РОДСТВЕННЫЙ КРУГ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РОДСТВЕННЫЙ КРУГ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ



ДИСЦИПЛИНЫ

Междисциплинарная матрица социологии показывает, какие соци­альные и гуманитарные дисциплины находятся в тесных родственных отношениях с социологией это философия, психология и социальная психология, политология, экономика и др. Среди них есть наука, кото­рую можно считать родной сестрой социологии настолько много у них общего. Это антропология, которую одни специалисты считают разде­лом социологии, а другие, напротив, считают социологию разделом антропологии. Она разветвляется на множество направлений, отрас­лей и субдисциплин, большинство из которых направлены на изучение исторического, культурного и социального становления человека и че­ловеческого рода.

ЧТО ТАКОЕ АНТРОПОЛОГИЯ

Антропология межотраслевая дисциплина, исследующая биологичес­кую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида и че­ловеческого общества (главным образом дописьменной эпохи) как особого типа социальной организации. Она включает в себя множество отраслей, субдисциплин, направлений, тематических разделов, исследовательских парадигм, научных школ. Первоначально антропологию понимали как на­уку о происхождении и эволюции физической организации человека и раз­личных рас, не включая социальные и культурные характеристики. Ны­нешние антропологи стремятся установить сходство и различия соци­альных форм жизни и культурных обрядов, религиозных верований и экономических систем самых разных типов обществ — древних и совре­менных.

После расширения тематического поля антропологии ее определение как науки, изучающей образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с осо­бенностями окружающей людей среды, относится теперь только к общей (биологической, физической) антропологии.

Термин «антропология» был введен в научный оборот главным образом в англоязычных странах (а в 90-е гг. и в России). В Германии его заменяет этнография, а во Франции — этнология. Термин «антропология» трактуется в узком и широком значениях. В узком смысле антропология — это исклю­чительно учение о человеке (взаимосвязьтела и мозга, анатомии и физиоло­гии). В СССР термин «антропология» использовался для обозначения фи­зической антропологии.

В широком смысле антропология трактуется за рубежом как наука о челове­честве в единстве его культурных и социальных аспектов. Она изучает орудия труда, технику и технологию, традиции и обычаи, верования и ценности, со­циальные институты, семью, брак и родство, экономические механизмы, эво­люцию искусства, борьбу за престиж и т.д. В расширенной трактовке антропо­логия охватывает и гуманитарные, и социальные науки. В широком смысле антропология включает собственно антропологию или естественную историю человека; палеоэтнологию, или предысторию; этнологию — науку о распрост­ранении человека на земле, его поведении и обычаях; социологию, рассматри­вающую отношения людей между собой; лингвистику; мифологию; социальную географию, посвященную воздействию на человека климата и природных ланд­шафтов; демографию, представляющую статистические данные о составе и рас­пределении человеческих популяций; медицинскую антропологию (психоло­гию человека, генетику человека); экологию человека и др.

Это подтверждает и один из ведущих отечественных специалистов в об­ласти антропологии Э.А. Орлова:

«Антропология как область научного исследования окончательно сложи­лась в последней четверти XIX века и связывалась с задачей полного по­нимания человека. Здесь объединялись: собственно антропология, или естественная история человека, включая его эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию; палеоэтнология, или предыстория, — про­исхождение, первобытное состояние человека; этнология — распростра­нение человека на Земле, изучение его поведения и обычаев; социоло­гия — отношение людей между собой; лингвистика — образование и су­ществование языков, фольклор; мифология — возникновение, история и взаимодействие религий; социальная география — воздействие на че­ловека климата и природных ландшафтов; демография — статистичес­кие данные о составе и распределении человеческой популяции»1.

В США согласно одному из официальных источников в антропологии выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую антропологию, в Великобритании — только три: физи­ческую антропологию, археологию и социальную антропологию2. Однако существуют и другие версии (рис. 17и 18). В России однозначного понима­ния входящих в антропологию дисциплин не сложилось. В предлагаемых

1 Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. С. 8-13.

