Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие социальной инженерии в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная инженерия в Советской России получила не менее, а может быть даже более всестороннее развитие, чем на Западе. Это связано с самим характером социалистического общества — оно было теоретически сконструировано в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, а затем последо- вательно воплощено на практике большевистской партией как огромная со циальная машина с четко продуманными механизмом, принципами управ ления, аппаратом контроля, измерением конечной эффективности. Октябрь екая революция 1917г. положила начало широкомасштабному социальном^ экспериментированию над обществом в целом, промышленностью, социаль ной сферой, культурой, образованием и т.д. Первым таким экспериментом в стране стал «военный коммунизм», не он оказался неудачным. На смену ему пришел другой — «новая экономическая политика (НЭП)». НЭП оказался более удачным экспериментом, но егс пришлось отменить, поскольку он противоречил исходным принципам марксизма. Последовали новые эксперименты, но уже не столь широкие —пятилетние планы развития промышленности и всего народного хозяйства. К. Поппер ничего не говорит о других экспериментах в социальной инженерии, а они во множестве проводились в 20-е гг. В отличие от крупномасштабных проектов, социально-инженерные мероприятия советских уче-ных-нотовцев и психотехников касались отдельных предприятий. Имение в период великого эксперимента — НЭПа, начинается полоса «частичной* социальной инженерии в производстве. В стране грандиозных социальны) преобразований, затрагивающих все институты общества, прокатилась широкая волна малых экспериментов, касающихся организации труда и управления на предприятиях. Инженерный подход к управлению: Н. Витке и Ф. Дунаевский В начале 20-х гг. проблемами организации труда и управления занималось свыше 10 научно-исследовательских институтов. Кроме того, на предприятиях и в организациях существовали сотни и тысячи первичных ячеек движения НОТ, технических бюро, секций. Только в 1923 г. опубликовано около 60 монографий (в том числе и переводных) по названной проблематике В 20—30-х гг. выходило почти 20 журналов по проблемам управления и организации производства, где публиковались результаты конкретных исследований и экспериментов. Если в начале 20-х гг. первичные научные школь: по изучению технико-организационных и социально-экономических проблем труда еще только зарождались, то ко второй половине 20-х гг. их теоретические позиции были сформулированы достаточно четко. Крупные научные центры сложились в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани и другш городах. Поскольку страна находилась на пути восстановления народногс хозяйства и социальной перестройки, ощущалась острая потребность в эффективных прикладных рекомендациях и создании проектов реконструкции предприятий. Как ответ на эту потребность возникла новая дисциплина — социотехника, методологический статус которой определялся ее ориентацией на внедрение инновационных мероприятий и эффективных практических рекомендаций. Конструктивизм в подходе к вопросам управления, если и не был всеобщим для советских нотовцев эпохи нэпа, то во всяком случае представлял самую яркую, оригинальную черту их мышления. Науку организации труда и управления называли тогда социальной инженерией А. Гастев, Н. Витке и Л.А. Бы- зов. Другие предпочитали говорить об искусстве администрирования, механизме служебных отношений (И.Н. Бутаков), тектологии (А.А. Богданов), экономической энергетике (Н.А. Амосов). Одни предлагали конструировать управление на принципах «физиологического оптимума» (О.А. Ерманский), другие строили сложные коэффициенты материальной заинтересованности (Л. Жданов). Несмотря на расхождения, общим для них является утверждение инженерного подхода куправлению людьми. Наиболее четко выразил эту тенденцию в своих социологических очерках о научной организации труда и управления Н.А. Витке40, крупный организатор НОТовского движения в СССР, руководитель отдела нормализации НК РКИ (Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции): в настоящий момент «руководство техническим процессом переходит к инженерам, работающим методом научного анализа, наблюдения и эксперимента»41. Согласно его воззрениям, наука выступает той силой, которая концентрирует опыт и знания, упорядочивая их в логические формулы и научные обобщения. Важны не только теоретические знания, но и практические методы управления людьми, ибо социалистическое общество заново строит не только государственный аппарат, но и создает для него новых людей, в новых условиях и для новых целей. Правда, в стремлении создать новый тип социального знания, ориентированного главным образом на практику, допускались иногда довольно странные суждения. В частности, Витке считал принципиальное различие между естественными и социальными науками «предрассудком старой культуры»42. Казалось бы, логическим выводом из таких идей может быть призыв к «натурализации» социологического знания, сосредоточению его преимущественно на материально-вещной основе бытия людей. Однако А.