Социальные и хозяйственные организации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные и хозяйственные организации.



Тема 5.

Социальные и хозяйственные организации.

Социальной организацией называется сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели.

Социальная организация состоит из людей, поэтому главное в организации не ее здание, политика и приемы работы, а люди и их отношения. Именно благодаря тому, что люди выполняют определенные функции и взаимодействуют, организация достигает своих целей.

Основные черты социальной организации были выделены М. Вебером (1864 - 1920) в ходе анализа бюрократии :

§ организация является социальной группой, т.е. объединением людей. Люди создают интегрированные, кооперативные системы поведения, имеющие общепризнанные ценности, установки и мотивы поведения в рамках организации;

§ организация отделена от внешней среды и имеет определенные границы, которые могут меняться со временем. Границы могут быть физическими или психологическими, т.е. выражающимися через такие символы, как названия, форма одежды, ритуалы;

§ организация всегда имеет совокупность целей, иерархически связанных между собой, начиная от миссии организации и заканчивая оперативными целями на каждый день;

§ организация предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников;

§ организация имеет структуру, т.е. способ распределения задач и ответственности (отчетности), формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия работников и подразделений в процессе достижения организационных целей.

Социальные организации классифицируются по нескольким признакам:

1) по сферам общественной жизни:

§ хозяйственные (направленные на производство товаров (услуг) и получение прибыли),

§ социальные,

§ духовные и др.;

2) по степени формализации организационных отношений:

§ формальные (объединения людей, связанных между собой договоренностями о правах и об обязанностях, закрепленными документально),

§ неформальные (объединения людей, связанных общими интересами, а не формальными обязательствами);

3) по размерам:

§ мелкие,

§ средние,

§ крупные.

Понятие и классификация хозяйственных организаций

Среди широкого круга социальных организаций можно выделить особую группу организаций, которые называются хозяйственными.

Хозяйственные организации – это организации, которые создаются для удовлетворения потребностей и интересов учредителей и общества путем производства товаров или оказания услуг и получения прибыли или осуществления иной некоммерческой деятельности.

В Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) хозяйственные организации называются предприятиями.

Согласно ГК РФ предприятие – это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В этот комплекс могут входить земельные участки, здания и сооружения, оборудование, сырье, продукция, денежные средства, нематериальные активы и т.д.

Хозяйственные организации (предприятия) классифицируются по следующим признакам:

1) по целям создания и функционирования:

§ коммерческие (направленные на извлечение прибыли),

§ некоммерческие (направленные на удовлетворение общественных потребностей),

2) по сфере деятельности

§ организации, выпускающие промышленную, сельскохозяйственную, строительную и прочую продукцию,

§ оказывающие услуги за плату,

§ занятые посредничеством (торговля, биржевая деятельность),

§ занятые в сфере инноваций (исследования, разработки),

§ сдающие имущество во временное пользование (аренда, лизинг),

§ культурные, социально значимые и общественно полезные организации;

3) по размерам:

§ мелкие,

§ средние,

§ крупные.

Критерием отнесения к той или иной группе могут служить:

ü доля участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства;

ü выручка от реализации товаров, работ, услуг;

ü численность персонала.

Например, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определяет, что к малым могут относиться предприятия с численностью персонала до 100 человек;

4) по форме собственности на имущество организации:

§ предприятия с государственной формой собственности;

§ предприятия с частной формой собственности (долевая или индивидуальная),

§ предприятия со смешанной формой собственности (частная + + государственная).

Сравнительный анализ организационно-правовых форм коммерческих предприятий

Параметр сравнения Организационно-правовые формы
ИП Товарищества ООО АО

 

1. Процедура открытия и ликвидации Простая Упрощенная Упрощенная Сложная; требует высоких затрат
2. Организационная структура Простая, предполагает власть одного лица Достаточно простая, члены товарищества участвуют в управлении В зависимости от размеров общества Сложная, способствуют бюрократизации
3. Соотношение собственности и управления Хозяин является управленцем Партнёры являются и собственниками и управленцами Собственность отделена от управления. Возникает расхождение интересов Собственность отделена от управления. Возникает расхождение интересов
4. Размер капитала Ограничен личным состоянием владельца Ограничен личными вкладами партнёров Ограничен вкладами учредителей Практически неограничен
5. Материальная ответственность собственника Полная ответственность владельца всем имуществом Полная для участников и ограниченная (в размере вкладов) для коммандистов Ответственность учредителей ограничена размером вкладов Ответствен- ность акционеров ограничена стоимостью принадлежащих им акций
6. Распределение прибыли Сосредоточение в одних руках Между товарищами Между учредителями Между акционерами
7. Уровень профессионализма менеджмента Низкий Средний Средний или высокий Высокий
8. Преемствен-ность управления С возрастом или уходом владельца предприятие утрачивает свою значимость Проблема смягчается за счёт того, что в товариществе несколько партнёров Проблема смягчается за счёт того, что в обществе несколько учредителей Отсутствует. Передача прав осуществляется путём продажи акций
9. Возможность диверсификации деятельности Практически нет Есть Есть Есть
10. Обязанность предоставления информации внешним аудиториям Только госорганам (отчетность) Только госорганам (отчетность) Только госорганам (отчетность) Для ОАО – открытая публикация отчёта для акционеров

 

Каждая из рассмотренных форм имеет свои достоинства и недостатки. Те и другие представлены в таблице 5.3

Таким образом, для малого бизнеса наиболее приемлемыми формами являются ИП, товарищество и ООО, а для крупного – АО.

