ТОП 10:

РАЗДЕЛ 3. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ И К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА

 

по дисциплине

 

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

РАЗДЕЛ 3. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

 

Направление подготовки: 040100 Социология

 

 

Профиль подготовки: 040100

Социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

 

Форма обучения: очная

 

Тула 2012

 

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены канд. ист. наук, доцентом Т.М. Мартыновойи обсуждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарногофакультета

протокол № 3 от "10" января 2012 г.

 

Зав. кафедрой________________И.А. Батанина

 

Методические указания к практически (семинарским) занятиям пересмотрены и утверждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарногофакультета

протокол № ___ от "___" ____________ 20___ г.

Зав. кафедрой________________И.А. Батанина

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ»

 

Целями семинарских занятий и самостоятельной работы студента по дисциплине «История социологии»являются анализ и систематизация учений главных представителей западной и отечественной социологической науки; выявление взаимосвязи и различий этих учений, их значения для выработки представлений о предмете, основных понятиях и проблемах социологии; формирование социологического мышления.

 

Задачами семинарских занятий и самостоятельной работы студента по дисциплине «История социологии» являются.

1. Изучение творческого наследия ведущих социологов стран Европы, США и России.

2. Раскрытие базовых теоретических подходов, а также перспектив видения главных тем и задач социологии ее ведущими представителями в странах Европы, в США и в России.

3. Сравнительный анализ методов изучения общества в различных учениях и концепциях.

4. Рассмотрение важнейших факторов, определивших национальную специфику развития социологии в различных странах.

Статьи в периодической печати

  1. БулановаМ.Б. В.М Хвостов и социологическое образование в 1-м Московском университете // Социчс. 2009. № 11.
  2. Зборовский Г.Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии// Социс. 2008. № 4.
  3. Рогозин Д.М. Порядок в понятийном аппарате: методологические работы Н.С. Тимашева // Социс. 2010. № 6.
  4. Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000-е годы). Статья 1. Статья 2. // Социс. 2009. № 6,7.

Периодические издания

Журналы: Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология; Вестник Института социологии; Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии; Журнал социологии и социальной антропологии; Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены; Общественные науки и современность; Политические исследования (Полис); Социально-гуманитарные знания; Социологические исследования (Социс); Социологический журнал.

Интернет-ресурсы

http://www.isras.ru – Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социологии Российской Академии наук

http://www.isprras.ru - Учреждение Российской Академии наук Институт социально-политических исследований РАН

http://www.si.ras.ru – Социологический институт Российской Академии наук (Санкт-Петербург)

http://www.socio.msu.ru - Социологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

http://www.soc.spbu.ru - Факультет социологии Санкт-Петербургского университета

http://www.soc.hse.ru - Факультет социологии: Государственный университет – Высшая школа экономики

http://www.ssa-rss.ru - Российское общество социологов

http://www.kovalevsky.spbu.ru - Социологическое общество имени М.М. Ковалевского

http://www.sociolog.net - Сообщество профессиональных социологов СоПсо

http://www.ecsocman.hse.ru - Федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент

http://ecsocman.hse.ru/ons/volumes.html - Архив номеров журнала «Общественные науки и современность»

http://www.levada.ru - Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады)

http://www.wciom.ru – Всероссийский центр изучения общественного мнения

http://www.isn.ru – Российская сеть информационного сообщества

www.gumer.info – Электронная библиотека «Гумер» - гуманитарные науки

http://www.vestnik.isras.ru – Научный электронный журнал «Вестник Института социологии»

http://www.socioprognoz.ru - Центр социального прогнозирования и маркетинга

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В РОССИИ

19.1. Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России.

19.2. Предсоциологический этап. Взгляды П.Я. Чаадаева и К.Д. Кавелина.

19.3. Периодизация развития российской социологии во второй половине XIX – начале XX века.

19.4. Начальные шаги в области социологического образования. Первые формы подготовки социологов в России.

Ключевые понятия и имена: социальная мысль России, западничество, славянофильство, позитивизм, субъективная социология, неокантианство, неопозитивизм, психологическое направление; Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, В.Н. Майков, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы социально-исторические условия возникновения российской социологии?

2. Что понимается под «предсоциологическим» этапом развития идей об обществе?

3. Почему идеи П.Я. Чаадаева считаются одними из важнейших среди тех, что обусловили становление отечественной социологии?

