Предшественники социологической науки в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предшественники социологической науки в России



Особенностью развития социально-политической мысли в России было относи-тельно длительное существование её в художественной форме: в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии. Большую роль в зарождении и развитии рус-ской социально-политической науки сыграл русский энциклопедист ХVII в. Юрий Кри-жанич (1616 – 1683). В трактате «Беседы о правлении» он сформулировал программу разумного управления державой. Её смысл сводится к объективному анализу страны, народа, природных ресурсов, традиций и умелому их использованию. Наилучшей формой правления Крижанич считал самодержавие, но самодержавие умеренное.

Выдающимся социальным мыслителем России первой половины ХVIII в. был Василий Никитич Татищев (1686 – 1750). Татищев ратовал за просвещённый абсолю-тизм, настаивал на распространении наук и просвещения, которые способствовали эко-номическому и культурному процветанию государства. Значительный вклад в решение этой проблемы внёс Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). Руководствуясь теорией естественного права, по которой все люди от природы равны, Радищев верил в создание справедливого общества. В этом обществе жизнь должна строиться на прин-ципах общественного договора, на разумном законодательстве, народовластии и иму-щественном равенстве. А.Н.Радищев стоял у истоков революционно-демократических традиций в России.

Демократическая тенденция находит своё продолжение и развитие в декабрист-ском движении. Декабристы (наиболее известными теоретиками среди декабристов бы-ли Павел Иванович Пестель (1793 – 1826) и Никита Михайлович Муравьёв (1796 – 1843)) – сторонники теории естественного права и общественного договора. Рабство и крепостничество, по их мнению, представляют собой результат насильственного нару-шения естественного права и общественного договора, поэтому они должны быть уничтожены.

Вопрос об отношении к крепостному праву и крепостничеству был центральным вопросом общественно-политической жизни России ХIХ в. Русские консерваторы (С.С.Уваров, Н.М.Карамзин, М.П.Погодин, К.П.Победоносцев и др.) своим лозунгом сделали принцип, сформулированный в 30-х гг. ХIХ в. С.С.Уваровым: «Православие, Самодержавие, Народность». Исходя из него, наилучшей формой государственной власти в России объявлялось самодержавие, доказывалась самобытность исторического пути русского народа, которому присущи смирение и преданность самодержавию.

Наряду с официальной, консервативной идеологией с 40-х гг. ХIХ в. в русской общественной мысли существовала идеология умеренно-помещичьего либерализма, выразителями которой были славянофилы – Александр Степанович Хомяков (1804 – 1860); Константин Сергеевич Аксаков (1817 – 1860); Юрий Фёдорович Самарин (1819 – 1876). Славянофилы критиковали отдельные стороны феодально-крепостнической сис-темы России, выступали за освобождение крестьян от крепостной зависимости путём реформ «сверху». Они считали самодержавие наилучшей формой правления для Рос-сии, идеализировали допетровскую Русь, призывали вернуться к патриархальным допетровским временам.

В 40 - 60-х гг. ХIХ в. в России формируется идеология буржуазного либерализ-ма, наиболее видными выразителями которой были Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885) и Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904). Либералы критиковали фе-одально-крепостнический строй за отсутствие демократических и политических сво-бод, идеализировали западные порядки, видели свой идеал в западном парламентариз-ме и демократии. Поэтому их называли западниками.

В идейной борьбе 30 – 40-х гг. ХIХ в. самостоятельную позицию занимали дво-рянские просветители: Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856), Николай Владимирович Станкевич (1813 – 1840), Тимофей Николаевич Грановский (1813 – 1855). Они призы-вали к просвещению и гуманизму, к нравственному совершенствованию личности, к демократическим реформам.

В 30 – 40- гг. ХIХ в. в России распространяется революционно-демократическая идеология, связанная с именами Виссариона Григорьевича Белинского (1811- 1848), Николая Александровича Добролюбова (1836 – 1861), Александра Николаевича Герце-на (1812- 1870), Николая Платоновича Огарёва (1813 – 1877), Николая Гавриловича Чернышевского (1828 – 1889), Дмитрия Ивановича Писарева (1840 – 1868). Они были наиболее последовательными критиками самодержавия и крепостничества, проповедо-вали идеи крестьянского утопического социализма. По их мнению, социализм должен вырасти непосредственно после революции из крестьянских общин и рабочих артелей.

Во второй половине ХIХ в. революционно-демократическая традиция была про-должена народниками. Народничество – идеология и движение разночинной интел-лигенции. Идеологами народничества были П.Н.Ткачёв, П.Л.Лавров, М.А.Бакунин. Пётр Никитич Ткачёв (1844 – 1886) возглавлял заговорщическое направление в народ-ничестве. Народ, - утверждал Ткачёв, - в силу своей отсталости, инертности, забитости не способен к самостоятельным, революционным действиям, поэтому революция дол-жна свершиться партией революционного меньшинства. Пётр Лаврович Лавров (1823 – 1900) возглавлял пропагандистское направление в народничестве. Целью русской ин-теллигенции Лавров считал пропаганду социалистических идей в народной среде, пре-жде всего, в крестьянстве. Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) был идеоло-гом народников-анархистов. По его мнению, народ давно готов к бунтам и восстаниям, поэтому задача революционеров – не пропаганда социалистических идей, а организа-ция всенародного бунта, направленного на уничтожение государства.

