Методы и функции экономической социологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и функции экономической социологии



Содержание основных категорий экономической социологии.

Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, это «основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

Группы категорий – общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении (социальная система, социальное развитие и др.); собственно социологические категории (стратификация, институт, организация, статус, роль, нормы, ценности); категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.).

Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге получились два класса категорий: методологические и процедурные. Класс методологических категорий, по его мнению, состоит из следующих четырех групп категорий:1) категории, раскрывающие социальные общности (социальная общность, социальная группа, социальный класс, социальный слой);2) категории, раскрывающие социальные связи (социальные действия, социальные отношения, социальный контроль, социальные институты); 3) категории, отражающие социальные процессы (социальное перемещение с множеством его видов, социальная активность, соревнование);4) категории, раскрывающие социальное развитие (социальное изменение, рост, развитие, деградация, движение)

К классу процедурных категорий относятся те, которые действуют только при осуществлении полевых работ (техника исследования, методика исследования, эмпирическая интерпретация понятий, социологическое интервью, анкетирование, опрос, интервьюирование).

Методы и функции экономической социологии

Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.

 

В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической социологии.

Экономико-математические методы - современные приемы нахождения оптимальных решений экономических задач на основе достижений научных дисциплин на стыке экономики с математикой и кибернетикой.

Математико-статистический метод отражает математическую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных и практических выводов.

Метод экономического эксперимента – это исследовательская научная проверка на отдельных предприятиях или в отраслях народного хозяйства эффективности теоретических положений, экономических мероприятий или хозяйственного механизма.

Метод управленческого эксперимента – пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможных ни последствий и принятия решения об его целесообразности и эффективности.

Метод факторного эксперимента – это эксперимент, при котором оценивается влияние двух или более переменных одновременно. При этом исследуются их взаимосвязи и влияние на конечные результаты.

Метод социологических исследований экономических явлений и процессов – это способы построения и обоснования социологического знания; совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности.

Метод социальной инженерии – это совокупность подходов в прикладных социальных науках, ориентированных на изменение поведения и установок людей, разрешение социальных проблем, на адаптацию социальных институтов к меняющимся условиям и сохранение социальной стабильности.

Метод социального эксперимента – это метод изучения социальных аспектов экономических процессов и явлений, осуществляемый путем наблюдения за изменением социальных объектов под воздействием факторов, которые контролируют, направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования.

В целом социологическая методология – это учение о методе социального познания, система социально-философских принципов, объясняющая пути и обосновывающая способы приращения, построения и применения социологического знания.

Функции:

1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества.

2. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы.

3. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических.

4. Концептуально-теоретическая функция воплощается в научном определении и трактовке действующих в обществе социально-экономических тенденций и закономерностей.

5. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе.

6. Управленческая функция связана с тем, что, выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами,.

7. Образовательная функция реализуется посредством распространения знаний через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров, а это помогает людям (в первую очередь обучающимся и активно действующим в тех или иных отраслях экономики и социальной сферы) лучше узнать, понять и оценить те социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, чтобы изменить их к лучшему.

Теории мотивации (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, В. Врум, Й. Шумпетер).

Маслоу: Человеком движет не сама потребность, а степень ее неудовлетворенности, т.е. ее актуальность, Потребности делятся на пять основных категорий, которые располагаются по восходящей линии – от «низших» (материальных) до «высших» (духовных), Критерием иерархии потребностей является доминирование неудовлетворенных потребностей над удовлетворенными. Индивиды пытаются удовлетворить основные потребности, прежде чем приступать к удовлетворению потребностей высшего порядка. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Недостатки теории: категории не пригодны для решения практических задач: невозможно безоговорочно объяснить наблюдаемое поведение мотивом, в ней не описывается механизм перехода с одного уровня на другой. Кроме того, эта концепция не ставит вопроса об индивидуальных различиях.

