Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Введение в изучение социологии↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Электронный курс социологии Ямщиков С. В. Электронный курс социологии.
Настоящий курс предназначен для проведения занятий по дисциплине «Социология» со студентами, получающими образование в системе дистанционного обучения университета «Дубна». СОДЕРЖАНИЕ Предисловие............................................................................................................................. Раздел I. Введение в изучение социологии
Тема 1. Предыстория и социально-философские истоки социологической науки. 1.1 Зарождение социального мышления и его развитие в Древнем мире 1.2 Роль Платона и Аристотеля в истории социологии 1.3 Обществоведческие концепции в период средневековья и в эпоху Возрождения 1.4 Обществоведение в эпоху Нового времени 1.5 Развитие социально-политической науки в XIX веке 1.6 Предшественники социологической науки в России Тесты по теме 1 Тема 2. Становление и этапы исторического развития социологии 2.1. Роль О. Конта в становлении социологической науки 2.2. Позитивистское направление западноевропейской социологии второй половины XIX — начала ХХ века 2.3. Антипозитивизм Г. Зиммеля и М. Вебера 2.4. Марксистское направление в социологии 2.5. США — центр развития социологической науки в ХХ веке 2.6. Вехи развития российской социологии 2.7. Полипарадигмальность социологии Тема 3. Социология как наука. 3.1. Объект, предмет социологической науки и её функции 3.2. Формы социологического знания и методы социологического исследования
Раздел II. Общество: сущность, типы, развитие, функционирование
Тема 1. Общество и его функционирование 1.1. Понятие общества и его характерные черты 1.2. Механизмы функционирования общества 1.3. Гражданское общество и государство Тесты по теме 1
Тема 2. Возникновение общества и его основные типы 2.1. Генезис общества 2.2. Типология общества. Тесты по теме 2
Тема 3. Социальные изменения. Теории развития общества 3.1. Марксистская система общественно-экономических формаций 3.2. Цивилизационный подход к развитию общества 3.3. Теория трёх стадий общественного развития 3.4. Понятие модернизации Тесты по теме 3
Тема 4. Формы и направления развития общества 4.1. Концепции эволюционного и революционного развития общества 4.2. Современная научно-техническая революция и её социальные последствия 4.3. Прогресс и регресс в развитии общества. Общественный прогресс и его критерии Тесты по теме 4
Тема 5. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире 5.1. Сущность и проявления глобализации 5.2. Глобальные проблемы современности и пути их решения Тесты по теме 5
Раздел III. Социальная структура общества Тема 1. Личность и общество 1.1. Личность как социальная система 1.2. Социальный контроль 1.3. Социальное поведение Тесты по теме 1
Тема 2. Социальные общности как формы организации жизнедеятельности индивидов 2.1. Понятие и классификация социальных общностей 2.2. Этнические общности и их формы 2.3. Социально-классовая структура общества 2.4. Социальная стратификация и социальная мобильность Тесты по теме 2
Тема 3. Социальные институты и организации 3.1. Понятие социальных институтов, их функции, типология и иерархия 3.2. Социальные организации Тесты по теме 3
ПРЕДИСЛОВИЕ Социологии отведено особое место в системе научного знания. Эта наука позво-ляет человеку познать законы функционирования и развития общества. В настоящее время без знания закономерностей социальной жизни, без рекомендаций и прогнозов социологов не могут обойтись государственные и общественные деятели, политики и бизнесмены, экономисты и юристы, социальные работники и психологи, педагоги и работники культуры – все, кто по роду своей профессиональной деятельности имеет дело с людьми и социальными группами, кто тем или иным образом творит обществен-ные отношения. Социальное творчество приносит позитивный результат только тогда, когда оно происходит на основе учёта объективных тенденций общественной жизни, устанавливаемых и изучаемых социологией. Поэтому овладение