Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Официальное внесение петиции.

Поиск

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания сро­ка действия регистрационного свидетельства, инициативная группа по проведению правотворческой инициативы подсчитывает общее коли­чество собранных подписей, о чем составляется итоговый протокол.

Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и эк­земпляр итогового протокола инициативной группы передаются в городскую избирательную комиссию, которая, в случае соответст­вия процедуры сбора подписей действующему законодательству, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой под­писных листов направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в городской Совет. Копия постановления избирательной комиссии направляется также инициативной группе.

Процедура реализации предложений.

Поступающие в адрес органов местного самоуправления от гра­ждан предложения по проведению общественных и социально-эко­номических реформ, принятию в связи с этим новых норматив­но-правовых актов, отмене или изменению действующих регистри­руются, рассматриваются соответствующим органом.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

7003 г. (статья 25) проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправле­ния, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседа­ний с участием представителей населения, а результаты рассмотре­ния — официальному опубликованию (обнародованию)1.

Законодатели в субъектах закрепляют сроки рассмотрения инициативы и обязанность обнародовать результаты рассмотре­ния.

Например, проекты правовых актов, внесенные в городской Со­вет Новосибирска в порядке правотворческой инициативы, подле­жат обязательному рассмотрению на открытой сессии городского Совета с участием членов инициативной группы не позднее чем че­рез месяц после даты поступления документов.

Уполномоченный инициативной группы наделяется правом со­вещательного голоса при рассмотрении вопросов, отнесенных к правотворческой инициативе, на сессии городского Совета.

В Положении города Нижнего Новгорода закрепляется право Председателя Городской Думы направлять проекты правовых ак­тов в постоянные комиссии и другие подразделения Городской Ду­мы для рассмотрения и подготовки заключений; в случае необходи­мости — направлять проекты правовых актов для дачи заключений в администрацию города Нижнего Новгорода.

Положением города Нижнего Новгорода закреплен больший срок для рассмотрения народной инициативы: проекты правовых актов, внесенные гражданами в Городскую Думу, должны быть рассмотрены в течение трех месяцев с момента их поступления.

Рассмотрение проектов правовых актов в постоянных комисси­ях Городской Думы, а также на заседании Городской Думы осуще­ствляется в соответствии с Регламентом Городской Думы. Слово Для доклада предоставляется одному из инициаторов проекта.

Одновременно с проектами правовых актов на рассмотрение Думы представляются заключения постоянных комиссий и других подразделений Городской Думы, структурных подразделений ад­министрации города (при их наличии).

Результаты рассмотрения предложений, поступивших в органы Местного самоуправления в качестве правотворческой инициативы, Подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).

--------------------

Федеральный закон не устанавливает количество граждан, имеющих право на правотворческую инициативу, порядок ее внесения и рассмотрения. Это должно быть определено в уставе муниципального образования, специальных актах органов местного самоуправления.

 

Следует заметить, что порядок осуществления указанного права недостаточно полно разработан как в законах субъектов Федерации, так и в уставах и требует восполнения с учетом практики применения нового института. При этом следует иметь в виду, что Федеральный закон 2003 г. говорит о праве внесения проектов право­вых актов в органы местного самоуправления вообще, а не только в представительные органы, как это закреплено в уставах некоторых муниципальных образований. Он предполагает определение сроков рассмотрения правотворческих инициатив, порядка их предвари­тельной экспертизы на предмет соответствия законодательству, воз­можности участия авторов или соавторов проектов нормативных актов при их обсуждении органами местного самоуправления и т. д. Следует обратить внимание еще на один момент в тенденциях законодательства субъектов Федерации, регулирующего народную инициативу. Это закрепление права жителей муниципального обра­зования через представительные органы местного самоуправления инициировать законодательный процесс в органах государственной власти по интересующим их вопросам.

Так, согласно Постановлению Городской Думы от 20.03.2002 «О положении о порядке реализации народной правотворческой инициативы по вопросам местного значения»1, граждане вправе об­ратиться в Городскую Думу города Нижнего Новгорода с предло­жением использовать право законодательной инициативы в Зако­нодательном Собрании Нижегородской области.

