Раздел I. Введение в изучение социологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Введение в изучение социологии



Электронный курс социологии


Ямщиков С. В.

Электронный курс социологии.

 

Настоящий курс предназначен для проведения занятий по дисциплине «Социология» со студентами, получающими образование в системе дистанционного обучения университета «Дубна».


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.............................................................................................................................

Раздел I. Введение в изучение социологии

 

Тема 1. Предыстория и социально-философские истоки социологической науки.

1.1 Зарождение социального мышления и его развитие в Древнем мире

1.2 Роль Платона и Аристотеля в истории социологии

1.3 Обществоведческие концепции в период средневековья и в эпоху Возрождения

1.4 Обществоведение в эпоху Нового времени

1.5 Развитие социально-политической науки в XIX веке

1.6 Предшественники социологической науки в России

Тесты по теме 1

Тема 2. Становление и этапы исторического развития социологии

2.1. Роль О. Конта в становлении социологической науки

2.2. Позитивистское направление западноевропейской социологии второй половины XIX — начала ХХ века

2.3. Антипозитивизм Г. Зиммеля и М. Вебера

2.4. Марксистское направление в социологии

2.5. США — центр развития социологической науки в ХХ веке

2.6. Вехи развития российской социологии

2.7. Полипарадигмальность социологии
Тесты по теме 2

Тема 3. Социология как наука.

3.1. Объект, предмет социологической науки и её функции

3.2. Формы социологического знания и методы социологического исследования
Тесты по теме 3

 

Раздел II. Общество: сущность, типы, развитие, функционирование

 

Тема 1. Общество и его функционирование

1.1. Понятие общества и его характерные черты

1.2. Механизмы функционирования общества

1.3. Гражданское общество и государство

Тесты по теме 1

 

Тема 2. Возникновение общества и его основные типы

2.1. Генезис общества

2.2. Типология общества.

Тесты по теме 2

 

Тема 3. Социальные изменения. Теории развития общества

3.1. Марксистская система общественно-экономических формаций

3.2. Цивилизационный подход к развитию общества

3.3. Теория трёх стадий общественного развития

3.4. Понятие модернизации

Тесты по теме 3

 

Тема 4. Формы и направления развития общества

4.1. Концепции эволюционного и революционного развития общества

4.2. Современная научно-техническая революция и её социальные последствия

4.3. Прогресс и регресс в развитии общества. Общественный прогресс и его критерии

Тесты по теме 4

 

Тема 5. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире

5.1. Сущность и проявления глобализации

5.2. Глобальные проблемы современности и пути их решения

Тесты по теме 5

 

Раздел III. Социальная структура общества

Тема 1. Личность и общество

1.1. Личность как социальная система

1.2. Социальный контроль

1.3. Социальное поведение

Тесты по теме 1

 

Тема 2. Социальные общности как формы организации жизнедеятельности индивидов

2.1. Понятие и классификация социальных общностей

2.2. Этнические общности и их формы

2.3. Социально-классовая структура общества

2.4. Социальная стратификация и социальная мобильность

Тесты по теме 2

 

Тема 3. Социальные институты и организации

3.1. Понятие социальных институтов, их функции, типология и иерархия

3.2. Социальные организации

Тесты по теме 3

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Социологии отведено особое место в системе научного знания. Эта наука позво-ляет человеку познать законы функционирования и развития общества. В настоящее время без знания закономерностей социальной жизни, без рекомендаций и прогнозов социологов не могут обойтись государственные и общественные деятели, политики и бизнесмены, экономисты и юристы, социальные работники и психологи, педагоги и работники культуры – все, кто по роду своей профессиональной деятельности имеет дело с людьми и социальными группами, кто тем или иным образом творит обществен-ные отношения. Социальное творчество приносит позитивный результат только тогда, когда оно происходит на основе учёта объективных тенденций общественной жизни, устанавливаемых и изучаемых социологией. Поэтому овладение основами социологи-ческой науки является обязательным для будущих специалистов всех направлений про-фессиональной деятельности и в целом для любого человека как субъекта и объекта социальных взаимодействий.

