Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые основы непосредственной демократии в системе местного самоуправленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современный этап развития форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления России является состав) неотъемлемой частью общей государственной политики по совершенствованию избирательного законодательства и законодательства о референдуме с учетом как отечественных традиций и опыта так и международных стандартов в осуществлении законодателей иного регулирования и проведения демократических выборах референдумов. В Российской Федерации за короткий nepиод (1994 — 2000 годы) создано современное избирательное законодательство и законодательство о референдуме, соответствующее международным избирательным стандартам и отвечающее основным гражданским и политическим правам и свободам человека1. Важное место в закреплении форм народовластия местного самоуправления и регулировании его механизма на федеральном законе занимает Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об об-П2х принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который устанавливает основополагающие позиции в отношении форм народовластия местного самоуправления в Российской Федерации. Как уже упоминалось, в тексте ФЗ 1995 г. перечислены формы народовластия: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление. Федеральным законом 1995 г. перечислены основные требования к осуществлению форм народовластия. Законодательно закреплены основные принципы регулирования как осуществления самого местного самоуправления, так и форм его народовластия. Согласно Федеральному закону 1995 г., местное самоуправление вРоссийской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В подгруппе федеральных законов ведущее место занимает Фе-деральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 12 июня 2002 г.)2, устанавливающий основные гарантии прав граждан Российской Федерации на уровне местного самоуправления проведения выборов и референдумов в России. Согласно Конституции РФ граждане Российской Федерации имеютправо участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являютсявысшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Без их нормального функционирования Россия не может ------------------------ ' См.: Вешняков А. А, Избирательные стандарты в международном праве и се реализация в законодательстве Российской Федерации. М., Весь мир., 1997. 2 СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2002. № 52 (часть 1). Ст. 5132.
называться демократическим государством. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Поскольку в Конституции РФ 1993 г. нет главы, посвященной избирательному процессу, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обладает базовым значением. Следует отметить, что это один из первых гарантийных законов в российской правовой системе. Он стал преемником Федерального закона от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Федеральным законом от 12 июня 2002 г. определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права на участие в местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны ему противоречить. В случае если федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, ему противоречат, применяются нормы ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»' является одним из базовых в системе правовых основ, закрепляющих формы непосредственного народовластия при осуществлении муниципальной власти населением. Демократические свободные выборы в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство ------------------- 1 СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497; 1998. № 26. Ст. 3005.
называться демократическим государством. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Федеральный закон устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных трав граждан России избирать и быть избранными в органы местного (самоуправления в случаях нарушения указанных прав. Он применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской «Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Следует отметить, что это один из первых:: отраслевых гарантийных законов в российской правовой системе. Федеральный закон состоит из семи статей, регулирующих его сферу действия, определяющих территорию местного самоуправления, устанавливающих сроки и порядок проведения выборов, регулирующих обеспечение проведения выборов и устанавливающих ответственность должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, нарушающих конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного) самоуправления. Федеральным законом утверждено Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лип местного самоуправления в субъектах Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской (Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Временное положение устанавливает порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»1. ---------------------------- 1 Нормы Федерального закона были предметом конституционного судопроизводства. Так, например, в ноябре 1997 года проверялась конституционность пункта 1 статьи 2. См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 года № 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда»// СЗ РФ. 1997. № 45. Ст. 5241.
