Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, метод и функции социологииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объектом изучения социологии выступает часть объективной реальности, которую называют обществом. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ Взгляды на предмет социологии в истории развития науки · О. Конт – социология – это наука о фундаментальных законах развития общества, высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам. · Э. Дюркгейм – особым предметом, изучаемым только социологией, является социальные факты. · М. Вебер – предметом социологии является поведение индивида в обществе (социальное действие).
Современные трактовки предмета социологии · В. Ядов – предметом социологии являются социальные общности (социальные группы, социальные страты, социальные классы и др.) · Г. В. Осипов – предметом социологии являются изучение социальных отношений. · С. С. Фролов – социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающих в данных структурах. Предметом социологии является изучение общих и специфических законов развития и функционирования исторически определенных социальных систем, механизмов действия и форм проявления этих законов в действии личностей, социальных групп, классов и народов. Методология – система общих представлений и принципов, определяющих, как должны строиться и решаться проблемы. Ее задачи – открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания. Методы научного познания – совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам.
Основные уровни социологического знания: Первый уровень – теоретическая социология. В ее рамках осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов. Второй уровень – эмпирическая социология. Социологические исследования, сбор социальной информации
Теории среднего уровня: · теории социальных институтов (социология семьи, образования, науки, религии, искусства, политики и т.д.); · теории социальных общностей (социология малых групп, организаций, слоев, классов, территориальных общностей и т.д.) · теории социальных процессов (социология процессов дезорганизации общества, социология конфликтов, урбанизации, социология общественных движений и т.д.)
Тема 2. История формирования и развития социологического знания (2 часа)
План семинара 1. Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки. 2. Классическая социология конца XIX – начала XX вв. 3. Современные социологические теории. 4. Социология в России: основные традиции и направления. 5. Социологический практикум. 7 Выполните тесты: 1 По мнению Т. Гоббса, единство общества обеспечивает _______: а) государство; б) добровольное согласие людей; в) мораль; г) религия. 2 Ж.-Ж. Руссо принадлежит концепция: а) общественного договора; б) общественного насилия; в) общественного призрения; г) общественного согласия. 3 Ш. Монтескье и современные ему французские философы считали главными факторами в развитии общества: а) моральные; б) научные; в) природные; г) стихийные. 4 Суть позитивизма как социологического метода заключается в: а) отрицании основных принципов негативизма; б) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества; в) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды; г) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла. 5 Огюст Конт утверждал, что элементарной структурной единицей общества является: а) малая группа; б) семья; в) род; г) личность. 6 Общественный процесс, по О. Конту, является предметом изучения: а) социальной статики; б) социальной динамики; в) социальной физики; г) социометрии. 7 О. Конт не выделял _______ стадию развития человеческого духа: а) естественную; б) метафизическую; в) научную; г) теологическую. 8 О.Конт считал определяющим для социологии ________метод: а) исторический; б) логический; в) психологический; г) статистический. 9 Основателем формальной социологии считается: а) М.Вебер; б) Э.Дюркгейм; в) Г.Зиммель; г) Г.Спенсер. 10 Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера являются: а) социальный факт; б) закон интеллектуальной эволюции; в) социальное действие; г) способ производства. 11 М. Вебер не рассматривал ________ социальное действия: а) аффективное; б) эффективное; в) целерациональное; г) ценностно-рациональное. 12 Автором классической социологической работы «Самоубийство» является: а) К. Маркс; б) М. Вебер; в) Э. Дюркгейм; г) Г. Спенсер. 13 Э.Дюркгейм был приверженцем методологического направления: а) агностицизм; б) социальный номинализм; в) социальный реализм; г) социалистический реализм. 14 Важнейшая характеристика социального действия, по М. Веберу, – это: а) забота о собственной выгоде; б) ориентация на действия других людей; в) ориентация на последствия; д) спонтанное поведение. 15 Э. Дюркгейм предлагал рассматривать социальные факты как: а) вещи; б) процессы; в) структуры; г) явления. 16 Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии – это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым: а) Э. Дюркгейм; б) К. Маркс; в) М. Вебер; г) Г. Спенсер. 17 В основе теории Т. Парсонса лежит важнейшее понятие_______: а) социальное действие; б) социальный институт; в) социальная структура; г) социальная стратификация. 18 К направлению символического интеракционизма не относится: а) Г. Блумер; б) П. Бурдье; в) Ч. X. Кули; г) Дж. Г. Мид. 19 Этнометодология изучает_______: а) обычаи и нравы различных народов; б) верования и религии; в) методологию исследования этносов; г) правила поведения людей в повседневной жизни. 20 И. Гофман в своих исследованиях использует __________подход: а) драматургический; в) формально-логический; б) исторический; г) этнометодологический.
2.5 СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ: Позитивистское направление. Первый популизатор позитивистских идей – П.Л. Лавров. Географическое направление. Л.И. Мечников. Субъективный метод в социологии (вторая половина 19 века) П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев. Неокантианство (начало 20 века). А.С. Лаппо - Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражитский. Неопозитивизм (начало 20 века). А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ:
1908 – 1917 – открытие М.Н. Ковалевским первой кафедры социологии в психоневрологическом институте в Петрограде (социология читается только в частных институтах). 1918 – начало 30-х годов – борьба марксистской и немарксистской социологии. Марксисты – Бухарин Н.И. (1888 – 1938). Немарксисты – Бехтерев В.М. (1857 – 1927), Сорокин П.А. (1888 – 1968). 1930 – 1950-е годы. Запрет социологии как науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.007 с.) |