний (сходов) при условии их правомочности обладают на территории муниципального образования общеобязательным характером. Такие собрания, помимо своей главной функции — обеспечивать коллективное обсуждение и решение важнейших вопросов местного значения, обладают рядом других функций: информационных, воспитательных, образовательных. Собрания (сходы), съезды (конференции) граждан используются также и как высший орган территориальных общественных самоуправляемых объединений граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. На них избираются органы территориального общественного самоуправления населения, принимаются их уставы, утверждаются бюджеты, планы и программы деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории, заслушиваются отчеты об их исполнении. Кроме традиционных собраний (сходов) граждан, о которых речь шла выше, следует выделить еще один вид собраний, являющийся формой реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Различие между этими формами демократии состоит в том, что собрания (сходы) жителей как форма местного или территориального общественного самоуправления носит постоянный нормативный характер и служит целям решения вопросов местного значения. Что же касается собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, то они не имеют жесткого нормативного ограничения ни по составу участников, ни по целям, формам и процедурам их проведения. Они, как правило, используются либо в качестве средства поддержки, либо в качестве средства давления на органы власти, в том числе и местного самоуправления, с целью принудить их к принятию каких-либо решений. В настоящем параграфе мы рассматриваем институт собраний, как форму осуществления местного самоуправления. Поскольку Конституцией РФ предусмотрено право народа на осуществление принадлежащей ему государственной власти непосредственно и через органы местного самоуправления, рассмотрим собрание как средство народовластия и форме осуществления местного самоуправления. Думается, сегодня использование именно этой формы собраний наиболее актуально с точки зрения реализации непосредственного народовластия. За кажущейся простотой организационной формы непосредственной демократии скрывается достаточно сложная задача объединить политически и социально разнородных людей в работоспособную ассоциацию, принимающую сбалансированные решения, отвечающие интересам большинства жителей конкретной территории. В социальном плане собрание жителей можно определить как форму публичного контакта людей, составляющую более или менее устойчивое территориальное сообщество. По мнению американских исследователей, социальная ценность собраний состоит в том, что они «позволяют людям с различным положением и интересами найти взаимоприемлемый подход к общим интересам»1. Отличие собраний жителей от всех других собраний трудовых коллективов, общественных объединений заключается в организационном постоянстве и периодичности, в большом разнообразии вопросов, обсуждаемых и решаемых жителями. Основным преимуществом собраний как института непосредственной демократии и как формы местного самоуправления является органическое сочетание в них коллективного социального действия: обсуждения того или иного вопроса, выражения коллективного мнения, принятия коллективного решения с личной активностью участников собрания. В рамках собрания каждый его участник тем или иным способом ------------- 1 См.: МэтьюзД., МакафинН. Политика местной обшины. М., 1993. С. 34.
выражает свое мнение, интерес, которые путем сопоставления с мнениями и интересами других участников могут приобретать значение общего. В отличие от народных обсуждений референдума, деятельности представительных органов власти сопоставление мнений и выработка общего решения имеет при проведении собраний непосредственный характер, т. е. «не отрывается» от самих его участников, от той стадии собрания, на которой проходит обсуждение вопросов. Должна быть выстроена система взаимоотношений между местным сообществом и вышестоящими органами государственной власти и местного самоуправления, предусматривающая механизм и сроки учета решения собрания. Общее собрание (сход) граждан до недавнего времени регламентировалось Положением «Об общих собраниях, сходах граждан по месту их жительства в РСФСР», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 г.1. Положением предусматривалась собственная компетенция собрания. По Закону РСФСР от 6 июля 1991 г. о местном самоуправлении 2 предусматривалась возможность ее расширения путем передачи вопросов из компетенции местных Советов народных депутатов для рассмотрения собраний граждан. Положением также предусматривались специфические правила проведения общего собрания (созыв, кворум — ст. 3 — 6), обсуждения и принятия решений (большинство голосов, открытое голосование — ст. 17), внутренней организации (ст. 14, 15), формализация процедур (ст. 16). Решение общего собрания не принимает юридической формы акта органа власти — оно было обязательно для исполнения жителями соответствующих населенных пунктов, предприятий, учреждений, организаций. Исполком соответствующего Совета народных депутатов был не вправе ни отменить, ни изменить его, кроме случаев противоречия законодательству. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 24 также, установив, что в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан, наделил муниципальные образования правом урегулировать все другие вопросы в соответствии с законами субъектов Федерации. В крупных по численности населения муниципальных образованиях могут проводиться конференции (съезды) граждан. ------------------------- 1 ВВС РСФСР. 1985, №. 36. Ст. 269. 2 ВСНД РФ и ВС РФ. 1991, № 29. Ст. 1010.
Порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции (съезда) граждан, принятия и изменения его решений, пределы их компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации. Эта позиция законодателя была подчеркнута в Определении Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2003 г. № 471-O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сулейманова Сулеймана Омаровича на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 2 Закона Тверской области «О собраниях (сходах) граждан в Тверской области». Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены основные положения по порядку проведения сходов, собраний и конференций граждан, а также принципиально изменен подход к регулированию этой формы непосредственного народовластия. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 г., уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. В современной России институт собраний, сходов, конференций в законодательстве субъектов Федерации имеет двухуровневое закрепление. Он предусмотрен Конституциями, Уставами субъектов Федерации. В законодательстве о местном самоуправлении на территории субъекта РФ закрепляется как форма осуществления муниципальной власти. В законодательстве о территориальном самоуправлении на территории субъекта Федерации институт собраний закрепляется как форма осуществления территориального общественного самоуправления. Приняты специальные акты, закрепляющие механизм реализации права граждан на собрания как форму осуществления местного самоуправления1. ----------------------------- 1 Механизм проведения собрания как формы осуществления территориального самоуправления рассматривается в главе о территориальном самоуправлении.
Законы, устанавливающие порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции (съезда) граждан, принятия и изменения его решений, пределы их компетенции, приняты в Хабаровском крае («О собрании (сходе) граждан в Хабаровском крае» 29.07.1998)1; в Читинской области («О собраниях (сходах) граждан по месту их жительства в Читинской области» 01.10.1997)2; в Ленинградской области (20.07.2000 (в ред. от 26.07.2002) «О собраниях (сходах) граждан в Ленинградской области»)3; в Еврейской автономной области (17.04.1996 «О собраниях (сходах) граждан по Metw их жительства в Еврейской автономной области» (в ред. от 30.01.2002)4; в Ненецком автономном округе (17.06.1996 «О собраниях (сходах) граждан в Ненецком автономном округе»)5; в Ханты-Мансийском автономном округе (24.06.1998 «О собраниях (сходах) граждан в Ханты-Мансийском автономном округе»)6 и др. Следует отметить, что законодатели в субъектах РФ в некоторых случаях объединяют институт собраний и институт митингов, шествий, демонстраций и пикетирования. В качестве примера можно привести Законы Республик Тыва от 04.11.1996 (в ред. от 10.05.2001) «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях»7; Башкортостан от 02.04.93 (ред. от 11.12.2002)н«О свободе собраний, демонстраций и других публичных мероприятий в республике Башкорто- ---------------------------- ' Сборник нормативных актов законодательной Думы Хабаровского края. 31.08.1998, № 6. 2 Родники. 05.11.2003, № 170. 3 Вестник Законодательного собрания Ленинградской области, вып. 6 (49), 29.08.2000. 4 «Сборник Законодательного собрания народных депутатов ЕАО». 1996, №7. 5 Закон НАО от 17.06.1996 № 36 — ОЗ «О собраниях (сходах) граждан в Ненецком автономном округе» (принят Собранием депутатов НАО 11.06.1996) // «Няръяна-Вындер». 16.07.1996, № 107. 6 Закон ХМАО от 24.06.1998 № 48-оз «О собраниях (сходах) граждан в Ханты-Мансийском автономном округе» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 16.06.1998)// «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа». Ст. 577, июнь 1998 г., № 6, 7 Закон Республики Тыва от 04.11.1996 № 434 (в ред. от 10v.05.2001) «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях» (принят ВХ РТ 22.11.1995). Признать утратившим силу Закон Республики Тыва «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях» от 04.11.1996 г. № 434 (с изменениями от 10.05.2001 года № 1061).