4. Почему при изучении становления российской социологии необходимо обращаться как к теоретическим положениям «западников», так и «славянофилов»?

5. В чем состоит значение идей К.Д. Кавелина для конституирования отечественной социологии?

6. Каковы основные теоретические ориентации российской социологии второй половины XIX – начала ХХ века?

7. Как развивались научные связи российских социологов с зарубежными коллегами?

8. Имена каких российских социологов были известны за рубежом?

9. Каково было отношение к новой науке об обществе в России со стороны различных социальных групп, политических сил?

10. Какие формы профессионального социологического образования удалось развивать в России?

11. Какие достижения своей институционализации имела российская социология к рубежу 1910-1920 – х гг.?

 

 

Задания к самостоятельной работе студентов

1. Проведите анализ текста, помещенного в хрестоматии: Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России.

2. Разработайте и заполните таблицу, с помощью которой можно изучать идеи, которыми обогатили «западники» и «славянофилы» процесс формирования российской социологии.

3. Разработайте и заполните таблицу «Характеристика основных периодов развития российской социологии во второй половине XIX - начале XX века».

4. Изучите содержание помещенного в хрестоматии текста: Кареев Н.И. Взгляд на современное состояние социологии. В чем состоят особенности свидетельств о состоянии науки участников ее создания?

Литература

Первое занятие

20.1. Натуралистические теории (Н.Д. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников).

20.2. Субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.М. Михайловский).

Второе занятие

20.3. Неокантианская школа (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов).

20.4. Неопозитивизм в российской социологии (П.А Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая). Общая характерстика.

Третье занятие

20.5. Творчество П.А. Сорокина: российский период.

20.6. Марксистская социология в России. Деятельность Н.И. Зибера, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, А.А. Богданова, Н.И. Бухарина.

Ключевые понятия и имена: позитивизм, натурализм, органицизм, географический детерминизм, субъективная школа, субъективный метод, теории личности, теория прогресса, неопозитивизм, социальное поведение, бихевиоризм, неокантианство, психологизм, ортодоксальный марксизм, легальный марксизм, христианская социология; Н.Д. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов, Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов, М.И. Туган-Барановский, В.И. Ульянов (Ленин), А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть субъективного метода и в чем заключаются его сильные и слабые стороны?

2. Почему теория прогресса стала одной из центральных для представителей субъективной школы?

3. Как представлена теория личности в трудах Н.К. Михайловского?

4. В чем заключались причины популярности позитивистской социологии в российском обществе второй половины XIX века?

5. Почему в России в рамках натурализма получили развитие органицизм и географическое направление, а не социал-дарвинизм и расово-антропологическое направление?

6. В чем заключаются особенности социологической концепции Н.Я. Данилевского?

7. Что характеризует концепцию географического детерминизма Л.И. Мечникова?

8. Когда в российской социологии появляется неопозитивизм и каковы его особенности?

9. Что характеризует творчество А.С. Звоницкой?

10. Какова область социологических интересов К.М. Тахтарева?

11. Исходя из каких методологических принципов, П.А. Сорокин рассматривал социологию как науку?

12. Какие научные проблемы решал П.А. Сорокин в книге «Преступление и кара, подвиг и награда»?

13. Какое значение для развития российской социологии имел труд П.А. Сорокина «Система социологии»?

14. Почему в российской социологии появилось неокантианство?

15. Какие особенности имело неокантианское направление в российской социологии?

16. Каковы основные особенности развития марксистской социологии в России?

17. Что понимается под христианской социологией? Какие имена ее представляют?

 

Задания к самостоятельной работе студентов

1. Провести анализ текстов, помещенных в хрестоматии: Лавров П.Л. Позитивизм и его задачи. О методе в социологии; Хвостов В.М. Русская субъективная школа; Южаков С.Н. Задачи социологии. Субъективный метод в социологии. Выделите основные характеристики субъективной школы.

2. Разработать и заполнить таблицы «Субъективная социология и позитивизм: общее и особенное»; «Теория прогресса в российской социологии второй половины XIX - начала XX века».

3. Составить творческую биографию П.А. Сорокина.

4. Изучив содержание помещенных в хрестоматии текстов (Хвостов В.М. Предмет и значение социологии. Метод социологии. Науки об общем и науки об индивидуальном), прокомментируйте трактовку представителем неокантианства предметного поля и метода социологии.

