Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия в области охраны общественного порядка

Поиск

В законодательстве под общественным порядком понимаются обеспечение и охрана государством и органами местного само­управления нормальных условий жизни и деятельности граждан и общества. Правила общественного порядка с точки зрения про­странства их действия охватывают три жизненные сферы человека: труд (предприятия, учреждения и организации производственного и социального назначения), отдых (общественные места нахожде­ния и отдыха людей: улицы, торговые предприятия, транспорт, зре­лищные учреждения и т. д.) и дом (семья, квартира, дом и т. д.).

Обеспечение общественного порядка на территории муници­пального образования - - совместная задача органов внутренних дел и местного самоуправления. Основные задачи по охране обще­ственного порядка на местном уровне призвана решать милиция в тесном взаимодействии с муниципальными органами. Ее деятель-

ность регулируется Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О мили­ции»1.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на крими­нальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а милиция общественной безопасности — также соответствую­щим органам исполнительной власти субъектов Федерации.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципаль­ных образованиях осуществляют начальники отделов (управле­ний) внутренних дел, назначаемые на должность министрами внут­ренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ.

Основными задачами криминальной милиции являются выяв­ление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обяза­тельно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполне­ния уголовного наказания, без вести пропавших. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопас­ности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Состав и численность криминальной милиции, порядок созда­ния, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством РФ.

Основными задачами милиции общественной безопасности яв­ляются обеспечение безопасности личности, общественной безопас­ности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

Состав милиции общественной безопасности, порядок созда­ния, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также чис­ленность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительст­вом РФ.

1 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964; 2003. № 2. Ст. 167; № 27 Ст. 2700; № 28. Ст. 2880; № 50. Ст. 4847.

Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляются в по­рядке, установленном министром внутренних дел РФ.

Численность милиции общественной безопасности, финанси­руемой за счет средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполни­тельной власти субъектов Федерации и органами местного само­управления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утвер­ждаемых министром внутренних дел РФ.

Увеличение расходов органов местного самоуправления, свя­занных с финансированием милиции общественной безопасности, которое возникло в результате решений, принятых Федеральными органами государственной власти и органами государственной вла­сти субъектов Федерации, компенсируется указанными органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновре­менно с принятием соответствующего решения.

К милиции общественной безопасности относятся подразделе­ния милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых опре­деляется министром внутренних дел РФ. В том же порядке утвер­ждаются нормативы численности указанных подразделений. Пере­чень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяется Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюд­жетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности.

Федеральным законом к вопросам местного значения муници­пальных районов и городских округов отнесена организация охра­ны общественного порядка на их территориях муниципальной ми­лицией. Однако эта норма вступает в силу в сроки, которые будут установлены федеральным законом, определяющим порядок орга­низации и деятельности муниципальной милиции.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 образуются органами местного самоуправ­ления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые в пределах своей компетенции обеспечивают:

СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; 2001. № 3. Ст. 216; 2003. № 28. Ст. 2880.

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и за- < конных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорно­сти, правонарушениям и антиобщественным действиям несовер­шеннолетних;

2) организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несо­вершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или уч­реждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, свя­занным с содержанием несовершеннолетних в специальных учеб­но-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ;

5) рассмотрение представлений органа управления образова­тельного учреждения об исключении несовершеннолетних, не полу­чивших основного общего образования, из образовательного учре­ждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмот- \ ренных Законом РФ «Об образовании»;

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовер­шеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполни­тельной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспи­тательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолет­них, их родителей или законных представителей в случаях и поряд­ке, которые предусмотрены законодательством РФ и законодатель­ством субъектов Федерации.

Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством РФ и законодательст­вом субъектов Федерации.

Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяю­щих (в случаях, указанных в законе), в соответствии со ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 Кодекса РФ об административных правонаруше­ниях от 30 декабря 2001 г.

Органы местного самоуправления решают организационно-пра­вовые и иные вопросы, связанные с осуществлением конституцион­ного права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации этого права граж­дан определяют Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР»1 и Указ Пре­зидента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведе­ния митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»2. О проведении указанных мероприятий делается заявление в мест­ную администрацию, с которым вправе обратиться достигшие 18-летнего возраста уполномоченные трудовых коллективов, обще­ственных объединений и отдельных групп граждан не позднее чем за 10 дней до проведения мероприятия. Решение (разрешение) ад­министрации сообщается заявителям не позднее чем за 5 дней до времени проведения мероприятия.

В соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.