тан; Калмыкия от 13 марта 1995 года «О собраниях, митингах, демоонстрациях, шествиях и пикетированиях» с изм. 25 декабря 2002 г. Некоторыми подзаконными актами регулируется совмещенные институты собраний и митингов, шествий, демонстраций и пекитирований: Решение городского совета от 30.05.1996 г. Hoвосибирскака3, Постановление от 16 августа 2002 г. главы администрации города Краснодара 'Ставропольский край3 и некоторые иные субъекты Федерации6. -------------------- 1 Закон Республики Башкортостан от 02.04.93 № ВС-17/46 11.12.2002) «О свободе собраний, демонстраций и других публичных мероприятии в Республике Башкортостан»//Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1993, № 9, ст. 250; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2001, № 2 (122), ст. 75; 2002, № 3 (141), ст. 174); Газета «Ре Башкортостан». 21.01.2003, № 12 (25444). 2 Закон Республики Калмыкия от 13 марта 1995 года № 10-1-3 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с изм. ря 2002 г. // Хальмг Унн. 01.02.2003, № 20. 3 Решение городского совета от 30.05.1996 № 177 «О положении «Опорядке организации и проведения в городе Новосибирске собраний, * шествий, демонстраций и пикетирования»; Решение городского с 28.10.1998 № 181 «О внесении изменений и дополнений в положение: «О порядке организации и проведении в городе Новосибирске собраний митингов, шествий, демонстраций и пикетирования» // Вечерний Новс 16.11.1998, № 217. 4 Постановление от 16 августа 2002 г. № 1378 глава администрации Краснодара «О порядке рассмотрения заявлений о проведении в городе Краснодаре собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирован Краснодар. 06.09.2002, № 36. • 5 Постановление от 27 сентября 2001 г. № 798-Н ГДСК «Временное положение о порядке организации и проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования на территории Ставропольского края» / Ставропольская правда. 18.10.2001, № 226 (22513). 6 Решение Совета депутатов Мытищинского района МО от 23.10 50/5 «Об утверждении положения о порядке проведения собраний, mi уличных шествий, демонстраций и пикетирования на территории Mытищинского района» // Родники. 05.11.2003, № 170; Постановление главы г. Ивантеевки МО от 21.10.1998 № 1420 «О порядке проведения собраний, mi уличных шествий и пикетирования на территории города Ивантеевки» с «Положением о порядке проведения собраний, митингов, уличных i и пикетирования на территории г. Ивантеевки») // Пульс Ива1 29.10.1998, № 128. Решение Совета депутатов г. Юбилейного МО от 05. № 4 «Об утверждении положения о порядке организации собраний, мк уличных шествий, демонстраций и пикетирования в г. Юбилейный // ник. 30.05.1998, № 20, Спутник. 31.10.1998, № 42; Решение от 11 марта № 373 городской Думы города Глазова Удмуртской республики «Об утверждении положения о порядке организации и проведения собраний граждан, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования».