Законами Московской области 1996 г, «О местном самоуправ­лении в Московской области»2 от 27 февраля 1997 г. «О порядке осуществления права законодательной инициативы Советами депу­татов муниципальных образований»3 закреплено право законода­тельной инициативы в Московскую областную Думу Советами де­путатов муниципальных образований. Аналогичное право закрепле­но Законом Оренбургской области от 04.09.1996 (ред. от 26.11.1999) «О порядке осуществления права законодательной инициативы ор­ганами местного самоуправления в Оренбургской области»4.

Думается, что попытки закрепления механизма реализации гра­жданской законодательной инициативы в региональном законода-

---------------------------

1 «Нижегородский рабочий», № 70/14987, 29.03.2002.

2 Вестник Московской областной Думы, август 1996 г., № 8.

3 Вестник Московской областной Думы, май 1997 г., № 5.

4 «Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области оТ 04.09.1996 (18 заседание)», «Южный Урал», 02.10.1996, с. 2.

 

тельстве должны подтолкнуть федеральные органы государствен­ной власти на подобный шаг. Что касается процедурных моментов, связанных с формированием инициативной группы, ее регистраци­ей, сбором подписей и рассмотрением гражданской законодатель­ной инициативы в представительном органе власти, то они вряд ли должны отличаться от установленных действующим законодатель­ством о референдуме, выборах и регламентами представительных органов власти. В этой сфере конституционно-правового регулиро­вания давно уже назрел вопрос о проведении унификации законо­дательства. И разработка проекта федерального закона о порядке реализации гражданской законодательной инициативы лишь уско­рит этот процесс.

Обращения граждан

В Российской империи институт обращений был частью правово­го механизма сословно-представительной монархии и в силу этого имел черты классовой ограниченности, которые не утратил даже в короткий период буржуазно-демократических преобразова­ний.

История развития права граждан на обращения в России ухо­дит корнями в период феодализма1. Как известно, наиболее рас­пространенной формой обращения к органам государственной вла­сти в условиях российского самодержавия была челобитная — письменное или устное обращение одного или нескольких человек (иногда целых сословий), передаваемое в руки какого-либо долж­ностного лица, вплоть до императора. Первые попытки юридиче­ского регулирования порядка подачи челобитных относятся к XVII в. В частности, в гл. 10 «О суде» Соборного уложения 1649 г. содер­жится ряд статей (13—17 и др.), регламентирующих отдельные во­просы рассмотрения челобитий и ответственности недобросовест­ных жалобщиков. Этим же и иным частным вопросам, связанным с процедурными вопросами подачи и рассмотрения жалоб, посвяще­ны иные статьи Уложения2. Челобитные стали одним из источни­ков Новоторгового устава, подписанного царем Алексеем Михайло­вичем 22 апреля 1667 г.3. 14 июня 1763 г. Екатерина II подписала Манифест «О порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочай-

---------------------------

1 Комарова В.В. Право граждан на обращение — региональный аспект ре­гулирования. Россия и ее субъекты: право и политика. М., 2001.

2 Российское законодательство X —XX вв. Т. 3. М., 1985. С. 83 — 257.

3 Там же. Т. 4. 1986. С. 117.

 

шее имя». 18 февраля 1905 г. Николай II издал Именной высочай­ший Указ Правительствующему Сенату, которым он «признал за благо облегчить всем... верноподданным, радеющим об общей поль­зе и нуждах государственных, возможность непосредственно быть... услышанными». На Совет министров возлагалось рассмотрение и обсуждение петиций, поступающих на имя императора1.

В советское время социальная база института обращений была расширена, однако он не приобрел всеобщего характера. В содер­жании правового регулирования вытекающих из него правоотноше­ний имел место классовый подход в виде механизма защиты прав трудящихся, обеспечения революционной законности и идеи социа­лизма. С развитием государства и государственности возрастало число органов, занимающихся работой с обращениями граждан. Преимущественно эта функция была сосредоточена в руках орга­нов исполнительной власти, а правовое обеспечение их деятельно­сти осуществлялось на уровне подзаконных актов.

