Тема 1. Социология как Наука об обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Социология как Наука об обществе



СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания по изучению дисциплины для бакалавров технических направлений ЗФО

 

 

Краснодар

 

Составители: канд. культурологии, ст. преп. Н.В. Круглик

 

 

УДК 316

Социология: метод. указания по изучению дисциплины для бакалавров технических направлений ЗФО / Сост.: Н.В. Круглик; Кубан. гос. технолог. ун-т. Каф. социологии, правоведения и работы с персоналом. — Краснодар. Изд. КубГТУ, 2013. – 31 с.

 

Приведены тематика учебного курса, план семинарских занятий, вопросы для обсуждений, наименования докладов, сообщений, рефератов, а также предлагается список рекомендуемой литературы.

 

Библиогр.:223 назв.

 

 

Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета

 

 

Рецензенты: д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой СПиРП КубГТУ

Н. Л. Сергиенко;

д-р техн. наук, проф. кафедры информатики КубГТУ

В.А. Атрощенко

канд. филос. наук, доц. кафедры философии и политологии КГУКИ И.М. Горбунова

© КубГТУ, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………….....……..……….....4

1 Нормативные ссылки………………………………………………………….4

2 Общие рекомендации по работе с методическими указаниями...………….….5

3 Программа дисциплины………….……………...…………………....……...6

4 Темы семинарских занятий………………………………..………..…….......11

5 Задания на контрольные работы ………………………………..………14

 

Список рекомендуемой литературы………………..…………………..……20

Введение

Курс «Социология» предназначен для студентов технических направлений. Социология является самостоятельной учебной и научной дисциплиной. Социология – это наука о системном понимании общества, тенденциях его изменения, о взаимодействии социальных общностей, социальных процессов. Цель изучения учебного курса «Социология» – ознакомление студентов с социологией как научной дисциплиной, её основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями, методами и важнейшими результатами эмпирических исследований. Содержание курса призвано способствовать углублению и конкретизации общих представлений об обществе и дать общее теоретико-методологическое обществоведческое знание.

Изучение основ социологии позволяет систематизировать знания и изменить угол зрения в рассмотрении большого круга социальных проблем и предполагает:

– раскрытие содержания основополагающих понятий социологии;

– структурирование основных разделов общей социологии, рассмотрение современных представлений об их содержательном наполнении;

– систематизацию логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур, явлений и процессов;

– повышение уровня гуманитарной культуры;

– формирование представлений о методологии, методике и технике социологического исследования.

 

Нормативные ссылки

В настоящих методических указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления

МР КубГТУ 4.4.4 – 2008 СМК. Учебно-методическая деятельность. Учебные издания

 

2 Общие рекомендации по работе с методическими указаниями

В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы. В разделе «Планы семинарских занятий» приведены вопросы для обсуждения, тематика докладов, рефератов, сообщений. В конце тем приводится литература из списка рекомендуемой литературы.

Пример

Литература: [3], [5],

где 3 и 5 – порядковые номера библиографических источников из списка рекомендуемой литературы.

В ходе чтения литературы необходимо составлять развернутый план изучаемого текста и конспект по каждому вопросу плана семинарского занятия. Развернутый план должен показывать логику текста, которая в более кратком виде отображена в названиях глав и параграфов. Развернутый план составляется в процессе чтения текста. Одновременно отмечаются ключевые моменты, которые после вторичного просмотра будут перенесены в конспект. Назначение конспекта – служить опорой для развернутого ответа по каждому вопросу плана семинарского занятия. Конспекты лучше вести в отдельной тетради для семинаров, где должны быть записаны тема и план каждого занятия. В конспекте должны быть отражены основные положения текста в соответствии с изучаемым вопросом. Данные положения могут быть выражены в более кратких формулировках при условии, что при этом не будет утерян смысл. Конспект может быть полным или кратким, в виде тезисов, главное, чтобы он мог служить основой для успешного выступления на семинаре. В окончательном своем виде конспект по каждому вопросу плана семинарского занятия должен содержать:

1. Основную информацию по сути поставленного вопроса: ключевые понятия и концепции, теории, методы.