В республике Марий Эл Законом от 30.06.1997 (в ред. от 07.03.2003) «Об общих собраниях (сходах) граждан и старостах населенных пунктов в республике Марий Эл»1 регулируется механизм двух видов собраний — собрания как формы осуществления местной власти и как формы осуществления территориального общественного самоуправления, В Законе о местном самоуправлении (в ред. от 28 августа 1995 г.) совмещены понятия собрания и конференции. I»: этому пути пошли и законодатели субъектов РФ. Так, в Законах г. Москвы от 10 июля 1996 г. «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве»2 и от 4 июня 1997 г. «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве»3 также совмещены понятия общих собраний и конференций жителей. Также в качестве примера можно привести Законы Республик: «.Кабардино-Балкария от 06.11.1998 «О собраниях (сходах), конференция х граждан по месту их жительства в Кабардино-Балкарской республике»4; Мордовия от 23.03.98 № 8-3 (в ред. от 12.07.99) «Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в республике Мордовия»5; Саха (Якутия) от 15.06.2002 «О собраниях (сборах), конференциях граждан в республике Саха (Якутия)»6; Хакасия от 21.05.1996 «Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в республике Хакасия» (в ред. от 01.10.2003)7; Законы Алтайского --------------- "Собрание законодательства Республики Марий Эл. 24.07.1997, № 7. Ст. 277. Закон Московской области от 25 декабря 1998 г. № 63/98-03 «Об основах территориального общественного самоуправления в Московской области» (принят решением Московской областной Думы от 9 декабря 1998 г. № 4/37) с изм. от 23 сентября 2003 г..// Вестник Московской областной Думы, февраль 1999, № 2; Ежедневные новости. Подмосковье. 30 сентября 2003, № 181. 1 Законгорода Москвы от 4 июня 1997 г. № 18 «О собраниях и конференциях гражданпо месту их проживания в городе Москве» / / Ведомости Московской городской Думы. 1997, № 6. •ЗаконКабардино-Балкарской Республики от 06.11.1998 № 22-РЗ «О собраниях (сходах), конференциях граждан по месту их жительства в Кабардино-Балкарской республике» (принят Советом Республики Парламента КБР 20.10.1998 ) // Кабардино-Балкарская правда. 12.11.1998, № 213. ЗаконРМ от 23.03.98 № 8-3 (в ред. от 12.07.99) «Об общих собраниях граждан в республике Мордовия» (принят ГС РМ Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 23-3 Ni 37/-П «О собраниях (сборах) конференциях граждан в республике Саха (Якутия)» (принят ГС -,.-ei РС(Я) 15.06.2002) // Якутские ведомости. 29.06.2002, № 23. «_■ - Верховного Совета РХ от 21.05.1996 Ni 59 «Об общихсобраниях. конференциях граждан в республике Хакасия» (в ред. от 01.10.2003)/ / Вестник Хакасии 1996.. №30.
края от 08.12.2000 «О собраниях (сходах), конференциях граждан в Алтайском крае»1 и Красноярского края от 28.05.2003 «О собран (сходах) и конференциях граждан в муниципальных образованиях»2. Второй уровень нормативного регулировании института собраний, сходов, конференций — акты муниципальных органов. 2 Уставы-5 муниципальных образований, специальные положение проведении этих мероприятий4. Анализ механизма осуществления этой формы народовластия думается, следует начать с определения. Собрания (сходы) и конференции граждан (далее — собран и конференции), согласно Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве», являются формой непосредственного участия жителей Москвы в обсуждении и решении вопросов местного значения. Согласно Закона Ленинградской области', « собрание (сход)граждан является одной из форм прямого волеизъявления граждан, проживающих на всей территории муниципального образования или ее части, при осуществлении ими своего права на местное самоуправление или территориальное общественное самоуправление». ------------------------ 1 Закон Алтайского края от 08.12.2000 № 83-ЗС «О собраниях (сходах] и конференциях граждан в Алтайском крае» (принят АКСНД 04.(2.2000)// Сборник законодательства Алтайского края. 2000 г., № 56, ч. 1, с. 57. 2 Закон Красноярского края от 28.05.2003 № 6-1062 «О собраниях (сходах [ конференциях граждан в муниципальных образованиях» // Красноярский рабочий. 17.06.2003, № 84. ' Устав муниципального образования «Город Серпухов Московской области» (принят решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 23 февраля 2000 г, № 166/32, зарегистрирован Управлением юстиции Московской области 1 марта 2000 г. № 27-ГР) с изм. от 23 мая 2002 г. // ww.serpuhov.ru/authority/ustav.html (в редакции решений Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 9 августа Me 193; 38, 27 декабря 2000 г.? 30; 4, 21 февраля № 59; 7, 28 апреля № 83; 11, 14 ноября № 146; 22, 26 де-1бря 2001 г. № 164/25). «Информационный вестник» администрации и Совета депутатов города Серпухова, май 2002. 4 Решение Совета депутатов города Серпухова Московской власти от 26 марта 03 г. № 322/45 «О Положениях «О территориальном общественном самоуправлении в городе Серпухове» и «О собраниях, сходах и конференциях жителей города Серпухова» // Серпуховские вести. 17 апреля 2003, М° 69—70. 