Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собрания, сходы и конференции.

Поиск

 

Собрания (сходы) граждан являются одной из самых древних форм непосредственного народовластия. Они достаточно полно ис­следованы в научной литературе1.

Собрания (сходы) граждан являются проявлением основопола­гающих конституционных положений о свободе мысли и слова, о праве на объединение, о праве собираться мирно, без оружия, про­водить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирова­ние2. Собрания (сходы) граждан — это организационно-правовая форма, используемая местным сообществом для обсуждения и при­нятия решений по вопросам местного значения.

Существенный момент, отличающий собрание населения от ре­ферендума, отзыва, выборов и приближающий его к государствен­ным коллективным органам, — одновременное присутствие участ­ников в одном месте и принятие ими решения непосредственно по­сле обсуждения вынесенного в повестку дня вопроса.

Они позволяют местным сообществам коллективно обсудить не­обходимые вопросы и принять по ним решения. Их значительное

--------------------------

1 См.: Кабышев В.Т. Прямое народовластие в советском государстве. Са­ратов. 1974; Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Непосредственная демократия в СССР. М., 1984; Горбунов М.П. Сельские сходы. Куйбышев. 1961; Народо­властие в России — очерк истории и современного состояния / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 1997, и др.

2 Комарова В.В. Собрания, сходы и конференции — формы осуществле­ния народовластия. Ученые записки Ростовского университета. РнД, 2000. С о/.

 

преимущество в сравнении с референдумом и выборами состоит в том, что здесь объединены в одно целое совместное обсуждение, по­иск решения и его принятие.

Собрания (сходы) служат эффективной формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных самоуправленче­ских функций, являются школой их приобщения к решению мест­ных вопросов, воспитания у них ответственности, инициативы и по­литической культуры. Одновременно они служат и действенным средством контроля за деятельностью органов местного самоуправ­ления и их должностных лиц.

Неоценима роль этого института в воспитании правосознания и политической культуры, гражданской активности широких масс. Возможность в процессе обсуждения выработать свое суждение, от­стаивать собственное мнение — такова важнейшая роль локальных институтов прямого правления. Ведущий принцип гражданского общества — каждый решает за себя — реализуется в институтах прямого правления. Из-за небольшой территории решение вопло­щается сравнительно быстро и так или иначе касается благополу­чия каждого. На локальном уровне эта взаимосвязь особенно вид­на, что и является объективной предпосылкой для принятия обос­нованного решения. Само стремление к достижению этой идеаль­ной модели — каждый решает сам за себя — формирует и общест­венное сознание.

Собрания могут рассматриваться как средство народовластия и форма осуществления местного самоуправления; организационная форма деятельности общественных организаций и структурный элемент иных форм народовластия; форма реализации конституци­онных прав и свобод граждан — средство волеизъявления; ком­плекс естественных прав, средство обратной связи между гражда­нами и государством. В одних случаях они выступают как форма непосредственной демократии всего местного сообщества муници­пального образования1, в других — лишь как форма территориаль­ного и других видов общественного самоуправления либо как фор­ма организованного выражения общественного мнения.

--------------------

1 Федеральным законом от 28 августа 1995 г. предусмотрено, что в муни­ципальном образовании для решения вопросов местного значения — вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенного к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом и законодательством субъектов Федерации, — могут созываться собрания (сходы) граждан.

 

Формой непосредственной демократии муниципального образо­вания собрания (сходы) жителей становятся тогда, когда они на­значаются в установленном уставом муниципального образования порядке, в них принимает участие не менее половины жителей в возрасте старше 18 лет для коллективного обсуждения и решения важнейших вопросов местного значения либо в случае осуществле­ния собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления. В отдельных муниципальных об­разованиях, как правило небольших по численности населения, их уставами в соответствии с законами субъектов Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления собраниями (схо­дами) граждан полномочий представительного органа местного са­моуправления. В этих случаях вопросы, находящиеся в исключи­тельном ведении представительных органов местного самоуправле­ния, должны решаться только на собраниях (сходах) граждан.