Согласно Закону РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Рос­сийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребы­вания и жительства в пределах Российской Федерации»3 в городах, поселках, сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют органы внутренних дел, органом регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства является местная администрация.

Органы местного самоуправления могут привлекать к охране общественного порядка граждан, общественные объединения. Од­ной из таких форм являются народные добровольные дружины и другие подобные общественные формирования, имевшие в прежние годы широкое развитие.

1 ВСНД СССР и ВС СССР. 1988. № 31. Ст. 504.

2 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 22. Ст. 1216.

3 СЗ РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

 

9.2. Полномочия в области обеспечения безопасное™

Безопасность означает соблюдение, сохранение, нерушимость условий жизни и развития человека, общества, окружающего мира. Безопасность в ее современном состоянии и значении может быть разделена на три вида: социальная безопасность (обеспечение за­щищенности жизненно важных интересов личности, общества и го­сударства от внутренних и внешних угроз), техническая безопас­ность и экологическая безопасность.

Обеспечение безопасности достигается системой мер экономиче­ского, политического, организационного и иного характера, адек­ватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Система взглядов на обеспечение в России безопас­ности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности закреплена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 241. В осуществле­нии данной Концепции должны принимать участие и органы мест­ного самоуправления. Правовую основу понятий и видов безопас­ности, их обеспечения и охраны составляет ряд законов.

Участие в обеспечении обороны. В соответствии с Феде­ральным законом от 31 мая 1996 г. «Об обороне»2 под обороной по- ! нимается система политических, экономических, военных, соци­альных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливаются воинская обязан­ность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федераль­ных органов исполнительной власти, органов местного самоуправ­ления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

Органы местного самоуправления во взаимодействии с органа­ми военного управления в пределах своей компетенции:

1) организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны;

2) участвуют в разработке Федеральной государственной про­граммы оперативного оборудования территории РФ и обеспечива­ют в пределах своих территорий выполнение мероприятий по ее реализации и подготовке коммуникаций в целях обороны;

1 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

2 СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № 1 (часть I). Ст. 6; 2003. № 27. Ст. 2700; № 46. Ст. 4437.

3) организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку гра­ждан РФ к военной службе, их призыв на военную службу, воен­ные сборы и призыв по мобилизации;

4) осуществляют бронирование граждан РФ из числа работаю­щих в органах государственной власти, органах местного само­управления и организациях на период мобилизации и в военное время;

5) обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транс­портных и других технических средств в целях обороны;

6) организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан РФ;

7) обеспечивают потребности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в материальных средст­вах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством в области обороны;

8) обеспечивают исполнение законодательства РФ о социаль­ных гарантиях, установленных для граждан РФ в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей;

9) участвуют в разработке и обеспечивают выполнение планов перевода (мобилизационных планов) органов исполнительной вла­сти, органов местного самоуправления и экономики страны на рабо­ту в условиях военного времени, а также планов и заданий накопле­ния материальных ценностей государственного и мобилизационно­го резервов в организациях, имеющих мобилизационные задания на военное время;

10) участвуют в планировании и обеспечивают выполнение ме­роприятий по гражданской и территориальной обороне;

11) обеспечивают выполнение государственного оборонного за­каза организациями в пределах своих территорий;

12) координируют и согласовывают свою деятельность в облас­ти обороны с органами военного управления;

13) вносят в органы государственной власти РФ предложения по улучшению организации обороны.

Органы местного самоуправления наделяются отдельными го­сударственными полномочиями в области обороны в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. «О воин­ской обязанности и военной службе»1 воинский учет граждан осу-

1 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; 2003. № 1. Ст. 1; № 8. Ст. 709; № 27. Ст. 2700; № 46. Ст. 4437.

ществляется по месту их жительства военными комиссариатами. В < населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с указанным Федеральным законом и Положением о воинском учете.

В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Фе­дерации»1 органы местного самоуправления в пределах своих пол­номочий:

1) организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию;

2) руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с дея­тельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) создают мобилизационные органы;

4) обеспечивают исполнение Федерального закона, норматив­ных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ в области мобилизационной подготовки и моби­лизации;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке эко­номики субъектов Федерации и экономики муниципальных образо­ваний;

7) проводят во взаимодействии с федеральными органами ис­полнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

8) заключают договоры (контракты) с организациями о постав­ке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об ока­зании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Федерации и муниципальных образова­ний;

9) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по пе­реводу экономики субъектов Федерации и экономики муниципаль­ных образований на работу в условиях военного времени;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятель-

СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014; 2002. № 12. Ст. 1093.

