Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические проблемы социальной работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Трудности роста. Специалисты полагают, что главной проблемой современного этапа развития социальной работы является ее недостаточная отделенность от близких сфер социальной деятельности, в частности, от социальной защиты 13 D ° различных научных и педагогических коллективах теорию социальной работы именуют по-разному: «социальная педагогика», «теория психосоциальной работы», «теория и методика психосоци- 14 ^ьчой деятельности», «социальная работа», «социономика» и пр. ■эклектизм (эклектика) — механическое соединение разнородных, часто противоположных прин- 15 Ципов, взглядов и теорий. омм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск, 1999 // http:// soc-gw.imjv. kiev.ua/PUBLICAT/PED/ROMM/index.htm населения. В результате ее нередко смешивают с родственными дисциплинами, а финансовые потоки идут по другим каналам. Так называемое социальное государство, провозглашенное многими индустриально развитыми странами в качестве своей базовой цели, предполагает широкую социальную помощь населению благодаря выделению всевозможных пособий, пенсий, бонусов и льгот. В результате бюджетные деньги идут по линии социального обеспечения и социальной защиты, но не по линии более частного вида деятельности, т.е. социальной работы. Как следствие, в Великобритании оказание помощи в решении проблем безработицы, жилищного вопроса и бедности не считается должностной обязанностью социального работника. На это не выделяют денег, поскольку все они идут, как правило, по ведомству других социальных служб. От социальных работников здесь ждут другого рода помощи, связанной с улучшением «качества внутренней жизни»: семейный кризис, возникающий при усыновлении чужих детей, воспитание, забота и социализация молодых и пожилых людей, улаживание внутрисемейных разногласий, жестокое обращение с домочадцами, сексуальные домогательства и физическое насилие, а также сфера межчеловеческих взаимоотношений в широком понимании16. Стоимость социальной помощи. Часто можно слышать, что социальную работу как индустрию могут позволить себе только богатые страны — она дорого стоит. Бедные страны на это неспособны. Получается парадокс: вбогатыхстра- нах количество бедных меньше, но помощь им выделяется больше. И наоборот. Конечно, в реальности все гораздо сложнее. И в самой богатой стране мира — США — раздаются голоса о необходимости замораживания такой помощи. Беспокойство в связи с постоянным ростом стоимости социальной помощи — один из лейтмотивов общественного сознания. С 1960 по 1932 г. расходы на социальные программы возросли с 23,5 до 592,5 млрд долл. или с 0,3 до 18,7% ВНП, что привело кувеличению налогового бремени, которое неодинаково легло на плечи американцев: налогообложение оказалось более щадящим для богатых, а не для бедных. Для людей с низкими и средними доходами общая сумма налогов достигала трети всех доходов, из которой социальное страхование равнялось только 13%. Налоговое бремя неравномерно распределено между богатыми и бедными, но именно всеобщий рост налогов сыграл ключевую роль в социальной стратегии 1980-х гг. — налоги стали довольно большими, что вызвало всеобщее беспокойство. Только 30% ВНП, порученного за счет налогов, идет на общественные нужды (для сравнения в Швеции и Англии — 50%, тем не менее и эта цифра не приемлема для большинства избирателей. Теоретически налогообложение — это способ коллективного получения некоторых благ, прежде всего тех, которые нужны всем. Однако на уровне обыденного сознания многие считают его бременем, налагаемым на людей без их добровольного согласия. Так возникает конфликт между необходимостью и желанием платить. В нынешнем обществе социальные блага, пусть и не в одинаковой мере, достаются всем. Принцип универсальности означает равенство доступа к социальной помощи для всех — и имущих, и неимущих. Неожиданным следствием является то, что в США бедному меньшинству приходится конкурировать с другими. Ценности американской культуры предполагают, что человек во всех обстоятельствах должен полагаться только на себя. Оборотной стороной эгоиз- 16 Oxford Dictionary of Sociology/ Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1998. P. 622. ма выступает стремление максимально реализовать себя в жизни, не прося i не давая помощи другим. Считается, что это «дает каждому шанс вырватьо вперед». Самореализация