Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1 социология как наука (1 час)↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРАКТИКУМ по СОЦИОЛОГИИ
Уфа ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»
Автор-составитель: Ф.А.Игебаева
II ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1 Социология как наука (1 час) План семинара 1. Объект, предмет и метод социологии. 2. Структура и функции социологического знания. 3. Понятия социального закона и социального факта. 4. Место социологии в системе современных общественных наук. 5. Социологический практикум. 7 Выполните тесты: 1 В каком веке социология оформилась как наука: а) в XVII; б) в XVIII; в) в XIX; г) в XX. 2 Первым в научный оборот термин «социология» ввел: а) Георг Зиммель; б) Огюст Конт; в) Герберт Спенсер; г) Чарльз Хортон Кули. 3 Социология – это наука о поведении: а) групп, состоящих из небольшого числа людей; б) личности в обществе; в) больших социальных групп; г) людей в своей семье. 4 Предметом социологии как научной дисциплины выступают: а) взаимоотношение и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения; б) явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом; в) события, когда-либо имевшие место, роль конкретных людей в них; г) механизм мотивации и регуляции поведения людей. 5 Социальное – это: а) процесс формирования психологических особенностей индивида; б) процесс производства материальных ценностей; в) совокупность экономических отношений; г) совокупность отношений между институтами и общностями людей. 6 Из приведенных ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина: а) изучение и составление типологии общественного мнения по самым разнообразным поводам социальной жизни; б) психология, приложенная к большим и малым группам людей; в) изучение общества в целом и больших социальных групп без выделения индивидуальных особенностей входящих в них людей; г) изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп. 7 Социология среднего уровня занимается ________: а) изучением конкретного поведения индивидов; б) изучением группового поведения людей; в) изучением закономерностей взаимодействия социальных структур; г) исследованием закономерностей общества в целом. 8 Из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии: а) симпатия; б) капитал; в) статус; г) чувство. 9 К макросоциологическим понятиям относятся: а) малая группа; б) социализация; в) цивилизация; г) взаимодействие. 10 К микросоциологическим понятиям относятся: а) малая группа; б) цивилизация; в) мировая система; г) государство. 11 Понятие «социальный факт» ввел в социологию: а) О.Конт; б) М.Вебер; в) К.Маркс; г) Э.Дюркгейм. 12 Социальный факт – это: а) совокупные систематизированные характеристики массового поведения; б) совокупные характеристики массового чувствования; в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности; г) различные взаимодействия. 13 Общенаучный метод теоретического исследования, который заключается в разделении целого на части, называется: а) абстрагирование; б) анализ; в) синтез: г) обобщение. 14 Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь. Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит социологу: а) симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию; б) люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному поиску работы и не могут долго сохранять за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние является причиной безработицы; в) длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с потенциальным работодателем такие люди производят не самое благоприятное впечатление; г) безработица очень часто является фактором семейных конфликтов, и даже разрушения семьи. 15 Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Часть из них, несомненно, относится к социологии, часть к психологии. Укажите, к какой именно дисциплине относится каждое суждение.
1.5 СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ Объектом изучения социологии выступает часть объективной реальности, которую называют обществом. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ Взгляды на предмет социологии в истории развития науки · О. Конт – социология – это наука о фундаментальных законах развития общества, высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам. · Э. Дюркгейм – особым предметом, изучаемым только социологией, является социальные факты. · М. Вебер – предметом социологии является поведение индивида в обществе (социальное действие).