Собрание (сход) граждан как институт непосредственной демо­кратии муниципальных образований отличает от всех других видов собраний то, что он выступает в качестве высшего органа местного самоуправления, его созыв, подготовка и проведение осуществляет­ся при строгом соблюдении прав граждан на участие в нем и всех процессуальных правил. Только решения подобных собраний (схо­дов) при условии их правомочности обладают на территории муни­ципального образования общеобязательным характером. Такие соб­рания, помимо своей главной функции — обеспечивать коллектив­ное обсуждение и решение важнейших вопросов местного значения, обладают рядом других функций: информационных, воспитатель­ных, образовательных.

Собрания (сходы), съезды (конференции) граждан используют­ся также и как высший орган территориальных общественных само­управляемых объединений граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. На них избираются органы территориального общественного самоуправления населения, при­нимаются их уставы, утверждаются бюджеты, планы и программы деятельности органов территориального общественного самоуправ­ления населения по социально-экономическому развитию соответ­ствующей территории, заслушиваются отчеты об их исполнении.

Кроме традиционных собраний (сходов) граждан, о которых речь шла выше, следует выделить еще один вид собраний, являю­щийся формой реализации конституционного права граждан соби­раться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонст­рации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Разли­чие между этими формами демократии состоит в том, что собрания (сходы) жителей как форма местного или территориального обще­ственного самоуправления носит постоянный нормативный харак­тер и служит целям решения вопросов местного значения. Что же касается собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетиро­вания, то они не имеют жесткого нормативного ограничения ни по составу участников, ни по целям, формам и процедурам их прове­дения. Они, как правило, используются либо в качестве средства поддержки, либо в качестве средства давления на органы власти, в том числе и местного самоуправления, с целью принудить их к при­нятию каких-либо решений.

В настоящем параграфе мы рассматриваем институт собраний, как форму осуществления местного самоуправления.

Поскольку Конституцией РФ предусмотрено право народа на осуществление принадлежащей ему государственной власти непо­средственно и через органы местного самоуправления, рассмотрим собрание как средство народовластия и форме осуществления мест­ного самоуправления. Думается, сегодня использование именно этой формы собраний наиболее актуально с точки зрения реализа­ции непосредственного народовластия.

За кажущейся простотой организационной формы непосредст­венной демократии скрывается достаточно сложная задача объеди­нить политически и социально разнородных людей в работоспособ­ную ассоциацию, принимающую сбалансированные решения, отве­чающие интересам большинства жителей конкретной территории. В социальном плане собрание жителей можно определить как фор­му публичного контакта людей, составляющую более или менее ус­тойчивое территориальное сообщество. По мнению американских исследователей, социальная ценность собраний состоит в том, что они «позволяют людям с различным положением и интересами най­ти взаимоприемлемый подход к общим интересам»1. Отличие соб­раний жителей от всех других собраний трудовых коллективов, об­щественных объединений заключается в организационном посто­янстве и периодичности, в большом разнообразии вопросов, об­суждаемых и решаемых жителями. Основным преимуществом собраний как института непосредственной демократии и как фор­мы местного самоуправления является органическое сочетание в них коллективного социального действия: обсуждения того или иного вопроса, выражения коллективного мнения, принятия кол­лективного решения с личной активностью участников собрания. В рамках собрания каждый его участник тем или иным способом

-------------

1 См.: МэтьюзД., МакафинН. Политика местной обшины. М., 1993. С. 34.

 

выражает свое мнение, интерес, которые путем сопоставления с мнениями и интересами других участников могут приобретать зна­чение общего. В отличие от народных обсуждений референдума, дея­тельности представительных органов власти сопоставление мнений и выработка общего решения имеет при проведении собраний непосред­ственный характер, т. е. «не отрывается» от самих его участников, от той стадии собрания, на которой проходит обсуждение вопросов.

