Тема 1. Возникновение социологии в XIX в. Создание позитивистской социологии. Органицизм О.Конта.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Возникновение социологии в XIX в. Создание позитивистской социологии. Органицизм О.Конта.



История социологии

методические указания

ДЛЯ студентов факультета социально-политических наук (специальность «СОЦИОЛОГИЯ»)

 

 

 

 

 

Ярославль 2005

 

 

$Составитель: доцент кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова С.А.Кудрина.

История социологии: Метод. указ. / Сост. С.А.Кудрина; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2005. 28 с.

 

Предлагается развернутый конспективный план изложения материала, список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям, приложения, а также темы для докладов с перечнями источников и контрольные вопросы.

Предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Социология».

 

Печатается по решению научно-методического Совета Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.

 

Рецензент: кафедра философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова..

 

 

© С.А.Кудрина, 2005

© Ярославский государственный

университет, 2005

 

Методические указания по каждой теме включают (1) развернутый конспективный план изложения материала; (2) список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям или для самостоятельного изучения материала; (3) темы для докладов; (4) список литературы для подготовки к докладам

Предлагаемые методические указания должны способствовать формированию у студентов целостного системного представления о возникновении и динамике социологических воззрений. Изучение истории социологии должно содействовать развитию способностей к профессиональному диалогу, осознанию собственной позиции и формированию способности к ее теоретическому выражению, а также пониманию особенностей национальной социологической традиции и ее места в мировой социологии.

Дана подробная многофакторная классификация социологических теорий. Материалом для подготовки к семинарам послужит содержащаяся в методической разработке информация о рождении социологии как науки, о ее становлении. Серьезное внимание уделяется структурно-функциональному анализу общества, в рамках которого развивались теории социальной стратификации, социальной мобильности, социального поведения, социального контроля, институционализации и др.

Данные методические указания призваны нацелить студентов на понимание социологии как неотъемлемой составляющей самопознания человечества, на осмысление главных социологических проблем в историко-социологическом ракурсе. Для этого идеи и концепции представляются в их генезисе и изменении, в их непреходящем значении для человеческой культуры, для самой социологической науки. Методические указания должны также способствовать рассмотрению в их становлении классических типов социологического анализа и рассуждения, сохранивших свое значение для современности, и выявлению единства мирового историко-социологического процесса и одновременно разнообразия его форм, обусловленных культурной спецификой отдельных стран и эпох. Для студентов важно понять, что социология не являет собой набор мертвых абстрактных схем, а предстает как воплощение живого интереса человека к его бытию в социальном измерении, как вполне закономерное желание постичь законы функционирования и развития общества, как “творческий диалог” социологов всех эпох. Контрольные вопросы позволят студентам попытаться стать участниками этого увлекательного диалога.

Методические указания содержат приложения, позволяющие систематизировать материал.

 

История рождения термина «социология».

Литература:

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907.

2. Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин “sociologie”? - Социс. 2003. № 4.

Проблема развития общества и законодательства с позиций спенсеровского эволюционизма.

Литература:

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907.

2. Спенсер Г. Грехи законодателей. – Социс. 1992. № 2.

Проблематика отчуждения в ранних работах Маркса.

Литература:

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М., 1961. - Из ранних произведений. С. 517-642.

2. Фромм Э. Концепция человека у Маркса// Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

 

Самоубийство: исследование с позиции социологизма.

Литература:

1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. Спб., 1998.

 

Теория легитимного порядка М.Вебера

Литература:

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии// Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

М.Вебер о харизматическом господстве.

Литература:

Вебер М. Харизматическое господство. Социологические исследования. 1988. № 5.

Основные социологические идеи работы М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»

Литература:

Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма»// Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Тема 9. Развитие русской социологии в XIX –XX вв.

Высшая школа общественных наук в Париже. Основные направления: позитивизм (М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев, С.А.Муромцев, П.Ф.Лилиенфельд, Л.И.Мечников, ранний П.А.Сорокин), неопозитивизм (Е.В. де Роберти), субъективная школа (Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров), марксизм (Н.И.Зибер, Г.В.Плеханов), неокантианство (Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов), социологические идеи религиозных философов (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев), психологическое направление (Л.И.Петражицкий). Н.И.Кареева,

& Литература:

Антология русской классической социологии. Тексты. М., 1995.

