Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология труда и экономическая социология

Поиск

Социологические отрасли-гиганты исследуют очень крупные сферы жиз­ни общества, например общественный труд или культуру. Это категории, сравнимые по фундаментальности разве что с обществом, материей или лич­ностью. Под стать им и соответствующие отрасли — социология труда и со­циология культуры. Это комплексные дисциплины, подразумевающие слож­ную внутреннюю структуру, наличие различных уровней, направлений и тенденций в изучении своего предмета.

Социология труда еще недавно содержала в себе несколько дисциплин или отраслей знания, которые стали выделяться как самостоятельные еще до 1993— 1995 гг. Так, социология организаций исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, личные и безличные факторы социальной организации труда. Социология профессий выделяет свой предмет в системе общественного раз­деления труда, изучая престижность тех или иных видов деятельности, пред­почтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т.п. Социология производственного коллектива изучает закономерности совмест­ной трудовой деятельности людей, функции, цели и структуру трудовых коллективов — основных экономических, социальных и политических яче­ек нашего общества. Следует также назвать социально-психологические иссле-

дования сплоченности, лидерства, психологического климата, группового взаимодействия в производственной бригаде как разновидности малой кон­тактной группы; социологию образа жизни, изучающую поведение человека в труде; промышленную социологию (индустриальную социологию), в центре

внимания которой находится изучение социальных последствий научно-техни­ческой революции в промышленности, механизации и автоматизации произ­водства, социальной организации пред­приятий и проблем социального управ­ления; наконец, социальное планирова­ние, становление которого в качестве самостоятельной дисциплины немыс­лимо без изучения трудовых проблем. Современная экономическая социо­логия включила в себя всю прежнюю проблематику социологии труда с ее подотраслями и добавила новые, соот­ветствующие рыночной реальности. Сегодня специалисты говорят о социо­логии занятости, социологии рынка, социологии биржи, социологии менеджмен­та, социологии финансов и некоторых других как о самостоятельных, хотя и окончательно не оформившихся подотраслях экономической социологии. Экономическая социология — система научных знаний о поведении людей как представителей больших социальных групп в различных сферах эконо­мической жизни общества (производстве, обмене, распределении и потреб­лении). Она изучает многообразие форм проявления экономического пове­дения и выражения экономических интересов людей, а также структуру и механизмы воздействия на людей экономических институтов (собственно­сти, разделения труда, рынка товаров и труда, денежных институтов и т.п.) в долго- и кратковременной перспективе.

Экономическое поведение и отношения людей исследуются с помощью общенаучных (эксперимент, теоретический анализ), социологических (ан­кетирование, наблюдение), статистических (бюджетные и инвентарные об­следования), социально-психологических (тестирование, интервью) методов. В экономическую социологию входят следующие области исследования:

♦ социальные закономерности, факторы и последствия экономических кризисов, реформ и иных глобальных процессов в обществе;

♦ эволюция экономических институтов общества и их воздействие на социальную стратификацию, исчезновение одних и появление других социальных групп;

♦ формирование социальных отношений, стереотипов восприятия и ре­акций людей на происходящие в обществе экономические преобразо­вания, типы экономического поведения, присущие каждой категории населения;

♦ социально-трудовое поведение в сфере производства, мотивация, сти­мулирование и оплата труда, отношение работников к техническим но­вовведениям на производстве, формы и разновидности отклоняюще­гося поведения и соблюдение дисциплины труда;

♦ занятость и безработица: поведение людей на рынке труда, адаптация и социальные последствия потери работы, каналы, механизмы и фор­мы трудоустройства, подбор и расстановка кадров;

♦ потребительское поведение населения, маркетинговые исследования потребительских приоритетов, социальное воздействие рекламы, фор­мы накопления денег, доходы населения, их сбережение и использова­ние;

♦ экономическая и профессиональная стратификация общества, формы, степень и сущность экономического неравенства, зарплата, доход, бо­гатство, проблемы бедности и нищеты, качество и уровень жизни на­селения, взаимосвязь первоначального накопления и обнищания;

