Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности российской социологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отраслевые структуры социологии в России и США имеют не только сходства, но и серьезные различия в силу того, что страны находятся на разных исторических этапах развития и принадлежат к разным типам общества. Одним из показателей уровня развития страны является соотношение городского и сельского населения. В начале XX в. в странах Западной Европы и США преобладало городское население, а Россия оставалась аграрной страной, поэтому первые перешли в индустриальную стадию, в то время как Россия осталась в доиндустриальной. Лишь в 60-е гг. в России впервые доли городского и сельского населения сравнялись, поэтому можно говорить о том, что наша страна достигла расцвета индустриального общества. Движение по индустриальному пути продолжалось и в 80-е гг. За это время западноевропейские страны завершили индустриальную фазу и вступили в постиндустриальную, Россия же продолжает отставать от передовых стран на 1— 0,5 фазы. Движение, отставание или переход в новую фазу сопровождаются изменением в спектре тех социологических тем, которые изучает наша наука. Проблемы рабочего класса, городской преступности, бедности и нищеты европейские социологи изучали в середине и конце XIX в., в США — в начале XX в. (Чикагская школа), в России — в середине XX в. (социология рабочего класса) и в конце XX в. (преступность, бедность и нищета). Если в СССР в 70—80-е гг. активной отраслью являлась социология труда (индустриальная социология), то в США и Западной Европе эта отрасль уже ушла на второй план, так как эти страны перешли в постиндустриальную фазу развития. В 90-е гг. в России активно заявляет о себе экономическая социология, и сегодня она является ведущей отраслью (одновременно популярна социология менеджмента). Но в США расцвет этих дисциплин приходился на 50-60-е гг. XX в. Еще один пример: в России, в отличие от стран Запада, давно прошедших период модернизации, развивается именно этническая социология, а не социология рас или этнопсихология (З.В. Сикевич). Ведущие темы современной российской социологии: а) формирование предпринимательского класса (экономическая социология); б) проблемы классового неравенства, бедности и богатства (социальнаястратификация, социология бедности). Эти темы отражают период первоначального накопления, стадию, через которую Европа и США прошли в конце XIX в., а Россия проходит лишь в конце XX в. Первоначальное накопление сопровождается: ♦ социальной поляризацией — возникновением в обществе крайних степеней богатства и бедности, ухудшением положения основной массы населения и размыванием среднего класса; ♦ преобладанием нелегальных методов обогащения — коррупцией, мошенничеством и т.д. Итак, количество и список отраслей национальной социологии, уровень их развития и время появления отражают движение страны по пути технического и социального прогресса. Исторические изменения в отраслевой структуре социологии взялись проследить ученые Института социологии РАН А.В. Кабыща и М.Р. Туль-чинский24. Документальной базой исследования служил разработанный в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) список нормализованной лексики, включавший почти 3,5 тыс. терминов. Термины разбивались по разделам и временным периодам: а) 1981—1983 гг.; б) 1987—1989 гг.; в) 1990—1992 гг. Для каждого из трехлетних периодов путем подсчета частоты встречаемости соответствующих терминов строились частотные словари, а на их основе — обобщающие таблицы. В них в абсолютных и относительных величинах (в процентах) от общего количества представлена частота использования терминов по философии и социологии в литературе (на русском и английском языках), которая в течение первого, второго и третьего периодов поступила в фонды ИНИОН. Статистические данные по отраслям социологии приведены в табл. 4. Из табл. 4 видно, что частота употребления названий одних отраслей со временем убывала (социологии труда — с 29 в 1981 г. до 9 в 1992 г., социологии науки — соответственно с 21 до 7, общественного мнения — со 106 до 69, социологии города — с 12 до 2, социологии села — с 7 до 1, социологии медицины — с 14 до 0, социологии массовой коммуникации — с 11 до 1); других, напротив, возрастала (политической социологии — с 8 до 26); а третьих — колебалась, не выявляя заметных тенденций ни в ту, ни в другую сторону, например социологии образования. Соотношение популярности отраслей социологии, сравнение частоты использования их названий, приведено в табл. 5. Из табл. 5 видно, что в советское время лидером популярности являлась социология общественного мнения (448). За ней следовали политическая социология (73), социология науки (52), социология труда (49), социология культуры (48) и социология искусства (48). Даже беглый анализ табл. 5 убеж- абыща А.В., Тульчинский М.Р. Тенденции изменения социологической парадигмы после 1985 г. (аукометрический анализ) // Социология в России. М., 1996. С. 585-626. Отрасли социологии (динамика)