Должна быть выстроена система взаимоотношений между мест­ным сообществом и вышестоящими органами государственной вла­сти и местного самоуправления, предусматривающая механизм и сроки учета решения собрания.

Общее собрание (сход) граждан до недавнего времени регла­ментировалось Положением «Об общих собраниях, сходах граж­дан по месту их жительства в РСФСР», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 г.1. По­ложением предусматривалась собственная компетенция собрания. По Закону РСФСР от 6 июля 1991 г. о местном самоуправлении 2 предусматривалась возможность ее расширения путем передачи во­просов из компетенции местных Советов народных депутатов для рассмотрения собраний граждан. Положением также предусматри­вались специфические правила проведения общего собрания (со­зыв, кворум — ст. 3 — 6), обсуждения и принятия решений (боль­шинство голосов, открытое голосование — ст. 17), внутренней ор­ганизации (ст. 14, 15), формализация процедур (ст. 16).

Решение общего собрания не принимает юридической формы акта органа власти — оно было обязательно для исполнения жите­лями соответствующих населенных пунктов, предприятий, учреж­дений, организаций. Исполком соответствующего Совета народных депутатов был не вправе ни отменить, ни изменить его, кроме слу­чаев противоречия законодательству.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 24 также, установив, что в муниципальном образовании для реше­ния вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан, наделил муниципальные образования правом урегулиро­вать все другие вопросы в соответствии с законами субъектов Федера­ции.

В крупных по численности населения муниципальных образо­ваниях могут проводиться конференции (съезды) граждан.

-------------------------

1 ВВС РСФСР. 1985, №. 36. Ст. 269.

2 ВСНД РФ и ВС РФ. 1991, № 29. Ст. 1010.

 

Порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции (съезда) граждан, принятия и изменения его решений, пределы их компетенции устанавливаются уставом муниципального образова­ния в соответствии с законами субъектов Федерации. Эта позиция законодателя была подчеркнута в Определении Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2003 г. № 471-O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сулейманова Сулеймана Омаровича на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 2 Закона Тверской области «О собраниях (сходах) граждан в Тверской области».

Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изме­нения его решений, пределы его компетенции устанавливаются ус­тавом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» установлены основные положения по порядку проведения сходов, собраний и конференций граждан, а также принципиально изменен подход к регулированию этой формы непосредственного народовластия. Порядок назначения и проведения собрания граж­дан, а также полномочия собрания граждан определяются Феде­ральным законом от 6 октября 2003 г., уставом муниципального об­разования и (или) нормативными правовыми актами представи­тельного органа муниципального образования, уставом территори­ального общественного самоуправления.

В современной России институт собраний, сходов, конферен­ций в законодательстве субъектов Федерации имеет двухуровневое закрепление. Он предусмотрен Конституциями, Уставами субъек­тов Федерации. В законодательстве о местном самоуправлении на территории субъекта РФ закрепляется как форма осуществления муниципальной власти. В законодательстве о территориальном са­моуправлении на территории субъекта Федерации институт собра­ний закрепляется как форма осуществления территориального об­щественного самоуправления.

Приняты специальные акты, закрепляющие механизм реализа­ции права граждан на собрания как форму осуществления местного самоуправления1.

-----------------------------

1 Механизм проведения собрания как формы осуществления территори­ального самоуправления рассматривается в главе о территориальном само­управлении.

 

Законы, устанавливающие порядок созыва и проведения соб­рания (схода), конференции (съезда) граждан, принятия и изме­нения его решений, пределы их компетенции, приняты в Хаба­ровском крае («О собрании (сходе) граждан в Хабаровском крае» 29.07.1998)1; в Читинской области («О собраниях (сходах) граждан по месту их жительства в Читинской области» 01.10.1997)2; в Ле­нинградской области (20.07.2000 (в ред. от 26.07.2002) «О собра­ниях (сходах) граждан в Ленинградской области»)3; в Еврейской автономной области (17.04.1996 «О собраниях (сходах) граждан по Metw их жительства в Еврейской автономной области» (в ред. от 30.01.2002)4; в Ненецком автономном округе (17.06.1996 «О собраниях (сходах) граждан в Ненецком автономном окру­ге»)5; в Ханты-Мансийском автономном округе (24.06.1998 «О со­браниях (сходах) граждан в Ханты-Мансийском автономном окру­ге»)6 и др.

