Стейкхолдеры организации – это заинтересованные субъекты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стейкхолдеры организации – это заинтересованные субъекты.



Рассмотрим основных стекхолдеров организации:

1. собственники организации (интерес -прибыль)

2. Акционеры (дивиденды)

3. Сотрудники (удовлетворенность трудом, карьерный рост, заработная плата)

4. Потребители (качество / цена)

5. Поставщики (удовлетворенность условиями сделки)

6. Кредиторы (риски)

7. Менеджеры данной организации(развитие компании)

8. Профсоюзы(уровень жизни)

9. Правительство (налоги)

 

Вопрос 2.

 

 

Организация и управление. Подсистемы управления.

 

Управление – одна из функций: управляющая подсистема организации (субъект управления) и управляемая подсистема организации (объект управления).

Организация будет жизнеспособной только в том случае, если ее цель достаточно хорошо согласуются с целями, стоящими перед обществом в целом. Поэтому организация являет­ся целенаправленной системой.

Субъекты:

- собрание акционеров, заместители;

- руководители функциональных подразделений;

- наблюдательный совет.

 

Объекты:

- само предприятие в целом;

- его структурные подразделения;

- структурная единица в подразделении (отдел);

- выбранные направления деятельности предприятия.

 

Система управления – совокупность субъекта, объекта и взаимосвязи между ними, а также процессов, характеризующих целенаправленное функционирование организации.

Существует 4 подсистемы системы управления

1) методология управления - миссия; целом; стратегия; законы, принципы организации

2) структура управления - обучение персонала; все схемы взаимодействия организационной структуры

3)процесс управления - стиль управления; организационную структуру; анализ разработку организацию и контроль управленческих движений

4) технология управления (технические средства) - бизнес-процессы, регламентация.

 

На функциональное состояние управления оказывают в том числе влияние финансово-трудовые отношения организации. Существует 4 модели, характеризующие финансово – трудовые отношения в организации. Рассмотрим эти модели.

1) Профессиональная модель:

1000 + (0) – 1000 заработок на основной работе, 0 теневой заработок

(+) карьерный рост, возможность повышения квалификации, конкурентоспособность предприятия, отсутствуют соц конфликты в обществе, растет уровень жизни, благосостояния.

(-) риск потери работы для работника, рост издержек, снижается гражданская инициатива, работник инертен.

2) Многостаночная модель:

1000= 500+500+(0) – две части основного заработка, теневого заработка нет

(+) застрахованность работника, издержки меньше для предприятия.

(-) работник изнашивается, нет карьерного роста, работник не выкладывается полностью, не формируется команда единомышленников

3) Зебра:

1000= 500+(500) – 500 легальный заработок, (500) – теневая зп.

(+) трудоустройство работника, мин. издержки, низкая текучесть

(-) пенсия и соц выплаты низкие, низкая защищенность работника от произвола управляющего, работник не заинтересован в высокопроизвод труде, растет теневая экономика.

4) Айсберг:

1000 = 0+(1000) – работник не получает формальную зп, не платят налоги, т.е. только теневая з/п

(+) имеется работа, снижение идержек

(-) произвол, нет защищенности, высока текучесть кадров, незаинтересованность работника, снижение конкурентоспособности, теневая экономика

 

Вопрос 3.

 

Внутренняя среда организации – совокупность внутренних элементов организации, к которым относятся: разделение труда, технология деятельности, организационный порядок, отношения в коллективе.

Внутренняя среда организации – совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. Внутреннюю среду можно рассматривать как в статичном состоянии, выделяя состав элементов и культуру, так и в динамике, изучая процессы, протекающие под действием ряда факторов.

К элементам внутренней среды можно отнести цели и задачи организации, самих работников и применяемые в производстве технологии, финансовый и информационный ресурсы, а также организационную культуру.

Особое место во внутренней среде занимают люди. Их способности, уровень образования и квалификации опыт работы, образ мышления, мотивация и преданность определяют конечный результат работы организации.

Как известно, основным фактором производства и ресурсом в организации является труд сам по себе.

Рабочая сила, т. е. работники, осуществляющие трудовую деятельность, являются основой деятельности всей организации. Персонал и его отношения определяют социальную подсистему организации.

Производственно-техническая подсистема включает в себя совокупность основных фондов (машины, оборудование), различные виды сырья, материалов, которые идут на изготовление продукта, инструменты, необходимые для создания благ, преобразования материалов в готовый продукт. Главной составляющей производственной подсистемы является электроэнергия: она обеспечивает работу оборудования и служит единственным источником освещения. Свет – одно из необходимых условий для успешного выполнения работы. Элементами, характеризующими данную подсистему, являются:

1) используемые технологии;

2) производительность труда;

3) издержки производства;

4) качество продукции;

5) объем запасов на предприятии. Финансовая подсистема внутренней среды представляет собой движение и использование денежных средств в организации (например, создание инвестиционных возможностей, поддержание рентабельности и обеспечение прибыльности). Маркетинговая подсистема получила свое развитие в рыночной экономике (от англ. market – «рынок»). Данная подсистема призвана устанавливать связи организации с рынком: удовлетворение потребностей клиентов, создание системы сбыта и эффективной рекламы.

