![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ЭТАП ЗАВОДСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
С приходом к власти Хрущева и либерального политического руководства наметилась тенденция строить социальное знание на конструктивных, позитивно ориентированных элементах, включающих эмпирические данные и практические рекомендации. Тем самым возникли объективные условия для зарождения в середине 60-х гг. заводской (прикладной) социологии. Ее создавали главным образом академические социологи, во всяком случае, на первом этапе. Первоначально заводская социология получила статус в службах социального развития на крупных предприятиях, где бок о бок трудились социологи, психологи и экономисты. Позже возникли службы (бюро, сектора, отделы и лаборатории) при отраслях, регионах, городах и местных органах администрации. 60-е гг. можно назвать периодом накопления теоретического и прикладного багажа знаний, методов решения практических проблем на производстве. Речь идет об уменьшении текучести кадров и сокращении числа конфликтов, внедрении прогрессивных систем адаптации молодежи, гибком графике работы, мотивации труда, системах профотбора и профориентации, новых форм организации труда (НФОТ), социальной инженерии и инновациях, деловых играх и управленческом консультировании. Социальная служба развивалась кяк составная часть промышленной социологии и психологии труда. Создание научно-исследовательских подраз- Шпильрейн И.Н. О подготовке психотехников // Психофизиология труда и психотехника. 1928. ЗВ1 делений в системе Академии наук, социолого-психологических лабораторий на предприятиях и в вузах, расширение подготовки студентов и аспирантов, специалистов-прикладников, социологическое образование хозяйственных руководителей и партийных работников, издание учебных пособий, методических разработок и научных монографий, наконец, организация и проведение семинаров, конференций, симпозиумов, составили основные элементы процесса институализации заводской социологии. Иными словами, вопрос о дальнейшем развитии прикладной науки в стране и использовании ее результатов в практике был поднят на общегосударственный уровень. В 60-е гг. широко развернулись конкретные исследования социальных проблем труда в Ленинграде, Свердловске, Горьком, Перми, Львове, Уфе и других городах. В 1957—1960 гг. группа уральских социологов (М.Т. Иовчук, Л.Н. Коган, Ю.Е. Волков) изучали культурно-технический уровень рабочего класса. В 1960—1964 гг. Г.В. Осипов, В.В. Колбановский, С.Ф. Фролов и другие выявили на промышленных предприятиях Горьковской области изменения в содержании и характере труда рабочих автоматизированного производства. В 1958—1964 гг. в ряде регионов проведено массовое обследование бюджетов рабочего и внерабочего времени, а в 1961—1965 гг. ленинградские ученые во главе с А.Г. Здравомысловым и В.А. Ядовым изучали мотивацию и отношение к труду молодых рабочих. К середине 60-х гг. социологические исследования в промышленности достигли определенного уровня зрелости и отличались широтой охвата социальных процессов. Были изучены или находились в стадии экспериментального исследования проблемы профессиональной мобильности и текучести кадров, адаптации молодежи и отношения к труду, повышений, укрепления дисциплины труда и профессиональной ориентации. Определилась специализация ученых и научных центров, например, в Новосибирске и Уфе исследовались текучесть кадров (И.Н. Аитов, Н.С. Антосенков), социальные резервы повышения производительности труда (Б.Г. Васильев, Ж.Т. Тощенко), профессиональный выбор (В.Н. Шубкин, М.Х. Титма). В Москве и Ленинграде разрабатывались теоретические вопросы мотивации труда (Н.Ф. Наумова, B.C. Магун, В.А. Ядов). социо-профессиональной структуры работников промышленности (Л.С. Блях-ман, О.И. Шкаратан, М.Н. Руткевич, B.C. Семенов), использования внерабочего времени (Л.А. Гордон, Э.В. Клопов), развития трудового коллектива (С. Кузьмин, В.М. Шепель, В.Г. Подмарковидр.). Благодаря проведенным исследованиям, во-первых, определился круг социальных процессов, которые поддаются практическому регулированию и управлению, а не только теоретическому анализу и крупномасштабному эмпирическому исследованию, во-вторых, были разработаны конкретные методики, позволявшие при помощи достаточно простых инструментов, доступных заводским социологам и часто созданных ими самими, количественно измерять социальные процессы на предприятии и представлять их в системе показателей, которые были понятны хозяйственным руководителям и с которыми они знали, как обращаться. Первоначально социологические и психологические службы на предприятиях формировались для обеспечения научно-методического и профессионального уровня работы в сфере социального планирования. По существу, до середины 80-х гг. оно оставалось основным объектом деятельности заводских социологов. Если вопросы теории и методологии социального планирования разрабатывались в основном академической (вузовской) наукой — это работы НА. Аитова, Ю.