Социально-политическое образование представляет один из способов современ-ной социализации личности и формирования её общей культуры, приобщения к обще-человеческим ценностям. Главной его функцией выступает формирование социального мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возмож-ных путей разрешения. Курс социологии призван развернуть перед обучающимися це-лостную, многоуровневую картину социальной жизни, показать сложные взаимосвязи общества и личности, дать студентам необходимый любому образованному граждани-ну минимум знаний о социально-политических реалиях, нормах социального поведе-ния, социально-политических ценностях.

Будущим специалистам необходимо не только получить определённый объём информации и знаний, но и приобрести умения и навыки быстро ориентироваться в стремительно меняющемся социальном мире, оперативно адаптироваться к нему, само-стоятельно развивать свои способности, активно и творчески решать возникающие жизненные проблемы.

Главной задачей предлагаемого электронного курса социологии является активизация познавательной деятельности студентов, более эффективная подготовка их к познанию динамичной и сложной социальной реальности. Композиционное построение курса нацеливает пользователей на развитие и тренировку мышления, памяти и ума. Подобный тренинг способствует более продуктивному овладению студентами терминологией социологической науки, её логикой, методологией и методикой.

В данный электронный курс включёны электронный учебник, текст которого разделён на разделы, темы, параграфы, и тесты по каждой теме. Автор использовал материалы различных учебников и учебных пособий по социологии, изданных в России.


РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 1

ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Тесты по теме 1 (раздел 1)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения

а) антропосоциогенез; б) синкретичность; в) брахманизм; г) буддизм; д) даосизм; е) конфуцианство; ж) народный суверенитет; з) либерализм; и) консерватизм; к) коммунизм; л) социал-демократизм; м) антидемократизм; н) просвещённый абсолютизм; о) славянофилы; п) западники; р) дворянское просветительство; с) народничество.

1. Идейно-теоретическое учение об обществе, лишённом социально-классовых разли-чий и противоречий, о справедливом обществе, в котором господствует принцип: «От каждого по способностям – каждому по потребностям».

2. Идеология и движение русской разночинной интеллигенции.

3. Нерасчленённость, существование в целостности, в единстве.

4. Социально-политическое учение, ядро которого составляет доктрина демократичес-кого социализма.

5. Процесс становления и развития человека и общества.

6. Общественное течение, выступавшее с критикой самодержавно-крепостнического строя России, призывавшее к просвещению и гуманизму, к нравственному совер-шенствованию личности, к демократическим реформам.

7. Выразители идеологии умеренно-помещичьего либерализма, отстаивавшие идею самобытности русского народа и призывавшие к реставрации патриархальных, до-петровских порядков.

8. Религия раннего индуизма, оправдывающая кастовый строй.

9. Течение общественно-политической мысли, выступающее против любой морали, которая проповедует равенство и братство.

10. Учение, призывающее следовать объективным законам природы, жить естествен-ной жизнью.

11. Краеугольным камнем этого направления общественно-политической мысли явля-ется идея всеобщего мира и всеобщего единства.

12. Идеализировали западные порядки, видели свой идеал в западном парламентаризме и демократии.

13. Священное учение, проповедовавшее смирение, терпение, покорность, бездействие, уход в свой внутренний мир и его совершенствование.

14. Выступает за сохранение традиционного уклада социально-политической жизни.

15. Принцип функционирования непосредственной демократии, предполагающий все-народное решение серьёзных вопросов общественно-политической жизни.

16. Философия морали, облечённая в религиозную форму и утверждавшая, что все со-циальные отношения должны регулироваться нравственными принципами.

17. Политика уничтожения «сверху» и преобразования наиболее устаревших институ-тов феодального общества.

II. Вставьте по смыслу слова в текст:

1) Определяющим фактором общественной жизни Ш.Л.Монтескье считал ...-... ... .