Тема 2. История формирования и развития социологического знания (2 часа)
План семинара 1. Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки. 2. Классическая социология конца XIX – начала XX вв. 3. Современные социологические теории. 4. Социология в России: основные традиции и направления. 5. Социологический практикум. 7 Выполните тесты: 1 По мнению Т. Гоббса, единство общества обеспечивает _______: а) государство; б) добровольное согласие людей; в) мораль; г) религия. 2 Ж.-Ж. Руссо принадлежит концепция: а) общественного договора; б) общественного насилия; в) общественного призрения; г) общественного согласия. 3 Ш. Монтескье и современные ему французские философы считали главными факторами в развитии общества: а) моральные; б) научные; в) природные; г) стихийные. 4 Суть позитивизма как социологического метода заключается в: а) отрицании основных принципов негативизма; б) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества; в) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды; г) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла. 5 Огюст Конт утверждал, что элементарной структурной единицей общества является: а) малая группа; б) семья; в) род; г) личность. 6 Общественный процесс, по О. Конту, является предметом изучения: а) социальной статики; б) социальной динамики; в) социальной физики; г) социометрии. 7 О. Конт не выделял _______ стадию развития человеческого духа: а) естественную; б) метафизическую; в) научную; г) теологическую. 8 О.Конт считал определяющим для социологии ________метод: а) исторический; б) логический; в) психологический; г) статистический. 9 Основателем формальной социологии считается: а) М.Вебер; б) Э.Дюркгейм; в) Г.Зиммель; г) Г.Спенсер. 10 Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера являются: а) социальный факт; б) закон интеллектуальной эволюции; в) социальное действие; г) способ производства. 11 М. Вебер не рассматривал ________ социальное действия: а) аффективное; б) эффективное; в) целерациональное; г) ценностно-рациональное. 12 Автором классической социологической работы «Самоубийство» является: а) К. Маркс; б) М. Вебер; в) Э. Дюркгейм; г) Г. Спенсер. 13 Э.Дюркгейм был приверженцем методологического направления: а) агностицизм; б) социальный номинализм; в) социальный реализм; г) социалистический реализм. 14 Важнейшая характеристика социального действия, по М. Веберу, – это: а) забота о собственной выгоде; б) ориентация на действия других людей; в) ориентация на последствия; д) спонтанное поведение. 15 Э. Дюркгейм предлагал рассматривать социальные факты как: а) вещи; б) процессы; в) структуры; г) явления. 16 Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии – это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым: а) Э. Дюркгейм; б) К. Маркс; в) М. Вебер; г) Г. Спенсер. 17 В основе теории Т. Парсонса лежит важнейшее понятие_______: а) социальное действие; б) социальный институт; в) социальная структура; г) социальная стратификация. 18 К направлению символического интеракционизма не относится: а) Г. Блумер; б) П. Бурдье; в) Ч. X. Кули; г) Дж. Г. Мид. 19 Этнометодология изучает_______: а) обычаи и нравы различных народов; б) верования и религии; в) методологию исследования этносов; г) правила поведения людей в повседневной жизни. 20 И. Гофман в своих исследованиях использует __________подход: а) драматургический; в) формально-логический; б) исторический; г) этнометодологический.
2.5 СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ: Позитивистское направление. Первый популизатор позитивистских идей – П.Л. Лавров. Географическое направление. Л.И. Мечников. Субъективный метод в социологии (вторая половина 19 века) П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев. Неокантианство (начало 20 века). А.С. Лаппо - Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражитский. Неопозитивизм (начало 20 века). А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ:
1908 – 1917 – открытие М.Н. Ковалевским первой кафедры социологии в психоневрологическом институте в Петрограде (социология читается только в частных институтах). 1918 – начало 30-х годов – борьба марксистской и немарксистской социологии. Марксисты – Бухарин Н.И. (1888 – 1938). Немарксисты – Бехтерев В.М. (1857 – 1927), Сорокин П.А. (1888 – 1968). 1930 – 1950-е годы. Запрет социологии как науки.
Возрождение социологии. · Активный процесс институционализации.
Вторая половина 80-х годов – настоящее время. Утверждение социологии как науки и учебной дисциплины.
Тема 3. Общество как социальная система (2 часа) План семинара 1. Понятие общества, его признаки и типология. 2. Социальные изменения и пути развития общества. 3. Социальные взаимодействия и социальные отношения. 4. Общество как социокультурный организм. 5. Социологический практикум.