Мак-Клелланд: Многие потребности человека приобретаются им благодаря соответствующей культуре общества. Людям присущи три приобретаемые потребности: потребность в достижении потребность в принадлежности; потребность во власти - выражается, как желание воздействовать на других людей. Исследования показали, что наиболее эффективные руководители организаций обладают, в том числе, и высокими показателями. Условия, при которых появляется мотив достижения:1) готовность человека взять на себя ответственность за конечный исход дела; 2) наличие четких представлений о том, чем закончится дело, и каковы будут его результаты; 3) умеренный риск.

Культура труда.

Культура труда - совокупность средств, способов, ориентиров, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей, занятых совместной трудовой деятельностью.

Компоненты: 1. совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая среда включает физические факторы (воздух, температура, освещение, цветовое оформление) и технологические факторы (машины и оборудование, инструменты); 2. культура трудовых отношений, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе; 3. профессиональные знания; разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии; 4. дисциплина: добровольное, сознательное соблюдение каждым работником законов о труде и правил внутреннего распорядка, добросовестное исполнение своих обязанностей, высокое качество работы; 5. обеспечение условий охраны и безопасности: выбор рабочей одежды, выполнении предписаний и инструкций по технике безопасности

Культура труда личности во многом зависит от социально-психологических качеств участников трудовой деятельности: трудовая мотивация личности, потребности, интересы трудовой деятельности человека. Культура труда человека проявляется также через совокупность его личных качеств: трудолюбие, расчетливость, умение рационально организовать свой труд, инициативу, исполнительность.

Теория бюрократии М.Вебера.

В обыденном значении “бюрократизм” воспринимается попросту как негодный способ ведения дел. Однако наряду с обыденным значением, существует теория бюрократической организации, разработка которой обычно связывается с именем М. Вебера. Он представил бюрократизацию как господствующую тенденцию развития современных организаций.

Здесь бюрократизм предстает как рациональная форма управления современной иерархической организацией и описывается как чисто научное понятие.

Основные черты бюрократии по Веберу:

• Бюрократическая организация имеет строго иерархическую структуру, в которой четко разделены сферы компетенции чиновников.

• Управление осуществляется путем письменных предписаний по общим правилам, освоение которых часто требует особой подготовки. Кандидаты отбираются по профессиональной квалификации и образовательным дипломам, а затем назначаются распоряжением сверху.

• Денежное жалованье и пенсионные права фиксированы и находятся в строгом соответствии с местом чиновника в иерархии. Его продвижение связывается с выслугой лет, но в сильной степени зависит от оценок вышестоящих лиц.

• Иерархичность уровней управления. Чиновники, расположенные на низшей ступени иерархии, подчиняются находящимся на высшей ступени только в рамках предписанных им обязанностей. От них требуется преданность скорее служебному долгу, чем конкретному начальственному лицу.

• Места в аппарате распределяются на свободной контрактной основе с заранее оговоренными условиями, при несоблюдении которых от этой работы в принципе можно отказаться. Существует и право ухода в отставку.

• Офис и частное хозяйство строго разделены. Чиновник не может присвоить как свою частную собственность ни занимаемый пост, ни связанные с ним источники вознаграждений.

• Чиновник подчиняется единой дисциплине и подвержен унифицированной системе контроля путем постоянной отчетности о проделываемой работе.

• Служба в аппарате для чиновника является единственным или, по меньшей мере, основным местом работы.

Необходимо подчеркнуть, что М. Вебер отнюдь не считал бюрократизм идеальной формой организационного устройства. Напротив, он рассматривал утверждение бюрократизма, его проникновение во все важнейшие области жизни с позиций “культурного пессимизма”. Бюрократизм оказался сопряжен со многими “дисфункциями” (например, обособление от работников условий и результатов их собственной деятельности и порабощение работников этими условиями, “выпадение” работников из системы конвенциональных (традиционных) норм и правил). Поверхностными проявлениями “дисфункций” становятся формализация делопроизводства и разбухание чиновничьего аппарата.

Из веберовской теории со временем выросло множество различных концепций бюрократической системы.

Содержание основных теорий производственного поведения.

Производство представляет собой процесс создания благ, необходимых для существования и развития общества: материальных благ, средств жизнеобеспечения с различными потребительскими свойствами, услуг различного назначения и характера, научных идей и их прикладных аналогов, информации, организационных методов и управленческих технологий, профессиональных способностей и т.д.

