Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия в области социальной защиты населения

Поиск

Правовую базу деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения составляют Федеральный закон от Ю декабря 1995 г. «Об основах социального обслужива­ния населения в Российской Федерации»1 и ряд других ниже пере­численных федеральных законов.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность со­циальных служб по социальной поддержке, оказанию социаль­но-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Системы социальных служб состоят из:

• государственной системы социальных служб — системы, со­стоящей как из государственных предприятий и учреждений соци­ального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений соци­ального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Фе­дерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

1 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872; 2003. № 2. Ст. 167.

• муниципальной системы социальных служб, к которой отно­сятся муниципальные предприятия и учреждения социального об­служивания, находящиеся в ведении органов местного самоуправ­ления.

Социальное обслуживание осуществляется также предприятия­ми и учреждениями иных форм собственности и гражданами, зани­мающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Го­сударство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Социальное обслуживание основывается на принципах: адрес­ности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находя­щимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; про­филактической направленности.

Социальное обслуживание должно соответствовать государст­венным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их ока­зания. Государственные стандарты социального обслуживания ут­верждаются Правительством РФ. Требования, установленные госу­дарственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от форм собст­венности на всей территории Российской Федерации.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолет­них;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (до­ма-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологиче­ские интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Управление муниципальной системой социальных служб осу­ществляется структурными подразделениями администрации муни­ципального образования в соответствии с их компетенцией.

Координация деятельности и научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Пра­вительством РФ.

В своей деятельности органы местного самоуправления по соци­альному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов ру­ководствуются Федеральным законом от 2 августа 1995 г. «О соци­альном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»1.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность соци­альных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натураль­ных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, тру­доустройстве, организации досуга, содействие в организации риту­альных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожило­го возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается воз­можность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных госу­дарством социальных услуг.

Федеральный перечень гарантированных государством соци­альных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гаран­тированных государством социальных услуг не допускается.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инва­лидов включает:

1) социальное обслуживание на дому (в том числе социаль­но-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслужи­вания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных уч­реждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансио­натах и других учреждениях социального обслуживания независи­мо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

 

СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198; 2003. № 2. Ст. 167.

5) социально-консультативную помощь.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предостав­ляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает в себя местные органы управления социальным обслуживанием и уч­реждения муниципального подчинения, предоставляющие социаль­ные услуги.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за раз­витие муниципального сектора социального обслуживания на под­ведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за по­ступлением государственных стандартов качества социального об­служивания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Органы местного самоуправления предоставляют муниципаль­ным учреждениям социального обслуживания помещения для орга­низации социального обслуживания, а также выделяют площади для создания специализированных производств для трудоустройст­ва инвалидов и граждан пожилого возраста.

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслужива­ния, создаются органами местного самоуправления на подведомст­венных территориях и находятся в их ведении. Они осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг. Занимаются вы­явлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в полу стацио­нарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное соци­альное обслуживание, а также оказывают населению социаль­но-консультативную помощь.

В целях решения вопросов трудоустройства инвалидов, граж­дан пожилого возраста и трудовой реабилитации инвалидов муни­ципальные центры социального обслуживания вправе создавать це­хи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, надомные производства, а также организовывать курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Цехи, производственные мастерские, надомные производства и подсобные хозяйства находятся в веде­нии администраций муниципальных центров социального обслужи­вания и подлежат льготному налогообложению в порядке, преду­смотренном налоговым законодательством РФ. Доход от их дея-

тельности поступает на развитие социального обслуживания в «муниципальные центры социального обслуживания.

При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться магазины по торговле продовольственными и промыш­ленными товарами первой необходимости по льготным ценам для граждан пожилого возраста и инвалидов, в семьях которых средне­душевой доход на каждого члена семьи ниже прожиточного мини­мума, установленного для данного региона.

Муниципальные центры социального обслуживания могут осу­ществлять иные виды предпринимательской деятельности, если это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Деятельность муниципальных центров социального обслужива­ния финансируется из средств местных бюджетов, целевых соци­альных фондов, доходов от их хозяйственной деятельности и дру­гих источников, не запрещенных законом.