2. Дискуссионные вопросы, если таковые имеются, и аргументы в пользу той и другой точки зрения.

3. Социологические данные, иллюстрирующие положение современного российского общества в аспекте изучаемой темы (для тем № 6-10).

4. Выводы или резюме.

3 Программа дисциплины

Тема 1. Социология как наука об обществе

Предмет и объект социологии: уровни и типы определения предмета социологии. Научные теории в понимании объекта и предмета социологии. Понятийный аппарат, его роль в концептуализации предметной области. Природные предпосылки социальной жизни: соотношение природного и социального. Социальное и социальная реальность. Особенности научного знания о социальной реальности.

Структура социологического знания. Иерархия социологического знания: научные картины, общая теория, частная теория, эмпирические исследования, прикладные исследования. Прикладная и фундаментальная социология. Предметная матрица социологии. Внутридисциплинарная матрица социологии: отрасли внутри социологии. Уровни социологии. Функции социологии.

Междисциплинарная матрица социологии: родственные социологии науки.

Социальное и социологическое исследование. Этапы и виды социологического исследования. Программа социологического исследования: составные элементы программы исследования. Методика и техника социологического исследования. Основные методы социологии: опрос (анкетирование и интервью), анализ документов, наблюдение, эксперимент. Разработка социологического инструментария.

Периодизация и формы институционализации социологии как науки. Донаучный этап: Платон, Аристотель, Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Ш.Монтескье, «просветители». Классический этап. Французская социологическая школа: О. Конт и Э. Дюркгейм. Марксистская школа социологии: учение К. Маркса. Немецкая школа социологии: М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Зиммель. Взгляды Г. Спенсера и В. Парето.

Ранний этап американской социологии. Современный этап социологии. Структурный функционализм, конфликтологическая школа, бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическая социология, драматургическая социология, этнометодология, понимающая социология.

Теоретико-методологические основы развития социологии в России: основные этапы и направления. Кризис и восстановление социологии в 90-е годы ХХ века.

 

Тема 3. Личность и общество

Человек. Индивид. Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений. Личность как ансамбль общественных отношений (Маркс) и социальный тип. Структура личности и её типология. Базисная личность как соответствие идеалу данной культуры и модальная личность как фактически наиболее распространенный тип личности (Р. Линтон). Традиционный и современный типы личности. Теории личности: биологические, психологические и социологические.

Личность как ансамбль социальных функций, заданных ее положением (статусом) в группе и обществе. Интернализация роли в качестве принятия как своего "Я" и отстранение от заданной роли (проигрывание социальных функций без слияния с нею). Человек как биологический и социальный индивид. Понятие о биологической и культурной эволюции. Биологическое и социальное начало личности. Социальная изоляция и феральные люди. Самооценка и формирование Я-концепции. Ценности и оценки. Самоуважение личности.

Факторы, влияющие на формирование личности. Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Универсальное и специфическое в социализации. Социализация как механизм и процесс. Процесс социализации: этапы и стадии. Первичная и вторичная социализация. Агенты и институты социализации. Социализация и формирование личности. Возникновение социального Я. Интернационализация Я. Компоненты социализации. Воспитание, взросление, возмужание, обучение. Десоциализация и ресоциализация.

Социальный статус: понятие и виды. Статусные теории. Социальная роль: понятие и структура. Ролевой конфликт: понятие и разновидности.

 

Темы семинарских занятий

 

Тема 3. Личность и общество

Вопросы для обсуждения

1. Личность: понятие, структура и типология.

2. Теории личности: биологические, психологические и социологические теории.

3. Социализация личности: понятие, механизмы, агенты, виды и этапы социализации.

4. Социальный статус и социальная роль: понятие, виды, структура и теории.

