Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология труда и экономическая социологияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социологические отрасли-гиганты исследуют очень крупные сферы жизни общества, например общественный труд или культуру. Это категории, сравнимые по фундаментальности разве что с обществом, материей или личностью. Под стать им и соответствующие отрасли — социология труда и социология культуры. Это комплексные дисциплины, подразумевающие сложную внутреннюю структуру, наличие различных уровней, направлений и тенденций в изучении своего предмета. Социология труда еще недавно содержала в себе несколько дисциплин или отраслей знания, которые стали выделяться как самостоятельные еще до 1993— 1995 гг. Так, социология организаций исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, личные и безличные факторы социальной организации труда. Социология профессий выделяет свой предмет в системе общественного разделения труда, изучая престижность тех или иных видов деятельности, предпочтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т.п. Социология производственного коллектива изучает закономерности совместной трудовой деятельности людей, функции, цели и структуру трудовых коллективов — основных экономических, социальных и политических ячеек нашего общества. Следует также назвать социально-психологические иссле- дования сплоченности, лидерства, психологического климата, группового взаимодействия в производственной бригаде как разновидности малой контактной группы; социологию образа жизни, изучающую поведение человека в труде; промышленную социологию (индустриальную социологию), в центре внимания которой находится изучение социальных последствий научно-технической революции в промышленности, механизации и автоматизации производства, социальной организации предприятий и проблем социального управления; наконец, социальное планирование, становление которого в качестве самостоятельной дисциплины немыслимо без изучения трудовых проблем. Современная экономическая социология включила в себя всю прежнюю проблематику социологии труда с ее подотраслями и добавила новые, соответствующие рыночной реальности. Сегодня специалисты говорят о социологии занятости, социологии рынка, социологии биржи, социологии менеджмента, социологии финансов и некоторых других как о самостоятельных, хотя и окончательно не оформившихся подотраслях экономической социологии. Экономическая социология — система научных знаний о поведении людей как представителей больших социальных групп в различных сферах экономической жизни общества (производстве, обмене, распределении и потреблении). Она изучает многообразие форм проявления экономического поведения и выражения экономических интересов людей, а также структуру и механизмы воздействия на людей экономических институтов (собственности, разделения труда, рынка товаров и труда, денежных институтов и т.п.) в долго- и кратковременной перспективе. Экономическое поведение и отношения людей исследуются с помощью общенаучных (эксперимент, теоретический анализ), социологических (анкетирование, наблюдение), статистических (бюджетные и инвентарные обследования), социально-психологических (тестирование, интервью) методов. В экономическую социологию входят следующие области исследования: ♦ социальные закономерности, факторы и последствия экономических кризисов, реформ и иных глобальных процессов в обществе; ♦ эволюция экономических институтов общества и их воздействие на социальную стратификацию, исчезновение одних и появление других социальных групп; ♦ формирование социальных отношений, стереотипов восприятия и реакций людей на происходящие в обществе экономические преобразования, типы экономического поведения, присущие каждой категории населения; ♦ социально-трудовое поведение в сфере производства, мотивация, стимулирование и оплата труда, отношение работников к техническим нововведениям на производстве, формы и разновидности отклоняющегося поведения и соблюдение дисциплины труда; ♦ занятость и безработица: поведение людей на рынке труда, адаптация и социальные последствия потери работы, каналы, механизмы и формы трудоустройства, подбор и расстановка кадров; ♦ потребительское поведение населения, маркетинговые исследования потребительских приоритетов, социальное воздействие рекламы, формы накопления денег, доходы населения, их сбережение и использование; ♦ экономическая и профессиональная стратификация общества, формы, степень и сущность экономического неравенства, зарплата, доход, богатство, проблемы бедности и нищеты, качество и уровень жизни населения, взаимосвязь первоначального накопления и обнищания; ♦ экономическая и профессиональная мобильность, между- и внутри-страновые перемещения рабочей силы, понятие о международном рынке труда, особенности межрегиональной миграции, меж- и внутриотраслевых профессиональных передвижений, внутризаводское движение и текучесть кадров; ♦ социология предпринимательства и формы бизнеса, феномен малого и «челночного» бизнеса, их российская специфика, механизмы вовлечения социальных групп в активное и пассивное занятие бизнесом, отношение населения к финансовым институтам, уровень доверительности; ♦ социально-экономические механизмы распределительных отношений в обществе, сравнение планово-административных и свободно-рыночных механизмов распределения национального богатства, общественные фонды потребления и социальная защита населения, формирование экономической элиты и феномен лоббирования экономических интересов, организованная экономическая преступность и понятие о теневой экономике. Социология культуры Как и социология труда, социология культуры представляет собой отрасль социологии. Предмет социологии культуры — любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы. В сферу ее изучения входят интересы, мотивы, ценностные ориентации широких масс. Ее специфика определяется особенностями эмпирических методов — анкетного опроса, интервью, наблюдения кинозрителей, читателей, посетителей музеев и т.