5 Закон Ленинградской области от 20.07.2000 № 27-ОЗ (в ред. от.07.2002) «О собраниях (сходах) граждан в Ленинградской области» (при-г ЗС ЛО 27.06.2000)// Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 29.08.2000. Вып. 6 (49). В соответствии с законом Еврейской автономной области1, «Собрание(сход) граждан является одной из форм непосредственного,. наиболее массового и активного участия населения в решении вопросов местного значения». Общими принципами проведения собрания (схода) граждан, как правило являются: всеобщее, равное и прямое волеизъявление; личное участие и обладание одним голосом; добровольность и свобода участия. Законодательство регулирует порядок созыва и проведения, собранийi, сходов и конференций, принятия и изменения их решений. В г. Москве на собрании решения могут быть приняты по следующим трем блокам вопросов: - вопросам, входящим в непосредственную компетенцию органов власти города; - вопросам, входящим в непосредственную компетенцию органов власти района2; - по выдвижению кандидатур, рекомендуемых в составы избирательных комиссий. Законодатель г. Москвы установил ограничения для действия норм Закона в зависимости от вопроса, выносимого на собрание. и. под действие Закона не подпадают: - собрания (конференции), проводимые в соответствии с уставами общественных объединений, жилищных товариществ и житных кооперативов; - собрания (конференции), на которых в соответствии с Законом города Москвы от 10 июля 1996 года «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» образуются территориальные общины, формируются органы территориального общественного самоуправления, а также определяется порядок их деятельности; - собрание (конференция) по рассмотрению иных, ранее не обозначенных вопросов вправе рассмотреть любой вопрос, затрагивающий интересы участников собрания (конференции). Однако в этом случае порядок созыва и проведения собраний (конферен- -------------------- 1.Чакон ЕАО от 17.04.1996 № 6-ОЗ *О собраниях (сходах) граждан по у их жительства в Еврейской автономной области» (в ред. от 1 2002)// Сборник Законодательного собрания народных депутатов)», январь-февраль 1996, № 7. ' Органы власти города и района вправе вынести на рассмотрение собрания (конференции) любой вопрос местного значения, входящий в их непосредственную компетенцию.
ций), принятия" и изменения их решений устанавливается инициаторами (участниками) собрания (конференции) самостоятельно. Помимо требований, предъявляемых к предмету (вопросам), решаемому на собраниях, московский законодатель установил еще несколько ограничений для реализации этого института. Прежде всего, это требование к территории проведения собрания: собрания (конференции) созываются жителями подъезда дома, одного дома или группы домов, квартала, улицы, микрорайона, обособленных населенных пунктов на территории района города Москвы. Собрания (конференции) не проводятся на всей территории района города Москвы. В поселках, деревнях и других обособленных населенных пунктах, расположенных на территории города Москвы, могут созываться общие собрания жителей — сходы. Сходы проводятся в порядке, установленном для собраний, и имеют одинаковую с ними компетенцию. Требование к количеству участвующих в собрании и производное от него — требование к помещению, в котором будет проводится собрание. Собрание жителей дома, группы домов или небольших населенных пунктов проводится, если общее число граждан, имеющих право на участие в собрании, не превышает 500 человек и имеется приспособленное помещение для проведения собрания. В отдельных случаях с разрешения главы районной Управы могут проводиться собрания и с большей численностью участников. В случаях, когда выносимый на рассмотрение вопрос (вопросы) непосредственно затрагивает интересы более 500 жителей, имеющих право на участие в собрании, либо созвать собрание не представляется возможным, проводится конференция. Еще одним требованием к времени проведения собраний (конференций) является запрет на проведение этих мероприятий в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в городе Москве. Таким образом, из определений московского Закона можно выделить следующие основания для классификации собраний: по предмету проведения (по выдвижению кандидатур в избирательные комиссии, по решению вопросов органов власти города, района), по источнику регулирования (Законами г. Москвы от 10 июля 1996 г. «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве»1; от 4 июня 1997 г. «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве»1; от 25 июня 1997 г. «О консультативном опросе граждан в районе города Москвы»2 и другие), в зависимости от территории проведения (собрания, сходы, конференции), в зависимости от количества участвующих (собрания, схода, конференции). Законодатель в Ленинградской области по иному подошел к закреплению полномочий собрания (схода), разделив его на несколько видов. Собрание (сход) граждан, является одной из форм осуществления местного самоуправления. В случае проведения собрания (схода) граждан на определенной части территории муниципального образования, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, по предметам ведения территориального общественного самоуправления собрание (сход) является одной из форм осуществления территориального общественного самоуправления. Собрание (сход) граждан является одной из форм выявления мнения населения. В