Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Послевоенный этап заводской социологии
С приходом к власти Хрущева и либерального политического руководства наметилась тенденция строить социальное знание на конструктивных, позитивно ориентированных элементах, включающих эмпирические данные и практические рекомендации. Тем самым возникли объективные условия для зарождения в середине 60-х гг. заводской (прикладной) социологии. Ее создавали главным образом академические социологи, во всяком случае, на первом этапе. Первоначально заводская социология получила статус в службах социального развития на крупных предприятиях, где бок о бок трудились социологи, психологи и экономисты. Позже возникли службы (бюро, сектора, отделы и лаборатории) при отраслях, регионах, городах и местных органах администрации. 60-е гг. можно назвать периодом накопления теоретического и прикладного багажа знаний, методов решения практических проблем на производстве. Речь идет об уменьшении текучести кадров и сокращении числа конфликтов, внедрении прогрессивных систем адаптации молодежи, гибком графике работы, мотивации труда, системах профотбора и профориентации, новых форм организации труда (НФОТ), социальной инженерии и инновациях, деловых играх и управленческом консультировании. Социальная служба развивалась кяк составная часть промышленной социологии и психологии труда. Создание научно-исследовательских подраз- Шпильрейн И.Н. О подготовке психотехников // Психофизиология труда и психотехника. 1928. ЗВ1 делений в системе Академии наук, социолого-психологических лабораторий на предприятиях и в вузах, расширение подготовки студентов и аспирантов, специалистов-прикладников, социологическое образование хозяйственных руководителей и партийных работников, издание учебных пособий, методических разработок и научных монографий, наконец, организация и проведение семинаров, конференций, симпозиумов, составили основные элементы процесса институализации заводской социологии. Иными словами, вопрос о дальнейшем развитии прикладной науки в стране и использовании ее результатов в практике был поднят на общегосударственный уровень. В 60-е гг. широко развернулись конкретные исследования социальных проблем труда в Ленинграде, Свердловске, Горьком, Перми, Львове, Уфе и других городах. В 1957—1960 гг. группа уральских социологов (М.Т. Иовчук, Л.Н. Коган, Ю.Е. Волков) изучали культурно-технический уровень рабочего класса. В 1960—1964 гг. Г.В. Осипов, В.В. Колбановский, С.Ф. Фролов и другие выявили на промышленных предприятиях Горьковской области изменения в содержании и характере труда рабочих автоматизированного производства. В 1958—1964 гг. в ряде регионов проведено массовое обследование бюджетов рабочего и внерабочего времени, а в 1961—1965 гг. ленинградские ученые во главе с А.Г. Здравомысловым и В.А. Ядовым изучали мотивацию и отношение к труду молодых рабочих.
К середине 60-х гг. социологические исследования в промышленности достигли определенного уровня зрелости и отличались широтой охвата социальных процессов. Были изучены или находились в стадии экспериментального исследования проблемы профессиональной мобильности и текучести кадров, адаптации молодежи и отношения к труду, повышений, укрепления дисциплины труда и профессиональной ориентации. Определилась специализация ученых и научных центров, например, в Новосибирске и Уфе исследовались текучесть кадров (И.Н. Аитов, Н.С. Антосенков), социальные резервы повышения производительности труда (Б.Г. Васильев, Ж.Т. Тощенко), профессиональный выбор (В.Н. Шубкин, М.Х. Титма). В Москве и Ленинграде разрабатывались теоретические вопросы мотивации труда (Н.Ф. Наумова, B.C. Магун, В.А. Ядов ). социо-профессиональной структуры работников промышленности (Л.С. Блях-ман, О.И. Шкаратан, М.Н. Руткевич, B.C. Семенов), использования внерабочего времени (Л.А. Гордон, Э.В. Клопов), развития трудового коллектива (С. Кузьмин, В.М. Шепель, В.Г. Подмарковидр.). Благодаря проведенным исследованиям, во-первых, определился круг социальных процессов, которые поддаются практическому регулированию и управлению, а не только теоретическому анализу и крупномасштабному эмпирическому исследованию, во-вторых, были разработаны конкретные методики, позволявшие при помощи достаточно простых инструментов, доступных заводским социологам и часто созданных ими самими, количественно измерять социальные процессы на предприятии и представлять их в системе показателей, которые были понятны хозяйственным руководителям и с которыми они знали, как обращаться.
