Предмет, метод и функции социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод и функции социологии



Объектом изучения социологии выступает часть объективной реальности, которую называют обществом.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Взгляды на предмет социологии в истории развития науки

· О. Конт – социология – это наука о фундаментальных законах развития общества, высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам.

· Э. Дюркгейм – особым предметом, изучаемым только социологией, является социальные факты.

· М. Вебер – предметом социологии является поведение индивида в обществе (социальное действие).

 

Современные трактовки предмета социологии

· В. Ядов – предметом социологии являются социальные общности (социальные группы, социальные страты, социальные классы и др.)

· Г. В. Осипов – предметом социологии являются изучение социальных отношений.

· С. С. Фролов – социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающих в данных структурах.

Предметом социологии является изучение общих и специфических законов развития и функционирования исторически определенных социальных систем, механизмов действия и форм проявления этих законов в действии личностей, социальных групп, классов и народов.

Методология – система общих представлений и принципов, определяющих, как должны строиться и решаться проблемы. Ее задачи – открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания.

Методы научного познания – совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам.

Основные уровни социологического знания:

Первый уровень – теоретическая социология. В ее рамках осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов.

Второй уровень – эмпирическая социология. Социологические исследования, сбор социальной информации

 

Теории среднего уровня:

· теории социальных институтов (социология семьи, образования, науки, религии, искусства, политики и т.д.);

· теории социальных общностей (социология малых групп, организаций, слоев, классов, территориальных общностей и т.д.)

· теории социальных процессов (социология процессов дезорганизации общества, социология конфликтов, урбанизации, социология общественных движений и т.д.)

 

Тема 2. История формирования и развития социологического

знания (2 часа)

 

План семинара

1. Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Классическая социология конца XIX – начала XX вв.

3. Современные социологические теории.

4. Социология в России: основные традиции и направления.

5. Социологический практикум.

7 Выполните тесты:

1 По мнению Т. Гоббса, единство общества обеспечивает _______:

а) государство;

б) добровольное согласие людей;

в) мораль;

г) религия.

2 Ж.-Ж. Руссо принадлежит концепция:

а) общественного договора;

б) общественного насилия;

в) общественного призрения;

г) общественного согласия.

3 Ш. Монтескье и современные ему французские философы считали главными факторами в развитии общества:

а) моральные;

б) научные;

в) природные;

г) стихийные.

4 Суть позитивизма как социологического метода заключается в:

а) отрицании основных принципов негативизма;

б) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества;

в) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;

г) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла.

5 Огюст Конт утверждал, что элементарной структурной единицей общества является:

а) малая группа;

б) семья;

в) род;

г) личность.

6 Общественный процесс, по О. Конту, является предметом изучения:

а) социальной статики;

б) социальной динамики;

в) социальной физики;

г) социометрии.

7 О. Конт не выделял _______ стадию развития человеческого духа:

а) естественную;

б) метафизическую;

в) научную;

г) теологическую.

8 О.Конт считал определяющим для социологии ________метод:

а) исторический;

б) логический;

в) психологический;

г) статистический.

9 Основателем формальной социологии считается:

а) М.Вебер;

б) Э.Дюркгейм;

в) Г.Зиммель;

г) Г.Спенсер.

10 Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера являются:

а) социальный факт;

б) закон интеллектуальной эволюции;

в) социальное действие;

г) способ производства.

11 М. Вебер не рассматривал ________ социальное действия:

а) аффективное;

б) эффективное;

в) целерациональное;

г) ценностно-рациональное.

12 Автором классической социологической работы «Самоубийство» является:

а) К. Маркс;

б) М. Вебер;

в) Э. Дюркгейм;

г) Г. Спенсер.

13 Э.Дюркгейм был приверженцем методологического направления:

а) агностицизм;

б) социальный номинализм;

в) социальный реализм;

г) социалистический реализм.

14 Важнейшая характеристика социального действия, по М. Веберу,

– это:

а) забота о собственной выгоде;

б) ориентация на действия других людей;

в) ориентация на последствия;

д) спонтанное поведение.

15 Э. Дюркгейм предлагал рассматривать социальные факты как:

а) вещи;

б) процессы;

в) структуры;

г) явления.

16 Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии

– это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым:

а) Э. Дюркгейм;

б) К. Маркс;

в) М. Вебер;

г) Г. Спенсер.

17 В основе теории Т. Парсонса лежит важнейшее понятие_______:

а) социальное действие;

б) социальный институт;

в) социальная структура;

г) социальная стратификация.

18 К направлению символического интеракционизма не относится:

а) Г. Блумер;

б) П. Бурдье;

в) Ч. X. Кули;

г) Дж. Г. Мид.

19 Этнометодология изучает_______:

а) обычаи и нравы различных народов;

б) верования и религии;

в) методологию исследования этносов;

г) правила поведения людей в повседневной жизни.

20 И. Гофман в своих исследованиях использует __________подход:

а) драматургический;

в) формально-логический;

б) исторический;

г) этнометодологический.

 

2.5 СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ:

Позитивистское направление. Первый популизатор позитивистских идей – П.Л. Лавров.

Географическое направление. Л.И. Мечников.

Субъективный метод в социологии (вторая половина 19 века) П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев.

Неокантианство (начало 20 века). А.С. Лаппо - Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражитский.

Неопозитивизм (начало 20 века). А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин.

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ:

 

1908 – 1917 – открытие М.Н. Ковалевским первой кафедры социологии в психоневрологическом институте в Петрограде (социология читается только в частных институтах).

1918 – начало 30-х годов – борьба марксистской и немарксистской социологии.

Марксисты – Бухарин Н.И. (1888 – 1938).

Немарксисты – Бехтерев В.М. (1857 – 1927), Сорокин П.А. (1888 – 1968).

1930 – 1950-е годы. Запрет социологии как науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.035 с.)