Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В системе местного самоуправления

Поиск

Для реализации конституционных принципов представитель­ной демократии при осуществлении местного самоуправления при­нят Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции», нормы которого закрепляют организационные основы местного самоуправления. При закреплении организационных ос­нов местного самоуправления закон устанавливает основные поло­жения, касающиеся органов местного самоуправления и его долж­ностных лиц.

Федеральный закон 1995 г. (ст. 14) к органам местного само­управления относит:

— выборные органы, образуемые в соответствии с Федераль­ным законом, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований;

— другие органы, образуемые в соответствии с уставами муни­ципальных образований.

При этом произошло императивное закрепление обязательности выборных органов местного самоуправления в муниципальных об­разованиях. Их наименования устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федера­ции с учетом национальных, исторических и иных местных тради­ций.

Осуществление местного самоуправления органами государст­венной власти и государственными должностными лицами не до­пускается. Структура органов местного самоуправления определя­ется населением самостоятельно.

Уставом муниципального образования согласно ФЗ 1995 г. мо­гут быть предусмотрены должность главы муниципального образо­вания — выборного должностного лица, возглавляющего деятель­ность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

В уставе муниципального образования, помимо представитель­ных органов и выборных должностных лиц местного самоуправле­ния, могут быть предусмотрены и иные органы местного само­управления и должностные лица местного самоуправления.

Их наименование, порядок формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответст­вии с законами субъектов Федерации.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государст­венной власти и государственными должностными лицами не до­пускаются (ст. 17 ФЗ 1995 г.).

Законом предусмотрен статус депутата, члена выборного орга­на местного самоуправления, выборного должностного лица мест­ного самоуправления, полномочия органов местного самоуправле­ния и их должностных лиц.

Структуру органов местного самоуправления согласно Феде­ральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации»1 (ст. 34) составляют: представительный орган муниципального образова­ния, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образо­вания), контрольный орган муниципального образования, иные ор­ганы местного самоуправления, предусмотренные уставом муници-

---------------------

1 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

 

пального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Федеральный законодатель устанавливает императив: наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального обра­зования, местной администрации (исполнительно-распорядитель­ного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом 2003 г.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, под­отчетность, подконтрольность органов местного самоуправле­ния, а также иные вопросы организации и деятельности указан­ных органов определяются уставом муниципального образова­ния.

Наименования представительного органа муниципального обра­зования, главы муниципального образования, местной администра­ции (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Федерации с уче­том исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местно­го самоуправления допускается только в случаях и порядке, уста­новленных нормами Федерального закона 2003 г.

Законодатель предусмотрел полномочия органов и должност­ных лиц местного самоуправления, процедуры их деятельности и основы взаимоотношений. Устанавливаются основы правового статуса депутатов и выборных должностных лиц местного само­управления, основания прекращения их полномочий и ответствен­ность.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ, высказанная по поводу структуры органов местного самоуправления, порядка их формирования и деятельности, безусловно, является основопо­лагающей при регулировании представительного народовластия при осуществлении местного самоуправления.

На уровне субъектов Федерации правовую основу представи­тельной демократии местного самоуправления составляют в сово­купности законы и подзаконные акты. В группе законов субъектов РФ, регулирующих представительную демократию в субъектах Федерации, выделяются нормы конституций республик и уставы других субъектов.

В основных законах субъектов РФ, как правило, помимо норм-принципов, закрепляющих основные позиции существования представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, закрепляются субъективные права жителей муни­ципального образования в работе этих органов; правовой статус и организация деятельности представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (глава 5.2, 5.3 Устава Московской области1, глава 9 Устава г. Москвы2, глава 22 Устава Амурской области и др.).

Закрепляются полномочия органов государственной власти в отношении с органами и должностными лицами местного само­управления, поскольку Конституция РФ гарантирует гражданам право на местное самоуправление. Существуют положения о взаи­модействии органов государственной власти и органов местного са­моуправления. Например, право представительных органов мест­ного самоуправления инициировать законопроект в органах госу­дарственной власти субъекта Федерации. В качестве примера можно привести ст. 76 Устава Московской области и Закон Мос­ковской области, который устанавливает порядок осуществления права законодательной инициативы Советами депутатов муници­пальных образований Московской области (далее — Советы депу­татов) в Московской областной Думе3.