10 Выполните тесты: 1 Общество, по мнению Спенсера, – это: а) случайное скопление взаимодействующих между собой людей; б) группа индивидов, состоящих в родственной связи между собой; в) достаточно длительное объединение самостоятельных индивидов, не вступающих в регулярные взаимодействия; г) продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие. 2 Согласно принятой в современной социологии классификации обществ, они подразделяются на: а) примитивные; б) традиционные; в) индустриальные; г) постиндустриальные. 3 При определении общества пока не используется________ подход: а) конфликтологический; б) культурно-аналитический; в) системный; г) экономический. 4 Из приведенных ниже исторических преобразований может быть отнесено по своему характеру к социальной революции: а) столыпинские реформы; б) горбачевская перестройка; в) коллективизация и индустриализация 1930-х гг.; г) отмена крепостного права в России. 5 В индустриальном обществе главным объектом собственности является: а) земля; б) капитал; в) люди; г) знания. 6 Самой продолжительной по времени своего развития является: а) аграрная революция; б) индустриальная революция; в) научно-техническая революция; г) информационная революция. 7 Сущность социальной революции заключается в: а) переходе к иному типу мировоззрения; б) изменении способа политического устройства общества; в) коренном перевороте в большинстве сфер общественной жизнедеятельности и образе жизни населения; г) усовершенствованиях, происходящих в какой-либо сфере общественной жизнедеятельности. 8 Понятием «социальная модернизация» обозначают: а)переход общества от родоплеменного устройства к государственному; б) возникновение письменности; в) переход от традиционной цивилизации к индустриальной; г)переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной. 9 На смену раннему периоду социальной эволюции (протообществу) приходит: а) община собирателей и охотников; б) общество скотоводов (пастухов) и земледельцев; в) промышленная цивилизация; г) теократическое общество. 10 Социальные изменения в России в период 1975-1985годов, можно отнести к такой форме социального процесса, как: а) революция; б) стагнация; в) реформа; г) переворот. 11 Основным субстратом культуры является: а) здания и сооружения; б) произведения искусства; в) научные результаты; г) язык. 12 Научно-технические изобретения и открытия оказывают наиболее сильное воздействие на социальные изменения: а) в примитивном обществе; б) в традиционном обществе; в) в индустриальном обществе; г) в информационном обществе. 13 Этноцентризм – это: а) выдвижение этнических отношений на первый план при изучении общества; б) построение государственной политики на основе национальных отношений; в) представление о единственно правильной национальной культуре; г) разновидность антропоцентризма. 14 «Понимающая социология» интерпретирует культуру как: а) производное от экономики; б) одну из подсистем общества; в) духовную составляющую общественной жизни; г) источник социальных изменений. 15 3. Фрейд объяснял социальные взаимодействия: а) влиянием социальной среды; б) социализацией; в) рациональными интересами; г) детскими впечатлениями. 16 Кооперация – это вид _________ взаимодействия: а) аффективного; б) эмоционального; в) инструментального; г) исторического. 17 К типам концепций социальной эволюции относятся: а) расовые и этнические; б) политические и экономические; в) вертикальные и горизонтальные; г) линейные и циклические. 18 Характерный признак массовой культуры – это: а) сложная эстетическая форма; б) неопределенность авторства; в) исключительно развлекательный характер; г) сложность понимания. 19 Не относится к сферам общества__________сфера: а) экономическая; б) традиционная; в) политическая; г) духовная. 20 В приведенной ниже таблице даны некоторые характеристики, определяющие различные сферы социальной жизнедеятельности в том или ином типе общества. Напишите в правой графе, к какому именно типу общества относится та или иная характеристика, или укажите его номер в соответствии с приведенной выше нумерацией.
3.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
План семинара 1. Понятие личности в социологии, ее сущность и структура. 2. Социализация личности и ее агенты. 3. Социальный статус и социальная роль личности. 4. Социальная типология личности. 5. Социологический практикум.
Вопросы для самоконтроля 1. Что изучает социология личности и чем отличается ее подход от философии и социальной психологии? 2. Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность»? 3. Дайте определение понятию «социализация» и раскройте его. 4. В каких случаях мы сталкиваемся с десоциализацией и ресоциализацией? 5. Каковы основные этапы социализации? 6. Что такое первичная и вторичная социализация? 7. В чем специфика «агентов» и «институтов» социализации личности? 8. Чем, по Фрейду, определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли способы его преодоления? 9. Что такое социальный тип личности? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?
