Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предшественники социологической науки в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенностью развития социально-политической мысли в России было относи-тельно длительное существование её в художественной форме: в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии. Большую роль в зарождении и развитии рус-ской социально-политической науки сыграл русский энциклопедист ХVII в. Юрий Кри-жанич (1616 – 1683). В трактате «Беседы о правлении» он сформулировал программу разумного управления державой. Её смысл сводится к объективному анализу страны, народа, природных ресурсов, традиций и умелому их использованию. Наилучшей формой правления Крижанич считал самодержавие, но самодержавие умеренное. Выдающимся социальным мыслителем России первой половины ХVIII в. был Василий Никитич Татищев (1686 – 1750). Татищев ратовал за просвещённый абсолю-тизм, настаивал на распространении наук и просвещения, которые способствовали эко-номическому и культурному процветанию государства. Значительный вклад в решение этой проблемы внёс Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). Руководствуясь теорией естественного права, по которой все люди от природы равны, Радищев верил в создание справедливого общества. В этом обществе жизнь должна строиться на прин-ципах общественного договора, на разумном законодательстве, народовластии и иму-щественном равенстве. А.Н.Радищев стоял у истоков революционно-демократических традиций в России. Демократическая тенденция находит своё продолжение и развитие в декабрист-ском движении. Декабристы (наиболее известными теоретиками среди декабристов бы-ли Павел Иванович Пестель (1793 – 1826) и Никита Михайлович Муравьёв (1796 – 1843)) – сторонники теории естественного права и общественного договора. Рабство и крепостничество, по их мнению, представляют собой результат насильственного нару-шения естественного права и общественного договора, поэтому они должны быть уничтожены. Вопрос об отношении к крепостному праву и крепостничеству был центральным вопросом общественно-политической жизни России ХIХ в. Русские консерваторы (С.С.Уваров, Н.М.Карамзин, М.П.Погодин, К.П.Победоносцев и др.) своим лозунгом сделали принцип, сформулированный в 30-х гг. ХIХ в. С.С.Уваровым: «Православие, Самодержавие, Народность». Исходя из него, наилучшей формой государственной власти в России объявлялось самодержавие, доказывалась самобытность исторического пути русского народа, которому присущи смирение и преданность самодержавию. Наряду с официальной, консервативной идеологией с 40-х гг. ХIХ в. в русской общественной мысли существовала идеология умеренно-помещичьего либерализма, выразителями которой были славянофилы – Александр Степанович Хомяков (1804 – 1860); Константин Сергеевич Аксаков (1817 – 1860); Юрий Фёдорович Самарин (1819 – 1876). Славянофилы критиковали отдельные стороны феодально-крепостнической сис-темы России, выступали за освобождение крестьян от крепостной зависимости путём реформ «сверху». Они считали самодержавие наилучшей формой правления для Рос-сии, идеализировали допетровскую Русь, призывали вернуться к патриархальным допетровским временам. В 40 - 60-х гг. ХIХ в. в России формируется идеология буржуазного либерализ-ма, наиболее видными выразителями которой были Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885) и Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904). Либералы критиковали фе-одально-крепостнический строй за отсутствие демократических и политических сво-бод, идеализировали западные порядки, видели свой идеал в западном парламентариз-ме и демократии. Поэтому их называли западниками. В идейной борьбе 30 – 40-х гг. ХIХ в. самостоятельную позицию занимали дво-рянские просветители: Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856), Николай Владимирович Станкевич (1813 – 1840), Тимофей Николаевич Грановский (1813 – 1855). Они призы-вали к просвещению и гуманизму, к нравственному совершенствованию личности, к демократическим реформам. В 30 – 40- гг. ХIХ в. в России распространяется революционно-демократическая идеология, связанная с именами Виссариона Григорьевича Белинского (1811- 1848), Николая Александровича Добролюбова (1836 – 1861), Александра Николаевича Герце-на (1812- 1870), Николая Платоновича Огарёва (1813 – 1877), Николая Гавриловича Чернышевского (1828 – 1889), Дмитрия Ивановича Писарева (1840 – 1868). Они были наиболее последовательными критиками самодержавия и крепостничества, проповедо-вали идеи крестьянского утопического социализма. По их мнению, социализм должен вырасти непосредственно после революции из крестьянских общин и рабочих артелей. Во второй половине ХIХ в. революционно-демократическая традиция была про-должена народниками. Народничество – идеология и движение разночинной интел-лигенции. Идеологами народничества были П.Н.Ткачёв, П.Л.Лавров, М.А.Бакунин. Пётр Никитич Ткачёв (1844 – 1886) возглавлял заговорщическое направление в народ-ничестве. Народ, - утверждал Ткачёв, - в силу своей отсталости, инертности, забитости не способен к самостоятельным, революционным действиям, поэтому революция дол-жна свершиться партией революционного меньшинства. Пётр Лаврович Лавров (1823 – 1900) возглавлял пропагандистское направление в народничестве. Целью русской ин-теллигенции Лавров считал пропаганду социалистических идей в народной среде, пре-жде всего, в крестьянстве. Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) был идеоло-гом народников-анархистов. По его мнению, народ давно готов к бунтам и восстаниям, поэтому задача революционеров – не пропаганда социалистических идей, а организа-ция всенародного бунта, направленного на уничтожение государства. Другой путь к справедливому солидарному обществу предлагали русские писа-тели-гуманисты Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) исходил из концепции религиозно-нравственного совершенствования че-ловека. Он считал, что общественное зло порождается не столько социально-экономи-ческими причинами, сколько двойственной природой человека, в котором сосущест-вуют добро и зло. Ключ к решению социально-политических проблем он искал в пре-одолении злого, тёмного начала добрым и светлым. Основным вопросом, мучившим Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910), был вопрос о том, как разорвать замкнутый круг социального насилия. Толстой пришёл к мысли о необходимости придерживаться принципа христианской религии – принципа ненасилия: непротивление злу насилием. Единственный путь прогрессивного преобразования общества, по Толстому, - мораль-ное самоусовершенствование. Во второй половине ХIХ в. в российской социально-философской мысли существует антидемократическая, консервативная тенденция, которую представлял русский писатель, философ и публицист Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891). Леонтьев, так же как Ф.Ницше, выступал против демократической идеи равенства. Он считал, что сильная власть, мощное государство, неравенство и борьба между людьми создают в обществе атмосферу, в которой совершаются великие дела, вырастают великие личности. Леонтьев – защитник морали сильных и ярких личностей, морали героической. В конце ХIХ в. в России распространяется марксизм. Первым русским марксис-том был Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918). В 1917 г. Плеханов решитель-но разошёлся с Лениным во взглядах на перспективы социалистической революции в России. Он предостерегал большевиков от преждевременных, неподготовленных ком-мунистических экспериментов. Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870 – 1924) выска-зал мысль о том, что социалистическая революция произойдёт, скорее всего, в той стра-не, где объективные социально-экономические предпосылки революции (уровень раз-вития производительных сил, численность рабочего класса) являются менее зрелыми по сравнению с другими государствами. При этом особое значение приобретает поли-тическая власть. Завоевав её, пролетариат может использовать силу государства для преобразования экономики и в целом общества на социалистических началах. Ядром диктатуры пролетариата должна стать, по мысли Ленина, коммунистическая партия. Один лидер, одна партия, одна идеология, господство одной (государственной) формы собственности – эти ленинские теоретические положения стали нормой жизни совет-ского общества. Тесты по теме 1 (раздел 1) I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения а) антропосоциогенез; б) синкретичность; в) брахманизм; г) буддизм; д) даосизм; е) конфуцианство; ж) народный суверенитет; з) либерализм; и) консерватизм; к) коммунизм; л) социал-демократизм; м) антидемократизм; н) просвещённый абсолютизм; о) славянофилы; п) западники; р) дворянское просветительство; с) народничество. 1. Идейно-теоретическое учение об обществе, лишённом социально-классовых разли-чий и противоречий, о справедливом обществе, в котором господствует принцип: «От каждого по способностям – каждому по потребностям». 2. Идеология и движение русской разночинной интеллигенции. 3. Нерасчленённость, существование в целостности, в единстве. 4. Социально-политическое учение, ядро которого составляет доктрина демократичес-кого социализма. 5. Процесс становления и развития человека и общества. 6. Общественное течение, выступавшее с критикой самодержавно-крепостнического строя России, призывавшее к просвещению и гуманизму, к нравственному совер-шенствованию личности, к демократическим реформам. 7. Выразители идеологии умеренно-помещичьего либерализма, отстаивавшие идею самобытности русского народа и призывавшие к реставрации патриархальных, до-петровских порядков. 8. Религия раннего индуизма, оправдывающая кастовый строй. 9. Течение общественно-политической мысли, выступающее против любой морали, которая проповедует равенство и братство. 10. Учение, призывающее следовать объективным законам природы, жить естествен-ной жизнью. 11. Краеугольным камнем этого направления общественно-политической мысли явля-ется идея всеобщего мира и всеобщего единства. 12. Идеализировали западные порядки, видели свой идеал в западном парламентаризме и демократии. 13. Священное учение, проповедовавшее смирение, терпение, покорность, бездействие, уход в свой внутренний мир и его совершенствование. 14. Выступает за сохранение традиционного уклада социально-политической жизни. 15. Принцип функционирования непосредственной демократии, предполагающий все-народное решение серьёзных вопросов общественно-политической жизни. 