основами социологи-ческой науки является обязательным для будущих специалистов всех направлений про-фессиональной деятельности и в целом для любого человека как субъекта и объекта социальных взаимодействий. Социально-политическое образование представляет один из способов современ-ной социализации личности и формирования её общей культуры, приобщения к обще-человеческим ценностям. Главной его функцией выступает формирование социального мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возмож-ных путей разрешения. Курс социологии призван развернуть перед обучающимися це-лостную, многоуровневую картину социальной жизни, показать сложные взаимосвязи общества и личности, дать студентам необходимый любому образованному граждани-ну минимум знаний о социально-политических реалиях, нормах социального поведе-ния, социально-политических ценностях. Будущим специалистам необходимо не только получить определённый объём информации и знаний, но и приобрести умения и навыки быстро ориентироваться в стремительно меняющемся социальном мире, оперативно адаптироваться к нему, само-стоятельно развивать свои способности, активно и творчески решать возникающие жизненные проблемы. Главной задачей предлагаемого электронного курса социологии является активизация познавательной деятельности студентов, более эффективная подготовка их к познанию динамичной и сложной социальной реальности. Композиционное построение курса нацеливает пользователей на развитие и тренировку мышления, памяти и ума. Подобный тренинг способствует более продуктивному овладению студентами терминологией социологической науки, её логикой, методологией и методикой. В данный электронный курс включёны электронный учебник, текст которого разделён на разделы, темы, параграфы, и тесты по каждой теме. Автор использовал материалы различных учебников и учебных пособий по социологии, изданных в России. РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ТЕМА 1 ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Тесты по теме 1 (раздел 1) I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения а) антропосоциогенез; б) синкретичность; в) брахманизм; г) буддизм; д) даосизм; е) конфуцианство; ж) народный суверенитет; з) либерализм; и) консерватизм; к) коммунизм; л) социал-демократизм; м) антидемократизм; н) просвещённый абсолютизм; о) славянофилы; п) западники; р) дворянское просветительство; с) народничество. 1. Идейно-теоретическое учение об обществе, лишённом социально-классовых разли-чий и противоречий, о справедливом обществе, в котором господствует принцип: «От каждого по способностям – каждому по потребностям». 2. Идеология и движение русской разночинной интеллигенции. 3. Нерасчленённость, существование в целостности, в единстве. 4. Социально-политическое учение, ядро которого составляет доктрина демократичес-кого социализма. 5. Процесс становления и развития человека и общества. 6. Общественное течение, выступавшее с критикой самодержавно-крепостнического строя России, призывавшее к просвещению и гуманизму, к нравственному совер-шенствованию личности, к демократическим реформам. 7. Выразители идеологии умеренно-помещичьего либерализма, отстаивавшие идею самобытности русского народа и призывавшие к реставрации патриархальных, до-петровских порядков. 8. Религия раннего индуизма, оправдывающая кастовый строй. 9. Течение общественно-политической мысли, выступающее против любой морали, которая проповедует равенство и братство. 10. Учение, призывающее следовать объективным законам природы, жить естествен-ной жизнью. 11. Краеугольным камнем этого направления общественно-политической мысли явля-ется идея всеобщего мира и всеобщего единства. 12. Идеализировали западные порядки, видели свой идеал в западном парламентаризме и демократии. 13. Священное учение, проповедовавшее смирение, терпение, покорность, бездействие, уход в свой внутренний мир и его совершенствование. 14. Выступает за сохранение традиционного уклада социально-политической жизни. 15. Принцип функционирования непосредственной демократии, предполагающий все-народное решение серьёзных вопросов общественно-политической жизни. 