Кадры решают все или почти все 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кадры решают все или почти все



В течение 1970—1980-х гг. множилось число новых социологических служб работа прикладного социолога и психолога превращалась в одну из самых мод ных и перспективных. Но кто тогда трудился в должности социолога? По дан ным Ж. Тростановского40, 84% из них — филологи, историки, географы и хи мики, не захотевшие или не сумевшие работать в школе, инженеры, явно пред почитающие спокойное место в социологической лаборатории более хлопотном занятию по проектированию новой техники и технологии. Есть здесь и бывши медсестры, товароведы, бухгалтеры. Даже воспитатели детских садов. Как пра вило, преобладают женщины, вследствие чего происходит феминизация за водского сектора промышленной социологии.

В 1984— 1985 гг. отдел отраслевых проблем социального управления ВН Ш Информэлектро провел исследование эффективности работы социологичес ких служб предприятий электротехнической промышленности. Оказывается

"Ритвин В.Г. Социологическая служба предприятий и проблема повышения эффективности соци 4о °логических исследований // Социологические исследования. 1980. № 4. С. 74. |н>авченко А.И. Служба социального развития на хозрасчете // Социологические исследования. 198f

более половины социологов отрасли имели техническое образование, около трети — гуманитарное, чуть более 10% — экономическое. Обязанности соци­олога на предприятиях часто выполняют инженеры различных специальнос­тей (строители, технологи, механики, электрики, теплотехники, приборост­роители, специалисты в области радиосвязи и радиоэлектронной аппаратуры). Оказался высоким средний возраст специалистов-прикладников. «Мы обна­ружили и другие настораживающие факты. Две трети заводских социологов не участвовали в проведении социологических исследований до поступления на завод, где работают в настоящее время, т.е. не имеют достаточного практи­ческого опыта. Ведь любой работник, если он испытывает профессиональные затруднения, может обратиться за советом хотя бы к руководителю. Социоло­ги же такой возможности чаще всего не имеют и вынуждены искать консуль­танта на стороне, иной раз даже в других городах. Если при этом учесть, что половина из них имеет социологический стаж до трех лет, а большинство ра­ботающих социологами не имеют специального образования по этой профес­сии, то станет ясно, какую остроту приобретает вопрос об их переподготовке»41. Еще в 1969 г. отмечалось: «Нет у науки врага страшнее дилетанта. В карто­теке лаборатории Кировского завода я выписал профессии людей, решивших

Врезка

Письмо в редакцию

Завадским социологическим службам

Нужны профессионалы

В периодической печати неоднократно подни­мался вопрос о заводских социологах: число их растет, а должности эти по-прежнему нередко занимают случайные, некомпетентные люди. Например, в электротехнической промышленно­сти функционирует 186 социологических служб (297 сотрудников), в которых работают гидро­техники, историки, инженеры-строители, метал­лурги, психологи, педагоги, плановики, зоотехники — кто угодно, но не социологи. Неудивительно, что люди, занимающиеся не своим делом, долго на этом месте не задержи­ваются: среди работников социологических служб отрасли очень велика текучесть кадров. Так, только в одном промышленном объедине­нии — «Союзэлектроаппарате» — на конец 1982 г. она составила 38%. Сложилась парадоксальная ситуация: социологи вынуждены исследовать мотивы текучести среди своих коллег, которые объясняются не только отсутствием професси­ональной подготовки, но и довольно низкими статусом и зарплатой заводского социолога, коротким отпуском и т.п.

Мы проверяли работу социологических служб отрасли и убедились, что лучше других справ­ляются с делом специалисты, знающие произ­водство и имеющие философскую, психологи­ческую, экономическую подготовку. Следова-

тельно, в ситуации, когда еще не налажена под­готовка социологов в системе высшей школы, а социологические службы продолжают созда­ваться и расширяться, четкие критерии при от­боре работников на первых порах могут помочь делу. Но, конечно, по-прежнему главным оста­ется вопрос о профессиональной подготовке столь необходимых промышленности специа­листов по стабильной общесоюзной програм­ме. От случайных людей, занимающихся соци­альными исследованиями, польза минималь­ная, не говоря уже о том, что они подчас компрометируют науку.

Ж.С. Тростановский, старший научный сотруд­ник отдела отраслевых проблем социального уп­равления. Информэлектро (Министерство элек­тротехнической промышленности СССР), г. Москва

Источник: Социологические исследования. 1984. № 2. С. 182-183.

41 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 36.

