Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные центры заводской социологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Воркута. В ПО «Воркутауголь» была налажена работа по охране здоровья и восстановлению психофизиологического состояния (ПФС) шахтеров. Услугам горняков были предоставлены комнаты психологической разгрузки и медицинской реабилитации, сауны и плавательные бассейны, уголки живой природы. Системы эргономической оптимизации деятельности рабочих внедрялись в электронной промышленности, в частности, для оптимизации деятельности на зри- лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука. 1989. С. 20-21. тельно-напряженных работах. Использовались специальные тренажеры-имитаторы, основанные на принципе биологической обратной связи, применялись программы релаксации и восстановления психофизиологической системы. Ленинград. На Ленинградском заводе «Светлана» в конце 60-х гг. при участии социологов и социопсихологов была создана система индивидуального продвижения молодых работниц (как правило, конвейерное производство), включая обучение в техникуме и втузе этого предприятия. Пермь. Как уже упоминалось, в 1964 г. на Пермском телефонном заводе была организована социологическая лаборатория, а через три года на ее базе появился отраслевой научно-исследовательский отдел социологии и психофизиологии труда (ОНИОСПТ) с шестью лабораториями, которые занимались разработкой и внедрением систем социального планирования, функциональной музыки, стабилизации кадров. Система стабилизации трудового коллектива (СТК), созданная местными социологами в 1973 г. и получившая затем всесоюзную известность, включала целую систему мероприятий в области управления персоналом: это процедуры приема, расстановки и адаптации кадров, их внутризаводского перемещения и профилактики текучести. По существу это был первый мощный аналог известным американским системам планирования внутрифирменной карьеры работника. Отличительной чертой пермской системы следует считать акцент на коллективе, а не на отдельном работнике. Сплоченность коллектива — вот главная цель СТК. Практическое распространение системы показало ее достаточно высокую эффективность. «Все затраты на ее разработку и эксплуатацию окупились в течение 10 месяцев, причем уже на стадии опытного внедрения, когда она охватывала только половину годового приема рабочих (в целях образования экспериментальной и контрольной групп), СТК получила «прописку» более чем на 30 предприятиях различных отраслей промышленности»18. Решение проблемы закрепления кадров на Пермском телефонном заводе было тем более важным, что предприятие находилось в социально неблагополучном регионе, где особенно остро чувствовалась нехватка жилья и дошкол ь-ных детских учреждений. За 20-летний период существования на предприятии социологической службы она полностью доказала свою практическую эффективность — только лишь применением функциональной музыки был обеспечен рост производительности труда на 2— 4%, а снижение брака на 6—8%19. Таллин. В легкой промышленности Эстонии психологические знания стали систематически использоваться в начале 70-х гг. Получило широкую известность проектно-конструкторское бюро систем управления «Май нор» (Магис Хабакук и др.). В экспериментальном порядке на определенное время психологи даже заняли должности директоров и их заместителей, начальников подразделений, специалистов в кадровых службах. «Майнор» участвовал в формировании кадровой политики, приеме новых рабочих и их обучении, ре-шениии проблем, связанных с адаптацией, стабильностью и текучестью кадров, исследовании удовлетворенности трудом, занимался рекламой продукции и профориентацией, внедрением бригадной организации труда, формируя резерв руководителей. К концу 70-х гг. «Майнор» начал даже создавать свои филиалы в РСФСР. 18 Герчиков В.И., Рывкина Р.В. Социологический треугольник // ЭКО. 1983. № 3. С. 85. 19 Там же. Днепропетровская область. В Днепропетровской области социологическ лаборатории и группы действовали на 100 крупных предприятиях. В 423 тр довых коллективах функционировали службы морально-психологическо климата и изучения общественного мнения: «Ваше настроение», «Сигнал «Внимание», «Служба семьи». Должность инженера-социолога впервые п явилась на Днепровском трубопрокатном заводе им. В.И. Ленина в 1969 i а первое бюро социологических исследований начало действовать на мета лургическом заводе им. Петровского (успешный опыт службы данного пре, приятия был затем распространен на 23 заводах области). Известны достижения в использовании социально-психологичесю служб в ПО «Днепрошина», «Азот» (г. Днепродзержинск), комбайновом з. воде им. Ворошилова, на металлургическом комбинате им. Ф. Дзержин* кого, на Северном и Южном горно-обогатительных комбинатах (г. Кривс Рог) и т.д. Среди лидеров можно назвать службу ПО Днепровского машиностро! тельного завода, созданную в 1972 г. Социологи и психологи занимались boi росами адаптации новичков, профилактикой текучести кадров, социальш психологическим обеспечением внедрения новых форм организации труд улучшением условий труда и быта. Повышение общеобразовательного и пр< фессионального уровня работников базировалось на использовании телев1 зионной и дисплейной техник. Руководителям всех рангов читались cnei курсы по социально-психологическим основам руководства, с ними провс дились деловые игры. Москва. В московском объединении «Красный пролетарий» социолог ческие исследования начались в середине 60-х гг. В основу создания прс граммно-целевых методов социального развития коллектива положена чет ко организованная 4-компонентная система поиска информации. В нее вхс дили, в частности, обобщение передового отечественного и зарубежног опыта, анализ технической информации. Социологический классификато содержал 238 программно-целевых задач, одной из которых, например, яе лялась адаптация молодых рабочих. Была введена сквозная для всего пре/ приятия система социальной паспортизации, созданы профессиограммы к все виды работ, собран значительный банк методик. Тирасполь. Известны достижения социологической службы Тирасполь ского ШПО (в ее составе числилось 16 специалистов). Здесь не только прс водилась организованная система сбора первичной информации, накопле запас методик конкретных социальных исследований, но и разработан соб ственный теоретический подход к социальному управлению предприятие!