Н. Витке рассуждает по-иному: необходимость микроанализа социальных явлений, проведения экспериментов и наблюдений предполагает в качестве основного шага попытку отрешиться от «грубой предметности мышления». Мы уже научились понимать, продолжает Витке, что товар есть не кусок металла или сукна, а определенное социальное отношение. Точно так же завод или армию следует рассматривать как систему социальных отношений, а, скажем, делопроизводство осмысливать социологически. Другими словами, подойти к изучению архива, канцелярии, учетной системы как к совокупности социальных трудовых отношений. Для этого, по мысли Витке, надо издавать как можно больше книг по искусству управления персоналом, закреплению кадров, условиям труда, т.е. по «социологическим основам административной работы». Социология и психология должны открывать факты нового социального бытия советских людей, изучать закономерности совместной трудовой деятельности, полагает Витке. Любой коллектив (школьный класс, научное учреждение, заседание руководителей, канцелярия служащих и т.п.) имеет в своей основе социально-психологические законы, через анализ которых мож- Даты рождения и смерти Николая Андреевича Витке не установлены. Известно только, что в 1944-1945 гг. он был первым ученым секретарем Научно-технического совета НИИхиммаш (см.: История Научно-исследовательского и конструкторского института химического машиностроения // http://www.ru.net/~NII.CHIMMASH/russian/history.html) Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие. Очерка по социологии научной организации труда и управления. М., 1924. С. 152. 42 Там же. С. 154. но затем конструировать этот коллектив как «целесообразный социальный аппарат». Социальная инженерия у Н. Витке включает два раздела: 1) научную организацию производственного процесса (теоретической основой служили физиология и психология); 2) научную организацию управления (ее теоретико-методологической базой являлась социальная психология). Предмет первого раздела — рациональное соединение человека с орудиями труда, второго — рациональное соединение и взаимодействие человека с человеком в трудовом процессе. Второй раздел и составляет содержание социальной инженерии как науки о совместной трудовой деятельности людей. Н.А. Витке писал, что основной проблемой НОТ является не столько труд как проблема физиологическая, сколько сотрудничество людей как проблема социальной организации, т.е. совершенно ясно, что НОТ по своей природе есть «наука о социальной технике». Рассматривая организационные проблемы управления, Витке уделяет большое внимание не только координации и четкости совместных действий людей, но и тому, что он называет «социально-психологическим состоянием коллектива». Условия, организация и интенсивность труда, конечно же, играют значительную роль в повышении его производительности. С этим, по словам Витке, спорить никто не будет. Но при этом, полагает ученый, нельзя недооценивать значение «социально-психологической атмосферы учреждений» или предприятия. В ряде случаев именно этот фактор становится решающим. Создание благоприятной атмосферы в известной мере конечная цель управленческой работы. И это вполне логично: совершенствование управления предполагает не только внедрение современных методов документооборота или учета, но и серьезные сдвиги в отношениях между людьми, ведь управлять приходится не столько машинами, сколько людьми. Но каким тогда должен быть новый стиль руководства? Витке считает, новый стиль — это не «отеческая» строгость начальника, не патернализм в духе западных менеджеров, а «стиль общественной, коллективной работы». Другими словами, стиль коллегиальный43. Он нацелен на создание в коллективе «духа улья»: коллектив единомышленников формируется снизу и только добровольно, никакого принуждения сверху быть не должно. «Сами по себе ни самая точная распланировка производственного процесса, ни самая идеальная регламентация служебных функций, ни самая механизированная регулировка... не способны создать эффективную организацию. Против воли людей или даже при отсутствии этой воли не сложить социально-трудового автоматизма,., не создать социальной трудовой организации: аппарат будет безжизненным»44. Витке много пишет о