Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Географическое положение и границы России

Поиск

Географическое положение любой страны состоит из физико-географического и экономико-географического положения. Важно также внутреннее административно-территориальное деление страны.

Физико-географическое положение. Россия занимает 17 098 тыс. км2, или 1/8 часть суши. Наша страна является крупнейшим по площади государством мира. Протяженность территории России с запада на восток (от Калининграда до Чукотки) составляет почти 10 тыс. км, а с севера на юг ¾ от 2,5 до 4 тыс. км. По территории страны проходит 11 часовых поясов. Когда в Калининградской области 9 часов вечера, в Чукотском автономном округе уже 7 часов утра следующего дня. Обширность территории предопределяет богатство природными ресурсами и разнообразие природных условий. Крайняя западная точка России находится на Балтийской косе около Калининграда (19°38¢ восточной долготы), крайняя восточная точка ¾ на острове Ратманова в Беринговом проливе (169°02¢ западной долготы). Крайняя северная точка России ¾ это мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа (81°51¢ северной широты), а на материке ¾ мыс Челюскин на полуострове Таймыр (77°43¢ северной широты). Крайняя южная точка находится около горы Базардюзю Кавказского хребта (41°11¢ северной широты). Таким образом, Россия занимает высокоширотное положение на Евразийском континенте, большая часть территории расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом.

В результате Россия является одним из наиболее северных государств мира. Около 2/3 территории страны относится к планетарной зоне Севера. Именно здесь сосредоточено большинство природных ресурсов страны (более 3/4 энергетических ресурсов, почти 70% лесных ресурсов, свыше 80% ресурсов пресной воды и др.). Но это фактически неосвоенные и незаселенные территории (плотность населения ¾ менее 1 человека на 1 км2), природные условия которых затрудняют развитие практически всех видов хозяйственной деятельности (транспортной, промышленной, сельскохозяйственной, строительной и др.). Неблагоприятное влияние физико-географического положения особенно сильно проявляется в низком агроклиматическом и природно-рекреационном потенциале большей части территории России. Это определяет низкую конкурентоспособность России на международных рынках сельского и рекреационного хозяйства, зависимость от импорта многих видов сельскохозяйственных продуктов и туристических услуг.

В конечном итоге негативное влияние физико-географического положения России проявляется в высоких затратах на производство всех видов продукции и услуг по сравнению с другими странами. При этом отрицательно сказываются не только суровые природные условия (повышаются затраты на отопление, освещение, выращивание растений и т. д.), но и сами огромные размеры страны (резко возрастают транспортные издержки). По своему физико-географическому положению Россия сравнима из независимых государств только с Канадой. Но там практически вся социально-экономическая деятельность сосредоточена в самых южных частях страны, аналогичных по природным условиям российским Северному Кавказу, Нижнему Поволжью и югу Дальнего Востока. В России подобной территориальной концентрации препятствуют и исторические особенности развития страны, и большинство современных социально-экономических факторов, определяющих территориальную организацию населения и хозяйства.

Основная часть территории России находится в материковой части Евразии, а меньшая приходится на островную часть, что осложняет осуществление социально-экономических связей. Самые большие острова России: архипелаг Новая Земля (82,6 тыс. км2), остров Сахалин (76,4 тыс. км2), Новосибирский архипелаг (38 тыс. км2). Но всю обширную зону Севера местные жители считают островом, оторванным от остальной территории (материка) отсутствием надежных транспортных коммуникаций и суровыми природными условиями. Большая часть северных и восточных границ России ¾ морские. Территория страны омывается морями Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), Тихого (Берингово, Охотское, Японское) и Атлантического океана (Балтийское, Черное, Азовское). Но большинство этих морей холодные, их акватории значительную часть года покрыты льдами. Поэтому приморское положение страны слабо реализуется в удобство связей с другими странами. Наиболее выгодны для экономики России морские выходы к незамерзающим участкам Баренцева, Балтийского, Черного и Японского морей.