16. Философия морали, облечённая в религиозную форму и утверждавшая, что все со-циальные отношения должны регулироваться нравственными принципами. 17. Политика уничтожения «сверху» и преобразования наиболее устаревших институ-тов феодального общества. II. Вставьте по смыслу слова в текст: 1) Определяющим фактором общественной жизни Ш.Л.Монтескье считал...-....... 2) Корни социальной несправедливости и зла... видел в невежестве, поэтому он презрительно относился к низам и говорил: «Когда чернь начинает рассуждать, то всё погибло». 3) Ж.-Ж.Руссо представлял...-... направление во французском Просвещении. 4) Согласно И.Канту, никакое социальное развитие, никакой социальный прогресс не возможен без.... 5) Под свободой... понимал свободу духа, мысли, интеллектуальную свободу личности. III. Выберите верные ответы: 1. Модель идеального государства создал: а) Будда; б) Конфуций; в) Платон; г) Арис-тотель. 2. Конфуций считал, что социальные отношения должны регулироваться: а) природ-ными силами; б) правовыми нормами; в) государственной властью; г) морально-нравственными принципами. 3. Патриархально-семейная теория государства была создана: а) Буддой; б) Конфуци-ем; в) Платоном; г) Аристотелем. 4. Идеи Платона и первых социалистов-утопистов об идеальном обществе сходны: а) верно; б) неверно. 5. По мнению Платона, править в обществе должны те, кто: а) является мудрецами, философами; б) отличается храбростью, мужеством; в) занимается физическим трудом. 6. Древнегреческие мыслители отстаивали идею: а) превосходства личных интересов над общественными; б) первенства государства перед личностью; в) божественного происхождения государства и власти; г) управления обществом со стороны государства. 7. «Человек – общественное животное», - утверждал: а) Будда; б) Конфуций; в) Пла-тон; г) Аристотель. 8. Высказывание: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть», - принадлежит: а) Аристотелю; б) Платону; в) Будде; г) Конфуцию. 9. Какие из перечисленных ниже форм правления Аристотель считал плохими: а) мо-нархия; б) тирания; в) олигархия; г) аристократия; д) крайняя демократия. 10. Социально-политическая наука развивалась под влиянием теологической идеоло-гии: а) в эпоху Возрождения; б) в эпоху Средневековья; в) в Древней Греции; г) в Новое время. 11. Первым буржуазным идеологом является: а) А.Блаженный; б) Н.Макиавелли; в) Ф.Аквинский; г) Н.Кузанский. 12. Первыми социалистами-утопистами были: а) Т.Мор; б) А.Блаженный; в) Н.Маки-авелли; г) Т.Кампанелла; д) Ф.Аквинский; е) Дж.Уинстенли. 13. Т.Гоббс и Дж.Локк создали теорию возникновения государства: а) патриархально-семейную; б) договорную; в) теологическую; г) социально-экономическую. 14. Идею разделения властей впервые сформулировал: а) Аристотель; б) Дж.Локк; в) Н.Макиавелли; г) Вольтер. 15. Ш.Л.Монтескье считал, что жизнь общества прежде всего определяется факторами: а) природно-географическими; б) духовно-психологическими; в) социально-экономическими; г) политическими. 16. «Когда чернь начинает рассуждать, то всё погибло», - утверждал: а) Монтескье; б) Вольтер; в) Фурье; г) Руссо. 17. Принцип суверенитета народной власти выдвинул Гоббс: а) верно; б) неверно. 18. Радикально-демократическое направление французского Просвещения ХVIII в. пре-дставлял: а) Вольтер; б) Монтескье; в) Руссо; г) Дидро. 19. Социалистами-утопистами ХVIII – начала ХIХ в. были: а) А.Сен-Симон; б) Т.Кам-панелла; в) Т.Мор; г) Ш.Фурье; д) Ж.-Ж.Руссо. 20. Г.В.Ф.Гегель под свободой человека понимал свободу духа: а) верно; б) неверно. 21. Главная идея либерализма – идея: а) первенства государства перед личностью; б) разделения властей; в) божественного происхождения государства и власти; г) все-общего мира и всеобщего единства. 22. Выберите характерные черты консервативной идеологии: а) сохранение традицион-ного уклада общественно-политической жизни; б) подчинение личности обществу и государству; в) превосходство личных интересов над общественными; г) лозунг: «Свобода, равенство, братство». 23. Наиболее видным представителем антидемократической идеологии второй полови-ны ХIХ в. был Ф.