необходимости рационального конструирования управления сверху донизу — только оно отвечает требованиям индустриальной эпохи. Руководитель любого ранга должен четко распределять обязанности, определять цели и функции, координировать и контролировать подчиненных, но не случайно подобранных, а целесообразно «сконструированных». Поэтому-то руководители называются у него «социальными инженерами», или «со- ' Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие. Очерка по социологии научной организации труда и управления. М., 1924. С. 91. Щ Там же. С. 77. циальными техниками». «Современный администратор — это прежде всего социальный техник или инженер, в зависимости от его положения в организационной системе, строитель людских отношений. Чем выше его положение в служебной иерархии, чем больше численный состав работников, объединяемых администратором, тем больше в его непосредственной работе выступает деятельность административная за счет материально-технической»45. Видимо, не случайно за Витке закрепилось имя главы «русского файолиз-ма»46: он уделял управлению очень много внимания, и вскоре у него нашлись последователи. Однако социально-трудовая концепция витковцев вызвала оживленную дискуссию, подверглась острой критике, постепенно ушла на второй план и вскоре была забыта47. Советские нотовцы, употребляя слова «социальная инженерия» и «социальное управление», подходили к производству чисто конструкторски. Администрирование, управление, контроль, руководство для них не только метод регуляции человеческого потока — это кирпичики, наборные элементы, из которых искусный социальный инженер складывал новое организационное здание. Так поступал, в частности, лидер харьковской школы Ф. Дунаевский. Всеукраинский институт труда, директором которого он являлся, активно занимался вопросами управленческого контроля, коллегиальности и единоначалия, совершенствования организационной структуры, психологии авторитарного руководства и стилей управления. Рационализацию труда и управления Дунаевский понимал прежде всего как процесс социально-конструктивный. Само понятие «рациональность» из теоретической плоскости он переводил в область практического внедрения и изыскательского поиска. На Западе, отмечает Дунаевский, критерием рациональности выступает эффективность — наиболее продуктивное использование ресурсов. «Продуктивнейшее использование рабочей силы значит использование по наибольшей доступной ей квалификации»48. Это означает продвижение способных работников, организацию правильного подбора кадров сверху донизу. В государственном масштабе такой принцип превращался в лозунг «от каждого по способностям». Важнейшее условие рационализации производства — это учет «социальных масштабов». У предприятия и общества они разные. Так, например, 45 Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие. Очерка по социологии научнойорганизации труда и управления. М., 1924. С. 72. 46 Термином «русский файолизм» обозначали последователей управленческой концепции французского ученого Анри Файоля, который сосредоточил основное внимание не на производственном процессе, а на функциях и принципах менеджмента. 47 Корицкий Э.Б., Лавриков Ю.А., Омаров A.M. Советская управленческая мысль 20-х годов. М., 1990.С. 46. 48 О предпосылках рациональной организации: Тр. Всеукр. ин-та труда. Харьков, 1928. Вып. 2. С. 9- с точки зрения первого, было бы наиболее «продуктивным» загрузить дан ный завод заказами на 100 % его производственных мощностей, но в интересах общества лучше будет его вовсе закрыть как нерентабельное. Чтобь окончательно решить вопрос, специалисты и руководящие работники должны всесторонне проанализировать сложившуюся ситуацию, а затем уж* выносить приговор. Перестройка управления рассматривалась им как многоэтапная деятельность. На первом этапе «ставится диагноз ситуации», сложившейся на предприятии, определяются узловые проблемы, которые предстоит решить. Затем на основе предварительных расчетов пересматривается существующа? профессионально-квалификационная структура в контексте изучения содержания труда и требований, предъявляемых к работнику. Только после этогс создается «кодекс квалификационных норм». Следующий шаг — построение системы «норм производительности», т.