Объект социологии. Предмет социологии и его динамика по этапам развития социологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект социологии. Предмет социологии и его динамика по этапам развития социологии.



Билеты по социологии. Ответы.

 

Объект социологии. Предмет социологии и его динамика по этапам развития социологии.

Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений. Предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.

Социальная действительность всегда подвижна, постоянно изменяется и тем всегда отличается от социального знания.

Меняется и предмет социологии. Сначала это было общество, затем общественное мнение, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой предметом социологии являются социальные институты и процессы, или социальные отношения. Каждое определение предмета социологии правомерно, поскольку отвечает интересам и потребностям общества в исследовании данной специфической области социальной действительности.

Таким образом, предметом теоретической социологии и социологии вообще должны стать законы социальной действительности.


Уровни социологического знания: микроуровень, макроуровень.

Макросоциология. Социологи исследуют общество на двух уровнях: макро- и микроуровне. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений. Примерами макросоциологического подхода могут служить теория конфликта и функционализм.

 

Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Главный предмет их исследований - поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

 

Микросоциологический подход используется символическим интеракционизмом, уделяющим особое внимание взаимодействию индивидов. Формой символического интеракционизма, которая иногда привлекается для анализа индивидуального поведения, является теория обмена. Этот подход, разработанный социологом Дж. Хомансом, основан на рассмотрении человеческого поведения с точки зрения вознаграждения и расходов. Сторонники теории обмена полагают, что основным мотивом в поведении людей является стремление получить удовольствие и избежать боли.

 

Разногласия между сторонниками макро- и микросоциологии связаны, во-первых, с пониманием предмета исследования и уровня обобщения, во-вторых, с характером использованных понятий и принципов формирования социологического знания.

 

Граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически оправдана, так как способствует большей четкости и систематизации объектов социологии. Объекты макросоциологии - общности, социальные связи и закономерности, пожалуй, более существенны и значимы для социологии в целом, что, разумеется, не исключает научного интереса к меньшим социальным группам. По мнению польского социолога Я. Щепаньского, социология выявляет и изучает силы, действующие во всех сферах общественной жизни и объективно влияющие как на малые, так и на большие общности.(Асп Э.К. Введение в социологию.

 


Марксистская социология: основные идеи; структура и динамика формации.

В середине XIX в. формируется марксистская социология (марксистское направление социологической мысли). Его создателем явился Карл Маркс (1818-1883), один из самых влиятельных мыслителей XIX в. Свою жизнь Маркс посвятил научным занятиям и политической деятельности. Вершиной научного творчества Маркса стала публикация в 1867 г. первого тома его произведения «Капитал». Последующие второй и третий тома были изданы после смерти Маркса его другом и соратником Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Основной вклад Маркса в социологическую мысль состоял в рассмотрении общества в качестве феномена, отличного от природы, в утверждении решающей роли труда, производственного фактора в развитии общества, в анализе социальной структуры, конфликтного взаимодействия его частей (классов). Особенно важно, что Маркс использовал понятие «общественно-экономической формации» как исторически определенного целостного этапа общественного развития. Он исходил из убеждения, что суть предшествующей истории — это борьба классов за контроль над собственностью и богатством, обусловленная историческим разделением труда, в результате которого и образуются классы — носители противоположных интересов.

По Марксу, любой исторический период, где существует борьба между антагонистическими классами, есть главный источник социальных изменений; это объясняет, например, почему капитализм сформировался в недрах феодализма. В то же время данное положение явилось основой предвидения Маркса, согласно которому в конечном итоге социализм одержит победу над капитализмом. Борьба классов как причина социальных перемен — в этом сущность конфликтологической теории Маркса. Заметим, что предвидение Марксом всемирной пролетарской революции оказалось на практике утопичным, хотя революции, свершившиеся в отдельных странах, таких, как СССР, Китай и др., оказали существенное воздействие на ход мировой истории. Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социально-экономических классов и социальных изменений, сохраняет свое значение до настоящего времени.

Теория социального конфликта.

Теория социального конфликта- это теоретическое обоснование конфликта

Основные концепции теории социального конфликта

· концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера;

· конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа;

· общая теория конфликта Кеннета Боулдинга.

Концепции Л. Козера

· обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;

· социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

· социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Кули Чарльз Хортон (17.08.1864, Мичиган, - 08.05.1929, Мичиган)- американский социолог и социальный психолог. Основатель теории малых групп концепции «Зеркального Я». Интересовался неуввязками социализации. Сначало точка зрения Кули заключалась в том, что индивидум первичен по отношению к обществу. Но позднее он пересмотрел этот взор и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независящем эго - иллюзия (1912). деяния индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позднее произошел дальнейший сдвиг в основах данной теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность практически определяется социальными условиями.

