Практические проблемы социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические проблемы социальной работы



Трудности роста. Специалисты полагают, что главной проблемой современ­ного этапа развития социальной работы является ее недостаточная отделенность от близких сфер социальной деятельности, в частности, от социальной защиты

13 D

° различных научных и педагогических коллективах теорию социальной работы именуют по-раз­ному: «социальная педагогика», «теория психосоциальной работы», «теория и методика психосоци-

14 ^ьчой деятельности», «социальная работа», «социономика» и пр.

■эклектизм (эклектика) — механическое соединение разнородных, часто противоположных прин-

15 Ципов, взглядов и теорий.

омм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск, 1999 // http:// soc-gw.imjv. kiev.ua/PUBLICAT/PED/ROMM/index.htm

населения. В результате ее нередко смешивают с родственными дисциплина­ми, а финансовые потоки идут по другим каналам. Так называемое социальное государство, провозглашенное многими индустриально развитыми странами в качестве своей базовой цели, предполагает широкую социальную помощь на­селению благодаря выделению всевозможных пособий, пенсий, бонусов и льгот. В результате бюджетные деньги идут по линии социального обеспечения и со­циальной защиты, но не по линии более частного вида деятельности, т.е. соци­альной работы. Как следствие, в Великобритании оказание помощи в решении проблем безработицы, жилищного вопроса и бедности не считается должност­ной обязанностью социального работника. На это не выделяют денег, посколь­ку все они идут, как правило, по ведомству других социальных служб. От соци­альных работников здесь ждут другого рода помощи, связанной с улучшением «качества внутренней жизни»: семейный кризис, возникающий при усыновле­нии чужих детей, воспитание, забота и социализация молодых и пожилых лю­дей, улаживание внутрисемейных разногласий, жестокое обращение с домочад­цами, сексуальные домогательства и физическое насилие, а также сфера меж­человеческих взаимоотношений в широком понимании16.

Стоимость социальной помощи. Часто можно слышать, что социальную ра­боту как индустрию могут позволить себе только богатые страны — она дорого стоит. Бедные страны на это неспособны. Получается парадокс: вбогатыхстра- нах количество бедных меньше, но помощь им выделяется больше. И наоборот.

Конечно, в реальности все гораздо сложнее. И в самой богатой стране мира — США — раздаются голоса о необходимости замораживания такой помощи. Бес­покойство в связи с постоянным ростом стоимости социальной помощи — один из лейтмотивов общественного сознания. С 1960 по 1932 г. расходы на соци­альные программы возросли с 23,5 до 592,5 млрд долл. или с 0,3 до 18,7% ВНП, что привело кувеличению налогового бремени, которое неодинаково легло на плечи американцев: налогообложение оказалось более щадящим для богатых, а не для бедных. Для людей с низкими и средними доходами общая сумма нало­гов достигала трети всех доходов, из которой социальное страхование равнялось только 13%. Налоговое бремя неравномерно распределено между богатыми и бедными, но именно всеобщий рост налогов сыграл ключевую роль в социаль­ной стратегии 1980-х гг. — налоги стали довольно большими, что вызвало все­общее беспокойство. Только 30% ВНП, порученного за счет налогов, идет на общественные нужды (для сравнения в Швеции и Англии — 50%, тем не менее и эта цифра не приемлема для большинства избирателей. Теоретически нало­гообложение — это способ коллективного получения некоторых благ, прежде всего тех, которые нужны всем. Однако на уровне обыденного сознания мно­гие считают его бременем, налагаемым на людей без их добровольного согла­сия. Так возникает конфликт между необходимостью и желанием платить.

В нынешнем обществе социальные блага, пусть и не в одинаковой мере, достаются всем. Принцип универсальности означает равенство доступа к со­циальной помощи для всех — и имущих, и неимущих. Неожиданным след­ствием является то, что в США бедному меньшинству приходится конкури­ровать с другими.