Другой путь к справедливому солидарному обществу предлагали русские писа-тели-гуманисты Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) исходил из концепции религиозно-нравственного совершенствования че-ловека. Он считал, что общественное зло порождается не столько социально-экономи-ческими причинами, сколько двойственной природой человека, в котором сосущест-вуют добро и зло. Ключ к решению социально-политических проблем он искал в пре-одолении злого, тёмного начала добрым и светлым. Основным вопросом, мучившим Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910), был вопрос о том, как разорвать замкнутый круг социального насилия. Толстой пришёл к мысли о необходимости придерживаться принципа христианской религии – принципа ненасилия: непротивление злу насилием. Единственный путь прогрессивного преобразования общества, по Толстому, - мораль-ное самоусовершенствование.

Во второй половине ХIХ в. в российской социально-философской мысли существует антидемократическая, консервативная тенденция, которую представлял русский писатель, философ и публицист Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891). Леонтьев, так же как Ф.Ницше, выступал против демократической идеи равенства. Он считал, что сильная власть, мощное государство, неравенство и борьба между людьми создают в обществе атмосферу, в которой совершаются великие дела, вырастают великие личности. Леонтьев – защитник морали сильных и ярких личностей, морали героической.

В конце ХIХ в. в России распространяется марксизм. Первым русским марксис-том был Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918). В 1917 г. Плеханов решитель-но разошёлся с Лениным во взглядах на перспективы социалистической революции в России. Он предостерегал большевиков от преждевременных, неподготовленных ком-мунистических экспериментов. Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870 – 1924) выска-зал мысль о том, что социалистическая революция произойдёт, скорее всего, в той стра-не, где объективные социально-экономические предпосылки революции (уровень раз-вития производительных сил, численность рабочего класса) являются менее зрелыми по сравнению с другими государствами. При этом особое значение приобретает поли-тическая власть. Завоевав её, пролетариат может использовать силу государства для преобразования экономики и в целом общества на социалистических началах. Ядром диктатуры пролетариата должна стать, по мысли Ленина, коммунистическая партия. Один лидер, одна партия, одна идеология, господство одной (государственной) формы собственности – эти ленинские теоретические положения стали нормой жизни совет-ского общества.

Тесты по теме 1 (раздел 1)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения

а) антропосоциогенез; б) синкретичность; в) брахманизм; г) буддизм; д) даосизм; е) конфуцианство; ж) народный суверенитет; з) либерализм; и) консерватизм; к) коммунизм; л) социал-демократизм; м) антидемократизм; н) просвещённый абсолютизм; о) славянофилы; п) западники; р) дворянское просветительство; с) народничество.

1. Идейно-теоретическое учение об обществе, лишённом социально-классовых разли-чий и противоречий, о справедливом обществе, в котором господствует принцип: «От каждого по способностям – каждому по потребностям».

2. Идеология и движение русской разночинной интеллигенции.

3. Нерасчленённость, существование в целостности, в единстве.

4. Социально-политическое учение, ядро которого составляет доктрина демократичес-кого социализма.

5. Процесс становления и развития человека и общества.

6. Общественное течение, выступавшее с критикой самодержавно-крепостнического строя России, призывавшее к просвещению и гуманизму, к нравственному совер-шенствованию личности, к демократическим реформам.

7. Выразители идеологии умеренно-помещичьего либерализма, отстаивавшие идею самобытности русского народа и призывавшие к реставрации патриархальных, до-петровских порядков.

8. Религия раннего индуизма, оправдывающая кастовый строй.

9. Течение общественно-политической мысли, выступающее против любой морали, которая проповедует равенство и братство.

10. Учение, призывающее следовать объективным законам природы, жить естествен-ной жизнью.

11. Краеугольным камнем этого направления общественно-политической мысли явля-ется идея всеобщего мира и всеобщего единства.

12. Идеализировали западные порядки, видели свой идеал в западном парламентаризме и демократии.

13. Священное учение, проповедовавшее смирение, терпение, покорность, бездействие, уход в свой внутренний мир и его совершенствование.

14. Выступает за сохранение традиционного уклада социально-политической жизни.

15. Принцип функционирования непосредственной демократии, предполагающий все-народное решение серьёзных вопросов общественно-политической жизни.

16. Философия морали, облечённая в религиозную форму и утверждавшая, что все со-циальные отношения должны регулироваться нравственными принципами.

17. Политика уничтожения «сверху» и преобразования наиболее устаревших институ-тов феодального общества.

II. Вставьте по смыслу слова в текст:

1) Определяющим фактором общественной жизни Ш.Л.Монтескье считал...-.......

2) Корни социальной несправедливости и зла... видел в невежестве, поэтому он презрительно относился к низам и говорил: «Когда чернь начинает рассуждать, то всё погибло».

