Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Официальное внесение петиции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа по проведению правотворческой инициативы подсчитывает общее количество собранных подписей, о чем составляется итоговый протокол. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются в городскую избирательную комиссию, которая, в случае соответствия процедуры сбора подписей действующему законодательству, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой подписных листов направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в городской Совет. Копия постановления избирательной комиссии направляется также инициативной группе. Процедура реализации предложений. Поступающие в адрес органов местного самоуправления от граждан предложения по проведению общественных и социально-экономических реформ, принятию в связи с этим новых нормативно-правовых актов, отмене или изменению действующих регистрируются, рассматриваются соответствующим органом. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 7003 г. (статья 25) проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседаний с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию)1. Законодатели в субъектах закрепляют сроки рассмотрения инициативы и обязанность обнародовать результаты рассмотрения. Например, проекты правовых актов, внесенные в городской Совет Новосибирска в порядке правотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению на открытой сессии городского Совета с участием членов инициативной группы не позднее чем через месяц после даты поступления документов. Уполномоченный инициативной группы наделяется правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, отнесенных к правотворческой инициативе, на сессии городского Совета. В Положении города Нижнего Новгорода закрепляется право Председателя Городской Думы направлять проекты правовых актов в постоянные комиссии и другие подразделения Городской Думы для рассмотрения и подготовки заключений; в случае необходимости — направлять проекты правовых актов для дачи заключений в администрацию города Нижнего Новгорода. Положением города Нижнего Новгорода закреплен больший срок для рассмотрения народной инициативы: проекты правовых актов, внесенные гражданами в Городскую Думу, должны быть рассмотрены в течение трех месяцев с момента их поступления. Рассмотрение проектов правовых актов в постоянных комиссиях Городской Думы, а также на заседании Городской Думы осуществляется в соответствии с Регламентом Городской Думы. Слово Для доклада предоставляется одному из инициаторов проекта. Одновременно с проектами правовых актов на рассмотрение Думы представляются заключения постоянных комиссий и других подразделений Городской Думы, структурных подразделений администрации города (при их наличии). Результаты рассмотрения предложений, поступивших в органы Местного самоуправления в качестве правотворческой инициативы, Подлежат обязательному опубликованию (обнародованию). -------------------- Федеральный закон не устанавливает количество граждан, имеющих право на правотворческую инициативу, порядок ее внесения и рассмотрения. Это должно быть определено в уставе муниципального образования, специальных актах органов местного самоуправления.
Следует заметить, что порядок осуществления указанного права недостаточно полно разработан как в законах субъектов Федерации, так и в уставах и требует восполнения с учетом практики применения нового института. При этом следует иметь в виду, что Федеральный закон 2003 г. говорит о праве внесения проектов правовых актов в органы местного самоуправления вообще, а не только в представительные органы, как это закреплено в уставах некоторых муниципальных образований. Он предполагает определение сроков рассмотрения правотворческих инициатив, порядка их предварительной экспертизы на предмет соответствия законодательству, возможности участия авторов или соавторов проектов нормативных актов при их обсуждении органами местного самоуправления и т. д. Следует обратить внимание еще на один момент в тенденциях законодательства субъектов Федерации, регулирующего народную инициативу. Это закрепление права жителей муниципального образования через представительные органы местного самоуправления инициировать законодательный процесс в органах государственной власти по интересующим их вопросам. Так, согласно Постановлению Городской Думы от 20.03.2002 «О положении о порядке реализации народной правотворческой инициативы по вопросам местного значения»1, граждане вправе обратиться в Городскую Думу города Нижнего Новгорода с предложением использовать право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской области. Законами Московской области 1996 г, «О местном самоуправлении в Московской области»2 от 27 февраля 1997 г. «О порядке осуществления права законодательной инициативы Советами депутатов муниципальных образований»3 закреплено право законодательной инициативы в Московскую областную Думу Советами депутатов муниципальных образований. Аналогичное право закреплено Законом Оренбургской области от 04.09.1996 (ред. от 26.11.1999) «О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Оренбургской области»4. Думается, что попытки закрепления механизма реализации гражданской законодательной инициативы в региональном законода- --------------------------- 1 «Нижегородский рабочий», № 70/14987, 29.03.2002. 2 Вестник Московской областной Думы, август 1996 г., № 8. 3 Вестник Московской областной Думы, май 1997 г., № 5. 4 «Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области оТ 04.09.1996 (18 заседание)», «Южный Урал», 02.10.1996, с. 2.