стала неотъемлемой частью общераспространенно го восприятия прав человека, в связи с чем многие расценивают помощь Kai подачку. Традиционные социальные институты, которые некогда проповедо вали обязанности по отношению к другим, ныне не играют серьезной роли i формировании общественного мнения. Конечно, нельзя полностью исключить заботу о неимущих, но постелен но пересматриваются обязанности большинства по отношению к физичес ки здоровым взрослым людям, не имеющим дохода. Большинство граждан признают за собой определенные коллективные обязанности по поддержа нию традиционных групп нуждающихся: вдов, престарелых, сирот и инва лидов, но мало кто согласен содержать физически здоровых взрослых людей Подобные взгляды сформировались в те времена, когда всем надо было мноп трудится, а большая часть населения оставалась бедной. Современное индустриальное общество переживает невиданные техни ческие потрясения — внедряются безлюдные технологии, которые высвобож дают огромные массы занятых, а уровень безработицы колеблется от 7 до 12% Социально-экономический профиль американского общества сегодня так же серьезно изменился. Если раньше он напоминал пирамиду, большую част! которой заполняли бедные, гораздо меньшую — люди со средним доходом i совсем маленькую — богатые, то сегодня профиль имеет грушевидную форму. Большая часть населения получает средний доход. Около 80% людей ведут вполне комфортабельную жизнь, которую они хотели бы улучшить, а ж ухудшить, выплачивая высокие налоги, уходящие на помощь тем, кто может, но не хочет трудиться. В 1980-е гг. у студентов, обучающихся социальной работе, также наметился сдвиг в системе ценностей в сторону консерватизма. На небольшой выборке в 102 человека Блум и Розенберг получили поразительные результаты: 50% студентов считают, что ответственность за тех, кто нуждается шп пострадал (престарелые, инвалиды, безработные), несут семьи или местные власти, а 40% полагают, что если общественные программы будут слишкол-щедрыми, это приведет к тому, что семьи перестанут брать на себя ответственность за своих зависимых членов. 38% студентов утверждают, что социальным работникам следует отказаться от своей исторической обязанности заботиться о бедных и заброшенных, а 28% респондентов твердо заявляют, что частный сектор лучше государственного оснащен всем необходимыл/ для решения социальных проблем. Мнения студентов лишь отражали то, что происходило тогда в американском обществе. Рейгановская администрация сократила расходы на социальные программы, чем ударила по беднейшим слоям. Одновременно оне снизила налоги с богатых, показав, на чьей стороне ее симпатии. Она также сместила акцент с общественного на частный сектор, с экономики спроса нг экономику предложения. Менялись приоритеты и в идеологии: от либеральных лозунгов признания равных прав, всеобщего благосостояния и справедливости администрация перешла к неоконсервативным идеалам экономического индивидуализма, социального дарвинизма и нерегулируемого предпринимательства. В подобных условиях частная практика становилась все более привлекательным поприщем для социальных работников. Но даже с учетом резкого снижения расходов на гуманитарные услуги в 1982 г. федеральное правительство затратило общую сумму в 592,6 млрд долл. на социальное страхование, общественную помощь, здравоохранение и медицинские программы, программы для ветеранов, образование, обеспечение жильем, профессиональную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспечение и т.д. Эта сумма составила 19,3% ВНП, или 55,5% всех расходов правительства за тот год. Заработная плата. Статистические данные о зарплате социальных работников достаточно приблизительные, но и они свидетельствуют об огромном разбросе размеров заработков в зависимости от ведомственной принадлежности: частные и общественные агентства, федеральное правительство, правительство штата или местные органы власти, а также географический фактор: в городе заработок выше, чем на селе. В начале 1980-х гг. средняя стартовая зарплата для бакалавра социальной работы, занимающегося изучением условий жизни неблагополучных семей и помощью им, составила 14,3 тыс. долл., для контролеров в агентствах по услугам — 18тыс. Среднегодовая стартовая зарплата работников, занимающих соответствующие должности в больницах и медицинских центрах, для получения которых нужны степень магистра плюс один год стажа, равнялась 18 тыс. долл. Стартовая зарплата занятых в