Объект, предмет социологической науки и её функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет социологической науки и её функции



Наука – это обобщённое, подтверждённое фактами теоретическое знание. Любая наука имеет объект и предмет изучения. Объект науки – это то явление мира, которое данная наука изучает. Предмет науки – это то, что данную науку интересует в объекте, это тот угол зрения, под которым наука смотрит на объект.

Объектом социологической науки является общество (лат. societas – общество). Социология изучает общество через человека. Социальный человек – предмет социоло-гической науки. Социальный человек – общественный человек, т.е. человек во всех его многообразных связях, отношениях и взаимодействиях с другими людьми. Социология имеет три уровня изучения социального человека:

1. Уровень фундаментальных исследований – теоретическая социология.

2. Уровень прикладных исследований, имеющих непосредственное практическое значение – прикладная социология.

3. Уровень практического внедрения научных знаний в жизнь – социальная инженерия.

Наряду с этими тремя уровнями внутри социологии выделяются макро- и микросоцио-логия. Макросоциология исследует крупные, охватывающие всё общество социальные образования и исторически длительные социальные процессы. Микросоциология изу-чает социального человека в микросоциальной среде.

Функции социологии:

1. Познавательная. Социология даёт человеку новые знания об обществе, раскрывает закономерности и перспективы общественного развития.

2. Регулятивная. Социологическая информация позволяет органам власти регулировать общественные отношения, осуществлять социальный контроль.

3. Прогностическая. Социология вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тен-денциях развития социальных процессов на микро- и макросоциальном уровне.

4. Политико-идеологическая. Результаты социологических исследований могут учи-тываться политическими деятелями при формировании своей политико-идеологи-ческой доктрины.

5. Гуманистическая. Социологические знания служат улучшению взаимопонимания между людьми, способствуют совершенствованию человека и общества.

Формы социологического знания и методы социологического исследования

В структуре научного знания, в том числе и социологического, выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Им соответствуют два вида научной познава-тельной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследования, которые различа-ются характером предмета изучения, методами и формами существования знания. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений, на теоретическом уровне происходит изучение сущности. Но сущность познаётся через явление – в этом состоит взаимосвязь эмпирического и теоретического познания. Эмпирическое иссле-дование базируется на непосредственном контакте исследователя с изучаемым объек-том. На теоретическом уровне связь исследователя с объектом косвенная, опосредован-ная.

Методы эмпирического социологического исследования: наблюдение, экспери-мент, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ. Наблюдение – непосредст-венное восприятие социальных явлений в их естественном виде. Если наблюдение ве-дётся со стороны, то оно является невключённым. Если наблюдение ведётся изнутри, при участии в событии самого наблюдателя, то оно – включённое. Эксперимент – проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Анкетирование – сбор первичной информации с помощью анкет. Анкета – опросный лист с заранее сформулированными вопросами. Анкетные вопросы могут быть открытыми, требующими свободного выра-жения респондентом (ответчиком на анкету) своего мнения, и закрытыми, требующими выбора респондентом одного из предложенных вариантов ответа на вопрос. В зависи-мости от масштабов анкетирования различают опросы сплошные и выборочные. При сплошном опросе анкетируются все представители изучаемой социальной совокупнос-ти, которая называется генеральной совокупностью. При выборочном опросе анкети-руется не вся социальная совокупность, а только её часть, выборочная совокупность (выборка). При этом возникает проблема репрезентативности такого опроса. Суть её сводится к вопросу: насколько полно и точно выборка представляет (репрезентирует) всю генеральную совокупность? Интервьюирование – устная анкета. Контент-анализ – метод сбора количественных данных об изучаемом явлении, содержащихся в источни-ках социологической информации.

Эмпирическое социологическое знание существует в форме непосредственных чувственных данных и в форме научных фактов. Непосредственные данные, получен-ные эмпирическим путём, являются субъективной информацией, поэтому на них не мо-жет опираться социологическая теория. Фундаментом теории выступают научные фак-ты. Научные факты – описание явлений, в котором сняты субъективные наслоения. Пе-реход от непосредственных данных к научному факту происходит через рациональную их обработку и поиск в них устойчивого содержания (инварианта).

Высшей формой существования научного знания является теория. В социологии выделяют четыре уровня теоретизирования:

1. Парадигмальный уровень, т.е. разработка общих принципов социологичес-ких исследований.

2. Общесоциологические («большие») теории объясняют всю социальную ре-альность в её целостности.

3. Теории среднего уровня осмысливают отдельные элементы социальной сис-темы и отдельные социальные процессы.

4. Специальные, частные теории конкретизируют среднеуровневые.

Тесты по теме 3 (раздел 1)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения

а) наука; б) объект науки; в) предмет науки; г) объект социологии; д) предмет социоло-гии; е) социальный человек; ж) социальная инженерия; з) макросоциология; и) микро-социология; к) эмпирическое исследование; л) теоретическое исследование; м) экспе-римент; н) наблюдение; о) генеральная совокупность; п) выборка; р) респондент; с) ре-презентативность; т) контент-анализ; у) инвариант; ф) парадигма.

1. Отвечающий на вопросы анкеты.

2. Человек во всех его многообразных связях и отношениях с другими людьми.