е. изучение факторов производительности труда (состояние оборудования, снабжение материалами, учет индивидуальных особенностей работника). Такого рода деятельность, типичная щи социальной инженерии, требует обработки огромного эмпирического материала, проведения множества повторных опытов49. Центральная концепция харьковской школы, методология «рациональной организации», требовала проектирования любой управленческой структуры исходя не из априорных теоретических принципов, а с учетом конкрет ных ситуаций. Для этого разрабатывались параллельные варианты решени? одной проблемы, а затем сравнивались их результаты. Метод «вариантногс расчета» позволял «выбрать решение, наилучшее для данной совокупное™ обстоятельств». Отвергалась абсолютизация любого управленческого принципа, в частности, разделения труда. Харьковский институт труда вел активную научную и пропагандистскук деятельность. Его сотрудники неоднократно посещали Берлин для ознаком ления с передовыми методами организации труда и профессионального отбора кадров. При институте существовал психологический отдел, широкс применявший тесты измерения профессиональных способностей работников, причем, не только собственного изготовления, но и разработанные зе рубежом. И это неудивительно. Чтобы стоять вровень с мировой наукой, надс постоянно общаться с зарубежными коллегами, быть в курсе международных дел. Нельзя рассчитывать на успех, переоткрывая то, что было изобретено кем-то десятилетия назад. Задачи хозяйственного строительства требовали выполнения эффективных социоинженерных проектов в сжатые сроки. Советские нотовцы вполне успешно решали эти задачи, разрабатывая \ практически испытывая такие управленческие программы, которые нередко опережали зарубежные аналоги и подготавливали прорыв в будущее. Социальный инЖенеризм А. Гастева В России термин «социальный инженеризм», как уже было сказано, по-явилсядо 1917 г. Первым его употребил А. К. Гастев. В 1921 г. он возглавит знаменитый ЦИТ, в основе методологии которого как раз и лежала гастевс- О предпосылках рациональной организации. Труды Все-украинского института труда. Вып. 2. Харьков, 1928. С. 67. кая концепция социальной инженерии. Здесь она была ограничена уровнем предприятия, хотя у Гастева были весьма успешные попытки распространить новую методологию на руководство не только предприятием, но и группой предприятий. Он даже писал о том, что придет время, когда на принципах его ин-женеризма придется перестраивать все российское общество. Его мечта не осуществилась, поскольку в 30-е гг. его арестовали и он умер в сталинских лагерях. В 20-е гг. в нашей стране сформировалась разветвленная система прикладной социологии и психологии, включавших эргономику, инженерные методы, экономику и т.п. — этот комплекс назывался НОТ. Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Социальная инженерия, или, как ее еще называли, наука об организации труда по замыслу Гастева, должна создаваться на стыке социальных и естественных наук. У последних она заимствует точные экспериментальные методы, приверженность к достоверным фактам. Обратившись к реальным потребностям производства, Гастев предложил заменить старую теоретическую социологию прикладной «социальной инженерией», тем самым на повестку дня ставился вопрос об изменении статуса социологической науки, ее предмета, целей и задач. Давая характеристику новой науке, Гастев писал: «В социальной области должна наступить эпоха... точных измерений, формул, чертежей, контрольных калибров, социальных нормалей... мы должны поставить проблему полной математизации психофизиологии и экономики, чтобы можно было оперировать определенными коэффициентами возбуждения, настроения, усталости, с одной стороны, прямыми и кривыми экономических стимулов, с другой»50. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТ подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. В стране остро ощущалась потребность в эффективных прикладных рекомендациях, в создании проектов реконструкции предприятий. Встал вопрос о новом направлении — социотехнике и методологии инновационной деятельности на предприятии. Наука организации труда, по замыслу Гастева, должна создаваться на стыке социальных и естественных наук. У последних она заимствует экспериментальные методы и математику. В работе «Установка производства методом ЦИТ» (1927 г.) Гастев ставил задачу НОТ — построить современное предприятие как огромную социальную лабораторию. Для этого необходимо создать новую науку — науку социальной перестройки предприятий51. Отсюда и социальный инженеризм как научно-прикладной метод, решающий комплексную проблему в системе «машина-человек»52. В самом общем виде внедренческая программа заключалась в следующем: 1) научное определение исходных элементов производственного процесса; 2) то же самое в трудовом процессе; 3) установление законов анатомии производственного процесса; 4) аналитика законов производства — расчленение процесса и разделение труда; 5) синтез этих законов — соединение ком- 50 Гастев А.К. Как надо работать. М., 1972. С. 30. 51 Гастев А.К. Трудовые установки. М., 1973. С. 159. 52 Там же. С. 250.