Длительное время в Российской Федерации институт обраще­ний граждан существовал в виде одного из механизмов администра­тивной юстиции и лишь сравнительно недавно приобрел черты го­сударственно-правового института, имеющего целью реализацию конституционного права граждан2.

Конституция СССР 1977 г. впервые в истории нашей страны провозгласила конституционное право граждан «вносить в государ­ственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе». Та­ким образом, институт жалобы, существовавший ранее и направ­ленный на защиту частного интереса в административно-правовой форме, превратился в конституционный институт участия граждан в управлении делами общества и государства. При этом порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, установ­ленный Указом Президиума Верховного Совета в новой редакции (от 4 марта 1980 г.), превратился в механизм реализации конститу­ционного права граждан3.

Однако даже в том виде, в каком данное право получило отра­жение в Конституции СССР 1977 г., оно не полностью раскрывало содержание государственно-правового института обращений граж-

---------------------

1 СУ. 1905, № 30. Ст. 245

2 Алистратов Ю.Н. Право петиций в Российской Федерации. М., 1997. С. 8.

3 ВВС СССР. 1980, № 11. Ст. 192.

 

дан, поскольку норма Основного закона, с одной стороны, неоправ­данно сужала предмет обращений до предложений, направленных на улучшение деятельности государственных органов и обществен­ных организаций. Граждане лишались одной из важнейших состав­ляющих конституционного права на обращения — возможности за­щитить свои собственные интересы. При этом упомянутый указ противоречил конституционной формулировке, поскольку, помимо предложений и заявлений, он устанавливал порядок рассмотрения жалоб, о которых в Конституции не было ни слова. С другой сторо­ны, конституционная норма расширяла состав адресатов обраще­ний, включая в их число не только государственные, но и общест­венные организации. Последнее вряд ли было оправданно, так как само обращение к общественным организациям не может являться юридической гарантией защиты прав граждан, а также возможно­стью реализации всех их законных интересов.

Практически конституционно-правовой институт права граж­дан на обращения получил адекватное его содержанию конститу­ционно-правовое закрепление лишь в Конституции РФ в ст. 33 1993 г., где сказано именно об обращениях граждан, без раскры­тия конкретных форм, причем направляемых во властные струк­туры: государственные органы и органы местного самоуправле­ния1.

Таким образом, одной из важнейших конституционных функ­ций органов местного самоуправления является прием граждан, а также рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан (ст. 33). Рассмотрение обращений граждан является важ­ным средством осуществления и охраны прав личности, укрепле­ния связи органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, получения информации снизу, активизации и гарантий участия граждан в управлении делами муниципальных образова­ний, формой осуществления местного уровня власти.

Праву граждан на личное обращение, направление индивиду­альных и коллективных обращений соответствует обязанность ор­ганов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.

Положения Конституции должны быть конкретизированы в фе­деральном и другом законодательстве. Однако пока это не сделано. Впредь, до принятия соответствующего федерального закона, на территории Российской Федерации продолжают действовать не противоречащие Конституции нормы Указа Президиума Верховно­го Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» в редакции от 4 марта 1980 г.1 и иные акты федерального уровня2 и акты субъектов Феде­рации.

Законодательство о местном самоуправлении на федеральном уровне и в действующем законе 1995 года (ст. 26), и в законе 2003 г. (ст. 32) закрепили обращения граждан как форму осуществления народом местной власти.

Повторяя конституционную норму о том, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы ме­стного самоуправления, ФЗ 2003 г. установил ряд гарантий ис­пользования этого права, и формы непосредственного волеизъяв­ления. Прежде всего, это обязанность должностных лиц местного самоуправления дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного ме­сяца.

Указание на то, что порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются зако­нами субъектов Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муни­ципальных образований.

За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в орга­ны местного самоуправления законом субъекта Федерации устанав­ливается административная ответственность.

