Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вехи развития российской социологии

Поиск

В развитии российской социологической науки выделяются следующие этапы:

Первый этап – середина ХIХ – 20-е гг. ХХ вв. В это время российская социология пыта-лась ответить на теоретические вопросы: что такое социальный прогресс? Какая форма развития общества – революция или эволюция – более естественна? Какие факторы оказывают наиболее существенное воздействие на общественную жизнь? Какова роль личности и масс в истории? Русский социолог, историк, юрист М.М.Ковалевский (1851 – 1916) главным критерием общественного прогресса полагал рост человеческой соли-дарности и социальной гармонии. Он отверг идею Маркса о революции как локомотиве истории и придерживался эволюционистского направления в социологии. Оппоненты Ковалевского, прежде всего вождь большевиков В.И.Ульянов-Ленин, видели единст-венный путь социального прогресса – путь классовой борьбы и революции.

Второй этап – этап институционализации российской социологической науки. В 1918 – 1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии. В 1919 г. был основан Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете было организовано социологическое отделение, во главе которого стал П.А.Сорокин (1889 – 1968).

Третий этап характеризуется фактической ликвидацией российской социологии в усло-виях сталинского тоталитаризма.

Четвёртый этап, наступивший после смерти Сталина (1953), - этап постепенного воз-рождения социологической науки в России. Наиболее широко и на качественно ином уровне развернулись социологические исследования в России с середины 80-х гг. ХХ в.

Полипарадигмальность социологии

Современное мировое социологическое знание имеет полипарадигмальный ха-рактер. Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — система основополагающих принципов научного мышления, определённая логическая модель постановки и решения научных проблем. Многообразные социологические парадигмы можно сгруппировать по способам мышления. Выделяют следующие способы мышления:

Мифологический (схоластический) — для него характерно априорное (доопытное) знание, мистические представления.

Механистический — формирует представления об окружающем мире как о большом механизме (машине), каждая деталь которого неизменна, выполняет определённую функцию, который можно регулировать и ремонтировать.

Системный — предполагает, что исследователь представляет изучаемый объект (природный или социальный) в качестве целостной системы, которая образуется взаимодействиями элементов. Изменение типа взаимодействия элементов системы меняет её качество.

Диатропический (интерпретативный) — основан на допущении того, что общественные явления не имеют жёстко обусловленных постоянно действующих законов.

Диалектический — акцентирует внимание на том, что любое явление природы и общества постоянно меняется. При этом обращается внимание на факторы, обуславливающие изменения.

К современным способам мышления относятся системный, диатропический, диалектический, поэтому рассмотрим социологические парадигмы, сложившиеся в их рамках.

Основными системными парадигмами теоретической социологии являются:

1) Функционализм – такой анализ социальных систем, который основан на выяснении функций элементов, составляющих изучаемую систему.

2) Структурализм предполагает выявление структуры социальной системы как совокупности отношений между её элементами. Эти отношения характеризуются инвариантностью, устойчивостью при некоторых преобразованиях.

3) Структурный функционализм занимается выяснением того, каким образом совмещаются друг с другом функции элементов системы и разных систем. Он основан на синтезе функционализма и структурализма.

4) Институционализм изучает предназначение и функции социальных институтов, закономерности их функционирования и взаимосвязь с другими социальными образованиями.

Диатропические (интерпретативные) парадигмы:

1) Понимающая социология исследует содержание и механизм понимания индивидами социальных действий.

2) Символический интеракционизм (социолингвистика) анализирует социальные взаимодействия (интеракции) в процессуальном аспекте, преимущественно в их символическом содержании.

3) Феноменология рассматривает общество как феномен, созданный и постоянно воспроизводимый духовным взаимодействием индивидов, прежде всего, процессами межличностных коммуникаций. Содержание и формы таких коммуникаций находятся в центре внимания феноменологии.

4) Этнометодология считает методы этнографии и социальной антропологии общей методологией всех социальных наук и переносит эти методы на социологию. Она нацеливает на изучение скрытых и неосознаваемых людьми механизмов социальных коммуникаций.