Таким образом, внутренняя среда организации – это совокупность подсистем, которые, функционируя как единое целое, обеспечивают конкурентоспособность организации.

 

Существуют различные точки зрения на классификации внутренней среды организации:

 

Мескон: 5 частей внутренней среды: структура и границы, цели орг-ии, технологическая часть внутренней среды (способ соединения работников и произ-ва), персонал, орган порядок.

Мильнер: персонал, технико-технологическая система, технологии, цели, структура, социальная система.

Модель 7 С: совместные ценности, стратегия, структура, сотрудники, стиль управления, система управления, способности.

Модель Алмаз: технология, индивиды, структура предприятия, миссия.

Внутренние переменные – ситуационные факторы внутри организации. Они, в основном, являются результатом управленческих решений, однако, не все и не всегда могут полностью контролироваться руководителями. Основные переменные, которые требуют внимание руководства – это:

* цели -конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы;

* структура (организации) - логическое взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации;

* задачи- предписанная работа, серия работ или часть работы, которая д/б выполнена заранее установленными способам и в заранее оговоренные сроки;

* технология- средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги;

* люди- явл центральным фактором в любой модели (3 аспекта чел. переменной: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя).

Анализ внутренней среды проводится по направлениям:

-производство;

-персонал;

-организация управления;

-маркетинг

-финансы и учет

 

 

Вопрос 4.

Внешняя среда – окружающая среда, существ за пределами организации, которая может потенциально влиять на организацию в целом и ее части

Поле деятельности орг-ии – взаимодействие орг-ии с элементами внешней среды.

По Мильнеру существует 5 секторов внешней среды:

· Политическая система (Конституция, законодательная база, формы собственности)

· Экономическая система (уровень жизни, система ценообразования, рыночная конъюнктура, потребители)

· Технологическая система (техника, технология, развитие науки)

· Социальная система

· Ресурсная система (труд, капитал)

 

 

10 секторов окружающей среды -современный подход, применяемый в практике западных компаний.

Рассмотрим классификацию 10-ти секторов окружающей среды:

1. Промышленность или производство – конкуренты, взаимодействие со смежными секторами, объем продаж.

2. Сырье – поставщики, производители, смежные производства, рынок недвижимости.

3. Человеческие ресурсы – рынок труда, ВУЗы, профессиональное образование, агентства по найму.

4. Финансовые ресурсы – банковская система, биржи, финансово –кредитные учреждения.

5. Технология – научно-технический прогресс, научные исследования.

6. Рынок – потребители, пользователи.

7. Экономические условия – уровень инфляции, уровень безработицы, политика в отношении малого бизнеса.

8. Правительство – политич процессы, законодательство, система налогообложения, роль государства в экономике, система услуг.

9. Социокультурный сектор – убежедения, ценности, нормы, убеждения, система профессиональной этики, защита прав потребителей.

10. Международный сектор – обменный курс валют, возможность выхода на иностранные рынки, национальные обычаи, конкуренция со стороны иностранных компаний, возможность приобретения иностранными компаниями собственности.

Окружающая среда подразделяется на оперативную (прямого воздеймтвия) - 1, 2, 3, 6, 10 секторы и Общую среду (косвенное возд) – ост секторы.

Основные характеристики факторов внешней среды.

1. Вязкость – концентрация усилий, которые необходимы для достижения поставленной цели.

2. Простота/сложность среды – количествово схожих и несхожих элементов в окружающей среде;

3. Подвижность – скорость изменений;

4. Взаимосвязанность факторов – сила, с которой взаимодействие факторов оказывает влияние на систему или отдельные элементы;

5. Неопределенность окружающей среды – зависит от сложности, доступности информации (неопределенность – неполнота, недостоверность информации);

6. Стабильность/нестабильность окружающей среды – связь с динамичностью окружающей среды.

 

 

  Простая окружающая среда Сложная окружающая среда
Стабильность      
Нестабильность      

 

1. Малая степень неопределенности: небольшое количество элементов окружающей среды, они схожи др с др. Либо не изменяется, либо постепенно (розничная торговля).

2. Относительно малая степень неопределенности: небольшое количество элементов окружающей среды, которые отличаются друг от друга. Изменения происходит постепенно (университет).

