Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок обжалования нарушений законодательства о референдуме и выборахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Субъектами защиты прав граждан Российской Федерации на участие в референдумах являются: а) система комиссий референдумов; б) система судов. Законодатель регламентирует поведение субъектов соответствующих правоотношений. Так, например, регулируется процедура обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Решение комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, отзыва выборных лиц, роспуска выборного органа обжалуются в районные суды. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию. Подобные действия муниципальной избирательной комиссии или ее должностного лица могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Федерации, а решения или действия (бездействие) комиссии субъекта Федерации — в Центральную избирательную комиссию РФ. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума, наблюдатели, а также избирательные комиссии, комиссии референдума. Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме. Жалоба или заявление на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, отзыва выборного лица, роспуска выборного органа, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) могут быть поданы в течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения. Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за 8 дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за 5 дней до дня голосования. После опубликования результатов выборов, референдума, отзыва выборного лица, роспуска выборного органа жалоба (заявление) в суд может быть подана в течение одного года со дня опубликования. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. В случаях, предусмотренных федеральными законами (напр., ст. 77 ФЗ «Об основных гарантиях...»), суд может отменить решение соответствующей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает комиссию о поступившей жалобе. В случае вынесения решения судом по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, отзыва выборного лица, роспуска выборного органа суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня ее подачи. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.
Правовые основы и осуществление регулятивных форм прямого волеизъявления граждан Как уже отмечалось выше, к регулятивным формам непосредственной демократии, включающим в себя императивную и консультативную функции, относим: гражданскую правотворческую инициативу, деятельность политических партий; собрания граждан; конференции граждан1; обра- --------------------- 1 См. главу 8 настоящего издания.
щения граждан; наказы избирателей; отчеты депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление.'
Гражданская инициатива
Гражданская правотворческая инициатива — это новая форма осуществления власти на местном уровне, заключающаяся в официальном внесении в органы местного самоуправления проекта правового акта по вопросам местного значения группой граждан в порядке, установленном уставом муниципального образования. Народная инициатива как институт права граждан на обращения в органы власти имеет многовековую историю развития. Возникнув как естественная реакция отдельных слоев населения на деспотизм авторитарной власти, первоначально она существовала как стихийное социальное движение и только много позже получила правовое закрепление, соответствующее национально-политическим и историческим особенностям тех или иных государств. Впервые эта форма волеизъявления граждан получила признание в Швейцарии. Согласно ст. 121 действующей Конституции Швейцарии «народная инициатива состоит в требовании, предъявленном 100 тыс. швейцарских граждан, имеющих право голоса, о включении, отмене или изменении определенных статей действующей Конституции»1. В Российской Федерации право народной (гражданской) инициативы пока получило признание не на общегосударственном уровне. Практически институт народной (гражданской) инициативы в России трансформировался из конституционно-правового института обращений граждан, который получил адекватное его содержанию конституционно-правовое закрепление лишь в Конституции РФ 1993 г. Как уже указывалось, в ст. 33 Конституции России речь идет об обращениях граждан, без раскрытия конкретных форм, причем направляемых во властные структуры: государственные органы и органы местного самоуправления. ------------------ 1 См.: Современные зарубежные конституции. М., 1992. С. 256.
Институт народной (гражданской) инициативы как формы осуществления государственной власти закреплен в законодательстве субъектов РФ: в Конституциях (Уставах), в специальном законодательстве. Например, само существование народной инициативы закрепляется в Конституциях (Уставах), законах о местном самоуправлении и законодательстве об обращениях1, затем механизм детализируется в специально посвященных этому вопросу законах. Например, Законы г. Москвы от 11.12.2002 «О гражданской законодательной инициативе в городе Москве»2, ЯО от 07.02.2002 «О порядке осуществления народной правотворческой инициативы»3. Наибольшее закрепление и распространение институт народной инициативы получил на муниципальном уровне. Федеральным законом 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 25) закрепляется институт правотворческой инициативы: «Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию)». Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 26) правотворческая инициатива граждан закреплена более подробно. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в поряд- ----------------------- 1 Закон ЯН АО от 21.06.2003 № 32-3 АО «Об обращениях граждан» (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 18.06.2003)// Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, июнь 2003 г., № 6/2; Закон г. Москвы от 18 июня 1997 г. № 25 «Об обращениях граждан» с изм. от 21 июня 2000 г.// Ведомости Московской городской Думы. 1997, № 7; август 2000, № 18; Закон ХМАО от 03.12.2001 № 79-ОЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 27.11.2001) // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 17 декабря 2001 г., № 11, ст. 1350. Ведомости Московской городской Думы. 17.03.2003, № 2 (ст. 340). 3 Губернские вести. 15.02.2002, № 11.