Врезка Социально-инженерная машина (Автореферат (тезисы) доклада А.К. Гастева, прочитанного на 1-й Общецитовской конференции 26 октября, 1924 г.) 1. Тенденция лабораторно-одиночного обучения трудовым приемам по методике ЦИТ-а вся пропитана «установками», предопределяющими ту или иную градацию или сложность трудового приема. 2. Сущность методики состоит в том, что наоснове классификации приемов и тщательногоанализа типов движений Устраняется непосредственное психологическое воздействие обучающего на обучаемого. 3. С развитием объективных биологических и,особенно, организационных установок вырастает сложная инструментальная станковая и орга-приспособительная техника или прямо предопределяющая или стимулирующая те или иныереакции и движения. 4- Таким образом, рассчитанная система реакции и движений постепенно включается в опре- деленную систему механизмов или, говоря точнее, в машины, в которых реакции живого работника, техническая и организационная установка сливаются в единые комплексы машинных движений. 5. С переходом от лабораторного и одиночногообучения к массовому приобретают особо важное предопределяющее значение Установочные стандарты сенсорного и моторного (с нашей точки зрения все установки — моторны) типа. 6. Эти био-установочные стандарты должны быть предопределены соответственными орга-установками. 7. Цельная система этих орга-установок, связанная в целое, дает машину, приводимую в движение инструктором-дирижером, или Педагогом-машинистом. 8. Особая регистрационная и сигнализационнаясистема, даст возможность педагогу-машинистуне только управлять установочными стандартами, но и их корректировать на основе индивидуальных реакций. " Гастев А.К. Как надо работать. М„ 1972. С. 301. Там же. С. 196. Таким образом, основной принцип внедренческой программы Гастева — реорганизация производства должна быть тесно связана и решаться параллельно задаче развития у работников навыков постоянного улучшения культуры труда. Метод развития такой установки — он же и главный принцип обучения профессии — переход от простого к сложному, от овладения секретами трудового приема к обучению законам трудовой операции. Важно не просто разложить операцию или процесс на составные элементы, отобрать из них правильные и, отбросив лишние движения, синтезировать «идеальную модель» трудовой операции, как поступали Тейлор, Джилбретт и другие американские ученые. Главное, считал Гастев, раскрыть рабочему законы технологии выполнения его работы, чтобы он изучив их, прочно овладел ими. Такое осмысление позволяет творчески относиться к своему труду. Основная идея Гастева — внедрение как составная часть внутренней эволюции самого производства — послужила ядром его программы нововведения. За внедрение новых форм организации труда, как правило, отвечал специальный штат инструкторов. Они разрабатывали проект организации, проводили тщательный анализ трудового процесса и внедрив экспериментальный образец, занимались впоследствии его отладкой для проведения в серийное производство. Гастев полагал, что внедрение прогрессивных методов неотделимо от обучения рабочих не только их использованию, но и дальнейшему самостоятельному их совершенствованию. 9. Вот здесь-то совершенно неизбежно современный технический инженеризм становится Био-инженеризмом. 10. Био-инженеризм через установочную связьедкого индивидуума с другим, связь индивидуума с комплексами установок, связь комплексаустановок с комплексами индивидуумов и, наконец, с обращением статических установок вдинамические — становится уже Социальным инженеризмом. 11. Основные детали инсталляции машинизированного обучения состоят из установок и их групп, находящихся в постоянной взаимной конструктивной связи. 12. Основные установочные группы три: статическая, динамическая и сенсорная. 13. Статическая группа состоит из следующих установок: ступневой, ножной, туловищной и головной. 14. Динамическая группа состоит из хватательных установок, моторных шаблонов, кондукторов и станков, определяющих движения рук и их координации. 15. Сенсорная группа состоит из зрительных и слуховых установок, определяющих стимулы движений, их перерывы и характер. 16. Режимные установки сигнализируются переменами статических, динамических и сенсорных установок. 17. Статические установки определяются попреимуществу на основе антропометрическихизменений, динамические — на основе психомоторных, сенсорные — на основе сенсорных иреактологических измерений. 18. На основе этих измерений дается установочный стандарт, выражаемый в литерах и координатах, и даются соответствующие Стандартные установки, соответствующие данному индивидууму. 19. Всякие отклонения от стандарта регистрируются особыми аппаратами и на основе регистрационных показаний дается корректирующая сигнализация. 