Нормами временного положения закрепляются общие поло 1я; регулируется процедура образования избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, избирательных комиссий; закрепляются формы общественного кот i за подготовкой и проведением выборов; регулируется порядок движения и регистрации кандидатов, предвыборная агитация, финансирование выборов, голосование и определение результата сборов, ответственность за нарушение Положения. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О полита:их партиях»' закрепляет участие политических партий в муниципальных выборах и референдумах, в осуществлении местного самоуправления в иных формах. Федеральный закон от 10 января 200 Э Государственной автоматизированной системе Российской <;рации «Выборы»2 регулирует отношения, возникающие при пользовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении вы боров и референдума. Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении референдума является одной из гарантий реализации граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о референдуме. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 12)3 расшифровывает ст. 32 Конституции Российской Федерации: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации». Тем не менее законодатель устанавливает исключение для местного уровня власти: «Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органом местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме». --------------------------- ' СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950. Там же. № 2. Ст. 172. 3 Там же. 2002. № 30. Ст. 3032 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ1, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. устанавливают ответственность за проступки и преступления при подготовке и проведении выборов, референдумов в России. Группа подзаконных актов, регулирующих правовые основы народовластия местного самоуправления, может быть условно подразделяя по времени действия (постоянные и временные) и по регулирует отношениям (общие и конкретные), а также по органам, их принявшим: акты Президента, Правительства, парламента, ЦИК России. Одним из субъектов, активно участвующих в регулировании процедурных вопросов подготовки и проведения референдумов в?1хсии, является Центральная избирательная комиссия РФ. Постановления этого органа могут быть подразделены по регулируемым отношениям на акты общего и конкретного характера. К постановлениям общего характера можно отнести Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 15 февраля 1002 г. «О Сводном плане основных мероприятий по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей Российской Федерации * 2002 год»3; от 20 октября 2000 г. «О Комплексе мер по повыше-Е2ю профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000 — 2005 годы»4; от 13 августа 1999 г. «Об Инструкции: порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума»5; от 12 июля 2002 г. № 156/1373-3 «О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий»6; от 4 ноября 1995 г. № 40/332-П «Об использова- --------------------------- 1 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2002. № 44. Ст. 4298. 2 СЗ РФ. 2002. Часть I. № 1. Ст. 1. 3 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. № 1. 4 Сборник законодательных актов по вопросам выборов и референдума. 2000. 5 Сборник законодательных и иных правовых актов по вопросам выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации. 1997-1999. М., 2000. 6 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. № 6
нии списков избирателей, составленных для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Pоссийской Федерации второго созыва, при проведении выборов в о государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и референдумов». К постановлениям, регулирующим конкретные инициативы можно отнести Постановление Центральной избирательной к сии РФ от 18 марта 2002 г. № 150/1350-3 «Об обращении Из тельной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа о в жении на территориальную и участковые избирательные к< сии по дополнительным выборам депутата Государственной I Федерального Собрания Российской Федерации третьего со по Нижневартовскому одномандатному избирательному о* № 221, Ханты-Мансийский автономный округ, полномочий по ведению местного референдума в муниципальном образовани город окружного значения Сургут»1. Не останавливаясь на характеристике подзаконных актов федерального уровня, следует обратить внимание на постановления Конституционного Суда РФ. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местной самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О рядке отзыва депутата представительного органа местного с; управления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева»2, которым высказана праве позиция о том, что отзыв выборного должностного лица места самоуправления, как институт непосредственной демократии, предполагает недопустимость искажения смысла выборов и предназначения каждой из форм непосредственной демократии. Чрезвычайно важным для теоретического осмысления институтов прямого народовластия в России является Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункт; статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основ- -------------------------- 1 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 2002. № 2. 2 СЗРФ. 2002 г. № 14. Ст. 137.