2) Корни социальной несправедливости и зла ... видел в невежестве, поэтому он презрительно относился к низам и говорил: «Когда чернь начинает рассуждать, то всё погибло».

3) Ж.-Ж.Руссо представлял ...-... направление во французском Просвещении.

4) Согласно И.Канту, никакое социальное развитие, никакой социальный прогресс не возможен без ... .

5) Под свободой ... понимал свободу духа, мысли, интеллектуальную свободу личности.

III. Выберите верные ответы:

1. Модель идеального государства создал: а) Будда; б) Конфуций; в) Платон; г) Арис-тотель.

2. Конфуций считал, что социальные отношения должны регулироваться: а) природ-ными силами; б) правовыми нормами; в) государственной властью; г) морально-нравственными принципами.

3. Патриархально-семейная теория государства была создана: а) Буддой; б) Конфуци-ем; в) Платоном; г) Аристотелем.

4. Идеи Платона и первых социалистов-утопистов об идеальном обществе сходны: а) верно; б) неверно.

5. По мнению Платона, править в обществе должны те, кто: а) является мудрецами, философами; б) отличается храбростью, мужеством; в) занимается физическим трудом.

6. Древнегреческие мыслители отстаивали идею: а) превосходства личных интересов над общественными; б) первенства государства перед личностью; в) божественного происхождения государства и власти; г) управления обществом со стороны государства.

7. «Человек – общественное животное», - утверждал: а) Будда; б) Конфуций; в) Пла-тон; г) Аристотель.

8. Высказывание: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть», - принадлежит: а) Аристотелю; б) Платону; в) Будде; г) Конфуцию.

9. Какие из перечисленных ниже форм правления Аристотель считал плохими: а) мо-нархия; б) тирания; в) олигархия; г) аристократия; д) крайняя демократия.

10. Социально-политическая наука развивалась под влиянием теологической идеоло-гии: а) в эпоху Возрождения; б) в эпоху Средневековья; в) в Древней Греции; г) в Новое время.

11. Первым буржуазным идеологом является: а) А.Блаженный; б) Н.Макиавелли; в) Ф.Аквинский; г) Н.Кузанский.

12. Первыми социалистами-утопистами были: а) Т.Мор; б) А.Блаженный; в) Н.Маки-авелли; г) Т.Кампанелла; д) Ф.Аквинский; е) Дж.Уинстенли.

13. Т.Гоббс и Дж.Локк создали теорию возникновения государства: а) патриархально-семейную; б) договорную; в) теологическую; г) социально-экономическую.

14. Идею разделения властей впервые сформулировал: а) Аристотель; б) Дж.Локк; в) Н.Макиавелли; г) Вольтер.

15. Ш.Л.Монтескье считал, что жизнь общества прежде всего определяется факторами: а) природно-географическими; б) духовно-психологическими; в) социально-экономическими; г) политическими.

16. «Когда чернь начинает рассуждать, то всё погибло», - утверждал: а) Монтескье; б) Вольтер; в) Фурье; г) Руссо.

17. Принцип суверенитета народной власти выдвинул Гоббс: а) верно; б) неверно.

18. Радикально-демократическое направление французского Просвещения ХVIII в. пре-дставлял: а) Вольтер; б) Монтескье; в) Руссо; г) Дидро.

19. Социалистами-утопистами ХVIII – начала ХIХ в. были: а) А.Сен-Симон; б) Т.Кам-панелла; в) Т.Мор; г) Ш.Фурье; д) Ж.-Ж.Руссо.

20. Г.В.Ф.Гегель под свободой человека понимал свободу духа: а) верно; б) неверно.

21. Главная идея либерализма – идея: а) первенства государства перед личностью; б) разделения властей; в) божественного происхождения государства и власти; г) все-общего мира и всеобщего единства.

22. Выберите характерные черты консервативной идеологии: а) сохранение традицион-ного уклада общественно-политической жизни; б) подчинение личности обществу и государству; в) превосходство личных интересов над общественными; г) лозунг: «Свобода, равенство, братство».

