Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занимательно о разных наукахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Культурология и социология двойственны по своей природе, ибо они являются: а) социальными науками (для них главное —объективные закономерности); б) гуманитарным знанием (для них главное —ценности). Но двойственны они в разной степени, т.е. процентная доля социального и гуманитарного у них различна: для социологии важно на 70% быть социальной наукой и на 30% — гуманитарным знанием, а для культурологии наоборот — на 30% социальной наукой и на 70% гуманитарным знанием. Отсюда следует, что социология и культурология — дополняющие друг друга и пересекающиеся науки. Культурология на 70% питается гуманитарным знанием (философией культуры, этикой, эстетикой, историей, искусствознанием, литературоведением и др.) и на 30% — социальным знанием (социологией, антропологией, этнографией). той. К 1940 г. большинство крупных факультетов социологии в США прекратили подготовку по социальной работе. Тем не менее вплоть до конца 60-х гг. в ведущих американских университетах продолжали существовать несколько докторских программ «Социология и социальная работа». Но к этому моменту тесной связи между двумя профессиями — социологией и социальной работой — уже не было. А вот в России тесная связь социологии и социальной работы в начале 90-х гг. XX в. еще только оформилась. Во многих вузах до сих пор существуют и успешно развиваются совместные кафедры. Объяснение надо искать, видимо, в запоздалом появлении в нашей стране социальной работы как разновидности профессиональной и научной деятельности. Система взаимоотношений социологии с рассмотренными выше социальными науками может быть представлена в матричной форме. Матрица — это прямоугольная таблица каких-либо элементов, состоящая из m строк и п столбцов. Образовавшаяся на пересечении строк и столбцов клетка, имеющая двойное подчинение, заполняется цифрами или символами. Понятие «матричная организация» пришло в социологию из математики через экономику. Матричный анализ использовался также в экономике для выявления экономических взаимосвязей между объектами (матричное моделирование). Предлагаемая матрица должна быть заполнена студентами в ходе самостоятельной работы. С помощью справочной литературы им предстоит внести в соответствующие ячейки таблицы описание научной картины, общей теории и т.д. по каждой социальной науке. Первый столбец таблицы, как нетрудно заметить, заполнен теми же методологическими единицами, что и первый столбец внутридисциплинарной матрицы социологии (табл. 1). Это объясняется тем, что картина мира, общая и частные теории, эмпирические и прикладные исследования, методо- Таблица 1 Междисциплинарная матрица социологии
логия и методика как обязательные компоненты присутствуют во всех социальных науках. Скажем, картина мира в социальной психологии, экономике, политологии, антропологии и социологии построена вокруг поведения групп людей в социальной среде, но в одном случае под этой средой понимается рынок, в другом — сообщество знакомых людей («значимых "других"»), в третьем — примитивная община. Картина мира как совокупность философских воззрений на устройство, сущность и природу изучаемого данной наукой фрагмента общества (или социальной реальности) похожа в разных науках, поскольку во многом похож объект изучения — люди. Кроме того, в экономике, политологии, антропологии, социальной психологии, социологии применяются близкие методы эмпирического исследования. Разумеется, много общего у них и в плане методологии. В табл. 1 представлены не только социальные науки, но и гуманитарные дисциплины. Между ними, несмотря на видимое сходство, множество различий, особенно касающихся методов и способов познания социальной реальности. Социальные науки ориентированы преимущественно на количественные, а гуманитарные — на качественные показатели. Не только общество, но и культуру изучает не одна, а множество наук и дисциплин. Поэтому и культурология, подобно социологии, может быть представлена свойственной ей междисциплинарной матрицей. Под разным углом зрения культуру в целом либо ее отдельные стороны изучают философия культуры, эстетика, этика, педагогика, искусствознание, литературоведение, архитектура, музыка, социология, социология культуры, социология труда, социология города, социальная психология, культурология, культурная антропология, социальная антропология, психологическая антропология, археология, этнография, этнология (рис. 16). Рис. 16. Науки, изучающие культуру 255 БОРЬБА С «РОДСТВЕННИЦАМИ» На протяжении долгого времени как европейским, так (позже) и американским социологам приходилось бороться за самостоятельность своей науки, размежевание с родственными дисциплинами, с которыми постоянно смешивали социологию. Две «кузины» социологии — психология и экономика, а также одна «дальняя родственница»— биология— выступали одновременно непримиримыми врагами юной социологии. На заре своего существования ей пришлось вести с ними жесткую борьбу — как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Такую борьбу вели на исходе XIX в. представители первого поколения американских социологов. Так, Л. Уорд (1841—1913) активно