 

Литература

И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Первое занятие

21.1. Научное творчество М.М. Ковалевского:

а) предмет и метод социологии;

б) генетическая социология и теория прогресса;

в) теория факторов.

21.2. Н.И. Кареев как представитель классического позитивизма.

Второе занятие

21.3. Е.В. де Роберти в истории социологии.

21.4. Социологическая теория Л.И. Петражицкого.

21.5. Основные итоги классического этапа развития отечественной социологии.

Ключевые понятия и имена: позитивизм, психологическое направление, сравнительно-исторический метод, генетическая социология, учение о факторах; Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Л.И. Петражицкий.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается вклад М.М. Ковалевского в институционализацию российской социологии?

2. Какие основные проблемы социологии разрабатывал М.М. Ковалевский?

3. Что такое генетическая социология М.М. Ковалевского?

4. Какие методы изучения общества использовались М.М. Ковалевским?

5. В чем заключаются особенности социологических интересов Н.И. Кареева?

6. Какие работы Н.И. Кареева переизданы в 1990-е годы? Какое это имеет значение для овладения историко-социологическим знанием?

7. В чем состоят особенности социологических взглядов Е.В. Де Роберти?

8. Почему Е.В. де Роберти считают наиболее видным представителем психологического направления в российской социологии?

9. В чем заключается суть социологической теории Л.И. Петражицкого?

10. Почему центральным понятием социологии Л.И. Петражицкий считает социальное поведение?

11. В чем состоят основные итоги классического этапа развития отечественной социологии?

 

Задания к самостоятельной работе студентов

1. Проведите анализ текстов, помещенных в хрестоматии: де Роберти Е.В. Современное состояние социологии. Задачи социологии; Кареев Н.И. Происхождение социологии. Огюст Конт как основатель социологии. Взгляд на современное состояние социологии. Позитивизм в русской литературе; Петражицкий Л.И. Основные положения эмоциональной теории эстетических и этических явлений. Два вида обязанностей и норм.

2. Разработайте и заполните таблицу, по которой можно изучить, какие проблемы социологии исследовали крупнейшие российские социологи: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Е.В. Де Роберти, Л.И. Петражицкий.

3. Ознакомившись с содержанием двухтомника сочинений М.М. Ковалевского по социологии, выпишите наиболее часто упоминаемые имена ученых-социологов, сделайте комментарии к получившемуся списку. Какие из тех имен встречаются на страницах современных изданий по социологии?

 

Литература

ДО НАЧАЛА 1930-Х ГГ.

Первое занятие

22.1. Институционализация социологии в послереволюционной России.

22.2. Противостояние марксисткой и немарксистской социологии. Позиция Н.И. Бухарина.

Второе занятие

22.3. Отечественная социология в 1920 – 1930-е гг.

22.3.1. Марксистская теоретическая социология.

22.3.2. Конкретно-социологические исследования.

22.4. Отечественные социологии в эмиграции (Ж. Гурвич, Н.С. Тимашев и др.).

Ключевые понятия и имена: марксистская социология, исторический материализм, диалектический метод, немарксистская социология; Н.И. Бухарин, А.А. Богданов, С.А. Оранский, Е.А. Энгель, А.К. Гастев, С.Г. Струмилин, Н.Д. Кондратьев, Ж. Гурвич, Н.С. Тимашев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается специфика изучения отечественной социологии в послеоктябрьский пертод?

2. Как характеризуется развитие отечественной социологии в 1917-1922 гг.?

3. Почему в первые годы советской власти представители немарксистской мысли в отечественной социологии имели возможности для творческой деятельности

4. Что представляет собой развитие марксистской теоретической социологии в 1920-1930-е гг.?

5. Какое развитие в 1920-1930-е гг. получили эмпирические и прикладные исследования?

6. Какие реальные достижения отмечают развитие отечественной теоретической и эмпирической социологии в 1920-1930-е гг.?

7. Что характеризует научное творчество Ж. Гурвича в период его жизни в эмиграции?

8. Как сложилась научная судьба в эмиграции Н.С. Тимашева?

 

Задания к самостоятельной работе студентов

1. На конкретных фактах проследите ход институционализации социологии в послереволюционной России.

2. Сопоставить основные аргументы, использовавшиеся в противостоянии марксистской и немарксистской социологии.

