![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Кадры решают все или почти все
В течение 1970—1980-х гг. множилось число новых социологических служб работа прикладного социолога и психолога превращалась в одну из самых мод ных и перспективных. Но кто тогда трудился в должности социолога? По дан ным Ж. Тростановского40, 84% из них — филологи, историки, географы и хи мики, не захотевшие или не сумевшие работать в школе, инженеры, явно пред почитающие спокойное место в социологической лаборатории более хлопотном занятию по проектированию новой техники и технологии. Есть здесь и бывши медсестры, товароведы, бухгалтеры. Даже воспитатели детских садов. Как пра вило, преобладают женщины, вследствие чего происходит феминизация за водского сектора промышленной социологии. В 1984— 1985 гг. отдел отраслевых проблем социального управления ВН Ш Информэлектро провел исследование эффективности работы социологичес ких служб предприятий электротехнической промышленности. Оказывается "Ритвин В.Г. Социологическая служба предприятий и проблема повышения эффективности соци 4о °логических исследований // Социологические исследования. 1980. № 4. С. 74. |н>авченко А.И. Служба социального развития на хозрасчете // Социологические исследования. 198f более половины социологов отрасли имели техническое образование, около трети — гуманитарное, чуть более 10% — экономическое. Обязанности социолога на предприятиях часто выполняют инженеры различных специальностей (строители, технологи, механики, электрики, теплотехники, приборостроители, специалисты в области радиосвязи и радиоэлектронной аппаратуры). Оказался высоким средний возраст специалистов-прикладников. «Мы обнаружили и другие настораживающие факты. Две трети заводских социологов не участвовали в проведении социологических исследований до поступления на завод, где работают в настоящее время, т.е. не имеют достаточного практического опыта. Ведь любой работник, если он испытывает профессиональные затруднения, может обратиться за советом хотя бы к руководителю. Социологи же такой возможности чаще всего не имеют и вынуждены искать консультанта на стороне, иной раз даже в других городах. Если при этом учесть, что половина из них имеет социологический стаж до трех лет, а большинство работающих социологами не имеют специального образования по этой профессии, то станет ясно, какую остроту приобретает вопрос об их переподготовке»41. Еще в 1969 г. отмечалось: «Нет у науки врага страшнее дилетанта. В картотеке лаборатории Кировского завода я выписал профессии людей, решивших
Врезка Письмо в редакцию Завадским социологическим службам Нужны профессионалы В периодической печати неоднократно поднимался вопрос о заводских социологах: число их растет, а должности эти по-прежнему нередко занимают случайные, некомпетентные люди. Например, в электротехнической промышленности функционирует 186 социологических служб (297 сотрудников), в которых работают гидротехники, историки, инженеры-строители, металлурги, психологи, педагоги, плановики, зоотехники — кто угодно, но не социологи. Неудивительно, что люди, занимающиеся не своим делом, долго на этом месте не задерживаются: среди работников социологических служб отрасли очень велика текучесть кадров. Так, только в одном промышленном объединении — «Союзэлектроаппарате» — на конец 1982 г. она составила 38%. Сложилась парадоксальная ситуация: социологи вынуждены исследовать мотивы текучести среди своих коллег, которые объясняются не только отсутствием профессиональной подготовки, но и довольно низкими статусом и зарплатой заводского социолога, коротким отпуском и т.п. Мы проверяли работу социологических служб отрасли и убедились, что лучше других справляются с делом специалисты, знающие производство и имеющие философскую, психологическую, экономическую подготовку. Следова- тельно, в ситуации, когда еще не налажена подготовка социологов в системе высшей школы, а социологические службы продолжают создаваться и расширяться, четкие критерии при отборе работников на первых порах могут помочь делу. Но, конечно, по-прежнему главным остается вопрос о профессиональной подготовке столь необходимых промышленности специалистов по стабильной общесоюзной программе. От случайных людей, занимающихся социальными исследованиями, польза минимальная, не говоря уже о том, что они подчас компрометируют науку.
Ж.С. Тростановский, старший научный сотрудник отдела отраслевых проблем социального управления. Информэлектро (Министерство электротехнической промышленности СССР), г. Москва Источник: Социологические исследования. 1984. № 2. С. 182-183. 41 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 36.