случае проведения собрания (схода) граждан на всей территории муниципального образования или на его определенной части по вопросам, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории, собрание (сходы) является одной из форм выявления мнения населения. В случае невозможности проведения собрания (схода) граждан с участием одновременно всего населения муниципального образования по вопросам выявления мнения населения собрания (сходы) граждан могут проводиться на отдельных частях соответствующей территории. Для организации проведения собрания (схода) граждан создается комиссия, численный состав и полномочия которой определяются главой муниципального образования или представительным органом местного самоуправления муниципального образования. Определение общих результатов выявления мнения населения на соответствующей территории осуществляется путем суммирования решений собраний (сходов) граждан. Собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования собрание (сход) граждан может быть наделено правом осуществления полномочий представитель- ------------------------------- Ведомости Московской городской Думы. 1997, № 6. 2 Вестник мэрии Москвы. 1997, № 25.
ного органа местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления может не создаваться в населенных пунктах, волостях с населением до 500 человек. Осуществление полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) не лишает жителей муниципального образования права проведения иных видов собраний (сходов). У каждого вида есть собственная компетенция. В случае проведения собрания (схода) граждан на всей территории муниципального образования оно является одной из форм осуществления местного самоуправления, и на него могут выноситься вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего муниципального образования, за исключением следующих вопросов: а) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; б) принятие и изменение бюджета муниципального образования, отчета об его исполнении. Собрание (сход) граждан является одной из форм осуществления территориального общественного самоуправления. К исключительной компетенции собрания (схода) граждан относятся: а) определение целей и основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления на данной территории; б) принятие устава территориального общественного самоуправления и дополнений к нему; в) установление структуры органов территориального общественного самоуправления данной территории; г) выборы органов территориального общественного самоуправления, если иное не установлено уставом муниципального образования; д) заслушивание и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления. Собрание (сход) граждан является одной из форм выявления мнения населения. На собрание (сход) граждан могут выноситься вопросы, находящиеся в компетенции органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, а также органов территориального общественного самоуправления, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом. Собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления. К исключительной компетенции собрания (схода) граждан, осуществляющего полномочия представительного органа местного самоуправления, относятся: а) выборы должностных лиц местного самоуправления; б) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; в) установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством; г) утверждение планов и программ комплексного социально-экономического развития соответствующей территории и заслушивание отчетов об их исполнении; д) контроль за деятельностью главы муниципального образования и местной администрации. Таким образом, в Ленинградской области собрания могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Первое основание — по вопросам, решаемым на них, на три вида: решение вопросов местного самоуправления; вопросов территориального самоуправления; вопросов представительного органа. Второе основание — по обязательности принимаемых решений: на обязательные (собрание, осуществляющее полномочия представительного органа местного самоуправления) и консультативные (собрание — форма выявления мнения населения). Третье основание — по территории проведения: на всей территории муниципального образования и на территории территориального общественного самоуправления. Законодатель Еврейской области к полномочиям собрания (схода) граждан относит: — вопросы создания муниципального образования на соответствующей территории; — заслушивание отчетов о деятельности выборных и других должностных лиц органов местного самоуправления; — утверждение программ и планов социально-экономического развития территории населенного пункта; — вопросы, связанные с наименованием и переименованием в установленном порядке населенных пунктов, улиц и площадей; — вопросы планировки и застройки сел и поселков, благоустройства и озеленения, сохранности и надлежащего использования муниципального жилого фонда, торгового, бытового и культурного обслуживания населения, развития физкультуры и спорта; — вопросы охраны общественного порядка, противопожарной безопасности и правил санитарии; — другие вопросы местного самоуправления,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.012 с.) |