податься в социологию: технолог-механик, просто механик, инженер, педагог, исто­рик, математик, геолог, филолог. Некото­рое время назад в самой лаборатории заво­да работали преподаватель начальной шко­лы, студент, летчик в отставке»42. За годы, прошедшие с той поры, немногое измени­лось в социологических лабораториях пред­приятий. Социологами по-прежнему чис­лятся представители сотен весьма почтен­ных специальностей.

Дефицит профессиональных знаний у советских социологов, занятых прикладны­ми исследованиями на предприятиях, ощу­щался у 88% опрошенных в исследовании социологов. Недостаток знаний имел как минимум два негативных последствия. Во-первых, отсутствие необходимых знаний ухудшало качество исследований, повышая необоснованность разрабатываемых реко­мендаций, внедрение которых в лучшем случае не приносило никакой пользы. Во-вторых, недостаток знаний нередко служил причиной профессионального бес­силия, которое снижало удовлетворенность социологов своей работой и соот­ветственно увеличивало среди них текучесть кадров.

Таблица; Зависимость удовлетворенности работой от стажа работы социологом, %43

 

Стаж работы социологом По массиву в целом Удовлетворены работой Не удовлетворены работой
До 1 года 16,3 17,0 15,9
1 —3 года 30.0 39.0 24.0
4—5 лет 23,1 23,7 22.7
6—10 лет 19,0 15,2 21,5
Более 10 лет 11,6 5,1 15,9
Итого 100,0 100,0 100,0

Из табл. 3 видно, что доля удовлетворенных работой заводских социологе! резко возрастала в первые три года их профессиональной деятельности и также резко падала после этого. Соответственно после трех лет стажа расширялась дол* неудовлетворенных. Это объясняется следующими обстоятельствами. На долж­ность заводских социологов приходили главным образом представители другю профессий, которых привлекал престиж такой работы, но обманывала ее кажу­щаяся простота и доступность. Они считали: достаточно быть зачисленным f должность и можно смело приниматься за составление анкеты. Таким работни-

4з 1°лембиовский И. Социолог на заводе. // Известия. 1969. 28 окт. '-лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 37.

кам неизвестно, что составление социологических анкет, во-первых, не главное содержание, а лишь один из многих аспектов деятельности социолога, а во-вто­рых, что разработка социологических анкет — целая наука, что любой ее вопрос отрабатывается годами для того, чтобы получить на него истинную информацию.

Как следствие, первые 2—2,5 года деятельности социолога-новичка тра­тились на ознакомление с предприятием, определение темы исследования, обучение азам социологии, попытку самостоятельно разработать программу и анкету. В то время, когда руководство ожидало от социолога максимума от­дачи, ему приходилось методом самообучения компенсировать отсутствую­щее в стране высшее социологическое образование, начитывая литературу, консультируясь с опытными специалистами, пробуя и ошибаясь.

Именно в первые два-три года, когда социолог решал, остаться ли ему на данном рабочем месте, а директор — оставлять ли у себя полуграмотного спе­циалиста, формировалось отношение к труду и происходил ответственейший процесс закрепления кадров. К сожалению, и эмпирические данные пока­зали эту тенденцию со всей очевидностью, пик неудовлетворенности и уро­вень потенциальной миграции приходится как раз на эти злополучные годы.

Неудовлетворенный и малограмотный социолог — плохой помощник хо­зяйственнику. Он способен только на тривиальные советы и примитивные рас­четы данных. Ничего нового руководителю они не дают и потому социологи­ческие рекомендации часто не реализовались на практике. И социолог, и его руководители убеждались в бесполезности совместной работы. Социолога на­чинали активно использовать на других работах, например, при оформлении документации, организации выставок, подшефной помощи колхозу. Росла взаимная неудовлетворенность социолога и руководителя, возникала мысль о перемене места работы. Достаточно сказать, что за 1983—1984 гг. на заводах электротехнической промышленности сменилось около 60% социологов. Средний стаж их социологической работы составлял 2,1 года, а стаж работы на данном предприятии — 2,5 года. Более 65% уволившихся не имели профи­лирующего образования по общественным наукам (инженеры, учителя и др.), и никто не имел социологической профессиональной подготовки44.

Причины неэффективности практических рекомендаций

Практическая отдача заводской социологии — тема, которая постоянно об­суждалась в 70—80-е гг. В качестве одной из причин неэффективности заводс­кой социологии специалисты называли слабую заинтересованность руководи­телей предприятий в использовании социологов по прямому назначению. Вто­рой причиной считали слабую хозяйственную самостоятельность предприятий: нет хозяйственной самостоятельности — нети заинтересованности руководства в решении социальных проблем. От него требовали выполнения прежде всего экономического плана, который в большинстве случаев являлся достаточно напряженным и требовал максимальной мобилизации резервов. Кроме того, за выполнение экономического плана руководитель нес государственную ответ­ственность, а социального — только моральную (перед коллективом).

Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 38.

В среде хозяйственников постепенно складывался миф о якобы затратном характере социального планирования и решения социальных задач. Дело е том, что практическая отдача от капиталовложений в социальную сферу имеет не сиюминутный, а растянутый во времени характер. Иногда отдачи приходится ждать годами, а иногда ее непосредственно видеть было вообще невозможно. Например, строительство жилья и детских садов может не при­вести к резкому повышению производительности труда, не дать немедлен­ного эффекта. Это и понятно, поскольку социальная инфраструктура и ус­ловия труда относятся к таким факторам, улучшение которых снижает не­удовлетворенность трудом, но производительность при этом не обязательно возрастает. Решение вопросов улучшения труда и быта помогает закрепле­нию кадров на предприятии и стабилизации трудового коллектива, однако отдачу от стабилизации руководство увидит не сразу.

Снижению практической отдачи заводской социологии способствовали и сами социологи. В вузах и на курсах повышения квалификации их никто не учил тому, как формулировать практические рекомендации на понятном для руководства языке, кратко, по-деловому, с привлечением цифр и убедитель­ных аргументов. Все постигалось на собственном опыте, иногда ценой горь­ких разочарований. От недостаточной квалификации рекомендации носили преимущественно декларативный характер: «повысить», «улучшить», «обра­тить внимание». Неудивительно, что хозяйственники теряли всякий интерес к социологии. В середине 70-х гг. Э.М. Коржева проанализировала планы со­циального развития 52 промышленных предприятий и установила, что «общим недостатком всех планов являются неконкретность одних мероприятий, сфор­мулированных по принципу «повысить», «поднять», «улучшить», и малая зна­чительность других мероприятий типа «закупить столько-то горшков с цвета­ми», «выкрасить столько-то станков в приятный для глаза цвет»45.

В середине 80-х гг. многие специалисты по методологическим вопросам раз­вития заводской и прикладной социологии пришли к выводу о том, что раз­рабатываемые на предприятиях социальные показатели должны нести не толь­ко информационную нагрузку, но и легко преобразовываться в управленчес­кие решения. Было обосновано, что главная задача социолога на предприятии состоит не в поисковой, а во внедренческой деятельности. Такой подход луч­ше отражал сложившееся к тому времени разделение труда между академичес­кой социологией, занятой проведением крупномасштабных эмпирических ис­следований, и заводской социологией, призванной решать конкретные соци­альные задачи на конкретном предприятии. Наметился определенный отход от старой модели деятельности, когда заводской социолог во многом дубли­ровал функции и копировал методы работы академического социолога. К кон­цу 80-х гг., а еще более явно в начале 90-х гг. профиль социолога-прикладни­ка изменился. Он стал не исследователем, а социальным инженером. Его функ­циональная обязанность — преобразование социологических знаний, добытых академическими учеными на основе проведения фундаментальных исследо­ваний, в практические управленческие решения.

Еще одна причина слабой практической отдачи — малочисленность служб. Большинство социологов на предприятиях действовали в составе лаборато­рий НОТ, реже они выделялись в самостоятельное подразделение. Типич-

Социология и производство. Казань, 1976. С. 38.

ный пример — социологическая служба харьковского завода «Серп и молот», состоявшая из 2 сотрудников.

Малочисленность социологической службы не позволяла заниматься се­рьезными проработками социальных вопросов. Кроме того, поскольку со­циологи трудились в составе других подразделений, их отвлекали на реше­ние непрофильных задач. На основную работу времени оставалось мало. Поэтому основным видом исследования являлись оперативные опросы об­щественного мнения, информирование руководства о положении дел на предприятии, но не практические внедрения.

Среди других причин специалисты называли слабую взаимосвязь завод­ской социологии с академической, ошибки в организации научного труда, нечеткость функций и задач социологической службы, противоречивость по­лучаемых методических рекомендаций, отсутствие социологического обра­зования у руководителей и невысокая квалификация самих социологов. В ре­зультате сложилась определенная диспропорция в развитии заводской социо­логии: количественный ее рост происходит за счет ухудшения некоторых качественных показателей, особенно организации труда, кооперации и со­гласованности действий. Таким образом, сфера приложения труда социоло­гов и психологов оставалась неустойчивой. И конечно же, подобная ситуа­ция не соответствовала потребностям ускорения социально-экономическо­го развития страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.200.255 (0.02 с.)