д., дающих сведения об их культурных предпочтениях, художественных вкусах, мнении о прочитанном и др. Изучение этого среза реальности не входит в качестве отдельной темы ни в культурологию, ни в этнографию, ни в антропологию. Социологию культуры интересует, почему молодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернистский театр, а пожилые люди склонны к более консервативным формам искусства; зависит ли интенсивность посещения учреждений культуры от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей (например, увлечение авангардным или традиционным искусством) от размера дохода, места проживания (город — село, столица — периферия и т.д.), социального положения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у разных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д. Социология культуры включает множество подцисциплин: социология образования, социология науки, социология морали, социология религии, социология искусства, социология досуга, социология спорта и др. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, поэтому внутри подцисциплин выделяются самостоятельные тематические области и направления, например: в социологии искусства — социология театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств; в социологии образования — социология средней школы, социология профессионально-технического образования, социология высшей школы (социология студенчества) (рис. 24). Иногда социология культуры подвергается чрезмерной специализации и дроблению. Так, по мнению видного специалиста Л.Н. Когана, социология культуры «включает в себя несколько относительно самостоятельных научных дисциплин, которые могут быть объединены в три связанные друг с другом группы.
1. Группа социологических дисциплин, связанных преимущественно с изучением материальной культуры: а) социология культуры материального производства; б) социология культуры быта; в) социология физической культуры; г) социология сексуальной культуры. 2. Группа социологических дисциплин, относящихся преимущественно к духовной культуре: а) социология образования; б) социология науки; в) социология нравственной культуры; г) социология религиозной культуры; д) социология художественной культуры. 3. Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к духовной культуре, т.е. представляющих собой "вертикальное сечение" и материальной, и духовной культуры: а) социология политической культуры; б) социология правовой культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетической культуры; д) социология экологической культуры»34. Вряд ли целесообразно такое дробление социологии культуры. Внутри этой отрасли социологии существует множество подотраслей, но множество ограниченное. Если, скажем, в США по социологии популярной культуры, или поп-социологии, проведены тысячи эмпирических исследований и опубликованы сотни книг и статей, то данная подотрасль имеет право на самостоятельное бытие. А если по социологии экологической культуры или со-циолотии культуры материального производства, выделенных Л. Котаном, не написано ни одной работы, то следует сомневаться в наличии этих областей знания вообще. Другие специалисты, в частности Ю.А. Клейберг35, предлагают выделять в сфере социологии культуры следующие субдисциплины: ♦ социология досуга; ♦ социология города и села; ♦ социология науки; ♦ социология воспитания; ♦ социология девиантного поведения; ♦ социология массовых коммуникаций; ♦ социология игры; ♦ социология общения; ♦ социология менеджмента; ♦ социология технологий культуры и досуга. Таким образом, круг проблем, которые охватываются социологией культуры, очень широк. Сюда входят: изучение воздействия разных форм общения (лекции, речи на митинге, беседы) на аудиторию; анализ состава создателей ценностей культуры (профессиональных и самодеятельных) по возрасту, полу, социальному положению, стажу работы, образованию; выяснение социальных ролей творцов и потребителей культурной продукции, зависимости продукции от характера труда ученых, музыкантов, актеров, режиссеров, администрации; исследование жизненного цикла художественного произведения, например книги, в том или ином сообществе (написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, обретение популярности или забвение, цитирование, критика, превращение в классику и т.п.) и творческой карьеры самих писателей, художников, ученых и др. Внутри отрасли в качестве самостоятельного образования выделяется прикладная социология культуры. Специфика социологического изучения содержания телепередач, книг, спектаклей, фильмов состоит в том, что социология изучает массовые, вероятностные, обладающие регулярностью культурные феномены. В ее задачу не входит объяснение эстетической ценности произведения искусства, его своеобразия и неповторимости — это прерогатива кинокритики и искусствоведения. Социолог, обращаясь к анализу культурного явления, выделяет устойчивые, единообразные, сравнимые единицы, поддающиеся дальнейшей квантификации. эганЛ.