Ценности американской культуры предполагают, что человек во всех об­стоятельствах должен полагаться только на себя. Оборотной стороной эгоиз-

16 Oxford Dictionary of Sociology/ Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1998. P. 622.

ма выступает стремление максимально реализовать себя в жизни, не прося i не давая помощи другим. Считается, что это «дает каждому шанс вырватьо вперед». Самореализация стала неотъемлемой частью общераспространенно го восприятия прав человека, в связи с чем многие расценивают помощь Kai подачку. Традиционные социальные институты, которые некогда проповедо вали обязанности по отношению к другим, ныне не играют серьезной роли i формировании общественного мнения.

Конечно, нельзя полностью исключить заботу о неимущих, но постелен но пересматриваются обязанности большинства по отношению к физичес ки здоровым взрослым людям, не имеющим дохода. Большинство граждан признают за собой определенные коллективные обязанности по поддержа нию традиционных групп нуждающихся: вдов, престарелых, сирот и инва лидов, но мало кто согласен содержать физически здоровых взрослых людей Подобные взгляды сформировались в те времена, когда всем надо было мноп трудится, а большая часть населения оставалась бедной.

Современное индустриальное общество переживает невиданные техни ческие потрясения — внедряются безлюдные технологии, которые высвобож дают огромные массы занятых, а уровень безработицы колеблется от 7 до 12% Социально-экономический профиль американского общества сегодня так же серьезно изменился. Если раньше он напоминал пирамиду, большую част! которой заполняли бедные, гораздо меньшую — люди со средним доходом i совсем маленькую — богатые, то сегодня профиль имеет грушевидную фор­му. Большая часть населения получает средний доход. Около 80% людей ве­дут вполне комфортабельную жизнь, которую они хотели бы улучшить, а ж ухудшить, выплачивая высокие налоги, уходящие на помощь тем, кто мо­жет, но не хочет трудиться.

В 1980-е гг. у студентов, обучающихся социальной работе, также наметил­ся сдвиг в системе ценностей в сторону консерватизма. На небольшой вы­борке в 102 человека Блум и Розенберг получили поразительные результа­ты: 50% студентов считают, что ответственность за тех, кто нуждается шп пострадал (престарелые, инвалиды, безработные), несут семьи или местные власти, а 40% полагают, что если общественные программы будут слишкол-щедрыми, это приведет к тому, что семьи перестанут брать на себя ответ­ственность за своих зависимых членов. 38% студентов утверждают, что со­циальным работникам следует отказаться от своей исторической обязанно­сти заботиться о бедных и заброшенных, а 28% респондентов твердо заявля­ют, что частный сектор лучше государственного оснащен всем необходимыл/ для решения социальных проблем.

Мнения студентов лишь отражали то, что происходило тогда в американ­ском обществе. Рейгановская администрация сократила расходы на соци­альные программы, чем ударила по беднейшим слоям. Одновременно оне снизила налоги с богатых, показав, на чьей стороне ее симпатии. Она также сместила акцент с общественного на частный сектор, с экономики спроса нг экономику предложения. Менялись приоритеты и в идеологии: от либераль­ных лозунгов признания равных прав, всеобщего благосостояния и справед­ливости администрация перешла к неоконсервативным идеалам экономичес­кого индивидуализма, социального дарвинизма и нерегулируемого предпри­нимательства. В подобных условиях частная практика становилась все более привлекательным поприщем для социальных работников.

Но даже с учетом резкого снижения расходов на гуманитарные услуги в 1982 г. федеральное правительство затратило общую сумму в 592,6 млрд долл. на социальное страхование, общественную помощь, здравоохранение и медицинские программы, программы для ветеранов, образование, обеспе­чение жильем, профессиональную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспечение и т.д. Эта сумма составила 19,3% ВНП, или 55,5% всех расходов правительства за тот год.