Первоначально социологические и психологические службы на предприятиях формировались для обеспечения научно-методического и профессионального уровня работы в сфере социального планирования. По существу, до середины 80-х гг. оно оставалось основным объектом деятельности заводских социологов. Если вопросы теории и методологии социального планирования разрабатывались в основном академической (вузовской) наукой — это работы НА. Аитова, Ю.Е. Волкова, В.И. Герчикова, Л.П. Когана, Н.И. Лапина, А. Ру-салинова, Б.И. Максимова, В.Г. Подмаркова, В.Р. Полозова, М.Н. Руткеви-ча, Ж.Т. Тощенко, З.И. Файнбурга, С.Ф. Фролова, Б.Г. Тукумцева, А.В. Тихонова и др., — то методическое обеспечение и организация работы в основном стали предметом усилий социологических служб отраслей и предприятий. Практика социального планирования и деятельность социологической службы на предприятиях сложились в самостоятельное направление в середине 60-х гг. В 1964 г. например, на Пермском телефонном заводе возникла социологическая лаборатория, а через три года на ее базе уже действовал отраслевой научно-исследовательский отдел социологии и психофизиологии труда (ОНИОСПТ) с шестью лабораториями, которые занимались разработкой и внедрением системы социального планирования, функциональной музыки, стабилизации кадров, организации соцсоревнования и др. В это же время появились службы в ПО «Электрон» (г. Львов), ЛОМО и «Светлана» (г. Ленинград), «Красный пролетарий» (г. Москва). Несколько позже возникли и приобрели широкую известность службы швейного объединения им. 40-летия ВЛКСМ (г. Тирасполь), Днепровского машиностроительного завода им. В.И. Ленина, ПО «Кировский завод» (г. Ленинград), автомобильных объединений ЗИЛ, АЗЛК, КамАЗ, ВАЗ и др. В 70—80-е гг. в социолого-психологических службах широкое распространение получили автоматизированные информационные систему (АСУ) «Кадры», «Социальное развитие», «Здоровье» и т.п. Так, в Рижском ПО «Коммутатор» был разработан целый набор АС социального управления (в том числе АСУ прогнозирования профпригодности, аттестации ИТР и руководителей, комплектования коллективов, формирования резерва на выдвижение, учета результатов социалистического соревнования). В МИФИ и Минэнерго создана отраслевая запросная система по руководящим и инженерно-техническим кадрам, осуществлявшая учет и анализ кадров, занимающих номенклатурные должности резерва. Система функционировала в интерактном и пакетном режимах. Всесоюзную известность и широкое распространение получили львовская система «Пульсар», днепропетровская «Внимание», рижская — выбора мастеров «Сержант», пермская — стабилизации трудового коллектива (СТК), московская (производственного объединения «Красный пролетарий») — программно-целевого управления социальным развитием коллектива. Были разработаны всевозможные формы и виды профориентации школьников, гибкий график работы (Кохтла-Ярве), методы аттестации руководителей, развития самоуправления, коллективной ответственности за состояние трудовой дисциплины и т.п.