Ницше: а) верно; б) неверно. 24. С точки зрения материалистов, решающим фактором общественного прогресса выс-тупает духовное, умственное развитие человека: а) верно; б) неверно. 25. Для демократического социализма характерно: а) отсутствие частной собственнос-ти; б) смешанная экономика; в) огосударствление экономики; г) политический плюрализм. 26. Юрий Крижанич наилучшей формой правления считал: а) монархию; б) тиранию; в) аристократию; г) демократию. 27. У истоков революционно-демократических традиций в России стоял Г.В.Плеханов: а) верно; б) неверно. 28. Русские консерваторы выступали под лозунгом: «Православие, самодержавие, народность»: а) верно; б) неверно. 29. Гуманистическое направление русской общественной мысли второй половины ХIХ в. представляли: а) Достоевский и Толстой; б) Кавелин и Чичерин; в) Ленин и Троц-кий; г) Герцен и Огарёв. 30. Пропагандистское направление в народничестве возглавлял: а) П.Н.Ткачёв; б) П.Л.Лавров; в) Г.В.Плеханов; г) М.А.Бакунин. ТЕМА 2 Тесты по теме 2 (раздел 1) I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения а) позитивизм; б) реформизм; в) теория социального конфликта; г) тейлоризм; д) теория человеческих отношений; е) теория иерархии потребностей; ж) бихевиоризм; з) инсти-туционализация науки; и) полипарадигмальность науки; к) функционализм; л) структурализм; м) структурный функционализм; н) институционализм; о) понимающая социология; п) символический интеракционизм; р) феноменология; с) этнометодология; т) парадигма. 1. Утверждает, что эксплуататорское общество нельзя реформировать, его можно то-лько уничтожить. 2. Приобретение наукой статуса социального института. 3. Теоретическое и методологическое направление в социологии, считающее методы этнографии и социальной антропологии общей методологией всех социальных наук. 4. Ставит своей задачей осуществление социальных преобразований путём реформ. 5. Одно из ведущих направлений в американской психологии и социологии конца ХIХ – начала ХХ вв., утверждающее, что поведение человека, по аналогии с животными, строится по принципу «стимул-реакция». 6. Ведущее мировоззренческое направление социологии ХIХ в., принципы которого были сформулированы О.Контом. 7. Система производства, основанная на рационализации управления и научной орга-низации труда. 8. Теоретико-методологическое направление в современной социологии, рассматрива-ющее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое духовным вза-имодействием индивидов. 9. Утверждает, что для повышения эффективности производства важны не только ма-териальные, но и моральные, психологические факторы. 10. Многообразие научно-познавательных парадигм. 11. Теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии, изучающее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом со-держании. 12. Анализирует социальные системы с точки зрения функций их элементов. 13. Исследует содержание и механизм понимания индивидами своих социальных дей-ствий. 14. Система основополагающих принципов научного мышления, логическая модель постановки и решения научных проблем. 15. Главная её идея состоит в том, что в основе стимулирования деятельности людей находятся низшие потребности, а высшие потребности играют мотивирующую роль. 16. Предполагает выявление структуры социальной системы как совокупности устой-чивых отношений между её элементами. 17. Изучает социальные институты. 18. Выясняет то, каким образом совмещаются друг с другом функции элементов систе-мы, структур системы и функции разных систем. II. Вставьте по смыслу слова в текст: 1. Социология долгое время развивалась в рамках.... Самостоятельной наукой она становится в......после опубликования... третьего тома своей работы «.........». 2. О.Конт развил теорию общественного прогресса, решающим фактором которого он считал...,... совершенствование человека. 3. Немецкие социологи... и... выдвинули идею принципиальной противоположности законов природы и общества. Они отвергали в качестве объекта социологического исследования такие собирательные понятия как...,...,... и считали, что объектом исследования социолога может быть только.... 