Структура и уровни социологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и уровни социологического знания



Объект и предмет социологии

Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.

Предмет науки:
1) Воспроизведение объективной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с точки зрения науки и практики закономерных связей и отношений этой реальности.
2) Это результат теоретического абстрагирования, позволяющий выявить определенные закономерности, развития и функционирования изучаемого объекта, интересующее данную науку.
3) Модель изучаемого объекта (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой стороны части аспекта для данной науки.
4) Более узкое, по сравнению с объектом, понятия, которое указывает на какую-либо сторону, аспект, элемент объекта, интересующую конкретную науку.

Термин социология переводится как наука об обществе. Общество является объектом социологии.

Предмет социологии

Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.
1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)
2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).
3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).

Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

В узком смысле под предметом социологии понимают:
1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.
3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.
5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).
6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.

Согласно Г.В. Осипову, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях, развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем. О механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.

Социология, изучая социальное, стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения проявляющееся в сферах жизни.

 

Основные этапы развития социальной мысли до возникновения социологической науки

1. донаучный этап (др. мир) Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности - ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.

Конфуций Платон (реально сущ только идея, она первична; все окруж делится на мир идей и на мир вещей) Аристотель 2. Средние века и эпоха возрождения; В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало влияние и на развитие социальной мысли.

Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы (томизм) стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни (в 1879 г. это учение было объявлено «единственно истинной философией католицизма»), но не остановило Реформацию католицизма.

Августин, Мор, Платон, Эпикур.

З.Новое время:

Непосредственно подготовившими условия для появления социологии считают представления об обществе, возникающие в рамках теоретических направлений общественной и в особенности философской и политической мысли, начиная с XVI в. и до момента приобретения социологией статуса самостоятельной науки в XIX в. Наибольшее внимание проблеме общества уделяла в данный период философия, за ней следуют политическая экономия, наука о государстве и праве и история. В исторической науке по существу с момента ее возникновения развиваются элементы эмпирического исследования общественных явлений.

Гоббс и Руссо (идея общ-го договора: все люди закл ОД объединившися в гос-во, народ-носитель закона,он принимает решения, все равны. Решение приним подсчетом голосов, все равны. Принципы ОД бЛвоплощены во время ФР револ)

Никколо Макиавелли, Жан Боден, Шарль Монтескье, Джон Локк, Жан Жак Руссо и Томас Гоббс.

4. методологический этап 19в: Конт, Спенсер (все общ последовательно развиваются от простого состояния, когда все части взаимозамен-е к сложному общ с совершено не схожими м\у собой эл-ми. Чем больше разнообразие м\у частями общ тем неумолимее действует встречный закон объединение частей), Дюркгейм(соц дУориентиров на методы естеств наук, а глав ее цель открытие и формулировка причинных закономерностей, кот д\б дополнены изучением функциональных связей.), Вебер(соц д\изучатъ поведение и соц деят чел или гр людей. Предмет внимания соц закл в том, что если действия чел осмыслены и внутренне ориентиров на что-то, то соц-г дХразобратъся не только в их содержании и в их возможных последствиях для др людей, но и прежде всего в суб-х мотивах этой деят, в смысле тех духовных ценностей, кот руководствуется действующ субъект.)» Маркс

5.эмпирико-теоретич-й 20 век: Парсонс, Сорокин(соц должна изуч мир таким какой он есть, изуч реальные взаимод-я людей, доступные объективному измерению и изуч).

Социология Э. Дюркгейма

Дюркгейм-фр фил-ф, соц-r, родоначальник фр соц-й школы, 1ый в мире профессор соц-и, исследовал самоубийства. Счит, что соц д\ориентиров на методы естеств наук, а глав ее цель открытие и формулировка щрнчинных закономерностей, кот д\б дополнены изучением функциональных связей, Предметом изуче-я соц д\б «соц факты», кот следует «изучить как веши». К соц фактам он относ, коллективн представл, т.е. различи явления моральной жизни-традиции и обряды. Зад соц явл определение природы соц связей и механизмов, обеспечивающих соц-ю интеграцию.

Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида.

Дюркгейм – один из первых исследователей, который на теоретическом и методологическом уровне пытался показать, что есть предмет социологии и как он должен исследоваться. Понимание социологической концепции Дюркгейма основывается на теории социального факта. Цель Дюркгейма – доказать, что социология может и должна развиваться как объективная наука. Т.е. социология должна иметь свой собственный предмет и он должен быть доступен для наблюдения и объяснения

Дюркгейм разделил социологию на три основные отрасли:

1) Социальная морфология. Она исследует материальную основу общества (его форму, структуру), географическую основу жизни, народонаселение, объем и проч.
2) Социальная физиология. Она исследует жизненные проявления общества. Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали, эстетическая, юридическая и т. д.
3) Общая социология. Она подобна общей биологии. Осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основной принцип теории и методологии Дюркгейма выступает понятие «социологизм».

В этом понятии следует различать 2 аспекта:

1) Онтологический аспект (отвечает на вопрос «что исследуется?»).
2) Методологический аспект («как используется?»).

Касаясь первого аспекта, можно выделить несколько теоретических позиций, которые раскрывают специфику социологизма.

1) По Дюркгейму, социальная реальность в общественный порядок и так же реальна, как и другие – духовная, политическая сферы и т.д. Поэтому она развивается в соответствии с определенными законами.
2) Общество – реальность особого рода, не сводится к другим ее видам. Речь в данном случае идет о признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, индивидуальной биопсихической реальности отдельного индивида. При этом общество и индивид выступают в роли дихотомических пар.

Социология М.Вебера

Ю.М.Вебер нем соц-г, соц фил-ф и историк. По его мнению соц д\изучать поведение и соц деят чел или гр людей. Вместе с тем не всякое их поведение и деят явл предметом изучения соц, а только такие, кот осмыслены «ми с т.з. целей и ср-в их досшж, ориентиров на др-х суб-в, т.е. учитыв влияние на них своих действии и их ответную реакцию на это. Предмет внимания соц закл в том, что если действия чел осмыслены и внутренне ориентиров на что-то, то соц-г д\разобраться не только в их содержании и вих возможных последствиях для др людей, но и прежде всего в суб-х мотивах этой деят, в смысле тех духовных ценностей, кот руководствуется действующ субъект. Сущность соц по Веберу закл в том, что соц-г д\понять и объяснить; 1.посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось 2.какие последствия имели их стремления для поведения др людей.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

2. ценностнорациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

3. аффективное — определяется эмоциями;

4. традиционное — определяется традицией или привычкой

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме.

Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором — речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста.

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства): 1) рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний; 2) традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией; 3) харизматический, основанный на веру в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти.

В чем суть теории Э.Фромма?

гл идеи Фромма рассматривает чел в его телесно духовной целостности. Цель чел- быть самим собой, условия достижения этой цели-б\чел для себя, развертывание чел-м своих сил согласно его природе. По ФР сущ 1 путь единения чел-а с миром, кот позволяет ему сохранить и развивать свою индивид-ть. ФР различал авторитарную(ценностные суждения становятся нормами совести) и гумманистич(выражение целостности чел, требующее от нас жить плодотворно) совесть. По ФР все великие чел-ие страсти вытекают из базовых чел-х потребностей. Он счит, что критерием здорового общ явл его приспособленность к чел-ой природе, что позволяет удовлетворительно решать проблемы чел-го существования, здор общ адекватно потребностям чел, но движению к здор общ-у и соц хар-ру тродуктивной ориентации. Для этого необход осознать причины болезней общ, начать практич шага к изменению ситуации во всех сферах жизни.

В отличии о созерцательных пассивных

философов, Фромм указывает путь к построению здорового общества.

Этот путь - гумманизация общества методами социальной терапии.

Фромм подчеркивает, что невозможно создать здоровое общество без создания гармоничного здорового человека и выдвигает конкретный проект создания такого общества.