Следует отметить, что законодатели в субъектах РФ в некото­рых случаях объединяют институт собраний и институт митин­гов, шествий, демонстраций и пикетирования. В качестве приме­ра можно привести Законы Республик Тыва от 04.11.1996 (в ред. от 10.05.2001) «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетиро­ваниях и иных публичных мероприятиях»7; Башкортостан от 02.04.93 (ред. от 11.12.2002)н«О свободе собраний, демонстра­ций и других публичных мероприятий в республике Башкорто-

----------------------------

' Сборник нормативных актов законодательной Думы Хабаровского края. 31.08.1998, № 6.

2 Родники. 05.11.2003, № 170.

3 Вестник Законодательного собрания Ленинградской области, вып. 6 (49), 29.08.2000.

4 «Сборник Законодательного собрания народных депутатов ЕАО». 1996, №7.

5 Закон НАО от 17.06.1996 № 36 — ОЗ «О собраниях (сходах) граждан в Ненецком автономном округе» (принят Собранием депутатов НАО 11.06.1996) // «Няръяна-Вындер». 16.07.1996, № 107.

6 Закон ХМАО от 24.06.1998 № 48-оз «О собраниях (сходах) граждан в Ханты-Мансийском автономном округе» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 16.06.1998)// «Собрание законодательства Ханты-Ман­сийского автономного округа». Ст. 577, июнь 1998 г., № 6,

7 Закон Республики Тыва от 04.11.1996 № 434 (в ред. от 10v.05.2001) «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях» (принят ВХ РТ 22.11.1995). Признать утратившим силу Закон Республики Тыва «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях» от 04.11.1996 г. № 434 (с изменениями от 10.05.2001 года № 1061).

 

 

тан; Калмыкия от 13 марта 1995 года «О собраниях, митингах, демоонстрациях, шествиях и пикетированиях» с изм. 25 декабря 2002 г.

Некоторыми подзаконными актами регулируется совмещенные институты собраний и митингов, шествий, демонстраций и пекитирований: Решение городского совета от 30.05.1996 г. Hoвосибирскака3, Постановление от 16 августа 2002 г. главы администрации города Краснодара 'Ставропольский край3 и некоторые иные субъекты Федерации6.

--------------------

1 Закон Республики Башкортостан от 02.04.93 № ВС-17/46 11.12.2002) «О свободе собраний, демонстраций и других публичных мероприятии в Республике Башкортостан»//Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1993, № 9, ст. 250; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2001, № 2 (122), ст. 75; 2002, № 3 (141), ст. 174); Газета «Ре Башкортостан». 21.01.2003, № 12 (25444).

2 Закон Республики Калмыкия от 13 марта 1995 года № 10-1-3 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с изм. ря 2002 г. // Хальмг Унн. 01.02.2003, 20.

3 Решение городского совета от 30.05.1996 № 177 «О положении «Опорядке организации и проведения в городе Новосибирске собраний, * шествий, демонстраций и пикетирования»; Решение городского с 28.10.1998 № 181 «О внесении изменений и дополнений в положение: «О порядке организации и проведении в городе Новосибирске собраний митингов, шествий, демонстраций и пикетирования» // Вечерний Новс 16.11.1998, № 217.

4 Постановление от 16 августа 2002 г. № 1378 глава администрации Краснодара «О порядке рассмотрения заявлений о проведении в городе Краснодаре собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирован Краснодар. 06.09.2002, № 36.

