Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Постмодернистские теории.

Поиск

Предвестники постмодернистских теорий: постструктурализм Ж. Дерриды, теория археологии знания М.Фуко. «Антисоциальная» теория Ж. Бодрийяра. Потребительское общество: ограничение свободы кодом сигнификации; замена потребительской стоимости символической стоимостью. Манипуляция «кодом сигнификации» со стороны СМИ. Гиперреальность как симуляция современного общества: отсутствие связи между символом и реальностью.

& Литература:

1. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, УрГУ, 2000.

2. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М., 2004.

3. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

Контрольные вопросы к теме:

1. В чем видит Бодрийар несвободу современного человека?

2. Что такое «символическая стоимость»?

3. Каковы последствия манипуляции «кодом сигнификации»?

4. Что такое «гиперреальность»?

 

Тема 19. Классификация социологических теорий: номинализм и реализм. Выбор фактора, определяющего функционирование и развитие общества.

Уровни социологического знания:

1) теоретический (макросоциологические теории, теории среднего ранга)

2) эмпирический. См. приложение 1.

Первое основание классификации социологических теорий: номинализм и реализм. (1) Номинализм: источником и единственным субъектом социального объявляются индивид и его социальное действие. (2) Реализм: общество как самостоятельная сущность, несводимая к взаимодействию отдельных индивидов.

Второе основание классификации социологических теорий: (1) теории, предполагающие примат духовных факторов перед материальными, и (2) теории, рассматривающие общество натуралистически. См.приложение 2.

& Литература:

1. С.А.Кравченко. Социология: учебник. М., 2004.С. 148 – 150.

2. Основы теоретической социологии. Метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина. ЯрГУ., 2003. С. 3-5.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1. Уровни социологического знания.

Т е о р е т и ч е с к и й у р о в е н ь Макросоциологические теории -уходящие корнями в различные философские системы основные положения о происхождении общества в целом, движущих силах его развития, о «первичном и вторичном» - положения, которые являются базовыми методологическими и мировоззренческими принципами при изучении конкретных социальных институтов, социальных процессов и социальных групп (примеры: географическое направление в социологии, психологическое направление, теория конфликта, теория обмена, структурный функционализм, символический интеракционизм и т.д.). ß Теории среднего ранга - теории, изучающие отдельные аспекты социальной системы (через призму базовых положений макросоциологической теории, которой придерживается исследователь): - социальные институты (социология права, социология образования, социология труда, социология семьи, социология религии, социология города и т.д.) - социальные процессы (социология приватизации, социология урбанизации, социология милитаризации т.д.) - социальные группы (социология молодежи, социология студенчества, социология детства и т.д.) Ý
э м п и р и ч. Эмпирические исследования – комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов, касающихся конкретных социальных институтов, социальных процессов и социальных групп, с использованием специальных методов (опрос устный (интервью) и письменный (анкетирование), опрос специалистов в изучаемой области (экспертный опрос), эксперимент, наблюдение, анализ документов и т.д.  

Приложение 2. Классификация макросоциологических теорий.

Факторы, определяющие социальную жизнь ß Номинализм Реализм
  Природные   Социал-дарвинизм: люди находятся в состоянии войны всех против всех, для общества свойственны все законы животного мира: наследственность, изменчивость, естественный отбор. Биоорганицизм: общество аналогично живому организму (позитивизм О.Конта и Г.Спенсера). Теория естественно-исторического процесса К.Маркса и Ф.Энгельса  
  Духовные Субъективистская социология. «Понимающая социология».М.Вебер: общество есть результат взаимодействий между людьми. Символические интеракционисты: общество есть продукт интерпретаций. Теорема Томаса: «Если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям». Структурный функционализм. Э.Дюркгейм: определяющая роль коллективного сознания. Т.Парсонс: определяющая роль культурных образцов и морально-религиозных ценностей. Психология народов: дух целого в основе существования каждого народа.  

 

 

Приложение 3. Социальная солидарность и типы норм, воплощенные в праве (в соответствии с концепцией Э.Дюркгейма).

  Признаки   Механическая солидарность Органическая солидарность
Типы поселений   Населенные пункты с малым объемом населения     Большие города
Высшая ценность   Общество   Человек
Форма коллективного сознания   Большой объем Интенсивность Определенность Абсолютная власть группы   Малый объем Низкая интенсивность Неопределенность Индивидуальная инициатива  
Содержание коллективного сознания   Конкретность Религиозность   Абстрактность Светскость
Тип права   Уголовное   Кооперативное
Типы норм, воплощенные в праве   Нормы с репрессивными санкциями   Нормы с реститутивными санкциями  

 

Приложение 4. Структура социального действия.

Нормы и ценности общества

ß

Средство 1 Þ

Средство 2 Þ

Действующее лицо Þ Средство 3 Þ Цель

Средство 4 Þ

Средство 5 Þ

И т.д.

Ý

Условия ситуации

Приложение 5. Информационная иерархия контроля.

КУЛЬТУРА

Информационный контроль ß Ý Энергетические условия

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Информационный контроль ß Ý Энергетические условия

ЛИЧНОСТЬ

Информационный контроль ß Ý Энергетические условия

ОРГАНИЗМ

Приложение 6.

Общество как функциональная система.

Функции
Инструментальные Экспрессивные
Адаптация (организм) Целедостижение (личность) Интеграция (социальная система) Латентность (культура)
Подсистемы
Экономика Политика Общественные организации Родство
Институты
Заводы, банки Партии, государственная бюрократия Школы, средства массовой информации Семья, брак
Роли и специальные нормы, основанные на фундаментальных ценностях.
Предприниматель, рабочий, банкир Партийный лидер, государственный чиновник Учитель, ученик, слушатель Мать, отец, муж, жена


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.006 с.)