Исполнительные (консультационные комитеты) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнительные (консультационные комитеты)



Муниципальные советы имеют право делегировать любому ко­митету свои полномочия, за исключением тех, которые касаются установления налогов и получения ссуд. Такие комитеты считаются исполнительными. Они получили широкое распространение в анг­лийском местном самоуправлении. В тех случаях, когда комитеты действуют в пределах переданных им полномочий, ни одно реше­ние не может быть изменено или аннулировано. Единственное, что могут сделать члены совета, — это выразить неодобрение такому решению. Исполнительный комитет, утративший доверие совета, может быть распущен, но принятое им решение останется в силе.

Если делегирование полномочий не произошло, то совет счи­тается консультативным органом. Его рекомендации не будут иметь юридической силы, пока не получат одобрения на заседании со­вета.

Комитеты могут быть частично исполнительными и частично / консультативными органами. В таком случае на заседании совета они представляют отчет из двух частей — по делегированным и. консультативным полномочиям.

Муниципальное управление в Великобритании имеет как бы \ 2 этажа: комитет и подчиненный ему чиновничий аппарат. Комите­ты — почти единственный канал связи советов с департаментами и прочими административными органами муниципалитета. В комите­тах протекает основная часть муниципальной деятельности, связан­ная с принятием решений и контролем.

В большинстве местных органов правила процедуры предусмат­ривают, что ни один вопрос не может быть рассмотрен советом до тех пор, пока он не будет обсужден в соответствующем комитете.

Местное управление в Англии при всех его недостатках имеет одно большое преимущество — это система комитетов, благодаря которой значительное число выборных советников имеет возмож­ность участвовать в местном управлении и приобретает таким путем большой опыт, нередко связанный с хорошим знанием насущных нужд населения.

В Германии сложились четыре основных типа организационно­го устройства общин.

«Южно-германский совет» (существует в Баден-Вюртемберге и Баварии). Представительным органом является общинный совет, главой исполнительного аппарата и одновременно председателем совета — бургомистр (или обер-бургомистр), избираемый непо­средственно населением сроком на 6 или 8 лет. Он наделен значи­тельными полномочиями в сфере планово-финансовой деятельно­сти, самостоятельно в большинстве случаев решает кадровые во­просы, что позволяет ему оказывать большое влияние на совет.

«Магистрат». В ходе непосредственных выборов избирается не только представительный орган, но и правление общины — магист­рат. В состав этого органа входят бургомистр и директора департа­ментов. Оба коллегиальных органа довольно четко разделены орга­низационно и функционально. Каждый из них наделен полномо­чиями самостоятельно принимать решения по тем или иным вопросам. В ряде случаев магистраты вправе опротестовывать «противозаконные» решения совета, а бургомистр — решения ма­гистрата. До последнего времени эта разновидность организации местного самоуправления действовала в земле Гессен и в несколько измененном варианте в некоторых городах земли Шлезвиг-Голь­штейн. С 1993 г. бургомистр в земле Гессен избирается населением в ходе непосредственных выборов, а правление советом общины. «Бургомистрат» (широко распространен в Рейнланд-Пфальце, Сааре, сельских общинах Шлезвиг-Гольштейна и общинах Гессена с числом жителей до 1500 человек). В совет общины входят депута­ты, избранные в ходе выборов, и бургомистр, который является председателем этого органа. Он избирается не непосредственно на­селением, а советом общины, как правило, сроком на 10 лет. Бурго­мистр является штатным должностным лицом и руководит админи­страцией общины.

Различают две модификации этого типа: полномочного бурго­мистра и бургомистра с менее обширными правами.

В первом случае бургомистр по отношению к общинному совету занимает весьма независимую позицию, несмотря на то что избира­ется им. Он является председателем совета, обладает правом допол­нительного голоса и правом опротестовывать решения представи­тельного органа.

Во втором случае влияние бургомистра значительно слабее. Как правило, он лишен возможности использовать право опротестова­ния.

«Северо-германский совет». Все дела общины находятся в ком­петенции представительного органа — совета. Совет контролирует деятельность главы администрации — директора общинной упра­вы. Председатель совета (обычно его называют бургомистром) об­ладает незначительными полномочиями. Он руководит заседания­ми совета и выполняет представительские функции. Даже в боль­ших общинах председатель совета работает на общественных началах.

Эта разновидность организационного устройства общин сложи­лась в землях Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония. На нее существенное влияние оказало англосаксонское право. Это объ­ясняется тем, что обе эти земли находились после окончания Вто­рой мировой войны в пределах британской оккупационной зоны.

Во Франции муниципальный совет из числа своих членов изби­рает сроком на 6 лет мэра. В коммунах, насчитывающих более 2000 жителей, мэр создает свой аппарат. Ему помогают генеральный сек­ретарь мэрии и его помощник. Мэр является главой местного само­управления и государственным служащим. Свои полномочия он осуществляет под двойным контролем — муниципалитета и пре­фекта — представителя государства в департаменте. В качестве го­сударственного служащего он доводит до сведения населения зако­ны и обеспечивает их выполнение, принимает участие в наборе в армию, ведает актами гражданского состояния, избирательными списками, выдает лицензии и т.д. Мэр председательствует на засе-

 

даниях муниципального совета, управляет муниципальным имуще- / ством, отвечает за его сохранность, подготавливает бюджет; руко­водит коммунальными работами. Как представитель коммуны, он исполняет решения муниципального совета.