2 Companion Encyclopedia of Anthropology / Ed. by Т. Ingold. L, N.Y.: Routledge, 1995. P- XIV.

Рис. 17. Дисциплинарная терминология в США

типологиях повторяются те дисциплины, школы и направления, которые существуют на Западе. В России вместо антропологии существовала этног­рафия, которая в Англии и США считается отраслью или эмпирическим видом антропологии. Сегодня в многочисленных монографиях, статьях и учебниках, опубликованных как за рубежом, так и в России, можно встре­тить очень широкий и постоянно меняющийся список дисциплин и направ­лений, включаемых в антропологию: философская антропология, теологи­ческая антропология, психологическая антропология, социальная антропо­логия, культурная антропология, историческая антропология, городская антропология, антропология религии, символическая антропология, когни­тивная антропология, политическая антропология, экономическая антропо­логия, прикладная антропология, лингвистическая антропология и др. Мож­но констатировать, что в литературе не сложилось единой типологии дисцип­лин и направлений антропологии. Чаще всего в отечественной литературе основными разделами антропологии считают морфологию человека, учение об антропогенезе и расоведение. С середины XX в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, вли­яющих на вариации строения и развития человеческого организма).

Среди социальных наук антропология занимает особое место, так как про­слеживает становление человеческого рода в течение нескольких миллионов лет. Ни одна другая дисциплина не забиралась так далеко в исторические дебри Homo sapiens. Накопленный социологией фактический материал ка­сается небольшого исторического отрезка — последних 100— 150 лет. Антро-

:рмин «социальная антропология» используется в Великобритании вместо двух других терминов — этнология» и «культурная антропология».

Рис. 18: Дисциплинарная терминология в Европе Источник: Encyclopaedia Britannica, 1996.

пологи изучают эволюцию экономической, социальной, политической и духовной сферы человеческого общества с древнейших времен.

Антропология имеет не только самый широкий временной диапазон ис­следования человеческого рода, но и самую разнообразную тематическую гамму. Шутка ли сказать, она изучает и самые привычные для всех нас вещи, каковой является, например, обычная человеческая рука, и самые экзотичес­кие явления — например, брачные церемонии австралийских аборигенов. Кажется, антропологам подвластно все — и языковые формы племен, оби­тающих в дельте Амазонки, и социальная жизнь обезьян, живущих в дожде­вых лесах субтропической зоны, и останки животных, чудом сохранившие­ся на стоянке первобытных людей. И все это необходимо для того, чтобы ответить на вопросы: кто мы, откуда пришли, как развивались, почему у нас возникли определенные формы социальной организации, культурные прак­тики, духовные символы, орудия труда.

Именно антропологи вынудили социологов шире взглянуть на человечес­кое общество, не ограничиваться его индустриальными формами, не считать, что существующие сегодня общественные формы — это непременно много­миллионные и многомиллиардные объединения. Рядом с ними, где-нибудь в потаенных уголках Новой Гвинеи, живут крошечные группы охотников и собирателей, ведущие уединенный образ жизни, сохранившие для нас в пер­возданном виде наше историческое прошлое (рис. 19). Мы должны быть им благодарны, охранять и беречь живые памятники старины.

Антропология выполняет важную нравственную функцию — она стара­ется избавить наше сознание от этноцентризма, привычки недооценивать другие культуры, желания оценивать инокультуру с позиций норм и цен-

Современная тенденция развития научного знания в Западной Европе, в частности во Франции, — использовать три термина при описании уровней исследования, которые в свое время утвердились в США: «этнография», «этнология», «социальная антропология». В Восточной и Центральной Евро­пе термин «этнография» используется только в значении «этнология».

ностей собственной культуры. Широкая сравнительно-культурная перспек­тива, используемая антропологией, помогает глубже понять наше собствен­ное общество, взглянуть на него иначе, чем было принято раньше. Взгляд на собственное общество со стороны обогащает социологическое видение мира.

Важными методами антропологических исследований являются антро-поскопия (описательная методика), антропометрия (измерительная методи­ка), краниология (изучение черепа), остеология (изучение костного скеле­та), одонтология (изучение зубной системы), дерматоглифика (изучение кожного рельефа), пластическая реконструкция (восстановление лица чело­века по черепу), микроанатомия, антропологическая фотография, методы рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приемы восстановления живого облика человека по его черепу, картографирование расовых призна­ков, включенное (участвующее) наблюдение аборигенных культур и др.

Традиционно считалось, что антропология ограничивается изучением только примитивных (дописьменных) обществ и не затрагивает современ­ные (рис. 20). В отличие от нее, социология изучает не древние общества, жителей которых уже нельзя опросить присущими ей анкетными методами, а только современные.