 

Литература [8, 13, 15, 29, 37, 38, 39, 41, 51, 52, 63, 72, 80, 85, 93, 95, 96, 97, 101, 102, 103, 109, 110, 115, 121, 122, 136, 138, 150, 154, 155, 161, 166, 167, 171, 175, 176, 178, 179, 180, 181, 183, 184, 195, 198, 199, 202, 204, 206, 208, 211, 223].

 

Задания на контрольные работы

1. Понятие социологии как науки об обществе. Объект и предмет социологии

2. Структура и функции социологии

3. Основные социологические категории

4. Социология в системе социально-гуманитарных наук

5. Понятие и методы социологического исследования

6. История становления социологии как науки

7. Историческое развитие основных социологических теорий

8. Основные этапы развития социологической мысли в России

9. Общество: понятие и теории происхождения

 

10. Типология обществ в различных социологических концепциях

11. Эволюция общества и теории социальных изменений

12. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире

13. Культура как социологическая категория

14. Структура и функции культуры

15. Типы культур. Субкультура и контркультура

16. Язык и культура: основы культурного и межкультурного общения

17. Понятие и структура личности в теории социологии

18. Социализация личности: понятие и механизмы

19. Этапы и агенты социализации

20. Социальный статус личности

21. Социальные роли и ролевая концепция личности

22. Система социальной связи

23. Социальное действие: структура и типы. Теории социального действия

24. Понятие, виды и теории социального взаимодействия

25. Социальные отношения

26. Понятие социальной общности и группы

27. Классификация социальных групп

28. Понятие малой группы. Групповая динамика

29. Социальная структура общества

30. Социальная дифференциация

31. Социальное неравенство

32. Социальная стратификация: теории и виды

33. Система социальной стратификации

34. Социальная мобильность

35. Социальная структура современного российского общества

36. Сущность и структура социальной организации

37. Социологические концепции исследования организации

38. Типы организаций

39. Этапы развития организации

40. Социальные институты: структура и функции

41. Виды социальных институтов

42. Семья как социальный институт

43. Девиантное поведение: понятие и виды

44. Теории девиации

45. Формы социального контроля

46. Социальный конфликт: причины, функции и типы

47. Этапы развития и способы разрешения конфликтов

48. Международный терроризм - глобальная проблема современного общества

49. Массовое сознание и массовое поведение

50. Социальные движения: теории, виды и жизненные циклы. Гражданское общество

Содержание и оформление контрольных работ

 

Для студентов заочного отделения обязательной является подготовка и защита контрольной работы по дисциплине «Социология».

Чистовой вариант контрольной работы сдается на кафедру и регистрируется в течение семестра, но не позднее, чем за неделю до зачетной недели. Преподаватель берет на проверку только зарегистрированные работы. После проверки работы он делает запись на титульном листе контрольной работы “О допуске к ее защите”. При наличии замечаний, которые излагаются преподавателем в письменной форме, работа допускается к защите только после их исправления. Защита работы производится на сессии в период до начала экзаменов. Контрольная работа, признанная положительной, возвращается студенту с пометкой на титульном листе “зачтено”, на основании которой делается запись о зачете контрольной работы во вкладыше к зачетной книжке студента. На основании зачтенной контрольной работы студент допускается к экзамену по дисциплине. Зачтенная контрольная работа сдается студентом на кафедру.

Контрольная работа выполняется на основе самостоятельного изучения литературы. В подборе источников необходимо ориентироваться на рекомендуемый преподавателем список основной и дополнительной литературы. Для работы рекомендуется использовать информацию из периодических специализированных социологических изданий: “Социологические исследования” (СОЦИС), “Журнал социологии и социальной антропологии”, “Социологический журнал”, “Социология: методология, методы, математические модели” (Социология 4М), "Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены” и др. Разрешается воспользоваться электронными версиями данных изданий или другими электронными журналами.