ке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Согласно ФЗ 2003 г., минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Установлена существенная гарантия института гражданской правотворческой инициативы: в случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с нормами ФЗ 2003 г. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан. По Закону члены местного сообщества обладают этим весьма важным для них правом, только если оно закреплено в Уставе муниципального образования. Такой порядок регулирования объясняется, вероятно, стремлением законодателя учесть особенности условий осуществления местного самоуправления в разных муниципальных образованиях, степень подготовленности населения к проявлению правотворческой инициативы и т. д. Законодатели субъектов иногда в уставах субъектов Федерации, как, например, Уставы Алтайского края 1995 г., Ярославской области от 1995 г., Томской области 1995 г., закрепляют народную инициативу — способ осуществления муниципальной власти. Законы о местном самоуправлении большинства субъектов Российской федерации закрепляют право нормотворческой инициативы за жителями муниципальных образований. Например, в Законе Ярославской области, статьей 50 Закона Новосибирской области «О местном самоуправлении в Новосибирской области», статьей 24 Закона Нижегородской области 1996 г. «Об организации местного самоуправления в Нижегородской области», статьей 39 Закона Московской области 1996 г. «О местном самоуправлении в Московской области»1 безоговорочно устанавливается право жителей всех муниципальных образований на правотворческую инициативу. В то же время есть и такие законы, в которых вообще отсутствует какое-либо упоминание о ней (Белгородская, Вологодская, Саратовская области и др.). В последнем случае вряд ли можно говорить о несоответствии законов субъектов Федерации Федеральному закону: он действует непосредственно, и поскольку в нем не предусмотрено нормативное регулирование по данному вопросу на уровне субъектов Федерации, муниципальные образования полностью свободны в выборе целесообразного, по их мнению, решения2. Предпочтительнее все же участие в правовой регламентации нового института прямого волеизъявления граждан со стороны субъектов Федерации. Как показывает практика, это является существенной помощью органам местного самоуправления в тех случаях, когда они закрепляют указанное право в своих уставах. Предоставляя муниципальным образованиям самим решать — устанавливать или нет это право, законы некоторых субъектов Феде- рации предлагают элементы процедуры его осуществления. Например, в Законе «О местном- самоуправлении в Воронежской области» записано: в случае закрепления права на народную инициативу в уставе (положении) о местном самоуправлении порядок и процедура сбора подписей под народной инициативой регулируется в соответствии с областным законодательством о выборах в части порядка и процедуры сбора при петиционном порядке выдвижения кандидатов. Число подписей, необходимых для внесения народной Инициативы, определяется в уставе (положении) о местном само- -------------------- Вестник Московской областной Думы, август 1996 г., № 8. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Под РеД- Ю. А.Тихомирова. Москва, 1996.