вых гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1. В нем высказана правовая позиция о том, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления, поскольку выборы и референдум — две высшие формы непосредственного волеизъявления народа, две самостоятельные формы. Из самостоятельных, конституционно закрепленных форм непосредственного народовластия вытекает характер и содержание законодательного регулирования не только условий и порядка проведения референдума и выборов, но и обеспечение гарантии свободного формирования волеизъявления и его осуществления гражданами в процессе осуществления обеих форм народовластия. В Постановлении Конституционного Суда РФ № 17-П подчеркивалось, что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, не-:<6основанно замещать их. Внесли свою лепту в становление института референдума в России и Постановления Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 г. № 3-П 2, от 21 апреля 1993 г. № 8-П3. Правовые позиции Конституционного Суда России высказаны во многих его постановлениях. В качестве примеров можно привести Постановления Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 го- za «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда»4; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»5; Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» ----------------------------- 1 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002. 2 КСНЛ и RC РФ 199? МЬ 13 Ст. К71
пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1. Законодательной основой форм народовластия при осуществлении местного самоуправления, помимо Конституции РФ и федерального законодательства, являются конституции, уставы субъектов Российской Федерации, их законы. Как следует из ст. 32 (ч. 1 —3), 71 (п. «в») Конституции РФ, регулирование прав на управление делами государства, на участие в выборах и референдумах и определение тем самым их конкретного содержания, установление соответствующих правил, процедур, мер правовой защиты — компетенция федерального законодателя. Федеральный законодатель устанавливает общефедеральные стандарты в силу того, что регулирование прав и свобод, включая право на непосредственное осуществление местной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению федерации (п. *в* ст. 71). Субъекты Федерации самостоятельны в установлении своей системы властеотношений и порядка ее функционирования, что составляет предмет их конституций (уставов) и специальных законов. Вместе с тем установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, защита прав и свобод, в том числе права на местное самоуправление, на выборы, на референдум, Конституцией РФ отнесено к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «б», «н» ч. 1 ст. 72). Следовательно, подлежит регулированию федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними актами субъектов Федерации (ч. 2 ст. 76). Законы субъектов Федерации, регулирующие институт референдума, не могут противоречить названным принципам, общефедеральным референдарным стандартам2, ограничивать федеральные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В противном случае они признаются неконституционными, о чем свидетельствует обширная практика Конституционного Суда. Законодательное регулирование субъектами Федерации вопросов местного самоуправления и форм народовластия осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ, Федерального закона 1995 г. применяются положения Конституции РФ, Федерального закона 1995 г. Обширное нормативное регулирование форм народовластия, используемых при осуществлении местного самоуправления, в субъектах Федерации можно условно подразделить по тем же основаниям, которые были использованы при рассмотрении источников федерального уровня. А именно: по юридической силе (нормы законов и подзаконных актов); по предмету регулирования: нормы законов, устанавливающие общие положения для нескольких форм непосредственного волеизъявления на территории субъекта, регулирующих отдельные формы народовластия, регулирующие правовой статус субъектов, участвующих в подготовке и проведении форм народовластия. При этом следует учитывать, что, как правило, законодатель в субъектах Федерации не разделяет формы осуществления государственной и местной (муниципальной) власти. Безусловно, существует специфика при непосредственном волеизъявлении, при реализации представительного правления на разных уровнях властеотношений, которая закрепляется соответствующим законодательством. Группа законов субъектов РФ включает в себя основные законы субъектов: конституции и уставы. Анализ норм