Предмет и объект социологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект социологии.



Предмет и объект социологии.

Социология- это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а так же социальные процессы, протекающие в этих структурах.

Социология- наука об обществе и закономерностях проявляется в общественном явлении, в предметной области, которой показывает:

- общество, как целостность

- соц. группы, организации, институты и общности

- личности

-взаимодействие личности и общностей

- социальные действия, соц. процессы и изменения

Объект науки (научного исследования) – это круг явлений, подлежащих ее изучению. Чем более общий характер носит наука, тем шире этот круг явлений. Так, например, биология исследует все, что связано с процессами живой природы (от греч. bios — жизнь).

Объектом социологии выступает общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества. Объект социологии – то, на что направлено социологическое внимание и исследование.

Объект социологии:

- это прежде всего современное общество;

- отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности;

-объектом социологии выступает информация об обществе (объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников).

Предмет социологии:

- человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям.

- деятельность человека по средствам изучения, которой раскрываются институциональный, управленческий и другие уровни организации общественной жизни

- отношение между группами людей

- социальные структуры и структурные элементы

- реальное общественное сознание

- изучаются исторические системы

Место социологии в системе общественных наук.

В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом следующих причин:

Во-первых, социология - это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.

Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии.

В-третьих, социология разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.

В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.).

Интересен пример, данный П.А. Сорокиным при определении понятия социологии, что если имеется “n” разных объектов изучения, то их будет изучать “n” частных наук, к которым присоединится “n+1” наука - социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам. Социология имеет большое значение для других наук, так как она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, а также помогает им уяснить законы и закономерности взаимодействия его различных структур. Можно сравнить положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам (и общественным наукам), как положение общей биологии по отношению к физиологии, анатомии, морфологии и другим специальным биологическим отраслям знания; химии - по отношению к органической химии, неорганической химии и т.п.

В то же время в системе общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тесная и даже взаимно необходимая. Рассмотрим, как происходит взаимодействие социологии с некоторыми науками и в чем заключается их различие.

 

Известный американский ученый П. Сорокин считает, что первой отличительной чертой социологии является то, что она объединяет много наук.

Структура социологического знания.

-Общая социология (систематическое изложение наиболее общих законов, по которым живет и развивается любое человеческое общество). Общая социология, в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях.

-Эмпирическая социология — это не что иное, как совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: “Методика и техника конкретных социологических исследований”. Иногда ее называют прикладной социологией (это не очень правильно). Эмпирическую социологию называют также социографией.

-Отраслевые (или специальные) социологические теории (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т. д.). Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня (само это понятие ввел в научный оборот американский социолог Роберт Мертон). К числу теорий среднего уровня относятся:

исследование типов социальных общностей (общностей, обусловленных разделением труда, социально-профессиональных, этнических общностей, территориально-региональных и поселенческих, половых и возрастных общностей и др.);

исследование социальных институтов (сюда относятся такие разделы, как социология семьи, образования, политики, права, науки, искусства, армии, промышленности и труда и т. д.);

исследование социальных процессов (таких как миграция и социальная мобильность, процессов массовой коммуникации, преступности, наркомании и др.;

изучение отдельных сфер общественной жизнедеятельности

Макросоциология и микросоциология – два уровня изучения общества.

Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей, или иначе - социальных систем и социальных структур. Это теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества, взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и фундаментальные процессы.

В макросоциологии можно назвать два основополагающих подхода: функциональный (и близкий к нему эволюционизм) и противоположны ему - конфликтологический. Функционалисты рассматривают общество как изначально стабильное, эволюционно изменяющееся (Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Энтони Гидденс и Натан Смелзер). Конфликтологи (К. Маркс, Э. Райт, Л. Козер, Р. Дарендорф и др.) в основе строения общества видят противоречие, а не функциональное единство, как их оппоненты.

Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Это теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями.

Микросоциология развивалась, в частности, в теориях интеракционизма (У. Джеймс, Х. Кули, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Г. Гарфинкель), в теории ролей Я.Л. Морено, Р.К. Мертон)

Метод социологии.

Метод определяется как способ, совокупность приемов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей (состояний и свойств).