♦ экономическая и профессиональная мобильность, между- и внутри-страновые перемещения рабочей силы, понятие о международном рын­ке труда, особенности межрегиональной миграции, меж- и внутриот­раслевых профессиональных передвижений, внутризаводское движе­ние и текучесть кадров;

♦ социология предпринимательства и формы бизнеса, феномен малого и «челночного» бизнеса, их российская специфика, механизмы вовле­чения социальных групп в активное и пассивное занятие бизнесом, отношение населения к финансовым институтам, уровень доверитель­ности;

♦ социально-экономические механизмы распределительных отношений в обществе, сравнение планово-административных и свободно-рыноч­ных механизмов распределения национального богатства, обществен­ные фонды потребления и социальная защита населения, формирова­ние экономической элиты и феномен лоббирования экономических интересов, организованная экономическая преступность и понятие о теневой экономике.

Социология культуры

Как и социология труда, социология культуры представляет собой отрасль социологии. Предмет социологии культуры — любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы. В сферу ее изучения входят интересы, мотивы, ценностные ориентации ши­роких масс. Ее специфика определяется особенностями эмпирических мето­дов — анкетного опроса, интервью, наблюдения кинозрителей, читателей, по­сетителей музеев и т.д., дающих сведения об их культурных предпочтениях, ху­дожественных вкусах, мнении о прочитанном и др. Изучение этого среза реальности не входит в качестве отдельной темы ни в культурологию, ни в эт­нографию, ни в антропологию. Социологию культуры интересует, почему мо­лодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернист­ский театр, а пожилые люди склонны к более консервативным формам искус­ства; зависит ли интенсивность посещения учреждений культуры от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей (например, ув­лечение авангардным или традиционным искусством) от размера дохода, мес­та проживания (город — село, столица — периферия и т.д.), социального поло­жения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у раз­ных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д.

Социология культуры включает множество подцисциплин: социология образования, социология науки, социология морали, социология религии, социология искусства, социология досуга, социология спорта и др. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, поэтому внутри подцисциплин выделяются самостоятельные тематические области и направления, например: в социологии искусства — социология театра, со­циология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств; в социологии образования — социо­логия средней школы, социология профессионально-технического образо­вания, социология высшей школы (социология студенчества) (рис. 24).

Иногда социология культуры подвергается чрезмерной специализации и дроблению. Так, по мнению видного специалиста Л.Н. Когана, социология культуры «включает в себя несколько относительно самостоятельных науч­ных дисциплин, которые могут быть объединены в три связанные друг с другом группы.

Рис. 24. Социология культуры, как отрасль, входит в общую социологию и в то же время внутри себя дифференцируется на множество субдисциплин, каждая из которых, в свою очередь, может распадаться на более частные направления

 

1. Группа социологических дисциплин, связанных преимущественно с изучением материальной культуры: а) социология культуры материального производства; б) социология культуры быта; в) социология физической куль­туры; г) социология сексуальной культуры.

2. Группа социологических дисциплин, относящихся преимущественно к духовной культуре: а) социология образования; б) социология науки; в) социология нравственной культуры; г) социология религиозной культу­ры; д) социология художественной культуры.

3. Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к духовной культуре, т.е. представляющих собой "вертикальное сечение" и материальной, и духовной культуры: а) социология политической культуры; б) социология правовой

культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетичес­кой культуры; д) социология экологической культуры»34.

Вряд ли целесообразно такое дробление социологии культуры. Внутри этой отрасли социологии существует множество подотраслей, но множество ограниченное. Если, скажем, в США по социологии популярной культуры, или поп-социологии, проведены тысячи эмпирических исследований и опуб­ликованы сотни книг и статей, то данная подотрасль имеет право на само­стоятельное бытие. А если по социологии экологической культуры или со-циолотии культуры материального производства, выделенных Л. Котаном, не написано ни одной работы, то следует сомневаться в наличии этих обла­стей знания вообще.