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя жи­лые дома и жилые помещения, в том числе специализированные до­ма, предназначенные для постоянного или временного проживания и социального обслуживания указанных граждан. Архитектура, планировка и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должны соответствовать возрастным и физио- | логическим особенностям граждан пожилого возраста и инвали­дов.

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, созда­ется и содержится органами местного самоуправления на подведом­ственных территориях за счет средств местного бюджета.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств федерального и региональных бюджетов в качестве дотаций на со­держание сети учреждений социального обслуживания, на разви­тие социального обслуживания, а также на оплату социальных ус­луг, включенных в федеральный и территориальные перечни га­рантированных государством социальных услуг. Размер дотаций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюдже­тов Правительством РФ, органами исполнительной власти субъек­тов Федерации.

Органы местного самоуправления в своей деятельности по обес­печению прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, должны руководствоваться Федеральным зако­ном от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»1.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полно­ценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Государственные минимальные социальные стандарты основ­ных показателей качества жизни детей включают в себя установ­ленный минимальный объем социальных услуг по:

• гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образова­нию, начальному профессиональному, на конкурсной основе сред­нему профессиональному, высшему профессиональному образова­нию, воспитанию в образовательных учреждениях;

• бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспече­нию их питанием в соответствии с минимальными нормами пита­ния;

• гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством РФ;

• социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки пу­тем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим де­тей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по соци­альной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

• обеспечению права на жилище в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации;

• организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных тако­выми в порядке, установленном законодательством РФ;

• оказанию квалифицированной юридической помощи.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют пра­во на особую заботу и защиту со стороны органов местного само­управления.

СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802; 2000. № 30. Ст. 3121.

В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы для де­тей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социаль­ными стандартами основных показателей качества жизни детей раз­рабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состоя­ния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохра­нения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной служ­бой самостоятельно или совместно с образовательными учрежде­ниями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имею­щие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; де­ти — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, эко­логических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбываю­щие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колони­ях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учре­ждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с откло­нениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с по­мощью семьи.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий должны оказывать финансовое, организационное, информацион­но-методическое и иное содействие органам местного самоуправле­ния, осуществляющим деятельность по защите прав и законных ин­тересов детей.

В соответствии с предметом ведения органы местного само­управления могут принимать решения об осуществлении мероприя­тий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с действиями органов исполнительной власти в части поддержки федеральных, региональных, местных программ защи­ты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также мероприятий, осуществляемых в данной области. Органы местного самоуправления могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами об оказании услуг по соци­альному обслуживанию детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ и его учета при установлении гражданам Российской Федера­ции государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты гра­ждан РФ устанавливает Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»1.

Прожиточный минимум в субъектах Федерации предназначает­ся для оценки уровня жизни населения при разработке и реализа­ции региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Федерации.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по ос­новным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета РФ по статистике об уровне потреби­тельских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Потребительская корзина для основных социально-демографи­ческих групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определена в натуральных показателях Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. «О потре­бительской корзине по Российской Федерации»2.

Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления мини­мального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Условия и порядок предоставления государственной социаль­ной помощи в целях поддержания уровня жизни малоимущих се­мей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, средне­душевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, регулиру­ются Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи»3.

1 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904; 2000. № 22. Ст. 2264.

2 СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5619.

3 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, суб­сидии, компенсации и другие выплаты); натуральная помощь (топ­ливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие ви­ды натуральной помощи).

Органы местного самоуправления осуществляют оказание госу­дарственной социальной помощи в пределах передаваемых им орга­нами государственной власти в этих целях полномочий вместе с ма­териальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.

Органы местного самоуправления должны участво­вать в осуществлении государственной политики в об­ласти содействия занятости населения, руководству­ясь Законом РФ от 20 апреля 1996 г. «О занятости на­селения в Российской Федерации^.

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную заня­тость.

