Основные центры заводской социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные центры заводской социологии



Воркута. В ПО «Воркутауголь» была налажена работа по охране здоровья и восстановлению психофизиологического состояния (ПФС) шахтеров. Услугам горняков были предоставлены комнаты психологической разгрузки и медицин­ской реабилитации, сауны и плавательные бассейны, уголки живой природы. Системы эргономической оптимизации деятельности рабочих внедрялись в элек­тронной промышленности, в частности, для оптимизации деятельности на зри-

лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука. 1989. С. 20-21.

тельно-напряженных работах. Использовались специальные тренажеры-имита­торы, основанные на принципе биологической обратной связи, применялись программы релаксации и восстановления психофизиологической системы.

Ленинград. На Ленинградском заводе «Светлана» в конце 60-х гг. при уча­стии социологов и социопсихологов была создана система индивидуально­го продвижения молодых работниц (как правило, конвейерное производ­ство), включая обучение в техникуме и втузе этого предприятия.

Пермь. Как уже упоминалось, в 1964 г. на Пермском телефонном заводе была организована социологическая лаборатория, а через три года на ее базе появился отраслевой научно-исследовательский отдел социологии и психо­физиологии труда (ОНИОСПТ) с шестью лабораториями, которые занима­лись разработкой и внедрением систем социального планирования, функци­ональной музыки, стабилизации кадров. Система стабилизации трудового коллектива (СТК), созданная местными социологами в 1973 г. и получив­шая затем всесоюзную известность, включала целую систему мероприятий в области управления персоналом: это процедуры приема, расстановки и адап­тации кадров, их внутризаводского перемещения и профилактики текучес­ти. По существу это был первый мощный аналог известным американским системам планирования внутрифирменной карьеры работника. Отличитель­ной чертой пермской системы следует считать акцент на коллективе, а не на отдельном работнике. Сплоченность коллектива — вот главная цель СТК.

Практическое распространение системы показало ее достаточно высокую эффективность. «Все затраты на ее разработку и эксплуатацию окупились в течение 10 месяцев, причем уже на стадии опытного внедрения, когда она охватывала только половину годового приема рабочих (в целях образования экспериментальной и контрольной групп), СТК получила «прописку» более чем на 30 предприятиях различных отраслей промышленности»18.

Решение проблемы закрепления кадров на Пермском телефонном заводе было тем более важным, что предприятие находилось в социально неблагопо­лучном регионе, где особенно остро чувствовалась нехватка жилья и дошкол ь-ных детских учреждений. За 20-летний период существования на предприятии социологической службы она полностью доказала свою практическую эффек­тивность — только лишь применением функциональной музыки был обеспечен рост производительности труда на 2— 4%, а снижение брака на 6—8%19.

Таллин. В легкой промышленности Эстонии психологические знания ста­ли систематически использоваться в начале 70-х гг. Получило широкую из­вестность проектно-конструкторское бюро систем управления «Май нор» (Магис Хабакук и др.). В экспериментальном порядке на определенное вре­мя психологи даже заняли должности директоров и их заместителей, начальни­ков подразделений, специалистов в кадровых службах. «Майнор» участвовал в формировании кадровой политики, приеме новых рабочих и их обучении, ре-шениии проблем, связанных с адаптацией, стабильностью и текучестью кад­ров, исследовании удовлетворенности трудом, занимался рекламой продук­ции и профориентацией, внедрением бригадной организации труда, форми­руя резерв руководителей. К концу 70-х гг. «Майнор» начал даже создавать свои филиалы в РСФСР.

18 Герчиков В.И., Рывкина Р.В. Социологический треугольник // ЭКО. 1983. № 3. С. 85.

19 Там же.

Днепропетровская область. В Днепропетровской области социологическ лаборатории и группы действовали на 100 крупных предприятиях. В 423 тр довых коллективах функционировали службы морально-психологическо климата и изучения общественного мнения: «Ваше настроение», «Сигнал «Внимание», «Служба семьи». Должность инженера-социолога впервые п явилась на Днепровском трубопрокатном заводе им. В.И. Ленина в 1969 i а первое бюро социологических исследований начало действовать на мета лургическом заводе им. Петровского (успешный опыт службы данного пре, приятия был затем распространен на 23 заводах области).

Известны достижения в использовании социально-психологичесю служб в ПО «Днепрошина», «Азот» (г. Днепродзержинск), комбайновом з. воде им. Ворошилова, на металлургическом комбинате им. Ф. Дзержин* кого, на Северном и Южном горно-обогатительных комбинатах (г. Кривс Рог) и т.д.

Среди лидеров можно назвать службу ПО Днепровского машиностро! тельного завода, созданную в 1972 г. Социологи и психологи занимались boi росами адаптации новичков, профилактикой текучести кадров, социальш психологическим обеспечением внедрения новых форм организации труд улучшением условий труда и быта. Повышение общеобразовательного и пр< фессионального уровня работников базировалось на использовании телев1 зионной и дисплейной техник. Руководителям всех рангов читались cnei курсы по социально-психологическим основам руководства, с ними провс дились деловые игры.