3. Умеренно-высокая неопределенность: элементы схожих друг с другом, их немного. Меняются часто и непредсказуемо (Шоу-бизнес)

4. Высокая степень неопределенности: много несхожих элементов. Меняются быстро и непредсказуемо (ТВ, аэростроение)

 

- Если система стабильна, то методы экстраполяции (перспективность) (2,5 балла);

- Относительно стабильна – стратегическое планирование (2,5-3,5 балла);

- Нестабильная – система экспертных оценок (3,5-5,0 баллов).

 

ПЕСТ-анализ (СТЕП-анализ):

1) П- политико-правовой аспект (оценка трудового законодательства; устав организации; параметры, связанные с внешним контролем);

2) Э - экономический анализ (жизненный цикл товара, цикл деловой активности);

3) С - социокультурный анализ (уровень образования, характеристика образа жизни, вкусы и предпочтения);

4) Т - проведение технологического анализа (оценка изобретений, способы финансирования, инвестирования).

Внешняя среда – совокупность элементов, условий факторов и сил, которые воздействуют на организацию извне, тем самым меняя ее поведение. Внешняя среда имеет большое практическое значение В рыночной экономике она крайне динамична, поэтому ее изучение позволяет организации перестраивать свою внутреннюю структуру, приспосабливается к меняющимся условиям, что в целом обеспечивает эффективность функционирования и конкурентоспособность.

Например, при изменении структуры потребительских предпочтений или совершенствовании технологий организация получает импульс и начинает меняться.

Внешняя среда подразделяется на среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает следующие элементы.

1. Потребители – это потенциальные покупатели и клиенты. Покупатели воздействуют на среду посредством изменения структуры спроса, предъявления новых требований к товару (к качеству цене, многофункциональности, дизайну и др.) и установления определенного уровня цен. Производитель, соответственно, тоже может воздействовать на покупателя, предлагая новый уникальный продукт с совершенными характеристиками, улучшая качество сервисного обслуживания наконец снижая цены. Потребитель – субъект, определяющий развитие предприятия. Поэтому современные организации стремятся найти «своего» потребителя.

2. Конкуренты – фирмы, реализующие аналогичный продукт на тех же самых рынках. Соперничество идет и за долю на рынке, и за потребителя, за его «рубль». Сложилось мнение, что конкуренты лишь соперники.

Однако в современных условиях, при высокой неопределенности внешней среды только сотрудничество с конкурентами позволяет адаптироваться к среде и достигнуть поставленной цели.

3. Поставщики как собственники материальных и природных ресурсов могут напрямую воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Для любой фирмы важно, чтобы ни одна поставка не была сорвана, чтобы ресурсы были доставлены в срок и в достаточном количестве. Поставщики в этих условиях, подобно монополисту, могут неоправданно завысить цены на ресурсы. Таким образом, поддержание «дружественных» отношений с поставщиками – один из элементов маркетинговой политики.

4. Рынок труда. Изучение рынка труда позволяет организации определить для себя контингент рабочих, обладающих определенными трудовыми характеристиками (пол, возраст, образование, квалификация, опыт работы, личностные качества).

Среда косвенного воздействия (или макросреда) представлена следующими факторами.

1. Экономические факторы.

2. Социокультурные факторы.

3. Технологические факторы.

4. Международный фактор.

 

Литература:

  1. Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: учебно-метод. комплекс – М.: Экономист,2007.-231с.,гл.2
  2. Парахина В.Н. Теория организации: учебное пособие.-2-е изд.- М.: КНОРУС, 2006.- 296с.гл.3,п.3.1
  3. Рогожин С.В. Теория организации: Учебник.- М.: Издательство «Экзамен», 2006.-320с.

 

 

ТЕМА 5. Жизненный цикл организации (ЖЦО)

 

1. Простейшая модель ЖЦО.

2. Модель стадий упадка организации.

3. Действия менеджеров на стадиях ЖЦО,

4. Западная классификация ЖЦО

Жизненный цикл организации - период времени м/у моментами смены колич. и кач. состояния исследуемого объекта, т.е. подход через стадии рождения, роста и упадка.

 

Простейшая модель ЖЦО:

 

Фаза(стадия)

Этап рождения: рост, старение, планирование, контроль; предвидение, а затем планирование.

Рост>старения.

Необходимость формализации контроля возникает тогда, когда возникает проблема мотивации работника.

Планирование>контроля.

Фаза (стадия)

Этап зрелости: Планирование=контролю, рождение = старению

Фаза(стадия)

Этап старения: старение - мало внимания уделяется планированию, т.к. оно уже встроено; четкая структура количественных целей (этап аристократизации).

Процесс планирования становится все более упорядоченным, поэтому планирование = контролю.