3. Метод сбора количественных данных об изучаемом социальном явлении.

4. Систематизированное, обобщённое, подтверждённое фактами знание.

5. Практическое внедрение научных социологических знаний в жизнь.
6. Общие способы и принципы исследования в науке.

7. Явление мира, которое изучает наука.

8. Изучение явлений, базирующееся на непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом.

9. Устойчивое содержание в непосредственных чувственных данных.

10. Общество в целом.

11. То, что интересует науку в объекте, тот угол зрения, под которым наука смотрит на объект.

12. Изучение сущности явления, при котором связь исследователя с изучаемым объек-том косвенная, опосредованная.

13. Мера соответствия части целому.

14. Социальный человек.

15. Часть генеральной совокупности, подвергающаяся анкетированию.

16. Исследует крупные, охватывающие всё общество социальные системы и историчес-ки длительные процессы.

17. Непосредственное восприятие социальных явлений в их естественном виде.

18. Все лица изучаемой совокупности.

19. Изучает поведение людей в семье, в трудовом коллективе, компании друзей, общес-твенной организации и т.д.

20. Проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект стави-

тся в специально созданные и контролируемые условия.

II. Вставить по смыслу слова в текст

1) Эмпирическое исследование ориентировано на изучение..., на теоретическом уровне происходит изучение....... исследование предполагает косвенную, опосредованную связь исследователя с изучаемым объектом.... исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом.

2) Формой эмпирического социологического знания выступают непосредственные чувственные... и научные.... В процессе наблюдения, эксперимента, анкетирования, интервьюирования, контент-анализа социолог получает непосредственные.... Фундамент теории образуют научные.... Переход от... к... происходит через рациональную их обработку и поиска в них устойчивого... (...).

3) Разработка общих принципов социологических исследований составляет существо... уровня теоретизирования. Теории... уровня претендуют на осмысление лишь некоторых структур социальной системы и отдельных социальных процессов.

III. Выберите верные ответы:

1. Объект социологической науки: а) общество; б) внутренний мир человека; в) соци-альный человек; г) социальная жизнь общества.

2. Теория коллектива относится: а) к парадигмальному уровню; б) к общесоциологи-ческой теории; в) к теории среднего уровня; г) к частной социологической теории.

3. Какое утверждение верно: а) объект и предмет науки тождественны; б) предмет нау-ки шире чем её объект; в) предмет науки – определённая область изучения её объекта; г) предмет науки полностью исчерпывает её объект.

4. Метод сбора количественных данных, содержащихся в документах, называется: а)наблюдение; б) контент-анализ; в) моделирование; г) эксперимент.

5. Предмет социологии: а) общество в целом; б) внутренний мир человека; в) социальный человек; г) биологический человек.

6. Если опрашивается генеральная совокупность, то это: а) выборочный опрос; б) сплошной опрос.

7. В анкете поставлен вопрос и даны варианты ответа на него. Данный анкетный воп-рос является открытым: а) верно; б) неверно.

8. Совершенствование человека и общественных отношений составляет сущность... функции социологии: а) познавательной; б) прогностической; в) политико-идеоло-гической; г) гуманистической.

9. К эмпирическому уровню социологического исследования относятся: а) наблюде-ние; б) аналитическая обработка первичных данных; в) выдвижение гипотез; г) ан-кетирование.

10. Практическое внедрение социологических знаний в жизнь относится к уровню при-кладных социологических исследований: а) верно; б) неверно.

11. К теоретическому уровню социологического исследования относятся: а) контент-анализ; б) выдвижение гипотез; в) интервью; г) формулирование выводов.

12. Социологический термин «выборка» подразумевает выбор методов исследования: а) верно; б) неверно.

13. Контент-анализ предполагает анализ информации: а) качественный; б) содержатель-ный; в) количественный; г) системный.

14. Анкетный вопрос: «Как, по-вашему мнению, справляется со своими обязанностями преподаватель?» – является открытым: а) верно; б) неверно.

15. Прикладная социология – это: а) макросоциологическая теория общества; б) сово-купность теоретических моделей и методологических принципов; в) совокупность методов и процедур исследования; г) социальная инженерия.

16. В социологическом опросе выясняется субъективное мнение респондента: а) верно; б) неверно.

17. Конечная цель эмпирического социологического исследования – создание теории: а) верно; б) неверно.

18. Наблюдение бывает: а) сплошным; б) контролируемым; в) выборочным; г) невклю-чённым.

19. Генеральная совокупность всегда больше выборки: а) верно; б) неверно.

20. Анализ документов бывает: а) включённым; б) невключённым; в) контролируемым; г) количественным.

21. Генеральная совокупность – всё население или та его часть, которая изучается соци-ологом: а) верно; б) неверно.

22. Анкетные вопросы подразделяются на: а) сплошные; б) открытые; в) выборочные; г) закрытые.

23. Объект сплошного опроса – выборочная совокупность: а) верно; б) неверно.

24. Научная теория – предположение о сути изучаемых явлений: а) верно; б) неверно.

25. Выборочные опросы дают более точную информацию об изучаемой социальной совокупности, чем сплошные: а) верно; б) неверно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.017 с.)