отстаивал автономный статус социологии, ее независимость от биологии: если мы признаем биологические процессы естественными, то должны признать социальные процессы искусственными (artificial). Фундаментальный принцип биологии — естественный отбор, а социологии — искусственный отбор. Если природа эволюционирует благодаря устранению слабых, то человеческий прогресс совершается благодаря защите слабых. Историческая заслуга Л. Уорда состоит в том, что он одним из первых в США попытался освободить социологию от биологических пут. Социологию он считал прикладной, ориентированной на социальные реформы дисциплиной. Л. Уорд прожил яркую и интересную жизнь. Научную деятельность начинал в качестве геолога и палеонтолога, был одним из основателей палеоботаники. Большую часть жизни он провел в государственных органах, занимаясь самой разной научной работой. Социологию ему пришлось преподавать только в течение семи лет. Но и здесь он достиг немалого, успев стать первым президентом Американского социологического общества. Л. Уорда можно назвать величайшим защитником социократического типа демократии. Присоциократии, или идеальной демократии, индивидуализм и конкуренция должны исчезнуть, хотя индивидуальные желания и интересы останутся, как останутся и индивидуальные свободы. Но это уже будут цивилизованные желания, которые, реализуясь, не нарушают общей гармонии и не вредят общему благу. Л. Уорд поддерживал профсоюзное движение, симпатизировал пролетариату и выступал за равенство классов. Однако всеобщее равенство, по его мнению, означает равенство стартовых возможностей, одинаковый доступ к образованию всех, но не равенство конечных результатов, оборачивающееся на деле государственным социализмом и уравниловкой. Как считал Л. Уорд, раздвоено не только человеческое существо, разрывающееся между миром природного и миром социального, но и человеческое общество. В нем одновременно царствуют слепые законы естественного отбора, заставляющие людей не щадить друг друга в конкурентной борьбе, и разумные законы добра, основанные на высоких гуманистических ценностях. По оценкам Л. Козера, Л. Уорд заложил основы дуалистического подхода в социологии5. >ser L. American trends //A history of sociological analysis. L., 1979. P. 299. Размежевание социологии с психологией происходило особенно трудно, очень долго и не всегда последовательно. Ранние американские социологи, хотя и выступали за самостоятельность социологии, не всегда точно могли представить ее предмет, поэтому социология у них наполовину перемешана с психологией. Так, Ф. Гиддингс (1855—1931) представлял социологию как специальную науку, опирающуюся на достижения естествознания. Он не мыслил ее вне широкого применения статистических методов. Но этим научная социология, по его мнению, не должна ограничиваться. Она прибегает также к психологической и даже физиологической интерпретации данных. Поэтому общество у Ф. Гиддингса не только и не столько социальный феномен, сколько физико-психологический организм — результат одновременно бессознательной эволюции и сознательного развития (усилий интеллигенции и всех мыслящих людей). Социологическое учение Ф. Гиддингса базировалось на двух центральных понятиях — понятиях сходства и возбуждения. Он считал, что многообразие форм поведения — это предмет психологии общества, которую иначе называют социологией. Эта наука, статистическая по своим методам, стремится, во-первых, факторизировать множественность поведения, во-вторых, объяснить генезис форм поведения, их интеграцию, дифференциацию и функционирование в терминах: 1) возбуждения и 2) сходства (большего или меньшего) частей реагирующего механизма. По мнению А. Гоулднера, социология возникла в начале XIX в. как рези-дуальная дисциплина: она изучала то, что «выпало в осадок» из других наук, что ими игнорировалось, т.е. взаимоотношения больших социальных групп, функционирование социальных институтов, взаимодействие классов и слоев, отклоняющееся поведение и т.п. Возникновение социологии произошло в тот исторический момент, когда внимание общественности сместилось с естественных наук, изучавших природу, на социальные науки, изучавшие человека и общество. Именно в это время формируются экономика, этнография, психология. Фронтальное наступление на биологию и экономику провел в 20—30-е гг. XX в. великий американский социолог Толкотт Парсонс. Собственно первая и самая крупная его работа, посвященная социальному действию, на 2/3 представляет отчет об институциональном дискурсе со своими оппонентами. Парсонс подробно описывает, почему они не правы, чем социология отличается от биологии, почему они изучают разные законы и вообще находятся в разных научных измерениях, почему не следует социологию путать с экономикой и т.п. Страницы огромного фолианта пестрят датами, именами, ссылками на работы, которые сегодня не представляют никакой научной ценности, поскольку и биология, и экономика ушли далеко вперед, а нужны (да и то весьма сомнительно) небольшому кругу историков науки. За напряженной научной полемикой скрывалось вполне земное желание Парсонса сформировать факультет социологии и стать его деканом.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.77 (0.012 с.) |