Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Этапы формирования и развития теоретической социологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Первые социологические теории. 2.Классические социологические парадигмы. 3.Особенности современной социологии. 4 Особенности формирования и развития социальной мысли в Казахстане
Материалы к лекции 1.Французский ученый О.Конт – основатель социологиикак самостоятельный и целостной науки об обществе – решал проблему функционирования общества как целостного социального организма. Позитивистская социология базируется на данных науки, а не воображении и догадках. Она использует понятия: -социальная динамика – раскрывает механизм функционирования и развития общества. -социальная статика – для истолкования структуры общества и взаимоотношений социальных институтов. Взгляды О.Конта развивали несколько социологических школ: - органическая (Г.Спенсер), которая сравнивала общество с биологическими организмами, а социальные процессы – с функциями обмена веществ; - натуралистическая (Г.Бокль, Л.Мечников), связывающая социальные изменения с географической средой; - психологическая (Г.Лебон, Г.Тард), изучающая поведение индивидов, групп, межличностное взаимодействие. 2. Научная парадигма – «универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых» (Т.Кун). Парадигма социального факта (Э.Дюркгейм)- научный метод, который заключается в рационалистическом (строго логическом) объяснении явлений общественной жизни: -природу социальных явлений следует объяснить социальными фактами; -исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов; -социология – это наука о социальных фактах (идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием людей) -социальные факты – проявление группового или массового сознания. Их взаимодействия на людей организованно сознательно и осуществляется через социальные институты; -важнейший фактор общественной жизни – социальная дисциплина, которой придерживаются члены общества. Парадигма социального поведения (М.Вебер) – научный метод, который дает «понимание», интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия (поведения), понять и объяснить: -посредством каких осмысленных действийчлены общества осуществляют свои стремления, в какой степени и по какой причине это удалось; -какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесенного поведения других людей». Задача социолога – разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. Предметами изучения социологии должны быть социальные действия, которые должны быть осмыслены членом общества с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированы на действия других субъектов. Парадигма социального детерминизма (К.Маркс) – научный метод, в основе которого лежит материалистическое понимание истории, выработанное на основе его объективных закономерностей, оно дает объяснение: -материальных основ жизни общества; -характера взаимодействия его основных сторон; -объективной направленности развития общества; -роли сознательной деятельности людей в историческом процессе. Основной принцип - «сведение индивидуального к социальному» общество рассматривается как совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов. Общество определяет содержание и направление деятельности, его развитие через: -систему общественных отношений; -общественные институты; -условия материального производства. 3.Современная социология представляет систему идей, концепций, теорий и методов. Они подразделяются на 2 большие группы: Макросоциологические теории – рассматривают функционирование общества как единого целого. Основные макросоциологические теории - функционализм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон), конфликтная социология (К. Маркс франкфуртская школа). Функционализм предполагает системное исследование общества, делает упор на сотрудничество и стабильность; конфликтологические теории исходят из того, что общество состоит из различных групп с различными интересами, что определяет нестабильность и конфликтный потенциал общества. Микросоциологическиетеории – рассматривают поведение личности в обществе как социальное действие. Основные микросоциологические теории - символический интеракционализм (Д. Г. Мид), теория обмена (Дж. Хоманс), феноменология (Э. Гуссерль), этнометодология (Г. Гарфиниль). Микросоциологические теории основное внимание уделяют субъективной сущности общества. На современном этапе социология развивается в направлении интеграции. 4.Развитие отечественной социологии имеет свои особенности: -ее создавали не социологи (по базовому образованию); -ее развитие было прерывисто во времени; -в социологическом анализе преобладала философская ориентация; -в Казахстане развитие социологии происходило в общем процессе формирования социальной мысли.
Тема 3. Особенности эмпирической социологии
Материалы к лекции
1.Особенностью социологии является изучение проблем взаимодействия личности и общества, как на теоретическом, так и на прикладном (эмпирическом) уровне. Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированный на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использованием специальных методов. 2.Особенности становления эмпирической социологии: - Эмпирические социальные исследования появились раньше, чем теоретическая социология; - Методика и методология эмпирических исследований разрабатывалась главным образом естествоиспытателями, а теоретическая социология – философами; - Вначале теоретическая и эмпирическая социология развивались параллельно, в отрыве друг от друга; лишь с развитием экономических отношений, эти направления дали единую социологическую науку; - Создание эмпирической социологии стимулировалось не проблемами научного изучения развития общества, а практическими нуждами капиталистического общества (рост городов, индустриализация, социальное расслоение, рост преступности и т.п.). 3.Основные направления английской и французской эмпирической социологии: политическая арифметика; социальная физика; социальная гигиена; моральная статистика; социография; Немецкой эмпирической социологии: социальная статистика; социальная политика; Американской эмпирической социологии: бихевиоризм, институциализм, трудовая мотивация и стили руководства, «человеческие отношения», исследования качества жизни, внедрение новых форм организации труда, прикладная социология, социальная инженерия; Отечественной эмпирической социологии: земская статистика, промышленная и аграрная социология, наука управления, психотехника; социология труда, заводская социология, управленческое консультирование, научная организация труда. 4.Для получения практических результатов используется ряд научных методов прикладного социологического анализа: - Проблемный (диагностический) метод, позволяющий выделить основную проблему в процессе или явлении, обозначить ее суть и способы разрешения; - Технологический метод позволяет определить возможности и конкретные пути социального воздействия на индивид и социально- экономическую группу с целью сформировать определенное поведение в экономической сфере; - Структурный метод выделяет социальные группы, чьи интересы и потребности определяют особенности возникновения, функционирования и последствия различных экономических явлений, требуют различные методы их разрешения; - Институциональный метод указывает на устойчивые формы отношений и деятельность индивидов и групп, регулирующих их жизнь. Социально- экономические институты формируются в системе экономических отношений, управляют экономической деятельностью людей и в то же время зависят от того, как различные социально – экономические группы их используют; - Генетический метод рассматривает в развитии любой социальный объект, при этом учитываются в интересах, ценностях, потребностях, мотивации и т.п. различных индивидов, групп, общества в целом, в зависимости от изменения социально- экономической ситуации; - Оценочный метод анализирует функциональные качества индивида; при этом выделяют первичные (выполнение экономико-производственных задач) и вторичные (предрасположенность к выполнению социально – экономических задач) качества. При данном методе оцениваются не только способности индивида, но и его интересы. Применение данных методов способствует получению информации путем специального исследования в рамках эмпирической социологии. 5 .Методами прикладного социологического исследования выступают основные способы сбора и обработки социологической информации: - Наблюдение – прямая регистрация социальных явлений и процессов очевидцем; - Анализ документов – любая зафиксированная информация (тексты, рукописи, книги, письма, периодические издания, фотографии, киноленты, компьютерные файлы, устные сообщения и т. п.). - Эксперимент - выявление причинно- следственных связей, факторов, влияющих на социальные изменения, характер взаимоотношений и модели поведения в образуемой ситуации; - Экспертная оценка - выявление мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозирования развития события; - Опрос- сбор информации о таких процессах или явлениях, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в различных отражениях в различных документах (мотивы, интересы, предпочтения людей, лежащие в основе их поведения). 6.Обобщение и анализ полученных результатов: - Количественный метод - классификация данных по определенному признаку; составление таблиц; построение графиков, диаграмм и др.; - Качественный метод - создание типологий, моделирование, создание и разработка теорий, социальное прогнозирование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.191 (0.007 с.) |