Социологический практикум (логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты) 1Задание Выучите основные понятия темы: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «социализация», «ресоциализация», «десоциализация», «социальная адаптация», «интериоризация», «социализация», «агенты социализации», «первичная социализация», «вторичная социализация», «социальный статус», «иерархия статусов», «несовместимость статусов», «социальная роль», «ролевые ожидания», «ролевое поведение», «ролевая идентификация», «имитация», «конформизм», «мотивы», «потребности», «ценностные ориентации», «стимулы», «диспозиция», «типы личности». 2 Задание Как Вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение. 3Задание Высказываются разные мнения о личности «серого» студента. Одни говорят, что – это лодырь, тупица. Другие – человек, который многого не знает. А третьи считают, что это тот, кто не хочет учиться сам, мешает другим и еще хвастается своим невежеством. Ваше мнение, так кто же он «серый» студент? Обоснуйте свой ответ. 4Задание Каждый взрослый человек исполняет множество социальных ролей, что зачастую приводит к возникновению внутриролевых, межролевых конфликтов. Проанализируйте накопленный опыт студенческой жизни и назовите несколько типичных конфликтов разного рода. Какие способы разрешения этих конфликтов оказываются наиболее успешными? 5 Как Вы думаете, какую роль в жизни личности, в ее социальных связях играет труд? Труд «создал» или «испортил» человека? Приведите примеры. 6Упражнение Вам предстоит провести параллели между двумя концепциями – З.Фрейда и М.Вебера. Структура личности, по Фрейду, состоит из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Типология социальных действий включает четыре разновидности, указанных ниже. Какие композиции структуры личности Фрейда соответствуют какому типу социального действия Вебера? · Целенаправленное действие________________________________ · Аффективное действие____________________________________ · Ценностнорациональное действие__________________________ 7Задание Какие агенты социализации оказывают доминирующее влияние на формирование облика и сознание современного молодого поколения в России? Обоснуйте свой ответ. 8 Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Как, по-вашему мнению, сказывается в процессе формирования личности неполнота семьи? Чем это объясняется? 9Задание Известно, что дети, выросшие в детском доме, несмотря на то, что их кормили, воспитывали и учили на удовлетворительном уровне, отличаются от детей, получивших воспитание в семье. В настоящее время открываются семейные детские дома, где чужие взрослые люди играют роли отца и матери и воспроизводят тем самым структуру семьи. Почему, по-вашему мнению, для успешной социализации нужна именно семья, а не коммуна или детский дом? Обоснуйте свой ответ. 10 Задание Представьте себе мир, где нет ничего, что могло бы послужить Вам зеркалом. Оно необходимо Вам для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. Как вы думаете, изменились бы в таком мире межличностные отношения радикально по сравнению с нашими? 11 Выполните тесты: 1 Социальным статусом называется: а) степень уважения к человеку со стороны окружающих; б) позиция человека в обществе, с определенным набором прав и обязанностей; в) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице; г) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников. 2 Социальная роль – это: а) понимание индивидом своего места среди окружающих людей; б) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям; в) характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса; г) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное. 3 К характеристике социальной роли не относится ______ признак: а) масштаб; б) интенсивность; в) мотивация; г) формализация. 4 Ролевой конфликт – это: а) конфликт, обусловленный данной ролью; б) конфликт между потенциальными претендентами на одну и ту же роль; в) конфликт между режиссером и актером; г) противоречие между несколькими ролями одного субъекта. 5 Под социализацией понимают: а) обобществление собственности; б) становление социалистического государственного устройства; в) создание новой социальной общности; г) освоение индивидом социальных ролей. 6 Из нижеперечисленного не входит в концепцию «зеркального Я» Ч. Кули: а) представление о восприятии нас другими людьми; б) представление о реакции других людей на нас; в) воздействие реакции других на наше поведение; г) копирование поведения других в своих действиях. 7 Какую стадию развития личности не выделял Дж. Мид: а) игра; б) коллективная игра; в) имитация; г) мистификация. 8 Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к самоорганизующимся: а) армейское подразделение; б) внеформальная группа; в) школьный класс; г) конструкторское бюро. 9 Из приведенных ниже статусов аскриптивным является: а) ректор; б) студент; в) принц; г) кондуктор. 10 Оценка профессионального рейтинга отражает: а) личный статус; б) социальный статус; в) и то и другое; г) ни то ни другое. 11 Вторичная социализация – это: а) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни; б) период социализации, совпадающий с получением формального образования; в) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации, г) социализация, протекающая за рамками классной комнаты. 12 Понятием «ролевая дистанция» обозначается: а) ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею; б) различие между исполнением своих социальных ролей обладателями разных социальных статусов; в) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же актёром; г) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов. 13 Личный (личностный) статус – это позиция, занимаемая индивидом: а) в общественном транспорте; б) в производственном коллективе; в) в первичной малой группе; г) в большой социальной общности. 