федеральном правительстве — 20 тыс. долл. К наиболее оплачиваемым видам деятельности социального работника относятся частная практика, администрирование, преподавательская и научно-исследовательская деятельность. Из членов НАРСО, попавших в выборку исследования в 1982 г., 23,4% зарабатывали от 20 до 25 тыс. долл., 44% — меньше 20 тыс. долл., 10% — больше 35 тыс. долл. Величина денежного вознаграждения важна, она определяет привлекательность и будущее профессии. В то время как другие профессии (право, менеджмент, медицина, инженерия) привлекают честолюбивую молодежь, с социальной работой, где зарплата невысока, это происходит не всегда. Правовое регулирование. Важное условие профессиональной деятельности — гарантии качества практической работы и ее стандартов. Потребители должны быть уверены в том, что объем и качество предоставляемых им социальных услуг максимальны. Правительства штатов постоянно требуют увеличения контроля за компетенцией социальных работников, который дополняет профессиональное саморегулирование в форме выдачи разрешений, удостоверений или регистрации. Создание Академии дипломированных работников социального обслуживания (АДРСО) явилось ответом научного сообщества на потребность в системе профессионального освидетельствования. Защита клиентов при помощи гарантий компетентности — это основа правового регулирования социальной работы. Они предусматривают обращение в суд, где могут быть предъявлены обвинения в злоупотреблениях и нарушении профессиональной этики. Правовое регулирование продолжает завое- вывать признание, оно породило движение за повышение профессиональной ответственности. Каждый штат имеет регулирующий орган, который вырабатывает административные процедуры. Он финансируется из средств, образуемых за счет взносов лиц, обращающихся за выдачей разрешений на практику или его пролонгацией. Выдача разрешений (лицензирование) обеспечивает социальным работникам их долю в выплатах со стороны третьих лиц и организаций, например, от Синего Креста17. С середины 1970-х гг. возросло количество исков, возбуждаемых против социальных работников по обвинению в противоправных действиях. Социальные работники отныне перестали пользоваться освобождением от ответственности, существовавшим раньше. Возникли агентства для помощи людям, которые считают, что с ними обращались непрофессионально, а также для распространения информации и руководства действиями по исправлению недостатков. Например, Нью-Йоркское управление по профессиональной дисциплине учредило «горячую линию» для обжалования неправильных действий профессионалов. Управление уполномочено ужесточать нормы, установленные для всех профессионалов с патентами, включая социальных работников; оно может требовать изъятия патента в случае доказанности нарушения профессиональных норм, обладает правом приостанавливать действие патента и объявлять выговор с занесением в личное дело. Нарушение профессиональных норм или преступная небрежность расцениваются как халатность. Она определяется как «неправильное обращение по при -чине небрежности, незнания или непреднамеренного действия». Более широкое определение трактует преступную небрежность как «любое профессиональное нарушение, необоснованное отсутствие мастерства или точности в профессиональных или порученных обязанностях, действия, причиняющие вред, незаконное или аморальное поведение». Кроме того, Моральный кодекс НАРСО включает ряд статей, используемых в суде. Причины, по которым социальные работники могут преследоваться в судебном порядке, включают нарушение секретности, недокладывание о подозрении на плохое обращение с детьми, пренебрежение этими фактами, злоупотребления, словесное оскорбление и угроза физическим насилием, оскорбление действием, незаконное лишение свободы посредством ошибочного помещения в лечебное учреждение. Синий Крест — организация, поддерживаемая евангелической церковью. Ее задача— помочь тем. кто хочет излечиться от алкоголизма. Основана в 1877 г. швейцарским пастором по аналогии с Красным Крестом. В 1885 г. организации Синего Креста появились также в Германии, где сегодня численность их рядов превышает 8 тыс. добровольцев. До 30 тыс. человек в неделю пользуется их услугами. В США аналогичную деятельность ведут многочисленные общества «Анонимных алкоголиков», а название «Синий Крест» принадлежит организациям, занимающимся медицинским страхованием. В России до революции существовала система приютов Синего Креста — общества