Другие специалисты, в частности Ю.А. Клейберг35, предлагают выделять в сфере социологии культуры следующие субдисциплины:

♦ социология досуга;

♦ социология города и села;

♦ социология науки;

♦ социология воспитания;

♦ социология девиантного поведения;

♦ социология массовых коммуникаций;

♦ социология игры;

♦ социология общения;

♦ социология менеджмента;

♦ социология технологий культуры и досуга.

Таким образом, круг проблем, которые охватываются социологией куль­туры, очень широк. Сюда входят: изучение воздействия разных форм обще­ния (лекции, речи на митинге, беседы) на аудиторию; анализ состава созда­телей ценностей культуры (профессиональных и самодеятельных) по возра­сту, полу, социальному положению, стажу работы, образованию; выяснение социальных ролей творцов и потребителей культурной продукции, зависи­мости продукции от характера труда ученых, музыкантов, актеров, режис­серов, администрации; исследование жизненного цикла художественного произведения, например книги, в том или ином сообществе (написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, обре­тение популярности или забвение, цитирование, критика, превращение в классику и т.п.) и творческой карьеры самих писателей, художников, ученых и др. Внутри отрасли в качестве самостоятельного образования выделяется прикладная социология культуры.

Специфика социологического изучения содержания телепередач, книг, спектаклей, фильмов состоит в том, что социология изучает массовые, ве­роятностные, обладающие регулярностью культурные феномены. В ее зада­чу не входит объяснение эстетической ценности произведения искусства, его своеобразия и неповторимости — это прерогатива кинокритики и искусст­воведения. Социолог, обращаясь к анализу культурного явления, выделяет устойчивые, единообразные, сравнимые единицы, поддающиеся дальнейшей квантификации.

эганЛ.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. С. 15.

хейберг Ю.А. Программа курса «Социология культуры и досуга» // Социологические исследова-

|я. 1993. №7. С. 35-41.

S

Прикладная социология культуры — научное направление в рамках социо­логии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрени­ем практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе, райо­не, губернии и т.д. Прикладной социолог способен оказать городской адми­нистрации неоценимую помощь в правильном планировании и размещении учреждений социального, культурного и бытового назначения. Именно он выяснит, в какое время суток и в какие районы города больше всего приезжа­ют и отъезжают люди, какие культурные учреждения посещаются интенсив­нее, стоит ли строить в «спальных районах» театры и музеи или ограничиться, как это практикуется в последние годы, кафе и ресторанами, какой должна быть репертуарная политика кинотеатров и видеосалонов в зависимости от возраста, пола и уровня образования жителей района. Социолог выяснит пол­ный список культурных потребностей и предпочтений горожан на сегодняш­ний день. Построив рейтинг всевозможных учреждений культуры (театров, клубов, библиотек, музеев), он поможет установить, что именно и в каком количестве стоит ныне строить, а что необходимо «заморозить». Так, далеко не все поверили уральским социологам, выявившим еще в 1968 г. тенденцию к значительному сокращению посещаемости кинотеатров, особенно городских. Однако этот прогноз оправдался (исследование Л.Н. Когана).

Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную вели­чину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре воз­никает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологичес­кого знаний36.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Жизненный цикл научной дисциплины — это последовательность взлетов и падений научной активности на протяжении всего времени существования данной дисциплины.

Первое, что следует отметить в связи с этим, — это разная продолжитель­ность существования научных дисциплин. Социология труда зародилась в конце XIX в., достигла своего пика в середине XX в., испытала упадок в конце XX в., но и в начале XXI в. нельзя говорить о том, что дисциплина оконча­тельно исчезла. Направление изучения образа жизни, если можно его отно­сить к разряду дисциплин, возникло в начале 70-х гг. и исчезло в начале 90-х гг. XX в. Данная отрасль появилась на свет по конъюнктурным сообра­жениям, не имеющим ничего общего с научной деятельностью, что связано с обращением политиков от КПСС к образу жизни советских людей, кото­рый должен был подчеркнуть преимущества социализма. Данное направле-

Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специаль­ностей /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. С. 42.