Диалектические парадигмы — парадигмы детерминизма

К этой группе парадигм относятся теоретические концепции, объясняющие факторы, обуславливающие (детерминирующие) социальные отношения людей. К таким факторам относятся: географический, культурный, экономический, технологический. Соответственно этому в социологии сложилось несколько концепций:

1) Концепция географизма ставит организацию общественной жизни людей в непосредственную зависимость от окружающих природных условий.

2) Концепция культурного детерминизма определяющую роль в развитии общества и общественных отношений отводит духовной культуре.

3) Концепция экономического детерминизма определяющую роль в жизни общества отводит способу производства материальных благ, социально-экономической структуре общества и форме собственности на средства производства.

4) Технологический детерминизм (крайняя форма — техницизм) — разновидность экономического детерминизма, отводящая решающую роль в общественном развитии техническим и технологическим изменениям в системе производства

Социологический плюрализм обеспечивает комплексное изучение социальных явлений. Но, как правило, при исследовании одного и того же явления социологи осно-вываются на разных парадигмах, что делает результаты и выводы их исследований несопоставимыми. Поэтому продуктивной представляется идея создания универсаль-ной парадигмы, объединяющей позитив выше названных и дающей возможность всестороннего анализа социума. Пока же такой парадигмы не создано.


Тесты по теме 2 (раздел 1)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения

а) позитивизм; б) реформизм; в) теория социального конфликта; г) тейлоризм; д) теория человеческих отношений; е) теория иерархии потребностей; ж) бихевиоризм; з) инсти-туционализация науки; и) полипарадигмальность науки; к) функционализм; л) структурализм; м) структурный функционализм; н) институционализм; о) понимающая социология; п) символический интеракционизм; р) феноменология; с) этнометодология; т) парадигма.

1. Утверждает, что эксплуататорское общество нельзя реформировать, его можно то-лько уничтожить.

2. Приобретение наукой статуса социального института.

3. Теоретическое и методологическое направление в социологии, считающее методы этнографии и социальной антропологии общей методологией всех социальных наук.

4. Ставит своей задачей осуществление социальных преобразований путём реформ.

5. Одно из ведущих направлений в американской психологии и социологии конца ХIХ – начала ХХ вв., утверждающее, что поведение человека, по аналогии с животными, строится по принципу «стимул-реакция».

6. Ведущее мировоззренческое направление социологии ХIХ в., принципы которого были сформулированы О.Контом.

7. Система производства, основанная на рационализации управления и научной орга-низации труда.

8. Теоретико-методологическое направление в современной социологии, рассматрива-ющее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое духовным вза-имодействием индивидов.

9. Утверждает, что для повышения эффективности производства важны не только ма-териальные, но и моральные, психологические факторы.

10. Многообразие научно-познавательных парадигм.

11. Теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии, изучающее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом со-держании.

12. Анализирует социальные системы с точки зрения функций их элементов.

13. Исследует содержание и механизм понимания индивидами своих социальных дей-ствий.

14. Система основополагающих принципов научного мышления, логическая модель постановки и решения научных проблем.

15. Главная её идея состоит в том, что в основе стимулирования деятельности людей находятся низшие потребности, а высшие потребности играют мотивирующую роль.

16. Предполагает выявление структуры социальной системы как совокупности устой-чивых отношений между её элементами.

17. Изучает социальные институты.

18. Выясняет то, каким образом совмещаются друг с другом функции элементов систе-мы, структур системы и функции разных систем.

II. Вставьте по смыслу слова в текст:

1. Социология долгое время развивалась в рамках.... Самостоятельной наукой она становится в......после опубликования... третьего тома своей работы «.........».

2. О.Конт развил теорию общественного прогресса, решающим фактором которого он считал...,... совершенствование человека.

3. Немецкие социологи... и... выдвинули идею принципиальной противоположности законов природы и общества. Они отвергали в качестве объекта социологического исследования такие собирательные понятия как...,...,... и считали, что объектом исследования социолога может быть только....

4. С 20-х гг. ХХ в. наибольшее развитие социологическая наука получила в США. Основное внимание там уделялось социологии...и....

5. Русский социолог... видел прогресс общества в росте человеческой солидарности и социальной гармонии. Он отверг идею Маркса о... как локомотиве истории.