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907.

2. Галактионов А.А. Русская социология: XI-XXвв. СПб., 2002.

3. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX –XX вв. М., 1995.

4. Здравомыслов А.Г. О судьбах социологии в России. Социс. 2000. № 3.

5. Ильин И.А. Философия права. Нравственная философия. М., 1993.

6. Кареев Н.И. Основы русской социологии. Социс, 1995. № 8.

7. Ковалевский М.М. Клан у аборигенных племен России. Социс. 2002. № 5.

8. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.

9. Кукушкина Е.И. Академическая традиция в истории социологии России. Социс. 2000. № 4.

10. Кукушкина Е.И. Русская социология. М., МГУ, 1993.

11. Лытов Б.В. Наследие М.Ковалевского – молодым. - Социс. 2002. № 1.

12. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.

13. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

14. Социология в России XIX – начала XX вв. Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни. Тексты / под. Ред. В.И.Добренькова. М., 2001.

$Тема доклада:

Н.И.Кареев об особенностях русской социологии

Литература:

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907.

2. Кареев Н.И. Основы русской социологии. Социс, 1995. № 8.

 

П.Сорокин о социальной стратификации.

Литература:

Сорокин П. Социальная и культурная мобильность// Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Понятие аномии в социологической теории Р.Мертона.

Литература:

Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992. №№ 2-5.

Л.Козер о причинах, остроте, длительности и функциях конфликта.

Литература:

1. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И.Добренькова. М., МГУ, 1994.

2. Дж.Тернер. Структура социологической теории. М., 1985.

Тема 14. Феноменологическая социология и социология знания.

Проблемы конституирования социальнойреальности.А.Шютц: «феноменология социального мира». Проблемы секуляризации и модернизации. П.Бергер и Т.Лукман о субъективно сконструированных жизненных мирах.Этнометодология:изучение Г.Гарфинкелем латентных пластов обыденного знания. Латентные механизмы социальной коммуникации. Локальное производство социального мира. Анализ разговорных практик.

& Литература:

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

2. Григорьев Л.Г. Социология повседневности А.Шютца. Социологические исследования. 1988. № 2.

3. Зарубина Н.Н. Модернизация и хозяйственная культура (концепция М.Вебера и современные теории развития. Социс. 1997. № 4.

4. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002. Т. 3.

5. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.Современная американская социология. М., МГУ, 1994.

6. Дж.Тернер. Структура социологической теории. М., 1985.

7.Филмер П. Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля// Новые направления в социологической теории. М., 1978.

8. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003.

 

$Тема доклада:

Нормы и ценности общества

ß

Средство 1 Þ

Средство 2 Þ

Действующее лицо Þ Средство 3 Þ Цель

Средство 4 Þ

Средство 5 Þ

И т.д.

Ý

Условия ситуации

Приложение 5. Информационная иерархия контроля.

КУЛЬТУРА

Информационный контроль ß Ý Энергетические условия

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Информационный контроль ß Ý Энергетические условия

ЛИЧНОСТЬ

Информационный контроль ß Ý Энергетические условия

ОРГАНИЗМ

Приложение 6.

Общество как функциональная система.

Функции
Инструментальные Экспрессивные
Адаптация (организм) Целедостижение (личность) Интеграция (социальная система) Латентность (культура)
Подсистемы
Экономика Политика Общественные организации Родство
Институты
Заводы, банки Партии, государственная бюрократия Школы, средства массовой информации Семья, брак
Роли и специальные нормы, основанные на фундаментальных ценностях.
Предприниматель, рабочий, банкир Партийный лидер, государственный чиновник Учитель, ученик, слушатель Мать, отец, муж, жена

История социологии

методические указания

ДЛЯ студентов факультета социально-политических наук (специальность «СОЦИОЛОГИЯ»)

 

 

 

 

 

Ярославль 2005

 

 

$Составитель: доцент кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова С.А.Кудрина.

История социологии: Метод. указ. / Сост. С.А.Кудрина; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2005. 28 с.

 

Предлагается развернутый конспективный план изложения материала, список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям, приложения, а также темы для докладов с перечнями источников и контрольные вопросы.

Предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Социология».

 

Печатается по решению научно-методического Совета Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.

 

Рецензент: кафедра философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова..