Экспериментально можно показать, что основным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивидума о том, что думают о нем остальные. Как не один раз было показано (Ширер, 1949; Борис, 1975), "Я - каким - меня - видят - остальные" и "Я - каким - я - сам - себя - вижу" очень сходны по своему содержанию. Кули первым выделил значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от остальных людей, как главенствующего источника данных о своем Я. В 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивидума о том, как его оценивают остальные, значительно влияют на его Я - концепцию.

Видимо, не достаточно найдется таковых людей, кому бы ни разу в жизни не приходилось с предельной остротой осознать свое существование и спой собственный вид как нечто воспринимаемое другими. В сущности, в этом и проявляется максимально обостренное чувство Я. Человек, который находится перед лицом хоть какой аудитории либо которому приходится взаимодействовать с другими людьми, может обнаруживать разные признаки волнения, нервного напряжения, растерянности и т.П. Но эти эмоции в большей степени соединены с тем, "что они обо мне поразмыслят", чем с настоящей задачей взаимодействия. Таковая концентрация на том, как тебя оценивают, может иметь очень серьезные последствия в деятельности учителей, актеров, журналистов и т.П.

«Зеркальное Я» возникает на базе символического взаимодействия индивидума с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Таковая группам характеризующаяся непосредственным общением её членов меж собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов меж небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивидума и группы. Непосредственные дела меж членами группы предоставляют индивидуму обратную связь для самооценки. Таковым образом, Я - концепция формируется в осуществляющемся способом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

Джордж Мид.

Мид Джордж Герберт (1863-1931) - американский социолог и социальный психолог, подлинный основоположник символического интеракционизма. Мид был известен при жизни как профессиональный лектор, автор множества статей. Посмертное издание и переиздание его лекций и статей, а также базовой работы “Разум, самость и общество” (1934 г.) Принесли ему мировую славу. Разработал теорию, в которой разъясняется сущность процесса восприятия индивидумом остальных личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию «зеркального Я». В согласовании с концепцией "зеркального Я" Кули, Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что другое, как происходящий "внутри" индивидума социальный процесс, в рамках которого появляются в первый раз выделенные Джемсом Я - сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности знаков, владеющих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человекам так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение.

Мид полагал, что самоопределение человека как носителя тон либо другой роли осуществляется методом осознания и принятия тех представлений, которые есть у остальных людей относительно этого человека. В итоге в сознании человека возникает то, что Мид называл термином Ме понимая под этим обобщенную оценку индивидума другими людьми, то есть «обобщенным (генерализованным) другим», другими словами, то, как смотрятся в очах остальных «Я- как -объект». Индивидум в процессе общения как бы встает на место остальных индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои деяния и наружность в согласовании с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы глядит на себя со стороны.

Мид считал, что (Me) образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно принимает ту часть собственного Я, которая обозначена как (Me). Совокупность (I) и (Ме), образует фактически личностное, либо интегральное Я (Self). (I) трактуется Мидом быстрее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивидума, практически подобная фрейдовскому, бессознательному. Хоть какое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего (I) , но далее развивается и заканчивается как (Ме), поскольку оказывается под влиянием социокультурных факторов. (I) дает импульс к движению психической жизни; (Ме) направляет его в определенные рамки.

Мид (1934) объяснял развитие взаимной, межличностной перспективы у дитя игрой, причем таковой, когда ребенок поначалу играется один конкретно имитируя остальных, а потом, когда им усвоены правила групповой игры, проигрывая роли участников воображаемого взаимодействия. Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли - это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации либо в другой роли. Участники детских игр принимают на себя разные роли, к примеру, при игре в дом (ты будешь матерью, ты -отцом, ты - ребенком). выполнение роли - это деяния, соединены с реальным ролевым поведением, в то время как принятие роли лишь претендует на игру. Ролевая игра дает ему возможность опробовать (либо, по крайней мере, приблизиться к этому) тип ответной реакции, вызываемом у остальных его действиями. Отсутствие такового репертуара присущих всем установок, чувств и действий может сильно ограничивать общение дитя с другими людьми. Проигрывание ребенком роли "важных остальных" остается конкретно проигрыванием роли, а не игрой в полном смысле этого слова (предполагающей партнеров) до тех пор, пока он не усвоит правил, которые и делают её такой, то есть пока он не научится управлять своим поведением, видя себя со стороны "генерализованного другого". В таковой игре происходит усвоение ребенком принципиальных деталей общей картины общественного взаимодействия. Эти постепенные конфигурации в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я - концепции. Происходит постепенная интериолизация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в личные ценности и включаются в Я - концепцию.

Мид пишет, что в особенности важную роль таковой процесс играется в ранешном развитии дитя, когда конкретно через восприятия и реакции остальных людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся потом в стабильную концепцию своей личности.