ние умерло естественной смертью вместе с исчезновением КПСС и ее соци­альной программы.

Таким образом, в зависимости от продолжительности существования научной дисциплины ее цикл должен принимать различный вид: на корот­ком историческом промежутке должно быть меньше подъемов и спадов, на длинном — больше. Короткий жизненный цикл может напоминать одногор­бого верблюда — взлет и падение, а длинный жизненный цикл может похо­дить на двугорбого и даже «многогорбого» верблюда. Чем дольше существу­ет научная дисциплина или отрасль науки, тем сложнее у нее биография и замысловатее график динамики.

В общем виде можно выделить две модели жизненного цикла научной дисциплины (отрасли) — простую и сложную (рис. 25).

Согласно простой модели развивалось изучение образа жизни, а соглас­но сложной модели — социология труда.

Индивидуальную схему можно составить практически для любой субдис­циплины, отрасли или направления в социологии. Вначале необходимо об­говорить начальные условия: 1) отображается мировая социология в целом или национальная (американская, французская, российская); 2) как учиты­вается количество публикаций в данной отрасли по годам (обобщающие ра­боты, библиотечные каталоги или иные источники); 3) что считать относя­щимся к данной отрасли: а) работы, целиком посвященные избранной те­матике, скажем социологии города, б) работы, в которых данная тематика упоминается или изучается наряду с другими проблемами (при этом необ­ходимо установить, является ли избранная тематика доминирующей или рядовой); 4) учитываются только опубликованные исследования или и не­опубликованные, также, к примеру, научные отчеты о проведенных эмпи­рических исследованиях, хранящиеся в ведомственных архивах, в архивах на­учных учреждений и т.д.

Затем можно переходить к построению графика жизненного цикла дис­циплины. В наше время одним из лучших (если не наилучшим) обобщаю­щих трудов, на основании которого можно построить «биографию» той или иной социологической отрасли, является созданная учеными Института со-

Рис. 25. Простая (а) и сложная (б) модель жизненного цикла научной дисциплины:

— количество публикаций в данной отрасли; В — историческое время (в годах); С — кривая, изображающая траекторию жизненного цикла данной дисциплины (отрасли)

циологии РАН «Социология в России» под редакцией В.А. Ядова, вышед­шая двумя изданиями — в 1996 и 1998 гг.

В этом труде, дающем ретроспективу развития отечественной социоло­гии за полтора столетия, ведущие социологи страны, каждый специалист в своей отраслевой дисциплине изобразили в главных темах, исторических фактах, теоретических и эмпирических исследованиях динамический порт­рет той или иной области: общественного мнения, аграрной социологии, социологии молодежи и др. Касаясь развития своей отрасли, практически все авторы подчеркивают, как правильно заметил в своей рецензии на эту книгу А.Г. Здравомыслов, точки разрыва в поступательном движении научной мысли. Почти во всех отраслевых главах говорится о нарушении преемствен­ности: о перерыве в развитии социальной урбанистики почти на 30 лет, пре­кращении конкретных исследований села с середины 1930-х гг., репрессиях по отношению к тем, кто занимался социологией труда и производства, и обусловленном этим разрыве поколений в данной области социологическо­го знания, прекращении существования социологии образования в качестве позитивной науки на долгий период, об аналогичных процессах в области социологии религии, демографии, о запрещении эмпирических исследова­ний советской политики, прекращении изучения различных форм отклоня­ющегося поведения и динамики общественного мнения37.