помощи престарелым одиноким женщинам. Недавно создано Московское отделение международной организации «Синий Крест», которая более ста лет занимается лечением и реабилитацией алкоголикоЕ и наркоманов. КОНСАЛТИНГ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА1 Консалтинг в целом, в том числе и управленческий консалтинг, выступает одной из приоритетных сфер трудоустройства специалистов в области прикладной социологии. Они находят здесь применение своим силам и способностям так как консалтинг связан с решением человеческих проблем на производстве, а специалистами в этой сфере всегда считались социологи и психологи. Сегодня вряд ли кого удивишь терминами, связанными с новыми тенденциями в бизнес-менеджменте, например, такими словами, как аудиторская, брокерская, риэлтерская, маклерская деятельность, подбор и оценка персонала. Но когда мы слышим слово «консалтинг», то неспециалисту данный термин не всегда понятен, хотя это хлесткое иностранное слово мелькает на страницах печатных изданий и в рекламных объявлениях: муниципальное, региональное, политическое, управленческое, финансовое консультирование, консультирование по организационному развитию, инвестиционное бизнес-планирование и т.п. По большому счету, любая фирма или человек могут утверждать, и не безосновательно, что они оказывают консалтинговые услуги. Сотни консультантов по всей стране специализируются на продажах, рекламе, дизайне, компьютерах и пр. Большинство из них, добившись успеха, обнаружили более простой способ заработка — обучать других тому, в чем сами преуспели. Другие консультанты обслуживают людей, нуждающихся в помощи с продажами на званых приемах, в сетевых схемах маркетинга и в самых разнообразных видах бизнеса. Что же такое консалтинг? ОБЩИЙ КОНСАЛТИНГ В переводе с английского «consulting» означает «оказание помощи, со-ветование, даже — лечение». Таким образом, тот, кто называет себя консультантом, является помощником, а также заинтересованным попутчиком в процессе непрерывной работы по усовершенствованию организаций2. 1 Глава подготовлена в соавторстве с К.А. Кравченко и Ю.А. Землянской. 2 Консалтинг означает помощь // http://www.economics.ru/avt-upr/konsalt/pavluts.htm Существует множество определений консультирования, но можно выделить два основных подхода. В первом подходе используется функциональный взгляд на консультирование. Ф. Стееле определяет его так: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, прг которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем кто ответствен за это»3. Это определение подчеркивает, что консультанты являются помощниками, и допускают, что такая помощь может оказываться лицам, выполняющим самую разнообразную работу. Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Л. Грейнеру и Р. Метцгеру, управленческое консультирование — консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, прр необходимости, выполнению решений4. Чаще всего услуги консультантов пс управлению предоставляются в форме устных советов и письменных отчетов. Оба подхода дополняют друг друга, поэтому управленческое консультирование можно рассматривать либо как профессиональную службу, либо ка* метод, обеспечивающий практические советы и помощь. Мы будем использовать одно из наиболее полных определеений. Консалтинг — совокупность знаний из разных дисциплин, касающихся управления, социологии, экономики, права, психологии, системного подхода и др., которые использует специалист — хорошо ими владеющий на теоретическом уровне и понимающий их прикладной потенциал — в качестве ценных практических советов или рекомендаций другому специалисту, который профессионально не знает этих дисциплин, но занимает какой-либс достаточно ответственный пост, например, директора завода или мэра города Компания «Персонал Upgrade» предлагает следующее определение исходного понятия: консалтинг — это особая форма работы тренера-консультанта с организациями, которая выражается в том, что внешний, т.е. независимый консультант, специалист в том или ином вопросе, работает с компанией, помогая ее руководству самостоятельно найти выход из создавшихся проблемных ситуаций или найти новые перспективы роста. Предпочтительно, еслг консалтингу предшествует минимальный аудит для выяснения основных проблем и источников проблем организации5. В рыночной экономике консалтинг выступает в форме предпринимательской деятельности, т.