Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности российской социологии

Поиск

Отраслевые структуры социологии в России и США имеют не только сход­ства, но и серьезные различия в силу того, что страны находятся на разных исторических этапах развития и принадлежат к разным типам общества. Од­ним из показателей уровня развития страны является соотношение город­ского и сельского населения. В начале XX в. в странах Западной Европы и США преобладало городское население, а Россия оставалась аграрной стра­ной, поэтому первые перешли в индустриальную стадию, в то время как Россия осталась в доиндустриальной. Лишь в 60-е гг. в России впервые доли городского и сельского населения сравнялись, поэтому можно говорить о том, что наша страна достигла расцвета индустриального общества. Движе­ние по индустриальному пути продолжалось и в 80-е гг. За это время запад­ноевропейские страны завершили индустриальную фазу и вступили в постин­дустриальную, Россия же продолжает отставать от передовых стран на 1— 0,5 фазы. Движение, отставание или переход в новую фазу сопровождаются изменением в спектре тех социологических тем, которые изучает наша на­ука. Проблемы рабочего класса, городской преступности, бедности и нище­ты европейские социологи изучали в середине и конце XIX в., в США — в начале XX в. (Чикагская школа), в России — в середине XX в. (социология рабочего класса) и в конце XX в. (преступность, бедность и нищета). Если в СССР в 70—80-е гг. активной отраслью являлась социология труда (индуст­риальная социология), то в США и Западной Европе эта отрасль уже ушла на второй план, так как эти страны перешли в постиндустриальную фазу развития. В 90-е гг. в России активно заявляет о себе экономическая социо­логия, и сегодня она является ведущей отраслью (одновременно популярна социология менеджмента). Но в США расцвет этих дисциплин приходился на 50-60-е гг. XX в. Еще один пример: в России, в отличие от стран Запада,

давно прошедших период модернизации, развивается именно этническая социология, а не социология рас или этнопсихология (З.В. Сикевич). Ведущие темы современной российской социологии:

а) формирование предпринимательского класса (экономическая социо­логия);

б) проблемы классового неравенства, бедности и богатства (социальнаястратификация, социология бедности).

Эти темы отражают период первоначального накопления, стадию, через которую Европа и США прошли в конце XIX в., а Россия проходит лишь в конце XX в. Первоначальное накопление сопровождается:

социальной поляризацией — возникновением в обществе крайних степе­ней богатства и бедности, ухудшением положения основной массы на­селения и размыванием среднего класса;

преобладанием нелегальных методов обогащения — коррупцией, мошен­ничеством и т.д.

Итак, количество и список отраслей национальной социологии, уровень их развития и время появления отражают движение страны по пути техни­ческого и социального прогресса.

Исторические изменения в отраслевой структуре социологии взялись проследить ученые Института социологии РАН А.В. Кабыща и М.Р. Туль-чинский24. Документальной базой исследования служил разработанный в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) спи­сок нормализованной лексики, включавший почти 3,5 тыс. терминов. Тер­мины разбивались по разделам и временным периодам: а) 1981—1983 гг.; б) 1987—1989 гг.; в) 1990—1992 гг. Для каждого из трехлетних периодов пу­тем подсчета частоты встречаемости соответствующих терминов строились частотные словари, а на их основе — обобщающие таблицы. В них в абсолют­ных и относительных величинах (в процентах) от общего количества пред­ставлена частота использования терминов по философии и социологии в ли­тературе (на русском и английском языках), которая в течение первого, вто­рого и третьего периодов поступила в фонды ИНИОН. Статистические данные по отраслям социологии приведены в табл. 4.

Из табл. 4 видно, что частота употребления названий одних отраслей со временем убывала (социологии труда — с 29 в 1981 г. до 9 в 1992 г., социоло­гии науки — соответственно с 21 до 7, общественного мнения — со 106 до 69, социологии города — с 12 до 2, социологии села — с 7 до 1, социологии ме­дицины — с 14 до 0, социологии массовой коммуникации — с 11 до 1); дру­гих, напротив, возрастала (политической социологии — с 8 до 26); а треть­их — колебалась, не выявляя заметных тенденций ни в ту, ни в другую сто­рону, например социологии образования.

Соотношение популярности отраслей социологии, сравнение частоты использования их названий, приведено в табл. 5.

Из табл. 5 видно, что в советское время лидером популярности являлась социология общественного мнения (448). За ней следовали политическая социология (73), социология науки (52), социология труда (49), социология культуры (48) и социология искусства (48). Даже беглый анализ табл. 5 убеж-

абыща А.В., Тульчинский М.Р. Тенденции изменения социологической парадигмы после 1985 г. (аукометрический анализ) // Социология в России. М., 1996. С. 585-626.