В отечественной традиции доказательство важности производства нематериальных благ достаточно долгое время представляло собой научную проблему. Это было связано с традиционным, идущим от А. Смита и наиболее радикально воплощенным у К. Маркса, представлением о примате производительного труда над непроизводительным, и доминировании собственно материального производства как ведущей сферы хозяйственной жизни общества.

Это привело к узкоматериалистическому пониманию продуктов общественного производства. К последним, следуя К. Марксу, трудно отнести «неосязаемые активы», продукты непосредственно не связанные с материально-вещным субстратом, такие как идеи, информацию, многие виды услуг и экономических действий, например правовых, инвестиционных, финансовых, коммерческих. Подобные взгляды сегодня подвергнуты многочисленной и обоснованной критике.

Ф. Хайек убедительно доказал ошибочность точки зрения о том, что источником «полного продукта труда» являются прежде всего затраты физической энергии. Обилием продуктов мы обязаны методам распределения, т.е. способам рыночного ценообразования. Считать, что, как только вещи появляются, мы вольны поступать с ними как нам заблагорассудится, просто неверно, потому что они не будут произведены до тех пор, пока притязания индивидов на ту или иную долю в совокупном продукте не породят ценовой информации. Именно обмен, торговля дает толчок материальному производству и управляет им, поставляя информацию об относительной редкости разных предметов в разных местах.

Н.Д. Кондратьев критикует определение понятия «экономическое» через понятия «производство» и «труд». Приводя в качестве примера отношения рабочего и рантье, он показывает, что они складываются не столько на почве трудовой деятельности, сколько на основе прав собственности. Операции с последними являются не менее важными, и даже более фундаментальными, чем осязаемая трудовая деятельность, связанная с физическими затратами.

По Ф. Махлупу теория фирмы в ее классическом варианте является умозрительной теоретической конструкцией, которая не предназначена для объяснения и предсказания поведения реальных фирм. Она должна объяснять и предсказывать лишь изменения в ценах, возникающие в результате изменений определенных условий (ставок заработной платы, нормы процента, пошлин, налогов и т.п.), т.е. объяснять каузальные связи. Другими словами, модели фирмы являются некими гипотетическими, «принимающими решения единицами», позволяющими сформулировать максимизационную функцию при ограниченном наборе переменных. Поэтому, по Махлупу, смешивать фирму как теоретическую конструкцию и фирму как эмпирическую реальность — значит впадать в заблуждение.

В рамках неоклассического подхода фирма рассматривается как «атом рынка», подчиняющийся законам оптимального распределения ресурсов, а для анализа производства используется удобная в обращении исходная модель человека-максимизатора. Однако при этом приходится игнорировать институциональную специфику фирмы как организации, а также все элементы ее стратегии и поведения, которые часто не продиктованы логикой рынка. Если же нам необходим более конкретный и содержательный анализ, то приходится отказываться от максимизационной модели и рассматривать фирму как сложную систему поведения людей (организацию) с различными интересами, информированностью, степенью рациональности, в которой принимаемые решения, естественно, не во всем и не всегда подчиняются максимизационной логике.

Для такого анализа применяются подходы, которые лишь с некоторой натяжкой можно назвать экономическими. Прежде всего, следует выделить поведенческий подход в экономической теории, который в большей степени можно отнести к компетенции социологии (точнее — социологии организаций). Тем более что многие адепты поведенческого подхода (Г. Саймон, Р. Сайерт, Дж. Марч и др.) являются признанными специалистами в этой области.

Кроме поведенческого подхода, основой которого является концепция ограниченной рациональности Г. Саймона, можно выделить институциональный, менеджеристский, трансакционный и ряд других подходов, которые также весьма «социологичны». В них фирма предстает не «принимающей решения единицей», а сложным, многомерным образованием (институциональным субъектом, контрактной системой и т.п.), в котором максимизационные решения принимаются с учетом множества факторов и влияний, которые игнорируются маржиналистами.

Сущность и функции денег.

