Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные конфликты, социальные действия и социальные взаимодействия

Поиск

Соц контакты- самый первый этап взаимодействия. Это тип мимолетных связей в процессе кот индивид определяет с кем он будет взаимод-ть и как строить поведение. Контакт- начало взаим-я. соц д-е- д-е независимо ни от чего, обязательно соотносящееся с д-ми др людей как это предполаг действующими лицами. Признаки: L осознанное, рациональное <?. ориентировано на др людей. 4е типа сщ д~й по Веберу /.целерациональное вкя лрюнакн д-я 2. ценностно-рациональное- д-е связ-ое с осознанием значимых для чел полит, религиоз, моральных ценностей для кот совершается д-е. у этого типа отсутствует цель, но есть мотив, его осознаваемость и ориентация на др-х З.традиц-е д-е- д-я, соверш-е в силу привычки. В случае нарушения привычки оно

мХстать целерац-м ^.аффективное д-е соверш-ся под возд-ем сильных эмоций, в сост-и эмоц возбужд. Соц вз-е- это процесс взаимного влияния людей на сознание и поведение др др-а, входе кот происх взаимное согласование д-я. СВ складывается из отдельных актов (соц д-й) и вкл статусы, роли, соц отнош, символы и значения. Специфич черта вз-я-обмен.

Социальный контакт - процесс установления социальной связи; начальный этап взаимодействия между индивидами или социальными группами.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия. Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие.

Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (например, партии). Индивидуальный субъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.

Теории социального взаимодействия

Личностное я - человек может служить объектом для своих действий.

Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.

Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.

Социальные отношения

СО - отнош, при кот взаимодействуют индивиды, различных общ-х групп, экономическое, политич влияние кот-х различно. К ним м\отнести межгупповые, межрегионал-е, межнацион-е.СО строятся в зависим от целей каждой из участвующих групп, таких как власть, обогащение, порабощение. СО это определенная устойчивая сист связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общ-а. СО по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей. Они преломляются ч\з внутреннее содержание чел и выражаются в его деят в кач-ве личностного отношения к окружающей действительности. СО личности это проявление в соц деят и поведении чел его соц качеств. Потреби индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обуславливают объетивн необх-ть их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни СО.

Социальные отношения - отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

Социальные отношения - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи - два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

- связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

- определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

20. Социальные институты. Понятие институционализации

Соц инст- это сист ценностей, норм и связей, кот
организуют людей для удовлетвор их потреби. Цен-ти- цели
и гаринципы жизнедеят личн. Нормы- правовые и моральн
регуляторы поведения, Связи- функционал взаим-ня
личностных ролей и статусов в соотв с ценност и нормами.
Инст-ция- процесс определения и закрепления соц норм,
правил, статусов и ролей, приведения их в сист, кот
способна действовать в направлении удовлетвор некотор
обществ потреби.

Институт социальный - относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Дюркгейм Э. называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений".
Социальный институт - это организованная система связей и соц. норм, кот. объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Социальные институты организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Напр., такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и учени ка, а семья - роли родителей и детей.

Выделяют пять основных комплексов институтов:
Экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг;
Политические институты, регулирующие доступ к власти и ее осуществление;
Институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов;
Институты родства, связанные с браком, семьей, социализацией молодежи;
Институты культуры, связанные с образовательной, научной и религиозной деятельностью.

Явные функции социальных институтов:

1.Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2.Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3.Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4.Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений.

5.Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется, т.е. институциализация - это превращение спонтанного поведения людей в организованное ("борьбы без правил" в "игру по правилам"). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты.
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1.возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; 2.формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4.появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5.институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6.установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7.создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.164 (0.006 с.)