5 Постановление от 27 сентября 2001 г. № 798-Н ГДСК «Временное положение о порядке организации и проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования на территории Ставропольского края» / Ставропольская правда. 18.10.2001, № 226 (22513).

6 Решение Совета депутатов Мытищинского района МО от 23.10 50/5 «Об утверждении положения о порядке проведения собраний, mi уличных шествий, демонстраций и пикетирования на территории Mытищинского района» // Родники. 05.11.2003, № 170; Постановление главы г. Ивантеевки МО от 21.10.1998 № 1420 «О порядке проведения собраний, mi уличных шествий и пикетирования на территории города Ивантеевки» с «Положением о порядке проведения собраний, митингов, уличных i и пикетирования на территории г. Ивантеевки») // Пульс Ива1 29.10.1998, № 128. Решение Совета депутатов г. Юбилейного МО от 05. № 4 «Об утверждении положения о порядке организации собраний, мк уличных шествий, демонстраций и пикетирования в г. Юбилейный // ник. 30.05.1998, № 20, Спутник. 31.10.1998, № 42; Решение от 11 марта № 373 городской Думы города Глазова Удмуртской республики «Об утверждении положения о порядке организации и проведения собраний граждан, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования».

 

В республике Марий Эл Законом от 30.06.1997 (в ред. от 07.03.2003) «Об общих собраниях (сходах) граждан и старостах населенных пунктов в республике Марий Эл»1 регулируется механизм двух видов собраний — собрания как формы осуществления местной власти и как формы осуществления территориального общественного самоуправления,

В Законе о местном самоуправлении (в ред. от 28 августа 1995 г.) совмещены понятия собрания и конференции. I»: этому пути пошли и законодатели субъектов РФ. Так, в Законах г. Москвы от 10 июля 1996 г. «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве»2 и от 4 июня 1997 г. «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве»3 также совмещены понятия общих собраний и конференций жителей.

Также в качестве примера можно привести Законы Республик: «.Кабардино-Балкария от 06.11.1998 «О собраниях (сходах), конференция х граждан по месту их жительства в Кабардино-Балкарской республике»4; Мордовия от 23.03.98 № 8-3 (в ред. от 12.07.99) «Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в республике Мордовия»5; Саха (Якутия) от 15.06.2002 «О собраниях (сборах), конференциях граждан в республике Саха (Якутия)»6; Хакасия от 21.05.1996 «Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в республике Хакасия» (в ред. от 01.10.2003)7; Законы Алтайского

---------------

"Собрание законодательства Республики Марий Эл. 24.07.1997, № 7. Ст. 277. Закон Московской области от 25 декабря 1998 г. № 63/98-03 «Об основах территориального общественного самоуправления в Московской области» (принят решением Московской областной Думы от 9 декабря 1998 г. № 4/37) с изм. от 23 сентября 2003 г..// Вестник Московской областной Думы, февраль 1999, № 2; Ежедневные новости. Подмосковье. 30 сентября 2003, № 181.

1 Законгорода Москвы от 4 июня 1997 г. № 18 «О собраниях и конференциях гражданпо месту их проживания в городе Москве» / / Ведомости Московской городской Думы. 1997, № 6.

•ЗаконКабардино-Балкарской Республики от 06.11.1998 № 22-РЗ «О собраниях (сходах), конференциях граждан по месту их жительства в Кабардино-Балкарской республике» (принят Советом Республики Парламента КБР 20.10.1998 ) // Кабардино-Балкарская правда. 12.11.1998, № 213.

ЗаконРМ от 23.03.98 № 8-3 (в ред. от 12.07.99) «Об общих собраниях граждан в республике Мордовия» (принят ГС РМ

Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 23-3 Ni 37/-П «О собраниях (сборах) конференциях граждан в республике Саха (Якутия)» (принят ГС -,.-ei РС(Я) 15.06.2002) // Якутские ведомости. 29.06.2002, № 23. «_■ - Верховного Совета РХ от 21.05.1996 Ni 59 «Об общихсобраниях. конференциях граждан в республике Хакасия» (в ред. от 01.10.2003)/ / Вестник Хакасии 1996.. №30.