По Хайеку, деньги – самый абстрактный из всех экономических институтов, через который опосредуются самые общие, косвенные, отдаленные и чувственно не воспринимаемые последствия индивидуальных действий объективными функциями денег, которые являются средством:

• измерения экономической ценности обращающихся и обмениваемых благ;

• соизмерения их сравнительной ценности (эквивалентности) относительно друг друга;

• обеспечения обмена различными благами, субстанцией, определяющей масштаб и шкалу обмена;

• концентрации и накопления ценностей;

• калькуляции и расчета в экономических операциях, знаком и символом социально-экономического обмена, некой социальной условностью, являющейся продуктом соглашения между людьми;

• оперативного оборота экономических ресурсов;

а также:

• стартовым условием рыночного поведения, способом получения выгоды от их обмена и обращения;

• нормативным правилом, обязательством, гарантом и посредником социально-экономического обмена.

Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений.

Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Главное свойство денег — абсолютная ликвидность.

Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги.

В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами: Обменивается на любой другой товар; Измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).

Функции денег:

1) Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами (т.е. приравнивание товаров между собой). Таким образом, получают количественное соизмерение.

Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий: 1) условия производства;

2) условия обмена.

Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.

Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.

В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.

2) Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки до ее завершения.

3) Средства платежа. Деньги служат общепризнанным платежным средством при обмене благ и кредитных отношениях. Наличие всеобщего платежного средства позволяет заменить прямой обмен одного товара на другой (бартер) опосредованным обменом-продажей одного товара за деньги и покупкой на них другого. Переход от бартера к купле-продаже облегчает товарообмен за счет того, что индивиду, желающему обменять определенное количество товара А на товар В в определенной пропорции, не нужно искать такого собственника товара В, который в данный момент нуждается в товаре A и согласен с предлагаемой пропорцией обмена.

В современной экономике платежи осуществляют тремя способами: 1) путем передачи денежных знаков; 2) посредством записей на счетах в банках; 3) с помощью документов, удостоверяющих задолженность одного лица другому.

На этом основании различают три вида платежных средств: 1) наличные деньги (банкноты, монеты), 2) жиро-деньги (чеки, текущие счета), 3) долговые деньги (векселя частных лиц, обязательства). Первые два вида платежных средств создаются банковской системой, а третий - хозяйственными агентами.

4) Средства накопления и сбережения — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.

5) Мировые деньги используются в международных расчетах.

В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.

МИЗЕС

В состоянии общества, в котором разделение труда было чисто внутренним делом и производства и потребления было завершено в течение одного домохозяйства, то наличие денег так же бесполезно, как это было бы для изолированного человека.

Феномен денег предполагает экономический порядок, в котором производство
основано на разделении труда и в котором частной собственности состоит не только в товарах
первого порядка (потребительские товары), но и товары более высокого порядка
(Производство товаров).

Функция денег в
содействие бизнес-рынка, действуя в качестве общего средства обмена.
Косвенный обмен становится все более необходимой, как разделение труда, возрастает и хочет
стали более изощренными. На современном этапе экономического развития, раз
прямой обмен, когда можно и на самом деле осуществляется уже стали
исключительными. Тем не менее, даже в наши дни, они иногда возникают. Возьмем, к
Например, выплата заработной платы в натуральной форме, которая при прямом обмене до тех пор,
С одной стороны, как работодатель использует труд для немедленного удовлетворения своих
собственных потребностей и не должны обеспечить путем обмена товаров, в которых
заработная плата выплачивается, и так долго, с другой стороны, как сотрудник потребляет товары
он получает, и не продавать их. Такие выплаты заработной платы в натуральной форме по-прежнему широко
распространение в сельском хозяйстве, хотя и в этой сфере его значение бытия
постоянно уменьшается на расширение капиталистических методов управления и
Развитие разделения труда.

Таким образом, требования рынка, постепенно привели к выбору определенного
товары, как общие средства обмена. Группы товаров от
которых были сделаны эти изначально большими, и отличаются от страны к стране.