конституций, уставов (основных законов) субъектов Федерации, регулирующих формы народовластия, в том числе и при осуществлении местной власти, позволяет условно подразделить их на несколько групп. Первая группа норм посвящена установлению общих принципов народовластия, уровней властеотношений (государственной и местной властей). В большинстве уставов и конституций субъектов РФ можно найти перечень форм осуществления народовластия, которые могут быть использованы при реализации народом государственной власти и населением — муниципальной. Высшие формы народовластия перечислены в ст. 2 Конституции Адыгеи1; ст. 6 Устава (Основного закона) Алтайского края1, ст. 9 Устава Амурской области; ст. 3 Устава Липецкой области; ст. 3 Устава Магаданской области2; ст. 2 Конституции Мордовии3; ст. 10.1 Устава Мурманской области4; ст. 3 Конституции Республики Марий Эл5; ст. 3 Устава Новгородской области6; ст. 4 Устава Новосибирской области7; ст. 3 Устава Орловской области. Например, в ст. 99 Конституции Республики Марий Эл закреплена система местного самоуправления республики: «Система местного самоуправления включает формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания (сходы), конференции граждан), представительные органы (районные, городские собрания), глав местного самоуправления, местные администрации, органы территориального общественного самоуправления населения (советы микрорайонов, домовые, уличные, сельские комитеты и иные формы самоуправления)». Уставом Московской области от И декабря 1996 г.8 предусмотрено, что местное самоуправление в муниципальном образовании осуществляется местным сообществом как непосредственно, так и через органы и должностных лиц местного самоуправления. Формами местного самоуправления, осуществляемыми местным сообществом непосредственно, являются местный референдум, сход, выборы органов и должностных лиц местного самоуправления. Практически это закрепление такой основы конституционного строя, как народовластие. Вторая группа норм основных законов субъектов Российской Федерации — нормы, закрепляющие общие принципы института народовластия. Это нормы, устанавливающие субъективное право ----------------------- 1 Сборник законодательства Алтайского края. 1995. № 10, 15; 1996. № 20; 1999. № 41(61); 2000, № 54; 2001. № 63, № 66, № 67; 2002 г. № 69. С. 103. 2 Магаданская правда 29.12.2001 № 201; 17.07.2002 № 079; 14.08.2002. № 091; 18.12.2002 г. № 145 (19068). 3 Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия. 1997. № 16. Ст. 558; № 19. Ст. 742, 1999. № 29-30. Ст. 1345; № 31. Ст. 1416; 2001. № 5-7 (38). Ст. 212; № 8 (39). Ст. 298; № 11 (42). Ст. 336; № 13-14 (45), 2002. 4 Мурманский Вестник, 2002, № 230. Стр. 3. 5 Собрание законодательства Республики Марий Эл. 1997. №11. Ст. 402; 1998. № 1. Ст. 1; 2000. № 3. Ст. 64. № 7. Ст. 186; 2001. № 1. Ст. 1, 2; Марийская правда. 2001, № 97. 6 Новгородские ведомости от 27.03.2001; 18.09.2002, № 25; 19.02.2003. 7 Сборник нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов. 2002, ч. 5, с. 67. 8 Вестник Московской областной Думы, 1997, № 1; Ежедневные Новости. Подмосковье. 2003, № 118.
на участие в выборах и референдуме, выборные органы; принципы избирательного права и понятие референдума, вопросы референдума, его виды; нормы, закрепляющие понятие референдума, выборов и отзыва, основы территориального общественного самоуправления, народную правотворческую инициативу, и иные. Примерами норм, закрепляющих право граждан на участие в прямом народовластии, является ст. 30 Конституции Адыгеи; ст. 100 Конституции Республики Алтай; ст. 22 и 23 Устава Амурской области; ст. 18, 19 Устава Липецкой области; ст. 31 Конституции Мордовии; ст. 32 Конституции Республики Марий Эл; ст. 16 Устава Новосибирской области. Уставом Амурской области (ст. 121) закрепляются следующие принципы местного самоуправления, на которых основывается областное законодательство: а) населению конкретных муниципальных образований предоставляется возможность использования форм непосредственной демократии (референдумов, собраний, народной инициативы, выборов, отзыва должностных лиц и др.); б) представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; в) глава муниципального образования, если это должностное лицо предусмотрено уставом, избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава; г) при наличии возможности регулярного проведения собраний всего населения представительные органы в пределах конкретных муниципальных образований могут не создаваться, их полномочия передаются данным собраниям; д) компетенция муниципальных образований и органов