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. С. 15. хейберг Ю.А. Программа курса «Социология культуры и досуга» // Социологические исследова- |я. 1993. №7. С. 35-41. S Прикладная социология культуры — научное направление в рамках социологии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрением практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе, районе, губернии и т.д. Прикладной социолог способен оказать городской администрации неоценимую помощь в правильном планировании и размещении учреждений социального, культурного и бытового назначения. Именно он выяснит, в какое время суток и в какие районы города больше всего приезжают и отъезжают люди, какие культурные учреждения посещаются интенсивнее, стоит ли строить в «спальных районах» театры и музеи или ограничиться, как это практикуется в последние годы, кафе и ресторанами, какой должна быть репертуарная политика кинотеатров и видеосалонов в зависимости от возраста, пола и уровня образования жителей района. Социолог выяснит полный список культурных потребностей и предпочтений горожан на сегодняшний день. Построив рейтинг всевозможных учреждений культуры (театров, клубов, библиотек, музеев), он поможет установить, что именно и в каком количестве стоит ныне строить, а что необходимо «заморозить». Так, далеко не все поверили уральским социологам, выявившим еще в 1968 г. тенденцию к значительному сокращению посещаемости кинотеатров, особенно городских. Однако этот прогноз оправдался (исследование Л.Н. Когана). Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний36. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Жизненный цикл научной дисциплины — это последовательность взлетов и падений научной активности на протяжении всего времени существования данной дисциплины. Первое, что следует отметить в связи с этим, — это разная продолжительность существования научных дисциплин. Социология труда зародилась в конце XIX в., достигла своего пика в середине XX в., испытала упадок в конце XX в., но и в начале XXI в. нельзя говорить о том, что дисциплина окончательно исчезла. Направление изучения образа жизни, если можно его относить к разряду дисциплин, возникло в начале 70-х гг. и исчезло в начале 90-х гг. XX в. Данная отрасль появилась на свет по конъюнктурным соображениям, не имеющим ничего общего с научной деятельностью, что связано с обращением политиков от КПСС к образу жизни советских людей, который должен был подчеркнуть преимущества социализма. Данное направле- Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. С. 42. ние умерло естественной смертью вместе с исчезновением КПСС и ее социальной программы. Таким образом, в зависимости от продолжительности существования научной дисциплины ее цикл должен принимать различный вид: на коротком историческом промежутке должно быть меньше подъемов и спадов, на длинном — больше. Короткий жизненный цикл может напоминать одногорбого верблюда — взлет и падение, а длинный жизненный цикл может походить на двугорбого и даже «многогорбого» верблюда. Чем дольше существует научная дисциплина или отрасль науки, тем сложнее у нее биография и замысловатее график динамики. В общем виде можно выделить две модели жизненного цикла научной дисциплины (отрасли) — простую и сложную (рис. 25). Согласно простой модели развивалось изучение образа жизни, а согласно сложной модели — социология труда. Индивидуальную схему можно составить практически для любой субдисциплины, отрасли или направления в социологии. Вначале необходимо обговорить начальные условия: 1) отображается мировая социология в целом или национальная (американская, французская, российская); 2) как учитывается количество публикаций в данной отрасли по годам (обобщающие работы, библиотечные каталоги или иные источники); 3) что считать относящимся к данной отрасли: а) работы, целиком посвященные избранной тематике, скажем социологии города, б) работы, в которых данная тематика упоминается или изучается наряду с другими проблемами (при этом необходимо установить, является ли избранная тематика доминирующей или рядовой); 4) учитываются только опубликованные исследования или и неопубликованные, также, к примеру, научные отчеты о проведенных эмпирических исследованиях, хранящиеся в ведомственных архивах, в архивах научных учреждений и т.д. Затем можно переходить к построению графика жизненного цикла дисциплины. В наше время одним из лучших (если не наилучшим) обобщающих трудов, на основании которого можно построить «биографию» той или иной социологической отрасли, является созданная учеными Института со-
Рис. 25. Простая (а) и сложная (б) модель жизненного цикла научной дисциплины: — количество публикаций в данной отрасли; В — историческое время (в годах); С — кривая, изображающая траекторию жизненного цикла данной дисциплины (отрасли) циологии РАН «Социология в России» под редакцией В.А. Ядова, вышедшая двумя изданиями — в 1996 и 1998 гг. В этом труде, дающем ретроспективу развития отечественной социологии за полтора столетия, ведущие социологи страны, каждый специалист в своей отраслевой дисциплине изобразили в главных темах, исторических фактах, теоретических и эмпирических исследованиях динамический портрет той или иной области: общественного мнения, аграрной социологии, социологии молодежи и др. Касаясь развития своей отрасли, практически все авторы подчеркивают, как правильно заметил в своей рецензии на эту книгу А.