Функции денег
Простое утверждение, что деньги являются товаром, чья экономическая функция заключается в
облегчения обмена товарами и услугами, не удовлетворяет тех писателей, которые
заинтересованы скорее в накоплении материала, чем в увеличении
знаний. Многие исследователи предположить, что недостаточное внимание уделяется
замечательная роль денег в экономической жизни, если он просто приписывают
функция быть средством обмена, они не думают, что должное внимание было
уделяется значение денег, пока они не перечислили полдюжины дальнейшем
"Функции", как будто в экономический порядок основан на обмене товарами, то
может быть более важной функцией, чем общие средства обмена. Материал, из которого товар деньги делаются должны иметь одинаковое значение
ли она использоваться в качестве средства или иным образом.

 

Задача теории стоимости денег излагать законы, которые регулируют
определение объективной стоимости в обмен на деньги. Это не его бизнес
заниматься с определением стоимости материала, из которого
товарные деньги сделано до сих пор, как эта величина не зависит от денежно-кредитной,
но с другой стороны, применение этого материала. Но это и задача его относиться к себе
с определением стоимости тех материалов, которые используются для изготовления
конкретного воплощения бумажные деньги. В нем рассматриваются объективная ценность обмена
деньги лишь постольку, поскольку это зависит от его денежной функции.

Содержание основных категорий экономической социологии.

Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, это «основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

Группы категорий – общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении (социальная система, социальное развитие и др.); собственно социологические категории (стратификация, институт, организация, статус, роль, нормы, ценности); категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.).

Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге получились два класса категорий: методологические и процедурные. Класс методологических категорий, по его мнению, состоит из следующих четырех групп категорий:1) категории, раскрывающие социальные общности (социальная общность, социальная группа, социальный класс, социальный слой);2) категории, раскрывающие социальные связи (социальные действия, социальные отношения, социальный контроль, социальные институты); 3) категории, отражающие социальные процессы (социальное перемещение с множеством его видов, социальная активность, соревнование);4) категории, раскрывающие социальное развитие (социальное изменение, рост, развитие, деградация, движение)

К классу процедурных категорий относятся те, которые действуют только при осуществлении полевых работ (техника исследования, методика исследования, эмпирическая интерпретация понятий, социологическое интервью, анкетирование, опрос, интервьюирование).

Методы и функции экономической социологии

Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.

 

В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической социологии.

Экономико-математические методы - современные приемы нахождения оптимальных решений экономических задач на основе достижений научных дисциплин на стыке экономики с математикой и кибернетикой.

Математико-статистический метод отражает математическую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных и практических выводов.

Метод экономического эксперимента – это исследовательская научная проверка на отдельных предприятиях или в отраслях народного хозяйства эффективности теоретических положений, экономических мероприятий или хозяйственного механизма.

Метод управленческого эксперимента – пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможных ни последствий и принятия решения об его целесообразности и эффективности.

Метод факторного эксперимента – это эксперимент, при котором оценивается влияние двух или более переменных одновременно. При этом исследуются их взаимосвязи и влияние на конечные результаты.

Метод социологических исследований экономических явлений и процессов – это способы построения и обоснования социологического знания; совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности.

Метод социальной инженерии – это совокупность подходов в прикладных социальных науках, ориентированных на изменение поведения и установок людей, разрешение социальных проблем, на адаптацию социальных институтов к меняющимся условиям и сохранение социальной стабильности.

Метод социального эксперимента – это метод изучения социальных аспектов экономических процессов и явлений, осуществляемый путем наблюдения за изменением социальных объектов под воздействием факторов, которые контролируют, направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования.

В целом социологическая методология – это учение о методе социального познания, система социально-философских принципов, объясняющая пути и обосновывающая способы приращения, построения и применения социологического знания.

Функции:

1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества.

2. Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические явления и процессы.

3. Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических.

4. Концептуально-теоретическая функция воплощается в научном определении и трактовке действующих в обществе социально-экономических тенденций и закономерностей.

5. Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной перспективе.

6. Управленческая функция связана с тем, что, выявив тенденции и закономерности социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими процессами,.

7. Образовательная функция реализуется посредством распространения знаний через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров, а это помогает людям (в первую очередь обучающимся и активно действующим в тех или иных отраслях экономики и социальной сферы) лучше узнать, понять и оценить те социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, чтобы изменить их к лучшему.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.021 с.)