3) Ж.-Ж.Руссо представлял...-... направление во французском Просвещении.

4) Согласно И.Канту, никакое социальное развитие, никакой социальный прогресс не возможен без....

5) Под свободой... понимал свободу духа, мысли, интеллектуальную свободу личности.

III. Выберите верные ответы:

1. Модель идеального государства создал: а) Будда; б) Конфуций; в) Платон; г) Арис-тотель.

2. Конфуций считал, что социальные отношения должны регулироваться: а) природ-ными силами; б) правовыми нормами; в) государственной властью; г) морально-нравственными принципами.

3. Патриархально-семейная теория государства была создана: а) Буддой; б) Конфуци-ем; в) Платоном; г) Аристотелем.

4. Идеи Платона и первых социалистов-утопистов об идеальном обществе сходны: а) верно; б) неверно.

5. По мнению Платона, править в обществе должны те, кто: а) является мудрецами, философами; б) отличается храбростью, мужеством; в) занимается физическим трудом.

6. Древнегреческие мыслители отстаивали идею: а) превосходства личных интересов над общественными; б) первенства государства перед личностью; в) божественного происхождения государства и власти; г) управления обществом со стороны государства.

7. «Человек – общественное животное», - утверждал: а) Будда; б) Конфуций; в) Пла-тон; г) Аристотель.

8. Высказывание: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть», - принадлежит: а) Аристотелю; б) Платону; в) Будде; г) Конфуцию.

9. Какие из перечисленных ниже форм правления Аристотель считал плохими: а) мо-нархия; б) тирания; в) олигархия; г) аристократия; д) крайняя демократия.

10. Социально-политическая наука развивалась под влиянием теологической идеоло-гии: а) в эпоху Возрождения; б) в эпоху Средневековья; в) в Древней Греции; г) в Новое время.

11. Первым буржуазным идеологом является: а) А.Блаженный; б) Н.Макиавелли; в) Ф.Аквинский; г) Н.Кузанский.

12. Первыми социалистами-утопистами были: а) Т.Мор; б) А.Блаженный; в) Н.Маки-авелли; г) Т.Кампанелла; д) Ф.Аквинский; е) Дж.Уинстенли.

13. Т.Гоббс и Дж.Локк создали теорию возникновения государства: а) патриархально-семейную; б) договорную; в) теологическую; г) социально-экономическую.

14. Идею разделения властей впервые сформулировал: а) Аристотель; б) Дж.Локк; в) Н.Макиавелли; г) Вольтер.

15. Ш.Л.Монтескье считал, что жизнь общества прежде всего определяется факторами: а) природно-географическими; б) духовно-психологическими; в) социально-экономическими; г) политическими.

16. «Когда чернь начинает рассуждать, то всё погибло», - утверждал: а) Монтескье; б) Вольтер; в) Фурье; г) Руссо.

17. Принцип суверенитета народной власти выдвинул Гоббс: а) верно; б) неверно.

18. Радикально-демократическое направление французского Просвещения ХVIII в. пре-дставлял: а) Вольтер; б) Монтескье; в) Руссо; г) Дидро.

19. Социалистами-утопистами ХVIII – начала ХIХ в. были: а) А.Сен-Симон; б) Т.Кам-панелла; в) Т.Мор; г) Ш.Фурье; д) Ж.-Ж.Руссо.

20. Г.В.Ф.Гегель под свободой человека понимал свободу духа: а) верно; б) неверно.

21. Главная идея либерализма – идея: а) первенства государства перед личностью; б) разделения властей; в) божественного происхождения государства и власти; г) все-общего мира и всеобщего единства.

22. Выберите характерные черты консервативной идеологии: а) сохранение традицион-ного уклада общественно-политической жизни; б) подчинение личности обществу и государству; в) превосходство личных интересов над общественными; г) лозунг: «Свобода, равенство, братство».

23. Наиболее видным представителем антидемократической идеологии второй полови-ны ХIХ в. был Ф.Ницше: а) верно; б) неверно.

24. С точки зрения материалистов, решающим фактором общественного прогресса выс-тупает духовное, умственное развитие человека: а) верно; б) неверно.

25. Для демократического социализма характерно: а) отсутствие частной собственнос-ти; б) смешанная экономика; в) огосударствление экономики; г) политический плюрализм.

26. Юрий Крижанич наилучшей формой правления считал: а) монархию; б) тиранию; в) аристократию; г) демократию.

27. У истоков революционно-демократических традиций в России стоял Г.В.Плеханов: а) верно; б) неверно.

28. Русские консерваторы выступали под лозунгом: «Православие, самодержавие, народность»: а) верно; б) неверно.

29. Гуманистическое направление русской общественной мысли второй половины ХIХ в. представляли: а) Достоевский и Толстой; б) Кавелин и Чичерин; в) Ленин и Троц-кий; г) Герцен и Огарёв.

30. Пропагандистское направление в народничестве возглавлял: а) П.Н.Ткачёв; б) П.Л.Лавров; в) Г.В.Плеханов; г) М.А.Бакунин.


ТЕМА 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.196.206 (0.1 с.)