тельстве должны подтолкнуть федеральные органы государственной власти на подобный шаг. Что касается процедурных моментов, связанных с формированием инициативной группы, ее регистрацией, сбором подписей и рассмотрением гражданской законодательной инициативы в представительном органе власти, то они вряд ли должны отличаться от установленных действующим законодательством о референдуме, выборах и регламентами представительных органов власти. В этой сфере конституционно-правового регулирования давно уже назрел вопрос о проведении унификации законодательства. И разработка проекта федерального закона о порядке реализации гражданской законодательной инициативы лишь ускорит этот процесс. Обращения граждан В Российской империи институт обращений был частью правового механизма сословно-представительной монархии и в силу этого имел черты классовой ограниченности, которые не утратил даже в короткий период буржуазно-демократических преобразований. История развития права граждан на обращения в России уходит корнями в период феодализма1. Как известно, наиболее распространенной формой обращения к органам государственной власти в условиях российского самодержавия была челобитная — письменное или устное обращение одного или нескольких человек (иногда целых сословий), передаваемое в руки какого-либо должностного лица, вплоть до императора. Первые попытки юридического регулирования порядка подачи челобитных относятся к XVII в. В частности, в гл. 10 «О суде» Соборного уложения 1649 г. содержится ряд статей (13—17 и др.), регламентирующих отдельные вопросы рассмотрения челобитий и ответственности недобросовестных жалобщиков. Этим же и иным частным вопросам, связанным с процедурными вопросами подачи и рассмотрения жалоб, посвящены иные статьи Уложения2. Челобитные стали одним из источников Новоторгового устава, подписанного царем Алексеем Михайловичем 22 апреля 1667 г.3. 14 июня 1763 г. Екатерина II подписала Манифест «О порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочай- --------------------------- 1 Комарова В.В. Право граждан на обращение — региональный аспект регулирования. Россия и ее субъекты: право и политика. М., 2001. 2 Российское законодательство X —XX вв. Т. 3. М., 1985. С. 83 — 257. 3 Там же. Т. 4. 1986. С. 117.
шее имя». 18 февраля 1905 г. Николай II издал Именной высочайший Указ Правительствующему Сенату, которым он «признал за благо облегчить всем... верноподданным, радеющим об общей пользе и нуждах государственных, возможность непосредственно быть... услышанными». На Совет министров возлагалось рассмотрение и обсуждение петиций, поступающих на имя императора1. В советское время социальная база института обращений была расширена, однако он не приобрел всеобщего характера. В содержании правового регулирования вытекающих из него правоотношений имел место классовый подход в виде механизма защиты прав трудящихся, обеспечения революционной законности и идеи социализма. С развитием государства и государственности возрастало число органов, занимающихся работой с обращениями граждан. Преимущественно эта функция была сосредоточена в руках органов исполнительной власти, а правовое обеспечение их деятельности осуществлялось на уровне подзаконных актов. Длительное время в Российской Федерации институт обращений граждан существовал в виде одного из механизмов административной юстиции и лишь сравнительно недавно приобрел черты государственно-правового института, имеющего целью реализацию конституционного права граждан2. Конституция СССР 1977 г. впервые в истории нашей страны провозгласила конституционное право граждан «вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе». Таким образом, институт жалобы, существовавший ранее и направленный на защиту частного интереса в административно-правовой форме, превратился в конституционный институт участия граждан в управлении делами общества и государства. При этом порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, установленный Указом Президиума Верховного Совета в новой редакции (от 4 марта 1980 г.), превратился в механизм реализации конституционного права граждан3. Однако даже в том виде, в каком данное право получило отражение в Конституции СССР 1977 г., оно не полностью раскрывало содержание государственно-правового института обращений граж- --------------------- 1 СУ. 1905, № 30. Ст. 245 2 Алистратов Ю.Н. Право петиций в Российской Федерации. М., 1997. С. 8. 3 ВВС СССР. 1980, № 11. Ст. 192.
