Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кадры решают все или почти все
В течение 1970—1980-х гг. множилось число новых социологических служб работа прикладного социолога и психолога превращалась в одну из самых мод ных и перспективных. Но кто тогда трудился в должности социолога? По дан ным Ж. Тростановского40, 84% из них — филологи, историки, географы и хи мики, не захотевшие или не сумевшие работать в школе, инженеры, явно пред почитающие спокойное место в социологической лаборатории более хлопотном занятию по проектированию новой техники и технологии. Есть здесь и бывши медсестры, товароведы, бухгалтеры. Даже воспитатели детских садов. Как пра вило, преобладают женщины, вследствие чего происходит феминизация за водского сектора промышленной социологии. В 1984— 1985 гг. отдел отраслевых проблем социального управления ВН Ш Информэлектро провел исследование эффективности работы социологичес ких служб предприятий электротехнической промышленности. Оказывается "Ритвин В.Г. Социологическая служба предприятий и проблема повышения эффективности соци 4о °логических исследований // Социологические исследования. 1980. № 4. С. 74. |н>авченко А.И. Служба социального развития на хозрасчете // Социологические исследования. 198f более половины социологов отрасли имели техническое образование, около трети — гуманитарное, чуть более 10% — экономическое. Обязанности социолога на предприятиях часто выполняют инженеры различных специальностей (строители, технологи, механики, электрики, теплотехники, приборостроители, специалисты в области радиосвязи и радиоэлектронной аппаратуры). Оказался высоким средний возраст специалистов-прикладников. «Мы обнаружили и другие настораживающие факты. Две трети заводских социологов не участвовали в проведении социологических исследований до поступления на завод, где работают в настоящее время, т.е. не имеют достаточного практического опыта. Ведь любой работник, если он испытывает профессиональные затруднения, может обратиться за советом хотя бы к руководителю. Социологи же такой возможности чаще всего не имеют и вынуждены искать консультанта на стороне, иной раз даже в других городах. Если при этом учесть, что половина из них имеет социологический стаж до трех лет, а большинство работающих социологами не имеют специального образования по этой профессии, то станет ясно, какую остроту приобретает вопрос об их переподготовке»41. Еще в 1969 г. отмечалось: «Нет у науки врага страшнее дилетанта. В картотеке лаборатории Кировского завода я выписал профессии людей, решивших
Врезка Письмо в редакцию Завадским социологическим службам Нужны профессионалы В периодической печати неоднократно поднимался вопрос о заводских социологах: число их растет, а должности эти по-прежнему нередко занимают случайные, некомпетентные люди. Например, в электротехнической промышленности функционирует 186 социологических служб (297 сотрудников), в которых работают гидротехники, историки, инженеры-строители, металлурги, психологи, педагоги, плановики, зоотехники — кто угодно, но не социологи. Неудивительно, что люди, занимающиеся не своим делом, долго на этом месте не задерживаются: среди работников социологических служб отрасли очень велика текучесть кадров. Так, только в одном промышленном объединении — «Союзэлектроаппарате» — на конец 1982 г. она составила 38%. Сложилась парадоксальная ситуация: социологи вынуждены исследовать мотивы текучести среди своих коллег, которые объясняются не только отсутствием профессиональной подготовки, но и довольно низкими статусом и зарплатой заводского социолога, коротким отпуском и т.п. Мы проверяли работу социологических служб отрасли и убедились, что лучше других справляются с делом специалисты, знающие производство и имеющие философскую, психологическую, экономическую подготовку. Следова- тельно, в ситуации, когда еще не налажена подготовка социологов в системе высшей школы, а социологические службы продолжают создаваться и расширяться, четкие критерии при отборе работников на первых порах могут помочь делу. Но, конечно, по-прежнему главным остается вопрос о профессиональной подготовке столь необходимых промышленности специалистов по стабильной общесоюзной программе. От случайных людей, занимающихся социальными исследованиями, польза минимальная, не говоря уже о том, что они подчас компрометируют науку.