Государственная политика в области содействия занятости насе­ления направлена на:

• развитие трудовых ресурсов;

• обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ неза­висимо от национальности, пола, возраста, социального положе­ния, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

• создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека;

• поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, и содействие раз­витию их способностей к производительному, творческому труду;

• обеспечение социальной защиты в области занятости населе­ния, проведение специальных мероприятий, способствующих обес­печению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной за­щите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; гра­ждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, по­мощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обес­печенные работой по не зависящим от них причинам; лица, освобо­жденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за 2 года

СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 2003. № 2. Ст. 167.

до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по ста­рости (по возрасту)); беженцы и вынужденные переселенцы; граж­дане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних де­тей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны без­работными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вслед­ствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

• предупреждение массовой и сокращение длительной (более 1 года) безработицы;

• поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз­дающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо ну­ждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в по­иске работы;

• сочетание самостоятельности органов власти субъектов Феде­рации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации феде­ральной программы содействия занятости населения;

• координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социаль­ной политики, включая инвестиционно-структурную политику, со­циальное обеспечение, регулирование роста и распределение дохо­дов, предупреждение инфляции;

• координацию деятельности государственных органов, про­фессиональных союзов, иных представительных органов работни­ков и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

• обеспечение занятости в местах проживания коренных мало­численных народов и других национальных меньшинств РФ с уче­том их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

• международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм.

В случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостано­вить на срок до 6 месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местного бюджета.

Органы местного самоуправления по предложению и при уча- < стии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общест­венных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — в других организациях.

Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности регулируется Феде­ральным законом от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»1. Данный Закон устанавли­вает, что каждый работник имеет право на:

• рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• получение достоверной информации от работодателя, соот­ветствующих государственных органов и общественных организа­ций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздей­ствия вредных или опасных производственных факторов;

• отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охра­ны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральны­ми законами, до устранения такой опасности;

• обеспечение средствами индивидуальной и коллективной за­щиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

• обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

• профессиональную переподготовку за счет средств работода­теля в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

• запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за со­блюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

• обращение в органы государственной власти РФ, органы го­сударственной власти субъектов Федерации и органы местного са­моуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполно-

1 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702; 2002. № 21. Ст. 1916; 2003. № 2. Ст. 167.

моченные работниками представительные органы по вопросам ох­раны труда;

• личное участие или участие через своих представителей в рас­смотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных усло­вий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионально­го заболевания;

• внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответ­ствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

• компенсации, установленные законодательством РФ и зако­нодательством субъектов РФ, коллективным договором (соглаше­нием), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяже­лых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной вла­сти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, ра­ботодателей, объединений работодателей, а также профессиональ­ных союзов, их объединений и иных уполномоченных работников представительных органов по вопросам охраны труда.

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию ос­новных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, пере­данных им органами государственной власти в установленном по­рядке.

В соответствии с Федеральным законом от 11 авгу­ста 1995 г. «О благотворительной деятельности и бла­готворительных организациях»' органы местного само­управления могут содействовать широкому распро­странению и развитию благотворительной деятельно­сти.

Под благотворительной деятельностью понимается доброволь­ная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказа­нию иной поддержки.

СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3334; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 27. Ст. 2708.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

• социальной поддержки и защиты граждан, включая улучше­ние материального положения малообеспеченных, социальную реа­билитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

• подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

• оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бед­ствий, экологических, промышленных или иных катастроф, соци­альных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам ре­прессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

• содействия укреплению мира, дружбы и согласия между на­родами, предотвращению социальных, национальных, религиоз­ных конфликтов;

• содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

• содействия защите материнства, детства и отцовства;

• содействия деятельности в сфере образования, науки, куль­туры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

• содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

• содействия деятельности в сфере физической культуры и мас­сового спорта;

• охраны окружающей природной среды и защиты животных;

• охраны и должного содержания зданий, объектов и террито­рий, имеющих историческое, культовое, культурное или природо­охранное значение, и мест захоронения.

Направление денежных и других материальных средств, оказа­ние помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний бла­готворительной деятельностью не являются.

Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуще­ствлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

Органы местного самоуправления, признавая социальную зна­чимость благотворительной деятельности, могут оказывать участ­никам благотворительной деятельности поддержку в следующих формах: • предоставление органами местного самоуправления налого­вых и иных льгот в пределах их компетенции;

• материально-техническое обеспечение и субсидирование бла­готворительных организаций (включая полное или частичное осво­бождение от оплаты услуг, оказываемых муниципальными органи­зациями, от платы за пользование муниципальным имуществом) по решению органов местного самоуправления;

• финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых благотворительными организациями;

• размещение на конкурсной основе муниципальных социаль­ных заказов;

• передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе муниципального имущества в про­цессе его разгосударствления и приватизации, осуществляемая в порядке, предусмотренном законодательством.

§5

Полномочия органов

местного самоуправления

в области торговли, общественного питания

и бытового обслуживания

Согласно Федеральному законодательству об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к ведению муниципальных образований относятся вопросы создания условий для обеспечения населения услугами торговли, обществен­ного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. «О свободе торговли»1 органы местного самоуправления должны обеспечивать развитие потребительского рынка, стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в сфере розничной торгов­ли.

Предприятия и граждане вправе осуществлять торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами местного самоуправления, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поез­дов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государствен­ных органов власти и управления, детских дошкольных и школь­ных учреждений.

1 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 6. Ст. 290; № 26. Ст. 1509; Сборник актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 45. Ст. 4337; СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2243.

Местным органам власти и управления поручено:

• содействовать свободной торговле предприятий и граждан, обратив особое внимание на оборудование мест торговли, поддер­жание в них общественного порядка и соблюдение санитарных норм и правил;

• принять меры к организации оптовых рынков в городах и районных центрах;

• обеспечить свободное перемещение товаров на территории РФ, предусмотренное Указом Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О едином экономическом пространстве РСФСР», запретить за­держание и изъятие любых грузов, перевозимых транспортными и иными средствами, а также истребование каких-либо документов на эти грузы, за исключением случаев, предусмотренных действую­щим законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном ре­гулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» в редакции от 7 января 1999 г.1 ор­ганы местного самоуправления в пределах своей компетенции осу­ществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномо­чиями в области производства и оборота этилового спирта, алко­гольной и спиртсодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Им могут быть переданы субъектом Федерации полномочия на лицен­зирование розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2001 г. «Об ограничении курения табака»2 органы местного самоуправления должны добиваться на подведомственной территории соблюдения запрета продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет, а также в организациях здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта.

Органами местного самоуправления в своей деятельности по развитию общественного питания должны руководствоваться Пра­вилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 10363.

1 СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 245; 2001. № 53 (часть I). Ст. 5022; 2002. № 30. Ст. 3026 и 3033.

2 СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2942; 2003. 1. Ст. 4; № 2. Ст. 167. СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3980; 2001. № 22. Ст. 2237.

 

Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, ка­фе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответст­вии с государственным стандартом.

Режим работы государственной или муниципальной организа­ции, оказывающей услуги общественного питания, устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти и ор­ганов местного самоуправления. Режим работы организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального пред­принимателя устанавливается ими самостоятельно.

Организации общественного питания обязаны соблюдать уста­новленные в государственных стандартах, санитарных, противопо­жарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству ус­луг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей сре­ды и имущества.

Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бы­тового обслуживания регулируются Правилами бытового обслужи­вания населения в Российской Федерации, утвержденными Поста­новлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 10251. Дан­ные Правила регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания.

Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федераль­ным законом от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пище­вых продуктов»2. Данный Закон не закрепляет за органами местно­го самоуправления конкретных полномочий. Он ограничивается установлением, что органы местного самоуправления могут наде­ляться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Однако это не означает, что органы местного самоуправления не несут обя­занностей в этой сфере. Так, в соответствии с Законом о защите прав потребителей3 органы местного самоуправления вправе:

• рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

1 СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3979; 1999. № 41. Ст. 4923; 2000. № 41. Ст. 4083.

2 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150; 2002. 1 (часть I). Ст. 2; 2003. № 2. Ст.

167; jsfo 27. Ст. 2700 т,

3 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; 1999. № 51. Ст. 6287; 2002. № 1 (часть V-

Ст. 2.

• анализировать договоры, заключаемые продавцами (испол­нителями, изготовителями) с потребителями в целях выяснения ус­лов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.112 (0.011 с.)