Заработная плата. Статистические данные о зарплате социальных работ­ников достаточно приблизительные, но и они свидетельствуют об огромном разбросе размеров заработков в зависи­мости от ведомственной принадлежно­сти: частные и общественные агент­ства, федеральное правительство, пра­вительство штата или местные органы власти, а также географический фак­тор: в городе заработок выше, чем на селе. В начале 1980-х гг. средняя стар­товая зарплата для бакалавра социаль­ной работы, занимающегося изучени­ем условий жизни неблагополучных семей и помощью им, составила 14,3 тыс. долл., для контролеров в агентствах по услугам — 18тыс. Среднегодовая стар­товая зарплата работников, занимающих соответствующие должности в боль­ницах и медицинских центрах, для получения которых нужны степень ма­гистра плюс один год стажа, равнялась 18 тыс. долл. Стартовая зарплата за­нятых в федеральном правительстве — 20 тыс. долл.

К наиболее оплачиваемым видам деятельности социального работника от­носятся частная практика, администрирование, преподавательская и науч­но-исследовательская деятельность. Из членов НАРСО, попавших в выбор­ку исследования в 1982 г., 23,4% зарабатывали от 20 до 25 тыс. долл., 44% — меньше 20 тыс. долл., 10% — больше 35 тыс. долл.

Величина денежного вознаграждения важна, она определяет привлека­тельность и будущее профессии. В то время как другие профессии (право, ме­неджмент, медицина, инженерия) привлекают честолюбивую молодежь, с со­циальной работой, где зарплата невысока, это происходит не всегда.

Правовое регулирование. Важное условие профессиональной деятельности — гарантии качества практической работы и ее стандартов. Потребители долж­ны быть уверены в том, что объем и качество предоставляемых им социальных услуг максимальны. Правительства штатов постоянно требуют увеличения контроля за компетенцией социальных работников, который дополняет про­фессиональное саморегулирование в форме выдачи разрешений, удостовере­ний или регистрации. Создание Академии дипломированных работников со­циального обслуживания (АДРСО) явилось ответом научного сообщества на потребность в системе профессионального освидетельствования.

Защита клиентов при помощи гарантий компетентности — это основа пра­вового регулирования социальной работы. Они предусматривают обращение в суд, где могут быть предъявлены обвинения в злоупотреблениях и наруше­нии профессиональной этики. Правовое регулирование продолжает завое-

вывать признание, оно породило движение за повышение профессиональ­ной ответственности. Каждый штат имеет регулирующий орган, который вы­рабатывает административные процедуры. Он финансируется из средств, об­разуемых за счет взносов лиц, обращающихся за выдачей разрешений на практику или его пролонгацией. Выдача разрешений (лицензирование) обес­печивает социальным работникам их долю в выплатах со стороны третьих лиц и организаций, например, от Синего Креста17.

С середины 1970-х гг. возросло количество исков, возбуждаемых против социальных работников по обвинению в противоправных действиях. Соци­альные работники отныне перестали пользоваться освобождением от ответ­ственности, существовавшим раньше. Возникли агентства для помощи лю­дям, которые считают, что с ними обращались непрофессионально, а также для распространения информации и руководства действиями по исправле­нию недостатков. Например, Нью-Йоркское управление по профессиональ­ной дисциплине учредило «горячую линию» для обжалования неправильных действий профессионалов. Управление уполномочено ужесточать нормы, ус­тановленные для всех профессионалов с патентами, включая социальных ра­ботников; оно может требовать изъятия патента в случае доказанности на­рушения профессиональных норм, обладает правом приостанавливать дей­ствие патента и объявлять выговор с занесением в личное дело.

Нарушение профессиональных норм или преступная небрежность расцени­ваются как халатность. Она определяется как «неправильное обращение по при -чине небрежности, незнания или непреднамеренного действия». Более широ­кое определение трактует преступную небрежность как «любое профессиональ­ное нарушение, необоснованное отсутствие мастерства или точности в профессиональных или порученных обязанностях, действия, причиняющие вред, незаконное или аморальное поведение». Кроме того, Моральный кодекс НАРСО включает ряд статей, используемых в суде. Причины, по которым со­циальные работники могут преследоваться в судебном порядке, включают на­рушение секретности, недокладывание о подозрении на плохое обращение с детьми, пренебрежение этими фактами, злоупотребления, словесное оскор­бление и угроза физическим насилием, оскорбление действием, незаконное лишение свободы посредством ошибочного помещения в лечебное учреждение.