управлении, но не может быть более 15 процентов от числа избирателей, принявших участие в последних по времени выборах. Примерно такие же правила установлены Законом Омской области Принятые в этих областях уставы муниципальных образований далеко не всегда предусматривают право населения на правотворческую инициативу. Но в тех случаях, когда оно установлено, в процедуре его осуществления учитывается, что на этот счет сказано в законах субъектов Федерации. Муниципалитеты на своем уровне закрепляют и регулируют осуществление народной инициативы своими уставами: Устав местного самоуправления г. Самары 1996 г., статьей 19 Устава города Новосибирска, ст. 9, 14, 15-й Устава города Тюмени, ст. 18-й Устава города Нижнего Новгорода. Помимо закрепления самой формы осуществления местного самоуправления — народной инициативы иногда встречается регулирование существенных ее элементов. Так, например, в соответствии со ст. 15 Устава города Тюмени народная правотворческая инициатива принимается к рассмотрению, если она подписана не менее чем одной тысячей жителей города, достигших восемнадцатилетнего возраста. Принимают специальные акты, регулирующие механизм осуществления народной инициативы. В качестве примера можно привести Решение Тюменской городской Думы от 29.05.2002 «О порядке реализации жителями города Тюмени народной правотворческой инициативы»1, Решение Совета депутатов г. Серпухова МО от 18.09.2002 «Об утверждении положения о народной правотворческой инициативе в вопросах местного самоуправления в городе Серпухове»2, Постановление Городской Думы от 20.03.2002 «О положении о порядке реализации народной правотворческой инициативы по вопросам местного значения»3, Решение городского совета от 19.05.1999 «О положении «О правотворческой инициативе населения в городе Новосибирске»4. Следует отметить различия в терминологическом наименовании и содержании этого нового на уровне местного самоуправления института. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. (ст. 25) закрепляется термин «народная правотворческая инициа- -------------------- 1 Серпуховские вести, 10.10.2002, № 188-189. 2 Нижегородский рабочий. 29.03.2002, № 70/14987. 3 Вечерний Новосибирск. 01.06.1999, № 101. 4 Тюменский курьер. *08.06.2002, № 71-72. тива»: «Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию)»- При этом следует иметь в виду, что Федеральный закон 2003 г. говорит о праве внесения проектов правовых актов в органы местного самоуправления вообще, а не только в представительные органы. Законодатель в субъектах закрепляет процедуры реализации гражданской законодательной инициативы в представительных органах местного самоуправления, народную инициативу по инициированию референдумов. Таким образом, в законодательстве встречаются такие определения, как «гражданская инициатива», «гражданская законодательная инициатива». Очевидно, что первое понятие шире второго. В понятие «гражданская инициатива» включается широкий круг вопросов: право на инициирование правотворчества во всех органах местного самоуправления, по всем вопросам, отнесенным к компетенции местного самоуправления; инициирование референдума и отзыва выборных должностных лиц и депутатов органов местного самоуправления1. Устав города Тюмени2 разделяет гражданскую инициативу и народную правотворческую инициативу. Так, гражданская инициатива — право жителей города непосредственно либо через органы территориального общественного самоуправления внести интересующий их вопрос на рассмотрение городской Думы, потребовать от Главы города или иного должностного лица выступить с публичным сообщением по определенному жителями вопросу. ------------------- 1 Региональное законодательство пошло по пути перечисления предметов гражданской инициативы. Так, Московский областной Устав 1996 г. закрепля-ет Цели гражданской инициативы: проведение областного или местного референдума; внесение в органы государственной власти и местного самоуправления государственным должностным лицам и должностным лицам местного самоуправления Московской области предложений о рассмотрении и разрешении в°просов, относящихся к их компетенции и затрагивающих интересы населения области; отзыв депутатов, иных государственных должностных лиц, должностных лиц местного самоуправления, избранных населением области. 2 Тюменский курьер. 1997, № 89.
Народная правотворческая инициатива — право вносить в городскую Думу проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Таким образом, конституционно-правовой институт народной (гражданской) инициативы — это совокупность нормативных правовых норм, регулирующих порядок осуществления в виде обязательной для рассмотрения в установленном законом порядке гражданской инициативы, направленной на принятие органом местного самоуправления в пределах установленной компетенции нормативно-правового акта, не противоречащего Конституции РФ и законам, или решения им в иной форме общественно значимого вопроса, содержащегося в предложениях граждан. Особенность народной (гражданской) инициативы состоит, во-первых, в том, что она направляется особому кругу органов местного самоуправления: представительным органам. Во-вторых, она в обязательном порядке подлежит не только рассмотрению, как и иные обращения граждан, но удовлетворению, если не содержит в себе неустранимых противоречий с действующим законодательством. Содержание гражданской правотворческой инициативы, очевидно, так же как и аналогичная инициатива любого другого субъекта инициирования правотворческого процесса, может быть направлено на изменение нормативно-правового акта, его отмену или принятие нового. Так, Устав местного самоуправления г. Самары 1996 г. предусматривает возможность инициировать предложения об изменении и дополнении устава в порядке народной правотворческой инициативы. Граждане вправе обращаться в органы местного самоуправления города Нижнего Новгорода с инициативой принятия правовых актов, внесения изменений в уже действующие правовые акты, издание которых входит в компетенцию органов местного самоуправления; граждане вправе обратиться в Городскую Думу города Нижнего Новгорода с предложением использовать право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской области1 Правотворческая инициатива граждан должна быть выражена в виде проекта, предлагаемого к принятию правового акта и пояснительной записки, обосновывающей необходимость принятия предлагаемого правового акта. -------------- 1 Постановление Городской Думы от 20.03.2002 № 17 «О положении о порядке реализации народной правотворческой инициативы по вопросам местного значения» // «Нижегородский рабочий», № 70/14987, 29.03.2002.