^ Согласно основной посылке, социальные функции не концентрируются каком-либо одном подразделении, а равномерно распределяются между все ми управленческими службами (отделами кадров, НОТ, ОТиЗ, главного тех нолога и др.). Процедура делегирования социальных целей функциональны! подразделениям юридически закреплялась в «Положениях» об их деятельно сти и приравнивалась к выполнению основных должностных обязанностей3 Были разработаны и внедрены 3 целевые программы сроком на 15 лет: адап тация работников, рекреация, воспитательная работа. Чичилимов В.В. Заводской социолог в системе управления коллективом // Социологические иссле Дования. 1982. №4. С. 126. 3G7 Академическая и заводская социология: статус и структура К началу 80-х гг. методологические позиции заводской социологии, ее статус и место в системе научного знания в общем и целом определились. В специальной литературе понятия «академическая социология» и «заводская социология» употреблялись как постоянные элементы научного разговорного языка. Под ними подразумевались два уровня социологического знания: первый был максимально приближен к общетеоретическому знанию, второй — к практическим внедрениям. Академическая социология, по мнению новосибирских ученых, «охватывает исследования и разработки, которыми занимаются коллективы академических институтов, кафедр общественных наук и лабораторий вузов»2'. Развитие прикладной социологи немыслимо в отрыве академической. Между этими двумя ветвями социологии всегда существовало активное взаимодействие. Так происходило и в 20—30-е гг. и в 60—80-е гг. в СССР, так было на протяжении XX в. США, где крупные прикладники занимали даже посты президентов Американской социологической ассоциации. Учреждения большой науки — научны? подразделения Академии наук СССР, республиканских академий, вузов страны, крупных отраслевых и региональных центров (например, Уральский научный центр) призваны были осуществлять комплексное управление всеми нижестоящими подразделениями в масштабе всей страны. Но как оказывают академические институты реальную помощь заводским службам? Анализ деятельности социологических служб показал, что наибольшую помощь оказывают Институт социологии Академии наук СССР и ССА (37% служб), затем отраслевые НИИ (31 %) и вузы страны (25%). Институт психологии АН СССР оказывает Помощь лишь 14% служб: часто (в 20% случаев) помощь не оказывает никто. Однако в отличие от ИСАН и ССА, которые оказывают помощь практически всем, ИПАН помогает только тем службам, в составе которых есть социологи или психологи22. В их задачу входило прежде всего проведение фундаментальных исследований, в ходе которых выявлялись объективные закономерности и тенденции становления «развитого социалистического общества», анализ социальной и экономической ситуации в стране на данный период, изучение социальных последствий научно-технического прогресса, определение перспектив и разработка долгосрочных прогнозов общественного развития. К типу фундаментальных научных исследований обычно относят всесоюзные и межрегиональные либо лонгитюдные исследования, охватывавшие большие совокупности людей на длительных отрезках времени и позволявшие отслеживать крупномасштабные сдвиги в социальной структуре или социальных институтах. На разработку теоретической программы и методического инструментария, организацию полевого обследования и сбор первичной информации, анализ полученных результатов, их апробацию и опубликование уходило несколько лет, иногда более 10. Напротив, заводские социологи обычно в течение одного года проводили 2—3 исследования, выявляя скоротечные социальные процессы, затраги- 21 Герчиков В.И., Рывкина Р.В. Социологический «треугольник» // ЭКО. 1983. № 3. С. 81. Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 20. вающие небольшие совокупности людей на небольших отрезках времени Информация о долговременных тенденциях, на которую тратились десятилетия, сохранила свою ценность до сегодняшнего дня. Напротив, информация о скоротечных процессах, собранная за 1—2 месяца, устаревала уже через несколько месяцев. Но на большее она и не была рассчитана. Основнау задача заводского социолога — предоставить информацию для принятия эффективного управленческого решения. А решения, в зависимости от быстрс меняющейся обстановки, приходилось неоднократно пересматривать. В середине 70-х гг. у одесского социолога И.М. Поповой появилась довольно оригинальная концепция деятельности заводской службы, согласие которой она не должна заниматься тем, чем она всю жизнь занималась, i именно собирать субъективную информацию. Почему? Такая информацш крайне ненадежна. Нет ничего страшного в том, что при отсутствии анкетных опросов потеряется часть информации: «Те потери, которые несут службы информации, где отсутствуют данные о субъективных характеристиках Врезка Письмо в редакцию
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.136 (0.009 с.) |