Социология, всегда стремящаяся использовать точные (количественные) и адекватные (качественные) методы для получения знания о социальной реальности, на самом деле всегда в конечном счете имеет дело с человеческими мнениями и оценками, даже когда применяет такие формальные классификаторы, как возраст, доходы, семейное положение и профессия, не говоря о характеристиках предпочтений, установок и статусов.

В общей социологии используются различные методы теоретического анализа, в частности – генетический (исторический), сравнительный метод, метод системно-структурного анализа и др.

Информация, нужная социологу, может быть добыта с помощью методов эмпирического исследования:

-анализа документов;

-опроса (анализ результатов проводится с помощью статистических и других математических методов);

-наблюдение за объектом исследования;

-эксперимента.

Функции социологии.

. Функции любой гуманитарной дисциплины можно было бы разделить на две группы: гносеологические и социальные (имея в виду, что на практике они взаимосвязаны и неразделимы).

1. Гносеологические (или теоретико-познавательные) функции социологии заключаются в полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни, в понимании ее как целостного явления. Это - накапливание знаний, систематизация их. Познавательная функция – как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.

2. Суть социальных функций социологии - в нахождении путей и способов воздействия на социальную жизнь, на те или иные ее стороны на основе познания и изучения закономерностей социального развития. К основным социальным функциям можно было бы отнести:

критическую (критическая функция социологии проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а, с другой стороны, выявляет то, что требует радикальных преобразований; социология, исследуя общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального здоровья; социология занимается и профилактикой социальных болезней);

гуманистическую (социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек смог реализовать себя как субъект социальной деятельности; отсутствие подобных условий может привести к социальной напряженности, разобщенности, конфронтации и, в конечном итоге, к кризису общества);

прогностическую (футурологическую) функцию социологии, которая состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем; социальное предвидение всегда было частью социологического знания, что находило выражение в различного рода утопических, фантастических теориях и т. д.; научное прогнозирование социального развития помогает увидеть перспективы человеческой цивилизации и спроектировать в определенной степени социальную жизнь в желательном для людей направлении

прикладную (прикладная или практическая функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом);

функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.

идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения, имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.

Социология Эмиля Дюркгейма.

1858-1917).

Эмиля Дюркгейма называют пионером практической социологии. Он углубил, а во многом переориентировал позитивистскую методологию О. Конта.

Основные идеи и достижения.

Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Его методологической позиции присущи две особенности:

натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы

социологизм – провозглашение необходимости признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество, его превосходства над индивидами.

Отсюда возникает "теория социального факта": содержание социальной реальности, считает Дюркгейм, составляют социальные факты. Предметом социологии является совокупность социальных фактов.

Всю совокупность социальных фактов Дюркгейм подразделял на две основные группы:

морфологические, имеющие "вещественное" воплощение (например, плотность населения, количество и качество путей сообщения и др.);

духовные (например, коллективные представления, общие верования и чувства).

Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Солидарность – высший универсальный принцип, высшая моральная ценность. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное, общество); 2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).

В своей работе "Самоубийство" Дюркгейм и разрабатывает типологию самоубийств.:

эгоистическое самоубийство (крайний индивидуализм может сам считаться одной из причин суицида);

альтруистическое самоубийство (совершается во имя долга);

аномическое самоубийство (совершается в эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда рушатся все прежние нормы).

Социология Макса Вебера.

(1864-1920).

Немецкий мыслитель Макс Вебер - один из основателей современной социологии. Самая известная его работа - "Протестантская этика и дух капитализма". Благодаря М. Веберу, а также его коллегам Ф. Теннису (1855–1936) и Г. Зиммелю (1858–1918), немецкая школа доминировала в европейской социологии вплоть до Первой мировой войны

Достижения М. Вебера.

Разработка нового социологического метода и формирование понимающей социологии. Социология во второй половине 19 века была преимущественно позитивистской, игногрирующей субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человека. По мнению Вебера, напротив, важнейшей чертой социологии должно быть понимание, т.е. необходимо поставить себя в положение других людей для того, чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям.

Разработка понятия социального действия. «Социальным» называется такое действие, которое:

внутренне мотивировано (субъективно осмыслено);

его субъект ожидает от других определенной ответной реакции.