Москва. В московском объединении «Красный пролетарий» социолог ческие исследования начались в середине 60-х гг. В основу создания прс граммно-целевых методов социального развития коллектива положена чет ко организованная 4-компонентная система поиска информации. В нее вхс дили, в частности, обобщение передового отечественного и зарубежног опыта, анализ технической информации. Социологический классификато содержал 238 программно-целевых задач, одной из которых, например, яе лялась адаптация молодых рабочих. Была введена сквозная для всего пре/ приятия система социальной паспортизации, созданы профессиограммы к все виды работ, собран значительный банк методик.

Тирасполь. Известны достижения социологической службы Тирасполь ского ШПО (в ее составе числилось 16 специалистов). Здесь не только прс водилась организованная система сбора первичной информации, накопле запас методик конкретных социальных исследований, но и разработан соб ственный теоретический подход к социальному управлению предприятие!^ Согласно основной посылке, социальные функции не концентрируются каком-либо одном подразделении, а равномерно распределяются между все ми управленческими службами (отделами кадров, НОТ, ОТиЗ, главного тех нолога и др.). Процедура делегирования социальных целей функциональны! подразделениям юридически закреплялась в «Положениях» об их деятельно сти и приравнивалась к выполнению основных должностных обязанностей3 Были разработаны и внедрены 3 целевые программы сроком на 15 лет: адап тация работников, рекреация, воспитательная работа.

Чичилимов В.В. Заводской социолог в системе управления коллективом // Социологические иссле Дования. 1982. №4. С. 126.

3G7

Академическая и заводская социология: статус и структура

К началу 80-х гг. методологические позиции заводской социологии, ее ста­тус и место в системе научного знания в общем и целом определились. В спе­циальной литературе понятия «академическая социология» и «заводская со­циология» употреблялись как постоянные элементы научного разговорного языка. Под ними подразумевались два уровня социологического знания: пер­вый был максимально приближен к общетеоретическому знанию, второй — к практическим внедрениям. Академическая социология, по мнению ново­сибирских ученых, «охватывает исследования и разработки, которыми зани­маются коллективы академических институтов, кафедр общественных наук и лабораторий вузов»2'.

Развитие прикладной социологи немыслимо в отрыве академической. Между этими двумя ветвями социологии всегда существовало активное вза­имодействие. Так происходило и в 20—30-е гг. и в 60—80-е гг. в СССР, так было на протяжении XX в. США, где крупные прикладники занимали даже посты президентов Американской социологической ассоциации.

Учреждения большой науки — научны? подразделения Академии наук СССР, республиканских академий, вузов страны, крупных отраслевых и реги­ональных центров (например, Уральский научный центр) призваны были осу­ществлять комплексное управление всеми нижестоящими подразделениями в масштабе всей страны. Но как оказывают академические институты реальную помощь заводским службам? Анализ деятельности социологических служб по­казал, что наибольшую помощь оказывают Институт социологии Академии наук СССР и ССА (37% служб), затем отраслевые НИИ (31 %) и вузы страны (25%). Институт психологии АН СССР оказывает Помощь лишь 14% служб: часто (в 20% случаев) помощь не оказывает никто. Однако в отличие от ИСАН и ССА, которые оказывают помощь практически всем, ИПАН помогает только тем службам, в составе которых есть социологи или психологи22.

В их задачу входило прежде всего проведение фундаментальных исследо­ваний, в ходе которых выявлялись объективные закономерности и тенденции становления «развитого социалистического общества», анализ социальной и экономической ситуации в стране на данный период, изучение социальных по­следствий научно-технического прогресса, определение перспектив и разра­ботка долгосрочных прогнозов общественного развития.

К типу фундаментальных научных исследований обычно относят всесоюз­ные и межрегиональные либо лонгитюдные исследования, охватывавшие боль­шие совокупности людей на длительных отрезках времени и позволявшие от­слеживать крупномасштабные сдвиги в социальной структуре или социальных институтах. На разработку теоретической программы и методического инст­рументария, организацию полевого обследования и сбор первичной инфор­мации, анализ полученных результатов, их апробацию и опубликование ухо­дило несколько лет, иногда более 10.

Напротив, заводские социологи обычно в течение одного года проводи­ли 2—3 исследования, выявляя скоротечные социальные процессы, затраги-

21 Герчиков В.И., Рывкина Р.В. Социологический «треугольник» // ЭКО. 1983. № 3. С. 81. Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 20.

вающие небольшие совокупности людей на небольших отрезках времени Информация о долговременных тенденциях, на которую тратились десяти­летия, сохранила свою ценность до сегодняшнего дня. Напротив, информа­ция о скоротечных процессах, собранная за 1—2 месяца, устаревала уже че­рез несколько месяцев. Но на большее она и не была рассчитана. Основнау задача заводского социолога — предоставить информацию для принятия эф­фективного управленческого решения. А решения, в зависимости от быстрс меняющейся обстановки, приходилось неоднократно пересматривать.

В середине 70-х гг. у одесского социолога И.М. Поповой появилась до­вольно оригинальная концепция деятельности заводской службы, согласие которой она не должна заниматься тем, чем она всю жизнь занималась, i именно собирать субъективную информацию. Почему? Такая информацш крайне ненадежна. Нет ничего страшного в том, что при отсутствии анкет­ных опросов потеряется часть информации: «Те потери, которые несут служ­бы информации, где отсутствуют данные о субъективных характеристиках

Врезка

Письмо в редакцию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.009 с.)