дан, поскольку норма Основного закона, с одной стороны, неоправданно сужала предмет обращений до предложений, направленных на улучшение деятельности государственных органов и общественных организаций. Граждане лишались одной из важнейших составляющих конституционного права на обращения — возможности защитить свои собственные интересы. При этом упомянутый указ противоречил конституционной формулировке, поскольку, помимо предложений и заявлений, он устанавливал порядок рассмотрения жалоб, о которых в Конституции не было ни слова. С другой стороны, конституционная норма расширяла состав адресатов обращений, включая в их число не только государственные, но и общественные организации. Последнее вряд ли было оправданно, так как само обращение к общественным организациям не может являться юридической гарантией защиты прав граждан, а также возможностью реализации всех их законных интересов. Практически конституционно-правовой институт права граждан на обращения получил адекватное его содержанию конституционно-правовое закрепление лишь в Конституции РФ в ст. 33 1993 г., где сказано именно об обращениях граждан, без раскрытия конкретных форм, причем направляемых во властные структуры: государственные органы и органы местного самоуправления1. Таким образом, одной из важнейших конституционных функций органов местного самоуправления является прием граждан, а также рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан (ст. 33). Рассмотрение обращений граждан является важным средством осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, получения информации снизу, активизации и гарантий участия граждан в управлении делами муниципальных образований, формой осуществления местного уровня власти. Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения. Положения Конституции должны быть конкретизированы в федеральном и другом законодательстве. Однако пока это не сделано. Впредь, до принятия соответствующего федерального закона, на территории Российской Федерации продолжают действовать не противоречащие Конституции нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» в редакции от 4 марта 1980 г.1 и иные акты федерального уровня2 и акты субъектов Федерации. Законодательство о местном самоуправлении на федеральном уровне и в действующем законе 1995 года (ст. 26), и в законе 2003 г. (ст. 32) закрепили обращения граждан как форму осуществления народом местной власти. Повторяя конституционную норму о том, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, ФЗ 2003 г. установил ряд гарантий использования этого права, и формы непосредственного волеизъявления. Прежде всего, это обязанность должностных лиц местного самоуправления дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Указание на то, что порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Федерации устанавливается административная ответственность. Во исполнение норм федерального законодательства в субъектах Федерации приняты собственные акты, регулирующие отношения, связанные с реализацией права на обращение в Российской Федерации. --------------------- 1 Ведомости Верховного Совета СССР, 1968 г., № 17, ст 143- 1988 г, № 6, ст. 94. 2 Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 6, ст. 94.
В качестве примера можно привести Законы ЕАО от 29.10.2003 «Об обращениях граждан»1, ЯНАО от 21.06.2003 «Об обращениях граждан»2, ХМАО от 03.12.2001 «О порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа»3, Московской области от 02.11.1999 (ред. от 01.04.2002) «Об обращениях граждан»4, Ненецкого автономного округа от 19.04.1999 «Об обращениях граждан»5, г. Москвы от 18 июня 1997 г. «Об обращениях граждан» с изм. от 21 июня 2000 г.6, Республик Башкортостан от 23.11.99 «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан»7, Карелия от 15.07.1999 (ред. от 11.03.2003) «Об обращениях граждан»8, Мордовия от 14.06.2000 «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Мордовия»9. Следует отметить, что законодательство субъектов объединяет регулирование механизма обращений в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. В законодательстве субъектов институт обращений рассматривается, в основном, как субъективное право граждан на обращения в органы местного самоуправления на территории субъектов и к должностным лицам указанных органов в связи с требованием признания, соблюдения, защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Как форма народовластия институт обращений рассматривается реже. Например, в законодательстве г. Москвы, в Ненецком автономном округе институт обращений рассматривается как: важное средство укрепления связи граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, реализация конституционного права граждан на их непосредственное участие в самоуправлении, средство восстановления нарушенных прав и свобод. ------------------- 1 «Биробиджанская звезда», 25.11.2003, № 86. 2 «Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа», июнь 2003 г., № 6/2.. «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа», 17 Декабря 2001 г., № 11. Ст. 1350. 4 «Вестник Московской областной Думы», № 1.2, декабрь 1999. 5«Няръяна-Вындер», № 165, 20.10.1999. 6«Ведомости Московской Думы», № 7, 1997 г., № 18, август 2000 г. «Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан», 2000, № 2 (104), ст. 114. Собрание законодательства РК № 7. 1999 г. «Известия Мордовии», 16 июня 2000 г., № 103.
