![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Этапы формирования и развития теоретической социологии
1.Первые социологические теории. 2.Классические социологические парадигмы. 3.Особенности современной социологии. 4 Особенности формирования и развития социальной мысли в Казахстане
Материалы к лекции 1.Французский ученый О.Конт – основатель социологиикак самостоятельный и целостной науки об обществе – решал проблему функционирования общества как целостного социального организма. Позитивистская социология базируется на данных науки, а не воображении и догадках. Она использует понятия: -социальная динамика – раскрывает механизм функционирования и развития общества. -социальная статика – для истолкования структуры общества и взаимоотношений социальных институтов. Взгляды О.Конта развивали несколько социологических школ: - органическая (Г.Спенсер), которая сравнивала общество с биологическими организмами, а социальные процессы – с функциями обмена веществ; - натуралистическая (Г.Бокль, Л.Мечников), связывающая социальные изменения с географической средой; - психологическая (Г.Лебон, Г.Тард), изучающая поведение индивидов, групп, межличностное взаимодействие. 2. Научная парадигма – «универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых» (Т.Кун). Парадигма социального факта (Э.Дюркгейм)- научный метод, который заключается в рационалистическом (строго логическом) объяснении явлений общественной жизни: -природу социальных явлений следует объяснить социальными фактами; -исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов; -социология – это наука о социальных фактах (идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием людей) -социальные факты – проявление группового или массового сознания. Их взаимодействия на людей организованно сознательно и осуществляется через социальные институты; -важнейший фактор общественной жизни – социальная дисциплина, которой придерживаются члены общества. Парадигма социального поведения (М.Вебер) – научный метод, который дает «понимание», интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия (поведения), понять и объяснить:
-посредством каких осмысленных действийчлены общества осуществляют свои стремления, в какой степени и по какой причине это удалось; -какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесенного поведения других людей». Задача социолога – разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. Предметами изучения социологии должны быть социальные действия, которые должны быть осмыслены членом общества с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированы на действия других субъектов. Парадигма социального детерминизма (К.Маркс) – научный метод, в основе которого лежит материалистическое понимание истории, выработанное на основе его объективных закономерностей, оно дает объяснение: -материальных основ жизни общества; -характера взаимодействия его основных сторон; -объективной направленности развития общества; -роли сознательной деятельности людей в историческом процессе. Основной принцип - «сведение индивидуального к социальному» общество рассматривается как совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов. Общество определяет содержание и направление деятельности, его развитие через: -систему общественных отношений; -общественные институты; -условия материального производства. 3.Современная социология представляет систему идей, концепций, теорий и методов. Они подразделяются на 2 большие группы: Макросоциологические теории – рассматривают функционирование общества как единого целого. Основные макросоциологические теории - функционализм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон), конфликтная социология (К. Маркс франкфуртская школа). Функционализм предполагает системное исследование общества, делает упор на сотрудничество и стабильность; конфликтологические теории исходят из того, что общество состоит из различных групп с различными интересами, что определяет нестабильность и конфликтный потенциал общества. Микросоциологическиетеории – рассматривают поведение личности в обществе как социальное действие. Основные микросоциологические теории - символический интеракционализм (Д. Г. Мид), теория обмена (Дж. Хоманс), феноменология (Э. Гуссерль), этнометодология (Г. Гарфиниль). Микросоциологические теории основное внимание уделяют субъективной сущности общества.
На современном этапе социология развивается в направлении интеграции. 4.Развитие отечественной социологии имеет свои особенности: -ее создавали не социологи (по базовому образованию); -ее развитие было прерывисто во времени; -в социологическом анализе преобладала философская ориентация; -в Казахстане развитие социологии происходило в общем процессе формирования социальной мысли.
Тема 3. Особенности эмпирической социологии
Материалы к лекции
1.Особенностью социологии является изучение проблем взаимодействия личности и общества, как на теоретическом, так и на прикладном (эмпирическом) уровне. Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированный на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использованием специальных методов. 2.Особенности становления эмпирической социологии: - Эмпирические социальные исследования появились раньше, чем теоретическая социология; - Методика и методология эмпирических исследований разрабатывалась главным образом естествоиспытателями, а теоретическая социология – философами; - Вначале теоретическая и эмпирическая социология развивались параллельно, в отрыве друг от друга; лишь с развитием экономических отношений, эти направления дали единую социологическую науку; - Создание эмпирической социологии стимулировалось не проблемами научного изучения развития общества, а практическими нуждами капиталистического общества (рост городов, индустриализация, социальное расслоение, рост преступности и т.п.). 3.Основные направления английской и французской эмпирической социологии: политическая арифметика; социальная физика; социальная гигиена; моральная статистика; социография; Немецкой эмпирической социологии: социальная статистика; социальная политика; Американской эмпирической социологии: бихевиоризм, институциализм, трудовая мотивация и стили руководства, «человеческие отношения», исследования качества жизни, внедрение новых форм организации труда, прикладная социология, социальная инженерия; Отечественной эмпирической социологии: земская статистика, промышленная и аграрная социология, наука управления, психотехника; социология труда, заводская социология, управленческое консультирование, научная организация труда. 4.Для получения практических результатов используется ряд научных методов прикладного социологического анализа: - Проблемный (диагностический) метод, позволяющий выделить основную проблему в процессе или явлении, обозначить ее суть и способы разрешения; - Технологический метод позволяет определить возможности и конкретные пути социального воздействия на индивид и социально- экономическую группу с целью сформировать определенное поведение в экономической сфере;
- Структурный метод выделяет социальные группы, чьи интересы и потребности определяют особенности возникновения, функционирования и последствия различных экономических явлений, требуют различные методы их разрешения; - Институциональный метод указывает на устойчивые формы отношений и деятельность индивидов и групп, регулирующих их жизнь. Социально- экономические институты формируются в системе экономических отношений, управляют экономической деятельностью людей и в то же время зависят от того, как различные социально – экономические группы их используют; - Генетический метод рассматривает в развитии любой социальный объект, при этом учитываются в интересах, ценностях, потребностях, мотивации и т.п. различных индивидов, групп, общества в целом, в зависимости от изменения социально- экономической ситуации; - Оценочный метод анализирует функциональные качества индивида; при этом выделяют первичные (выполнение экономико-производственных задач) и вторичные (предрасположенность к выполнению социально – экономических задач) качества. При данном методе оцениваются не только способности индивида, но и его интересы. Применение данных методов способствует получению информации путем специального исследования в рамках эмпирической социологии. 5 .Методами прикладного социологического исследования выступают основные способы сбора и обработки социологической информации: - Наблюдение – прямая регистрация социальных явлений и процессов очевидцем; - Анализ документов – любая зафиксированная информация (тексты, рукописи, книги, письма, периодические издания, фотографии, киноленты, компьютерные файлы, устные сообщения и т. п.). - Эксперимент - выявление причинно- следственных связей, факторов, влияющих на социальные изменения, характер взаимоотношений и модели поведения в образуемой ситуации; - Экспертная оценка - выявление мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозирования развития события; - Опрос- сбор информации о таких процессах или явлениях, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в различных отражениях в различных документах (мотивы, интересы, предпочтения людей, лежащие в основе их поведения). 6.Обобщение и анализ полученных результатов: - Количественный метод - классификация данных по определенному признаку; составление таблиц; построение графиков, диаграмм и др.; - Качественный метод - создание типологий, моделирование, создание и разработка теорий, социальное прогнозирование.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.21 (0.015 с.) |