3. Разработайте таблицу, заполнив которую можно изучать, какие эмпирические и прикладные исследования получили свое развитие в СССР в 20 - 30-е гг. ХХ в., какие отраслевые социологии переживали свое становление в указанный период.

4. Составить творческие портреты российских социологов, вынужденных покинуть Советскую Россию.

 

 

Литература

Первое занятие

23.1. Социально-политические условия возрождения социологической науки. Постановка вопроса о необходимости проведения эмпирических исследований.

23.2. Попытки институционализации социологии. Создание академического института и его судьба.

Второе занятие

23.3. Тематика и значение конкретных социологических исследований 1960-х гг.

23.3.1. Человек и его работа (1967 г.) как теоретико-прикладное исследование.

23.3.2. Отработка методологии и процедур социологических исследований и появление научных изданий в этой области.

 

 

Третье занятие

23.4. Поколение «шестидесятников» в отечественной социологии: путь в науке, тематика исследований, признание коллегами.

23.4.1. Научные заслуги Ю.А. Левады

23.4.2. Научные интересы И.С. Кона

23.4.3. Научная деятельность А.Г. Здравомыслова

23.4.4. Исследовательские проекты Б.А. Грушина.

Ключевые понятия и имена: возрождение отечественной социологии, Советская социологическая ассоциация, ИКСИ АН СССР, ИСИ АН СССР, Ю.П. Францев, Г.В. Осипов, В.А. Ядов, А.Г. Харчев, И.С. Кон, Б.А. Грушин, А.М. Румянцев, Ю.А. Левада, Т.А. Заславская, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Шубкин.

Вопросы для самопроверки

1. Какие обстоятельства и условия развития советского общества способствовали возрождению отечественной социологии?

2. С чего начиналось возрождение отечественной социолооии?

3. Какие крупные исследования в области социологии были проведены отечественными учеными в 1960-е гг.?

4. Какое научное значение сохраняет исследование «Человек и его работа», осуществленное в 1960-е гг.?

5. В чем состояла суть дискуссий о характере и статусе социологической науки, которые сопровождали процесс ее возрождения?

6. Что понимается под поколением «шестидесятников» в отечественной социологии?

7. Какие противоречия в своем развитии преодолевала отечественная социология в период 1960-х гг.?

 

Задания к самостоятельной работе студентов

1. Разработайте хронологию событий, связанных с институционализацией социологии в СССР в конце 1950-х – начале 1970-х гг. Выполните комментарий. Сделайте выводы.

2. По книге Здравомыслова А.Г. и Ядова В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов (М.: Аспект Пресс, 2003) проанализируйте материалы, не вошедшие в издание 1967 г. Охарактеризуйте условия, в которых велось исследование.

3. Подготовьте доклад «Социология шестидесятых годов», используя материалы книги «Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. СПб: РХГИ, 1999.

 

Литература

ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

 

Первое занятие

24.1. Продолжение шагов по институционализации социологии.

24.2. Теоретические разработки отечественных социологов (В.А. Ядов, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Б.А. Грушин и др.).

Второе занятие

24.3. «Заводская социология» и участие социологов в решении конкретных социальных проблем.

24.4. Деятельность региональных социологических школ (Новосибирск, Свердловск и др.).

Ключевые понятия и имена: «заводская социология», Московская школа, Ленинградская школа, Уральская школа, Новосибирская экономико-социологическая школа, ВЦИОМ, Г.В. Осипов, В.А. Ядов, А.Г. Харчев, И.С. Кон, Б.А. Грушин, Ю.А. Левада, Т.А. Заславская, Р.В. Рывкина, В.Н. Шубкин, А.Г. Здравомыслов, З.И. Файбург, Л.Н. Коган.

Вопросы для самопроверки

1. Чем характеризуется развитие отечественной социологии в 1970-1980-е гг.?

2. Как продолжался процесс институционализации отечественной социологии в изучаемый период?

3. Какая тематика разрабатывалась в отечественной социологии в 1970-1980-е гг.?

4. Какое значение имело появление в СССР изданий по методологии и методике социологического исследования?

5. Что понимается под «заводской социологией» и почему она получила развитие в СССР в 1970-1980-е гг.?

6. Какую роль в развитии отечественной социологии сыграли ученые Москвы и Ленинграда?

7. Что было характерно для исследований, проводившихся в региональных научных школах?

 

Задания к самостоятельной работе студентов

1. Подготовьте творческие биографии российских социологов, активно проводивших исследования в 1970-1980-е гг.