В свое время К. Леви-Стросс предлагал различать предметы антрополо­гии и социологии по такому критерию: социология изучает сознательные действия, антропология — бессознательные (обычаи, нравы). Предложение заманчивое, если учитывать совет М. Вебера: социологии лучше браться за изучение целе- и ценностно-рациональных действий, а аффективное и тра­диционное действие отдать другим наукам. Аффективные действия, по всей видимости, изучает психология, а вот традиционные действия (обычаи и нравы) вполне по силам антропологии. Однако сегодня представления о

предмете антропологии изменились. Считается, что антропология обладает широким гуманистическим взглядом на мир.

Первый в мире факультет социологии в Чикагском университете (1892) на самом деле объединял социологию и антропологию. Долгие годы ан­тропология считалась академическим партнером социологии. В 20-е гг. су­ществовало огромное число департаментов социологии и антропологии. Только к 1965 г., когда антропология получила статус независимой академи­ческой дисциплины, эти департаменты разделили. В Англии академическая социология с самого начала развивалась в тесном союзе с социальной антро­пологией. Значительный вклад в развитие обеих наук внесли А. Радклифф-Браун и Б. Малиновский. Первый даже называл антропологию сравнитель­ной социологией. И сегодня находятся специалисты, которые полагают, что антропология и социальная психология являются разделами социологии, а не самостоятельными науками. Во Франции, как в Англии и США, в пер­вые 20 лет XX в. академическая социология тесно переплеталась с антропо­логией. Правда, в США социология доминировала над антропологией, а в Англии и Франции уступала ей.

Рис. 20. Этапы социальной и политической эволюции общества: предчеловеческое стадо, семья, человеческий род, племя, вождество, государство


Как самостоятельная наука антропология сформировалась в середине XIX в. Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США. В Ве­ликобритании антропология развивалась на этнографическом материале, по­черпнутом за пределами страны — в многочисленных колониях. Английские ученые часто уезжали в разные уголки мира в поисках затерянных прими­тивных племен. В других странах Европы антропология складывалась на базе

местного фольклора и крестьянской культуры, она была направлена как бы вовнутрь и чаще называлась этнологией. В США антропология формирова­лась на весьма специфичном культурном ареале — изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.

Однако сегодня горизонт научного поиска антропологов резко расширил­ся. Видный американский антрополог Конрад Коттак пишет:

«Антропология предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, так называемых кросс-культурных ис­следованиях. Иначе говоря, на сопоставлении разных культур и разных народов. Хотя большинство людей по сей день убеждены, будто антро­пологи ограничивают себя изучением ископаемых и доиндустриальных культур. Но уверяю вас, что антропология — нечто гораздо большее, чем только изучение примитивных обществ. В ее горизонт попадают бук­вально все общества — и древние, и современные, и она пытается опи­сать их, сравнивая и сопоставляя друг с другом.

В то же время любая другая социальная наука не выходит за рамки од­ного типа общества, как правило, индустриального, описываемого на примере США или Канады. Только антропология предоставляет чело­веку уникальную возможность побывать сразу во всех обществах, рас­смотреть их в кросс-культурной перспективе, т.е. сравнивая традиции и обычаи разных стран»3.

Центральной темой общей антропологии, а также некоторых ее направ­лений являются антропогенез и антропосоциогенез.

Антропогенез (от греч. anthropos — человек и genesis — происхождение) — происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотрен­ные в биологическом, психическом и социокультурном плане. Основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на аф­риканском континенте от предлюдей рода австралопитеков являются осо­бенности группового поведения, высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично — головного мозга. Переход к наземному образу жизни и вертикальному по­ложению тела позволил освободить передние конечности. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию ору­дийных действий, а впоследствии — к специальному изготовлению орудий труда. В процессе совместного труда групповые отношения превратились в общественные, для обслуживания которых сформировались членораздель­ная речь и сознание.

Антропосоциогенез (от греч. anthropos — человек, лат. societas — общество и греч. genesis — происхождение) — исторически длительный процесс ста­новления человека из биологического существа в социальное и культурное существо — представляет собой неразрывное единство двух параллельно про­текающих процессов: антропогенеза (формирования человека) и социогенеза (развития общества). В марксистской антропологической науке считается, что социогенез есть сущность антропогенеза. Представляя собой две нераз­рывно связанные стороны одного единого процесса — антропосоциогенеза, антропогенез и социогенез совпадают по времени.

ottak СР. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y.: McGraw-Hill Inc., 1994. P. 2.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.011 с.)