Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная организация и ее структура.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная организация – это искусственное объединение, ориентированное на достижение специфических целей и предназначенное для выполнения определенных функции. Основные признаки социальной организации: важнейший признак – синергия как организационный эффект, как прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий, причиной чего является одновременность и однонаправленность взаимных действий, кооперация, специализация, разделение и комбинирование труда; наличие цели (организация создается людьми намеренно, специально — как инструмент для решения общественных задач, как средство достижения целей); иерархичность, пирамидальность построения ее структуры с единым центром; наличие органа управления, координирующего разделение труда между ее членами. Элементы организации. 1. Центральным элементом любой организации является ее социальная структура, которая включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти подчинения (например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей). 2. Цели. Не имеющая цели организация бесмысленна и не может существовать сколь-нибудь продолжительное время. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. 3. Члены организации, или участники - важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определенным набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации. 4. Технология. Организация с точки зрения технологии - это место, где производится определенного вида работа, где энергия участии применяется для трансформации материалов или информации. 5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром. 6. Управление. В отсутствие общего руководства люди начинают испытывать трудности с координированием своей деятельности. Следовательно, в групповом окружении некоторые члены имеют, как правило, большее влияние, чем прочие. Таких индивидов называют лидерами. Маленькие группы способны обходиться без лидера, однако в группах большой численности отсутствие руководства приводит к хаосу. Организация же должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит координацию усилий членов организации. Модели (стили) управления: Тоталитарный авторитарный демократический либеральный анархический Типы организаций. Формальная организация. Это организация, построенная на основе социальной формализации, т.е. целенаправленного формирования стандартных, безличных образцов проведения в правовых, организационных и социокультурных формах. Неформальная организация представляет собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, которые являются результатом более или менее длительного межличностного общения внутри какой-то группы. Внеформальная организация — это спонтанно развиваемая членами формальной организации система неформализованных служебных отношений, направленная на решение организационных задач такими способами, которые отличаются от формально предписанных. Главная особенность социальных организаций этого типа — "служебное", деловое содержание деятельности (которая может протекать и в свободное от работы время) и связанных с ней взаимоотношений. Социально-психологическая организация — это спонтанно возникающая система межличностных отношений, складывающаяся на основе непосредственной избирательности (чаще эмоциональной, нежели рациональной) и взаимного интереса друг к другу. Она создается с целью удовлетворения индивидами своих социальных потребностей — в общении, признании, принадлежности к группе. Другими словами, это общность людей, находящихся в непосредственном контакте, основанная на их личном влечении. Как правило, эти группы сравнительно невелики по численности (от 3 до 10 человек). Теория бюрократии Вебера. Главные черты бюрократической организации, по Веберу, следующие. Эффективность, достигаемая, главным образом, благодаря четкому разделению обязанностей между работниками аппарата, что дает возможность использовать на каждой из позиций высококвалифицированных специалистов. Все должности размещаются на конкретных уровнях иерархической структуры власти, имеющей форму пирамиды, что позволяет вышестоящему должностному чиновнику осуществлять контроль за деятельностью нижестоящего. Формально установленная и четко зафиксированная система правил и инструкций, которая обеспечивает единообразие управления, не допускает неопределенности и двусмысленности толкования распоряжений; сотрудники бюрократической организации подчиняются, прежде всего, этим правилам, а не конкретной личности, которая их выражает. Управление, основанное на письменных документах (административные приказы, правила, процедуры и полномочия оформляются в письменной форме и подлежат постоянному хранению). Безличность административной деятельности и эмоциональная нейтральность отношений: каждый функционер выступает не как особая неповторимая личность, а как формальный носитель социальной власти определенного уровня. Все должностные посты предполагают определенных профессиональных навыков. Работники принимаются на эти должности на основании их компетентности, а не личных качеств (тем более не благодаря родственным и дружеским связям или политическим предпочтениям). Работа в организации рассматривается как карьера. Мотивами для продвижения по службе могут служить старшинство или заслуги перед организацией. Фиксированное жалование членов организации. Лояльность каждого работника по отношению к организации и стремление следовать установленным правилам, не уклоняясь от них. Предсказуемость - важнейшее свойство бюрократии, по Веберу. Положительное значение бюрократии: Бюрократия способствует переходу от неспециализированного труда, когда один работник мог выполнять множество дел, к специализированному, при котором каждому работнику поручено четко определенное дело. Поэтому по мере углубления специализации общественного труда возрастает и роль бюрократии как связующего элемента системы. Бюрократия максимизирует эффективность деятельности для достижения организационных целей, направляет поведение членов организации вдоль наиболее эффективных линий поведения. Недостатки, или дисфункции, бюрократии: Бюрократии свойственно стремление к абсолютизации своих характерных черт, распространению их на все существующие в данной социальной системе организации. Это ведет к концентрации всей полноты власти в руках чиновничества, которое стремится избежать или свести к минимуму всякий демократический контроль за своей деятельностью, самый сильный мотив бюрократии — стремление к самосохранению и максимизации собственных функций. Бюрократические структуры поощряют у своих членов привычку полагаться на установленные правила и инструкции и применять их механически и не творчески. В результате социализации, происходящей в организациях, у работников часто складывается узкий кругозор, который ограничивает их способность реагировать по-новому на меняющиеся ситуации, бюрократические учреждения при быстрых переменах зачастую оказываются негибкими и неэффективными. Бюрократические структуры ставят препоны свободе человеческой личности, превращая людей в “винтики” организационной машины. Если Вебер считал бюрократию механизмом для достижения эффективности организации, то совершенно другую картину дает К. Норткот Паркинсон, прославившийся как автор закона Паркинсона: «Объем работы увеличивается для того, чтобы заполнить время, имеющееся для ее выполнения». Несмотря на ироничный тон, Паркинсон старается показать, что “число чиновников и объем работы не связаны друг с другом”. Он утверждает, что бюрократический аппарат увеличивается не из-за роста объема работы, а из-за того, что должностные лица стремятся иметь больше подчиненных. Эти подчиненные в свою очередь создают работу друг для друга, а координация их труда требует еще большего числа начальников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.007 с.) |