Синий Крест — организация, поддерживаемая евангелической церковью. Ее задача— помочь тем. кто хочет излечиться от алкоголизма. Основана в 1877 г. швейцарским пастором по аналогии с Крас­ным Крестом. В 1885 г. организации Синего Креста появились также в Германии, где сегодня чис­ленность их рядов превышает 8 тыс. добровольцев. До 30 тыс. человек в неделю пользуется их услу­гами. В США аналогичную деятельность ведут многочисленные общества «Анонимных алкоголи­ков», а название «Синий Крест» принадлежит организациям, занимающимся медицинским страхо­ванием. В России до революции существовала система приютов Синего Креста — общества помощи престарелым одиноким женщинам. Недавно создано Московское отделение международной орга­низации «Синий Крест», которая более ста лет занимается лечением и реабилитацией алкоголикоЕ и наркоманов.

КОНСАЛТИНГ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА1

Консалтинг в целом, в том числе и управленческий консалтинг, высту­пает одной из приоритетных сфер трудоустройства специалистов в об­ласти прикладной социологии. Они находят здесь применение своим силам и способностям так как консалтинг связан с решением челове­ческих проблем на производстве, а специалистами в этой сфере всегда считались социологи и психологи.

Сегодня вряд ли кого удивишь терминами, связанными с новыми тенден­циями в бизнес-менеджменте, например, такими словами, как аудитор­ская, брокерская, риэлтерская, маклерская деятельность, подбор и оцен­ка персонала. Но когда мы слышим слово «консалтинг», то неспециали­сту данный термин не всегда понятен, хотя это хлесткое иностранное слово мелькает на страницах печатных изданий и в рекламных объявле­ниях: муниципальное, региональное, политическое, управленческое, финансовое консультирование, консультирование по организационно­му развитию, инвестиционное бизнес-планирование и т.п. По большому счету, любая фирма или человек могут утверждать, и не бе­зосновательно, что они оказывают консалтинговые услуги. Сотни кон­сультантов по всей стране специализируются на продажах, рекламе, дизайне, компьютерах и пр. Большинство из них, добившись успеха, об­наружили более простой способ заработкаобучать других тому, в чем сами преуспели. Другие консультанты обслуживают людей, нуждающихся в помощи с продажами на званых приемах, в сетевых схемах маркетин­га и в самых разнообразных видах бизнеса. Что же такое консалтинг?

ОБЩИЙ КОНСАЛТИНГ

В переводе с английского «consulting» означает «оказание помощи, со-ветование, даже — лечение». Таким образом, тот, кто называет себя консуль­тантом, является помощником, а также заинтересованным попутчиком в процессе непрерывной работы по усовершенствованию организаций2.

1 Глава подготовлена в соавторстве с К.А. Кравченко и Ю.А. Землянской.

2 Консалтинг означает помощь // http://www.economics.ru/avt-upr/konsalt/pavluts.htm

Существует множество определений консультирования, но можно выде­лить два основных подхода. В первом подходе используется функциональ­ный взгляд на консультирование. Ф. Стееле определяет его так: «Под процес­сом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отно­шении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, прг которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем кто ответствен за это»3. Это определение подчеркивает, что консультанты яв­ляются помощниками, и допускают, что такая помощь может оказываться лицам, выполняющим самую разнообразную работу.

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональ­ную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Со­гласно Л. Грейнеру и Р. Метцгеру, управленческое консультирование — консуль­тативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помо­гают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализи­ровать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, прр необходимости, выполнению решений4. Чаще всего услуги консультантов пс управлению предоставляются в форме устных советов и письменных отчетов.

Оба подхода дополняют друг друга, поэтому управленческое консульти­рование можно рассматривать либо как профессиональную службу, либо ка* метод, обеспечивающий практические советы и помощь. Мы будем исполь­зовать одно из наиболее полных определеений.