16. Философия морали, облечённая в религиозную форму и утверждавшая, что все со-циальные отношения должны регулироваться нравственными принципами. 17. Политика уничтожения «сверху» и преобразования наиболее устаревших институ-тов феодального общества. II. Вставьте по смыслу слова в текст: 1) Определяющим фактором общественной жизни Ш.Л.Монтескье считал...-....... 2) Корни социальной несправедливости и зла... видел в невежестве, поэтому он презрительно относился к низам и говорил: «Когда чернь начинает рассуждать, то всё погибло». 3) Ж.-Ж.Руссо представлял...-... направление во французском Просвещении. 4) Согласно И.Канту, никакое социальное развитие, никакой социальный прогресс не возможен без.... 5) Под свободой... понимал свободу духа, мысли, интеллектуальную свободу личности. III. Выберите верные ответы: 1. Модель идеального государства создал: а) Будда; б) Конфуций; в) Платон; г) Арис-тотель. 2. Конфуций считал, что социальные отношения должны регулироваться: а) природ-ными силами; б) правовыми нормами; в) государственной властью; г) морально-нравственными принципами. 3. Патриархально-семейная теория государства была создана: а) Буддой; б) Конфуци-ем; в) Платоном; г) Аристотелем. 4. Идеи Платона и первых социалистов-утопистов об идеальном обществе сходны: а) верно; б) неверно. 5. По мнению Платона, править в обществе должны те, кто: а) является мудрецами, философами; б) отличается храбростью, мужеством; в) занимается физическим трудом. 6. Древнегреческие мыслители отстаивали идею: а) превосходства личных интересов над общественными; б) первенства государства перед личностью; в) божественного происхождения государства и власти; г) управления обществом со стороны государства. 7. «Человек – общественное животное», - утверждал: а) Будда; б) Конфуций; в) Пла-тон; г) Аристотель. 8. Высказывание: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть», - принадлежит: а) Аристотелю; б) Платону; в) Будде; г) Конфуцию. 9. Какие из перечисленных ниже форм правления Аристотель считал плохими: а) мо-нархия; б) тирания; в) олигархия; г) аристократия; д) крайняя демократия. 10. Социально-политическая наука развивалась под влиянием теологической идеоло-гии: а) в эпоху Возрождения; б) в эпоху Средневековья; в) в Древней Греции; г) в Новое время. 11. Первым буржуазным идеологом является: а) А.Блаженный; б) Н.Макиавелли; в) Ф.Аквинский; г) Н.Кузанский. 12. Первыми социалистами-утопистами были: а) Т.Мор; б) А.Блаженный; в) Н.Маки-авелли; г) Т.Кампанелла; д) Ф.Аквинский; е) Дж.Уинстенли. 13. Т.Гоббс и Дж.Локк создали теорию возникновения государства: а) патриархально-семейную; б) договорную; в) теологическую; г) социально-экономическую. 14. Идею разделения властей впервые сформулировал: а) Аристотель; б) Дж.Локк; в) Н.Макиавелли; г) Вольтер. 15. Ш.Л.Монтескье считал, что жизнь общества прежде всего определяется факторами: а) природно-географическими; б) духовно-психологическими; в) социально-экономическими; г) политическими. 16. «Когда чернь начинает рассуждать, то всё погибло», - утверждал: а) Монтескье; б) Вольтер; в) Фурье; г) Руссо. 17. Принцип суверенитета народной власти выдвинул Гоббс: а) верно; б) неверно. 18. Радикально-демократическое направление французского Просвещения ХVIII в. пре-дставлял: а) Вольтер; б) Монтескье; в) Руссо; г) Дидро. 19. Социалистами-утопистами ХVIII – начала ХIХ в. были: а) А.Сен-Симон; б) Т.Кам-панелла; в) Т.Мор; г) Ш.Фурье; д) Ж.-Ж.Руссо. 20. Г.В.Ф.Гегель под свободой человека понимал свободу духа: а) верно; б) неверно. 21. Главная идея либерализма – идея: а) первенства государства перед личностью; б) разделения властей; в) божественного происхождения государства и власти; г) все-общего мира и всеобщего единства. 22. Выберите характерные черты консервативной идеологии: а) сохранение традицион-ного уклада общественно-политической жизни; б) подчинение личности обществу и государству; в) превосходство личных интересов над общественными; г) лозунг: «Свобода, равенство, братство». 23. Наиболее видным представителем антидемократической идеологии второй полови-ны ХIХ в. был Ф.Ницше: а) верно; б) неверно. 24. С точки зрения материалистов, решающим фактором общественного прогресса выс-тупает духовное, умственное развитие человека: а) верно; б) неверно. 25. Для демократического социализма характерно: а) отсутствие частной собственнос-ти; б) смешанная экономика; в) огосударствление экономики; г) политический плюрализм. 26. Юрий Крижанич наилучшей формой правления считал: а) монархию; б) тиранию; в) аристократию; г) демократию. 27. У истоков революционно-демократических традиций в России стоял Г.В.Плеханов: а) верно; б) неверно. 28. Русские консерваторы выступали под лозунгом: «Православие, самодержавие, народность»: а) верно; б) неверно. 29. Гуманистическое направление русской общественной мысли второй половины ХIХ в. представляли: а) Достоевский и Толстой; б) Кавелин и Чичерин; в) Ленин и Троц-кий; г) Герцен и Огарёв. 30. Пропагандистское направление в народничестве возглавлял: а) П.Н.Ткачёв; б) П.Л.Лавров; в) Г.В.Плеханов; г) М.А.Бакунин. ТЕМА 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.01 с.) |