ДЖ. Бизанц, М. Бизанц Социология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДЖ. Бизанц, М. Бизанц Социология



Социология — научное изучение человеческих отношений. Это дисциплина или область исследования, которая отличается кругом интересов, понятиями и процедурами. Социологи сконцентрирова­ны на людях в группах и на их отношениях друг с другом, так же, как на отношениях одной группы к другой, включая большие, осо­бенно группу, называемую обществом. Социолог спрашивает, откуда происходят эти отношения, почему они укрепляются или разруша­ются и как они изменяются? Он спрашивает также, к каким послед­ствиям ведет включение индивидов в группы и групп в обществе? Он пыта­ется найти ответ на вопросы в терминах того, что уже известно в его облас­ти, т.е. в терминах совокупности понятий и теорий, а также совокупности знаний, которые получены благодаря исследованию. Он обучен таким ме­тодам, которые помогают ему уточнить эти понятия и теории и дополнить ими существующие знания. Его подход является научным. Но, кроме того, это философский и гуманистический подход.

Почему социологи сосредоточиваются на группах и отношениях скорее, нежели на отдельных индивидах? Потому, что мы не можем понять челове­ческие отношения, изучая индивидов. Как не можем понять, что такое вода, исследуя кислород и водород. Группы обладают характеристиками, которые представляют собой нечто большее, нежели характеристики составляющих их членов. Они имеют собственную природу и должны излучаться в собствен­ных терминах. Ведь когда соединяются кислород и водород, получается не­что новое. Точно так же получается нечто новое, когда люди собираются. вместе. Их поведение не является суммой действия А и действия В, оно пред­ставляет собой взаимодействие А и Б, которое трудно или невозможно пред­сказать, имея сведения об изолированных индивидах.

Любое взаимодействие является зерном для помола социологической муки. Социолог интересуется его бесконечным разнообразием. Тем, как ве­дут себя священники и проститутки, солдаты и ученые, посетители ресто­ранов или маленькие девочки, играющие в мяч. Питер Бергер в своей книге «Приглашение к социологии» писал: «Когда-нибудь мы скажем, что социо­лог (т.е. тот, кого мы с удовольствием пригласим в нашу игру)—это личность, которая активно и бесконечно интересуется тем, что и как делают люди. Его естественный интерес направлен на всех людей, собирающихся в каком-то одном месте. Конечно, социолог может интересоваться множеством других вещей, но его основной интерес направлен на мир людей — созданные ими институты, творимую ими историю, переживаемые ими чувства и страсти».

Социология и другие дисциплины

Социология — одна из социальных, или поведенческих, наук, и как таковая она отличается от естественных наук (биологии, физики и химии), с одной сто­роны, и от гуманитарных наук (литературы, музыки, искусства) — с другой. Все социальные науки — антропология, история, социология, психо­логия, экономика и политическая наука — имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи, и они отлича­ются друг от друга. Категория «поведенческой науки» включает антропологию, социологию и психологию минус такие специализированные подобласти, как психофизиология, археология, техническая лингвистика и значительная часть физической антропологии, плюс социальная география, часть психиатрии, по­веденческие разделы экономики, политическая наука и правоведение.

Из всех областей по крайней мере две больше других имеют общую точку приложения сил — антропология и социология. Главное различие между ними заключается в том, что культурные антропологи исповедуют исторический подход к образу жизни небольших дописьменных обществ. Их концепции и методы приложимы и к более сложным городским обществам, как это дока­зали в своих классических исследованиях Роберт и Хелен Линз, изучившие индейские сообщества и написавшие основополагающие книги «Средний го­род» (1929) и «Средний город в развитии» (1937). Бесценный вклад антропо­логии заключается в понятии «культура». Оно имеет огромное значение для социологии и помогает студентам избежать этноцентризма—привычки жестко мыслить в терминах идей, верований и ценностей собственной группы.

Если антропология помогает нам преодолеть этноцентризм, то история помогает избавиться от «техноцентризма», неизмеряемого и по большей части бессознательного принятия своей собственной страны, своей собственной эпохи и своей собственной биографии в качестве центра социологического осмысления мира или фокуса, к которому привязываются все другие исто­рические периоды, либо критерия, на основании которого они оценивают­ся. Значительную часть данных социолог по необходимости черпает из ис­тории, но он должен помнить, что история есть, с одной стороны, искусст­во, а с другой — социальная наука. Историк отбирает и выстраивает факты в соответствии с тем, что он подбирает только надежные данные, тем не ме­нее он имеет дело, по определению, с прошлым поведением и уникальными событиями. Поэтому он не может использовать ту технику исследования, которая применяется в других социальных науках. История дает ученому, изучающему человеческое поведение, такое видение мира, которое он не может получить из других наук.