23. Наиболее видным представителем антидемократической идеологии второй полови-ны ХIХ в. был Ф.Ницше: а) верно; б) неверно.

24. С точки зрения материалистов, решающим фактором общественного прогресса выс-тупает духовное, умственное развитие человека: а) верно; б) неверно.

25. Для демократического социализма характерно: а) отсутствие частной собственнос-ти; б) смешанная экономика; в) огосударствление экономики; г) политический плюрализм.

26. Юрий Крижанич наилучшей формой правления считал: а) монархию; б) тиранию; в) аристократию; г) демократию.

27. У истоков революционно-демократических традиций в России стоял Г.В.Плеханов: а) верно; б) неверно.

28. Русские консерваторы выступали под лозунгом: «Православие, самодержавие, народность»: а) верно; б) неверно.

29. Гуманистическое направление русской общественной мысли второй половины ХIХ в. представляли: а) Достоевский и Толстой; б) Кавелин и Чичерин; в) Ленин и Троц-кий; г) Герцен и Огарёв.

30. Пропагандистское направление в народничестве возглавлял: а) П.Н.Ткачёв; б) П.Л.Лавров; в) Г.В.Плеханов; г) М.А.Бакунин.


ТЕМА 2

Тесты по теме 2 (раздел 1)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения

а) позитивизм; б) реформизм; в) теория социального конфликта; г) тейлоризм; д) теория человеческих отношений; е) теория иерархии потребностей; ж) бихевиоризм; з) инсти-туционализация науки; и) полипарадигмальность науки; к) функционализм; л) структурализм; м) структурный функционализм; н) институционализм; о) понимающая социология; п) символический интеракционизм; р) феноменология; с) этнометодология; т) парадигма.

1. Утверждает, что эксплуататорское общество нельзя реформировать, его можно то-лько уничтожить.

2. Приобретение наукой статуса социального института.

3. Теоретическое и методологическое направление в социологии, считающее методы этнографии и социальной антропологии общей методологией всех социальных наук.

4. Ставит своей задачей осуществление социальных преобразований путём реформ.

5. Одно из ведущих направлений в американской психологии и социологии конца ХIХ – начала ХХ вв., утверждающее, что поведение человека, по аналогии с животными, строится по принципу «стимул-реакция».

6. Ведущее мировоззренческое направление социологии ХIХ в., принципы которого были сформулированы О.Контом.

7. Система производства, основанная на рационализации управления и научной орга-низации труда.

8. Теоретико-методологическое направление в современной социологии, рассматрива-ющее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое духовным вза-имодействием индивидов.

9. Утверждает, что для повышения эффективности производства важны не только ма-териальные, но и моральные, психологические факторы.

10. Многообразие научно-познавательных парадигм.

11. Теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии, изучающее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом со-держании.

12. Анализирует социальные системы с точки зрения функций их элементов.

13. Исследует содержание и механизм понимания индивидами своих социальных дей-ствий.

14. Система основополагающих принципов научного мышления, логическая модель постановки и решения научных проблем.

15. Главная её идея состоит в том, что в основе стимулирования деятельности людей находятся низшие потребности, а высшие потребности играют мотивирующую роль.

16. Предполагает выявление структуры социальной системы как совокупности устой-чивых отношений между её элементами.

17. Изучает социальные институты.

18. Выясняет то, каким образом совмещаются друг с другом функции элементов систе-мы, структур системы и функции разных систем.

II. Вставьте по смыслу слова в текст:

1. Социология долгое время развивалась в рамках ... . Самостоятельной наукой она становится в ......после опубликования ... третьего тома своей работы «... ... ...» .

2. О.Конт развил теорию общественного прогресса, решающим фактором которого он считал ..., ... совершенствование человека .

3. Немецкие социологи ... и ... выдвинули идею принципиальной противоположности законов природы и общества. Они отвергали в качестве объекта социологического исследования такие собирательные понятия как ..., ..., ... и считали, что объектом исследования социолога может быть только ... .