 

края от 08.12.2000 «О собраниях (сходах), конференциях граждан в Алтайском крае»1 и Красноярского края от 28.05.2003 «О собран (сходах) и конференциях граждан в муниципальных образованиях»2.

Второй уровень нормативного регулировании института собраний, сходов, конференций — акты муниципальных органов. 2 Уставы-5 муниципальных образований, специальные положение проведении этих мероприятий4.

Анализ механизма осуществления этой формы народовластия думается, следует начать с определения.

Собрания (сходы) и конференции граждан (далее — собран и конференции), согласно Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве», являются формой непосредственного участия жителей Москвы в обсуждении и решении вопросов местного значения.

Согласно Закона Ленинградской области', « собрание (сход)граждан является одной из форм прямого волеизъявления граждан, проживающих на всей территории муниципального образования или ее части, при осуществлении ими своего права на местное самоуправление или территориальное общественное самоуправление».

------------------------

1 Закон Алтайского края от 08.12.2000 № 83-ЗС «О собраниях (сходах] и конференциях граждан в Алтайском крае» (принят АКСНД 04.(2.2000)// Сборник законодательства Алтайского края. 2000 г., № 56, ч. 1, с. 57.

2 Закон Красноярского края от 28.05.2003 № 6-1062 «О собраниях (сходах [ конференциях граждан в муниципальных образованиях» // Красноярский рабочий. 17.06.2003, № 84.

' Устав муниципального образования «Город Серпухов Московской области» (принят решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 23 февраля 2000 г, № 166/32, зарегистрирован Управлением юстиции Московской области 1 марта 2000 г. № 27-ГР) с изм. от 23 мая 2002 г. // ww.serpuhov.ru/authority/ustav.html (в редакции решений Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 9 августа Me 193; 38, 27 декабря 2000 г.? 30; 4, 21 февраля № 59; 7, 28 апреля № 83; 11, 14 ноября № 146; 22, 26 де-1бря 2001 г. № 164/25). «Информационный вестник» администрации и Совета депутатов города Серпухова, май 2002.

4 Решение Совета депутатов города Серпухова Московской власти от 26 марта 03 г. № 322/45 «О Положениях «О территориальном общественном самоуправлении в городе Серпухове» и «О собраниях, сходах и конференциях жителей города Серпухова» // Серпуховские вести. 17 апреля 2003, М° 69—70.

5 Закон Ленинградской области от 20.07.2000 27-ОЗ (в ред. от.07.2002) «О собраниях (сходах) граждан в Ленинградской области» (при-г ЗС ЛО 27.06.2000)// Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 29.08.2000. Вып. 6 (49).

В соответствии с законом Еврейской автономной области1, «Собрание(сход) граждан является одной из форм непосредственного,. наиболее массового и активного участия населения в решении вопросов местного значения».

Общими принципами проведения собрания (схода) граждан, как правило являются: всеобщее, равное и прямое волеизъявление; личное участие и обладание одним голосом; добровольность и свобода участия.

Законодательство регулирует порядок созыва и проведения, собранийi, сходов и конференций, принятия и изменения их решений.

В г. Москве на собрании решения могут быть приняты по следующим трем блокам вопросов:

- вопросам, входящим в непосредственную компетенцию органов власти города;

- вопросам, входящим в непосредственную компетенцию органов власти района2;

- по выдвижению кандидатур, рекомендуемых в составы избирательных комиссий.