 

 

© С.А.Кудрина, 2005

© Ярославский государственный

университет, 2005

 

Методические указания по каждой теме включают (1) развернутый конспективный план изложения материала; (2) список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям или для самостоятельного изучения материала; (3) темы для докладов; (4) список литературы для подготовки к докладам

Предлагаемые методические указания должны способствовать формированию у студентов целостного системного представления о возникновении и динамике социологических воззрений. Изучение истории социологии должно содействовать развитию способностей к профессиональному диалогу, осознанию собственной позиции и формированию способности к ее теоретическому выражению, а также пониманию особенностей национальной социологической традиции и ее места в мировой социологии.

Дана подробная многофакторная классификация социологических теорий. Материалом для подготовки к семинарам послужит содержащаяся в методической разработке информация о рождении социологии как науки, о ее становлении. Серьезное внимание уделяется структурно-функциональному анализу общества, в рамках которого развивались теории социальной стратификации, социальной мобильности, социального поведения, социального контроля, институционализации и др.

Данные методические указания призваны нацелить студентов на понимание социологии как неотъемлемой составляющей самопознания человечества, на осмысление главных социологических проблем в историко-социологическом ракурсе. Для этого идеи и концепции представляются в их генезисе и изменении, в их непреходящем значении для человеческой культуры, для самой социологической науки. Методические указания должны также способствовать рассмотрению в их становлении классических типов социологического анализа и рассуждения, сохранивших свое значение для современности, и выявлению единства мирового историко-социологического процесса и одновременно разнообразия его форм, обусловленных культурной спецификой отдельных стран и эпох. Для студентов важно понять, что социология не являет собой набор мертвых абстрактных схем, а предстает как воплощение живого интереса человека к его бытию в социальном измерении, как вполне закономерное желание постичь законы функционирования и развития общества, как “творческий диалог” социологов всех эпох. Контрольные вопросы позволят студентам попытаться стать участниками этого увлекательного диалога.

Методические указания содержат приложения, позволяющие систематизировать материал.

 

Тема 1. Возникновение социологии в XIX в. Создание позитивистской социологии. Органицизм О.Конта.

Возникновение социологии в рамках французского позитивизма: поиск объективных законов социального развития. Огюст Конт (1798 – 1857). Введение в употребление термина «социология». Классификация наук: от низшего к высшему, от общего к специфическому. Место социологии в контовской классификации наук. Зарождение органицизма. «Социальная физика»: социальная статика и социальная динамика. Роль социальных инстинктов в обеспечении стабильности социального целого. Социальные «инстинкты»: военный, производительный, изобретательский. Закон двойной эволюции: зависимость уровня социального прогресса от состояния развития позитивных наук. Закон трех стадий: религиозная, метафизическая, позитивная. Положение об эмпирических методах в социологии: метод наблюдения, метод эксперимента, метод сравнения «различных последовательных состояний человечества».

 

& Литература:

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907.

2. Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.

3. Зборовский Г.Е История социологии. М., 2004.

4. Голосенко А.И. Оглядываясь на Огюста Конта. Социс, 1999. № 1.

5. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1999.

6. История социологии. Минск, 1997.

7. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

8. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002.

9. История теоретической социологии. В 5 т. М., 1995.

10. Конт О. Дух позитивной философии// Западно-европейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.

11. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.

12. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

13. Основы теоретической социологии. Метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина. ЯрГУ., 2003. С. 6-7.

14. Перцев А.В., Черепанова Е.С. Сова Минервы над муравейником. Екатеринбург, 2001.

15. Социальная статика как теория общественного строя// Социология Конта в изложении Риголажа. Спб., 1898.

16. Шпакова Р.П. Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему. – Социс. 1999. № 3.

17. Хайек Ф.А. фон. Контрреволюция науки: Этюды о злоупотреблениях разумом (Пер.с англ.). М., 2003.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Как определял О.Конт предмет социологии?

2. Каково место социологии в контовской классификации наук?

3. Что обозначает понятие «органицизм»?

4. Что такое «позитивная социальная теория»?

5. Почему социология появилась именно в рамках позитивизма?

6. Каковы, с точки зрения Конта, факторы сохранения социального целого?

7. Как Конт характеризует и оценивает выделенные им последовательные стадии социальной и интеллектуальной эволюции?

$Тема доклада:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.017 с.)