Отрасли социологии (динамика)

 

 

Термины 1981-1983 1987-1989 1990-1992
абс. данные % абс. данные % абс. данные %
Аграрная социология            
Индустриальная социология            
Общественное мнение            
Политическая социология            
Социология города            
Социология культуры            
Социология личности            
Социология массовой коммуникации            
Социология медицины           _
Социология науки            
Социология образования            
Социология организаций           _
Социология права            
Социология преступности            
Социология религии            
Социология села            
Социология семьи            
Социология труда            
Социология экономики            
ИТОГО            

дает нас в том, что в конце 80-х и начале 90-х гг. доминировала не социаль­но-экономическая, а духовно-политическая проблематика.

Иную картину демонстрируют данные Ф.Э. Шереги, который провел кон­тент-анализ советской социологической литературы за 1970—1973 гг. и полу­чил распределение эмпирических исследований по крупным тематическим об­ластям. Выяснилось, что 22% всех исследований посвящены проблемам тру­да; 14 — проблемам молодежи; 10,5 — личности и коллектива; 9,5 — проблемам семьи и быта; 9 — изучению социальных потребностей; 7,5 — пропаганде; 6 — вопросам социального управления и планирования; 4,5 — проблемам социаль­ной структуры, народонаселения, миграции; 4 — образу жизни; 4 — развитию города или деревни; 4 — проблемам свободного времени; 3,5 — массовым ком­муникациям; 1 — социальному прогнозированию; 0,5 — изучению обществен­ного мнения25.

Пояробуем просуммировать сферы исследований, где прямо или косвенно затрагивалась трудовая тематика. В итоге оказывается, что более 50% изуча­емых социологией тем прямо или косвенно связаны с социологией труда. В 60—80-е гг. социология труда являлась привилегированной отраслью, т.е. де-факто выступала ведущим отраслевым направлением в марксистской со­циологии.

Шерега Ф.Э. Методические проблемы выборки и репрезентативности в социологической практике //Социологические исследования. 1977. № 1.С. 101.

Таблица 5

Отрасли i социологии (структура)  
Термины Абс. данные Термины Абс. данные
|рная социология 4 Социология труда  
устриальная социология   Социология экономики  
(ественное мнение   Социология досуга  
итическая социология   Социология искусства  
иология города   Социология литературы  
иология культуры   Социология морали  
иология личности   Социология народонаселения  
иология массовой коммуникации   Социология поведения  
.иология медицины   Социология познания  
[иология науки   Социология пропаганды  
1иология образования   Социология профессий  
оология организаций   Социология развития  
1ИОЛогия права   Социология спорта  
(иология преступности   Социология техники  
(иология религии   Социология языка  
(иология села   Этносоциология  
(иология семьи      

В США в 80-е гг. — период наивысшего расцвета социологии в США — на 241 социологическом отделении студентов обучали знаниям по 51 отрасли социологии, среди них: теория (72%), качественная методология (71%), коли­чественная методология (54%), социальная психология (65,6%), социология го­рода (63%), социология семьи и брака (54%), социология медицины (48%), со­циология политики (45%), прикладная социология (44,4%), история социоло­гии (42%), социология профессий (37,8%), социология труда (31,5%), социология знаний (23,7%), индустриальная социология (20,3%), социология науки (15,4%), аграрная социология (13,3), математическая социология (11,2%), биосоциология (3,7%)26.

Существующие отечественные отрасли социологии (в сравнении с отрас­лями психологии) приведены в табл. 6. Если сопоставить табл. 4 и 6, то обна­ружатся расхождения как в количестве отраслей, так и в их названиях. К примеру, исчезли такие отрасли, как социология развития, социология по­знания, социология пропаганды, социология техники. Однако большинство отраслей отечественной социологии сохранились неизменными на протяже­нии последних 15—20 лет, что указывает на стабильность научного знания — тенденцию, присущую всем научно развитым странам. Некоторые отрасли из­менили свое название: так, социология народонаселения сегодня именуется просто демографией или социальной демографией. Две отрасли — социальная психология и социальная антропология — не являются в строгом смысле от­раслями социологии. Это вполне самостоятельные научные дисциплины, хотя среди специалистов бытует мнение, что есть основание рассматривать их в качестве отраслей социологии.

eMartini J.R. Constraints to the development of curricula in applaid sociology// The American Sociologist. '80. Vol.15 (august). P. 144.

