ТОП 10:

Разработка программы социологического исследования. Генеральная совокупность и выборочная совокупность



ПСИ-важн соц док-т, в кот содерж методология, методич, процедурн основы иссл соц объекта. ПСИ- это теория и методология конкретн иссл отдел эмгшрич объекта, предст собой теоретико-методологич основу процедур всех этапов иссл сбора, обработки и анализа инфо. Ф-ии прогр: 1.методологач-позвол четко определ изучаемую проблему, сформиров цели и задачи иссл, определ и провести предварит анализ объекта и предмета иссл, уставов отнош данного иссл к ранее выполненным или выполняемым иссл по аналогичным проблемам 2.методич- позвол разработать обшелогич план иссл, на основе кот осущ цикл иссл: теория-факты-теорш З.оргакизацион-обеспеч разраб четкой сист раздел обязанностей м\у чл иссл-го коллектива, обеспечив эффект организ-ю иссл-го процесса.

Программа социологического исследования включает в себя относительно подробное и завершенное изложение следующих вопросов: методологическая часть - постановку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария, логические схемы обработки.

Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:

− подготовка исследования;

− сбор первичной социологической информации;

− подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ;

− анализ информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, выводы и рекомендации.

Социологическое исследование начинается с разработки программы, включающей теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социального явления или процесса.

Программа включает ряд элементов, из которых выделим наиболее значимые. Это определение проблемы исследования, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Далее следует формирование темы и задач исследования. Важной составляющей является разработка гипотезы, т. е. предположения об изучаемом явлении, которое в результате исследования может быть подтверждено, либо опровергнуто. Могут быть основная и вспомогательные гипотезы. Сама по себе разработка гипотезы — сложный познавательный акт, требующий подготовки и основывающийся на предшествующем познании предмета исследования.

49. Интервью и анкетирование как методы социологических исследований

СИ- система логически последовательных методологических, методических и орпшизащонно-технич процедур, связан-х ь^у собой единой целью, получить достоверн данные об изученном явлении или процессе для их последующ использ в практике соц управления, анкет-е-наиболее распростр опрос. Опрашиваемых лиц наз респондентами, выдел опрос по почте и опрос на месте, радио- теле- и телефон-опросы. Интервью-провод по определ плану беседа, предтюлаг прямой контакт интервьюера с респондентом. Виды Ин: о фактах и влиянии оценок; стандартизирован; нестандарт(свободн); группов и индивид.

Анкетирование – способ получения информации в процессе опосредованного общения исследователя и респондента. Респондент непосредственно взаимодействует с анкетой, читая обращенные к нему вопросы и отвечая письменно на них. Работник, проводящий анкетирование (анкетёр), не может сам задавать респонденту вопросы, т.е., он теряет контроль над опросом в момент раздачи анкет. Анкета же представляет собой исследовательский документ, содержащий информацию об исследовании (организация, которая проводит исследование, цель исследования), инструкцию по заполнению анкеты и собственно вопросы, обращенные к респонденту.

Вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).

Интервьюирование – метод получения информации в процессе непосредственного общения с респондентом. Работник, который проводит интервью, называется интервьюер. Он задает вопросы не спонтанно, а по заранее заготовленному бланку интервью. Достоинством интервьюирования является возможность учета личностных особенностей респондента (пол, возраст, уровень образования, общая культура), формулировки и уточнения вопросов и ответов по ходу беседы. Однако, в отличие от анкетирования, «производительность труда» при интервьюировании низкая: эта процедура занимает гораздо больше времени.

Наблюдение, анализ документов, эксперимент как методы социологических исследований

Анализ документов – метод сбора социальной информации, зафиксированной в различных документах. Под документами понимается всякий носитель информации в письменной форме, в виде аудио или визуальных материалов – личные документы, документы о личности (личный листок учета кадров, например), письма, мемуары, газеты, журналы, фото-, кино-, радио-, теле- материалы, статистические отчеты и т.д. Документы могут носить информацию, которую методом опроса или наблюдения не всегда удается получить. Это касается и фактов прошлого. Документы могут изучаться двумя способами. Качественный анализ применяется при изучении уникальных документов и нацелен на осмысление зафиксированной информации. Формализованный (количественный) анализ применяется при изучении большого количества документов. При этом выделяются определенные единицы информации (наиболее часто употребляемые слова, например).

Наблюдение в социологии- метод сбора информации путём

непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

Существует ряд особенностей этого метода:

1. Связь наблюдателя с объектом наблюдения.

2. Наблюдатель не лишён человеческой черты- эмоциональности восприятия.

3. Сложность повторного наблюдения.

В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно

выделить две основные разновидности этого метода.

Формы и приёмы фиксации результатов наблюдателя- бланки и дневники наблюдения, фото-, кино-, видео- и радиоаппаратура.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают 4 вида наблюдения:

1. Полное участие наблюдателя в ситуации: предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного её члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы.

2. Участник ситуации как наблюдатель: характеризуется включённостью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.

3. Наблюдатель как участник: означает, что наблюдатель- прежде всего исследователь взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником.

4. Полностью наблюдатель: исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне поля их зрения.

Социологический эксперимент- способ получения информации о количественном и качественном изменении деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов. В социологии под экономическим экспериментом подразумевают непосредственное влияние конкретных экономических условий на сознание людей. Классическая модель эксперимента. Её можно свести к изучению воздействия независимой переменной (например, выступление кандидата в президенты) на зависимую переменную (голосование человека на выборах).Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Итоги социального эксперимента отражаются в отчёте, который содержит следующие три раздела: - результаты исследования; - выводы; - рекомендации.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.008 с.)