4. С 20-х гг. ХХ в. наибольшее развитие социологическая наука получила в США. Основное внимание там уделялось социологии...и ... .

5. Русский социолог ... видел прогресс общества в росте человеческой солидарности и социальной гармонии. Он отверг идею Маркса о ... как локомотиве истории.

III. Выберите верные ответы:

1. Родоначальником социологической науки является: а) М.Вебер; б) К.Маркс; в) О.Конт; г) Г.Спенсер.

2. Самостоятельной наукой социология становится: а) в начале ХIХ в; б) в 20-х гг. ХIХ в; в) в 40-х гг. ХIХ в; г) в конце ХIХ – начале ХХв.

3. В научный оборот термин «социология» ввёл: а) Г.Спенсер; б) Э.Дюркгейм; в) М.Вебер; г) О.Конт.

4. Кто из названных учёных является родоначальником позитивизма: а) О.Конт; б) Г.Зиммель; в) М.Вебер; г) П.Сорокин.

5. Создателем теории социального конфликта является: а) К.Маркс; б) М.Вебер; в) Г.Спенсер; г) Г.Зиммель.

6. Г.Зиммель и М.Вебер выдвинули идею: а) революционного преобразования общест-ва; б) тождества законов функционирования природы и общества; в) стимулов пове-дения человека; г) принципиальной противоположности законов природы и об-щества.

7. «Поведенческое направление» в социологии называется: а) бихевиоризм; б) марк-сизм; в) позитивизм; г) реформизм.

8. Российская социология с самого начала формируется как прикладная, точная наука: а) верно; б) неверно.

9. Согласно теории «человеческих отношений» для повышения эффективности произ-водства необходимы прежде всего: а) благоприятный моральный климат в трудовом коллективе; б) рационализация управления производством; в) моральная удовлетворённость работников трудом; г) материальное стимулирование работников.

10. Сторонниками реформистского пути развития общества были а) Г.Спенсер; б) К.Маркс; в) В.И.Ленин; г) Э.Дюркгейм.

11. Какие из нижеследующих суждений являются позитивистскими: а) законы функци-онирования природы и общества противоположны; б) наука должна отказаться от изучения философских, мировоззренческих вопросов; в) социальные явления долж-ны описываться количественно; г) эксплуататорское общество нельзя реформировать, его можно только уничтожить.

12. Теория иерархии потребностей была разработана Э.Мэйо: а) верно; б) неверно.

13. Автором теории человеческих отношений является: а) Ф.Тейлор; б) Э.Мэйо; в) А.Маслоу; г) М.Ковалевский.

14. Центральным понятием социологии К.Маркса является: а) личность; б) социальное действие; в) социальное пространство; г) классовая борьба.

15. Кому из ниже перечисленных социологов принадлежит определение социологии как позитивной науки об обществе: а) Дюркгейму; б) Веберу; в) Марксу; г) Конту.

16. Центральным понятием феноменологической социологии является категория: а) об-щественно-экономическая формация; б) индивидуальный выбор; в) межличностные коммуникации; г) жизненный мир.

17. Социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании изучает: а) этнометодология; б) феноменология; в) функционализм; г) символичес-кий интеракционизм.

18. С позиций социального дарвинизма выступал: а) М. Вебер; б) К. Маркс; в) Э. Дюркгейм; г) Г. Спенсер.

19. «Социальные факты» — предмет изучения социологической науки», —

утверждал: а) Г. Спенсер; б) М. Вебер; в) О. Конт; г) Э. Дюркгейм.

20. Представители «понимающей социологии»: а) О. Конт; б) Г. Спенсер; в) М. Вебер; г) Г. Зиммель.

21. Биологический принцип «борьбы за существование» распространял на общество:

а) К. Маркс; б) М. Вебер; в) Г. Спенсер; г) Г. Зиммель.