Метод построения здорового общества -переориентация характера человека, ценностная установка на БЫТИЕ, которая определит соответствующий тип человеческого существования - БЫТИЯ.

В качестве обязательных предпосылок бытия, как способа существования, Фромм указывает наличие у человека независимости и критического мышления, которое приводит в конечном итоге к продуктивной

ориентации характера.

Фромм убедительно доказывает, что продуктивнцю ориентацию характера способны иметь все человеческие существа, ибо потребность в ней коренится в самой человеческой природе. Но, к сожалению, она подавляется

установкой на ОБЛАДАНИЕ, рыночной ориентацией характера, которая в современном обществе является универсальной.

Именно такая непривычная глобальность идей, поводом к обвинению его в утопизме, "иллюзиях и заблуждениях".

Социальные отношения

СО - отнош, при кот взаимодействуют индивиды, различных общ-х групп, экономическое, политич влияние кот-х различно. К ним м\отнести межгупповые, межрегионал-е, межнацион-е.СО строятся в зависим от целей каждой из участвующих групп, таких как власть, обогащение, порабощение. СО это определенная устойчивая сист связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общ-а. СО по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей. Они преломляются ч\з внутреннее содержание чел и выражаются в его деят в кач-ве личностного отношения к окружающей действительности. СО личности это проявление в соц деят и поведении чел его соц качеств. Потреби индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обуславливают объетивн необх-ть их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни СО.

Социальные отношения - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

Социальные отношения - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи - два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

- связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

- определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

20. Социальные институты. Понятие институционализации

Соц инст- это сист ценностей, норм и связей, кот
организуют людей для удовлетвор их потреби. Цен-ти- цели
и гаринципы жизнедеят личн. Нормы- правовые и моральн
регуляторы поведения, Связи- функционал взаим-ня
личностных ролей и статусов в соотв с ценност и нормами.
Инст-ция- процесс определения и закрепления соц норм,
правил, статусов и ролей, приведения их в сист, кот
способна действовать в направлении удовлетвор некотор
обществ потреби.

Институт социальный - относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Дюркгейм Э. называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений".
Социальный институт - это организованная система связей и соц. норм, кот. объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Социальные институты организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Напр., такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и учени ка, а семья - роли родителей и детей.

Выделяют пять основных комплексов институтов:
Экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг;
Политические институты, регулирующие доступ к власти и ее осуществление;
Институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов;
Институты родства, связанные с браком, семьей, социализацией молодежи;
Институты культуры, связанные с образовательной, научной и религиозной деятельностью.

Явные функции социальных институтов:

1.Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2.Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3.Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4.Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений.

5.Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется, т.е. институциализация - это превращение спонтанного поведения людей в организованное ("борьбы без правил" в "игру по правилам"). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты.
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1.возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; 2.формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4.появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5.институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6.установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7.создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Социальные организации

Даже поверхностный взгляд на человеческое общество позволяет сказать, что большая часть социальных групп существует в виде организаций. Еще в глубокой древности люди осознали значительное преимущество организованных групп.

СО- система отнош объедин какое-то индивидов(грушт) для достижения опред цели, Основные черты; 1.создаются для реализации опред цели, стремятся быстрее и эффектив достичь ее 2.члены орг-ии распред-ся по иеархич-й лестнице соответственно целям и статусам З.возникает на основе разделения труда, строятся по горизонт и вертик признаку, в верт структурах всегда сущ управляющая и управляемые подсистемы. Упр-ая сист регулир деят-ть гориз стр-р 4.управл-ие подсист формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деят-ью различных эл-тов орг-и

26. Социальные изменения и проблема их общего вектора. Социальный прогрес

соц измен- смена свойств, качеств, состояний и отнош соц
сист. Признаны cоц изм: /.универсальностьд.е. каждый
компонент соц сист как и она сама м\находится в сост
изменения ^.многообразие соц изм-различ м\у собой типами,
уровнями, сферами протекания.

Факторы:

народонасиление, развитие промышленности, техника и технология, культура, идеология, война или внешняя угроза.