Таблица 6 Отрасли современной социологии (в сравнении с отраслями психологии)

 

Отрасли социологии Отрасли психологии
Бюджеты времени Авиационная психология
Военная социология (социология войны) Военная психология
Демография (социальная демография) Возрастная психология
Инвайроментальная социология (социальная экология, Дифференциальная психология
экологическая социология) Зоопсихология
Индустриальная социология Инженерная психология
Историческая социология Историческая психология
История социологии Космическая психология
Конфликтология Медицинская психология
Методология и методы Нейропсихология
Общая социология Общая психология
Социальная антропология Патопсихология
Социология возраста Педагогическая психология
Социология выборов (электоральная социология) Психогенетика
Социальная геронтология Психогигиена
Социальная структура и стратификация Психодиагностика
Социальная психология Психолингвистика
Социальное прогнозирование Психометрия
Социология быта, здоровья и образа жизни Психосемантика
Социология города Психология искусства
Социология девиантного поведения Психология коллектива
Социология досуга Психология науки
Социология знания Психология пропаганды
Социология искусства Психология спорта
Социология коллектива Психология творчества
Социология культуры Психология труда
Социология личности Психология управления
Социология коммуникаций (социология средств Политическая психология
массовой информации, социология общественного мнения) Психотерапия
Социология медицины Психофармакология
Социология международных отношений Психофизика
Социология менеджмента Психофизиология
Социология молодежи Специальная психология
Социология морали Социальная психология
Социология науки Сравнительная психология
Социология образования Юридическая психология
Социология общественных движений Экономическая психология
Социология организаций Этническая психология
Социология пола и тендерных отношений Этология
(тендерная социология)  
Социология политики  
Социология права  
Социология преступности  
Социальная психология  
Социология религии  
Социология села (аграрная социология)  
Социология семьи  
Социология спорта  
Социология труда и производства  
Социология языка  
Экономическая социология  
Этносоциология (этническая социология)  

Примечания. 1. Таблица составлена на основе современных социологических словарей и справочни­ков, рубрикации журнала «Социологические исследования» и тематических планов Института со­циологии РАН.

2- В скобках приведены дополнительные названия социологических отраслей, которые встречаются в литературе.

3- В таблице не указаны прикладные отрасли, которые будут рассмотрены в разделе о прикладной социологии.

Отрасли социологии не одномасштабны: среди них есть крупные, средние и мелкие. Крупные отрасли, прежде всего социология культуры и социология труда (сегодня ее называют экономической социологией, куда социология труда входит в качестве подраздела), распадаются на множество более мелких подотраслей, также, как крупные промышленные корпорации или концер­ны состоят из филиалов, полусамостоятельных предприятий и производств.

Средние отрасли социологии, хотя и не распались над подотрасли, но готовы это сделать, поскольку внутри них можно обнаружить крупные те­матические направления, разрабатываемые многими учеными, объединен­ными сложившейся научной традицией. Мелкие отрасли не имеют ни того, ни другого, они сами еще только выделились в самостоятельные образова­ния, к примеру социология спорта или тендерная социология.

ПРИМЕРЫ ОТРАСЛЕЙ СОЦИОЛОГИИ

Социология знания

Пример средней отрасли — социология знания.

В отличие от некоторых других отраслей и направлений социологии, на­пример интеракционизма или ролевой теории, социология знания имеет европейское происхождение. Сам термин «социология знания» был впервые введен немецким философом Максом Шелером27, а благодаря другому ев­ропейскому мыслителю Карлу Мангейму28, проведшему последние годы сво­ей жизни в Англии, новая дисциплина попала в поле зрения англо-саксонс­кой мысли. В интеллектуальную родословную социологии знания входят также имена К. Маркса и Ф. Ницше, а также немецкая историческая школа. Социология знания изучает место идей в социальном пространстве, показы­вает, что идеи, как и люди, имеют свои социальные координаты в обществе. Иными словами, она пытается прочертить соединительную линию между мыслью, мыслителем и социальным миром, в котором он жил. Социология знания больше, чем какая-либо другая отрасль социологии стремится выяс­нить не только что говорят, но и кто говорит.

По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, высказанному в их книге «Социаль­ное конструирование реальности», социология знания должна изучать все, что считается в обществе «знанием», невзирая на обоснованность или не­обоснованность (по любым критериям) такого «знания»29.

Американский исследователь Д. Блур полагал, что для социолога знание — это то, что люди считают знанием. Оно состоит из тех верований, которых люди уверенно придерживаются и с которыми живут. В частности, социолог дол­жен заниматься верованиями, которые воспринимаются как данные или ин­ституционализированные, или наделенные авторитетом группами людей30.