Таблица 5.3

Жесткие формы интеграции.

Как правило, все жесткие формы подразумевают создание нового юридического лица, так называемой корпорацией. Корпорация (АО) – организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо.

Холдинг – организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний для осуществления по отношению к ним функций управления и контроля.

Контрольный пакет акций – количество акций, обеспечивающее их владельцу фактическое господство в АО. При широком распространении мелких акций достаточно владеть 20 – 30% (а иногда и меньше) общего количества акций, чтобы полностью контролировать деятельностью АО.

Холдинг – это, как правило, АО, которое состоит из большого числа дочерних компаний. Целями холдинга являются: создание технологической цепочки от добычи сырья до доставки и готовой продукции потребителю; диверсификация производства; использование возможности гибкого управления финансовыми и инвестиционными ресурсами.

Холдинг может контролировать значительное число компаний, различных по мере сфере деятельности и отраслевой принадлежности. Высшим органом управления холдинговой компании является общее собрание акционеров, а исполнительным органом – правление.

Правление обычно состоит из директоров дочерних обществ. Правление контролирует деятельность холдинговой системы в соответствии с теми пакетами акций, которыми оно владеет. Советы директоров дочерних предприятий назначаются руководством холдинга и действуют в качестве его доверенных лиц.

В ведении головной компании находятся вопросы выработки стратегии, целей развития, единое финансовое руководство, подбор управленческого персонала. Тактические вопросы находятся в ведении дочерних компаний:

· Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности. Все входящие в трест предприятия подчиняются одной головной организации, осуществляющей единое оперативное руководство производственным комплексом и связанным с ним обслуживающими и торговыми предприятиями. В составе треста могут быть предприятия, принадлежащие полностью головной компании, и предприятия, которыми трест управляет при помощи системы участия через свои дочерние предприятия. Хотя такие предприятия и являются формально самостоятельными, они фактически лишены самостоятельности и управляются из одного центра. Таким центром может быть общество – холдинг, которое держит в своих руках все или почти все акции и на деле распоряжается производственной, коммерческой и финансовой деятельностью предприятий;

Трест – самая жесткая из все форм интеграции.

Тресты обычно создаются в форме акционерных компаний. Каждый участник получает определенный пакет акций в соответствии со своей долей. Соответственно этому каждый получает право на участие в делах треста и на определенную долю прибыли.

В настоящее время такая форма утрачивает свое значение, уступая место концернам, конгломератам и пт.

· Концерн – это объединение самостоятельных предприятий, связанных по средством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или иного товарищества. Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственные процессы которых взаимосвязаны (горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей, не связанные между собой;

Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Концерны являются достаточно жесткой формой интеграции и объединяют от 10 до 100 и более компаний.

Конгломерат – это форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий. Возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности. Как правило, входящие в него компании объединяются под единым финансовым контролем холдинговой компании.

Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Стоящая во главе холдинговая компания использует финансово - экономические методы и косвенное регулирование.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои активы. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций. Среди участников ФПГ обязательно должны быть производственные организации и банки.

ФПГ создаются для интеграции инвестиционных ресурсов с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производства, усиления конкурентоспособности, расширения экономических возможностей и упрочения связей всей технологической цепочки.

Создание ФПГ подразумевает объединение под одной крышей трех структур:

1. Финансовой (банки, инвестиционные компании);

2. Производственной (производственные предприятия);

3. Коммерческой (внешнеторговые компании, товарно – сырьевые биржи, страховые, транспортные и сервисные организации).

Как правило, ФПГ создаются в форме АО. Приоритетные отрасли, в которых создаются ФПГ, - это автомобилестроение, самолетостроение, металлургическая и химическая промышленность.

 

 


Тема 5.

Социальные и хозяйственные организации.

Социальной организацией называется сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели.

Социальная организация состоит из людей, поэтому главное в организации не ее здание, политика и приемы работы, а люди и их отношения. Именно благодаря тому, что люди выполняют определенные функции и взаимодействуют, организация достигает своих целей.

Основные черты социальной организации были выделены М. Вебером (1864 - 1920) в ходе анализа бюрократии :

§ организация является социальной группой, т.е. объединением людей. Люди создают интегрированные, кооперативные системы поведения, имеющие общепризнанные ценности, установки и мотивы поведения в рамках организации;

§ организация отделена от внешней среды и имеет определенные границы, которые могут меняться со временем. Границы могут быть физическими или психологическими, т.е. выражающимися через такие символы, как названия, форма одежды, ритуалы;

§ организация всегда имеет совокупность целей, иерархически связанных между собой, начиная от миссии организации и заканчивая оперативными целями на каждый день;

§ организация предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников;

§ организация имеет структуру, т.е. способ распределения задач и ответственности (отчетности), формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия работников и подразделений в процессе достижения организационных целей.

Социальные организации классифицируются по нескольким признакам:

1) по сферам общественной жизни:

§ хозяйственные (направленные на производство товаров (услуг) и получение прибыли),

§ социальные,

§ духовные и др.;

2) по степени формализации организационных отношений:

§ формальные (объединения людей, связанных между собой договоренностями о правах и об обязанностях, закрепленными документально),

§ неформальные (объединения людей, связанных общими интересами, а не формальными обязательствами);

3) по размерам:

§ мелкие,

§ средние,

§ крупные.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.61 (0.008 с.)