22. Представители позитивизма в социологии: а) Г. Спенсер и Э. Дюркгейм; б) Г. Зиммель и М. Вебер; в) К. Маркс и Ф. Энгельс; г) Э. Мэйо и А. Маслоу.

23. Интерпретативные парадигмы: а) техницизм; б) «понимающая социология»; в) феноменология; г) социолингвистика.

24. Системные парадигмы: а) символический интеракционизм; б) экономический детерминизм; в) институционализм; г) функционализм.

25. «Определяющую роль в жизни общества играет способ производства материальных благ», — утверждает: а) географический детерминизм; б) этнометодология; в) структурализм; г) экономический детерминизм.

 

ТЕМА 3

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Тесты по теме 3 (раздел 1)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения

а) наука; б) объект науки; в) предмет науки; г) объект социологии; д) предмет социоло-гии; е) социальный человек; ж) социальная инженерия; з) макросоциология; и) микро-социология; к) эмпирическое исследование; л) теоретическое исследование; м) экспе-римент; н) наблюдение; о) генеральная совокупность; п) выборка; р) респондент; с) ре-презентативность; т) контент-анализ; у) инвариант; ф) парадигма.

1. Отвечающий на вопросы анкеты.

2. Человек во всех его многообразных связях и отношениях с другими людьми.

3. Метод сбора количественных данных об изучаемом социальном явлении.

4. Систематизированное, обобщённое, подтверждённое фактами знание.

5. Практическое внедрение научных социологических знаний в жизнь.
6. Общие способы и принципы исследования в науке.

7. Явление мира, которое изучает наука.

8. Изучение явлений, базирующееся на непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом.

9. Устойчивое содержание в непосредственных чувственных данных.

10. Общество в целом.

11. То, что интересует науку в объекте, тот угол зрения, под которым наука смотрит на объект.

12. Изучение сущности явления, при котором связь исследователя с изучаемым объек-том косвенная, опосредованная.

13. Мера соответствия части целому.

14. Социальный человек.

15. Часть генеральной совокупности, подвергающаяся анкетированию.

16. Исследует крупные, охватывающие всё общество социальные системы и историчес-ки длительные процессы.

17. Непосредственное восприятие социальных явлений в их естественном виде.

18. Все лица изучаемой совокупности.

19. Изучает поведение людей в семье, в трудовом коллективе, компании друзей, общес-твенной организации и т.д.

20. Проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект стави-

тся в специально созданные и контролируемые условия.

II. Вставить по смыслу слова в текст

1) Эмпирическое исследование ориентировано на изучение ..., на теоретическом уровне происходит изучение ... . ... исследование предполагает косвенную, опосредованную связь исследователя с изучаемым объектом. ... исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом.

2) Формой эмпирического социологического знания выступают непосредственные чувственные ... и научные ... . В процессе наблюдения, эксперимента, анкетирования, интервьюирования, контент-анализа социолог получает непосредственные ... . Фундамент теории образуют научные ... . Переход от ... к ... происходит через рациональную их обработку и поиска в них устойчивого ... (...) .

3) Разработка общих принципов социологических исследований составляет существо ... уровня теоретизирования. Теории ... уровня претендуют на осмысление лишь некоторых структур социальной системы и отдельных социальных процессов.

III. Выберите верные ответы:

1. Объект социологической науки: а) общество; б) внутренний мир человека; в) соци-альный человек; г) социальная жизнь общества.

2. Теория коллектива относится: а) к парадигмальному уровню; б) к общесоциологи-ческой теории; в) к теории среднего уровня; г) к частной социологической теории.

3. Какое утверждение верно: а) объект и предмет науки тождественны; б) предмет нау-ки шире чем её объект; в) предмет науки – определённая область изучения её объекта; г) предмет науки полностью исчерпывает её объект.

4. Метод сбора количественных данных, содержащихся в документах, называется: а)наблюдение; б) контент-анализ; в) моделирование; г) эксперимент.