Более подробно представительное народовластие местного са­моуправления, правовой статус представительных органов и вы­борных должностных лиц местного самоуправления закрепляется в законах субъектов Федерации.

------------------------

1 Устав Московской области от И декабря 1996 г. № 55/96-ОЗ (принят решением Московской областной Думы 5 ноября 1996 г. № 5/108 и решением Московской областной Думы об отклонении заключения Главы администра­ции от 4 декабря 1996 г. № 6/112) с изм. от 2 июля 2003 г. // Вестник Москов­ской областной Думы. 1997. № 1; Ежедневные Новости. Подмосковье. 2003. № 118.

2 Устав города Москвы (утв. Московской городской Думой 28 июня 1995 г.) с изм. от 19 марта 2003 г.// Ведомости Московской городской Думы. 1995. № 4. 2003. № 5.

3 Закон Московской области от 27 февраля 1997 г. № 11/97-ОЗ «О по­рядке осуществления права законодательной инициативы Советами депутатов муниципальных образований Московской области»// Вестник Московской областной Думы. 1997. № 5.

 

Обширное нормативное регулирование представительной демо­кратии при осуществлении местного самоуправления в субъектах Федерации можно условно подразделить по предмету регулирова­ния.

Прежде всего группа законов, устанавливающих правовые ос­новы деятельности представительных органов и выборных должно­стных лиц. К этой группе правомерно отнести законодательство субъектов Федерации о местном самоуправлении на их террито­рии1. В этих законах органам муниципального образования посвя­щены специальные главы.

Например, Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. «Об организа­ции местного самоуправления в городе Москве»2 посвящает вторую главу органам местного самоуправления г. Москвы.

К органам местного самоуправления г. Москвы относятся:

— представительный орган местного самоуправления — муни­ципальное Собрание, образуемое в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, Уставом муниципального об­разования;

— исполнительно-распорядительный орган — муниципалитет, образуемый в соответствии с Законом, Уставом муниципального образования;

— другие органы местного самоуправления, образуемые в соот­ветствии с Уставом муниципального образования.

Нормами Закона г. Москвы регулируются избрание и назначе­ние должностных лиц местного самоуправления, правовой статус муниципального Собрания: численный состав, исключительное ве­дение муниципального Собрания, формы его деятельности и статус депутата муниципального Собрания, руководителя муниципально­го образования, председателя муниципального Собрания и руково­дителя муниципалитета. В шестой главе устанавливаются виды от­ветственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также контроль за их деятельно­стью.

-----------------------------

1 Собрание законодательства Республики Марий Эл. 1997. № 1. Ст. 6; 1999. № 5. Ст. 131; 2000. № Ю. Ст. 280. № 12. Ст. 325; 2001. № 5. Ст. 220; 2002. № 7. Ст. 228; № 4 (100). 26 апреля 2003 г. Ст. 113; Ведомости Верховно­го Совета Республики Мордовия. 1995. № 9—10. Ст. 181; Ведомости Государ­ственного Собрания Республики Мордовия. 1995. № 3 — 4. Ст. 125; 1996. № 5 - 8. Ст. 262; № 14. Ст. 476; 1997. № 16. Ст. 561; 1998. № 20-22. Ст. 874; № 23-24. Ст. 971; 1999. № 29-30. Ст. 1322; 2000. № 1-3 (31). Ст. 20; 2001. № 11 (42). Ст. 337; 2002. № 13-14 (45). Ст. 409.

2 Ведомости Московской городской Думы. 2002. № 12; 2003. № 7

 

Закон Московской области от 13 июня 1996 г. «О местном само­управлении в Московской области»1 (ст. 16) к органам местного са­моуправления относит представительный орган местного само­управления — Совет депутатов муниципального образования; ис­полнительно-распорядительный орган местного самоуправления — администрация муниципального образования (далее — админист­рация); и возможность предусмотреть Уставом муниципального об­разования иные органы местного самоуправления. Например, должностными лицами муниципального образования могут быть: глава муниципального образования; председатель Совета; глава ад­министрации; иные должностные лица муниципального образова­ния.