Создание типологии социального действия. Вебер выделил:

целерациональное действие (ясность и осознание поставленной цели, осмысленность средств, продуманное использование условий и средств для достижения цели);

ценностно-рациональное действие (основано на убежденности или вере в самодостаточность ценности поступка как такового, так действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание);

традиционное действие (основано на привычке, обычае, традиции, такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам);

аффективное действие (наименее осмысленное, под давлением определенного эмоционального состояния — вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п).

Идея о последовательной рационализации как одной из главных тенденций социальной жизни и исторического процесса (увеличение доли целерациональных действий в общем объеме всех типов социальных действий).

Разработка социологии господства (исследование причин и механизмов осуществления господства-подчинения). Вебер определил три типа господства:

традиционное (покоится на привычном, носит личностный характер, основано на личной преданности);

харизматическое (основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру, вождю);

легально-рациональное (подчинение не столько другим людям, сколько общепринятым законам, правилам, важную роль тут играет бюрократия как система социального контроля).

В своей работе «Этика протестантизма и дух капитализма» Вебер показал, что ключевым моментом в развитии капитализма на Западе явилась не развитая промышленность или экономика, не преимущества политического устройства, а особый тип религии – протестантизм.

М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, полагая, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социального расслоения в обществе.

 

Социализация.

Факторы, оказывающие влияние на формирование личности:

биологическая наследственность;

физическое окружение;

культура;

групповой опыт;

уникальный индивидуальный опыт

Социализация – это освоение индивидом культуры сообщества (или передача человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе).

3Социализация выполняет в общество три основных задачи:

интегрирует индивида в общество и в сообщества;

способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

сохраняет общество, производит и передает культуру поколений.

Фазы и содержание процесса социализации .

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями жизненного цикла.

1. Детство и юность (от 1 года до 18 лет) – подготовка к активному трудовому периоду.

2. Зрелость (18–60 лет) – активный трудовой период.

3. Старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время это самый незащищенный ее этап.

Первая кризисная точка (16–18 лет). Человек перестал быть ребенком, но не успел еще стать взрослым. Возраст 16 лет – самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000, существующих в современном мире.

Вторая кризисная точка именуется кризисом середины жизни (45 лет), когда человек, давно избрав профессию, оглядывается на пройденный путь и оценивает его. В этом возрасте еще можно, но психологически крайне трудно изменить уклад жизни, профессию и место работы.

Третья кризисная точка указывает на завершение трудовой карьеры и выход на пенсию. В Европе для обозначения старости используется термин «третий возраст».

Формы социализации: социализация делится на первичную и вторичную.

Существуют два разных подхода к трактовке первичной и вторичной социализации:

их связывают с первой и второй половиной жизни (первичная социализация – это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни);

их связывают с формальными и неформальными институтами (первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д.).

Второй подход – более распространен и связан с творчеством Ч. Кули, который ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община, группа ровесников). Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения, т. е. большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения (армия, школа, институт, суд и др.). Вторичные социальные группы – это сфера деловых отношений, то есть формальных контактов. Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом.

Итак, первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная социализация – в рамках формальных институтов (школа, институт, производство). Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Те, кто влияет на процесс социализации - называются агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Процесс утраты в силу каких-либо жизненных ситуаций старых социальных норм называется десоциализацией.

Процесс усвоения новых ролей, ценностей, норм, знаний называется ресоциализацией.

Делинквентное поведение.

Все многообразие форм отклоняющегося поведения можно подразделить на три группы:

собственно девиантное (в узком понимании);

делинквентное;

криминальное (преступное).

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не являются противоправными.

Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное поведение. Делинквентное поведение – правонарушения, наказуемые административным правом и, как правило, не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ:

мелкое хулиганство,

незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя (хищение продавца считается должностным преступлением),

мелкое воровство в транспорте или на рынке,

драки без нанесения тяжких телесных повреждений,

обман (обсчет) покупателя продавцом,

обман налогового инспектора,

опоздание на работу,

переход улицы или курение в неположенном месте и др.

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным.

Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, стоящие на учете в комнате милиции, - делинквенты, но не преступники. Таковыми они становятся, попав по решению суда в места заключения.

Социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие - взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе которого передается социально значимая информация или осуществляются действия, ориентированные на другого.

Типология социального взаимодействия:

1. В зависимости от типа действия выделяют такие виды социального взаимодействия:

физическое; вербальное; жестовое.

Раньше считалось, что общение происходит целиком на вербальном уровне, т.е. на уровне слов. Однако некоторые ученые обратили внимание на то, что основная часть нашего взаимодействия с другими людьми носит невербальный характер. Жесты, выражения лица и движения тела считаются невербальными (бессловесными) каналами передачи каких-либо посланий.

2. Кроме того, в социологии принято различать три основные формы взаимодействия (в зависимости от способа согласования целей и средств партнеров взаимодействия):

кооперацию, или сотрудничество (взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон); для этой формы характерны два типа связей:

экспрессивные связи – это социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним (на таких связях возникают ощущения надежности, любви, признания, товарищества и личной значимости;

инструментальные связи – это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-то цели;

конкуренцию, или соперничество (индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями, благами - деньгами, собственностью, популярностью, престижем, властью; это попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям);

конфликт (скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон, но, в отличие от конкуренции, не исключает не только подавление, но и уничтожение противника).

3. Различают также типы взаимодействия в зависимости от сферы, в которой они происходят:

в экономической сфере;

в профессиональной сфере;

в семейно-родственной сфере;

в демографической сфере (контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);

в политической сфере;

в религиозной сфере;

в территориально-поселенческой сфере, где происходят столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Типы организаций.

Формальная организация. Это организация, построенная на основе социальной формализации, т.е. целенаправленного формирования стандартных, безличных образцов проведения в правовых, организационных и социокультурных формах.

Неформальная организация представляет собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, которые являются результатом более или менее длительного межличностного общения внутри какой-то группы.

Внеформальная организация — это спонтанно развиваемая членами формальной организации система неформализованных служебных отношений, направленная на решение организационных задач такими способами, которые отличаются от формально предписанных. Главная особенность социальных организаций этого типа — "служебное", деловое содержание деятельности (которая может протекать и в свободное от работы время) и связанных с ней взаимоотношений.

Социально-психологическая организация — это спонтанно возникающая система межличностных отношений, складывающаяся на основе непосредственной избирательности (чаще эмоциональной, нежели рациональной) и взаимного интереса друг к другу. Она создается с целью удовлетворения индивидами своих социальных потребностей — в общении, признании, принадлежности к группе. Другими словами, это общность людей, находящихся в непосредственном контакте, основанная на их личном влечении. Как правило, эти группы сравнительно невелики по численности (от 3 до 10 человек).

Теория бюрократии Вебера.

Главные черты бюрократической организации, по Веберу, следующие.

Эффективность, достигаемая, главным образом, благодаря четкому разделению обязанностей между работниками аппарата, что дает возможность использовать на каждой из позиций высококвалифицированных специалистов.

Все должности размещаются на конкретных уровнях иерархической структуры власти, имеющей форму пирамиды, что позволяет вышестоящему должностному чиновнику осуществлять контроль за деятельностью нижестоящего.

Формально установленная и четко зафиксированная система правил и инструкций, которая обеспечивает единообразие управления, не допускает неопределенности и двусмысленности толкования распоряжений; сотрудники бюрократической организации подчиняются, прежде всего, этим правилам, а не конкретной личности, которая их выражает.

Управление, основанное на письменных документах (административные приказы, правила, процедуры и полномочия оформляются в письменной форме и подлежат постоянному хранению).

Безличность административной деятельности и эмоциональная нейтральность отношений: каждый функционер выступает не как особая неповторимая личность, а как формальный носитель социальной власти определенного уровня.

Все должностные посты предполагают определенных профессиональных навыков. Работники принимаются на эти должности на основании их компетентности, а не личных качеств (тем более не благодаря родственным и дружеским связям или политическим предпочтениям).

Работа в организации рассматривается как карьера. Мотивами для продвижения по службе могут служить старшинство или заслуги перед организацией.

Фиксированное жалование членов организации.

