Объект изучения социологии и подходы к определению ее предметной области. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект изучения социологии и подходы к определению ее предметной области.



Объект изучения социологии и подходы к определению ее предметной области.

Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

- глобальное мировое сообщество;

- традиционное национальное общество;

- микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

- индивид.

Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. В связи с этим некоторые социологи предлагают именовать отдельно взятого члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим термином, заимствованным из англоязычной социологии, àктор – т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия. Этим подчеркивается, что социология подразделяет людей не на личностей, а на типы. Особенно это проявляется в эмпирических социологических исследованиях, носящих преимущественно анонимный характер.

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах (Рис. 1). Каждая часть этой структуры испытывает на себе влияние остальных ее частей, а также сама оказывает обратное влияние.

Так, ошибочно было бы полагать, что люди сами выбирают занятие, которое им кажется интересным. Подвергая научному анализу общество и мир социальных отношений, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое нас окружает. То, как люди решают провести свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят философы.

Таким образом, используя социологический подход, мы извлекаем из этого два важнейших урока: во-первых, мы узнаем, что социальный мир направляет наши действия и жизненный выбор, как времена года влияют на выбор одежды и занятости; во-вторых, усвоив основы социального устройства, мы сами нередко оказываем влияние на жизненный выбор других людей, повергаем «корректировке» ход целого ряда социальных процессов

Итак, предмет социологии – это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

- групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);

- становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);

- социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).

 

Функции социологии

Функции социологии:

1. Теоретико-познавательная (интеллектуальная)

2. Прикладная

Представляет собой конкретную социологическую информацию для конкретных ситуаций, решений задач.

3. Социальный прогноз и контроль.

Предупреждает об отклонениях в развитии общества. Делает прогноз и предлагает модели общественного развития.

4. Гуманистическая.

Разрабатывает социальные идеалы общественного развития.

Место социологии в системе гуманитарных наук значительно. Это меганаука – основная. Она разрабатывает модели развития общества.

Эмпирическая функция. (Информационная) Изучение непосредственного жизненного опыта, т.е. сбор и обработка конкретной фактической информации.

Теоретическая функция. (Диагностическая) Социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают из них подтверждённые практикой научные выводы.

Прогностическая функция. (Консультативная) Учёные разрабатывают прогнозы, научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем.

Прикладная функция. Когда социологические прогнозы, теоретические разработки используются для решения практических задач (социальная инженерия).

Экспертная функция. Социолог - это, прежде всего, эксперт. Он изучает конкретные социальные проблемы и ситуации; он вырабатывает общее видение и оценку идущих в обществе процессов; он предлагает рекомендации по повышению эффективности управления в различных сферах общественной жизни и способы борьбы со злоупотреблениями властью - политической, экономической, информационной и др. Своим советом профессионала социолог стремится участвовать в принятии решений, важных для жизни общества. В этом он наследует свою "миссию" у философов, поэтов и политических мыслителей прошлого, которые нередко стремились играть роль "советника государя".

Как уже было сказано, основная функция современной социологии - экспертная. Результаты, получаемые социологом, можно использовать как инструмент для повышения эффективности экономики в масштабах как всей страны, так и отдельных регионов, для улучшения управления предприятиями и их персоналом, для повышения эффективности социальной политики в мегаполисах, для решения проблем неравенства, бедности, для разрешения этнических и религиозных конфликтов... В то же время, социологическое знание таит в себе определенные опасности. Социологическая экспертиза является сегодня мощным оружием, которое, оказавшись в тех или иных руках, может быть направлено в любую сторону и использовано для совершенно разных целей. С его помощью можно выигрывать или проигрывать выборы, поддерживать или, наоборот, подавлять свободу, предсказывать успех или неуспех реформ, поднимать эффективность предприятия за счет соперников по конкурентной борьбе, манипулировать общественным мнением или, наоборот, разоблачать и пресекать такие манипуляции. Важно поэтому, в каких руках это оружие находится.

 

 

Типология обществ.

Общество можно рассматривать под разными углами зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди по критерию богатства и объёму власти. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, всё общество разделить на четыре сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную, подобно тому, как в географии существуют четыре части света. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, не похожую на другие, функцию или роль в обществе.