Е. Волкова, В.И. Герчикова, Л.П. Когана, Н.И. Лапина, А. Ру-салинова, Б.И. Максимова, В.Г. Подмаркова, В.Р. Полозова, М.Н. Руткеви-ча, Ж.Т. Тощенко, З.И. Файнбурга, С.Ф. Фролова, Б.Г. Тукумцева, А.В. Тихонова и др., — то методическое обеспечение и организация работы в основном стали предметом усилий социологических служб отраслей и предприятий. Практика социального планирования и деятельность социологической службы на предприятиях сложились в самостоятельное направление в середине 60-х гг. В 1964 г. например, на Пермском телефонном заводе возникла социологическая лаборатория, а через три года на ее базе уже действовал отраслевой научно-исследовательский отдел социологии и психофизиологии труда (ОНИОСПТ) с шестью лабораториями, которые занимались разработкой и внедрением системы социального планирования, функциональной музыки, стабилизации кадров, организации соцсоревнования и др. В это же время появились службы в ПО «Электрон» (г. Львов), ЛОМО и «Светлана» (г. Ленинград), «Красный пролетарий» (г. Москва). Несколько позже возникли и приобрели широкую известность службы швейного объединения им. 40-летия ВЛКСМ (г. Тирасполь), Днепровского машиностроительного завода им. В.И. Ленина, ПО «Кировский завод» (г. Ленинград), автомобильных объединений ЗИЛ, АЗЛК, КамАЗ, ВАЗ и др. В 70—80-е гг. в социолого-психологических службах широкое распространение получили автоматизированные информационные систему (АСУ) «Кадры», «Социальное развитие», «Здоровье» и т.п. Так, в Рижском ПО «Коммутатор» был разработан целый набор АС социального управления (в том числе АСУ прогнозирования профпригодности, аттестации ИТР и руководителей, комплектования коллективов, формирования резерва на выдвижение, учета результатов социалистического соревнования). В МИФИ и Минэнерго создана отраслевая запросная система по руководящим и инженерно-техническим кадрам, осуществлявшая учет и анализ кадров, занимающих номенклатурные должности резерва. Система функционировала в интерактном и пакетном режимах. Всесоюзную известность и широкое распространение получили львовская система «Пульсар», днепропетровская «Внимание», рижская — выбора мастеров «Сержант», пермская — стабилизации трудового коллектива (СТК), московская (производственного объединения «Красный пролетарий») — программно-целевого управления социальным развитием коллектива. Были разработаны всевозможные формы и виды профориентации школьников, гибкий график работы (Кохтла-Ярве), методы аттестации руководителей, развития самоуправления, коллективной ответственности за состояние трудовой дисциплины и т.п. Расцвет прикладной социологии и психологии труда приходится на 70-е и начало 80-х гг.: к этому времени сформировались службы не только на многих крупных предприятиях и объединениях, но и в отраслях и регионах. При республиканских, областных и районных комитетах партии создавались советы по изучению общественного мнения, группы, бюро, секции конкретных социальных исследований. Возникли самостоятельные школы и направления, в ряде отраслей (Минэлектропром, Минрадиопром, Минпромсвязи, Минсудпром) сложилась разветвленная система заводских служб. И, наконец, выделились районы, наиболее развитые в социологическом и психоло- гическом обеспечении нужд производства — Прибалтика, Ленинград, Днепропетровская область, Москва. В ряде служб специалисты разработали методы рационализации каналов коммуникации, в частности селекторного совещания: специальная схема позволила повысить качество за счет снижения «управленческого шума» и исключение «несвойственных» вопросов, сокращения времени, затрачиваемого на совещания. Практическим результатом исследований явились официальные решения ЦК КПСС, Правительства СССР о службах отдела кадров, призванных теперь не только изучать анкетные данные, но говорить с работником как с человеком, вникать в причины увольнения с предприятия, иногда принимать разумные решения об увольнении и тут же — о приеме на работу, но в другое подразделение того же завода.
