Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект, предмет социологической науки и её функцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука – это обобщённое, подтверждённое фактами теоретическое знание. Любая наука имеет объект и предмет изучения. Объект науки – это то явление мира, которое данная наука изучает. Предмет науки – это то, что данную науку интересует в объекте, это тот угол зрения, под которым наука смотрит на объект. Объектом социологической науки является общество (лат. societas – общество). Социология изучает общество через человека. Социальный человек – предмет социоло-гической науки. Социальный человек – общественный человек, т.е. человек во всех его многообразных связях, отношениях и взаимодействиях с другими людьми. Социология имеет три уровня изучения социального человека: 1. Уровень фундаментальных исследований – теоретическая социология. 2. Уровень прикладных исследований, имеющих непосредственное практическое значение – прикладная социология. 3. Уровень практического внедрения научных знаний в жизнь – социальная инженерия. Наряду с этими тремя уровнями внутри социологии выделяются макро- и микросоцио-логия. Макросоциология исследует крупные, охватывающие всё общество социальные образования и исторически длительные социальные процессы. Микросоциология изу-чает социального человека в микросоциальной среде. Функции социологии: 1. Познавательная. Социология даёт человеку новые знания об обществе, раскрывает закономерности и перспективы общественного развития. 2. Регулятивная. Социологическая информация позволяет органам власти регулировать общественные отношения, осуществлять социальный контроль. 3. Прогностическая. Социология вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тен-денциях развития социальных процессов на микро- и макросоциальном уровне. 4. Политико-идеологическая. Результаты социологических исследований могут учи-тываться политическими деятелями при формировании своей политико-идеологи-ческой доктрины. 5. Гуманистическая. Социологические знания служат улучшению взаимопонимания между людьми, способствуют совершенствованию человека и общества. Формы социологического знания и методы социологического исследования В структуре научного знания, в том числе и социологического, выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Им соответствуют два вида научной познава-тельной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследования, которые различа-ются характером предмета изучения, методами и формами существования знания. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений, на теоретическом уровне происходит изучение сущности. Но сущность познаётся через явление – в этом состоит взаимосвязь эмпирического и теоретического познания. Эмпирическое иссле-дование базируется на непосредственном контакте исследователя с изучаемым объек-том. На теоретическом уровне связь исследователя с объектом косвенная, опосредован-ная. Методы эмпирического социологического исследования: наблюдение, экспери-мент, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ. Наблюдение – непосредст-венное восприятие социальных явлений в их естественном виде. Если наблюдение ве-дётся со стороны, то оно является невключённым. Если наблюдение ведётся изнутри, при участии в событии самого наблюдателя, то оно – включённое. Эксперимент – проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Анкетирование – сбор первичной информации с помощью анкет. Анкета – опросный лист с заранее сформулированными вопросами. Анкетные вопросы могут быть открытыми, требующими свободного выра-жения респондентом (ответчиком на анкету) своего мнения, и закрытыми, требующими выбора респондентом одного из предложенных вариантов ответа на вопрос. В зависи-мости от масштабов анкетирования различают опросы сплошные и выборочные. При сплошном опросе анкетируются все представители изучаемой социальной совокупнос-ти, которая называется генеральной совокупностью. При выборочном опросе анкети-руется не вся социальная совокупность, а только её часть, выборочная совокупность (выборка). При этом возникает проблема репрезентативности такого опроса. Суть её сводится к вопросу: насколько полно и точно выборка представляет (репрезентирует) всю генеральную совокупность? Интервьюирование – устная анкета. Контент-анализ – метод сбора количественных данных об изучаемом явлении, содержащихся в источни-ках социологической информации. Эмпирическое социологическое знание существует в форме непосредственных чувственных данных и в форме научных фактов. Непосредственные данные, получен-ные эмпирическим путём, являются субъективной информацией, поэтому на них не мо-жет опираться социологическая теория. Фундаментом теории выступают научные фак-ты. Научные факты – описание явлений, в котором сняты субъективные наслоения. Пе-реход от непосредственных данных к научному факту происходит через рациональную их обработку и поиск в них устойчивого содержания (инварианта). Высшей формой существования научного знания является теория. В социологии выделяют четыре уровня теоретизирования: 1. Парадигмальный уровень, т.е. разработка общих принципов социологичес-ких исследований. 2. Общесоциологические («большие») теории объясняют всю социальную ре-альность в её целостности. 3. Теории среднего уровня осмысливают отдельные элементы социальной сис-темы и отдельные социальные процессы. 4. Специальные, частные теории конкретизируют среднеуровневые. Тесты по теме 3 (раздел 1) I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения а) наука; б) объект науки; в) предмет науки; г) объект социологии; д) предмет социоло-гии; е) социальный человек; ж) социальная инженерия; з) макросоциология; и) микро-социология; к) эмпирическое исследование; л) теоретическое исследование; м) экспе-римент; н) наблюдение; о) генеральная совокупность; п) выборка; р) респондент; с) ре-презентативность; т) контент-анализ; у) инвариант; ф) парадигма. 