Нормы закона регулируют также основы формирования орга­нов и должностных лиц местного самоуправления, их правовой ста­тус, социальные гарантии и ответственность. Отдельными главами регулируются ответственность органов и должностных лиц местно­го самоуправления Московской области и их взаимоотношение с органами государственной власти.

Следующая группа законов субъектов Федерации регулирует правовой статус депутатов представительных органов местного самоуправления. Например, Закон Республики Калмыкия от 07.04.97 г. «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Калмыкия» (ред. от 28.02.2003)2; Закон Республики Мордовия от 29.06.1995 (ред. от 28.01.2004) «О статусе депутата представительного органа местного самоуправ­ления Республики Мордовия»3.

Принимается законодательство, регулирующее статус вы­борных должностных лиц местного самоуправления: Закон Рес­публики Тыва от 24.06.2003 «О статусе выборного лица местно-

-----------------------------

Вестник Московской областной Думы, 1996. № 8; 2001. № 1.

2 Закон Республики Калмыкия от 07.04.97 г. № 69-1-3 «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Калмыкия» (ред. от 28.02.2003) // Известия Калмыкии. 13.05.97. № 94. Хальмг Унн. 09.04.2003. № 69-70.

3 Закон РМ от 29.06.1995 № 229-1 (ред. от 28.01.2004) «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Мордовия У.Г. Ве­домости ГС РМ. 1995. № 3-4. Ст. 124.

4 Закон Республики Тыва от 24.06.2003 № 243 ВХ-1 «О статусе выборного лица местного самоуправления в Республике Тыва» (принят ЗП ВХ РТ 19.03.2003) // Тувинская правда, 04.07.2003.

 

тай от 24.06.2003 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай» х; Закон Республи­ки Карелия от 03.01.2001 (ред. от 27.10.2003) «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Каре­лия»2.

Следующая группа законов регулирует отдельные сферы дея­тельности депутатов и выборных должностных лиц местного само­управления. Примером могут служить законы субъектов Федера­ции об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, о наказах избирателей и иные.

Примером могут служить уже упоминавшиеся законы:

— о наказах избирателей представительным органам и выбор­ным должностным лицам местного самоуправления Воронежской3, Пензенской4, Новосибирской5 областей;

— об отзыве депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления6; — законодательство об обращениях Ханты-Мансийского автоном­ного округа1, Ненецкого автономного округа2, Московской области3, г. Москвы4, Республик: Башкортостан5, Карелия6, Мордовия7 и иных;

— законодательство о народной инициативе8;

— опросы населения9.

Правомерно выделить группу законов субъектов Федерации, которая регулирует разделение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного само­управления10, выполнения органами местного самоуправления их полномочий. Например, Закон Республики Мордовия от 14.06.2000

---------------------

1 Закон ХМ АО от 03.12.2001 № 79-ОЗ «О порядке рассмотрения обраще­ний граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправ­ления Ханты-Мансийского автономного округа» (принят Думой Ханты-Ман­сийского автономного округа 27.11.2001) // Собрание законодательства Хан­ты-Мансийского автономного округа. 2001. № 11. Ст. 1350.

2 Закон НАО от 19.04.1999 № 175-ОЗ (ред. от 09.05.2002) «Об обращени­ях граждан» (принят Собранием депутатов НАО 08.04.1999) // Няръя-на-Вындер, 1999, № 165.

3 Закон Московской области от 02.11.1999 № 76/99-ОЗ (ред. от 01.04.2002) «Об обращениях граждан» (принят решением Мособлдумы от 13.10.1999. № 12/70) // Вестник Московской областной Думы. 1999. № 12.

4 Закон г. Москвы от 18 июня 1997 г. № 25 «Об обращениях граждан» с изм. от 21 июня 2000 г. // Ведомости Московской Думы, 1997, № 7, 2000, № 18.

5 Закон Республики Башкортостан от 23.11.99 № 29-3 «Об обращениях граж­дан в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания, Прези­дента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2000, № 2 (104), ст. 114.