Психология также изучает человеческое поведение, но в ее фокусе нахо­дится отдельный индивид. В социальной психологии — области, расположен­ной частично в социологии, а частично в психологии, — объектом исследо­вания выступает индивид в группе. Одно из центральных понятий этой дис­циплины — понятие «Я» («Self»), которое обозначает личность, социализированную человеческой группой.

Политическая наука имеет дело с тем, как человек управляет собой. Ее интересуют формальные политические организации и политическое поведе­ние, которое формируется и определяется этими организациями, а также культурными верованиями и философией правительства, наконец, социаль­ной структурой общества в целом. Курс политической социологии имеет дело именно с таким поведением, но рассмотренным с социологической точки зрения. Экономика изучает то, как человек использует свое окружение для производства, распределения и потребления товаров и услуг.

Научный подход к знаниям

Что мы подразумеваем, когда называем социологию наукой? Наука в точ­ном смысле есть систематически накапливаемое и организованное знание, включающее набор логически взаимосвязанных положений. В широком смысле наука является совокупностью методов, которые ведут к получению систематического знания о том, как функционируют вещи. Когда научный метод применяется в исследовании поведения людей в группах, его резуль­татом служит совокупность знаний, называемых социологией.

Цель науки — научная истина. Ученый стремится изучить, объяснить и предсказать. Он ищет взаимосвязь различных факторов. «Если это произош­ло, то что из него следует?» — спрашивает ученый.

В течение многих столетий сочинения Аристотеля служили единственным источником знаний о естественном мире. До тех пор, пока научный дух не стал идеалом, люди прозябали в бесплодных дискуссиях. Новые знания они получали не из эмпирических исследований, а при помощи внутреннего усмотрения, откровения и того, что называлось интуицией. Другим источ­ником знаний являлась неформальная логика. Люди обобщали или теорети­зировали все это время, занимаясь поиском взаимосвязи двух или более фак­торов.

Понимание человеческого поведения они получали главным образом от поэтов, драматургов, писателей и биографов. Однако в этих знаниях было много бессмыслицы. Несистематический метод изучения имел ряд недостат­ков. Во-первых, он приводит людей к убеждению о том, чего не должно или на самом деле не было. Пауль Лазарсфельд изучил приверженность амери­канских военных к военной жизни в период Второй мировой войны. Он установил некоторые суждения, которые подтверждались неформальной ло­гикой или здравым смыслом:

1.Люди с более высоким уровнем образования высказывали больше пси­хоневротических симптомов, чем те, кто имел меньший уровень образова­ния (ментальная нестабильность в сравнении с более спокойной психологией человека с улицы чаще попадала на заметку).

2.Выходцы из деревни, как правило, обладали лучшим духом в течение их армейской жизни, чем те солдаты, кто являлся выходцами из города. (Кро­ме всего прочего, они были более приученными к тяжелым испытаниям.)

3. Солдаты-южане лучше переносили жаркий климат на южных островах, чем солдаты-северяне. (Разумеется, южане были более привычными к жар­кой погоде.)

Эти и некоторые другие «находки» кажутся нам достаточно очевидными. Однако то, что обнаружил Лазарсфельд на самом деле полностью противо­речило им. Люди с высоким уровнем образования обладали меньшим коли­чеством невротических расстройств, чем те, у кого уровень образования был невысоким. Солдаты — выходцы из города оказались лучше приспособлен­ными, чем бывшие сельчане. Наконец, южане, в действительности, ничуть не лучше переносили жаркий климат, чем северяне.

Знания, получаемые при помощи здравого смысла, заключаются в том, что для многих вещей, которые «каждый знает», здравый смысл находит противоположные утверждения. Он знает, что «на расстоянии любовь воз­растает», но он также знает, что «с глаз долой — из сердца вон». В результате здравый смысл впадает в противоречие с самим собой, так как об одной и той же ситуации высказываются суждения, которые не могут быть истинными в одно и то же время. Но что еще важнее, донаучные понятия чаще всего яв­ляются препятствием для научного познания. Ненаучное познание не может себя корректировать. В противоположность ему, наука обладает таким каче­ством. Научный дух и научный метод служат гарантией от постоянного вос­производства ошибок.

Сокращенно по источнику: Biesanz J., Biesanz M. Sociology. N.Y., 1969.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.081 с.)