Три стадии обучения дитя.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения дитя выполнению взрослых ролей. Первая -- подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-или понимания (к примеру, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но выполнение роли еще неустойчиво. Третья -- заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность чувствовать роли остальных актеров. Удачным примером либо аналогом такового поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит неизменная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков нужно ставить себя на место напарника и представлять себе, что он сделал бы в том либо ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует лишь тогда, когда каждый усваивает не лишь свою роль, но и роли партнеров.

В ходе подобного процесса индивидум, проходя последовательно все стадии вхождения в остальные роли, развивает способность созидать свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидумами и чувствовать на себе их реакции. Через осознание остальных ролей, а также чувств и ценностей остальных в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со эталонами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивидум сформировывает свою концепцию Я.

Стадии принятия роли другого, остальных, обобщенного другого - все это стадии перевоплощения физиологического организма в рефлексивного общественного индивидума. Происхождение «Я», таковым образом, целиком социально.

Так у индивидума развивается способность реагировать на самого себя, формируется установка на себя, сообрази пая с отношением к нему окружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят остальные; он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Остается сделать вывод, к которому уже пришел в собственной теории Кули: индивидум принимает себя в согласовании с теми чертами и ценностями, которые приписывают ему остальные. Человек для Мида - не изолированное существо, не "одинокий полуостров", и психология дает бессчетные доказательства тому, что конкретно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я - концепции.

остальные концепции, символического интеракционизма.

Ученик Мида американский социолог и социальный психолог Герберт Блумер (07.03.1900, Сент-Луис, США) - представитель Чикагской школы интеракционизма, относящийся ко второму поколению символического интеракционизма, основанной Дж. Мидом. С 1925-1952 гг. Преподавал в Чикагском институте, а с 1952 г. - В Калифорнийском институте, развил дальше исходные базы символического интеракционизма. Блумер является одним из первых, заинтересовавшихся неуввязками массового общества.

По Блумеру Символический интеракционизм лежит на 3 базовых посылках:

· Люди быстрее действуют на базе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как социальные силы. Символический интеракционизм дает детерминизм значений.

· Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заблаговременно, сколько создаются, развиваются и меняются в интеракционных ситуациях.

· Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

существенное место в работах, Блумер уделил коллективному поведению людей. Базу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Но частенько можно следить и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.Д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

· толчения

· коллективное возбуждение

· соц. Инфекция

Которые при определенных условиях способны вылиться в новейшие формы группового и институционального поведения:

· работающая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства)

· экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений)

· масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-или действия)

· общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, показывают оптимальные, критические деяния).

В собственной социальной концепции он исходит из того, что значение объекта возникает лишь в процессе общественного взаимодействия, а не определяется присущими ему качествами. Объект - это до этого всего то, что он означает в ожидаемом и настоящем социальном содействии, а чтоб понять жизнь группы необходимо идентифицировать мир её объектов в определениях значений данной группы. Методология Блумера предполагает отказ от операциональных понятий в пользу содержательных (так как социология - наука о человеческих парадоксах), выработку "мягких" способов, которые обеспечат доступ к изменчивой "материи" субъективных смыслов социальных действий.

Ко третьему и четвертое поколение относятся: Бекер, Стросс, то же представители Чикагской школы Символического интеракционизма. Для которой характерен энтузиазм к процессуальным аспектам взаимодействия. Кун и Партленд относятся к Айовской школе, более интересующейся стабильными, “ставшими” символическими структурами. Этому же поколению принадлежат К. Бёрк и Гоффман, справедливо причисляемые к социодраматургическому подходу, сторонники которого объясняют социальную жизнь как реализацию метафоры драмы, анализируя взаимодействие в таковых определениях, как «актер», «маска», «сцена», «сценарий» и так далее. Причем Бёрк употребляет термин «театр», практически в буквальном смысле, тогда как Гоффман употребляет театр и драму как метасферу общества, сохраняя её дух, но развивая собственный понятийный ряд.

Символический интеракционизм развил свою исследовательскую стратегию, основывающуюся на описании, близком этнографическому, и включенном наблюдении. В идеале социолог обязан включаться в социальную ситуацию самих субъектов, следить их поведение, “понимать” интерпретации и практики их повседневной жизни, отражая это в собственных социологических отчетах. Эти описания обязаны составлять как бы “портреты” отдельных социальных “миров”, такие как мир профессий, мир преступности, мир деятельности и тому схожее. В портретах, до этого всего, обязаны фиксироваться главные практики, организующие эти миры, и сопровождающие их символические структуры (идеологии, интерпретации, объяснения). Адекватность этих портретов обязана проверяться не методом внедрения к ним обычных методологических процедур, а методом консультаций с самими заинтересованными субъектами. Сторонники Символического интеракциониста полагают, что социология обязана “делаться” методом исследования, а не методом сочинения теоретических трактатов. Это -- последовательный вывод из их видения общества как общественного процесса, состоящего из совокупности самоорганизующихся и замкнутых в себе контекстов. Социология сводится к анализу частных заморочек в специфичных контекстах. Попытка универсализировать определенные закономерности, вывести их за границы того опыта, в котором они обнаружились, незаконна, ибо оказывается отрицанием самого интеракционистского видения общества. В общем, интеракционисты вполне последовательно считают свою свою дисциплину -- социологию -- частью общества, на которую распространяются те же принципы исследования, что и на общество вообще.