А. По уровню сложности. (Это наиболее распространённое деление общества)

общество
Простое ·  Кровно-родственные связи ·  Родоплеменная организация общества ·  Нет имущественного расслоения в обществе ·  Нет классов и государств Сложное ·  Широкие и разнообразные связи между людьми ·  Социальное расслоение (классы, слои, имущие – неимущие, управляющие – управляемые ·  Многоуровневое управление обществом через государство)
Возникло 50-40 тыс. лет назад Возникло 10-6 тыс. лет назад

Относительно времени появления человека современного существует множество версий. По одной из них, анатомически современный человек возник примерно 200 тысяч лет назад, а поведенчески современный человек – около 50 тысяч лет. Отталкиваясь от этих и других данных, возьмём за точку отсчёта существования человеческих обществ 50-40 тысяч лет назад. Сначала (первые три-четыре десятка тысячелетий) это были простые общества первобытных людей, основанные на их кровно - родственных связях и родоплеменной организации общества, без имущественного расслоения, без классов и государства.

 

 

Позднее,

· С переходом людей от охоты и собирательства (присваивающая экономика) к скотоводству и земледелию (производящая экономика),

· С изменением кочевого образа жизни на осёдлый,

· С ростом производства и возникновением прибавочного продукта и частной собственности,

· С расслоением общества, появлением противоположных классов и государства (6-10 тыс. лет назад) образуются сложные общества, и в мире формируются отдельные страны.

Помимо простого и сложного социологи выделяют целый ряд других типов общества. Так, к примеру, по наличию письменности различают дописьменные и письменные общества. По демократичности социально-политических отношений и открытости внешнему миру – открытые и закрытые. По виду господствующей религии – общества исламские, православные, католические и т.п. Однако наибольший интерес социологов вызывает различие общества по социально-экономическим признакам. Здесь популярны два подхода, или две системы: марксистская (так называемый формационный подход) и теория трёх стадий современных западных социологов (цивилизационный подход).

 

 

B. Система общественно-экономических формаций (формационный подход).

Ключевые критерии (признак, на основании которого что-либо оценивается. Или классифицируется, мерило) формационной системы марксистов – форма собственности на средства производства и классовая структура общества. По ним выделяются пять исторических ступеней развития общества – пять общественно-экономических формаций, типов обществ.

Собственность на средства производства Общественно-экономическая формация Основные классы
Общая Коммунистическая: Коммунизм Социализм   Без классов Рабочие и крестьяне
Частная Капиталистическая Капиталисты и рабочие
Частная Феодальная Феодалы и крестьяне
Частная Рабовладельческая Рабовладельцы и рабы
Общая Певыбытно-общинная Без классов

 

При этом рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества рассматриваются как классово-антагонистические, эксплуататорские и кризисные, враждебные человеку труда. А коммунистическое – как наиболее справедливое и гармоничное, в котором нет разделяющей людей частной собственности, все равны, с меру сил и охотно трудящиеся, и в котором трудящиеся имеют подлинную свободу и демократию.

С. Теория трёх стадий.

Она выдвинута на рубеже 1950-1960-х гг. такими западными социологами, как американцы Даниел Белл, Уолт Ростоу, француз Раймон Арон, и др. Эта концепция отражает смену технологических эпох (цивилизаций) во всемирной истории и отталкивается прежде всего от характера и уровня развития экономики (какая из сфер является ведущей, каковы техника, технологии и организация производства, роль науки и знаний в обществе). Согласно ей, в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества:

· доиндустриальное, или аграрное, традиционное, преимущественно с добывающей экономикой

· индустриальное (с развитием прежде всего обрабатывающей промышленности)

· постиндустриальное в основе которого интеллектуальные, информационно-компьютерные технологии

Отличительные признаки Стадии общественного развития
Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное
Период возникновения 6 тыс. лет назад 250 лет назад Последняя четверть XX в.
Ключевая сфера экономики Сельское хозяйство промышленность сфера услуг (прежде всего наука и образование)
Организационно-технические характеристики экономики Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники Массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий Высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно-компьютерные технологии
Основы развития традиции Последовательный НТП, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии Бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия
Ведущую роль в обществе играют Церковь и армия Промышленно-финансовые корпорации Университеты как центры научных знаний
Ведущие социальные группы Священники и феодалы бизнесмены Научно-технические специалисты

 

Наиболее продолжительной в истории человечества была доиндустриальная стадия – несколько тысячелетий. В этот бесконечно долгий период одни и те же орудия и методы производства существовали веками.