Контрольная работа должна включать обязательные разделы в следующей последовательности: титульный лист, содержание (план), введение, основную часть, заключение, список использованных источников. Рекомендуемый объем контрольной работы – 12-15 страниц.

Титульный лист – это первая страница контрольной работы. На титульном листе указывается название учебного заведения, вид работы, фамилия и инициалы студента, выполнившего работу, номер студенческой группы, сведения о рецензенте.

Обязательным элементом работы является содержание. В содержании приводятся названия всех структурных частей работы, начиная с прописной буквы и без точки в конце, с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. После порядкового номера структурных элементов работы точка также не ставится. Введение и заключение не делятся и не нумеруются и по объему занимают одну-две страницы. Основная часть работы не озаглавливается, но вопросы, из которых она состоит, имеют нумерацию и названия.

Введение содержит формулировку актуальности вопросов, раскрываемых в контрольной работе.

Основная часть состоит из смысловых разделов, в которых раскрываются вопросы работы. В рамках каждого предложенного вопроса следует выделять несколько подпунктов. В заключении в логически завершенной форме формулируются выводы.

Перечень источников в списке следует располагать в порядке использования, нумеровать арабскими цифрами. Кроме того, в данный список необходимо включать актуальные источники, изданные за последние годы (2005-2013 год).

Библиографическое описание использованных источников выполняется следующим образом:

1) Книги:

Бабосов Е.М. Общая социология: учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 402 с.

2) Статьи:

Герман К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу / К. Герман // Социс. – 1998. – № 2. С. 56-69.

3) Электронные ресурсы:

Исследовано в России [Электронный ресурс]. – Электрон. журн. (3 файла). – Режим доступа: http://zhurnal.mipt.rssi/ru. – Загл. с экрана.

К оформлению текста контрольной работы также предъявляются определенные требования.

Текст работы должен быть написан от руки в 12-ти или 18-ти листовой тетради. Из списка вопросов выбирайте два вопроса по последней цифре зачётки. Например, если в № зачётки последняя цифра 5, то можете выбрать из вариантов 5, 15, 25, 35, 45 – любые два варианта и раскрыть их.

Преподаватель при оценке работы учитывает следующие критерии:

- наличие введения;

- степень разработанности вопросов;

- наличие выводов;

- использование различных литературных источников;

- соблюдение требований к оформлению текста;

- уровень творчества и самостоятельности.

Контрольная работа предполагает использование научного стиля и логики изложения материала, что позволяет судить об общей культуре ее автора. Самостоятельность выполнения работы, консультации с преподавателем и следование данным рекомендациям обеспечат успешность выполнения и сдачи контрольной работы.

Список рекомендуемой литературы

1. Абишева А. К. О понятии ценность / А.К. Абишева // Вопросы философии. –2002. – №3. — С. 139 – 146.

2. Авксентьев В.А. Конфликт цивилизаций: Pro et contra (мнение экспертов) / В.А. Авксентьев, Б.В. Аксюмов, А.Ю. Хоц// Социс. – 2009. – № 4. – С. 73-81.

3. Аврамова Е.К. Проблеме формирования среднего класса в России / Е.К. Аврамова // Вопросы экономики. – 1998 – № 7. – С. 112-127.

4. Аитов Н.А. Понятие «социальная структура» в современной социологии / Н.А. Аитов // Социологические исследования. – 1996. – № 7. – С. 27-31.

5. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / Отв. ред. Я.Гилинский. – М.: ИС РАН, 1992. – 279 с.

6. Американская социологическая мысль: [Тексты] / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Прогресс, 1996. – 347 с.

8. Анурин В.Ф. Общая социология. – М.: Академ. Проект, 2003. – 493 с.

9. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2003. – 407 с.

10. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2011. – 342 с.

11. Аринин А.П. Культура и личность в современной России / А.П. Аринин // Личность и мир. – 2001. — №9. – С. 6-13.

12. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: ЮНИТИ, 1992. – 386 с.

13. Артемьев А.И. Социология личности. – М.: Гардарики, 2001. – 256 с.

14. Афанасьев В. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения / В. Афанасьев // Рубеж (альманах социальных исследований). – 1992. – № 2. – С. 69-81.

15. Бабосов Е.М. Общая социология: учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 402 с.

16. Барков С. А.Социология организаций: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 288 с.

17. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – 2-е изд. – М.: РУДН, 2008. – 341 с.

18. Бауман З. Мыслить социологически. – М.: NOTA BENE, 1996. – 273 с.

19. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: учебник. – Спб.: Изд-во Алетейя, 2002. – 245 с.

20. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Наука, 2000. – 213 с.

21. Бек У. Что такое глобализация? – М.: Аспект, 2001. – 317 с.

22. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: уч. метод. пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001. – 280 с.

23. Бельский В.Ю. Социология: учебник. – М.: Инфра-М, 2002. – 303 с.

24. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 168 с.

25. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Высшая школа, 1995. – 315 с.

26. Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: [Тексты] – М.: МГУ, 1994. – 496 с.

27. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.Ф. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. – М.: АспектПресс, 1997. – 287 с.

28. Бороноев А.И. О предмете социологии как общей науке об обществе / А.И. Бороноев // Социологические исследования. – 1991. – № 5. – С. 23-34.

29. Борцов Ю.С. Социология: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 352 с.

30. Будон Р. Место беспорядка: критика теорий социального изменения. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 328 с.

31. Василенко И.А. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы / И.А. Василенко // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 1997. – № 4. – С. 43-53.

32. Васильева Т. Основы качественного исследования: обоснованная теория // Методология и методы социологических исследований. – М.: ИС РАН. 1996. – 286 с.

33. Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: «Экономическое чудо» как воплощение мировой культуры / Ю.А. Васильчук // Полис. – 1996. – № 6. – С. 17-26.

34. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. — 1994. – № 5. – С. 47-61.

35. Виноградова Е.В., Козина И.М. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников // Социс. – 2011. – №9. – С. 30-41.

36. Вихалемм П. Эксперимент в социологическом исследовании // Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. Кн. 2. – М.: Логос, 1990. – 305 с.

37. Волков Ю.Г. Социология: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 571 с.

38. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М.: Гардарики, 2008. – 671 с.

39. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2001. – 432 с.

40. Герман К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу / К. Герман // Социс. – 1998. – № 2. С. 56-69.

41. Гидденс Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал, УРСС, 2001. – 704 с.

42. Гилинский Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учеб. пособие.– СПб.: СПб филиал ИС РАН, 1993. – 341 с.

43. Глазьев С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии / С.Ю. Глазьев // Социологические исследования. – 1996. – № 6. – С. 37-52.

44. Глобализация и постсоветское общество / «Аспекты-2001» / Научное издание. – М.: Изд-во ООО Стови, 2001. – 224 с.

45. Глобализация: человеческое измерение. – М.: РОССПЭН, 2003. – 112 с.

46. Глобальное сообщество: новая система координат. – СПб.: Изд-во Скифия, 2000. – 304 с.

47. Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация / М.Б. Глотов // Социс. – 2003. – № 10. – С. 71-85.

48. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России / З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян // Социологические исследования. – 1998. – № 7. – С. 47-60.

49. Голиков В.Д. Социальные инновации: учеб. пособие. – Уфа: Ай, 1998. – 314 с.

50. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии 19-20 в.в. – М.: Канон, 2005. – 267 с.

51. Голубева Г.А. Социология: учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2004. – 222 с.

52. Горелов А.А. Социология: учебник. – М.: ЭКСМО, 2006. – 495 с.

53. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. – М.: Наука, 2003. – 502 с.

54. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. – Самара: Изд-во Самарский университет, 2002. – 424 с.

55. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии [Текст] / А.Б. Гофман. – М.: Книжный дом Университет, 2006. – 216 с.

56. Гримак А. Терапевтические функции культуры / А. Гримак // Человек. – 2002. — №4. – С. 75-86.

57. ДаниеловА.Р. Россия в мировой системе высоких технологий: формирование информационного общества / А.Р. Даниелов // США: Экономика. Политика. Идеология. – 1996. – № 9. – С. 56-71.

58. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социс. – 1994. – № 2. – С. 142-147.

59. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. – М.: Смысл, 2000. – 191 с.

60. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (социологический аспект) / В.М. Димов // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 1997. – № 3. – С. 45-55.

61. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. – М.: Альфа М, 2007. – 414 с.

62. Дмитриев А.В. Этнические группы мигрантов и конфликты в анклавных рынках труда / А.В. Дмитриев // Социологические исследования. – 2005. – №3. – С. 63-71.

63. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х Т. – М.: Инфра М, 2000. – 971 с.

64. Дроздов А. Ю. Агрессивное поведение современной молодежи в контексте социальной ситуации / А.Ю. Дроздов // Социс. – 2003. – №4. – С. 81-95.

65. Дюркгейм Э.Самоубийство // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. – М.: Наука, 1994. –312 с.

66. Ельчанинов М.С. Еще раз о возможности революции в современной России / М.С. Ельчанинов // Социс. – 2007. – № 12. – С. 50-57.

67. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Логос, 1996. – 302 с.

68. Завьялова М. Русские Балтии в зеркале этнических стереотипов (по результатам этнолингвистического исследования) / М. Завьялова // Диаспоры. – 2004. – №4. – С. 207-236.

69. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России / Т.И. Заславская // Социологические исследования – 1996. – № 3. – С. 34-41.

70. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества / Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. – 1997. – № 2. – С. 43-55.

71. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. – М.: Дело, 2004. – 399 с.

72. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.

73. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Прогресс, 1996. – 279 с.

74. Змановская Е.В. Девиантология. – М.: Экзамен, 2004. – 288 с.

75. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2. – С. 47-57.

76. Ильин В.В. Социология как фундаментальная наука / В.В. Ильин // Социологические исследования. – 1994. – № 3. – С. 9-17.

77. Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен: о понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии / М.В. Ильин // Полис. – 1993. – №2. – С. 11-23.

78. ИноземцевВ.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения / В.Л. Иноземцев // Вопросы философии. – 1997. – № 10. – С. 27-31.

79. Ионин Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие. 2-е издание. — М.: Логос, 2006. – 280 с.

80. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 224 с.

81. Исправников В.О. "Теневая" экономика и перспективы образования среднего класса / В.О. Исправников // Общественные науки и современность. – 1998. – № 6. – С. 26-38.

82. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Нака, 1999. – 258 с.

83. Касаткина В.Н. Особенности адаптации этнических групп в современной Литве / В.Н. Касаткина // Социологические исследования. – 2004. – №11. – С. 53-64.

84. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: Владос, 2000. – 347 с.

85. Касьянов В.В. Социология. – Ростов н/Д.: Март, 2000. – 511 с.

86. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Как возможна социальная группа? / Ю.Л. Качанов, Н.А. Шматко // Социс. – 1996. – № 12. – С. 90-105.

87. Келлер Я. Модернизация – гуманизация общества или коррозия бытия? / Я. Келлер // Социологические исследования. – 2002. – №7. – С. 15-31.

88. Кирдина С.Г.Институциональные матрицы и развитие России. – Новосибирск, 2001. – 316 с.

89. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. – М.: Логос, 1999. – 384 с.

90. Коган Л.Н. Социология культуры. – Екатеринбург: УРАГС, 2005. – 255 с.

91. Козер Л. Функции социального конфликта. – М.: Союз, 2000. – 375 с.

92. Козина И.М. Забастовки в современной России / И.М. Козина // Социс. – 2009. – № 9. – С. 12-24.