местного самоуправления предполагает их достаточную административную независимость, наделение полномочиями издавать в рамках закона правовые акты. Законы Амурской области предусматривают возможность организации местного самоуправления с учетом национальных, исторических, социально-этнических и других особенностей конкретных административно-территориальных единиц; запрещается изменение границ муниципальных образований без учета мнения населения соответствующей территории (ст. 122). Уставом Амурской области (ст. 31) предусмотрено принятие законов области, регулирующих порядок проведения референдума области, областных выборов, реализации права народной правотворческой инициативы, в том числе подачи петиций, а также порядок публичного обсуждения проектов государственных решений, общественных слушаний; порядок проведения выборов в органы местного самоуправления области; порядок деятельности органов местного самоуправления. Уставом Московской области от 11 декабря 1996 г.1 предусмотрено, что порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума; порядок созыва и проведения схода членов местного сообщества, принятия и изменения его решений, пределы компетенции; порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления; порядок проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются федеральным законом и законом Московской области. Третья группа' — группа специальных норм, закрепляющая элементы механизма подготовки, назначения, проведения высших форм непосредственного волеизъявления, юридической силы результатов референдума; полномочий и деятельности выборных органов и выборных должностных лиц. Например, в статье 25 Устава Амурской области устанавливается обязанность по соблюдению и защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти на территории области, в органы государственной власти области, референдума Российской Федерации, референдума области, проведении муниципальных выборов, местных референдумов, отзыва депутатов и выборных должностных лиц на избирательную комиссию Амурской области. Статьей 101 Конституции Адыгеи от 10.03.1995 (ред. 21.05.2002) устанавливается, что Конституционный Суд Республики Адыгея по запросам Президента Республики Адыгея, Совета Представителей, Совета Республики, депутата Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея, Кабинета Министров Республики Адыгея, Верховного Суда Республики Адыгея, Арбитражного Суда Республики Адыгея, Прокурора Республики Адыгея, местных органов государственной власти, органов местного самоуправления разрешает дела о соответствии Конституции Республики Адыгея проекта 1 Устав Московской области от 11.12.1996 М> 55/96-ОЗ, с изм. от 02.07.2003. // Вестник Московской областной Думы. 1997. № 1; Ежедневные Новости. Подмосковье, 2003. № 118. нормативного правового акта или проекта иного решения, предлагаемого для вынесения на референдум Республики Адыгея или местный референдум. Основная масса группы законов, помимо норм конституций и уставов, собственно сами законы. Перечень законов, закрепляющих и регулирующих механизм осуществления форм народовластия местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, следует начать с актов, регулирующих местное самоуправление в субъектах. Например, Законы Республик: Адыгея — № 54 «О местном самоуправлении»; Алтай — от 23.09.2002 (ред. от 14.03.2003) № 6 —9 «О местном самоуправлении в Республике Алтай»; Башкортостан 1995 г. «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» 1995 г. с изм. от 23.12.2002.; Бурятия - от 07.12.04 № 896-Ш1 «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия»; Кабардино-Балкарской Республики от 18.10.1995 (ред. от 11.09.2003) «О местном самоуправлении в Кабардино-Балкарской Республике»; Закон Алтайского края от 5 декабря 1995 года № 29-ЗС «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае» с изм. от 01.12.2003 г. и многие другие. Законами о местном самоуправлении закрепляются формы народовластия, понятие и основы различных институтов непосредственного волеизъявления при осуществлении местной власти; закрепляются основы представительного правления на местном уровне. Вторая группа законов — комплексные акты, закрепляющие несколько форм непосредственного волеизъявления. В качестве примера можно привести «Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов выборных должностных лиц» от 05.11.1999 35-ЗС (ред. от 05.07.2002)2; Закон Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» от 14 октября 2002 года3. Институт выборов также регулируется комплексными актами. Например, Избирательный кодекс города Москвы от 11 июня 2003 