ность которых связана с деятельностью указанных органов или ко­торые находятся в сфере их ведения;

11) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобили­зационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

12) организуют в установленном порядке своевременное опове­щение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставку техники на сборные пункты или в воин­ские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;

13) организуют и обеспечивают воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечивают представ­ление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Пра­вительством РФ;

14) вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации коорди­нируют и контролируют проведение органами местного самоуправ­ления и организациями, деятельность которых связана с деятельно­стью указанных органов или которые находятся в сфере их веде­ния, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий.

Органы местного самоуправления наделяются государственны­ми полномочиями в области мобилизационной подготовки и моби­лизации в соответствии с указанным Федеральным законом с пере­дачей необходимых для их осуществления материальных и финан­совых средств в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно Положению о военно-транспортной обязанности, ут­вержденному Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175, военно-транспортная обязанность устанавливается для своевремен­ного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских форми­рований и органов, а также создаваемых на военное время специ­альных формирований в период мобилизации и в военное время. Военно-транспортная обязанность является составной частью моби­лизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, за­благовременной подготовкой и предоставлением транспортных

средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении < работы этих транспортных средств.

Военно-транспортная обязанность осуществляется федеральны­ми органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и организациями:

• в мирное время -- путем проведения мероприятий, связан­ных с учетом транспортных средств, а также путем заблаговремен­ной подготовки транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, и обеспечения работы этих транспорт­ных средств в соответствии с мобилизационными заданиями;

• в период мобилизации и в военное время — путем предостав­ления войскам, формированиям и органам транспортных средств и обеспечения их работы в соответствии с мобилизационными зада­ниями.

В целях исполнения военно-транспортной обязанности мобили­зационные задания устанавливаются органам местного самоуправ­ления — главами органов исполнительной власти субъектов Феде­рации. Указанные органы обеспечивают исполнение военно-транс­портной обязанности организациями, находящимися на их территориях.

Задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления определяет Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. «О гражданской обороне» (с изм. и доп.).

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценно­стей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

• обучение населения способам защиты от опасностей, возни­кающих при ведении военных действий или вследствие этих дейст­вий;

• оповещение населения об опасностях, возникающих при веде­нии военных действий или вследствие этих действий;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

• предоставление населению убежищ и средств индивидуаль­ной защиты;

• проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникно­вения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том чис­ле медицинское обслуживание, включая оказание первой медицин­ской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

• борьба с пожарами, возникшими при ведении военных дейст­вий или вследствие этих действий;

• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоак­тивному, химическому, биологическому и иному заражению;

• обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

• восстановление и поддержание порядка в районах, постра­давших при ведении военных действий или вследствие этих дейст­вий;

• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

• срочное захоронение трупов в военное время;

• разработка и осуществление мер, направленных на сохране­ние объектов, существенно необходимых для устойчивого функ­ционирования экономики и выживания населения в военное время;

• обеспечение постоянной готовности сил и средств граждан­ской обороны.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномо­чий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, на подведомственных тер­риториях:

• организуют проведение мероприятий по гражданской оборо­не, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны;

• осуществляют меры по поддержанию сил гражданской оборо­ны, органов управления гражданской обороной в состоянии посто­янной готовности;

• организуют подготовку гражданских организаций граждан­ской обороны и обучение населения способам защиты от опасно­стей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы гражданской обороны оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении

военных действии и вследствие этих действий, системы оповеще- ' ния, и объекты гражданской обороны;

• проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необ­ходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населе­ния;

• проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функ­ционирования организаций в военное время;

• создают и содержат в целях гражданской обороны запасы ма­териально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

• осуществляют контроль за состоянием гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации

осуществляет Правительство РФ.

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне созда­ются федеральные, республиканские, краевые, областные, авто­номной области и автономных округов, районные и городские служ­бы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

Обеспечение пожарной безопасности. Регулируется Фе­деральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» (с изм. и доп.).

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства РФ по де­лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятель­ной оперативной службы.