Лояльность каждого работника по отношению к организации и стремление следовать установленным правилам, не уклоняясь от них.

Предсказуемость - важнейшее свойство бюрократии, по Веберу.

Положительное значение бюрократии:

Бюрократия способствует переходу от неспециализированного труда, когда один работник мог выполнять множество дел, к специализированному, при котором каждому работнику поручено четко определенное дело. Поэтому по мере углубления специализации общественного труда возрастает и роль бюрократии как связующего элемента системы.

Бюрократия максимизирует эффективность деятельности для достижения организационных целей, направляет поведение членов организации вдоль наиболее эффективных линий поведения.

Недостатки, или дисфункции, бюрократии:

Бюрократии свойственно стремление к абсолютизации своих характерных черт, распространению их на все существующие в данной социальной системе организации. Это ведет к концентрации всей полноты власти в руках чиновничества, которое стремится избежать или свести к минимуму всякий демократический контроль за своей деятельностью, самый сильный мотив бюрократии — стремление к самосохранению и максимизации собственных функций.

Бюрократические структуры поощряют у своих членов привычку полагаться на установленные правила и инструкции и применять их механически и не творчески. В результате социализации, происходящей в организациях, у работников часто складывается узкий кругозор, который ограничивает их способность реагировать по-новому на меняющиеся ситуации, бюрократические учреждения при быстрых переменах зачастую оказываются негибкими и неэффективными.

Бюрократические структуры ставят препоны свободе человеческой личности, превращая людей в “винтики” организационной машины.

Если Вебер считал бюрократию механизмом для достижения эффективности организации, то совершенно другую картину дает К. Норткот Паркинсон, прославившийся как автор закона Паркинсона: «Объем работы увеличивается для того, чтобы заполнить время, имеющееся для ее выполнения». Несмотря на ироничный тон, Паркинсон старается показать, что “число чиновников и объем работы не связаны друг с другом”. Он утверждает, что бюрократический аппарат увеличивается не из-за роста объема работы, а из-за того, что должностные лица стремятся иметь больше подчиненных. Эти подчиненные в свою очередь создают работу друг для друга, а координация их труда требует еще большего числа начальников.

Институт семьи.

Институт семьи считается базовым в любом обществе, поскольку именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения

В социологии принято разграничивать понятия «брак» и «семья».

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

упорядочивает и санкционирует их новую жизнь:

устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Таким образом, понятием «брак» фиксируют социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Типы брака.

1. По процедуре заключения брак может быть:

гражданским,

церковным.

2. По правовому статусу брак бывает:

юридический,

фактический.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка), члены которой связаны общим бюджетом, общностью быта, интересов, чувств и стремлений, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Формы организации семьи (типы семей).

1. По характеру распределения семейных обязанностей и по решению вопроса о лидерстве социологи выделяют три типа семей:

Традиционная, или патриархальная семья. Под одной крышей обычно существуют три поколения семьи и лидером является мужчина. В традиционной семье:

женщина экономически зависима от мужа;

четко распределены мужские и женские обязанности;

признание мужского авторитета в вопросах жизни семьи.

Нетрадиционная семья (социологи называют такой тип семьи эксплуататорским):

традиционное лидерство мужчины и разграничение семейных обязанностей на женские и мужские в ней сохраняются, но уже без необходимых экономических оснований;

женщина, наравне с мужчиной участвуя в общественном труде, выполняет к тому же всю домашнюю работу.

Эгалитарная семья. Это семья равных, для которой характерны:

справедливое распределение семейных обязанностей;

совместное принятие решений;

эмоциональная насыщенность отношений.

2. По структуре семьи различают такие типы:

нуклеарная, или супружеская семья - муж, жена и их дети;

расширенная, родственная семья (основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников).

Формы брака.

Экзогамия и эндогамия:

экзогамия - ограничение выбора партнера в браке, разрешение выбирать его только вне определенной узкой группы;

эндогамия - выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы (кастовая, клановая, деревенская или племенная эндогамия - в примитивных обществах; расовая эндогамия или эндогамия сословная, когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества, - возможна в современном обществе).

Моногамия и полигамия:

моногамия (брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время);

полигамия (существование одновременно более одног



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.038 с.)