В 80—90-е гг. достаточно широко развивалось управленческое консультирование с применением инновационных и организационных игр. Получили развитие активные методы обучения, или деловые игры, а также анализ конкретных ситуаций, ролевые, коммуникативные и сенситивные тренинги. Они знакомили участников занятий (главным образом руководителей среднего звена) с психологической теорией и методикой, отрабатывая у них навыки общения и взаимодействия с коллегами, подчиненными и руководителями, помогая освоить систему оценки резерва руководящих кадров, психологическое тестирование. С помощью деловой игры можно было участвовать в разработке профессиог-рамм, познакомиться с методологией профессионального клиринга. Статистика слуЖб К сожалению, репрезентативной статистики о состоянии заводской социологии и психологии в 60—80-е гг., впрочем как и в 90-е, не существовало. Возможно, сказалось общее положение в статистической науке, которая на всех этапах недопоставляла социологии нужных данных, не питала ее необходимой информацией. Обобщением информации занимались энтузиасты. Попытки институтских подразделений, в частности, одна из них предпринималась сектором информации Института социологических исследований АН СССР в самом начале 80-х гг., успеха не принесли. Среди энтузиастов-одиночек необходимо выделить усилия заводского социолога А.А. Грачева и сотрудницы Института психологии АН СССР Н.В. Крыловой, проанализировавших в 1986 г. сведения о 139 социально-психологических службах (источником информации служили учебные карточки, куда выносились все основные сведения: выборка неслучайная, смещенная). По их данным, самым распространенным среди различных типов служб оказалась небольшая лаборатория социологических исследований (51%). Чаще всего она подчинялась либо начальнику отдела НОТ (26%), либо заместителю руководи- теля по кадрам (25%). Обычно службу возглавлял психолог (27%) или социоло (20%), иногда — философ (15%). Около половины (46%) служб существовал! больше восьми лет. Как правило, численность типичной службы — 1—5 чело век (60%), большую численность (6—8 человек) имели лишь 20% служб. «Клеточкой» зарождения будущей службы является, как правило, социолог одиночка. Если он зарекомендовал себя грамотным проведением исследования дельными рекомендациями и консультацией, хорошо поставленной лекторско! пропагандой, то со временем он «обрастает» помощниками, добавляются шта ты, численность службы увеличивается. Если предприятие крупное, то у служ бы не только более высокий управленческий статус, но и более сложная, иног да иерархическая, организационная структура. На КамАЗе, например, действовала многоуровневая социологическа; служба: 1) отдел социального развития и планирования (22 сотрудника в со ставе генеральной дирекции объединения с тремя подразделениями — бюр( социального планирования, бюро социологических исследований, бюро ста билизации кадров), его задача — разработка плана социального развития кол лектива объединения в целом, координационное руководство социологиче скими группами в подразделениях; 2) социологические группы на завода; (1—5 специалистов) с задачей социального планирования в своих коллективах, проведения микроисследований, консультирования; 3) общественные актив и специально подготовленный штат — помощники начальников uexoi по кадрам, мастера и бригадиры, инженеры-организаторы, обеспечивающие реализацию задач социального планирования в первичных коллективах. География заводской социологии: более всего служб на Украине (22%), i Москве и Московской области — 9%, Ленинграде и Ленинградской области — 8%. С точки зрения отраслевой принадлежности основное количестве служб действовало в наиболее «богатых» отраслях — машиностроении (35%) электронной промышленности и приборостроении (20%). Кадровый состав социологов — 79%, психологов — 64%17. Известно, что приращению новых знаний в науке способствуют не толькс повседневная поисковая и внедренческая деятельность, но также научные конференции, симпозиумы, семинары и совещания. А.А. Грачев и Н.В. Крылова провели анализ протоколов и решений нескольких научно-практических конференций заводских социологов и психологов (1985—1987 гг.) и выяснили, чте выработанные на них рекомендации давно уже реализованы службами. Таким образом, конференции определяли не перспективу, а фиксировали вчерашний день науки. Рекомендации носили даже более поверхностный и абстрактный характер, чем то, что делалось службами на местах. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.75.30 (0.007 с.) |