Закон г. Москвы рассматривает обращения граждан как средство обеспечении социальной справедливости. Под обращениями в законодательстве субъектов Российской Федерации понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан. В Указе «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» выделяются 3 вида обращений: «предложение», «заявление» и «жалоба». В законодательстве Москвы — в Уставе и Законе об обращениях1, устанавливается шесть видов обращений: предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения и петиции. Предложение — обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти города и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, вне зависимости от организационно-правовых форм, в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни города. Заявление — обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, Уставом города Москвы, иными законами РФ и города Москвы. Жалоба — обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной власти города, органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений. Ходатайство — письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Коллективные обращения — обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер. Петиции — коллективные обращения граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства. ------------------ 1 «Ведомости Московской городской Думы», № 7, 1997 г. «Ведомости Московской городской Думы», 2000 г., № 8.
В Еврейской автономной области в законодательстве выделяют пять видов обращений: заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения и повторные обращения. Под повторными обращениями понимаются обращения, поступившие от одного и того же лица, группы лиц по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или заявитель не согласен с принятым по его обращению решением. В Законе Ханты-Мансийского автономного округа, помимо предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективного обращения, законодатель выделяет петицию, как вид коллективного обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения законодательства автономного округа. В Законе Ямало-Ненецкого автономного округа, помимо предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективного обращения, повторного обращения, законодатель выделяет анонимные обращения — письменные обращения граждан, не содержащие сведения, по которым можно установить личность обратившегося гражданина и место его жительства. В некоторых субъектах РФ в законодательстве, регулирующем институт обращений, закреплены основные принципы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе к основным принципам деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан отнесены: • защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка; • обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; • своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан; • приоритет прав и свобод человека и гражданина; • разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; законность; • гласность; • внепартийность; • свобода вероисповедания; • профессионализм и компетентность. В Ненецком автономном округе основными принципами в работе с обращениями граждан являются демократичность, доступность, гласность, законность, широкий круг рассматриваемых вопросов, контроль за своевременностью и полнотой рассмотрения обращений граждан. Каждый из обозначенных законодательством субъектов Российской Федерации видов обращений, как правило, характеризуется собственным: кругом субъектов — носителей прав, и субъектов, обладающих обязанностью рассматривать обращения; предметом — частным и общественным интересом; формой; механизмом (стадиями); правами субъектов обращения и корреспондирующих обязанностей органов власти города и должностных лиц по рассмотрению обращений на разных стадиях; сроками принятия решений; механизмом реализации принятых решений; контролем за выполнением решений по обращениям; ответственностью за нарушение законодательства об обращениях. Механизм реализации права на обращение можно подразделить на следующие стадии: 1) инициирование, 2) подача обращения, 3) рассмотрение обращения соответствующим органом (должностным лицом), 4) реализация решения, принятого по обращению. Первая стадия — стадия инициирования — включает в себя определение субъектов — носителей права на обращение, и процедуру инициирования при коллективных обращениях, петициях; определение круга вопросов, по которому возможно обращение (в рамках Закона «Об обращениях»), выбор формы обращения и в зависимости от нее — оформление обращения. В Законе г. Москвы, например, устанавливаются субъекты, обладатели права на обращения: граждане — жители Москвы, иные граждане РФ; иностранные граждане, законно находящиеся на территории города; лица без гражданства, законно находящиеся на территории города. В законодательстве Ненецкого автономного округа, так же как и в законе г. Москвы, граждане РФ условно подразделяются на две группы: «жителей субъекта» и «иных граждан Российской Федерации». Как правило, закрепляется перечень вопросов, обращения по которым не рассматриваются, и