Целер Макс (1874— 1928) — немецкий философ и социолог; развивал антропологическое направле-[ие в социологии.

Лангейм Карл (1893—1947) — немецкий философ и социолог; после 1933 г. эмигрировал в Англию. >ергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 995. С. 12.

Яоог D. Knowledge and Social Imagery. L.: Routledge & Kegan Paul, 1976. P. 2.

310

Все виды знания он считал производными от социальных интересов и социального контекста развития знания в целом. С этой точки зрения мето­ды социологического анализа науки (включая содержание естественно-на­учных теорий и математического знания) ничем не отличаются от исследо­вательских подходов к таким феноменам культуры, как миф, религия, мо­раль и т.д. Соответственно объективность знания имеет прежде всего социальный характер и выражается в имперсональности, независимости от личных предпочтений субъекта31.

Для феноменологической социологии процесс формирования знания является одновременно процессом конструирования социальной реальнос­ти, ибо применительно к социальному миру реальность это то, что мы о ней знаем: «Поскольку всякое человеческое "знание" развивается, передается и сохраняется в социальных ситуациях, социология знания должна попытать­ся понять процессы, посредством которых это происходит и в результате чего "знание" становится само собой разумеющейся "реальностью" для рядово­го человека. Иначе говоря, мы считаем, что социология знания имеет дело с анализом социального конструирования реальности»32.

Социологию знания называют одной из самых «философичных» социо­логических дисциплин, поскольку ее предметом является возникновение и функционирование различных форм мышления и знания: это религиозные и философские учения, научные теории, политические идеологии, художе­ственные произведения и стили искусства и т.д.

Одной из важных категорий в арсенале социологии знания является по­нятие «идеология» — целостная и логически стройная система идей и идей­ных воззрений, которые вырабатываются данной группой (классом, профес­сиональной группой, сословием, партией, расой, нацией, корпорацией) для объяснения и оправдания созданного ею общественного порядка либо для ниспровержения того порядка, который создан противоборствующей груп­пой (такова идеология пролетариата и большевистской партии).

Об идеологии говорят в том случае, если какая-то идея в обществе слу­жит чьим-то определенным интересам. Очень часто, хотя и не всегда, иде­ология систематически искажает социальную реальность так, как это кому-то выгодно. Идеология профессиональной группы может легитими­ровать ее деятельность. Так, расовая мифология американского Юга слу­жит легитимации социальной системы, в которую входят миллионы лю­дей. Идеология «свободного предпринимательства» служит маскировкой для монопольно действующих крупных корпораций. В свою очередь, мар­ксистская идеология легитимирует тиранию аппарата коммунистической партии.

В любом случае идеология оправдывает то, что делает лоббируемая ею группа, и в то же время так интерпретирует социальную реальность, чтобы это оправдание не теряло своей правдоподобности33. Идеологические систе­мы содержат не только онтологические утверждения об устройстве и приро-

Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом как проблема социологии знания // http:// nlo.magazine.ru/philosoph/sootech/sootech28.html 32 Бергер П., Лукман Т. Указ. соч. С. 12-13.

Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 105.

де социального порядка, но и совокупность практических рекомендаций, советов, инструкций о том, как следует поступать ее приверженцу в том или ином случае. Иногда, как в случае с марксисткой идеологией, такая система включает гносеологические суждения о границах познаваемого мира и ме­ханизмах его изучения. Приверженцы расистской идеологии в южных шта­тах США внушают белым женщинам глубокое отвращение к сексуальной близости с неграми. Глава промышленной корпорации будет утверждать, что его деятельность по фиксированию цен направлена на защиту свободного рынка, а лидер коммунистической партии — навязывать писателям и жур­налистам классовый подход при освещении общественных событий.

Когда идеологическая система приобретает широкую общественную под­держку, она переходит на новую стадию существования — превращается в идеологическое течение, имеющее ядро активистов и региональные органи­зации. Как правило, сам факт существования идеологического течения сви­детельствует о том, что данная система идей противостоит господствующей, находится в оппозиции к ней. Большевизм до 1917 г. и рыночный демокра­тизм до 1991 г. в России являлись оппозиционными идеологическими тече­ниями, пока их сторонники не пришли к власти. Протестантский фундамен­тализм, политической организацией которого выступает небезызвестный Ку-Клукс-Клан, выполняет идеологическую функцию поддержания социальной системы американского Юга. Хотя по многим пунктам, например в вопросе о месте белых и черных в политической жизни США, Ку-Клукс-Клан про­тивостоит официальной идеологии, он не предпринимает революционных действий против существующего строя, ограничиваясь акциями против от­дельных политических деятелей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.012 с.)