Консалтинг — совокупность знаний из разных дисциплин, касающихся управления, социологии, экономики, права, психологии, системного под­хода и др., которые использует специалист — хорошо ими владеющий на те­оретическом уровне и понимающий их прикладной потенциал — в качестве ценных практических советов или рекомендаций другому специалисту, ко­торый профессионально не знает этих дисциплин, но занимает какой-либс достаточно ответственный пост, например, директора завода или мэра города

Компания «Персонал Upgrade» предлагает следующее определение исход­ного понятия: консалтинг — это особая форма работы тренера-консультанта с организациями, которая выражается в том, что внешний, т.е. независимый консультант, специалист в том или ином вопросе, работает с компанией, по­могая ее руководству самостоятельно найти выход из создавшихся проблем­ных ситуаций или найти новые перспективы роста. Предпочтительно, еслг консалтингу предшествует минимальный аудит для выяснения основных про­блем и источников проблем организации5.

В рыночной экономике консалтинг выступает в форме предприниматель­ской деятельности, т.е. отрасли экономики. В этом аспекте консалтинг — этс предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональным!' консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономик? и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг6.

От научно-внедренческой деятельности, широко распространенной в Со­ветском Союзе, консалтинг отличается именно этим свойством — своим ком-

Steele F. Consulting for organisational change. Amherst, MA, University of Massachusetts Press, 1975. P. 3 s Greiner L.E., Metzger R.O. Consulting to management. Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1983. P.7. Консалтинг // http://personalupgrade.ru/consulting/

Посадский А. Каким консультантам можно доверять на российском рынке? // http://www.cap.ru, caP/DAILY/zeim_seminar/Consulting/k_6.htm

мерческим, предпринимательском характером, в форме которого фирмы и независимые специалисты предоставляют хозяйственникам интеллектуаль­ные услуги. Как и в рыночной экономике в целом, в современном консал­тинге царствуют законы конкуренции, спроса и предложения.

Таким образом, по своему содержанию консалтинг как способ компетент­ного консультирования других людей, подачи советов и рекомендаций суще­ствует с древнейших времен и его корни уходят в эпоху восточных империй. Но по своей форме консалтинг как вид профессиональной деятельности, осу­ществляемой на рыночных принципах продажи интеллектуальной собствен­ности, зародился в развитых странах Запада примерно 100 лет назад (в России его возраст не превышает 10 лет).

В практике промышленно развитых стран с рыночной экономикой вло­жения средств в покупку интеллектуального капитала в форме услуг консуль­тантов рассматриваются как не менее, а часто и более эффективные, чем по­купка машин, образования и технологий. В этих странах приглашение про­фессионалов считается престижным. Российским предприятиям сейчас необходимо как можно чаще приглашать консультантов или даже заключать с ними договоры на постоянное обслуживание. Сейчас в нашей стране уп­равленческий консалтинг активно развивается и имеет большое будущее.

На Западе благодаря экономическому кризису на рынок консалтинга при -шли большие деньги. В условиях ожесточающейся конкуренции руководите­ли предприятий начали перестраивать бизнес и биться за каждого клиента, так как получить нового стоит в пять-десять раз дороже, чем удержать старого.

На сегодняшний день консультирование по экономике и управлению в большинстве развитых стран мира выступает как отдельный сектор профес­сиональных услуг. Общая емкость консалтинг-рынка оценивается приблизи­тельно в 90 млрд долл. с годовым потенциалом роста порядка 15—20% в тече­нии последних нескольких лет. Объем консалтинговых услуг в 1993 г., состав­лял около 25 млрд долл., в 1994 г. — около 34 млрд долл., в 1995 г. — около 40 млрд долл. В 1999 г. годовой объем консалтинговых услуг только в США составил около 50 млрд долл.7. Оборот консультационных услуг в США пре­вышает в денежном выражении весь экспорт России, включая нефть и газ8.