6 Закон Республики Карелия от 15.07.1999 № 360-ЗРК (ред. от 11.03.2003) «Об обращениях граждан» (принят Палатой Республики ЗС РК 8 июля 1999 года) // Собрание законодательства РК. 1999. № 7.

7 Закон РМ от 14.06.2000 № 25-3 «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Мордовия» (принят ГС РМ 01.06.2000) // Известия Мордовии. 2000. № 103.

8 Закон г. Москвы от 11.12.2002 № 64 «О гражданской законодательной инициа­тиве в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 2003. № 2. Ст. 340); Закон ЯО от 07.02.2002. № 8-3 «О порядке осуществления народной правотворче­ской инициативы» (принят ГД ЯО 29.01.2002) // Губернские вести. 2002. № 11.

9 Закон Удмуртской Республики 16 ноября 1999 года «Об опросе населе­ния Удмуртской Республики» // Удмуртская правда. 1999. № 171; Закон Чи­тинской области от 15 сентября 1999 года «О местном опросе граждан в Читинской области» // Забайкальский рабочий. 1999. № 190—191; Закон Краснодарско­го края от 13 августа 1999 года «Об опросе населения Краснодарского края» // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 2003. № 4; и др.

шЗакон Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 44-3 № 89-111 «О прин­ципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления» (принят ГС (ИлТумэн) РС(Я) 10.07.2003) // Якутские ве­домости. 2003. № 32.

 

«О правовых актах органов местного самоуправления и должност­ных лиц местного самоуправления в Республике Мордовия»1, За­кон Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 «О порядке принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправле­ния в Республике Саха (Якутия)»2.

Встречаются субъекты Федерации, которые регулируют статус некоторых органов местного самоуправления специальными зако­нами. Например, Закон Республики Карелия от 01.12.2003 «Об ад­министративных комиссиях при органах местного самоуправления Республики Карелия»3, Закон Республики Марий Эл от 04.12.2002 «Об административных комиссиях органов местного самоуправле­ния Республики Марий Эл» с изм. 26 января 2003 г.4.

Следующая группа законов субъектов Федерации регулирует общую процедуру наделения органов местного самоуправления муни­ципальных образований отдельными государственными полномочия­ми. В качестве примера можно привести Закон Республики Бурятия от 26.01.1999 «О порядке наделения органов местного самоуправле­ния муниципальных образований отдельными государственными пол­номочиями в Республике Бурятия»5, Закон Республики Саха (Яку­тия) от 10.07.2003 «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Рес­публики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления»6.

----------------------

1 Закон РМ от 14.06.2000 № 24-3 «О правовых актах органов местного само­управления и должностных лиц местного самоуправления в Республике Мордо­вия» (принят ГС РМ 01.06.2000) // Ведомости ГС РМ, 2000, № 4 (35). Ст. 150.

2 Закон Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 47-3 № 95-111 «О поряд­ке принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправ­ления в Республике Саха (Якутия)» (принят ГС (Ил Тумэн) РС(Я) 10.07.2003) //Якутские ведомости. 2003. № 31.

3 Закон Республики Карелия от 01.12.2003 № 725-ЗРК «Об администра­тивных комиссиях при органах местного самоуправления Республики Каре­лия» (принят ЗС РК 20 ноября 2003 года) // Карелия. 2003. № 137.

4 Закон Республики Марий Эл от 04.12.2002 «Об административных ко­миссиях органов местного самоуправления республики Марий Эл» (принят Госсобранием РМЭ 26.11.2002) с изм. от 26 января 2003 г. // Собрание зако­нодательства Республики Марий Эл. 2003. № 1 (97), ст. 16.

5 Закон Республики Бурятия от 26.01.1999 № 94-1 «О порядке наделения ор­ганов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государ­ственными полномочиями в Республике Бурятия» (принят Народным Хуралом РБ 26.01.1999) // Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. 1999. № 3.

6 Закон Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 44-3 № 89-111 «О прин­ципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления» (принят ГС (Ил Тумэн) РС(Я) 10.07.2003) // Якутские ве­домости. 2003. № 32.