4. С 20-х гг. ХХ в. наибольшее развитие социологическая наука получила в США. Основное внимание там уделялось социологии...и.... 5. Русский социолог... видел прогресс общества в росте человеческой солидарности и социальной гармонии. Он отверг идею Маркса о... как локомотиве истории. III. Выберите верные ответы: 1. Родоначальником социологической науки является: а) М.Вебер; б) К.Маркс; в) О.Конт; г) Г.Спенсер. 2. Самостоятельной наукой социология становится: а) в начале ХIХ в; б) в 20-х гг. ХIХ в; в) в 40-х гг. ХIХ в; г) в конце ХIХ – начале ХХв. 3. В научный оборот термин «социология» ввёл: а) Г.Спенсер; б) Э.Дюркгейм; в) М.Вебер; г) О.Конт. 4. Кто из названных учёных является родоначальником позитивизма: а) О.Конт; б) Г.Зиммель; в) М.Вебер; г) П.Сорокин. 5. Создателем теории социального конфликта является: а) К.Маркс; б) М.Вебер; в) Г.Спенсер; г) Г.Зиммель. 6. Г.Зиммель и М.Вебер выдвинули идею: а) революционного преобразования общест-ва; б) тождества законов функционирования природы и общества; в) стимулов пове-дения человека; г) принципиальной противоположности законов природы и об-щества. 7. «Поведенческое направление» в социологии называется: а) бихевиоризм; б) марк-сизм; в) позитивизм; г) реформизм. 8. Российская социология с самого начала формируется как прикладная, точная наука: а) верно; б) неверно. 9. Согласно теории «человеческих отношений» для повышения эффективности произ-водства необходимы прежде всего: а) благоприятный моральный климат в трудовом коллективе; б) рационализация управления производством; в) моральная удовлетворённость работников трудом; г) материальное стимулирование работников. 10. Сторонниками реформистского пути развития общества были а) Г.Спенсер; б) К.Маркс; в) В.И.Ленин; г) Э.Дюркгейм. 11. Какие из нижеследующих суждений являются позитивистскими: а) законы функци-онирования природы и общества противоположны; б) наука должна отказаться от изучения философских, мировоззренческих вопросов; в) социальные явления долж-ны описываться количественно; г) эксплуататорское общество нельзя реформировать, его можно только уничтожить. 12. Теория иерархии потребностей была разработана Э.Мэйо: а) верно; б) неверно. 13. Автором теории человеческих отношений является: а) Ф.Тейлор; б) Э.Мэйо; в) А.Маслоу; г) М.Ковалевский. 14. Центральным понятием социологии К.Маркса является: а) личность; б) социальное действие; в) социальное пространство; г) классовая борьба. 15. Кому из ниже перечисленных социологов принадлежит определение социологии как позитивной науки об обществе: а) Дюркгейму; б) Веберу; в) Марксу; г) Конту. 16. Центральным понятием феноменологической социологии является категория: а) об-щественно-экономическая формация; б) индивидуальный выбор; в) межличностные коммуникации; г) жизненный мир. 17. Социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании изучает: а) этнометодология; б) феноменология; в) функционализм; г) символичес-кий интеракционизм. 18. С позиций социального дарвинизма выступал: а) М. Вебер; б) К. Маркс; в) Э. Дюркгейм; г) Г. Спенсер. 19. «Социальные факты» — предмет изучения социологической науки», — утверждал: а) Г. Спенсер; б) М. Вебер; в) О. Конт; г) Э. Дюркгейм. 20. Представители «понимающей социологии»: а) О. Конт; б) Г. Спенсер; в) М. Вебер; г) Г. Зиммель. 21. Биологический принцип «борьбы за существование» распространял на общество: а) К. Маркс; б) М. Вебер; в) Г. Спенсер; г) Г. Зиммель. 22. Представители позитивизма в социологии: а) Г. Спенсер и Э. Дюркгейм; б) Г. Зиммель и М. Вебер; в) К. Маркс и Ф. Энгельс; г) Э. Мэйо и А. Маслоу. 23. Интерпретативные парадигмы: а) техницизм; б) «понимающая социология»; в) феноменология; г) социолингвистика. 24. Системные парадигмы: а) символический интеракционизм; б) экономический детерминизм; в) институционализм; г) функционализм. 25. «Определяющую роль в жизни общества играет способ производства материальных благ», — утверждает: а) географический детерминизм; б) этнометодология; в) структурализм; г) экономический детерминизм.