г. с изм. от 10 сентября 2003 г.4; Избирательный кодекс Владимирской области 7 июля 2000 года5 и др. Выборы на местном уровне регулируются как общими актами, как, например, Закон Республики Марий Эл от 01.07.2003 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Марий Эл» *, так и специальными. В отдельных субъектах (Волгоградской, Костромской, Пермской и Ульяновской областях) один и тот же закон регулирует порядок проведения как референдума субъекта Российской Федерации, так и местных референдумов на территории данного субъекта Российской Федерации. Например, Кодекс о референдумах Костромской области от 14.10.1999 г.2; законы «Об областном и местном референдуме в Омской области», «О референдумах в Пермской области» от 22.03.96 г.3; «О референдумах в Саратовской области» от 22 октября 1996 (в ред. законов Саратовской области от 06.04.1999 г.4. Следует отметить, что законодатели в Федерации в некоторых случаях объединяют институт собраний и институт митингов, шествий, демонстраций и пикетирований. В качестве примера можно привести Законы: Республик Тыва от 04.11.1996 (ред. от 10.05.2001) «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях»5, Башкортостан от 02.04.93 (ред. от 11.12.2002) «О свободе собраний, демонстраций и других публичных мероприятий в республике Башкортостан»6, Калмыкия от 13 марта 1995 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с изм. от 25 декабря 2002 г.7. ------------------------- 1 Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2003. № 8. Часть 1. Ст. 248. 2Северная правда, 1999. № 73. •( Бюллетень законодательных и иных нормативных актов Пермской области. 1996. № 4; 2002. № 5, 10-11; 2003. № 796-153 // Звезда. 2001. № 1880-332; 2003. № 933-182. 4 Саратовские вести по понедельникам, 1999. № 69 (2306) // Саратов — Столица Поволжья, 2003. № 89-90 (775-776). 5 Признать утратившим силу Закон Республики Тыва «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях» от 04.11.1996. № 434 (с изменениями от 10.05.2001 № 1061). 5 Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1993. № 9. Ст. 250; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2001. № 2 (122). Ст. 75; 2002. № 3 (141). Ст. 174; Республика Башкортостан. 2003. № 12 (25444). 7 Хальмг Унн. 2003. № 20.
Законы о наказах избирателей представительным органам и выборным должностным лицам местного самоуправления и государственным органам приняты в таких субъектах Федерации, как Воронежская1, Пензенская2 области. В большей степени законодатели субъектов Федерации разделяют институт собраний и институт митингов, шествий, демонстраций и пикетирования. В субъектах действуют специальные законы, регулирующие собрания (сходы)3 и публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации и пикетирования). Например, в Санкт-Петербурге принят Закон 14 февраля 2001 г. «О порядке проведения гражданских акций (митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования) в Санкт-Петербурге»4, в Тюменской области Закон от 4 февраля 2003 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»5. Группа специальных законов, т. е. законов, регулирующих механизм реализации является одной из форм непосредственного народовластия. Специальные законы о выборах в представительные органы местного самоуправления приняты во многих субъектах Российской Федерации. В качестве примера можно привести Законы Кабардино-Балкарской Республики от 20 августа 2003 г. (ред. от 11.09.2003) «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления»6, Республики Карелия от 27.06.2003 (ред. от 25.12.2003) «О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия»7, Удмуртской Республики от 11 ноября 2003 г. <<О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Удмуртской Республике»8. В некоторых субъектах Российской Федерации приняты законы, регулирующие процедуру выборов главы муниципального образования. Следует отметить, что глава муниципального образования может избираться населением непосредственно, как, например, ------------------------- 1 Коммуна. 2003. № 118. 2 Ведомости ЗС Пензенской области. 2003. № 9 (ч. 1). Ст. 206. 3 Институт собраний будет рассмотрен в отдельной главе. 4 Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 2001. № 4. 5 Вестник Тюменской областной Думы. 2003. № 2. 6 Кабардино-Балкарская правда. 2003. № 201-204.; 2003. № 150-153. 7 Собрание законодательства РК. 2003. № 6 (ч. 1). 8 «Известия Удмуртской Республики». 2004. № 2 — 3.
предусмотрено Законом Республики Дагестан от 02.12.2002 «О выборах главы муниципального образов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.012 с.) |