Соц прогресс- такое изм организ общ при кот изм обладают чертами направленности и поступательности. Предполагает появление качественно нового состояния общ-ва. Характерной чертой соц прогр явл необратимость процессов соц развития.

Социальное изменение - переход социального объекта из одного состояния в другое. Социальными изменениями являются:
- модификации в социальной организации общества;
- модификации в социальных институтах и социальной структуре;
- модификации в установленных в обществе образцов поведения и др.

Социальная жизнь - это не физический материал или вещество, из которого можно вылепить что угодно; это непрерывный процесс, постоянно самообновляющийся, перестраивающийся, изменяющийся. Роль социальных изменений видится более ясно, когда мы размышляем над событиями, оказавшими влияние на жизнь наших отцов и дедов (например, Октябрьская революция 1917 г., Вторая мировая война, афганская война), и осознаем, насколько далеки от нас эти события.

Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов. Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места.

В целом можно сказать, что в непрерывном процессе социальных изменений задействовано множество социальных факторов.

Социальный прогресс - восхождение к более сложным формам общественной жизни; изменение в социальных отношениях, ведущее к росту социальной свободы и социальной справедливости.

27. Виды социальных изменений.Социальная эволюция и социальная революция

Социальным изменение - резул-т одномоментного воздействия на состоя­ние социального. объекта.
Это может быть случайное и кратковременное отклонение от режима жизнедеят-ти, приводящее к негативным или позитивным последствиям. При этом следует правильно фиксиро­вать социал. различия, в кот. проявляются эти отклонения и последствия.

Социальным изменениям подвержены прежде всего социальные структуры - социальные институты и организации, социальные группы и общности.

4 основных вида социальных изменений.
Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная и т. д.), в структуре любой другой общности - малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах управления и т. д.

Изменения в социальных процессах. С определенной долей условности их можно назвать процессиальными социальными изменениями.

Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. Так, в соответствии с новой Конституцией России произошли существенные изменения в функциях исполнительной и законодательной власти страны.
Изменения в духовной сфере - сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очень важно для социолога зафиксировать изменения в тех ценностях, целях, нормах, идеалах, которыми руководствуются люди в своем поведении, работе, общественной и иной деятельности.

До сих пор термин «социальные изменения» использовался без пояснений. Конечно, не существует единого процесса социальных перемен. Имеется много видов перемен. Некоторые социальные изменения являются тотальными, катастрофическими, революционными, одним словом, резко порывающими с прошлым. Другие формы социальных изменений являются эволюционными, осуществляющимися шаг за шагом. Существуют, конечно, различные градации между этими крайними случаями. Социальные перемены в современном мире, если только внешние проявления не обманывают нас, происходят гораздо быстрее, чем в старых, традиционных обществах. Мы живем в век непрерывной революции. Так же как и социальные революции, происходят и правовые революции. Русская революция (1917) разрушила царизм, законы царизма также рухнули. Советы уничтожили старые кодексы и — по крайней мере временно — установили новые, радикальные формы правосудия.
Истинная революция является источником таких же сильных, внезапных перемен, какие вызывает война. Но для того, чтобы подчеркнуть драматичность событий, мы часто говорим о «бескровных революциях», правовых и социальных, — революции в области гражданских прав, Промышленной революции, даже о так называемой сексуальной революции. Эти выражения являются, очевидно, в чем-то гротескными, но они выражают лежащие в их основании моменты. Социальные перемены происходят неравномерно. Они то ускоряются, то замедляются. Существуют довольно статичные периоды и периоды быстрых перемен, такие, как Гражданская война и две мировые войны, Великая депрессия и новый курс 1930-х годов. Крупные изменения в социальных отношениях и в экономике почти неизбежно вызывают правовые изменения. Между 1954 и 1970 годами законодательство о расовых отношениях полностью изменилось. Так называемая сексуальная революция произошла приблизительно в то же самое время; она также имела большие правовые последствия.
Сегодня мы, кажется, живем в век постоянного ускорения. Но с течением времени даже самые мелкие отличия выливаются в одно большое. Если мы сравним современное американское право с правом 1800 года, мы поразимся факту происшедших перемен — огромных, фундаментальных, революционных. Но никакой шаг сам по себе не имел революционного характера; не было ничего похожего на то, что случилось в России в 1917 году или в Китае в 1940-х годах, когда весь порядок рухнул в один миг.