Под правотворческой инициативой в городе Новосибирске1 понимается право членов городского сообщества: — вносить в городской Совет проекты правовых актов от имени жителей города; — вносить в городской Совет предложения по принятию правового акта по вопросам местного значения или об отмене действующего акта городского самоуправления. Субъекты народной инициативы можно разделить на следующие группы: субъекты инициативы, субъекты исполнение инициативы, субъекты подготовки и проведения инициативы. Первый вопрос, возникающий при рассмотрении проблемы реализации гражданской правотворческой инициативы, состоит в определении субъекта права на обращения. В нашей стране сложилась различная практика определения легитимного количества граждан, имеющих право поддержать ту или иную гражданскую инициативу. Существуют два подхода: установление абсолютного числа граждан, которые должны выступить в поддержку инициативы, или относительного — процентного — состава от числа зарегистрированных избирателей. Возникает вопрос: какой из способов определения числа граждан — участников гражданской законодательной инициативы — является наиболее оптимальным? Очевидно, что установление абсолютного числа граждан значительно упрощает дело, поскольку освобождает инициативную группу и представительный орган власти (или избирательную комиссию) от необходимости вычисления процентного отношения и ведения споров, от какого числа избирателей необходимо вычислять конкретный процент. Применение процентного отношения в какой-то мере объективизирует ситуацию. Необходимо только унифицировать это число для всех гражданских инициатив соответствующего уровня и выразить его в абсолютном числе для упрощения подсчетов и исключения споров. Что же касается практики реализации гражданской законодательной инициативы, то соответствующие акты устанавливают число граждан, которые могут высказаться в поддержку инициативы: Для внесения в повестку дня сессии городского Совета Новосибирска вопроса, отнесенного к правотворческой инициативе, инициативной группе необходимо собрать не менее 1 % подписей избирате- ------------------- 1 Решение городского Совета от 19.05.1999 № 229 «О положении «О правотворческой инициативе населения в городе Новосибирске» // «Вечерний Новосибирск», № 101, 01.06.1999.
лей, зарегистрированных на момент проведения последних муниципальных выборов или последнего городского референдума. Уставом города Тюмени закреплено, что обращения и требования гражданской инициативы принимаются к рассмотрению, если они подписаны не менее чем одной тысячей жителей города, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо направлены не менее чем тремя органами территориального общественного самоуправления. Обращения граждан с правотворческой инициативой в Нижнем Новгороде могут быть как индивидуальными, так и коллективными1. Таким образом, круг субъектов гражданской инициативы шире, чем круг субъектов народной правотворческой инициативы. Следует отметить, что в состав субъектов гражданской законодательной инициативы может входить любое лицо независимо от гражданства, возраста и других социальных различий, если иное не установлено российским законодательством. Механизм реализации гражданской правотворческой инициативы можно условно подразделить на несколько стадий и составляющих их этапов: 1. Стадия инициирования и регистрации инициативы. Она состоит из нескольких этапов: организационный порядок формирования инициативной группы; рассмотрения гражданской правотворческой инициативы избирательной комиссией или комиссией представительного органа местного самоуправления; регистрации гражданской инициативы; установление сроков сбора подписей; утверждение бланка подписного листа. 2. Подготовка к официальному внесению инициативы. Эта стадия состоит из следующих этапов: сбора подписей, предварительная подготовка вопроса к рассмотрению в представительном органе местного самоуправления; информирование о сборе подписей под петицией; финансирование. 3. Официальное внесение петиции. Эта стадия включает два этапа: организационный — представление пакета документов инициативной группой; проверка подписных листов; подготовка документов для официальной регистрации, и официальный (регистрация внесения петиции). 4. Процедура реализации предложений. Состоит из следующих этапов: разработка проекта нормативно-правового акта (если ---------------------- 1 Постановление городской Думы от 20.03.2002 № 17 «О положении о порядке реализации народной правотворческой инициативы по вопросам местного значения» // «Нижегородский рабочий», № 70/14987, 29.03.2002.
это необходимо); рассмотрение проекта (выступления в прениях) и 4\ голосование по проекту; контроль за исполнением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.017 с.) |