Прерывное развитие социологии в нашей стране как: а) исследователь­ской дисциплины и б) образовательной дисциплины имеет совершенно осо­бый сценарий, влечет достижения и последствия для общества, отличные от сценария, достижений и последствий науки с непрерывной траектори­ей развития. На исторической карте отечественной социологии следует от­метить три ключевые точки: 1) «рождение» социологии, происходившее в 1860—1880-е гг.; 2) юридическая, когнитивная и институциональная «смерть» социологии в 1930-е гг. в связи с началом массовых репрессий; 3) второе «рождение» социологии в 1960-х гг. В отличие от стран непрерыв­ного социологического образования (США, Франция, Англия), страны пре­рывного социологического образования (Германия, Россия, Италия) не сформировали регулярной традиции. Отсутствие регулярной традиции оз­начает помимо других недостатков нарушение межпоколенческой преем­ственности у живых носителей научных знаний, нарушение личного кон­такта при передаче знаний от учителя к ученику, возвратные движения науки при каждом следующем «рождении», трудности в институциализа-ции (приходится заново пробивать правительственные постановления, раз­решающие деятельность представителей данной профессии, вновь учреж­дать кафедры, факультеты, журналы и др.).

Непрерывное развитие социологической науки отвечает ряду требований:

а) между различными фазами одного и того же процесса должна бытьпреемственность во времени, т.е. следующая фаза продолжает развиваться стого момента, на котором остановилась предыдущая, либо продолжает ре­шать те задачи, которые не успела решить предыдущая стадия развития;

б) все стадии одного процесса, если он обладает признаком развития,должны иметь восходящую линейную (в отдельных ситуациях циклическую)

Здравомыслов А.Г. О судьбах социологии в России // http://www.user.cityIine.ru/~grizdrav/rsoc.html

направленность, т.е. социальное развитие должно называться прогрессом — постепенным восхождением от низших к высшим стадиям;

в) между различными стадиями восходящего процесса должна сохранять­ся преемственность поколений — живых носителей традиций и норм. Это означает, что если между двумя соседними стадиями выпало несколько по­колений людей и разорвалась живая эстафета передачи накопленных знаний, социального опыта и традиций, то неправомерно говорить о том, что перед нами две стадии одного процесса.

Ни один из указанных критериев не характерен для российской социо­логии. Прерывистая линия развития означает также утечку мозгов в связи с обострившимися политическими условиями в стране. Подобное наблю­далось в нашей стране дважды: а) когда в 1922 г. В.И. Ленин постановил собрать всю русскую интеллигенцию и отправить ее в эмиграцию; б) когда в 1970—1980-е гг. прокатилась волна еврейской эмиграции и страну поки­нули некоторые квалифицированные социологи. Экономическая эмигра­ция начала и середины 1990-х гг. не нанесла серьезного урона отечествен­ной социологии, хотя и вытолкнула за границу часть кадров (их было не­много и выдающейся квалификацией они не обладали).

Прерывистое развитие означает, что возрождение социологии начинает­ся с «обучения у Запада». В 1960-е гг. в области методики и техники эмпи­рических исследований, как, впрочем, и в теоретико-методологической сфе­ре, советские социологи учились — открыто или тайно — у американских социологов. Концептуальная зависимость одной страны от другой означает, что в течение долгого времени серьезного прорыва в фундаментальной об­ласти науки ждать не следует. Это означает также, что все новации — теоре­тические, методологичесие, методические — будут иметь не национальный, а импортный характер.

Наряду с прерывистым развитием жизненный цикл российской социо­логии имеет еще одну неприятную особенность — запаздывающую институ-циализацию, т.е. создание факультетов, кафедр, профессиональных ассоци­аций, журналов и других элементов научной инфраструктуры. Ключевые точки институциализации социологии в США и России отстоят во времени друг от друга на 100 лет. Первый профессиональный журнал в США появился в 1895 г. («American Journal of Sociology»), а в России — в 1974 г. («Социоло­гические исследования»). Первый социологический факультет возник в Чи­каго в 1892 г., в Москве — в 1989 г. Вековое отставание в институциализа­ции социологии чревато рядом негативных последствий: первое — страна за­паздывающего развития вынуждена сегодня повторять и воспроизводить то, что в развитых странах было создано позавчера; второе — национальная со­циология на позднем этапе включается в уже сложившуюся систему разде­ления научного труда, где основные роли, рейтинги и престижи расписаны, а места заняты. Очень долгое время ей приходится утверждать себя на меж­дународной арене, доказывая свой научный приоритет в тех или иных тема­тических областях и направлениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.250.115 (0.017 с.)