В 1998 г. доходы от аудиторских услуг в мировом масштабе составили около 70 млрд долл., а объем продаж сектора консультационных услуг достиг 90 млрд долл., где на долю консультирования в области информационных технологий пришлось порядка 60%. За последние три года рост объемов продаж консалтин­говых услуг ежегодно составляет не менее 10%. По данным New York Times, 15% компаний пользуются услугами консультантов на регулярной основе и 35% прибегают к помощи консультантов по мере необходимости. Как отмечает П. Михальчук, обозреватель журнала «Эксперт», «анализ платежей за аудитор­ские услуги 30 ведущих компаний США... показал, что по итогам 2001-го фи­нансового года на консалтинг пришлось около 73% (!) от общего объема сделок»9.

В перспективе быстрое развитие рынка консалтинговых услуг ожидается в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китае. В качестве наи-

7 Management Consultants 1996 World Conference «The Roles and Activities of the Consulting Business

toward the 21st Century». Yokohama: Zen-Noh-Ren, 1996. P. 165-167.

Токарев В.Ф. Консалтинг — как практическая форма реализации интеллектуальной собственности

// http://www.tokarev.nnov.ru/gloss/consult.htm 9 Эксперт. 2002. № 15.

более перспективного рынка с точки зрения объема спроса рассматривается Китай. Глобализация, в частности предстоящее вступление России в ВТО, неизбежно приведет к тому, что в недалеком будущем российским консуль­тантам придется выдерживать конкуренцию уже не друг с другом, а с «аку­лами» мирового рынка консалтинга (которые, впрочем, уже сейчас контро­лируют порядка 60—70% российского рынка)10.

Правительства развитых стран разрабатывают специальные программы го­сударственной поддержки управленческого консультирования. Например, в Канаде и Германии предусматривается три вида поддержки малого бизнеса:

1. Использование малыми предприятиями сети инфраструктуры (прави­тельственных организаций, университетов, исследовательских и консульта­ционных фирм).

2. Субсидирование управленческого консультирования.

3. Обучение менеджеров малого бизнеса.

В начале 80-х гг. в Великобритании были разработаны программы содей­ствия малому бизнесу. Отдельные министерства разработали четыре катего­рии программ помощи:

1. Программы консультаций новым или действующим фирмам. С этой це­лью была создана специальная «Служба мелких фирм».

2. Программа оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентствапомощи предприятиям местного значения».

3. Региональные программы помощи мелким фирмам.

4. Программы, поощряющие экспортную деятельность мелких фирм''.

Сегодня консалтинг превратился в широко разветвленную сферу деятель­ности, возникли тематические и субдисциплинарные направления, школы, специализации.

Общим моментом, объединяющим все виды консультирования, является не­зависимость производителей интеллектуальных услуг от административной структуры их получателя (так как консультанты — наемные работники, чаще все­го привлекаемые со стороны) и то, что содержанием этих услуг является при­менение определенных научных и про­фессиональных знаний.

По мнению А. Посадского, в последнее время многие российские консалтинговые фирмы начинают оказывать и неконсал­тинговые деловые услуги. Таким образом, можно констатировать, что происходит определенное переплетение консалтин­га и других видов профессиональных услуг, при этом менеджмент-консалтинг выступает в качестве ядра этой системы (табл. 4).

Поэтому иногда для краткости всю совокупность оказываемых хозяйствен­ным руководителям услуг по экономике и управлению, а не только услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений, назы­вают обобщенным термином «консалтинг». Услуги в форме советов, рекомен­даций и совместно вырабатываемых решений называют в этом случае терми­ном «менеджмент-консалтинг».

Калинин М. Благие намерения и джунгли реального бизнеса // http://www.ludidela.ru/0205/0205-

33-21.html

Трофимова O.K. Международный рынок консалтинговых услуг и тенденции развития украинского

консалтинга // http://www.uamc.com.ua/articles/article04.htm

Таблица 4 Связь менеджмент-консалтинга и других видов деловых услуг12

ВИДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Международная классификация насчитывает десятки видов консультаци­онной деятельности. Среди них — управленческое консультирование, имидж-мейкинг, политический консалтинг, подбор персонала, аудит, фи­нансовые и юридические услуги, агентства оценки и управления собствен­ностью, реинжиниринг, информационные и рекламные агентства, все виды технического отраслевого консалтинга и т.д.