5. Предмет социологии: а) общество в целом; б) внутренний мир человека; в) социальный человек; г) биологический человек.

6. Если опрашивается генеральная совокупность, то это: а) выборочный опрос; б) сплошной опрос.

7. В анкете поставлен вопрос и даны варианты ответа на него. Данный анкетный воп-рос является открытым: а) верно; б) неверно.

8. Совершенствование человека и общественных отношений составляет сущность ... функции социологии: а) познавательной; б) прогностической; в) политико-идеоло-гической; г) гуманистической.

9. К эмпирическому уровню социологического исследования относятся: а) наблюде-ние; б) аналитическая обработка первичных данных; в) выдвижение гипотез; г) ан-кетирование.

10. Практическое внедрение социологических знаний в жизнь относится к уровню при-кладных социологических исследований: а) верно; б) неверно.

11. К теоретическому уровню социологического исследования относятся: а) контент-анализ; б) выдвижение гипотез; в) интервью; г) формулирование выводов.

12. Социологический термин «выборка» подразумевает выбор методов исследования: а) верно; б) неверно.

13. Контент-анализ предполагает анализ информации: а) качественный; б) содержатель-ный; в) количественный; г) системный.

14. Анкетный вопрос: «Как, по-вашему мнению, справляется со своими обязанностями преподаватель?» – является открытым: а) верно; б) неверно.

15. Прикладная социология – это: а) макросоциологическая теория общества; б) сово-купность теоретических моделей и методологических принципов; в) совокупность методов и процедур исследования; г) социальная инженерия.

16. В социологическом опросе выясняется субъективное мнение респондента: а) верно; б) неверно.

17. Конечная цель эмпирического социологического исследования – создание теории: а) верно; б) неверно.

18. Наблюдение бывает: а) сплошным; б) контролируемым; в) выборочным; г) невклю-чённым.

19. Генеральная совокупность всегда больше выборки: а) верно; б) неверно.

20. Анализ документов бывает: а) включённым; б) невключённым; в) контролируемым; г) количественным.

21. Генеральная совокупность – всё население или та его часть, которая изучается соци-ологом: а) верно; б) неверно.

22. Анкетные вопросы подразделяются на: а) сплошные; б) открытые; в) выборочные; г) закрытые.

23. Объект сплошного опроса – выборочная совокупность: а) верно; б) неверно.

24. Научная теория – предположение о сути изучаемых явлений: а) верно; б) неверно.

25. Выборочные опросы дают более точную информацию об изучаемой социальной совокупности, чем сплошные: а) верно; б) неверно.

 


Тесты по теме 1 (раздел II)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения:

а) общество; б) механизмы функционирования общества; в) социализация; г) культура; д) государственная власть; е) институционализация; ж) легитимация; з) легитимность; и) легальность; к) гражданское общество.

1. Аккумулирует опыт предшествующих поколений, традиции, знания, ценности.

2. Сравнение результатов социализации и институционализации с общепринятыми образцами культуры данного общества и принятие или отвержение их.

3. Совокупность негосударственных отношений в обществе и соответствующих этим отношениям добровольно образовавшихся негосударственные структур.

4. Самая крупная совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразными взаимодействиями, общей территорией, историей и культурой.

5. Процесс включения человека в общественную жизнь.

6. Законность, общественное признание, доверие и поддержка со стороны общества, со стороны народа.

7. Определённым образом организованная система, обладающая способностью саморазвития, саморегулирования и самоконтроля как элемента процесса саморегулирования.

8. Противостоит тем социальным образованиям, которые выступают против ценностно-нормативного порядка, существующего в обществе.

9. Социализация, институционализация, легитимация.

10. Создание в обществе новых структурных образований, оформление новых социальных отношений.

11. Юридическая, правовая законность.

 

II. Вставьте по смыслу слова в текст:

1) ... — это процесс включения человека в общественную жизнь.В ходе ... человек занимает определённое место в обществе (приобретает ... ...) и обучается исполнять предписываемые ему обществом ... ... .