20. Как регистрация, так и сигнализация ведется на основе координаторного графика. Источник: Социально-инженерная машина // Организация труда. 1924. № 8-9. С. 130-131. Высшая форма такой деятельности — непосредственное руководство производственным процессом на участке или предприятии. В этом случае члены бригад занимали административные посты. Два предприятия были превращены в базовые: здесь ЦИТ намеревался организовать производство таким образом, чтобы применить весь цикл своей методики. Использование методов ЦИТ привело в 20-х гг. к подъему ударничества и дальнейшему развитию соцсоревнования на задействованных предприятиях. Идеи А.К. Гастева, претворенные в деятельности научного коллектива ЦИТ, получили широкую известность и признание за рубежом. В 1924 г. он возглавил советскую делегацию на 1 -м Международном съезде НОТ, где методы ЦИТ получили широкое одобрение. Работы ЦИТ приковали к себе внимание многочисленных организаций и ученых Англии, США, Германии, Франции, Чехословакии и других стран. Гастев внес значительный вклад в развитие идей кибернетики и общей теории систем. Его разработки получили мировое признание, они изучаются в США, Англии, Франции и других странах. ; Социальная инЖенерия и прикладная социология Специфика социалистических преобразований как предмета социальной инженерии (социального управления) состоит в том, что они прочно опираются на науку, являются не экстраординарной и временной мерой, а постоянным, долговременным социальным и экономическим мероприятием: касаются фундамента общества — производства и производственных отношений. Н.А. Витке писал что «основной и характерной проблемой НОТа является не столько труд, как проблема физиологическая, сколько сотрудничество, как проблема социально-трудовой организации, что НОТ по природе своей — наука о социальной технике»55. Хотя проблемы НОТ встают перед любой страной, каждый общественный строй создает свой собственный стиль и систему организованного сотрудничества. Таким образом, Гастев и Витке не только увидели необходимость создания новой социальной науки — социальной инженерии, но и определили в общих чертах ее структуру, предмет исследования и сферу приложения. При этом НОТ переводилась из области технико-организационного мероприятия в сферу социологического знания с четко выраженной прикладной ориентацией. Социальная инженерия и прикладная социология, несмотря на их сходство, не тождественны. Первая из них — это техническая деятельность по совершенствованию организации производства, учитывающая роль социальных факторов и направленная на улучшение условий труда. Основные ее этапы: разработка социально-технического проекта (карта организации рабочего места, хронокарта рабочего и внерабочего времени, оперограммы и т.п.), внедрение практических рекомендаций — процесс социотехнического нововве- 55 Витке Н. А. Указ. соч. С. 140. дения: эксплуатация внедренной системы в условиях нормальной работы предприятия. Вторая, в то же время, понималась как научная процедура обеспечения производства исходной экономической, технической и социальной информацией. В ее основе лежат данные статистики, профессионального тестирования, социологических опросов. Конечно, с точки зрения сегодняшней науки уровень методологического обеспечения таких исследований был невысок, и, тем не менее, — в этой области были определенные достижения. В работах Харьковского института перестройка управления рассматривалась как многоэтапная деятельность. На первом этапе «ставится диагноз ситуации», сложившейся на предприятии, определяются узловые проблемы, которые предстоит решить. Затем на основе предварительных расчетов пересматривается существующая профессионально-квалификационная структура в контексте изучения содержания труда и требований, предъявляемых к работнику. Далее, создается «кодекс квалификационных норм». Следующий шаг — построение системы «норм производительности», т.е. изучение факторов производительности труда (состояние оборудования, снабжение материалами, учет индивидуальных способностей работника). Такого рода деятельность, типичная для социальной инженерии, требует обработки огромного эмпирического материала, проведения множества повторных опытов. В1927 г. А.К.. Гастев поставил задачу превратить современное предприятие в огромную социальную лабораторию, для чего необходимо было создать новую науку о социальной перестройке предприятий56. Социальная инженерия рассматривалась как научно-прикладной метод решения комплексной проблемы в системе «машина — человек»57. По мнению Гастева, научный эксперимент и техническая рационализация выступают логическим завершением перестройки производства. Прогрессивная форма внедрения результатов науки в практику предстает как массовые движения ударников, например, стахановское движение, которое прежде всего представляет собой новую организацию труда — рационализацию технологических процессов, освобождение квалифицированных рабочих от вспомогательных операций и т.