93. Козлова О.Н. Социология. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 320 с.

94. Козырев Г.И.Социальные процессы и изменения / Г.И. Козырев // Социс. – 2005. – № 3. – С. 113-119.

95. Козырев Г.И. Социология. – М.: ФОРУМ, 2010. – 319 с.

96. Комаров М.С. Социология: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Экзамен, 2003. – 324 с.

97. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 247 с.

98. Космарская Н.П. «Дети империи» в постсоветской Центральной Азии: адаптивные практики и ментальные сдвиги (русские в Киргизии). – М.: Наталис, 2006. – 597 с.

99. Костин В.А., Костина Н.Б. Социальные изменения в контексте исторического процесса / В.А. Костин, Н.Б. Костина // Социологические исследования. – 2000. – № 1. – С. 32-51.

100. Костина А.В. Культурная политика современной России: соотношение этнического и национального. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 240 с.

101. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М.: Логос, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 382 с.

102. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. – СПб.: Изд-во Питер, 2005. – 432 с.

103. Кравченко С.А. Социология. учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 512 с.

104. Кравченко С.А. Социология: классические и современные парадигмы. Хрестоматия. – М.: Экзамен, 1998. – 624 с.

105. Культурология: учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998. – 511 с.

106. Культурология: ХХ век: Словарь. — СПб.: Университетская книга, 1997. – 347 с.

107. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. – М.: Высшая школа, 1971. – 279 с.

108. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М.: Прогресс, 1980. – 336 с.

109. Лабиринты одиночества / Под. ред. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – 623 с.

110. Лавриненко В.Н. Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 407 с.

111. Ланцова Л. А. Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ланцова // Социально-политический журнал. – 1993. – № 4. – С. 121-134.

112. Лапин Н.И. Новые проблемы исследований региональных сообществ / Н.И. Лапин // Социс. – 2010. – №7. – С. 28-37.

113. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и её регионов / Н.И. Лапин // Социс. – 2010. – №1. – С. 28-36.

114. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений / В.Т. Лисовский // Социс. – 1998. – № 5. – С. 28-41.

115. Личностно-ориентированная социология. – М.: Прогресс, 2004. – 307 с.

116. Логинова Л.В. Институционализация общественных интересов в контексте формирования социальной политики государства в России / Л.В. Логинова // Вестник военного университета. – 2009. – № 1. – С. 67-82.

117. Лурье С.В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проспект: Гаудеамус, 2004. – 624 с.

118. Макеев С.А. Социальные институты: классические трактовки и современные подходы к изучению. – М.: Знание, 2006. – 283 с.

119. Малахов В.С. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме идеологии. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 200 с.

120. Манхейм К. Человек и общество в век преобразований. Диагноз нашего времени. – М.:Проспект, 1994. – 327 с.

121. Маркович Д.Ж. Общая социология: учебник для вузов. – М.: Владос, 1998. – 431 с.

122. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе // Американская социологическая мысль: [Тексты] – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.

123. Массовое сознание и массовые действия. – М.: Наука, 1994. – 237 с.

124. Медушевский А.Н. История русской социологии. – М.: Проспект,1993. – 305 с.

125. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М.: Прогресс,1999. – 219 с.

126. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социс. – 1992. – № 3. – С. 104-114; № 4. – С.91-96.

127. Мертон Р.К. Образцы культурных целей и институциональных норм // Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для студентов вузов. – Екатеринбург, 1998. – С. 48-53.

128. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / Р.К. Мертон // Социологические исследования. – 1992. – № 2. – С. 34-51.

129. Миллс Р. Социологическое воображение. – М.: NOTA BENE, 2001. – 264 с.

130. Миронов Б.Н. Русские революции начала ХХ века: уроки для настоящего / Б.Н. Миронов // Полис. – 2011. – № 5. – С. 33-47.

131. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории / Н.Н. Моисеев // Свободная мысль. – 1996. – № 1. – С. 45-61.

132. Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность / Н.Н. Моисеев // Политические исследования – 1993 – № 3. – С. 71-84.

133. Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре социологического знания / Е.Ф. Молевич // Социологические исследования. – 1997. – № 6. – С. 13-21.

134. Монсон П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию. – М.: Весь мир, 1994. – 94 с.

135. Морено Дж. Социометрия. – М.: Наука, 1958. – 289 с.

136. Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – 557 с.

137. Никоновская Л.И. Трансформация в России с точки зрения теории конфликта / Л.И. Никоновская // Социс. – 2006. – № 9. – С. 34-42.

138. Общая социология: учеб. пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 384 с.

139. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. – М.: Наука, 1999. – 318 с.

140. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? / О.С. Осипова // Социс. – 1998. – № 9. – С. 106-109.

141. Основы общей социологии: Хрестоматия. – Краснодар: КЮИ, 1998. – 309 с.

142. Очерки по истории теоретической социологии 19-20 в.в. – М.: Прогресс, 2004. – 314 с.

143. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Логос, 2001. – 374 с.

144. Паниотто В.И. Социометрические методы изучения малых социальных групп / В.И. Паниотто // Социологические исследования. – 1976. – № 3. – С. 43-61.

145. Панферова В.В., Мечников М.А. Социальная стратификация / В.В. Панферова, М.А. Мечников // Социально-политический журнал. – 1995. – № 5. – С. 52-67.

146. Панчук И.П. Сущность и особенности социально-политических конфликтов в современной России / И.П. Панчук // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 6. – С. 323-329.

147. Парсонс Т. Система современных обществ. — М.: Академический Проект, 1997. – 403 с.

148. Полтавская Е.И. О понятии "социальный институт" / Е.И. Полтавская // Социс. – 2009. – № 3. – С. 21-33.

149. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.: Нака, 1995. – 381 с.

150. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. — М.: Библионика, 2008. – 223 с.

151. Разлогов К. Культура в контексте социального кризиса / К. Разлогов // Свободная мысль – XXI. – 2000. — №5. – С. 83-88.

152. Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления. – Харьков, 2005. – 297 с.

153. Решетникова К.В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами / К.В. Решетникова // Социс. – 2010. – № 7. – С. 108-114.

154. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова – М.: Норма-Инфра-М, 1999. – 666 с.

155. Рубчевский К.В.Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К.В. Рубчевский // Общественные науки и современность. – 2003. – № 3. – С. 147-151.

156. Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса / М.Н. Руткевич // Социологические исследования. – 1991. – № 7. – С. 23-29.

157. Руткевич М.Н. Социальная структура. – М.: Альфа-М, 2004. – 271 с.

158. Самарская Е.А. Индустриальное общество перед лицом перемен / Е.А. Самарская // Свободная мысль. – 1997. – № 2. – 12-18.

159. Самарская Е.А. Постиндустриализм как критическая позиция / Е.А. Самарская // Общественные науки и современность. – 1998. – № 2. – С. 27-31.

160. Седов Л. А.Институт социальный / Л.А. Седов // Современная западная социология. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.

161. Селезнева М.К. Социально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактора развития общества / М.К. Селезнева // Credo New. – 2008. – № 3. – С. 22-29.

162. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Прогресс, 1998. – 348 с.

163. Сергеев В.М. В чем секрет "современного" общества? /В.М. Сергеев, Н.И.Бирюков // Полис. – 1998. – № 2. С. 38-42.

164. Сильвестров С. Глобальная модернизация: последствия для человека и общества / С. Сильвестров // Общество и экономика. – 2000. – №5-6. – С. 22-31.

165. Симоненко В.Б. Информационное общество: социологический аспект исследования / В.Б. Симоненко// Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 1997. – № 3. – С. 34-40.

166. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1998. — 688 с.

167. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.60.35 (0.212 с.)