2) В обществе создаются новые структурные образования, оформляются новые социальные отношения. Этот процесс называется ... .

3) Сравнение результатов ... и ... с общепринятыми образцами ... данного общества и принятие или отвержение их называется ... .

4) Благодаря механизму ... общество не позволяет правящей элите по своему усмотрению реформировать его, перекраивать его социальную структуру.

5) Цена ... социального субъекта по сравнению с его легитимностью не столь велика.

6) Производным от понятия «...»является понятие «гражданское общество».

III. Выберите верные ответы:

1. Основное понятие социологической науки:

а) общество;

б) власть;

в) государство;

г) собственность;

д) гражданское общество.

2. Главное предназначение общества:

а) подавлять личность;

б) подчинять человека общественным интересам;

в) создавать условия для развития личности;

г) противодействовать инновационным процессам.

3. Механизмом функционирования общества не является:

а) социализация;

б) глобализация;

в) институционализация;

г) легитимация.

4. Легитимация — это:

а) механизм удовлетворения потребностей человека;

б) процесс соотнесения новых социальных образований и новых социальных отношений с общепринятыми образцами культуры;

в) процесс становления личности;

г) механизм создания в обществе новых структурных образований и оформления новых социальных отношений.

5. Создание и оформление в обществе новых социальных образований и социальных отношений называется:

а) модернизация;

б) легитимация;

в) институционализация;

г) социализация.

6. Легитимными считаются те социальные новообразования, которые:

а) соответствуют сложившейся системе ценностей;

б) не контролируются данным обществом;

в) удовлетворяют все потребности человека;

г) выступают против ценностно-нормативного порядка, существующего в обществе.

7. Опыт предшествующих поколений, традиции, знания, ценности аккумулируются в:

а) культуре;

б) государстве;

в) экономике;

г) политике.

8. Природа и общество соотносятся между собой следующим образом:

а) природа и общество — двуединая природно-социальная основа человека;

б) общество и человек — часть природы и подчиняются только законам природы;

в) природа и общество как две реальности живут по абсолютно различным законам;

г) ведущая роль социального, а не биологического в жизни человека.

9. Общество — это саморегулирующаяся система:

а) верно;

б) неверно.

10. Общество — это самая большая группа людей:

а) верно;

б) неверно.

11. Социализация — это:

а) процесс включения человека в общественную жизнь;

б) процесс социального взаимодействия;

в) механизм удовлетворения потребностей человека;

г) механизм перехода общества из одного качественного состояния в другое.

12. Гражданское общество охватывает совокупность политических отношений:

а) верно;

б) неверно.

13. Структурными элементами гражданского общества являются:

а) церковь;

б) правительство;

в) парламент;

г) частное предприятие;

д) армия.

14. К сфере гражданского общества не относятся отношения:

а) экономические;

б) семейные;

в) государственные;

г) религиозные;

д) социальные.

15. Для современной действительности более подходит утверждение:

а) государство первенствует над гражданским обществом;

б) гражданское общество стоит над государством;

в) государство и гражданское общество представляют целостную систему, дополняют друг друга и взаимодействуют между собой.

16. Какое из следующих определений принадлежит М. Веберу:

а) общество — это надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях;

б) общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности;

в) общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий;

г) общество — это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

17. «Общество не состоит из индивидов, а выражает систему тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу», — писал:

а) Г. Спенсер;

б) М. Вебер;

в) Т. Парсонс;

г) К. Маркс.

18. О. Конт считал, что общество — это:

а) композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидов;

б) функционирующая система, основанная на разделении труда;

в) надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях;

г) система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

19. Э. Дюркгейм характеризовал общество как:

а) надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях;

б) систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности;

в) взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий;

г) функционирующую систему, основанную на разделении труда;

20. По Г. Спенсеру, общество — композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидов:

а) верно;

б) неверно.

Тема 2

Генезис общества



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.19 (0.051 с.)