III. Выберите верные ответы:

1. Родоначальником социологической науки является: а) М.Вебер; б) К.Маркс; в) О.Конт; г) Г.Спенсер.

2. Самостоятельной наукой социология становится: а) в начале ХIХ в; б) в 20-х гг. ХIХ в; в) в 40-х гг. ХIХ в; г) в конце ХIХ – начале ХХв.

3. В научный оборот термин «социология» ввёл: а) Г.Спенсер; б) Э.Дюркгейм; в) М.Вебер; г) О.Конт.

4. Кто из названных учёных является родоначальником позитивизма: а) О.Конт; б) Г.Зиммель; в) М.Вебер; г) П.Сорокин.

5. Создателем теории социального конфликта является: а) К.Маркс; б) М.Вебер; в) Г.Спенсер; г) Г.Зиммель.

6. Г.Зиммель и М.Вебер выдвинули идею: а) революционного преобразования общест-ва; б) тождества законов функционирования природы и общества; в) стимулов пове-дения человека; г) принципиальной противоположности законов природы и об-щества.

7. «Поведенческое направление» в социологии называется: а) бихевиоризм; б) марк-сизм; в) позитивизм; г) реформизм.

8. Российская социология с самого начала формируется как прикладная, точная наука: а) верно; б) неверно.

9. Согласно теории «человеческих отношений» для повышения эффективности произ-водства необходимы прежде всего: а) благоприятный моральный климат в трудовом коллективе; б) рационализация управления производством; в) моральная удовлетворённость работников трудом; г) материальное стимулирование работников.

10. Сторонниками реформистского пути развития общества были а) Г.Спенсер; б) К.Маркс; в) В.И.Ленин; г) Э.Дюркгейм.

11. Какие из нижеследующих суждений являются позитивистскими: а) законы функци-онирования природы и общества противоположны; б) наука должна отказаться от изучения философских, мировоззренческих вопросов; в) социальные явления долж-ны описываться количественно; г) эксплуататорское общество нельзя реформировать, его можно только уничтожить.

12. Теория иерархии потребностей была разработана Э.Мэйо: а) верно; б) неверно.

13. Автором теории человеческих отношений является: а) Ф.Тейлор; б) Э.Мэйо; в) А.Маслоу; г) М.Ковалевский.

14. Центральным понятием социологии К.Маркса является: а) личность; б) социальное действие; в) социальное пространство; г) классовая борьба.

15. Кому из ниже перечисленных социологов принадлежит определение социологии как позитивной науки об обществе: а) Дюркгейму; б) Веберу; в) Марксу; г) Конту.

16. Центральным понятием феноменологической социологии является категория: а) об-щественно-экономическая формация; б) индивидуальный выбор; в) межличностные коммуникации; г) жизненный мир.

17. Социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании изучает: а) этнометодология; б) феноменология; в) функционализм; г) символичес-кий интеракционизм.

18. С позиций социального дарвинизма выступал: а) М. Вебер; б) К. Маркс; в) Э. Дюркгейм; г) Г. Спенсер.

19. «Социальные факты» — предмет изучения социологической науки», —

утверждал: а) Г. Спенсер; б) М. Вебер; в) О. Конт; г) Э. Дюркгейм.

20. Представители «понимающей социологии»: а) О. Конт; б) Г. Спенсер; в) М. Вебер; г) Г. Зиммель.

21. Биологический принцип «борьбы за существование» распространял на общество:

а) К. Маркс; б) М. Вебер; в) Г. Спенсер; г) Г. Зиммель.

22. Представители позитивизма в социологии: а) Г. Спенсер и Э. Дюркгейм; б) Г. Зиммель и М. Вебер; в) К. Маркс и Ф. Энгельс; г) Э. Мэйо и А. Маслоу.

23. Интерпретативные парадигмы: а) техницизм; б) «понимающая социология»; в) феноменология; г) социолингвистика.

24. Системные парадигмы: а) символический интеракционизм; б) экономический детерминизм; в) институционализм; г) функционализм.

25. «Определяющую роль в жизни общества играет способ производства материальных благ», — утверждает: а) географический детерминизм; б) этнометодология; в) структурализм; г) экономический детерминизм.

 

ТЕМА 3

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.011 с.)