дает нас в том, что в конце 80-х и начале 90-х гг. доминировала не социально-экономическая, а духовно-политическая проблематика. Иную картину демонстрируют данные Ф.Э. Шереги, который провел контент-анализ советской социологической литературы за 1970—1973 гг. и получил распределение эмпирических исследований по крупным тематическим областям. Выяснилось, что 22% всех исследований посвящены проблемам труда; 14 — проблемам молодежи; 10,5 — личности и коллектива; 9,5 — проблемам семьи и быта; 9 — изучению социальных потребностей; 7,5 — пропаганде; 6 — вопросам социального управления и планирования; 4,5 — проблемам социальной структуры, народонаселения, миграции; 4 — образу жизни; 4 — развитию города или деревни; 4 — проблемам свободного времени; 3,5 — массовым коммуникациям; 1 — социальному прогнозированию; 0,5 — изучению общественного мнения25. Пояробуем просуммировать сферы исследований, где прямо или косвенно затрагивалась трудовая тематика. В итоге оказывается, что более 50% изучаемых социологией тем прямо или косвенно связаны с социологией труда. В 60—80-е гг. социология труда являлась привилегированной отраслью, т.е. де-факто выступала ведущим отраслевым направлением в марксистской социологии. Шерега Ф.Э. Методические проблемы выборки и репрезентативности в социологической практике //Социологические исследования. 1977. № 1.С. 101. Таблица 5
В США в 80-е гг. — период наивысшего расцвета социологии в США — на 241 социологическом отделении студентов обучали знаниям по 51 отрасли социологии, среди них: теория (72%), качественная методология (71%), количественная методология (54%), социальная психология (65,6%), социология города (63%), социология семьи и брака (54%), социология медицины (48%), социология политики (45%), прикладная социология (44,4%), история социологии (42%), социология профессий (37,8%), социология труда (31,5%), социология знаний (23,7%), индустриальная социология (20,3%), социология науки (15,4%), аграрная социология (13,3), математическая социология (11,2%), биосоциология (3,7%)26. Существующие отечественные отрасли социологии (в сравнении с отраслями психологии) приведены в табл. 6. Если сопоставить табл. 4 и 6, то обнаружатся расхождения как в количестве отраслей, так и в их названиях. К примеру, исчезли такие отрасли, как социология развития, социология познания, социология пропаганды, социология техники. Однако большинство отраслей отечественной социологии сохранились неизменными на протяжении последних 15—20 лет, что указывает на стабильность научного знания — тенденцию, присущую всем научно развитым странам. Некоторые отрасли изменили свое название: так, социология народонаселения сегодня именуется просто демографией или социальной демографией. Две отрасли — социальная психология и социальная антропология — не являются в строгом смысле отраслями социологии. Это вполне самостоятельные научные дисциплины, хотя среди специалистов бытует мнение, что есть основание рассматривать их в качестве отраслей социологии. eMartini J.R. Constraints to the development of curricula in applaid sociology// The American Sociologist. '80. Vol.15 (august). P. 144. Таблица 6 Отрасли современной социологии (в сравнении с отраслями психологии)
Примечания. 1. Таблица составлена на основе современных социологических словарей и справочников, рубрикации журнала «Социологические исследования» и тематических планов Института социологии РАН. 2- В скобках приведены дополнительные названия социологических отраслей, которые встречаются в литературе. 3- В таблице не указаны прикладные отрасли, которые будут рассмотрены в разделе о прикладной социологии. Отрасли социологии не одномасштабны: среди них есть крупные, средние и мелкие. Крупные отрасли, прежде всего социология культуры и социология труда (сегодня ее называют экономической социологией, куда социология труда входит в качестве подраздела), распадаются на множество более мелких подотраслей, также, как крупные промышленные корпорации или концерны состоят из филиалов, полусамостоятельных предприятий и производств. Средние отрасли социологии, хотя и не распались над подотрасли, но готовы это сделать, поскольку внутри них можно обнаружить крупные тематические направления, разрабатываемые многими учеными, объединенными сложившейся научной традицией. Мелкие отрасли не имеют ни того, ни другого, они сами еще только выделились в самостоятельные образования, к примеру социология спорта или тендерная социология. ПРИМЕРЫ ОТРАСЛЕЙ СОЦИОЛОГИИ Социология знания Пример средней отрасли — социология знания. В отличие от некоторых других отраслей и направлений социологии, например интеракционизма или ролевой теории, социология знания имеет европейское происхождение. Сам термин «социология знания» был впервые введен немецким философом Максом Шелером27, а благодаря другому европейскому мыслителю Карлу Мангейму28, проведшему последние годы своей жизни в Англии, новая дисциплина попала в поле зрения англо-саксонской мысли. В интеллектуальную родословную социологии знания входят также имена К. Маркса и Ф. Ницше, а также немецкая историческая школа. Социология знания изучает место идей в социальном пространстве, показывает, что идеи, как и люди, имеют свои социальные координаты в обществе. Иными словами, она пытается прочертить соединительную линию между мыслью, мыслителем и социальным миром, в котором он жил. Социология знания больше, чем какая-либо другая отрасль социологии стремится выяснить не только что говорят, но и кто говорит. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, высказанному в их книге «Социальное конструирование реальности», социология знания должна изучать все, что считается в обществе «знанием», невзирая на обоснованность или необоснованность (по любым критериям) такого «знания»29. Американский исследователь Д. Блур полагал, что для социолога знание — это то, что люди считают знанием. Оно состоит из тех верований, которых люди уверенно придерживаются и с которыми живут. В частности, социолог должен заниматься верованиями, которые воспринимаются как данные или институционализированные, или наделенные авторитетом группами людей30. Целер Макс (1874— 1928) — немецкий философ и социолог; развивал антропологическое направле-[ие в социологии. Лангейм Карл (1893—1947) — немецкий философ и социолог; после 1933 г. эмигрировал в Англию. >ергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 995. С. 12. Яоог D. Knowledge and Social Imagery. L.: Routledge & Kegan Paul, 1976. P. 2. 310 Все виды знания он считал производными от социальных интересов и социального контекста развития знания в целом. С этой точки зрения методы социологического анализа науки (включая содержание естественно-научных теорий и математического знания) ничем не отличаются от исследовательских подходов к таким феноменам культуры, как миф, религия, мораль и т.д. Соответственно объективность знания имеет прежде всего социальный характер и выражается в имперсональности, независимости от личных предпочтений субъекта31. Для феноменологической социологии процесс формирования знания является одновременно процессом конструирования социальной реальности, ибо применительно к социальному миру реальность это то, что мы о ней знаем: «Поскольку всякое человеческое "знание" развивается, передается и сохраняется в социальных ситуациях, социология знания должна попытаться понять процессы, посредством которых это происходит и в результате чего "знание" становится само собой разумеющейся "реальностью" для рядового человека. Иначе говоря, мы считаем, что социология знания имеет дело с анализом социального конструирования реальности»32. Социологию знания называют одной из самых «философичных» социологических дисциплин, поскольку ее предметом является возникновение и функционирование различных форм мышления и знания: это религиозные и философские учения, научные теории, политические идеологии, художественные произведения и стили искусства и т.д. Одной из важных категорий в арсенале социологии знания является понятие «идеология» — целостная и логически стройная система идей и идейных воззрений, которые вырабатываются данной группой (классом, профессиональной группой, сословием, партией, расой, нацией, корпорацией) для объяснения и оправдания созданного ею общественного порядка либо для ниспровержения того порядка, который создан противоборствующей группой (такова идеология пролетариата и большевистской партии). Об идеологии говорят в том случае, если какая-то идея в обществе служит чьим-то определенным интересам. Очень часто, хотя и не всегда, идеология систематически искажает социальную реальность так, как это кому-то выгодно. Идеология профессиональной группы может легитимировать ее деятельность. Так, расовая мифология американского Юга служит легитимации социальной системы, в которую входят миллионы людей. Идеология «свободного предпринимательства» служит маскировкой для монопольно действующих крупных корпораций. В свою очередь, марксистская идеология легитимирует тиранию аппарата коммунистической партии. В любом случае идеология оправдывает то, что делает лоббируемая ею группа, и в то же время так интерпретирует социальную реальность, чтобы это оправдание не теряло своей правдоподобности33. Идеологические системы содержат не только онтологические утверждения об устройстве и приро- Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом как проблема социологии знания // http:// nlo.magazine.ru/philosoph/sootech/sootech28.html 32 Бергер П., Лукман Т. Указ. соч. С. 12-13. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 105. де социального порядка, но и совокупность практических рекомендаций, советов, инструкций о том, как следует поступать ее приверженцу в том или ином случае. Иногда, как в случае с марксисткой идеологией, такая система включает гносеологические суждения о границах познаваемого мира и механизмах его изучения. Приверженцы расистской идеологии в южных штатах США внушают белым женщинам глубокое отвращение к сексуальной близости с неграми. Глава промышленной корпорации будет утверждать, что его деятельность по фиксированию цен направлена на защиту свободного рынка, а лидер коммунистической партии — навязывать писателям и журналистам классовый подход при освещении общественных событий. Когда идеологическая система приобретает широкую общественную поддержку, она переходит на новую стадию существования — превращается в идеологическое течение, имеющее ядро активистов и региональные организации. Как правило, сам факт существования идеологического течения свидетельствует о том, что данная система идей противостоит господствующей, находится в оппозиции к ней. Большевизм до 1917 г. и рыночный демократизм до 1991 г. в России являлись оппозиционными идеологическими течениями, пока их сторонники не пришли к власти. Протестантский фундаментализм, политической организацией которого выступает небезызвестный Ку-Клукс-Клан, выполняет идеологическую функцию поддержания социальной системы американского Юга. Хотя по многим пунктам, например в вопросе о месте белых и черных в политической жизни США, Ку-Клукс-Клан противостоит официальной идеологии, он не предпринимает революционных действий против существующего строя, ограничиваясь акциями против отдельных политических деятелей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.012 с.) |