Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марксистское учение об общественно-экономических формацияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
в.учение марксизма об общ нашло выражение в понятии ОЭФ. Оно отражает типичные и сущностные признаки соц-но однородных общ-в имеющих свой эк-ий базис, соц структуру, полит надстройку и дух-ю жизнь. ОЭФ выступает как конкретно-истор тип общ с присущими ему сп-бом произ-ва, соц структуру, полит сист и дух-ой жизнью. Та или иная общ-но-эк-ая формация м\объединять общ-ва, находящиеся на разных уровнях развития и в разной степени выражающих ее признаки. Однако наиболее сущ-ые признаки этих обществ едины, в силу чего они представляют собой одну и ту же общ-но-эк-ую фор-ию, развивающуюся по одним и тем же объек-ым зак-м. Теория развития и смены общественно-экономических формаций возникла как своеобразная квинтэссенция достижений всех общественных наук своего времени, прежде всего историологии и политической экономии. В основе созданной основоположниками марксизма схемы развития и смены общественно-экономических формаций лежала утвердившаяся к тому времени в исторической науке периодизация писаной всемирной истории, в которой в качестве мировых эпох выступали древневосточная, античная, средневековая и новая. К тому времени, когда жили и творили основоположники марксизма, стало ясным, что эпоха нового времени есть период становления и утверждения капиталистического общества. Ранее же капитализма не существовало. Для эпохи средних веков были характерны социоисторические организмы качественно иного типа — феодальные, основанные на ином — не на капиталистическом, а на феодальном способе производства. Но феодальный способ производства появился во всяком случае не раньше VI—VII вв. В античном мире его не было. Античные социально-исторические организмы базировались на рабовладельческом способе производства. Но и они существовали не всегда. Об античном обществе можно говорить, лишь начиная с VIII в. до н.э. Ему предшествовала более чем двухтысячелетняя история стран Древнего Востока. К. Марксу во многом был неясен характер социально-экономических отношений, господствовавших в древневосточных социоисторических организмах. Но их однотипность и в то же время качественное отличие не только от буржуазных и феодальных, но и от античных, рабовладельческих не вызывала у него сомнения. Поэтому им был сделан вывод, что на Древнем Востоке существовал особый антагонистический способ производства, который он назвал азиатским. Азиатскую общественно-экономическую формацию он рассматривал как первую историческую форму классового общества. Классовому обществу, как свидетельствовали факты, положенные в основу представлений о дикости как первой стадии развития человечества, предшествовало общество первобытно-коммунистическое. Капитализм К. Маркс рассматривал как последнюю антагонистическую общественно-экономическую формацию, за которой должна последовать коммунистическая. Эту созданную К. Марксом схему смены общественно-экономических формаций в основном принимало большинство сторонников марксизма. Единственным спорным моментом в ней был азиатский способ производства и, соответственно, азиатская общественно-экономическая формация.
Социология Э. Дюркгейма Дюркгейм-фр фил-ф, соц-r, родоначальник фр соц-й школы, 1ый в мире профессор соц-и, исследовал самоубийства. Счит, что соц д\ориентиров на методы естеств наук, а глав ее цель открытие и формулировка щрнчинных закономерностей, кот д\б дополнены изучением функциональных связей, Предметом изуче-я соц д\б «соц факты», кот следует «изучить как веши». К соц фактам он относ, коллективн представл, т.е. различи явления моральной жизни-традиции и обряды. Зад соц явл определение природы соц связей и механизмов, обеспечивающих соц-ю интеграцию. Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Дюркгейм – один из первых исследователей, который на теоретическом и методологическом уровне пытался показать, что есть предмет социологии и как он должен исследоваться. Понимание социологической концепции Дюркгейма основывается на теории социального факта. Цель Дюркгейма – доказать, что социология может и должна развиваться как объективная наука. Т.е. социология должна иметь свой собственный предмет и он должен быть доступен для наблюдения и объяснения Дюркгейм разделил социологию на три основные отрасли: 1) Социальная морфология. Она исследует материальную основу общества (его форму, структуру), географическую основу жизни, народонаселение, объем и проч. В качестве обобщающего понятия, которое выражает основной принцип теории и методологии Дюркгейма выступает понятие «социологизм». В этом понятии следует различать 2 аспекта: 1) Онтологический аспект (отвечает на вопрос «что исследуется?»). Касаясь первого аспекта, можно выделить несколько теоретических позиций, которые раскрывают специфику социологизма. 1) По Дюркгейму, социальная реальность в общественный порядок и так же реальна, как и другие – духовная, политическая сферы и т.д. Поэтому она развивается в соответствии с определенными законами. Социология М.Вебера Ю.М.Вебер нем соц-г, соц фил-ф и историк. По его мнению соц д\изучать поведение и соц деят чел или гр людей. Вместе с тем не всякое их поведение и деят явл предметом изучения соц, а только такие, кот осмыслены «ми с т.з. целей и ср-в их досшж, ориентиров на др-х суб-в, т.е. учитыв влияние на них своих действии и их ответную реакцию на это. Предмет внимания соц закл в том, что если действия чел осмыслены и внутренне ориентиров на что-то, то соц-г д\разобраться не только в их содержании и вих возможных последствиях для др людей, но и прежде всего в суб-х мотивах этой деят, в смысле тех духовных ценностей, кот руководствуется действующ субъект. Сущность соц по Веберу закл в том, что соц-г д\понять и объяснить; 1.посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось 2.какие последствия имели их стремления для поведения др людей. Вебер выделяет четыре типа социального действия: 1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей; 2. ценностнорациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха; 3. аффективное — определяется эмоциями; 4. традиционное — определяется традицией или привычкой Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором — речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства): 1) рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний; 2) традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией; 3) харизматический, основанный на веру в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.007 с.) |