Во исполнение норм федерального законодательства в субъек­тах Федерации приняты собственные акты, регулирующие отноше­ния, связанные с реализацией права на обращение в Российской Федерации.

---------------------

1 Ведомости Верховного Совета СССР, 1968 г., № 17, ст 143- 1988 г, № 6, ст. 94.

2 Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 6, ст. 94.

 

В качестве примера можно привести Законы ЕАО от 29.10.2003 «Об обращениях граждан»1, ЯНАО от 21.06.2003 «Об обращениях граждан»2, ХМАО от 03.12.2001 «О порядке рассмотрения обра­щений граждан в органах государственной власти и органах мест­ного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа»3, Московской области от 02.11.1999 (ред. от 01.04.2002) «Об обра­щениях граждан»4, Ненецкого автономного округа от 19.04.1999 «Об обращениях граждан»5, г. Москвы от 18 июня 1997 г. «Об об­ращениях граждан» с изм. от 21 июня 2000 г.6, Республик Башкор­тостан от 23.11.99 «Об обращениях граждан в Республике Башкор­тостан»7, Карелия от 15.07.1999 (ред. от 11.03.2003) «Об обраще­ниях граждан»8, Мордовия от 14.06.2000 «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Мордовия»9.

Следует отметить, что законодательство субъектов объединяет регулирование механизма обращений в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

В законодательстве субъектов институт обращений рассматри­вается, в основном, как субъективное право граждан на обращения в органы местного самоуправления на территории субъектов и к должностным лицам указанных органов в связи с требованием при­знания, соблюдения, защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Как форма народовластия институт обращений рассмат­ривается реже. Например, в законодательстве г. Москвы, в Ненец­ком автономном округе институт обращений рассматривается как:

важное средство укрепления связи граждан с органами государ­ственной власти и местного самоуправления,

реализация конституционного права граждан на их непосредст­венное участие в самоуправлении,

средство восстановления нарушенных прав и свобод.

-------------------

1 «Биробиджанская звезда», 25.11.2003, № 86.

2 «Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного окру­га», июнь 2003 г., № 6/2..

«Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа», 17 Декабря 2001 г., № 11. Ст. 1350.

4 «Вестник Московской областной Думы», № 1.2, декабрь 1999.

5«Няръяна-Вындер», № 165, 20.10.1999.

6«Ведомости Московской Думы», № 7, 1997 г., № 18, август 2000 г.

«Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Минист­ров Республики Башкортостан», 2000, № 2 (104), ст. 114. Собрание законодательства РК № 7. 1999 г. «Известия Мордовии», 16 июня 2000 г., № 103.

 

Закон г. Москвы рассматривает обращения граждан как средст­во обеспечении социальной справедливости.

Под обращениями в законодательстве субъектов Российской Федерации понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан.

В Указе «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» выделяются 3 вида обращений: «предложение», «заявление» и «жалоба».

В законодательстве Москвы — в Уставе и Законе об обращени­ях1, устанавливается шесть видов обращений: предложения, заяв­ления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения и петиции.

Предложение — обращение гражданина конкретного характе­ра, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучше­ние организации и деятельности органов государственной власти города и органов местного самоуправления, предприятий, органи­заций и учреждений, вне зависимости от организационно-правовых форм, в решении вопросов экономической, политической, социаль­но-культурной и других сфер жизни города.

Заявление — обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, Уста­вом города Москвы, иными законами РФ и города Москвы.

Жалоба — обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездейст­вием), решениями органов государственной власти города, органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объе­динений.

Ходатайство — письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.

Коллективные обращения — обращение двух или более граж­дан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обраще­ние, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее обществен­ный характер.

Петиции — коллективные обращения граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или час­тичного изменения городского законодательства.

------------------

1 «Ведомости Московской городской Думы», № 7, 1997 г. «Ведомости Мо­сковской городской Думы», 2000 г., № 8.

 

В Еврейской автономной области в законодательстве выделяют пять видов обращений: заявления, жалобы, ходатайства, коллек­тивные обращения и повторные обращения.