Общая протяженность границ России составляет 58,6 тыс. км, из них протяженность морских границ составляет более 38 тыс. км (65%). Морские границы Россия имеет с 12 странами: США, Японией, Норвегией, Финляндией, Эстонией, Литвой, Польшей, Украиной, Грузией, КНДР (Северной Кореей) и в Каспийском море ¾ с Азербайджаном и Казахстаном. Протяженность сухопутных границ России составляет 20,1 тыс. км (35%). Россия имеет сухопутную границу с 14 странами: с Казахстаном (около 7200 км), Китаем (4300 км), Монголией (3005 км), Финляндией (1269 км), Украиной (1270 км), Беларусью (990 км), Эстонией (438 км), Азербайджаном (367 км), Литвой (304 км), Латвией (250 км), Грузией (750 км), Польшей (244 км), Норвегией (196 км), КНДР (17 км). Подавляющая часть сухопутной границы России приходится на страны СНГ.

Сухопутные границы России на западе проходят по территории Восточно-Европейской равнины, а на юге ¾ частично по равнинным, частично ¾ по горным территориям. Следовательно, серьезных природных проблем для строительства коммуникаций и развития контактов с большинством соседних стран нет. Но почти вся граница с Грузией и Азербайджаном проходит по Кавказским горам. Горы, имеющие барьерную функцию, расположены также на значительной части границ России с Монголией и Китаем.

Экономико-географическое положение (ЭГП) ¾ это отношение объекта к вне его лежащим данностям, имеющим экономическое значение. Изучение ЭГП страны помогает выяснить, как окружение страны влияет или может влиять на ее экономическое развитие. Поэтому анализ ЭГП страны заключается его оценкой: выгодно ЭГП или невыгодно, т. е. благоприятно или нет для развития хозяйства страны.

По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо- и микроположение. Макроположение страны ¾ положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам. Мезоположение ¾ положение на материке или внутри части света. Микроположение страны ¾ это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо- и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.

ЭГП всех уровней ¾ интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:

1) транспортно-географическое положение ¾ положение по отношению к путям сообщения;

2) промышленно-географическое положение ¾ относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;

3) агро-географическое положение ¾ относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;

4) рыночно-географическое положение ¾ относительно рынков сбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;

5) демо-географическое положение ¾ относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;

6) рекреационно-географическое положение ¾ относительно районов рекреации;

7) природно-географическое положение ¾ относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;

8) политико-географическое (геополитическое) положение ¾ относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т. п.

Кроме того, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны: центральное (континентальное), периферийное (окраинное), глубинное (внутреннее), пограничное (соседское).

Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.

Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию ¾ наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но одновременно именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, и с государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.

Именно благодаря мезоположению с ранних этапов своего развития Русское государство имело «двойственный» социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с «азиатчиной». Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны. Но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном, быстро меняющемся и глобализирующемся мире.

Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микроположение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами ¾ соседями второго порядка. Всего государств ¾ соседей первого и второго порядков у России почти 40. Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше). Именно в государствах-соседях сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.

При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой. Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие по территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь ¾ кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.

Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло. Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др., железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию, нефте- и газопроводы через Белоруссию и Украину.

К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва ¾ Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины.

Чтобы решить проблему осложнения транспортно-географического положения, Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе ¾ и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском море (Усть-Луга, Приморск и др.), а в перспективе ¾ в Черноморско-Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург ¾ Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще нескоро.

При этом даже полное использование преимуществ микроположения позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т. е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера. Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.

Государственное устройство и административно-территориальное деление страны. Государственное устройство России последовательно менялось в ходе ее исторического развития. До начала XX в. это была абсолютная (самодержавная) монархия. После революции 1905 г. появились черты конституционной монархии (была избрана Государственная Дума ¾ орган представительской власти, хотя и с очень ограниченными полномочиями, и др.). После Февральской революции 1917 г. Россия стала демократической республикой. При этом после Октябрьской революции 1917 г. было провозглашено образование автономий внутри государства (впоследствии ¾ союзных республик), но фактически образовалась унитарная социалистическая республика. Реальным федеративным государством Россия стала после распада СССР в 1991 г. В настоящее время, согласно Конституции, Россия (Российская Федерация) ¾ это федеративная демократическая республика. Главой исполнительной власти в стране является Президент, по представлению которого утверждается Глава Правительства. Орган представительской власти ¾ Федеральное Собрание, состоящее из верхней палаты (Совета Федерации) и нижней палаты (Государственной Думы). Высшим органом судебной власти в стране является Конституционный Суд.