Законодатель г. Москвы установил ограничения для действия норм Закона в зависимости от вопроса, выносимого на собрание. и. под действие Закона не подпадают:

- собрания (конференции), проводимые в соответствии с уставами общественных объединений, жилищных товариществ и жи­тных кооперативов;

- собрания (конференции), на которых в соответствии с Законом города Москвы от 10 июля 1996 года «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» образуются территориальные общины, формируются органы территориального общественного самоуправления, а также определяется порядок их деятельности;

- собрание (конференция) по рассмотрению иных, ранее не обозначенных вопросов вправе рассмотреть любой вопрос, затрагивающий интересы участников собрания (конференции). Однако в этом случае порядок созыва и проведения собраний (конферен-

--------------------

1.Чакон ЕАО от 17.04.1996 № 6-ОЗ собраниях (сходах) граждан по у их жительства в Еврейской автономной области» (в ред. от 1 2002)// Сборник Законодательного собрания народных депутатов)», январь-февраль 1996, № 7.

' Органы власти города и района вправе вынести на рассмотрение собрания (конференции) любой вопрос местного значения, входящий в их непосредственную компетенцию.

 

ций), принятия" и изменения их решений устанавливается инициа­торами (участниками) собрания (конференции) самостоятельно.

Помимо требований, предъявляемых к предмету (вопросам), решаемому на собраниях, московский законодатель установил еще несколько ограничений для реализации этого института.

Прежде всего, это требование к территории проведения собра­ния: собрания (конференции) созываются жителями подъезда до­ма, одного дома или группы домов, квартала, улицы, микрорайона, обособленных населенных пунктов на территории района города Москвы. Собрания (конференции) не проводятся на всей террито­рии района города Москвы.

В поселках, деревнях и других обособленных населенных пунк­тах, расположенных на территории города Москвы, могут созы­ваться общие собрания жителейсходы. Сходы проводятся в по­рядке, установленном для собраний, и имеют одинаковую с ними компетенцию.

Требование к количеству участвующих в собрании и произ­водное от него — требование к помещению, в котором будет про­водится собрание. Собрание жителей дома, группы домов или не­больших населенных пунктов проводится, если общее число граж­дан, имеющих право на участие в собрании, не превышает 500 человек и имеется приспособленное помещение для проведения соб­рания. В отдельных случаях с разрешения главы районной Управы могут проводиться собрания и с большей численностью участников.

В случаях, когда выносимый на рассмотрение вопрос (вопро­сы) непосредственно затрагивает интересы более 500 жителей, имеющих право на участие в собрании, либо созвать собрание не представляется возможным, проводится конференция.

Еще одним требованием к времени проведения собраний (кон­ференций) является запрет на проведение этих мероприятий в ус­ловиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в городе Москве.

Таким образом, из определений московского Закона можно вы­делить следующие основания для классификации собраний: по предмету проведения (по выдвижению кандидатур в избиратель­ные комиссии, по решению вопросов органов власти города, рай­она), по источнику регулирования (Законами г. Москвы от 10 ию­ля 1996 г. «О территориальном общественном самоуправлении в го­роде Москве»1; от 4 июня 1997 г. «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве»1; от 25 июня 1997 г. «О консультативном опросе граждан в районе города Моск­вы»2 и другие), в зависимости от территории проведения (собра­ния, сходы, конференции), в зависимости от количества участвую­щих (собрания, схода, конференции).

Законодатель в Ленинградской области по иному подошел к за­креплению полномочий собрания (схода), разделив его на несколь­ко видов.

Собрание (сход) граждан, является одной из форм осуществле­ния местного самоуправления.

В случае проведения собрания (схода) граждан на определен­ной части территории муниципального образования, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, по предметам ведения территориального общественного самоуправле­ния собрание (сход) является одной из форм осуществления терри­ториального общественного самоуправления.

Собрание (сход) граждан является одной из форм выявления мнения населения.

В случае проведения собрания (схода) граждан на всей терри­тории муниципального образования или на его определенной части по вопросам, для решения которых требуется учесть мнение населе­ния соответствующей территории, собрание (сходы) является од­ной из форм выявления мнения населения. В случае невозможно­сти проведения собрания (схода) граждан с участием одновременно всего населения муниципального образования по вопросам выявле­ния мнения населения собрания (сходы) граждан могут проводить­ся на отдельных частях соответствующей территории. Для органи­зации проведения собрания (схода) граждан создается комиссия, численный состав и полномочия которой определяются главой му­ниципального образования или представительным органом местно­го самоуправления муниципального образования. Определение об­щих результатов выявления мнения населения на соответствующей территории осуществляется путем суммирования решений собра­ний (сходов) граждан.

Собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представи­тельного органа местного самоуправления. В соответствии с уста­вом муниципального образования собрание (сход) граждан может быть наделено правом осуществления полномочий представитель-

-------------------------------

Ведомости Московской городской Думы. 1997, № 6.

2 Вестник мэрии Москвы. 1997, № 25.

 

ного органа местного самоуправления. Представительный орган ме­стного самоуправления может не создаваться в населенных пунк­тах, волостях с населением до 500 человек.

Осуществление полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) не лишает жителей муници­пального образования права проведения иных видов собраний (сходов).

У каждого вида есть собственная компетенция.

В случае проведения собрания (схода) граждан на всей терри­тории муниципального образования оно является одной из форм осуществления местного самоуправления, и на него могут выно­ситься вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответ­ствующего муниципального образования, за исключением следую­щих вопросов:

а) принятие планов и программ развития муниципального обра­зования, утверждение отчетов об их исполнении;

б) принятие и изменение бюджета муниципального образова­ния, отчета об его исполнении.

Собрание (сход) граждан является одной из форм осуществле­ния территориального общественного самоуправления.

К исключительной компетенции собрания (схода) граждан от­носятся:

а) определение целей и основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления на данной терри­тории;

б) принятие устава территориального общественного само­управления и дополнений к нему;

в) установление структуры органов территориального общест­венного самоуправления данной территории;

г) выборы органов территориального общественного само­управления, если иное не установлено уставом муниципального образования;

д) заслушивание и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Собрание (сход) граждан является одной из форм выявления мнения населения.

На собрание (сход) граждан могут выноситься вопросы, находящиеся в компетенции органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, а также органов территориального общественного самоуправления, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.

Собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представи­тельного органа местного самоуправления.

К исключительной компетенции собрания (схода) граждан, осуществляющего полномочия представительного органа местного самоуправления, относятся:

а) выборы должностных лиц местного самоуправления;

б) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

в) установление местных налогов и сборов в соответствии с за­конодательством;

г) утверждение планов и программ комплексного социаль­но-экономического развития соответствующей территории и заслу­шивание отчетов об их исполнении;

д) контроль за деятельностью главы муниципального образова­ния и местной администрации.

Таким образом, в Ленинградской области собрания могут быть классифицированы по нескольким основаниям.

Первое основание — по вопросам, решаемым на них, на три ви­да: решение вопросов местного самоуправления; вопросов террито­риального самоуправления; вопросов представительного органа.

Второе основание — по обязательности принимаемых решений: на обязательные (собрание, осуществляющее полномочия предста­вительного органа местного самоуправления) и консультативные (собрание — форма выявления мнения населения).

Третье основание — по территории проведения: на всей терри­тории муниципального образования и на территории территориаль­ного общественного самоуправления.

Законодатель Еврейской области к полномочиям собрания (схода) граждан относит:

— вопросы создания муниципального образования на соответ­ствующей территории;

— заслушивание отчетов о деятельности выборных и других должностных лиц органов местного самоуправления;

— утверждение программ и планов социально-экономического развития территории населенного пункта;

— вопросы, связанные с наименованием и переименованием в установленном порядке населенных пунктов, улиц и площадей;

— вопросы планировки и застройки сел и поселков, благоуст­ройства и озеленения, сохранности и надлежащего использования муниципального жилого фонда, торгового, бытового и культурного обслуживания населения, развития физкультуры и спорта;

— вопросы охраны общественного порядка, противопожарной безопасности и правил санитарии;

— другие вопросы местного самоуправления,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.61 (0.014 с.)