2. Подготовьте доклад «Разработка В.А Ядовым диспозиционной концепции социального поведения личности».

3. Разработайте и заполните таблицу «Научные школы отечественной социологии 1970-1980-х гг».

4. Подготовьте сообщение о становлении в отечественной социологии изучения общественного мнения.

 

 

Литература

ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Первое занятие

25.1. Признание самостоятельности социологической науки и новые возможности развития социологических исследований.

25.2. Институционализация в сфере социологической академической науки (академические структуры, учреждение ученых степеней кандидата и доктора).

25.3. Научная периодика и издательская деятельность.

Второе занятие

25.4. Развитие разнообразных форм научного общения российских социологов (конгрессы, конференции, чтения, семинары и т. д.).

25.5. Научные общественные объединения (РОС, СоПСо, Социологическое общество им. М.М. Ковалевского и др.). Участие российских ученых в Международных социологических конгрессах.

25.6. Основные направления социологических исследований 1990-2000-х гг.

Третье занятие

25.7. Соотношение поколений в отечественной социологии.

25.8. Развитие социологии в российских регионах.

Ключевые понятия и имена: ВЦИОМ, Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады), ИС РАН, СИ РАН, ИСПИ РАН; РОС, СоПСо, Социологическое общество имени М.М. Ковалевского, РоСА, ССР; Н.Е. Покровский, Н.Е. Тихонова, С.А. Кравченко, О.Н. Яницкий.

Вопросы для самопроверки

1. Какие новые возможности открылись перед отечественной социологией в 1990-е г. и как они использовались?

2. Какие новые периодические издания появились у российских социологов в 1990-2000-е гг. и какова их тематическая направленность?

3. Как развивается научное общение внутри социологического сообщества? Какие последние конференции Вы можете назвать?

4. Как развиваются связи российских социологов с зарубежными коллегами? Какие возможности для этого используются?

5. По каким основным направлениям осуществляется развитие отечественной социологии на рубеже ХХ-XXI вв.? Каковы наиболее актуальные проблемы исследований в области социологии?

6. Как в исследованиях российских социологов используются теоретико-методологические подходы, разработанные в зарубежной социологии?

7. Какие новации характеризуют исследования российских социологов?

8. Как в российской социологии представлено новое поколение ученых?

9. На примере каких регионов можно показать развитие социологических исследований?

10. Какие исследовательские структуры в области социологии действуют в Туле?

 

Задания к самостоятельной работе студентов

1. На примере одного из периодических изданий по социологии охарактеризуйте тематическую направленность публикуемых материалов и возможности их использования студентами при изучении социологических дисциплин.

2. Подготовьте материалы, на основе которых можно показать, в память каких российских социологов регулярно проводятся чтения (семинары, конференции). Охарактеризуйте тематику докладов, представительность разных поколений участников, присутствие иностранных гостей.

3. Заполните таблицу:

Литература

Тема 26. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

26.1. Становление социологического образования в России.

26.1.1. Разработка концептуальных основ социологического образования (Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский и др.).

26.1.2. Начальные шаги в области социологического образования. Причины отсутствия образовательной традиции.

26.2. Попытки развития социологического образования в 1960-1970- е гг. Опыт подготовки специалистов по прикладной социологии.

26.3. 1989 г. – начало интенсивного процесса институционализации отечественного социологического образования.

26.4. Социологическое образование в тульском регионе.

Ключевые понятия и имена: социологическое образование, социология как профессия, социологическое мышление, социологическая культура; М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин, В.А. Ядов.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности становления социологического образования в России по сравнению с зарубежными странами?

2. Каковы были первые шаги в области организации отечественного социологического образования?

3. Какое событие в жизни профессионального сообщества социологов связано с открытием Высшей русской школы общественных наук в Париже?

4. Как развивалось социологическое образование в России на рубеже 1910-1920-х гг.?

5. Как возрождалось отечественное социологическое образование?

6. Как развивалась профессиональная подготовка социологов в 1990-е гг.?

7. Какие задачи стоят в области развития профессионального социологического образования в настоящее время?

8. Как развиваются международные связи российских университетов в области социологического образования?

 

Задания к самостоятельной работе студентов

1. Разработайте и заполните таблицу «Российские университеты в системе социологического образования» (на примере социологических факультетов МГУ, СПбГУ, ГУ-ВШЭ, РГГУ и др.).