е. отрасли экономики. В этом аспекте консалтинг — этс предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональным!' консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономик? и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг6. От научно-внедренческой деятельности, широко распространенной в Советском Союзе, консалтинг отличается именно этим свойством — своим ком- Steele F. Consulting for organisational change. Amherst, MA, University of Massachusetts Press, 1975. P. 3 s Greiner L.E., Metzger R.O. Consulting to management. Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1983. P.7. Консалтинг // http://personalupgrade.ru/consulting/ Посадский А. Каким консультантам можно доверять на российском рынке? // http://www.cap.ru, caP/DAILY/zeim_seminar/Consulting/k_6.htm мерческим, предпринимательском характером, в форме которого фирмы и независимые специалисты предоставляют хозяйственникам интеллектуальные услуги. Как и в рыночной экономике в целом, в современном консалтинге царствуют законы конкуренции, спроса и предложения. Таким образом, по своему содержанию консалтинг как способ компетентного консультирования других людей, подачи советов и рекомендаций существует с древнейших времен и его корни уходят в эпоху восточных империй. Но по своей форме консалтинг как вид профессиональной деятельности, осуществляемой на рыночных принципах продажи интеллектуальной собственности, зародился в развитых странах Запада примерно 100 лет назад (в России его возраст не превышает 10 лет). В практике промышленно развитых стран с рыночной экономикой вложения средств в покупку интеллектуального капитала в форме услуг консультантов рассматриваются как не менее, а часто и более эффективные, чем покупка машин, образования и технологий. В этих странах приглашение профессионалов считается престижным. Российским предприятиям сейчас необходимо как можно чаще приглашать консультантов или даже заключать с ними договоры на постоянное обслуживание. Сейчас в нашей стране управленческий консалтинг активно развивается и имеет большое будущее. На Западе благодаря экономическому кризису на рынок консалтинга при -шли большие деньги. В условиях ожесточающейся конкуренции руководители предприятий начали перестраивать бизнес и биться за каждого клиента, так как получить нового стоит в пять-десять раз дороже, чем удержать старого. На сегодняшний день консультирование по экономике и управлению в большинстве развитых стран мира выступает как отдельный сектор профессиональных услуг. Общая емкость консалтинг-рынка оценивается приблизительно в 90 млрд долл. с годовым потенциалом роста порядка 15—20% в течении последних нескольких лет. Объем консалтинговых услуг в 1993 г., составлял около 25 млрд долл., в 1994 г. — около 34 млрд долл., в 1995 г. — около 40 млрд долл. В 1999 г. годовой объем консалтинговых услуг только в США составил около 50 млрд долл.7. Оборот консультационных услуг в США превышает в денежном выражении весь экспорт России, включая нефть и газ8. В 1998 г. доходы от аудиторских услуг в мировом масштабе составили около 70 млрд долл., а объем продаж сектора консультационных услуг достиг 90 млрд долл., где на долю консультирования в области информационных технологий пришлось порядка 60%. За последние три года рост объемов продаж консалтинговых услуг ежегодно составляет не менее 10%. По данным New York Times, 15% компаний пользуются услугами консультантов на регулярной основе и 35% прибегают к помощи консультантов по мере необходимости. Как отмечает П. Михальчук, обозреватель журнала «Эксперт», «анализ платежей за аудиторские услуги 30 ведущих компаний США... показал, что по итогам 2001-го финансового года на консалтинг пришлось около 73% (!) от общего объема сделок»9. В перспективе быстрое развитие рынка консалтинговых услуг ожидается в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китае. В качестве наи- 7 Management Consultants 1996 World Conference «The Roles and Activities of the Consulting Business toward the 21st Century». Yokohama: Zen-Noh-Ren, 1996. P. 165-167. Токарев В.Ф. Консалтинг — как практическая форма реализации интеллектуальной собственности // http://www.tokarev.nnov.ru/gloss/consult.htm 9 Эксперт. 