Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработка программы социологического исследования. Генеральная совокупность и выборочная совокупность↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПСИ-важн соц док-т, в кот содерж методология, методич, процедурн основы иссл соц объекта. ПСИ- это теория и методология конкретн иссл отдел эмгшрич объекта, предст собой теоретико-методологич основу процедур всех этапов иссл сбора, обработки и анализа инфо. Ф-ии прогр: 1.методологач-позвол четко определ изучаемую проблему, сформиров цели и задачи иссл, определ и провести предварит анализ объекта и предмета иссл, уставов отнош данного иссл к ранее выполненным или выполняемым иссл по аналогичным проблемам 2.методич- позвол разработать обшелогич план иссл, на основе кот осущ цикл иссл: теория-факты-теорш З.оргакизацион-обеспеч разраб четкой сист раздел обязанностей м\у чл иссл-го коллектива, обеспечив эффект организ-ю иссл-го процесса. Программа социологического исследования включает в себя относительно подробное и завершенное изложение следующих вопросов: методологическая часть - постановку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария, логические схемы обработки. Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов: − подготовка исследования; − сбор первичной социологической информации; − подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ; − анализ информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, выводы и рекомендации. Социологическое исследование начинается с разработки программы, включающей теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социального явления или процесса. Программа включает ряд элементов, из которых выделим наиболее значимые. Это определение проблемы исследования, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Далее следует формирование темы и задач исследования. Важной составляющей является разработка гипотезы, т. е. предположения об изучаемом явлении, которое в результате исследования может быть подтверждено, либо опровергнуто. Могут быть основная и вспомогательные гипотезы. Сама по себе разработка гипотезы — сложный познавательный акт, требующий подготовки и основывающийся на предшествующем познании предмета исследования. 49. Интервью и анкетирование как методы социологических исследований СИ- система логически последовательных методологических, методических и орпшизащонно-технич процедур, связан-х ь^у собой единой целью, получить достоверн данные об изученном явлении или процессе для их последующ использ в практике соц управления, анкет-е-наиболее распростр опрос. Опрашиваемых лиц наз респондентами, выдел опрос по почте и опрос на месте, радио- теле- и телефон-опросы. Интервью-провод по определ плану беседа, предтюлаг прямой контакт интервьюера с респондентом. Виды Ин: о фактах и влиянии оценок; стандартизирован; нестандарт(свободн); группов и индивид. Анкетирование – способ получения информации в процессе опосредованного общения исследователя и респондента. Респондент непосредственно взаимодействует с анкетой, читая обращенные к нему вопросы и отвечая письменно на них. Работник, проводящий анкетирование (анкетёр), не может сам задавать респонденту вопросы, т.е., он теряет контроль над опросом в момент раздачи анкет. Анкета же представляет собой исследовательский документ, содержащий информацию об исследовании (организация, которая проводит исследование, цель исследования), инструкцию по заполнению анкеты и собственно вопросы, обращенные к респонденту. Вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные). Интервьюирование – метод получения информации в процессе непосредственного общения с респондентом. Работник, который проводит интервью, называется интервьюер. Он задает вопросы не спонтанно, а по заранее заготовленному бланку интервью. Достоинством интервьюирования является возможность учета личностных особенностей респондента (пол, возраст, уровень образования, общая культура), формулировки и уточнения вопросов и ответов по ходу беседы. Однако, в отличие от анкетирования, «производительность труда» при интервьюировании низкая: эта процедура занимает гораздо больше времени. Наблюдение, анализ документов, эксперимент как методы социологических исследований Анализ документов – метод сбора социальной информации, зафиксированной в различных документах. Под документами понимается всякий носитель информации в письменной форме, в виде аудио или визуальных материалов – личные документы, документы о личности (личный листок учета кадров, например), письма, мемуары, газеты, журналы, фото-, кино-, радио-, теле- материалы, статистические отчеты и т.д. Документы могут носить информацию, которую методом опроса или наблюдения не всегда удается получить. Это касается и фактов прошлого. Документы могут изучаться двумя способами. Качественный анализ применяется при изучении уникальных документов и нацелен на осмысление зафиксированной информации. Формализованный (количественный) анализ применяется при изучении большого количества документов. При этом выделяются определенные единицы информации (наиболее часто употребляемые слова, например). Наблюдение в социологии - метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Существует ряд особенностей этого метода: 1. Связь наблюдателя с объектом наблюдения. 2. Наблюдатель не лишён человеческой черты- эмоциональности восприятия. 3. Сложность повторного наблюдения. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода. Формы и приёмы фиксации результатов наблюдателя - бланки и дневники наблюдения, фото-, кино-, видео- и радиоаппаратура. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают 4 вида наблюдения: 1. Полное участие наблюдателя в ситуации: предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного её члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы. 2. Участник ситуации как наблюдатель: характеризуется включённостью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя. 3. Наблюдатель как участник: означает, что наблюдатель- прежде всего исследователь взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником. 4. Полностью наблюдатель: исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне поля их зрения. Социологический эксперимент - способ получения информации о количественном и качественном изменении деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов. В социологии под экономическим экспериментом подразумевают непосредственное влияние конкретных экономических условий на сознание людей. Классическая модель эксперимента. Её можно свести к изучению воздействия независимой переменной (например, выступление кандидата в президенты) на зависимую переменную (голосование человека на выборах).Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Итоги социального эксперимента отражаются в отчёте, который содержит следующие три раздела: - результаты исследования; - выводы; - рекомендации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.160 (0.007 с.) |