д. В результате таких нововведений заметно повышается производительность труда, растет заработная плата трудя -щихся. Хотя стахановское движение еще только зарождалось в те времена, когда его изучал Гастев, ученый увидел в нем огромную преобразующую силу. В то же время Гастев не преуменьшал трудности, стоящие на пути внедрения стахановского метода. Когда хозяйственные руководители применяют новые методы по старинке, не опираясь на знание законов производства и своевременное обслуживание рабочих мест всем необходимым, новые формы организации не приносят должного эффекта, а сама идея дискредитируется. Отличительная особенность неправильного внедрения — «рваный ритм труда», медленный в начале и штурмовщина в конце. В массовом производстве с его ускоряющимся темпом работы и жесткой регламентацией необходим научный эксперимент и техническая рационализация. Оценивая стахановское движение как положительный фактор экономики, Гастев не ошибался. В самом начале оно таким и было. Эффективное внедрение того же стахановского метода требует «клинического» анализа ситуации и проведения ряда организационных мероприятий. 56 Гастев А. К. Трудовые установки. М., 1973. С. 159. 57 Там же. С. 250. Современное производство — это система взаимосвязанных рабочих мест Поэтому на первый план выдвигается задача их обслуживания — создана «системы актуального предупредительного обслуживания»58. Хозяйственни ки же нередко забывают об этом и внедряют новые методы по старинке, т.е не опираясь на знания законов производства, его анатомии и организации Но если предварительное обеспечение рабочих мест всем необходимым за паздывает, нововведение не срабатывает. Это справедливо было и во време на Гастева, и сегодня, когда щекинский и аксайский методы, бригадньп подряд и гибкий режим труда срывались из-за самых элементарных непола док. Для неправильного внедрения характерен рваный ритм труда — медлен ный темп в начале работы и штурмовщина в конце. Гастев полагал, что самым верным признаком такого рода «инфекцион ной болезни» является «обюрокрачивание» — все штаты предприятия запол нены, но ни один работник не включен в спокойный ритм труда. Кажется что производство бежит вперед, а на самом деле оно топчется на месте. Во-почему консультант по управлению должен действовать по принципу: сначала я нарисую аналитическую картину рабочего места, а затем уже скажу как у вас организован завод59. Обобщив нововведенческий опыт (а он у Гастева был огромен), директор ЦИТ приходит к выводу: «предприятия, не имеющие развитой культуры обслуживания, задерживают рост стахановскогс движения», и вообще любого прогрессивного начинания. Только высока* культура обслуживания производства гарантирует конечный эффект внедрения, более того — она служит базой для дальнейшего совершенствована организации труда. Если вы внедрили нечто и на этом успокоились, успех к вам не придет. Он у тех, кто всегда в пути. Принцип постоянного совершенствования внедренной системы органично связан с другим принципом: внедрение должно быть делом внутренней эволюции самого производства, а не привнесения науки извне. Оба они составляют ядро гастевской программы нововведения. Сегодня мы о них забываем, предпочитая революцию «сверху» эволюции «снизу». А жаль. Каким образом Гастев собирался решать поставленную задачу? Внедрением у него занимался штат специальных инструкторов. Они создавали проект организации, производили «клинический» анализ (хронометраж) трудовых процессов, внедряли новую систему, а затем занимались ее отладкой и эксплуатацией. Собственно говоря, таким же путем шел в свое время и Тейлор. Придерживались подобной технологии и многие советские нотовцы, скажем, А. Журавский. Оригинальность Гастева в тесном соединении внедрения новых форм организации труда и системы обучения рабочих новым трудовым приемам. Главное, рассуждал Гастев, дать каждому рабочему не «застывшую форму» или стандарт, как это делал Тейлор, а психологическую и общебиологическую установку: нацеленность на постоянное, каждодневное совершенствование и приемов, и организации труда60. «Принцип параллельности», когда реорганизация производства идет рука об руку с развитием самих работников, выделял гастевскую программу не только в ряду советских, но и зарубежных методик. Главный принцип обу- 51 Гастев А. К. Трудовые установ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.26.185 (0.014 с.) |