Г. Здравомыслов, точки разрыва в поступательном движении научной мысли. Почти во всех отраслевых главах говорится о нарушении преемственности: о перерыве в развитии социальной урбанистики почти на 30 лет, прекращении конкретных исследований села с середины 1930-х гг., репрессиях по отношению к тем, кто занимался социологией труда и производства, и обусловленном этим разрыве поколений в данной области социологического знания, прекращении существования социологии образования в качестве позитивной науки на долгий период, об аналогичных процессах в области социологии религии, демографии, о запрещении эмпирических исследований советской политики, прекращении изучения различных форм отклоняющегося поведения и динамики общественного мнения37. Прерывное развитие социологии в нашей стране как: а) исследовательской дисциплины и б) образовательной дисциплины имеет совершенно особый сценарий, влечет достижения и последствия для общества, отличные от сценария, достижений и последствий науки с непрерывной траекторией развития. На исторической карте отечественной социологии следует отметить три ключевые точки: 1) «рождение» социологии, происходившее в 1860—1880-е гг.; 2) юридическая, когнитивная и институциональная «смерть» социологии в 1930-е гг. в связи с началом массовых репрессий; 3) второе «рождение» социологии в 1960-х гг. В отличие от стран непрерывного социологического образования (США, Франция, Англия), страны прерывного социологического образования (Германия, Россия, Италия) не сформировали регулярной традиции. Отсутствие регулярной традиции означает помимо других недостатков нарушение межпоколенческой преемственности у живых носителей научных знаний, нарушение личного контакта при передаче знаний от учителя к ученику, возвратные движения науки при каждом следующем «рождении», трудности в институциализа-ции (приходится заново пробивать правительственные постановления, разрешающие деятельность представителей данной профессии, вновь учреждать кафедры, факультеты, журналы и др.). Непрерывное развитие социологической науки отвечает ряду требований: а) между различными фазами одного и того же процесса должна бытьпреемственность во времени, т.е. следующая фаза продолжает развиваться стого момента, на котором остановилась предыдущая, либо продолжает решать те задачи, которые не успела решить предыдущая стадия развития; б) все стадии одного процесса, если он обладает признаком развития,должны иметь восходящую линейную (в отдельных ситуациях циклическую) Здравомыслов А.Г. О судьбах социологии в России // http://www.user.cityIine.ru/~grizdrav/rsoc.html направленность, т.е. социальное развитие должно называться прогрессом — постепенным восхождением от низших к высшим стадиям; в) между различными стадиями восходящего процесса должна сохраняться преемственность поколений — живых носителей традиций и норм. Это означает, что если между двумя соседними стадиями выпало несколько поколений людей и разорвалась живая эстафета передачи накопленных знаний, социального опыта и традиций, то неправомерно говорить о том, что перед нами две стадии одного процесса. Ни один из указанных критериев не характерен для российской социологии. Прерывистая линия развития означает также утечку мозгов в связи с обострившимися политическими условиями в стране. Подобное наблюдалось в нашей стране дважды: а) когда в 1922 г. В.И. Ленин постановил собрать всю русскую интеллигенцию и отправить ее в эмиграцию; б) когда в 1970—1980-е гг. прокатилась волна еврейской эмиграции и страну покинули некоторые квалифицированные социологи. Экономическая эмиграция начала и середины 1990-х гг. не нанесла серьезного урона отечественной социологии, хотя и вытолкнула за границу часть кадров (их было немного и выдающейся квалификацией они не обладали). Прерывистое развитие означает, что возрождение социологии начинается с «обучения у Запада». В 1960-е гг. в области методики и техники эмпирических исследований, как, впрочем, и в теоретико-методологической сфере, советские социологи учились — открыто или тайно — у американских социологов. Концептуальная зависимость одной страны от другой означает, что в течение долгого времени серьезного прорыва в фундаментальной области науки ждать не следует. Это означает также, что все новации — теоретические, методологичесие, методические — будут иметь не национальный, а импортный характер. Наряду с прерывистым развитием жизненный цикл российской социологии имеет еще одну неприятную особенность — запаздывающую институ-циализацию, т.е. создание факультетов, кафедр, профессиональных ассоциаций, журналов и других элементов научной инфраструктуры. Ключевые точки институциализации социологии в США и России отстоят во времени друг от друга на 100 лет. Первый профессиональный журнал в США появился в 1895 г. («American Journal of Sociology»), а в России — в 1974 г. («Социологические исследования»). Первый социологический факультет возник в Чикаго в 1892 г., в Москве — в 1989 г. Вековое отставание в институциализации социологии чревато рядом негативных последствий: первое — страна запаздывающего развития вынуждена сегодня повторять и воспроизводить то, что в развитых странах было создано позавчера; второе — национальная социология на позднем этапе включается в уже сложившуюся систему разделения научного труда, где основные роли, рейтинги и престижи расписаны, а места заняты. Очень долгое время ей приходится утверждать себя на международной арене, доказывая свой научный приоритет в тех или иных тематических областях и направлениях.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.250.115 (0.017 с.) |