Система обеспечения пожарной безопасности представляет со­бой совокупность сил и средств, а также мер правового, организа­ционного, экономического, социального и научно-технического ха­рактера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной без­опасности являются органы государственной власти, органы мест­ного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие уча­стие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законо­дательством РФ.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государ­ственная противопожарная служба; ведомственная пожарная охра­на; муниципальная пожарная служба; добровольная пожарная ох­рана; объединения пожарной охраны. Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются организация предупреждения пожаров и ту­шение пожаров.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-поли­тических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Территориальные подразделения Государственной противопо­жарной службы, созданные ею на основе договоров с органами ме­стного самоуправления, финансируются за счет средств местных бюджетов. Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава Государ­ственной противопожарной службы на каждые 650 человек населе­ния.

Органы местного самоуправления вправе увеличивать в преде­лах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание Государственной противопожарной службы.

Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач орга­нами местного самоуправления устанавливаются обязательные от­числения в размере 0,5% от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финанси­руемых за счет средств местных бюджетов.

Органы местного самоуправления, а также предприятия, на ко­торых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные сред­ствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с ус­тановленными нормами.

Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях. Добровольный пожарный — гражда­нин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений по­жарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Порядок регистрации добровольных пожарных и создания под­разделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны ус­танавливается Государственной противопожарной службой. Фи­нансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на кото­рых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объ-

единении пожарной охраны, пожертвований граждан и юридиче­ских лиц, а также других источников финансирования.

Добровольным пожарным предоставляются социальные гаран­тии, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также зарегист­рировавшими их предприятиями.

Добровольные пожарные осуществляют несение службы в под­разделениях пожарной охраны в соответствии с графиком де­журств, утвержденным органами местного самоуправления по со­гласованию с Государственной противопожарной службой. На вре­мя несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам воз­мещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установ­ленном органами местного самоуправления.

Предельная численность добровольных пожарных определяет­ся органами местного самоуправления.

В населенных пунктах добровольные пожарные, осуществляю­щие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по представле­нию Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных усло­виях.

К полномочиям органов местного самоуправления в области по­жарной безопасности относятся:

• организация выполнения и осуществление мер пожарной без­опасности;

• участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;

• разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержа­ние пожарной охраны;

• создание, реорганизация и ликвидация в установленном по­рядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

• осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

• установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной без­опасности;

• содействие созданию и деятельности фондов пожарной без­опасности;

• обучение населения мерам пожарной безопасности и его при­влечение к предупреждению и тушению пожаров;

• содействие деятельности добровольных пожарных и объеди­нений пожарной охраны;

• организация общественного контроля за обеспечением пожар­ной безопасности.

Обеспечение безопасности дорожного движения. Оно регулируется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О без­опасности дорожного движения» (с изм. и доп.).

Закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ. Его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и за­конных интересов, а также защита интересов общества и государст­ва путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Органы местного самоуправления в соответствии с законода­тельством РФ и законодательством субъектов Федерации в преде­лах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспече­ния безопасности дорожного движения.

Общественные объединения, созданные для защиты прав и за­конных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, в соот­ветствии с их уставами имеют право в определенном законами по­рядке:

• вносить в федеральные органы исполнительной власти и ор­ганы исполнительной власти субъектов Федерации предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

• проводить по просьбе членов общественных объединений ис­следования причин и обстоятельств дорожно-транспортных проис­шествий, передавать материалы в прокуратуру и представлять ин­тересы своих членов в суде;

• проводить мероприятия по профилактике аварийности. Органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты

могут привлекать с их согласия общественные объединения к про­ведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного

движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог по­сле ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным докумен-

там возлагается на орган исполнительной власти, в том числе и на местную администрацию, в ведении которых находятся дороги.

Органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, прини­мают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объекта­ми сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетво­рения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, предоставляют информацию участникам дорож­ного движения о наличии таких объектов и расположении ближай­ших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках до­рог.

Временное ограничение или прекращение движения транспорт­ных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорож­ного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления в преде­лах их компетенции.

Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуа­ций. Они регулируются Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера»1, от 22 августа 1995 г. -«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»2.

Полномочия органов местного самоуправления в области защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1) осуществляют подготовку и содержание в готовности необхо­димых сил и средств для защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и дейст­виям в этих ситуациях;

2) принимают решения о проведении эвакуационных мероприя­тий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

3) осуществляют в установленном порядке, сбор и обмен инфор­мацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информиро-

1 СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648; 2002. № 44. Ст. 4294.

2 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503; 2003. № 46. Ст. 4435.

 

вание населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

4) осуществляют финансирование мероприятий в области защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

5) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

6) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие не­отложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъек­тов Федерации;

7) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

8) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация -~ это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природно­го явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью люде



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.011 с.)