 

Специальными законами происходит наделение органов мест­ного самоуправления муниципальных образований отдельными го­сударственными полномочиями: Законы Республики Алтай от 25.06.2003 «О наделении органов местного самоуправления госу­дарственными полномочиями по лицензированию розничной про­дажи алкогольной продукции»1 и от 14.03.2003 «О наделении орга­нов местного самоуправления государственными полномочиями в области архивного дела»2, Закон Кабардино-Балкарской Респуб­лики от 20.06.2003 «О наделении органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике отдельными государственны­ми полномочиями по управлению охраной труда»3, Закон Респуб­лики Калмыкия от 18.04.2002 (в ред. от 09.07.2003) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий»4, Закон Республики Карелия от 23.06.2003 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Ка­релия по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продук­ции, товаров и услуг»5 и другие.

Группа законов, регулирующих иные вопросы деятельности местного самоуправления. Некоторые субъекты Российской Фе­дерации, как, например, Хабаровский край, устанавливают специ­альными законами административную ответственность за правона-

------------------------

1 Закон Республики Алтай от 25.06.2003 12-32 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по лицензирова­нию розничной продажи алкогольной продукции» (принят ГСЭК РА от 25.06.2003 № 12-33) // Звезда Алтая. 2003. № 107.

2 Закон Республики Алтай от 14.03.2003 № 9-61 «О наделении органов ме­стного самоуправления государственными полномочиями в области архивного дела» (принят Постановлением ГСЭК РА от 14.03.2003 № 9-62) // Сборник законодательства Республики Алтай. 2003. № 8 (14), с. 89.

? Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20.06.2003 № 54-РЗ «О на­делении органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республи­ке отдельными государственными полномочиями по управлению охраной тру­да» (принят Советом Республики Парламента КБР 22.05.2003) // Кабарди­но-Балкарская правда. 2003. № 150—153.

4 Закон Республики Калмыкия от 18.04.2002 № 184-11-3 (в ред. от 09.07.2003) «О наделении органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями по совершению нотариальных действий» (принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) РК 16.04.2002 667-Н) // Известия Калмыкии. 2002. № 85.

5 Закон Республики Карелия от 23.06.2003 № 678-ЗРК «О наделении ор­ганов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Карелия по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, това­ров и услуг» (принят ЗС РК 10 июня 2003 года) / / Собрание законодательст­ва РК. 2003. № 6 (часть I).

 

рушение в сфере местного самоуправления1. Законами субъектов регулируется наименование органов местного самоуправления в субъекте. Например, в Республике Мордовия 28.01.2004 г. принят Закон «О наименованиях органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления в Республике Мордовия»2.

В группе подзаконных актов субъектов РФ, регулирующих правовой статус представительных органов местного самоуправле­ния и выборных должностных лиц, как правило, выделяются три группы актов.

Первая — оформляющая гарантийный механизм деятельности как всего местного самоуправления на территории субъекта Феде­рации, так и представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Например, Постановление Прези­диума Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Ал­тай от 26.03.2003 «О календарном плане мероприятий по совершен­ствованию организации местного самоуправления в Республике Ал­тай»3; Постановление Губернатора СК от 19.03.2002 (в ред. от 16.01.2004) «О краевой целевой программе государственной под­держки развития муниципальных образований Ставропольского край и создания условии для реализации конституционных полно­мочий местного самоуправления в Ставропольском крае»4; Указ Президента РБ от 19.03.2003 «О мерах по обеспечению организа­ции деятельности представительных органов местного самоуправ­ления во вновь образованных муниципальных организациях»5; Указ Президента РС(Я) от 08.01.2003 «Об организационных мерах по обеспечению перехода к осуществлению местного самоуправле­ния в Республике Саха (Якутия)»6; Постановление Правительства

 

-------------------------------

1 Закон Хабаровского края от 26.03.2003 № 108 «Об административной от­ветственности за правонарушение в сфере местного самоуправления» / / Соб­рание законодательства Хабаровского края. 2003. № 4 (9).

2 Закон РМ от 28.01.2004 № 6-3 «О наименованиях органов местного само­управления и должностных лиц местного самоуправления в Республике Мор­довия» (принят ГС РМ 23.01.2004) // Известия Мордовии. 2004. № 17-4.