Под повторными обращениями понимаются обращения, посту­пившие от одного и того же лица, группы лиц по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установ­ленный законодательством срок рассмотрения или заявитель не со­гласен с принятым по его обращению решением.

В Законе Ханты-Мансийского автономного округа, помимо пред­ложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективного обраще­ния, законодатель выделяет петицию, как вид коллективного обраще­ния граждан в органы государственной власти и органы местного са­моуправления о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения законодательства автономного округа.

В Законе Ямало-Ненецкого автономного округа, помимо пред­ложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективного обраще­ния, повторного обращения, законодатель выделяет анонимные об­ращения — письменные обращения граждан, не содержащие сведе­ния, по которым можно установить личность обратившегося гражданина и место его жительства.

В некоторых субъектах РФ в законодательстве, регулирующем институт обращений, закреплены основные принципы деятельно­сти органов государственной власти, органов местного самоуправ­ления, их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан.

Например, в Ямало-Ненецком автономном округе к основным принципам деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан отнесены:

• защита прав и свобод, законных интересов человека и граж­данина, укрепление законности и правопорядка;

• обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социаль­ным группам и общественным объединениям;

• своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан;

• приоритет прав и свобод человека и гражданина;

• разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; законность;

• гласность;

• внепартийность;

• свобода вероисповедания;

• профессионализм и компетентность.

В Ненецком автономном округе основными принципами в рабо­те с обращениями граждан являются демократичность, доступ­ность, гласность, законность, широкий круг рассматриваемых во­просов, контроль за своевременностью и полнотой рассмотрения обращений граждан.

Каждый из обозначенных законодательством субъектов Россий­ской Федерации видов обращений, как правило, характеризуется собственным:

кругом субъектов — носителей прав, и субъектов, обладающих обязанностью рассматривать обращения;

предметом — частным и общественным интересом;

формой;

механизмом (стадиями); правами субъектов обращения и кор­респондирующих обязанностей органов власти города и должност­ных лиц по рассмотрению обращений на разных стадиях;

сроками принятия решений;

механизмом реализации принятых решений;

контролем за выполнением решений по обращениям;

ответственностью за нарушение законодательства об обращениях.

Механизм реализации права на обращение можно подразделить на следующие стадии:

1) инициирование,

2) подача обращения,

3) рассмотрение обращения соответствующим органом (долж­ностным лицом),

4) реализация решения, принятого по обращению.

Первая стадия — стадия инициирования — включает в себя определение субъектов — носителей права на обращение, и про­цедуру инициирования при коллективных обращениях, петициях; определение круга вопросов, по которому возможно обращение (в рамках Закона «Об обращениях»), выбор формы обращения и в за­висимости от нее — оформление обращения.

В Законе г. Москвы, например, устанавливаются субъекты, об­ладатели права на обращения:

граждане — жители Москвы, иные граждане РФ; иностранные граждане, законно находящиеся на территории города;

лица без гражданства, законно находящиеся на территории города.

В законодательстве Ненецкого автономного округа, так же как и в законе г. Москвы, граждане РФ условно подразделяются на две груп­пы: «жителей субъекта» и «иных граждан Российской Федерации».

Как правило, закрепляется перечень вопросов, обращения по которым не рассматриваются, и указываются требования, нарушение которых влечет отказ в рассмотрении. Так, в г. Москве не рас­сматриваются обращения:

— связанные с изобретениями, открытиями, рационализатор­скими предложениями, порядок рассмотрения которых регламен­тируется федеральным законодательством;

— которые рассматриваются в порядке уголовного, граждан­ского судопроизводства, производства по делам об административ­ных правонарушениях;

— которые рассматриваются в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 го­да «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

— вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллек­тивов коммерческих организаций и общественных объединений, ре­гулируемых нормами федерального законодательства, их уставами и положениями;

— содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц;

— с просьбой о толковании действующего российского законода­тельства, законодательства города Москвы1;

— в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению.

В законодательстве Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, помимо вышеупомянутых, не рассматривают­ся обращения информационного характера в архивы, библиотеки, органы статистики и другие организации.