Поскольку мэр совмещает функции главы местного самоуправ­ления и должность государственного служащего, он несет ответст­венность перед муниципалитетом за свою деятельность в качестве государственного служащего и не может быть отстранен муниципа­литетом от занимаемой должности. Отстранить его может министр внутренних дел сроком на 3 месяца, а сместить с поста — только правительство.

Иногда такой порядок управления сравнивают с режимом «пре­зидентского типа», так как, будучи избранными муниципальным советом, мэр и его заместители не могут быть им смещены.

В некоторых странах наряду с представительными органами из­бираются коллегиальные исполнительные органы местного само­управления.

Так, в Италии исполнительным органом областей, провинций и общин является джунта. В общине джунта в составе от 2 до 14 чело­век избирается абсолютным большинством голосов избирателей.

Провинциальный совет избирает из своего состава провинци­альную джунту в количестве от 4 до 8 человек, возглавляемую председателем. Джунта готовит проекты решений провинциального совета, проекты бюджета, смету доходов и расходов.

В областях с населением до 1 млн. жителей областная джунта состоит из председателя, 6 действительных и 2 запасных асессоров. В областях с населением до 3 млн. жителей число действительных асессоров составляет от 8 до 10. В других областях — от 10 до 12. Запасные асессоры заменяют действительных в случае их отсутст­вия или болезни. Председатель и члены джунты избираются обла­стным советом из его членов.

Областной совет избирает асессоров из своего состава тайным голосованием в присутствии не менее 2/3 советников. Для избра­ния необходимо абсолютное большинство голосов.

В состав джунты не могут входить родственники по восходящей и нисходящей линии, братья и сестры, супруги, свойственники пер­вой степени, усыновитель и усыновленный.

Джунта принимает решения абсолютным большинством голо­сов (50% плюс один голос). При равенстве голосов решающим яв­ляется голос председателя. Заседания джунты проводятся закры­тыми.

Областная джунта выполняет следующие функции:

— обеспечивает исполнение законов области;

— управляет имуществом области, контролирует промышлен­ные и торговые службы;

— подготавливает предварительный бюджет и ежегодно пред­ставляет отчет о расходах.

Кроме того, джунта принимает решения:

— о переводе фондов из одной статьи в другую в одном и том же разделе бюджета;

— о проектах работ;

— о договорах области;

— о гражданских спорах, в которых область выступает истцом или ответчиком.

Областная джунта под свою ответственность, в порядке, уста­новленном областным статутом, может в экстренных случаях при­нимать решения по вопросам, входящим в компетенцию областного совета. Такие решения представляются в областной совет для ут­верждения на его заседании.

Областная джунта ежегодно отчитывается перед советом о про­деланной работе. По требованию 1/4 советников джунта обязана в любой момент отчитываться перед советом. Не менее чем 1/3 со­ветников может потребовать отставки председателя областной джунты, самой джунты или нескольких асессоров. Отставка прини­мается, если она одобряется поименным голосованием абсолютным большинством голосов советников (на заседании должно присутст­вовать не менее 2/3 советников).

Председатель областной джунты и асессоры могут быть отстра­нены от выполнения своих обязанностей с момента вынесения по­становления о предании их суду или постановления о вызове в су­дебное заседание (если они привлекаются по делу о преступлениях, которые наказываются лишением свободы на минимальный срок свыше одного года). Они временно отстраняются от занимаемой должности и в том случае, если имеется постановление об их аресте.

В Польше исполнительным органом гмины является правление. Правление в количестве от 4 до 7 человек избирается советом гми­ны из числа своих членов путем тайного голосования.

Работу правления организует войт или бургомистр. Он руково­дит решением текущих вопросов, а также выполняет представи­тельские функции. Войт или бургомистр избирается советом гмины тайным голосованием абсолютным большинством голосов в присут­ствии 2/3 предусмотренного законом состава советников. Правле­ние осуществляет свою работу с помощью управления. Принципы организаций деятельности управления определяются организаци-

онным регламентом, принимаемым советом гмины по предложению \ правления. Руководителем правления является войт или бурго­мистр.

Правление выполняет следующие функции:

— готовит проекты решений совета;

— определяет способ исполнения решений совета;

— распоряжается коммунальным имуществом;

— исполняет бюджет;

— принимает на работу и освобождает от занимаемой долж­ности руководителей тминных организационных единиц.

При реализации собственных задач правление подчиняется только совету гмины. Совет гмины контролирует деятельность правления и подчиненных ему единиц. Для этих целей он может создавать ревизионные комиссии.

Отзыв правления гмины или отдельных его членов производит­ся тайным голосованием абсолютным большинством голосов всех членов совета гмины.

Таким образом, международный опыт свидетельствует о много­образии организационных форм местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.016 с.)