2002. № 15. более перспективного рынка с точки зрения объема спроса рассматривается Китай. Глобализация, в частности предстоящее вступление России в ВТО, неизбежно приведет к тому, что в недалеком будущем российским консультантам придется выдерживать конкуренцию уже не друг с другом, а с «акулами» мирового рынка консалтинга (которые, впрочем, уже сейчас контролируют порядка 60—70% российского рынка)10. Правительства развитых стран разрабатывают специальные программы государственной поддержки управленческого консультирования. Например, в Канаде и Германии предусматривается три вида поддержки малого бизнеса: 1. Использование малыми предприятиями сети инфраструктуры (правительственных организаций, университетов, исследовательских и консультационных фирм). 2. Субсидирование управленческого консультирования. 3. Обучение менеджеров малого бизнеса. В начале 80-х гг. в Великобритании были разработаны программы содействия малому бизнесу. Отдельные министерства разработали четыре категории программ помощи: 1. Программы консультаций новым или действующим фирмам. С этой целью была создана специальная «Служба мелких фирм». 2. Программа оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентствапомощи предприятиям местного значения». 3. Региональные программы помощи мелким фирмам. 4. Программы, поощряющие экспортную деятельность мелких фирм''. Сегодня консалтинг превратился в широко разветвленную сферу деятельности, возникли тематические и субдисциплинарные направления, школы, специализации. Общим моментом, объединяющим все виды консультирования, является независимость производителей интеллектуальных услуг от административной структуры их получателя (так как консультанты — наемные работники, чаще всего привлекаемые со стороны) и то, что содержанием этих услуг является применение определенных научных и профессиональных знаний. По мнению А. Посадского, в последнее время многие российские консалтинговые фирмы начинают оказывать и неконсалтинговые деловые услуги. Таким образом, можно констатировать, что происходит определенное переплетение консалтинга и других видов профессиональных услуг, при этом менеджмент-консалтинг выступает в качестве ядра этой системы (табл. 4). Поэтому иногда для краткости всю совокупность оказываемых хозяйственным руководителям услуг по экономике и управлению, а не только услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений, называют обобщенным термином «консалтинг». Услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений называют в этом случае термином «менеджмент-консалтинг». Калинин М. Благие намерения и джунгли реального бизнеса // http://www.ludidela.ru/0205/0205- 33-21.html Трофимова O.K. Международный рынок консалтинговых услуг и тенденции развития украинского консалтинга // http://www.uamc.com.ua/articles/article04.htm Таблица 4 Связь менеджмент-консалтинга и других видов деловых услуг12 ВИДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Международная классификация насчитывает десятки видов консультационной деятельности. Среди них — управленческое консультирование, имидж-мейкинг, политический консалтинг, подбор персонала, аудит, финансовые и юридические услуги, агентства оценки и управления собственностью, реинжиниринг, информационные и рекламные агентства, все виды технического отраслевого консалтинга и т.д. В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту13 в настоящее время выделено около 100 видов консалтинговых услуг, разбитых на 8 групп. Классификация строится по предметному принципу, в соответствии с которым формируется предметная специализация функций и задач менеджера. В рамках своей предметной компетенции консультант вырабатывает соответствующие рекомендации, проводит обследование, строит программу работы с персоналом или оздоровления финансовой инфраструктуры компании и т.д. В соответствии с этим, как считает O.K. Трофимова14, распределяются основные задачи, которые выполняют консультанты по вышеперечисленной классификации (табл. 5): Консультанты по общему управлению решают проблемы, связанные с самим существованием бизнеса и его перспективами. Консультанты по административному управлению решают проблемы, связанные с ведением бизнеса, т.е. помогают оптимизировать управление организацией. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: ♦ поиск источников финансирования и эффективного его использования; ♦ анализ финансовой деятельности организации и повышение ее эффективности; ♦ перспективное укрепление финансового положения организации. 12 Посадский А. Каким консультантам можно доверять на российском рынке? // http://www.cap.ru/ cap/DAILY/zeim_seminar/Consulting/k_6.htm 13 European Directory of Management Consultants. 1995. London: FEACO-AP Information services, 1995.Трофимова O.K. Международная классификация консалтинговых услуг // http://www.emsi.ru/420- 024.html Таблица 5 Классификация видов консалтинговых услуг