Ж.С. Тростановский, старший научный сотрудник отдела отраслевых проблем социального управления. Информэлектро (Министерство электротехнической промышленности СССР), г. Москва Источник: Социологические исследования. 1984. № 2. С. 182-183. 41 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 36. податься в социологию: технолог-механик, просто механик, инженер, педагог, историк, математик, геолог, филолог. Некоторое время назад в самой лаборатории завода работали преподаватель начальной школы, студент, летчик в отставке»42. За годы, прошедшие с той поры, немногое изменилось в социологических лабораториях предприятий. Социологами по-прежнему числятся представители сотен весьма почтенных специальностей. Дефицит профессиональных знаний у советских социологов, занятых прикладными исследованиями на предприятиях, ощущался у 88% опрошенных в исследовании социологов. Недостаток знаний имел как минимум два негативных последствия. Во-первых, отсутствие необходимых знаний ухудшало качество исследований, повышая необоснованность разрабатываемых рекомендаций, внедрение которых в лучшем случае не приносило никакой пользы. Во-вторых, недостаток знаний нередко служил причиной профессионального бессилия, которое снижало удовлетворенность социологов своей работой и соответственно увеличивало среди них текучесть кадров. Таблица; Зависимость удовлетворенности работой от стажа работы социологом, %43
Из табл. 3 видно, что доля удовлетворенных работой заводских социологе! резко возрастала в первые три года их профессиональной деятельности и также резко падала после этого. Соответственно после трех лет стажа расширялась дол* неудовлетворенных. Это объясняется следующими обстоятельствами. На должность заводских социологов приходили главным образом представители другю профессий, которых привлекал престиж такой работы, но обманывала ее кажущаяся простота и доступность. Они считали: достаточно быть зачисленным f должность и можно смело приниматься за составление анкеты. Таким работни- 4з 1°лембиовский И. Социолог на заводе. // Известия. 1969. 28 окт. '-лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 37. кам неизвестно, что составление социологических анкет, во-первых, не главное содержание, а лишь один из многих аспектов деятельности социолога, а во-вторых, что разработка социологических анкет — целая наука, что любой ее вопрос отрабатывается годами для того, чтобы получить на него истинную информацию. Как следствие, первые 2—2,5 года деятельности социолога-новичка тратились на ознакомление с предприятием, определение темы исследования, обучение азам социологии, попытку самостоятельно разработать программу и анкету. В то время, когда руководство ожидало от социолога максимума отдачи, ему приходилось методом самообучения компенсировать отсутствующее в стране высшее социологическое образование, начитывая литературу, консультируясь с опытными специалистами, пробуя и ошибаясь.
Именно в первые два-три года, когда социолог решал, остаться ли ему на данном рабочем месте, а директор — оставлять ли у себя полуграмотного специалиста, формировалось отношение к труду и происходил ответственейший процесс закрепления кадров. К сожалению, и эмпирические данные показали эту тенденцию со всей очевидностью, пик неудовлетворенности и уровень потенциальной миграции приходится как раз на эти злополучные годы. Неудовлетворенный и малограмотный социолог — плохой помощник хозяйственнику. Он способен только на тривиальные советы и примитивные расчеты данных. Ничего нового руководителю они не дают и потому социологические рекомендации часто не реализовались на практике. И социолог, и его руководители убеждались в бесполезности совместной работы. Социолога начинали активно использовать на других работах, например, при оформлении документации, организации выставок, подшефной помощи колхозу. Росла взаимная неудовлетворенность социолога и руководителя, возникала мысль о перемене места работы. Достаточно сказать, что за 1983—1984 гг. на заводах электротехнической промышленности сменилось около 60% социологов. Средний стаж их социологической работы составлял 2,1 года, а стаж работы на данном предприятии — 2,5 года. Более 65% уволившихся не имели профилирующего образования по общественным наукам (инженеры, учителя и др.), и никто не имел социологической профессиональной подготовки44. Причины неэффективности практических рекомендаций Практическая отдача заводской социологии — тема, которая постоянно обсуждалась в 70—80-е гг. В качестве одной из причин неэффективности заводской социологии специалисты называли слабую заинтересованность руководителей предприятий в использовании социологов по прямому назначению. Второй причиной считали слабую хозяйственную самостоятельность предприятий: нет хозяйственной самостоятельности — нети заинтересованности руководства в решении социальных проблем. От него требовали выполнения прежде всего экономического плана, который в большинстве случаев являлся достаточно напряженным и требовал максимальной мобилизации резервов. Кроме того, за выполнение экономического плана руководитель нес государственную ответственность, а социального — только моральную (перед коллективом).
Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 38. В среде хозяйственников постепенно складывался миф о якобы затратном характере социального планирования и решения социальных задач. Дело е том, что практическая отдача от капиталовложений в социальную сферу имеет не сиюминутный, а растянутый во времени характер. Иногда отдачи приходится ждать годами, а иногда ее непосредственно видеть было вообще невозможно. Например, строительство жилья и детских садов может не привести к резкому повышению производительности труда, не дать немедленного эффекта. Это и понятно, поскольку социальная инфраструктура и условия труда относятся к таким факторам, улучшение которых снижает неудовлетворенность трудом, но производительность при этом не обязательно возрастает. Решение вопросов улучшения труда и быта помогает закреплению кадров на предприятии и стабилизации трудового коллектива, однако отдачу от стабилизации руководство увидит не сразу. Снижению практической отдачи заводской социологии способствовали и сами социологи. В вузах и на курсах повышения квалификации их никто не учил тому, как формулировать практические рекомендации на понятном для руководства языке, кратко, по-деловому, с привлечением цифр и убедительных аргументов. Все постигалось на собственном опыте, иногда ценой горьких разочарований. От недостаточной квалификации рекомендации носили преимущественно декларативный характер: «повысить», «улучшить», «обратить внимание». Неудивительно, что хозяйственники теряли всякий интерес к социологии. В середине 70-х гг. Э.М. Коржева проанализировала планы социального развития 52 промышленных предприятий и установила, что «общим недостатком всех планов являются неконкретность одних мероприятий, сформулированных по принципу «повысить», «поднять», «улучшить», и малая значительность других мероприятий типа «закупить столько-то горшков с цветами», «выкрасить столько-то станков в приятный для глаза цвет»45. В середине 80-х гг. многие специалисты по методологическим вопросам развития заводской и прикладной социологии пришли к выводу о том, что разрабатываемые на предприятиях социальные показатели должны нести не только информационную нагрузку, но и легко преобразовываться в управленческие решения. Было обосновано, что главная задача социолога на предприятии состоит не в поисковой, а во внедренческой деятельности. Такой подход лучше отражал сложившееся к тому времени разделение труда между академической социологией, занятой проведением крупномасштабных эмпирических исследований, и заводской социологией, призванной решать конкретные социальные задачи на конкретном предприятии. Наметился определенный отход от старой модели деятельности, когда заводской социолог во многом дублировал функции и копировал методы работы академического социолога. К концу 80-х гг., а еще более явно в начале 90-х гг. профиль социолога-прикладника изменился. Он стал не исследователем, а социальным инженером. Его функциональная обязанность — преобразование социологических знаний, добытых академическими учеными на основе проведения фундаментальных исследований, в практические управленческие решения.
Еще одна причина слабой практической отдачи — малочисленность служб. Большинство социологов на предприятиях действовали в составе лабораторий НОТ, реже они выделялись в самостоятельное подразделение. Типич- Социология и производство. Казань, 1976. С. 38. ный пример — социологическая служба харьковского завода «Серп и молот», состоявшая из 2 сотрудников. Малочисленность социологической службы не позволяла заниматься серьезными проработками социальных вопросов. Кроме того, поскольку социологи трудились в составе других подразделений, их отвлекали на решение непрофильных задач. На основную работу времени оставалось мало. Поэтому основным видом исследования являлись оперативные опросы общественного мнения, информирование руководства о положении дел на предприятии, но не практические внедрения. Среди других причин специалисты называли слабую взаимосвязь заводской социологии с академической, ошибки в организации научного труда, нечеткость функций и задач социологической службы, противоречивость получаемых методических рекомендаций, отсутствие социологического образования у руководителей и невысокая квалификация самих социологов. В результате сложилась определенная диспропорция в развитии заводской социологии: количественный ее рост происходит за счет ухудшения некоторых качественных показателей, особенно организации труда, кооперации и согласованности действий. Таким образом, сфера приложения труда социологов и психологов оставалась неустойчивой. И конечно же, подобная ситуация не соответствовала потребностям ускорения социально-экономического развития страны.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.200.255 (0.02 с.) |