Установлены две формы обращений: устная и письменная, и механизм их подачи.

Устные обращения граждан излагаются на приеме в органах го­сударственной власти автономного округа, органах местного само­управления, у должностных лиц этих органов.

Подлежат рассмотрению в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнитель­ной проверки, личности обращающихся известны или установлены.

На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в уст­ной форме.

В случае, если обстоятельства, изложенные в устном обраще­нии, требуют дополнительной проверки, устное обращение должно быть подтверждено заявителем в письменной форме.

1 Возвращаются без рассмотрения с извещением об органе государственной власти, в компетенцию которого входит толкование федеральных законов и за­конодательных актов города, в адрес которого им следует обратиться.

 

Письменные обращения граждан должны содержать наименова­ние и адрес органа власти города или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа, фамилию, имя, отчество обра­щающихся, их адреса, контактные телефоны, дату и личную подпись.

Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписью руководителя орга­низации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скреп­ленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свобо­ды, — руководителями исправительных учреждений.

При подаче обращения гражданину (гражданам), в случае не­обходимости, может быть предложено представить доказательства фактов, изложенных в обращении, или указать их местонахожде­ние. Доказательствами являются любые достоверные сведения о фактах, на основании которых орган или должностное лицо, рас­сматривающие обращение, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения обращения. При рассмотрении повторных обращений граждан к нему прилагаются материалы предыдущего рассмотре­ния. Если представленные доказательства недостаточны, орган или должностное лицо, рассматривающие обращение, предлагают гра­жданину (гражданам) представить дополнительные доказательства или собирают их самостоятельно.

По официальным запросам органов и должностных лиц госу­дарственные органы области, органы местного самоуправления на территории области, предприятия, учреждения и организации обя­заны представлять акты, необходимые документы и материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений граждан в качест­ве доказательств, за исключением тех, которые содержат государ­ственную, служебную или иную охраняемую законом тайну или для которых установлен особый порядок представления. Должно­стные лица, виновные в умышленном непредставлении истребуемой информации, несут дисциплинарную либо административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В зависимости от количества поступающих в органы государст­венной власти и органы местного самоуправления обращений граждан должностные обязанности по их обработке выполняют отдельные спе­циалисты или специально созданные структурные подразделения.

Не подлежат регистрации и соответственно рассмотрению обра­щения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись обратившегося гражданина (анонимные обращения), а также обра­щения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинст­во других лиц. Анонимное обращение, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, незамедлительно направ­ляется для проверки в правоохранительные органы.

В Ненецком автономном округе не рассматриваются обраще­ния, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других граждан.

В Законе г. Москвы, например, закрепляются два способа обра­щений:

лично или через своих представителей, уполномоченных в установ­ленном законом порядке. Обращения граждан, поступившие в органы власти и органы местного самоуправления (например, Ненецкого автономного округа) от депутатов, из редакций газет, журналов, те­левидения, радио и других средств массовой информации, рассмат­риваются в порядке и сроки, предусмотренные законом субъекта.

Вторая стадиястадия подачи обращения — включает в се­бя определение подведомственности, перечня субъектов, обязан­ных дать ответ на обращение, процедуру регистрации или отклоне­ния обращений.

Московский законодатель перечисляет субъекты, обязанные дать ответ на обращение: «Органы государственной власти города, органы местного самоуправления, должностные лица — мэр, ви­це-мэр, министры и другие члены Правительства Москвы, руково­дители департаментов, комитетов, управлений, префекты админи­стративных округов, главы районных Управ, депутаты Москов­ской городской Думы, государственные и муниципальные служащие в соответствии с возлагаемыми на них служебными обязанностями, а также руководители предприятий, учреждений, организаций обя­заны своевременно и по существу рассматривать обращения граж­дан и принимать по ним решения в порядке, установленном феде­ральным законодательством, законодательными и нормативными правовыми актами города Москвы».