ТЕМА 3 СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА Тесты по теме 3 (раздел 1) I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения а) наука; б) объект науки; в) предмет науки; г) объект социологии; д) предмет социоло-гии; е) социальный человек; ж) социальная инженерия; з) макросоциология; и) микро-социология; к) эмпирическое исследование; л) теоретическое исследование; м) экспе-римент; н) наблюдение; о) генеральная совокупность; п) выборка; р) респондент; с) ре-презентативность; т) контент-анализ; у) инвариант; ф) парадигма. 1. Отвечающий на вопросы анкеты. 2. Человек во всех его многообразных связях и отношениях с другими людьми. 3. Метод сбора количественных данных об изучаемом социальном явлении. 4. Систематизированное, обобщённое, подтверждённое фактами знание. 5. Практическое внедрение научных социологических знаний в жизнь. 7. Явление мира, которое изучает наука. 8. Изучение явлений, базирующееся на непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом. 9. Устойчивое содержание в непосредственных чувственных данных. 10. Общество в целом. 11. То, что интересует науку в объекте, тот угол зрения, под которым наука смотрит на объект. 12. Изучение сущности явления, при котором связь исследователя с изучаемым объек-том косвенная, опосредованная. 13. Мера соответствия части целому. 14. Социальный человек. 15. Часть генеральной совокупности, подвергающаяся анкетированию. 16. Исследует крупные, охватывающие всё общество социальные системы и историчес-ки длительные процессы. 17. Непосредственное восприятие социальных явлений в их естественном виде. 18. Все лица изучаемой совокупности. 19. Изучает поведение людей в семье, в трудовом коллективе, компании друзей, общес-твенной организации и т.д. 20. Проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект стави- тся в специально созданные и контролируемые условия. II. Вставить по смыслу слова в текст 1) Эмпирическое исследование ориентировано на изучение..., на теоретическом уровне происходит изучение....... исследование предполагает косвенную, опосредованную связь исследователя с изучаемым объектом.... исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. 2) Формой эмпирического социологического знания выступают непосредственные чувственные... и научные.... В процессе наблюдения, эксперимента, анкетирования, интервьюирования, контент-анализа социолог получает непосредственные.... Фундамент теории образуют научные.... Переход от... к... происходит через рациональную их обработку и поиска в них устойчивого... (...). 3) Разработка общих принципов социологических исследований составляет существо... уровня теоретизирования. Теории... уровня претендуют на осмысление лишь некоторых структур социальной системы и отдельных социальных процессов. III. Выберите верные ответы: 1. Объект социологической науки: а) общество; б) внутренний мир человека; в) соци-альный человек; г) социальная жизнь общества. 2. Теория коллектива относится: а) к парадигмальному уровню; б) к общесоциологи-ческой теории; в) к теории среднего уровня; г) к частной социологической теории. 3. Какое утверждение верно: а) объект и предмет науки тождественны; б) предмет нау-ки шире чем её объект; в) предмет науки – определённая область изучения её объекта; г) предмет науки полностью исчерпывает её объект. 4. Метод сбора количественных данных, содержащихся в документах, называется: а)наблюдение; б) контент-анализ; в) моделирование; г) эксперимент. 5. Предмет социологии: а) общество в целом; б) внутренний мир человека; в) социальный человек; г) биологический человек. 6. Если опрашивается генеральная совокупность, то это: а) выборочный опрос; б) сплошной опрос. 