з Звезда Алтая. 2003. № 55.

4 Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края, 2002, № 4 (94), ст. 1688.

5 Указ Президента РБ от 19.03.2003 № УП-115 «О мерах по обеспечению организации деятельности представительных органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных организациях» / / Ведомости Государ­ственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2003. № 8 (164). Ст. 413.

6 Указ Президента РС(Я) от 08.01.2003 № 682 «Об организационных ме­рах по обеспечению перехода к осуществлению местного самоуправления в Рес­публике Саха (Якутия)» // Якутия. 2003. № 4.

 

Москвы от 27 мая 2003 г. «Об итогах формирования территориаль­ных органов исполнительной власти — управ районов города Мо­сквы и органов местного самоуправления в городе Москве и мерах по совершенствованию их деятельности»1.

Вторая группа — акты, регулирующие взаимодействие орга­нов государственной власти с органами и должностными лицами местного самоуправления. Как правило, это создание специальных органов при органах и должностных лицах государственной власти субъекта. В качестве примера можно привести Указ Главы РК от

24.07.2002 «О Совете Республики (Совете глав местного само­управления)»2; Постановление Законодательного Собрания от

30.07.2003 «О положении о совете представительных органов мест­ного самоуправления при законодательном собрании приморского края»3; Распоряжение Губернатора Московской области от 15 ян­варя 2003 г. «О составе представителей глав муниципальных обра­зований в Правительстве Московской области»4 и иные.

Третья группа актов — оформляющая конкретное взаимодей­ствие по отдельным вопросам организации и деятельности орга­нов местного самоуправления и органов государственной власти.

На уровне муниципальных образований основным актом, ре­гулирующим представительное правление при осуществлении ме­стного самоуправления, является устав муниципального образова­ния.

Уставами муниципальных образований предусматриваются ос­новы правового статуса представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Например, Устав Химкинского района Московской области от

-----------------------

1 Постановление Правительства Москвы от 27 мая 2003 г. № 402-ПП «Об итогах формирования территориальных органов исполнительной власти — управ районов города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве и мерах по совершенствованию их деятельности» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2003. № 33 (дата выхода в свет 11.06.03).

2 Указ Главы РК от 24.07.2002 № 71 «О Совете Республики (Совете глав местного самоуправления)» // Собрание Законодательства РК. 2002. № 7 (часть II).

3 Постановление Законодательного Собрания от 30.07.2003 № 398 «О по­ложении о совете представительных органов местного самоуправления при за­конодательном собрании Приморского края» // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2003. № 34.

4 Распоряжение губернатора Московской области от 15 января 2003 г. № 12-РГ «О составе представителей глав муниципальных образований в Правительстве Московской области» // Информационный вестник Правительства Москов­ской области. 2003. № 2.

 

6 июня 2000 года с изм. от 24 июня 2003 г.1 отдельные главы посвяща­ет главе Химкинского района, вице-главе, совету депутатов, статусу и социальным гарантиям главы района, вице-главы и депутатов совета депутатов района, администрации района, муниципальной службе, от­ветственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством, членами местного сообщества, физически­ми и юридическими лицами, гарантиям местного самоуправления.

Следующая группа — акты, регулирующие процедуру деятель­ности представительных органов местного самоуправления.

Устав муниципального образования «Поселок Запру дня Тал­домского района Московской области» от 5 декабря 2001 г.2 (ст. 39) устанавливает, что Совет депутатов поселка Запрудня является представительным органом местного самоуправления муниципаль­ного образования «Поселок Запрудня», выражающим интересы ме­стного сообщества и принимающим решения от имени населения поселка. Порядок работы Совета депутатов определяется Регламен­том, утверждаемым Советом депутатов и действующим в пределах срока его полномочий.

Устав города Щербинки Московской области от 16 апреля 1997 г. с изм. от 8 апреля 1998 г.3 (ст. 20) закрепляет, что по вопросам ор­ганизации своей деятельности Совет депутатов принимает Регла­мент, являющийся обязательным приложением к Уставу.