Этим двум процессам уделяется одинаковое внимание.

Если старение преобладает над развитием, то начинают преобладать функции контроля над функциями планирования. Необходимо укрупняться.

Стали преобладать дивизиональные структуры, т.е. начинает складываться система: большая => малая компания.

 

Более детальное рассмотрение идеи:

1 стадия: * этап рождения:

- поиск свободной рыночной ниши;

- главная цель – выживание;

- высокая работоспособность персонала

 

* этап детства:

- усиление конкурентоспособности;

- кратковременный рост.

 

85% терпят крах именно на этом этапе. Связано с тем, что риск на этой стадии переполняет организацию.

* этап юности:

- формируется команда управления;

- четкое формирование специализации;

- организационная структура;

- работы по планированию;

- главная цель – укрепляться.

 

2 стадия (зрелость):

а) расцвет;

б) стабилизация;

в) аристократизация

Расцвет – все структуры организации сформированы

Зрелость – принятие нововведений;

Стабилизация – расслоение менеджмента:

- средний менеджмент; субординация между ними

- высший менеджмент

 

Аристократизация – здесь формируется элита организации, т.е. топ-менеджмент. Эта элита отрывается от всех остальных управленцев. Система управления начинает бюрократизироваться.

 

Стадии (этапы) бюрократизации:

- ранняя бюрократизация;

- бюрократия - становится тормозом, если ничего не предпринимать => стадия старения.

 

3 стадия (старение): ранняя бюрократизация, бюрократизация, старение

n Рост регламентации в организации;

n Отсутствуют нововведения;

n Контроль больше, чем планирование;

n Административные методы управления;

n Факторы старения превышают факторы развития

Вопрос 2.

На стадии старения возможен упадок организации.

Модель упадка организации сформирована в 1991г. В. Вейзелом, Э.Джонсон.

Упадок организации – это условия при которых, в течении определенного периода наблюдается существенное и абсолютное сокращение ресурсов организации.

Три фактора, приводящие к упадку в организации:

1. Организационная атрофия – нарушается способность адаптироваться к внешним факторам; чрезмерный рост штатов; громоздкость; устаревшая организационная структура; недостаток эффективных коммуникаций и координаций м/у структурными единицами; противоречия м/у внутренним и внешним.

2. Уязвимость – связана с тем, что компания не может выразить выразить правильную стратегию действий организации;

3. Упадок окружающей среды / конкуренция – недостаточно ресурсов, чтобы использовать сильные и слабые стороны => сокращение масштабов организации.

 

 

Существует 5 стадий упадка организации:

1) Слепота – не видят проблем.

Необходимо: разрабатывать новые процессы анализа ситуации, создать механизмы оперативного получения информации.

2) Бездействие – все проблемы отрицаются.

Необходимо: установить факт упадка. Предпринять систему действий, которая бы способствовала адаптации к новым действиям.

3) Ошибочные действия – в компании складывается комплекс проблем, которые уже невозможно игнорировать.

Действия: Нужно сокращение штата.

4) Кризис – начинает изменяться организационная структура. Выход на новые рынки. Массовые увольнения в крупной компании

5) Распад – необратимые последствия для компании. Нужно проводить процедуру банкротства

 

Вопрос 3

Действия менеджеров на стадиях жизненного цикла организации

 

Рождение.

на этой стадии действия менеджеров включают:

n Задача менеджера – стабильное обеспечение ресурсами.

n Формирование баланса текущей перспективной деятельности.

n Баланс между изначально определенным ассортиментом, качеством продукции, начинает складываться новый ассортимент.

n Формируется система соц.ответственности, система материального поощрения.

n Внедрение информационных технологий, внедрение прогрессивных орг.структур.

 

 

Зрелость.

Задачи менеджеров:

1. Отслеживание/оценка поведения конкурентов;

2. Проводить анализ технического оснащения, тех.перевооружение – т.е. очень эффективно начинают работать орг.структуры, которые занимаются вопросами НИОКР;

3. Сформировать политику организации(более эффективную);

4. укрепление интеллектуального потенциала.

 

Старение.

Задачи мененеджеров:

1. Внедрять режим экономии по всем направлениям деят-ти;

2. Отказ от неперспективной деятельности;

3. Осуществлять централизацию и возможность слияния с др.компаниями; вносят изменения в структуру, ищут новых поставщиков сырья и способы сбыта.

 

 

Вопрос 4.

 

Классификация стадий жизненного цикла по практике западных компаний сводится к следующей классификации:

1) Предпринимательство – это рождение организации. Основное внимание уделяется продукту, выживанию организации. Организация не формализована. Демократии нет. Возникает потребность в руководстве и разделению обязанностей. Цели еще нечеткие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.9.186 (0.156 с.)