указываются требования, нарушение которых влечет отказ в рассмотрении. Так, в г. Москве не рассматриваются обращения: — связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством; — которые рассматриваются в порядке уголовного, гражданского судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях; — которые рассматриваются в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации»; — вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов коммерческих организаций и общественных объединений, регулируемых нормами федерального законодательства, их уставами и положениями; — содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц; — с просьбой о толковании действующего российского законодательства, законодательства города Москвы1; — в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению. В законодательстве Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, помимо вышеупомянутых, не рассматриваются обращения информационного характера в архивы, библиотеки, органы статистики и другие организации. Установлены две формы обращений: устная и письменная, и механизм их подачи. Устные обращения граждан излагаются на приеме в органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления, у должностных лиц этих органов. Подлежат рассмотрению в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личности обращающихся известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме. В случае, если обстоятельства, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, устное обращение должно быть подтверждено заявителем в письменной форме. 1 Возвращаются без рассмотрения с извещением об органе государственной власти, в компетенцию которого входит толкование федеральных законов и законодательных актов города, в адрес которого им следует обратиться.
Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа власти города или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны, дату и личную подпись. Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы, — руководителями исправительных учреждений. При подаче обращения гражданину (гражданам), в случае необходимости, может быть предложено представить доказательства фактов, изложенных в обращении, или указать их местонахождение. Доказательствами являются любые достоверные сведения о фактах, на основании которых орган или должностное лицо, рассматривающие обращение, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения обращения. При рассмотрении повторных обращений граждан к нему прилагаются материалы предыдущего рассмотрения. Если представленные доказательства недостаточны, орган или должностное лицо, рассматривающие обращение, предлагают гражданину (гражданам) представить дополнительные доказательства или собирают их самостоятельно. По официальным запросам органов и должностных лиц государственные органы области, органы местного самоуправления на территории области, предприятия, учреждения и организации обязаны представлять акты, необходимые документы и материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений граждан в качестве доказательств, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну или для которых установлен особый порядок представления. Должностные лица, виновные в умышленном непредставлении истребуемой информации, несут дисциплинарную либо административную ответственность в соответствии с действующим законодательством. В зависимости от количества поступающих в органы государственной власти и органы местного самоуправления обращений граждан должностные обязанности по их обработке выполняют отдельные специалисты или специально созданные структурные подразделения. Не подлежат регистрации и соответственно рассмотрению обращения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись обратившегося гражданина (анонимные обращения), а также обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц. Анонимное обращение, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, незамедлительно направляется для проверки в правоохранительные органы. В Ненецком автономном округе не рассматриваются обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других граждан. В Законе г. Москвы, например, закрепляются два способа обращений: лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном законом порядке. Обращения граждан, поступившие в органы власти и органы местного самоуправления (например, Ненецкого автономного округа) от депутатов, из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законом субъекта. Вторая стадия — стадия подачи обращения — включает в себя определение подведомственности, перечня субъектов, обязанных дать ответ на обращение, процедуру регистрации или отклонения обращений. Московский законодатель перечисляет субъекты, обязанные дать ответ на обращение: «Органы государственной власти города, органы местного самоуправления, должностные лица — мэр, вице-мэр, министры и другие члены Правительства Москвы, руководители департаментов, комитетов, управлений, префекты административных округов, главы районных Управ, депутаты Московской городской Думы, государственные и муниципальные служащие в