Таким образом, представительные органы муниципального об­разования своими решениями принимают регламенты, как, напри­мер, Решение Совета депутатов Домодедовского района Москов­ской области от 11 декабря 2002 г. «Об утверждении Регламента Совета депутатов Домодедовского района»4.

--------------------------

1 Устав Химкинского района Московской области (принят решением Со­вета депутатов Химкинского района Московской области от 6 июня 2000 года № 33 /1) с изм. от 24 июня 2003 г. / / Химкинские новости. 2003. № 82 - 83.

Устав муниципального образования «Поселок Запрудня Талдомского района Московской области» (принят решением Совета депутатов пос. Запруд­ня Талдомского района Московской области от 5 декабря 2001 г. № 81) // За-Ря. 2002.

Устав города Щербинки Московской области (принят решениями Совета Депутатов города Щербинки Московской области от 16 апреля 1997 г. № 64/12, от 8 апреля 1998 г. № 13/4). Устав зарегистрирован Управлением юстиции Московской области 20 мая 1998 г., свидетельство о регистрации № 36-УЮ // Гарант. 2004, май.

Решение Совета депутатов Домодедовского района Московской области °5 И декабря 2002 г. № 96/14 «Об утверждении Регламента Совета депутатов Домодедовского района» / / Официальный сайт Домодедовского района Мос­ковской области www.domod.ru.

 

Помимо регламентов, актами представительных органов мест­ного самоуправления регулируется их структура: Решение Совета депутатов Домодедовского района Московской области от 21 декаб­ря 2001 г. «Об утверждении состава постоянных комиссий Совета депутатов района»1, Решение Совета депутатов города Королева Московской области от 26 апреля 2001 г. «О создании постоянно действующих комиссий Совета депутатов г. Королева Московской области»2. Некоторые формы деятельности представительных ор­ганов муниципального образования регулируются их специальны­ми актами: например, Решение Совета депутатов города Серпухова Московской области от 26 июня 2002 г. «Об утверждении «Поряд­ка проведения «Часа администрации» в Совете депутатов города Серпухова»3, Решение Совета депутатов города Королева Москов­ской области от 20 декабря 2002 г. «О графике приема избирателей на I квартал 2003 года»4.

Своими актами представительные органы муниципального об­разования утверждают планы своей деятельности: Решение Совета депутатов Домодедовского района Московской области от 27 июня 2003 г. «О плане работы Совета депутатов района на второе полуго­дие 2003 г.»5.

Создаются специальные органы, принимаются планы взаимо­действия с иными органами муниципального образования. Напри­мер, Решение Совета депутатов города Серпухова Московской об­ласти от 23 мая 2002 г. «Об утверждении Положения «О порядке

-------------------------

1 Решение Совета депутатов Домодедовского района Московской области от 21 декабря 2001 г. № 9/1 «Об утверждении состава постоянных комиссий Совета депутатов района» / / Официальный сайт администрации Домодедов­ского района Московской области www.domod.ru.

2 Решение Совета депутатов города Королева Московской области от 26 апреля 2001 г. № 10/54 «О создании постоянно действующих комиссий Совета депутатов г. Королева Московской области» //' Калининградская правда. 2001. № 84.

3 Решение Совета депутатов города Серпухова Московской области от 26 июня 2002 г. № 241/34 «Об утверждении «Порядка проведения «Часа админи­страции» в Совете депутатов города Серпухова» // Информационный вест­ник администрации и Совета депутатов города Серпухова. 2002, июль.

4 Решение Совета депутатов города Королева Московской области от 20 декабря 2002 г. № 36/222 «О графике приема избирателей на I квартал 2003 года».// Калининградская правда. 2003. № 1—2.

5 Решение Совета депутатов Домодедовского района Московской области от 27 июня 2003 г. № 125/20 «О плане работы Совета депутатов района на вто­рое полугодие 2003 г.» // Официальный сайт Домодедовского района Мос­ковской области www.domod.ru.

 

взаимодействия администрации г. Серпухова и Совета депутатов г. Серпухова»1.

Отдельный блок актов, устанавливающих статус представи­тельных органов и выборных должностных лиц муниципального образования.

Глава



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.97.161 (0.015 с.)