2. Проведите историко-сравнительный анализ «Социологическое образование в России и зарубежных странах».

 

Литература

Основная литература

Бороноев А.О., Скворцов Н.Г. Социология и социологическое образование в Санкт – Петербургском университете: традиции и современность // Социс. 2005. № 8.

Буланова М.Б. Профессия социолога в России (становление и развитие социологического образования). М.: РГГУ, 2004.

Быданова Е.Н. Анализ компетенций выпускников российских вузов // Социс. 2008. № 6.

Гутнов Д. Русская высшая школа общественных наук в Париже. 1901-1906 гг. М.: РОССПЭН, 2004.

Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. М.: Гардарики, 2004. Глава 31.

Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России XIX – начала ХХ в. М.: Изд-во Московского ун-та, 1994.

Осипов Г.В. Возрождение социологии в России. Как это было на самом деле // Социс. 2008. № 6.

Осипов Г.В. Возрождение российской социологии (60-90-е годы ХХ века): страницы истории // Социс. 2004. № 2.

Осипов Г.В. Российская социология в ХХI веке // Социс. 2004. № 3.

Осипова Н.Г. Профессия – социолог: учебное пособие. М.: КДУ, 2009.

Осипова Н.Г. Советские ученые в борьбе за конституирование социологической дисциплины // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2005. № 1.

Покровский Н.Е. Социология, преподавание социологии, социологическая культура и их место в современном российском обществе // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад / Под ред. Л.Г. Ионина. М.: Логос, 2003.

Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. СПб.: РХГИ, 1999.

Сорокина Н.Д. Управление новациями в вузах (социологический анализ): Научная монография. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

Социология в России. М.: ИС РАН, 1998.

Социология в России XIX – начала ХХ в.: История социологии: социологическое образование: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. Вып. 1. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.

Татарова Г.Г. Методологическая культура в контексте социологического образования // Социс. 2000. № 9.

Толстова Ю.Н. Школа – вуз: разрыв увеличивается? // Социс. 2005. № 8.

Тощенко Ж.Т. Чему учить социолога и с чего начинать // Социс. 2008. № 7.

Дополнительная литература

Добреньков В.И., Зборовский Г.Е., Нечаев В.Я. Социологическое образование в России. М.: Альфа-М, 2003.

Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учебное пособие. Мн.: ТетраСистем, 2003.

История социологии: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн.: Высш. шк., 1997. С. 340-357.

Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж; НПО «МОДЭК», 2000.

Окольская Л.А. Ценности и нормы социологической профессии на сайтах факультетах и кафедр // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2010. № 3.

Социология и современная Россия / Под ред. А.Б. Гофмана. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

Фирсов Б.М. История советской социологии 1950-1980-х годов: Курс лекций. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001.

Цвык В.А. Понятие профессионализма и профессионального долга социолога // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология. 2001. № 2.

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ»

 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ»

РАЗДЕЛ 3. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

 

Целью выполнения курсовой работы по дисциплине «История социологии»в рамках раздела 3. «Социология в России» является выработка и закрепление навыков исследовательской работы в области историко-социологического знания.

Задачи выполнения курсовой работы по истории отечественной социологии состоят в следующем:

1) изучать и анализировать содержание трудов выдающихся представителей российской социологии;

2) изучать и анализировать научную литературу историко-социологической направленности;

3) определять теоретико-методологические основы написания курсовой работы по истории отечественной социологии;

4) осваивать специфику развития отечественной на всем протяжении ее истории с 1860-х гг. по настоящее время;

5) четко представлять возможности применения научного потенциала отечественной социологии в исследовании актуальным проблем российского общества начала XXI века.

 

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Зарождение научной социологии в России.

2. Особенности развития позитивизма на российской почве.

3. Натурализм в российской социологии. Многообразие версий: А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников, Н.Я. Данилевский.

4. Субъективная социология в России.

5. Теория личности в трудах российских социологов (на примере творчества П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева).

6. Проявление психологизма в отечественной социологии (Н.К. Михайловский, Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев).

7. Институционализация социологии и первые шаги в области социологического образования в России.

8. Социологическое творчество М.М. Ковалевского и его место в истории российской и мировой социологии.

9. Эволюционизм в российской социологии (М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти).

10. Неокантианство в российской социологии (В.М. Хвостов, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий).

11. Неопозитивизм в российской социологии (А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин).