14 Статусной несовместимостью в социологии именуется: а) несовпадение статусных устремлений у обладателей двух и более соотносимых социальных статусов; б) противоречие социальных интересов представителей основных классов общества; в) несоответствие личных способностей и специальной подготовки индивида требованиям его социального статуса; г) ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств или измерений при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве. 15 Личность в социологии М. Вебера рассматривается как: а) пассивный объект; б) активный субъект; в) проекция общественных отношений; г) вообще не рассматривается. 16 Человеческую природу с точки зрения социологии определяет: а) инстинкты; б) интересы; в) мотивы; г) социализация. 17 «Отраженное Я» – это: а) то, что человек видит в зеркале; б) представление человека о себе на основе учета мнений других людей; в) представление других людей о человеке; г) теоретическое описание индивида как личности. 18 А. Маслоу считал потребностями самого высокого порядка: а) витальные (еда, сон, секс, убежище); б) в принятии и общении (стремление получить признание и оценку, найти свое место в социальной группе); в) в понимании и любви (необходимость любить и быть любимым, понимать других людей); г) в саморазвитии, самосовершенствовании и творческой самореализации. 19 Модальной личностью называют: а) среднестатистический тип для данного общества; б) общественно признанный идеал; в) непременный результат социализации; г) образец для подражания модников. 20 Ниже приведены некоторые утверждения, связанные с ролевой теорией. Укажите, кому из социологов могло бы принадлежать каждое из них: а) Ричард Линтон; б) Роберт Мертон; в) Джордж Герберт Мид; г) Толкотт Парсонс.
.
4.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Индивид – отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки цельного. Индивидуальность – означает особенности, неповторимое, самобытное, отличающее конкретного человека от других, включающая как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности. Личность – устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ: 1. Способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе, уровне, стиле и качества жизни, видах деятельности. 2. Объективные социальные потребности личности. 3. Способность к творческой деятельности, знания, навыки. 4. Степень овладения культурными ценностями общества (духовный мир личности). 5. Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность. 6. Убеждения (принципы, определяющие линию поведения личности).
Социализация личности – процесс усвоения индивидом, личностью образцов поведения, присущих данному обществу и группе, их системы ценностей, норм, установок. Социализация личности: · Представляет собой противоречие единство унификации и индивидуализации. · Основные факторы, обуславливающие процесс социализации человека: семья, обучение, труд, СМИ, организации. · Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА: · Целенаправленное воздействие общества на личность. · Социальная среда. · Активность и реактивность самой личности. · Умение сопоставлять различные точки зрения, позиции, роли, критически их оценивать. · Активное участие в практической преобразовательной деятельности. Агенты социализации – конкретные лица, ответственные за обучение культурным нормам, освоение социальных ролей. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее. Первичная социализация (сфера межличностных отношений) преобладает в первой половине жизни. Агенты социализация – непосредственное, ближайшее окружение человека: семья, родственники, сверстники, учителя и др. Вторичная социализация – сфера социальных отношений. Преобладает во второй половине жизни. Агенты социализации – все, находящиеся за ближайшим кругом окружения человека: администрация школы, вуза, средства массовой информации, политические партии и др. Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения. Ресоциализация – следующий за десоциализацией этап освоения новых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Социальный контроль – регуляция поведения социальных общностей, групп, коллективов, организаций с помощью нормативных механизмов и правил. Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация общества (2 часа) План семинара. 1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. 2. Социальное неравенство как критерий стратификации. Системы стратификации. 3. Социальная мобильность, ее виды, типы и формы. 4. Средний класс в современном российском обществе. 5. Социологический практикум. 9Выполните тесты: 1 Социальная стратификация – это: а) деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев; б) сословная организация общества; в) объединение людей для достижения конкретной цели; г) приобретение человеком определенного социального статуса. 2 Деление общества на классы представляет собой: а) ценностно-нормативную модель; б) категориальную модель; в) структурно-функциональную модель; г) стратификационную модель. 3 П.Сорокин определял социальную стратификацию как: а) совокупность социальных классовое; б) совокупность взаимодействующих общественных групп; в) дифференциация некоторой совокупности людей на классы в иерархическом ранге; г) иерархическое подразделение членов общества в зависимости от объема их социального капитала. 4 Важнейшим признаком социальной стратификации является: а) авторитет; б) иерархия; в) власть; г) харизма. 5 М.Ве
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.233.83 (0.016 с.) |