Следует отметить, что организации, находящиеся на террито­рии субъекта Федерации, их руководители не всегда подпадают в сферу действия законодательства об обращениях, поскольку они вводят в действие собственные положения об организации личного приема и порядка рассмотрения обращений граждан, несут персо­нальную ответственность за их исполнение в подчиненных им орга­нах, организациях, предприятиях и подразделениях. Например, в законодательстве Еврейской автономной области, Ямало-Ненецко­го автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа, Московской области законодатель устанавливает порядок реализа­ции гражданами права на обращение только в органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления. Помимо перечня субъектов — носителей обязанностей, устанавли­ваются основы подведомственности и механизм выявления адресатов.

По общему правилу — граждане подают свои обращения в те органы власти и адресуют тем должностным лицам, к непосредст­венной компетенции которых относится их рассмотрение. Жалоба гражданина (граждан) подается в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган или должност­ное лицо, действия которых обжалуются.

Поступающие в органы государственной власти и органы местного самоуправления обращения подлежат обязательной регистрации и учету. В зависимости от количества поступающих в органы государст­венной власти и органы местного самоуправления обращений граждан должностные обязанности по их обработке выполняют отдельные спе­циалисты или специально созданные структурные подразделения.

Возникающие споры о подведомственности обращений граждан рассматриваются вышестоящим органом государственной власти, должностным лицом либо в судебном порядке.

Третья стадия — стадия рассмотрения обращения — включает в себя процедуру и сроки рассмотрения, а также закрепление прав и обя­занностей сторон при рассмотрении обращения; обязанность органов власти уведомить о результатах рассмотрения обращения заявителя.

Общее правило к рассмотрению обращений граждан — оно ве­дется на русском языке.

После проведения анализа содержания поступивших обраще­ний ответственные лица в течение срока, установленного Законом, обязаны подготовить мотивированный ответ, в связи с чем они мо­гут направлять запросы в соответствующие органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, учреждения, органи­зации, предприятия. Упомянутые субъекты, находящиеся на тер­ритории субъекта Федерации, к которым поступили запросы, обязаны представить ответ по существу в орган, направивший за­прос, в течение 20 дней со дня поступления. Органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, рассматривающие обращение по подведомственности, обязаны в пятидневный срок после рассмотрения обращения сообщать орга­ну, направившему им обращение, о результатах рассмотрения обра­щения с приложением копии ответа заявителю.

В том случае, если обращения неподведомственны органу вла­сти города или должностному лицу, законодатель устанавливает обязанность лиц, к которым они поступили, переадресовать обра­щения в трехдневный срок со дня поступления тому органу власти города или должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в них вопросов. При переадресовке установлен императивный запрет — направлять на рассмотрение жалобы тем органам власти города и должностным лицам, действия (без­действие) которых обжалуются.

Обратившимся лицам в таком случае при личном приеме или в письменном ответе сообщается, кому направлены на рассмотрение их предложения, жалобы, заявления или ходатайства.

Депутаты Московской городской Думы рассматривают обраще­ния граждан в соответствии с нормами Закона города Москвы от 13 июля 1994 года «О статусе депутата Московской городской Думы» и Регламента Московской городской Думы. Обращения граждан, являющихся избирателями, адресованные депутату избирательного округа, на территории которого они проживают, рассматриваются депутатом в первоочередном порядке.

Обращения граждан к депутату другого избирательного округа рассматриваются в пределах направлений его депутатской деятельно­сти. Не относящиеся к ним обращения могут быть переданы по согласо­ванию депутату соответствующего избирательного округа или возвра­щены без рассмотрения с извещением об органе власти города или должностном лице, к компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса. Аппарат Московской городской Думы, префекты ад­министративных округов, главы районных Управ оказывают депута­там помощь в организации приема и рассмотрении обращений граждан.

Рассмотрение обращений и прием граждан в организациях, на предприятиях, в учреждениях, не входящих в систему органов вла­сти города, а также в общественных объединениях осуществляются руководителями указанных организаций в соответствии с утвержденными ими положениями.

Обращения граждан, поступившие в органы исполнительной власти города



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.80 (0.012 с.)