12. Российский период научной и преподавательской деятельности П.А. Сорокина.

13. «Система социологии» П.А. Сорокина, ее значение для развития отечественной и мировой социологии.

14. Е.В. де Роберти: научное творчество и преподавательская деятельность.

15. Марксистская социология в России: специфические черты, основные этапы, главные теоретики.

16. Социологические воззрения мыслителей российской эмиграции.

17. Основные итоги классического этапа развития отечественной социологии.

18. Позитивизм как парадигма социологии XIX века (на примерах научных исканий российских ученых).

19. Институционализация социологии в послереволюционной России (1917-1922 гг).

20. Развитие марксистской социологии в СССР в 20-30-е годы ХХ в.

21. Возрождение отечественной социологии (конец 50-х – начало 70-х гг. ХХ в.).

22. Поколение «шестидесятников» в российской социологии ХХ века.

23. Развитие отраслевых социологий в СССР (1960-1980 гг.).

24. Социология в СССР в 1970-1980-е гг.: проблемы и достижения.

25. Отечественная социология в 1990-2010-е годы.

26. История социологического образования в России.

27. Историко-социологическая проблематика на страницах журнала «Социс» (2000-2012 гг.) URL:http://www.isras.ru/socis.html

28. Историко-социологический анализ книги: Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.

29. Тематика Всероссийских социологических конгрессов (2000, 2003, 2008, 2012 гг.) и их роль в развитии отечественной социологии.

30. Участие российских социологов в работе Всемирных социологических конгрессов.

31. 2008 год – год российской социологии.

32. Новосибирская экономико-социологическая школа (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина и др.).

33. История изучения общественного мнения в отечественной социологии (1960-2000-е гг.).

34. Научная и организаторская деятельность Ю.А. Левады.

35. «Проект Таганрог» как исследование «среднего» российского города.

36. Анализ трансформационных процессов 1990-2000-х гг. в отечественной социологии.

37. Изучение изменений социальной структуры российского общества в процессе его реформирования (Т.И. Заславская, О.И. Шкаратан, З.Т. Голенкова, Н.Е. Тихонова и др.).

38. Становление и развитие отечественной социологии молодежи (1960-2010-е гг.).

 

Выполнение курсовой работы (КР) – важная составная часть изучения дисциплины «История социологии» и обязательное условие допуска к сдаче дифференцированного зачета (3 семестр). Научное руководство осуществляет преподаватель, ведущий названную дисциплину.

Выбор темы осуществляется в начале семестра, в ходе которого студент получает необходимые консультации научного руководителя. Научный руководитель поэтапно проверяет содержание представляемых студентов материалов и после проверки полного варианта КР допускает студента к ее защите. КР защищается в течение зачетной недели, выделяемой в конце семестра для самостоятельной работы. Максимальное количество баллов в оценке курсовой работы – 100. Сумма баллов подсчитывается по 4 позициям; распределение баллов выглядит следующим образом: качество рукописи – до 35 баллов, оценка рецензента – до 5 баллов, качество доклада – до 20 баллов, уровень защиты и ответов на вопросы – до 40 баллов.

Курсовая работа по истории социологии является теоретическим исследованием выбранной темы, проведённым на основе изучения и анализа необходимых первоисточников, научных статей и монографий. Являясь одной из форм научной работы студента, курсовая работа должна отвечать требованиям, предъявляемым к композиции, содержанию и оформлению таких работ.

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Рекомендуется следующая композиция курсовой работы: титульный лист (см. образец); план или содержание (их отличие состоит в том, что при оформлении плана не указываются страницы, на которых раскрывается обозначенная в его пунктах проблематика); введение; основная часть; заключение; библиографический список.

Особого внимания требует подготовка введения. В нем необходимо обосновать:

1) выбор данной темы с точки зрения ее научной актуальности и значимости для историко-социологической подготовки студента;

2) степень разработанности данной области историко-социологического знания как в зарубежной, так и отечественной науке, выделив заслуги отдельных авторов, а также то, что заслуживает внимания по тем или иным аспектам темы, выбранной для курсовой работы;

3) объект исследования, проводимого в рамках курсовой работы;

4) ряд задач, в которых конкретизируется цель;

5) цель исследования в рамках курсовой работы;

6) ряд задач, в которых конкретизируется цель;

7) теоретико-методологические основы исследования, указав, какие поло







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.125 (0.057 с.)