Кульминация научного и обществ, фуррора Символического интеракциониста пришлась на 70-80-е гг. В эти же десятилетия сформировались такие направления, как социальная феноменология и этнометодология, родственные Символическому интеракционизму и основывающиеся на том же самом мировоззренческом фундаменте.

 

С точки зрения интеракционистов, человеческое общество состоит из индивидов, владеющих "личным я", т.Е. Они сами сформировывают значения; личное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидумом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я - человек может служить объектом для собственных действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивидум замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на базе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений тех либо других действий окружающих. С точки зрения интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать деяния остальных людей.

"Смысл возникает и размещается в пространстве дела меж жестом данного человеческого организма и последующим поведением этого организма, возвещенным другому человеческому организму посредством этого жеста. Если этот жест возвещает, таковым образом, другому организму последующее поведение данного организма, то он владеет смыслом."

 

Этнометодология.

Этнометодология теоретич. и методологич. направление в амер. социологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию всех социальных наук. Основателем Э. является Г.Гарфинкель. Будучи весьма экзотичной по своей терминологии, по способу определения предмета и методов исследования, резко противопоставляемых предмету и методам всей прежней социологии, Э. имеет свои идейные истоки, прежде всего экзистенциализм, феноменологич. социологию, культурную и социальную антропологию. Э. распалась на ряд течений: анализ разговорной речи (Г.Сакс, Дж.Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П.Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д.Циммерман, М.Поллнер), этнографич. исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К.Д.Кнорр-Цетин, Б.Латур, С.Булгар и др.).
Э. пытается превратить методы исследования антропологами примитивных культур и общин в процедуры изучения социальных и культурных явлений. Тем самым Э. универсализирует методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, пытается увидеть в них основание социологич. анализа современной социальной жизни. Предмет Э. процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы социальной коммуникации между людьми. Причем все формы социальной коммуникации сводятся Э. к речевой коммуникации, к повседневной речи. Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседневного общения, Э. отводит большое место механизмам рефлексии в работе познавательного аппарата: рефлексия по сути дела формирует когнитивные структуры различ. уровня и повседневные представления о социальной реальности, и социологич. теории, вырастающие на почве обыденных представлений.
Э. основывается на определенных теоретич допущениях, к-рые по-разному были встречены в амер. и европейской социологии. Среди этих допущений следует отметить, во-первых, отождествление социального взаимодействия с речевой коммуникацией, во-вторых, отождествление исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого собеседника; в-третьих, выделение двух слоев в интерпретации понимания и разговора; в-четвертых, отождествление структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи. Э. не приемлет принципиального разрыва между субъектом и объектом описания, полагая, что подобное противопоставление характерно для позитивистской модели науч. исследования. Согласно Э., необходимо построить социологич. исследование на взаимосопряженности исследователя и исследуемого. Поэтому Э. принимает методы организации речи и жизнедеятельности, характерные для примитивных культур, не только в качестве объекта, но и средства описания.
Подчеркивая, что этнометодолог и социолог (поскольку Э. стремится стать общей методологией социологии) не могут занять позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя, что он всегда включен в контекст повседневного общения и разговора, представители Э. обращают внимание на то, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем та, к-рая выражена вербально, что существует неявное, фоновое знание, подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками взаимодействия и объединяющие их.
Э. понимает язык повседневного общения весьма широко, включая в него не только вербальный язык, но и язык жестов, выразительных движений, ритуал и даже молчание. Так истолкованный язык повседневного общения оказывается фундаментальной сокровищницей социальных смыслов и значений и задает горизонт осмысления мира, в т.ч. и науч. постижения реальности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики , резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы. Сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.

Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

Билеты по социологии. Ответы.

 

Объект социологии. Предмет социологии и его динамика по этапам развития социологии.

Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений. Предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.

Социальная действительность всегда подвижна, постоянно изменяется и тем всегда отличается от социального знания.

Меняется и предмет социологии. Сначала это было общество, затем общественное мнение, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой предметом социологии являются социальные институты и процессы, или социальные отношения. Каждое определение предмета социологии правомерно, поскольку отвечает интересам и потребностям общества в исследовании данной специфической области социальной действительности.

Таким образом, предметом теоретической социологии и социологии вообще должны стать законы социальной действительности.




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.02 с.)