7. В анкете поставлен вопрос и даны варианты ответа на него. Данный анкетный воп-рос является открытым: а) верно; б) неверно. 8. Совершенствование человека и общественных отношений составляет сущность... функции социологии: а) познавательной; б) прогностической; в) политико-идеоло-гической; г) гуманистической. 9. К эмпирическому уровню социологического исследования относятся: а) наблюде-ние; б) аналитическая обработка первичных данных; в) выдвижение гипотез; г) ан-кетирование. 10. Практическое внедрение социологических знаний в жизнь относится к уровню при-кладных социологических исследований: а) верно; б) неверно. 11. К теоретическому уровню социологического исследования относятся: а) контент-анализ; б) выдвижение гипотез; в) интервью; г) формулирование выводов. 12. Социологический термин «выборка» подразумевает выбор методов исследования: а) верно; б) неверно. 13. Контент-анализ предполагает анализ информации: а) качественный; б) содержатель-ный; в) количественный; г) системный. 14. Анкетный вопрос: «Как, по-вашему мнению, справляется со своими обязанностями преподаватель?» – является открытым: а) верно; б) неверно. 15. Прикладная социология – это: а) макросоциологическая теория общества; б) сово-купность теоретических моделей и методологических принципов; в) совокупность методов и процедур исследования; г) социальная инженерия. 16. В социологическом опросе выясняется субъективное мнение респондента: а) верно; б) неверно. 17. Конечная цель эмпирического социологического исследования – создание теории: а) верно; б) неверно. 18. Наблюдение бывает: а) сплошным; б) контролируемым; в) выборочным; г) невклю-чённым. 19. Генеральная совокупность всегда больше выборки: а) верно; б) неверно. 20. Анализ документов бывает: а) включённым; б) невключённым; в) контролируемым; г) количественным. 21. Генеральная совокупность – всё население или та его часть, которая изучается соци-ологом: а) верно; б) неверно. 22. Анкетные вопросы подразделяются на: а) сплошные; б) открытые; в) выборочные; г) закрытые. 23. Объект сплошного опроса – выборочная совокупность: а) верно; б) неверно. 24. Научная теория – предположение о сути изучаемых явлений: а) верно; б) неверно. 25. Выборочные опросы дают более точную информацию об изучаемой социальной совокупности, чем сплошные: а) верно; б) неверно.
Тесты по теме 1 (раздел II) I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения: а) общество; б) механизмы функционирования общества; в) социализация; г) культура; д) государственная власть; е) институционализация; ж) легитимация; з) легитимность; и) легальность; к) гражданское общество. 1. Аккумулирует опыт предшествующих поколений, традиции, знания, ценности. 2. Сравнение результатов социализации и институционализации с общепринятыми образцами культуры данного общества и принятие или отвержение их. 3. Совокупность негосударственных отношений в обществе и соответствующих этим отношениям добровольно образовавшихся негосударственные структур. 4. Самая крупная совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразными взаимодействиями, общей территорией, историей и культурой. 5. Процесс включения человека в общественную жизнь. 6. Законность, общественное признание, доверие и поддержка со стороны общества, со стороны народа. 7. Определённым образом организованная система, обладающая способностью саморазвития, саморегулирования и самоконтроля как элемента процесса саморегулирования. 8. Противостоит тем социальным образованиям, которые выступают против ценностно-нормативного порядка, существующего в обществе. 9. Социализация, институционализация, легитимация. 10. Создание в обществе новых структурных образований, оформление новых социальных отношений. 11. Юридическая, правовая законность.