XVIII век считают отправной точкой промышленной революции (экономич. революция: великая индустриальная революция в Англии и политич. -– великая Французская революция), изменивший экономической облик Европы. На смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещике, слуг и крепостных крестьян, либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаёмных работников и слуг, приходит крупная промышленность с тысячами наёмных работников на одном предприятии. Индустриальное общество сменило доиндустриальное.

Для индустриального общества характерен процесс урбанизации – расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни на все слои населения. Индустриализация – применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяговые животные.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания. В постиндустриальном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология. Показателем степени экономического развития индустриального общества служит индекс производства стали, а показателем постиндустриального общества – процент научных и технических работников на общий объём рабочей силы, а так же объём затрат на научно-исследовательские разработки. Индустриальное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное – умением вырабатывать и передавать информацию.

Для постиндустриального общества характерен процесс глобализации. Глобализация – это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками.

Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:

· электронные средства коммуникации, способные «сжимать» до минимума разделяющее людей пространство;

· технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;

· глобальные идеологии, например, экологические или правозащитное движение.

Реально процесс глобализации можно видеть в том, что границы становятся всё более прозрачными для экономической, культурной и даже политической деятельности. Транслокальные и транснациональные сети – промышленные корпорации, Интернет, обмен студентами и профессиональными кадрами, сфера услуг, организации «зелёных» и движения в защиту прав человека – способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы.

Например, это облик мира, как единой системы потребления, мира, закусывающего в кафе «Макдональдс»; мира, который носит одежду MEXX или Sela; мир, который ездит на Mersedes или Toyota и т.п.

В силу действия этих факторов, поколебалось традиционное для XX века восприятие мира разделённым на пространственные, территориальные и идеологические блоки.

Глобализация представляет собой факт современного существования. Это – необратимый процесс, неотвратимая участь мирового развития, глобализация не может быть ни плохой, ни хорошей.

11. Понятие и сущность культуры. Признаки культуры. Основные элементы культуры.

Слово "культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации: Культура понимается как…

«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»

«исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);

«общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);

«продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);

«совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);

«вся совокупность внебиологических проявлений человека»;

признанный значимый уровень в областях изящных искусств и наук — элитарная культура.

набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет. Функции культуры.

 

 

Теория аномии.

 

В "Самоубийстве" Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей.

Он выделил следующие типы самоубийств:

Эгоистическое самоубийство - намеренный разрыв человеком своих социальных связей.

Альтруистическое самоубийство - возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен потонуть вместе с кораблем.

Аномическое самоубийство - самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе.

Эта его работа, в отличие от всех остальных, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В этой книге Дюркгейм предложил термин "аномия" для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств.

Аномия - это состояние, вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.

В своей заключительной работе по социологии религии Дюркгейм истолковал ее как крайнюю форму нематериального социального факта. Религия необходима обществу, так как она укрепляет социальную солидарность, формирует социальные идеалы.

Поклоняясь каким-либо священным предметам или идеям, люди, по мысли Дюркгейма, в действительности поклоняются обществу.

Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие - гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

Аномия - продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности, ибо объективная база последней - общественное разделение труда - прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Постоянно воспроизводится необходимое условие аномии - расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения. Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество. Иерархическое традиционное общество (например, феодальное) было устойчивым, так как ставило специфические цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественной эволюции порождает двойственный процесс: увеличивает "индивидуацию" и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. Степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора занятий и способов действия резко расширяются.

Но относительно свободная нормативная структура индустриального общества больше не определяет жизнедеятельность людей и начинает воспроизводить аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит многих в неопределенное социальное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющегося и саморазрушительного поведения. Особой концентрации аномия достигает в экономической жизни как сфере постоянных перемен и личного расчета, где свободным рынком, конкуренцией и т.п. наиболее полно разбиты традиционные ограничения, но еще не окрепла новая мораль индивидуализма, адекватная современному обществу. В этой сфере аномия из "патологического" стала почти "нормальным" явлением. Одна из главных социально-исторических причин аномии - уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Выявляется психологический парадокс: человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором занятий и ограниченными возможностями социального продвижения, чем в условиях неопределенности, в подвижной открытой системе с универсальными нормами, формально равными для всех. Тем не менее, путь ослабления аномии - не в искусственной реставрации патриархально-репрессивной дисциплины традиционных институтов, а в дальнейшем развитии либерального "морального индивидуализма" новых профессиональных групп, свободных от средневековой замкнутости, но способных взять на себя функции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом государства. Касательно человеческого поведения дюркгеймово понятие аномия включает два аспекта: один относится к обеспеченности действия определенными целями, другой - к тому, насколько эти цели реализуемы (они могут быть ясны, но недоступны). Отсюда две разные линии теоретического применения понятия аномия в современной социологии. Если в аномии видят первый аспект (условно - "безнормность"), то рассуждают в контексте понятий "отчуждение", "социальная интеграция и дезинтеграция", "слабая социализация" и т.п. Второй аспект ("конфликт норм в культуре") разработал Р. Мертон, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в теорию аномии и расширив ее до масштаба общей теории девиантного поведения. Мертон различает определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения и различает общества в связи со степенью значимости тех или других. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее средствам, толкают индивидов к принятию технически более эффективных средств достижения цели, даже если эти средства являются незаконными. Примером такого аномического общества являются Соединенные Штаты Америки. В рамках определенных социальных групп преступление может считаться нормальным явлением, поскольку достижение широко распространенных и постоянно подчеркиваемых значимых целей мирского успеха (особенно богатства) с помощью доступных средств ограничивается классовой структурой. Таким образом, по Мертону, аномия - результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения.

Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей "нормальными", им же установленными средствами. При аномии, даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, которые ведут к этим общим целям.

Люди приспосабливаются к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом (подчиняющимся поведением), либо различными видами девиантного поведения (новаторство, ритуализм, уход от мира, мятеж), в которых отвергаются или цели, или средства, или и то и другое сразу. Концепция Мертона открыла широкие возможности для объяснения конфликтов на базе разделения интересов в обществе (в том числе классовых). Она нашла применение в социологии права, преступности и в др. практически важных областях.


 

 

Иногда социальные взаимодействия могут принять форму конфликта. Конфликтное взаимодействие всегда характеризуется противоборством сторон в их стремлении достичь той же (единой для обеих сторон) цели – обладать предметом конфликта, который не может быть поделен между участниками.

Авторы теории символического интеракционизма обращают внимание на то, что каждый человек приспосабливает свое поведение к действиям другого (других) индивидов. Поэтому оказывать влияние, воздействовать на нас могут не только поступки, но и намерения окружающих нас людей. Понимание (интерпретация) намерений и поступков осуществляется на основе использования сходных символов, усвоенных человеком в ходе социализации. С точки зрения Г. Блумера взаимодействие – это не обмен действиями, а непрерывный диалог, поскольку взаимодействие происходит тогда, когда действие еще не совершено, но намерения субъекта уже осознаны, проинтерпретированы человеком и вызвали у него соответствующие состояния, стремления и ответные реакции. Данная теория дополняет бихевиоральный подход когнитивным, принимая в расчет те процессы, которые происходят в сознании взаимодействующих индивидов.

Дальнейшее развитие этих идей с выходом на практику управления дает концепция управления впечатлениями Э. Гоффмана. Он считает, что создать о себе благоприятное впечатление, а также оказать необходимое воздействие, например, устрашить или успокоить, можно путем оказания влияния на понимание ситуации другими людьми. Такое взаимодействие есть своеобразная драматизация или, пользуясь термином А.Б. Добровича, “контакт масок”.

Объект изучения социологии и подходы к определению ее предметной области.

Объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

- глобальное мировое сообщество;

- традиционное национальное общество;

- микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

- индивид.

Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. В связи с этим некоторые социологи предлагают именовать отдельно взятого члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим термином, заимствованным из англоязычной социологии, àктор – т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия. Этим подчеркивается, что социология подразделяет людей не на личностей, а на типы. Особенно это проявляется в эмпирических социологических исследованиях, носящих преимущественно анонимный характер.

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах (Рис. 1). Каждая часть этой структуры испытывает на себе влияние остальных ее частей, а также сама оказывает обратное влияние.

Так, ошибочно было бы полагать, что люди сами выбирают занятие, которое им кажется интересным. Подвергая научному анализу общество и мир социальных отношений, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое нас окружает. То, как люди решают провести свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят философы.

Таким образом, используя социологический подход, мы извлекаем из этого два важнейших урока: во-первых, мы узнаем, что социальный мир направляет наши действия и жизненный выбор, как времена года влияют на выбор одежды и занятости; во-вторых, усвоив основы социального устройства, мы сами нередко оказываем влияние на жизненный выбор других людей, повергаем «корректировке» ход целого ряда социальных процессов

Итак, предмет социологии – это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

- групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);

- становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);

- социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.069 с.)