Древнерусское государство административно делилось на уделы (княжества), которые вначале фактически, а затем лишь формально подчинялись Великому князю, который возглавлял (находился на престоле) княжество с главным городом государства. Некоторые части страны управлялись не князьями, а собраниями граждан (вечем) своего главного города (Новгородская, Псковская, Вятская земли), имея характер вечевых республик. По мере присоединения княжеств и земель к Московскому государству для управления ими назначались воеводы. А Великий князь Московский (позднее ¾ царь всея Руси) получал титул князя присоединенной территории. Такие присоединенные территории, как правило, назывались городами (Пермские города, Рязанские города и т. д.) и делились на уезды, которые в свою очередь делились на волости. Как правило, волость включала в себя село (крупный населенный пункт с церковью) и окружающие деревни.

Современное административно-территориальное деление страны берет начало в учреждении Петром I в 1708 г. восьми губерний, число которых позднее постепенно увеличивалось. Губернии были введены для улучшения и унификации государственного управления на всей территории страны. Первоначально при выделении губерний стремились к их примерному равенству по численности населения, но затем местные особенности все более нарушали этот принцип. Ко времени Октябрьской революции число губерний на территории современной России приблизилось к 80 (включая области, образованные на окраинах государства). В дореволюционной России имелась также практика объединения нескольких губерний и областей в генерал-губернаторства, например Туркестанское, Кавказское и др., что диктовалось необходимостью контроля за окраинными территориями, как правило, национальными. Низовыми по отношению к губерниям административными единицами являлись уезды, в свою очередь делившиеся на волости.

После революций 1917 г. наряду с губерниями (которые позже были преобразованы в края и области) стали образовываться национальные автономии ¾ автономные республики, области и округа. Таким образом, до 1991 г. Российская Федерация (РСФСР) в качестве крупнейшей республики СССР была поделена на автономные республики, края, области, а также автономные области и автономные (национальные) округа в составе краев и областей. Конфигурация и структура такого деления неоднократно менялись в зависимости от политических или экономических обстоятельств, например депортации народов в 1941-1944 гг., сопровождавшейся ликвидацией их национальных автономий, впоследствии восстановленных, за исключением Республики немцев Поволжья. В 30-е годы существовали края, границы которых увязывались с экономическим районированием страны.

Современная Россия имеет в своем составе 86 (на 01.01.2007) субъектов Федерации (регионов), включая 21 республику, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения ¾ Москву и Санкт-Петербург, а также 1 автономную область и 7 автономных округов. Они весьма различаются по размерам, численности населения, экономическому потенциалу. На незавершенность процесса административного устройства России указывает также наличие внутри некоторых краев и областей равноправных с ними по Конституции РФ автономных округов (кроме не входящего в другие субъекты Чукотского автономного округа). В Федеральном Собрании неоднократно высказывалась мысль о целесообразности укрупнения регионов и уменьшения их числа в 1,5-2 раза. Учреждение в мае 2000 г. семи федеральных округов хотя и не затрагивает сложившегося административно-территориального деления России, объективно направлено на выработку модели административного управления не регионами-субъектами, а макрорегионами, являющейся удобной формой укрепления государственной власти в стране.

Между тем все большую поддержку находит и идея объединения регионов ¾ субъектов Российской Федерации в первую очередь там, где одни субъекты (малонаселенные и со слабым экономическим потенциалом автономные округа) исторически входят в состав других (крупные края или области). В конце 2003 г. на референдуме за подобное объединение в 2005 г. высказались жители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, вместо которых был образован Пермский край.

Микроуровень административного деления России по состоянию на начало 2006 г. ¾ это 1868 низовых административных районов, 1095 городов (в том числе 650 ¾ республиканского, краевого или областного подчинения), внутри наиболее крупных из которых имеется 329 внутригородских района или округа, а также 1359 поселков городского типа и около 23,5 тыс. сельских администраций. Единицы самого низкого уровня ¾ внутригородские районы или округа, небольшие города (районного подчинения), поселки городского типа и сельские администрации по Конституции Российской Федерации уже не входят в систему государственной власти, а являются основой для формирования местного самоуправления. Но на практике полноценное самоуправление еще не сложилось.

 

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 2007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.88 (0.014 с.)