II. Вставьте по смыслу слова в текст: 1)... — это процесс включения человека в общественную жизнь.В ходе... человек занимает определённое место в обществе (приобретает......) и обучается исполнять предписываемые ему обществом....... 2) В обществе создаются новые структурные образования, оформляются новые социальные отношения. Этот процесс называется.... 3) Сравнение результатов... и... с общепринятыми образцами... данного общества и принятие или отвержение их называется.... 4) Благодаря механизму... общество не позволяет правящей элите по своему усмотрению реформировать его, перекраивать его социальную структуру. 5) Цена... социального субъекта по сравнению с его легитимностью не столь велика. 6) Производным от понятия «...»является понятие «гражданское общество». III. Выберите верные ответы: 1. Основное понятие социологической науки: а) общество; б) власть; в) государство; г) собственность; д) гражданское общество. 2. Главное предназначение общества: а) подавлять личность; б) подчинять человека общественным интересам; в) создавать условия для развития личности; г) противодействовать инновационным процессам. 3. Механизмом функционирования общества не является: а) социализация; б) глобализация; в) институционализация; г) легитимация. 4. Легитимация — это: а) механизм удовлетворения потребностей человека; б) процесс соотнесения новых социальных образований и новых социальных отношений с общепринятыми образцами культуры; в) процесс становления личности; г) механизм создания в обществе новых структурных образований и оформления новых социальных отношений. 5. Создание и оформление в обществе новых социальных образований и социальных отношений называется: а) модернизация; б) легитимация; в) институционализация; г) социализация. 6. Легитимными считаются те социальные новообразования, которые: а) соответствуют сложившейся системе ценностей; б) не контролируются данным обществом; в) удовлетворяют все потребности человека; г) выступают против ценностно-нормативного порядка, существующего в обществе. 7. Опыт предшествующих поколений, традиции, знания, ценности аккумулируются в: а) культуре; б) государстве; в) экономике; г) политике. 8. Природа и общество соотносятся между собой следующим образом: а) природа и общество — двуединая природно-социальная основа человека; б) общество и человек — часть природы и подчиняются только законам природы; в) природа и общество как две реальности живут по абсолютно различным законам; г) ведущая роль социального, а не биологического в жизни человека. 9. Общество — это саморегулирующаяся система: а) верно; б) неверно. 10. Общество — это самая большая группа людей: а) верно; б) неверно. 11. Социализация — это: а) процесс включения человека в общественную жизнь; б) процесс социального взаимодействия; в) механизм удовлетворения потребностей человека; г) механизм перехода общества из одного качественного состояния в другое. 12. Гражданское общество охватывает совокупность политических отношений: а) верно; б) неверно. 13. Структурными элементами гражданского общества являются: а) церковь; б) правительство; в) парламент; г) частное предприятие; д) армия. 14. К сфере гражданского общества не относятся отношения: а) экономические; б) семейные; в) государственные; г) религиозные; д) социальные. 15. Для современной действительности более подходит утверждение: а) государство первенствует над гражданским обществом; б) гражданское общество стоит над государством; в) государство и гражданское общество представляют целостную систему, дополняют друг друга и взаимодействуют между собой. 16. Какое из следующих определений принадлежит М. Веберу: а) общество — это надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях; б) общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности; в) общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий; г) общество — это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. 17. «Общество не состоит из индивидов, а выражает систему тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу», — писал: а) Г. Спенсер; б) М. Вебер; в) Т. Парсонс; г) К. Маркс. 18. О. Конт считал, что общество — это: а) композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидов; б) функционирующая система, основанная на разделении труда; в) надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях; г) система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. 19. Э. Дюркгейм характеризовал общество как: а) надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях; б) систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности; в) взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий; г) функционирующую систему, основанную на разделении труда; 20. По Г. Спенсеру, общество — композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидов: а) верно; б) неверно. Тема 2 Генезис общества Процесс возникновения и развития общества называется социогенез (лат. societas — общество; греч. genesis — развитие). Общество зарождалось одновременно с человеком. Процесс становления и развития человека называется антропогенез (греч. anthropos — человек). Становление и развитие человека и общества как единый процесс называется антропосоциогенез. В антропосоциогенезе выд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.94 (0.014 с.) |