Расцвет прикладной социологии и психологии труда приходится на 70-е и начало 80-х гг.: к этому времени сформировались службы не только на многих крупных предприятиях и объединениях, но и в отраслях и регионах. При республиканских, областных и районных комитетах партии создавались советы по изучению общественного мнения, группы, бюро, секции конкретных социальных исследований. Возникли самостоятельные школы и направления, в ряде отраслей (Минэлектропром, Минрадиопром, Минпромсвязи, Минсудпром) сложилась разветвленная система заводских служб. И, наконец, выделились районы, наиболее развитые в социологическом и психоло- гическом обеспечении нужд производства — Прибалтика, Ленинград, Днепропетровская область, Москва. В ряде служб специалисты разработали методы рационализации каналов коммуникации, в частности селекторного совещания: специальная схема позволила повысить качество за счет снижения «управленческого шума» и исключение «несвойственных» вопросов, сокращения времени, затрачиваемого на совещания. Практическим результатом исследований явились официальные решения ЦК КПСС, Правительства СССР о службах отдела кадров, призванных теперь не только изучать анкетные данные, но говорить с работником как с человеком, вникать в причины увольнения с предприятия, иногда принимать разумные решения об увольнении и тут же — о приеме на работу, но в другое подразделение того же завода. В 80—90-е гг. достаточно широко развивалось управленческое консультирование с применением инновационных и организационных игр. Получили развитие активные методы обучения, или деловые игры, а также анализ конкретных ситуаций, ролевые, коммуникативные и сенситивные тренинги. Они знакомили участников занятий (главным образом руководителей среднего звена) с психологической теорией и методикой, отрабатывая у них навыки общения и взаимодействия с коллегами, подчиненными и руководителями, помогая освоить систему оценки резерва руководящих кадров, психологическое тестирование. С помощью деловой игры можно было участвовать в разработке профессиог-рамм, познакомиться с методологией профессионального клиринга. Статистика слуЖб К сожалению, репрезентативной статистики о состоянии заводской социологии и психологии в 60—80-е гг., впрочем как и в 90-е, не существовало. Возможно, сказалось общее положение в статистической науке, которая на всех этапах недопоставляла социологии нужных данных, не питала ее необходимой информацией. Обобщением информации занимались энтузиасты. Попытки институтских подразделений, в частности, одна из них предпринималась сектором информации Института социологических исследований АН СССР в самом начале 80-х гг., успеха не принесли.
Среди энтузиастов-одиночек необходимо выделить усилия заводского социолога А.А. Грачева и сотрудницы Института психологии АН СССР Н.В. Крыловой, проанализировавших в 1986 г. сведения о 139 социально-психологических службах (источником информации служили учебные карточки, куда выносились все основные сведения: выборка неслучайная, смещенная). По их данным, самым распространенным среди различных типов служб оказалась небольшая лаборатория социологических исследований (51%). Чаще всего она подчинялась либо начальнику отдела НОТ (26%), либо заместителю руководи- теля по кадрам (25%). Обычно службу возглавлял психолог (27%) или социоло (20%), иногда — философ (15%). Около половины (46%) служб существовал! больше восьми лет. Как правило, численность типичной службы — 1—5 чело век (60%), большую численность (6—8 человек) имели лишь 20% служб. «Клеточкой» зарождения будущей службы является, как правило, социолог одиночка. Если он зарекомендовал себя грамотным проведением исследования дельными рекомендациями и консультацией, хорошо поставленной лекторско! пропагандой, то со временем он «обрастает» помощниками, добавляются шта ты, численность службы увеличивается. Если предприятие крупное, то у служ бы не только более высокий управленческий статус, но и более сложная, иног да иерархическая, организационная структура. На КамАЗе, например, действовала многоуровневая социологическа; служба: 1) отдел социального развития и планирования (22 сотрудника в со ставе генеральной дирекции объединения с тремя подразделениями — бюр(социального планирования, бюро социологических исследований, бюро ста билизации кадров), его задача — разработка плана социального развития кол лектива объединения в целом, координационное руководство социологиче скими группами в подразделениях; 2) социологические группы на завода; (1—5 специалистов) с задачей социального планирования в своих коллективах, проведения микроисследований, консультирования; 3) общественные актив и специально подготовленный штат — помощники начальников uexoi по кадрам, мастера и бригадиры, инженеры-организаторы, обеспечивающие реализацию задач социального планирования в первичных коллективах. География заводской социологии: более всего служб на Украине (22%), i Москве и Московской области — 9%, Ленинграде и Ленинградской области — 8%. С точки зрения отраслевой принадлежности основное количестве служб действовало в наиболее «богатых» отраслях — машиностроении (35%) электронной промышленности и приборостроении (20%). Кадровый состав социологов — 79%, психологов — 64%17. Известно, что приращению новых знаний в науке способствуют не толькс повседневная поисковая и внедренческая деятельность, но также научные конференции, симпозиумы, семинары и совещания. А.А. Грачев и Н.В. Крылова провели анализ протоколов и решений нескольких научно-практических конференций заводских социологов и психологов (1985—1987 гг.) и выяснили, чте выработанные на них рекомендации давно уже реализованы службами. Таким образом, конференции определяли не перспективу, а фиксировали вчерашний день науки. Рекомендации носили даже более поверхностный и абстрактный характер, чем то, что делалось службами на местах.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.012 с.) |