Таблица 5 (окончание) Классификация видов консалтинговых услуг
Консультанты по управлению кадрами содействуют менеджерам в оптимизации привлечения и использования человеческих ресурсов. Консультанты по маркетингу содействуют такому функционированию организации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем. Консультанты по организации производства решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества и т.д. Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии. Консультанты по специализированным услугам решают специализированные задачи, не связанные ни с одним из перечисленных видов услуг, и отличающиеся от них по методам, объектам или по характеру внедряемых знаний. В числе крупных тематических специализаций можно выделить следующие разновидности консалтинга: * управленческий консалтинг * психологический консалтинг * экономический консалтинг * бизнес-консалтинг 51G ♦ рекламный консалтинг ♦ маркетинговый консалтинг ♦ социальный консалтинг ♦ юридический консалтинг ♦ политический консалтинг ♦ организационный консалтинг ♦ интернет-консалтинг ♦ кадровый консалтинг ♦ копирайт-консалтинг ♦ экспресс-консультирование Исторически первым видом внешних профессиональных услуг были юридические: без услуг адвокатских и нотариальных контор предприниматели не обходятся уже несколько сот лет. Позднее, в конце XIX в., по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук, начала формироваться новая обласгь профессиональных услуг — консультирование по экономике и управлению, т.е. менеджмент-консалтинг в собственном смысле слова. Рассмотрим некоторые виды консалтинга подробнее. Бизнес-консалтинг (в «узком» смысле) — комплекс услуг по анализу информации о текущем состоянии и динамике «внешней среды» и «ресурсов» консультируемого предприятия. Цель бизнес-консалтинга — предоставление информации, позволяющей фирме занять желаемое положение в изменяющейся внешней среде с учетом доступных ресурсов. В таком осмыслении два термина — бизнес-консалтинг и маркетинговые исследования — почти сближаются друг с другом, различаясь функциями и процедурами. В трактовке питерской фирмы «Гортис», маркетинговые исследования — комплекс мероприятий по сбору информации о состоянии (изменениях) «внешней среды» предприятия (фирмы), а бизнес-консалтинг — система интерпретации результатов маркетинговых исследований в интересах развития конкретного бизнеса. Результатом большинства договоров по бизнес-консалтингу является предоставление информации и рекомендаций, направленных на увеличение объема реализации (прибыли) фирмы. Бизнес-консалтинг требует от исследователя дополнительных профессиональных знаний и навыков (владение методами анализа и прогнозирования экономического положения, диагностики общей производственной ситуации и т.п.), но бизнес-консалтинг в принципе невозможен без адекватной информации о состоянии и динамике «внешней среды» (объемы и структура спроса, действия конкурентов, макроэкономические факторы). Профессионально поставленный процесс маркетинговых исследований (процесс сбора и обработки маркетинговой информации), является необходимым условием успешной деятельности в сфере бизнес-консалтинга15. Интернет-консалтинг — это оказание помощи в создании и сопровождении проектов, связанных с использованием Интернет-технологий. Конечным продуктом консалтинговых услуг может быть бизнес-план, пакет рекомендаций, отчет и т.д. Если консультант берет на себя разработку и внедре- ипределение маркетинговых исследований и бизнес-консалтинга // http://www.gortis.info/articIe/ static/42/ ние структурных и ситемных решений, он выступает в качестве менеджера проекта. Он может взять на себя и управление вспомогательными функциями компании (аутсорсинг), например поддержку информационных систем. Консультант может также заниматься разработкой концепции и выводом на рынок новых бизнесов компании. В России прижилась классификация консультационных услуг, в которой выделяют три основных формы консалтинга (иногда их относят не к общему, а к управленческому консалтингу): обучающее консультирование, экспертное консультирование и консультирование по процессу. Практически в любом консультационном процессе в той или иной мере присутствуют все перечисленные формы консультирования, поэтому можно говорить лишь о
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.015 с.) |