податься в социологию: технолог-механик, просто механик, инженер, педагог, историк, математик, геолог, филолог. Некоторое время назад в самой лаборатории завода работали преподаватель начальной школы, студент, летчик в отставке»42. За годы, прошедшие с той поры, немногое изменилось в социологических лабораториях предприятий. Социологами по-прежнему числятся представители сотен весьма почтенных специальностей. Дефицит профессиональных знаний у советских социологов, занятых прикладными исследованиями на предприятиях, ощущался у 88% опрошенных в исследовании социологов. Недостаток знаний имел как минимум два негативных последствия. Во-первых, отсутствие необходимых знаний ухудшало качество исследований, повышая необоснованность разрабатываемых рекомендаций, внедрение которых в лучшем случае не приносило никакой пользы. Во-вторых, недостаток знаний нередко служил причиной профессионального бессилия, которое снижало удовлетворенность социологов своей работой и соответственно увеличивало среди них текучесть кадров. Таблица; Зависимость удовлетворенности работой от стажа работы социологом, %43
Из табл. 3 видно, что доля удовлетворенных работой заводских социологе! резко возрастала в первые три года их профессиональной деятельности и также резко падала после этого. Соответственно после трех лет стажа расширялась дол* неудовлетворенных. Это объясняется следующими обстоятельствами. На должность заводских социологов приходили главным образом представители другю профессий, которых привлекал престиж такой работы, но обманывала ее кажущаяся простота и доступность. Они считали: достаточно быть зачисленным f должность и можно смело приниматься за составление анкеты. Таким работни- 4з 1°лембиовский И. Социолог на заводе. // Известия. 1969. 28 окт. '-лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 37. кам неизвестно, что составление социологических анкет, во-первых, не главное содержание, а лишь один из многих аспектов деятельности социолога, а во-вторых, что разработка социологических анкет — целая наука, что любой ее вопрос отрабатывается годами для того, чтобы получить на него истинную информацию. Как следствие, первые 2—2,5 года деятельности социолога-новичка тратились на ознакомление с предприятием, определение темы исследования, обучение азам социологии, попытку самостоятельно разработать программу и анкету. В то время, когда руководство ожидало от социолога максимума отдачи, ему приходилось методом самообучения компенсировать отсутствующее в стране высшее социологическое образование, начитывая литературу, консультируясь с опытными специалистами, пробуя и ошибаясь.
Именно в первые два-три года, когда социолог решал, остаться ли ему на данном рабочем месте, а директор — оставлять ли у себя полуграмотного специалиста, формировалось отношение к труду и происходил ответственейший процесс закрепления кадров. К сожалению, и эмпирические данные показали эту тенденцию со всей очевидностью, пик неудовлетворенности и уровень потенциальной миграции приходится как раз на эти злополучные годы. Неудовлетворенный и малограмотный социолог — плохой помощник хозяйственнику. Он способен только на тривиальные советы и примитивные расчеты данных. Ничего нового руководителю они не дают и потому социологические рекомендации часто не реализовались на практике. И социолог, и его руководители убеждались в бесполезности совместной работы. Социолога начинали активно использовать на других работах, например, при оформлении документации, организации выставок, подшефной помощи колхозу. Росла взаимная неудовлетворенность социолога и руководителя, возникала мысль о перемене места работы. Достаточно сказать, что за 1983—1984 гг. на заводах электротехнической промышленности сменилось около 60% социологов. Средний стаж их социологической работы составлял 2,1 года, а стаж работы на данном предприятии — 2,5 года. Более 65% уволившихся не имели профилирующего образования по общественным наукам (инженеры, учителя и др.), и никто не имел социологической профессиональной подготовки44. Причины неэффективности практических рекомендаций Практическая отдача заводской социологии — тема, которая постоянно обсуждалась в 70—80-е гг. В качестве одной из причин неэффективности заводской социологии специалисты называли слабую заинтересованность руководителей предприятий в использовании социологов по прямому назначению. Второй причиной считали слабую хозяйственную самостоятельность предприятий: нет хозяйственной самостоятельности — нети заинтересованности руководства в решении социальных проблем. От него требовали выполнения прежде всего экономического плана, который в большинстве случаев являлся достаточно напряженным и требовал максимальной мобилизации резервов. Кроме того, за выполнение экономического плана руководитель нес государственную ответственность, а социального — только моральную (перед коллективом).
Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 38. В среде хозяйственников постепенно складывался миф о якобы затратном характере социального планирования и решения социальных задач. Дело е том, что практическая отдача от капиталовложений в социальную сферу имеет не сиюминутный, а растянутый во времени характер. Иногда отдачи приходится ждать годами, а иногда ее непосредственно видеть было вообще невозможно. Например, строительство жилья и детских садов может не привести к резкому повышению производительности труда, не дать немедленного эффекта. Это и понятно, поскольку социальная инфраструктура и условия труда относятся к таким факторам, улучшение которых снижает неудовлетворенность трудом, но производительность при этом не обязательно возрастает. Решение вопросов улучшения труда и быта помогает закреплению кадров на предприятии и стабилизации трудового коллектива, однако отдачу от стабилизации руководство увидит не сразу. Снижению практической отдачи заводской социологии способствовали и сами социологи. В вузах и на курсах повышения квалификации их никто не учил тому, как формулировать практические рекомендации на понятном для руководства языке, кратко, по-деловому, с привлечением цифр и убедительных аргументов. Все постигалось на собственном опыте, иногда ценой горьких разочарований. От недостаточной квалификации рекомендации носили преимущественно декларативный характер: «повысить», «улучшить», «обратить внимание». Неудивительно, что хозяйственники теряли всякий интерес к социологии. В середине 70-х гг. Э.М. Коржева проанализировала планы социального развития 52 промышленных предприятий и установила, что «общим недостатком всех планов являются неконкретность одних мероприятий, сформулированных по принципу «повысить», «поднять», «улучшить», и малая значительность других мероприятий типа «закупить столько-то горшков с цветами», «выкрасить столько-то станков в приятный для глаза цвет»45. В середине 80-х гг. многие специалисты по методологическим вопросам развития заводской и прикладной социологии пришли к выводу о том, что разрабатываемые на предприятиях социальные показатели должны нести не только информационную нагрузку, но и легко преобразовываться в управленческие решения. Было обосновано, что главная задача социолога на предприятии состоит не в поисковой, а во внедренческой деятельности. Такой подход лучше отражал сложившееся к тому времени разделение труда между академической социологией, занятой проведением крупномасштабных эмпирических исследований, и заводской социологией, призванной решать конкретные социальные задачи на конкретном предприятии. Наметился определенный отход от старой модели деятельности, когда заводской социолог во многом дублировал функции и копировал методы работы академического социолога. К концу 80-х гг., а еще более явно в начале 90-х гг. профиль социолога-прикладника изменился. Он стал не исследователем, а социальным инженером. Его функциональная обязанность — преобразование социологических знаний, добытых академическими учеными на основе проведения фундаментальных исследований, в практические управленческие решения.
Еще одна причина слабой практической отдачи — малочисленность служб. Большинство социологов на предприятиях действовали в составе лабораторий НОТ, реже они выделялись в самостоятельное подразделение. Типич- Социология и производство. Казань, 1976. С. 38. ный пример — социологическая служба харьковского завода «Серп и молот», состоявшая из 2 сотрудников. Малочисленность социологической службы не позволяла заниматься серьезными проработками социальных вопросов. Кроме того, поскольку социологи трудились в составе других подразделений, их отвлекали на решение непрофильных задач. На основную работу времени оставалось мало. Поэтому основным видом исследования являлись оперативные опросы общественного мнения, информирование руководства о положении дел на предприятии, но не практические внедрения. Среди других причин специалисты называли слабую взаимосвязь заводской социологии с академической, ошибки в организации научного труда, нечеткость функций и задач социологической службы, противоречивость получаемых методических рекомендаций, отсутствие социологического образования у руководителей и невысокая квалификация самих социологов. В результате сложилась определенная диспропорция в развитии заводской социологии: количественный ее рост происходит за счет ухудшения некоторых качественных показателей, особенно организации труда, кооперации и согласованности действий. Таким образом, сфера приложения труда социологов и психологов оставалась неустойчивой. И конечно же, подобная ситуация не соответствовала потребностям ускорения социально-экономического развития страны.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.152.207 (0.015 с.) |