 

Ролевые конфликты

Соц ролевые конфл- противоречие м\у нормативным! структура соц ролей. В общ-ве индивид выполняет требования не I, а нескол ролей. Значение этих положений станов ясным либо в случае когда требование одной соц роли противоречит, вступает в конфл с требов др соц роли того же самого лица, либо тогда, когда подобное противоречие характериз взаимоотнощ отдел элементов в пределах той же самой роли, конфл- столкнов сторон, мнений, сил. Соц конфл- противоборство индивидов или групп, лреследующ соц-значимые цели. 4 оси типа конфл: /.внутриличност (формы-ролевой, внутриличн) 2межличност З.м\у личн и группой ^.межгрупповой. Большинство конфл возник в рез-те невыплаты з\пл и на национ почве (Чечня)

Использование ролевого подхода к встраиванию человека в организацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей и появлением ряда проблем, осложняющих существование и функционирование организации. Нечеткие инструкции и неопределенная постановка задачи, неясность смысла и значения порученного действия при отсутствии должной системы коммуникаций и обратных связей в организации могут привести к тому, что человек, выполняющий роль, даже несмотря на старание и желание все сделать наилучшим образом, получит отрицательный с позиций организации результат.

Ролевые конфликты - достаточно распространенное явление во многих организациях, но не всегда негативное. Они зачастую несут в себе импульсы, инспирирующие обновление, совершенствование и развитие как организации, так и индивидов. В организации с жестким регламентированием ролей, формальными структурами и авторитарной властью обычно любой ролевой конфликт расценивается как отрицательный фактор, так как он чаще всего состоит в не адекватном формальному описанию исполнении роли. В гибких организациях, там, где распространены неформальные структуры, где нет четкого описания работ, конфликты по поводу исполнения роли в принципе не считаются чем-то ненормальным, чего следует избегать. Более того, считается, что наличие конфликтов благоприятно для организации. Важно не то, имеются или отсутствуют конфликты, а то, как они разрешаются и к чему приводят.

Описанные ситуации связаны с разными типами ролевых конфликтов. Несмотря на большое количество классификаций ролевых конфликтов в научной литературе, большинство авторов (в частности, в литературе по теории психодрам) называют такие основные их виды:

а) интерперсональный - конфликт между разными ролями разных людей;

б) интраперсональный - конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других;

в) интерролевой - конфликт между несовместимыми ролями, которые играет один индивид;

г) интраролевой - конфликт между ролью, которую необходимо играть и внутренними потребностями личности (ролевой Я-концепцией).

Главными особенностями ролевого конфликта являются отсутствие четких этапов развития конфликта и влияние на конфликты межличностные.

Функции ролевого конфликта также делятся на позитивные и негативные. К позитивным функциям относятся способность ролевого конфликта стимулировать развитие личности, возможность в ходе решения конфликта устранить на предприятии те, недостатки, которые приводят к возникновению ролевых трудностей.

Негативные же функции ролевого конфликта касаются возможного отклонения в поведении индивида, возникновение конфликтов межличностных.

Объект и предмет социологии

Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.

Предмет науки:
1) Воспроизведение объективной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с точки зрения науки и практики закономерных связей и отношений этой реальности.
2) Это результат теоретического абстрагирования, позволяющий выявить определенные закономерности, развития и функционирования изучаемого объекта, интересующее данную науку.
3) Модель изучаемого объекта (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой стороны части аспекта для данной науки.
4) Более узкое, по сравнению с объектом, понятия, которое указывает на какую-либо сторону, аспект, элемент объекта, интересующую конкретную науку.

Термин социология переводится как наука об обществе. Общество является объектом социологии.

Предме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.073 с.)