соответствии с возлагаемыми на них служебными обязанностями, а также руководители предприятий, учреждений, организаций обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения граждан и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательными и нормативными правовыми актами города Москвы». Следует отметить, что организации, находящиеся на территории субъекта Федерации, их руководители не всегда подпадают в сферу действия законодательства об обращениях, поскольку они вводят в действие собственные положения об организации личного приема и порядка рассмотрения обращений граждан, несут персональную ответственность за их исполнение в подчиненных им органах, организациях, предприятиях и подразделениях. Например, в законодательстве Еврейской автономной области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа, Московской области законодатель устанавливает порядок реализации гражданами права на обращение только в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Помимо перечня субъектов — носителей обязанностей, устанавливаются основы подведомственности и механизм выявления адресатов. По общему правилу — граждане подают свои обращения в те органы власти и адресуют тем должностным лицам, к непосредственной компетенции которых относится их рассмотрение. Жалоба гражданина (граждан) подается в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, действия которых обжалуются. Поступающие в органы государственной власти и органы местного самоуправления обращения подлежат обязательной регистрации и учету. В зависимости от количества поступающих в органы государственной власти и органы местного самоуправления обращений граждан должностные обязанности по их обработке выполняют отдельные специалисты или специально созданные структурные подразделения. Возникающие споры о подведомственности обращений граждан рассматриваются вышестоящим органом государственной власти, должностным лицом либо в судебном порядке. Третья стадия — стадия рассмотрения обращения — включает в себя процедуру и сроки рассмотрения, а также закрепление прав и обязанностей сторон при рассмотрении обращения; обязанность органов власти уведомить о результатах рассмотрения обращения заявителя. Общее правило к рассмотрению обращений граждан — оно ведется на русском языке. После проведения анализа содержания поступивших обращений ответственные лица в течение срока, установленного Законом, обязаны подготовить мотивированный ответ, в связи с чем они могут направлять запросы в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия. Упомянутые субъекты, находящиеся на территории субъекта Федерации, к которым поступили запросы, обязаны представить ответ по существу в орган, направивший запрос, в течение 20 дней со дня поступления. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, рассматривающие обращение по подведомственности, обязаны в пятидневный срок после рассмотрения обращения сообщать органу, направившему им обращение, о результатах рассмотрения обращения с приложением копии ответа заявителю. В том случае, если обращения неподведомственны органу власти города или должностному лицу, законодатель устанавливает обязанность лиц, к которым они поступили, переадресовать обращения в трехдневный срок со дня поступления тому органу власти города или должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в них вопросов. При переадресовке установлен императивный запрет — направлять на рассмотрение жалобы тем органам власти города и должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются. Обратившимся лицам в таком случае при личном приеме или в письменном ответе сообщается, кому направлены на рассмотрение их предложения, жалобы, заявления или ходатайства. Депутаты Московской городской Думы рассматривают обращения граждан в соответствии с нормами Закона города Москвы от 13 июля 1994 года «О статусе депутата Московской городской Думы» и Регламента Московской городской Думы. Обращения граждан, являющихся избирателями, адресованные депутату избирательного округа, на территории которого они проживают, рассматриваются депутатом в первоочередном порядке. Обращения граждан к депутату другого избирательного округа рассматриваются в пределах направлений его депутатской деятельности. Не относящиеся к ним обращения могут быть переданы по согласованию депутату соответствующего избирательного округа или возвращены без рассмотрения с извещением об органе власти города или должностном лице, к компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса. Аппарат Московской городской Думы, префекты административных округов, главы районных Управ оказывают депутатам помощь в организации приема и рассмотрении обращений граждан. Рассмотрение обращений и прием граждан в организациях, на предприятиях, в учреждениях, не входящих в систему органов власти города, а также в общественных объединениях осуществляются руководителями указанных организаций в соответствии с утвержденными ими положениями. Обращения граждан, поступившие в органы исполнительной власти города
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.80 (0.012 с.) |