1. Отвечающий на вопросы анкеты. 2. Человек во всех его многообразных связях и отношениях с другими людьми. 3. Метод сбора количественных данных об изучаемом социальном явлении. 4. Систематизированное, обобщённое, подтверждённое фактами знание. 5. Практическое внедрение научных социологических знаний в жизнь. 7. Явление мира, которое изучает наука. 8. Изучение явлений, базирующееся на непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом. 9. Устойчивое содержание в непосредственных чувственных данных. 10. Общество в целом. 11. То, что интересует науку в объекте, тот угол зрения, под которым наука смотрит на объект. 12. Изучение сущности явления, при котором связь исследователя с изучаемым объек-том косвенная, опосредованная. 13. Мера соответствия части целому. 14. Социальный человек. 15. Часть генеральной совокупности, подвергающаяся анкетированию. 16. Исследует крупные, охватывающие всё общество социальные системы и историчес-ки длительные процессы. 17. Непосредственное восприятие социальных явлений в их естественном виде. 18. Все лица изучаемой совокупности. 19. Изучает поведение людей в семье, в трудовом коллективе, компании друзей, общес-твенной организации и т.д. 20. Проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект стави- тся в специально созданные и контролируемые условия. II. Вставить по смыслу слова в текст 1) Эмпирическое исследование ориентировано на изучение..., на теоретическом уровне происходит изучение....... исследование предполагает косвенную, опосредованную связь исследователя с изучаемым объектом.... исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. 2) Формой эмпирического социологического знания выступают непосредственные чувственные... и научные.... В процессе наблюдения, эксперимента, анкетирования, интервьюирования, контент-анализа социолог получает непосредственные.... Фундамент теории образуют научные.... Переход от... к... происходит через рациональную их обработку и поиска в них устойчивого... (...). 3) Разработка общих принципов социологических исследований составляет существо... уровня теоретизирования. Теории... уровня претендуют на осмысление лишь некоторых структур социальной системы и отдельных социальных процессов. III. Выберите верные ответы: 1. Объект социологической науки: а) общество; б) внутренний мир человека; в) соци-альный человек; г) социальная жизнь общества. 2. Теория коллектива относится: а) к парадигмальному уровню; б) к общесоциологи-ческой теории; в) к теории среднего уровня; г) к частной социологической теории. 3. Какое утверждение верно: а) объект и предмет науки тождественны; б) предмет нау-ки шире чем её объект; в) предмет науки – определённая область изучения её объекта; г) предмет науки полностью исчерпывает её объект. 4. Метод сбора количественных данных, содержащихся в документах, называется: а)наблюдение; б) контент-анализ; в) моделирование; г) эксперимент. 5. Предмет социологии: а) общество в целом; б) внутренний мир человека; в) социальный человек; г) биологический человек. 6. Если опрашивается генеральная совокупность, то это: а) выборочный опрос; б) сплошной опрос. 7. В анкете поставлен вопрос и даны варианты ответа на него. Данный анкетный воп-рос является открытым: а) верно; б) неверно. 8. Совершенствование человека и общественных отношений составляет сущность... функции социологии: а) познавательной; б) прогностической; в) политико-идеоло-гической; г) гуманистической. 9. К эмпирическому уровню социологического исследования относятся: а) наблюде-ние; б) аналитическая обработка первичных данных; в) выдвижение гипотез; г) ан-кетирование. 10. Практическое внедрение социологических знаний в жизнь относится к уровню при-кладных социологических исследований: а) верно; б) неверно. 11. К теоретическому уровню социологического исследования относятся: а) контент-анализ; б) выдвижение гипотез; в) интервью; г) формулирование выводов. 12. Социологический термин «выборка» подразумевает выбор методов исследования: а) верно; б) неверно. 13. Контент-анализ предполагает анализ информации: а) качественный; б) содержатель-ный; в) количественный; г) системный. 14. Анкетный вопрос: «Как, по-вашему мнению, справляется со своими обязанностями преподаватель?» – является открытым: а) верно; б) неверно. 15. Прикладная социология – это: а) макросоциологическая теория общества; б) сово-купность теоретических моделей и методологических принципов; в) совокупность методов и процедур исследования; г) социальная инженерия. 16. В социологическом опросе выясняется субъективное мнение респондента: а) верно; б) неверно. 17. Конечная цель эмпирического социологического исследования – создание теории: а) верно; б) неверно. 18. Наблюдение бывает: а) сплошным; б) контролируемым; в) выборочным; г) невклю-чённым. 19. Генеральная совокупность всегда больше выборки: а) верно; б) неверно. 20. Анализ документов бывает: а) включённым; б) невключённым; в) контролируемым; г) количественным. 21. Генеральная совокупность – всё население или та его часть, которая изучается соци-ологом: а) верно; б) неверно. 22. Анкетные вопросы подразделяются на: а) сплошные; б) открытые; в) выборочные; г) закрытые. 23. Объект сплошного опроса – выборочная совокупность: а) верно; б) неверно. 24. Научная теория – предположение о сути изучаемых явлений: а) верно; б) неверно. 25. Выборочные опросы дают более точную информацию об изучаемой социальной совокупности, чем сплошные: а) верно; б) неверно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.48 (0.011 с.) |