В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту13 в настоящее время выделено около 100 видов консалтинговых услуг, разби­тых на 8 групп.

Классификация строится по предметному принципу, в соответствии с ко­торым формируется предметная специализация функций и задач менеджера. В рамках своей предметной компетенции консультант вырабатывает соответ­ствующие рекомендации, проводит обследование, строит программу работы с персоналом или оздоровления финансовой инфраструктуры компании и т.д.

В соответствии с этим, как считает O.K. Трофимова14, распределяются основные задачи, которые выполняют консультанты по вышеперечисленной классификации (табл. 5):

Консультанты по общему управлению решают проблемы, связанные с са­мим существованием бизнеса и его перспективами.

Консультанты по административному управлению решают проблемы, связанные с ведением бизнеса, т.е. помогают оптимизировать управление организацией.

Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в реше­нии трех основных задач:

♦ поиск источников финансирования и эффективного его использования;

♦ анализ финансовой деятельности организации и повышение ее эффек­тивности;

♦ перспективное укрепление финансового положения организации.

12 Посадский А. Каким консультантам можно доверять на российском рынке? // http://www.cap.ru/ cap/DAILY/zeim_seminar/Consulting/k_6.htm

13 European Directory of Management Consultants. 1995. London: FEACO-AP Information services, 1995.Трофимова O.K. Международная классификация консалтинговых услуг // http://www.emsi.ru/420- 024.html

Таблица 5 Классификация видов консалтинговых услуг

 

ТГобщее управление Определение эффективности системы управления Оценка бизнеса. Управление нововведениями Определение конкурентоспособности /изучение конъюнктуры рынка Диверсификация или становление нового бизнеса Международное управление Оценка управления Слияние и приобретение Организационная структура и развитие Приватизация. Управление проектом Управление качеством Реорганизация инженерных служб Исследование и развитие Стратегическое планирование
2. Администрирование Анализ работы канцелярии Размещение и перемещение отделов Управление офисом Организация и методы управления Регулирование риска Гарантии безопасности Планирование рабочих помещений и их оснащение
3. Финансовое управление Системы учета Оценка капитальных затрат Оборот фирмы Снижение себестоимости Неплатежеспособность (банкротство) Увеличение прибыли Увеличение доходов Налогообложение Финансовые резервы
4.Управление кадрами Профессиональное движение и сокращение штатов Культура корпорации Равные возможности Поиск кадров Отбор кадров Здоровье и безопасность Программы поощрения Внутренние связи Оценка работ Трудовые соглашения и занятость Обучение менеджменту Планирование рабочей силы Мотивация Пенсии Анализ функционирования Психологическая оценка Вознаграждение Повышение квалификации работников
5. Маркетинг Реклама и содействие сбыту Корпоративный образ и отношения с общественностью Послепродажное обслуживание заказчиков Дизайн Прямой маркетинг Международный маркетинг Исследование рынка Стратегия маркетинга Разработка новой продукции Ценообразование Розничная продажа и дилерство

Таблица 5 (окончание) Классификация видов консалтинговых услуг

 

5. Маркетинг Управление сбытом Обучение сбыту Социально-экономические исследования и прогнозирование
6. Производство Автоматизация Использование оборудования и его техническое обслуживание Промышленный инжиниринг Переработка материалов Регулирование внутреннего распределения материалов Упаковка Схема организации работ на предприятии Конструирование и совершенствование продукции Управление производством Планирование и контроль за производством Повышение производительности Закупки Контроль качества Контроль за поставкой узлов и деталей
7. Информационные технологии САПР/АСУ Применение компьютеров в аудите и оценке Электронная издательская деятельность Информационно-поисковые системы Административные информационные системы Проектирование и разработка систем Выбор и установка систем
8.Специализированные услуги Обучающее консультирование Консалтинг по управлению электроэнергетикой Инженерный консалтинг Экологический консалтинг Информационный консалтинг Юридический консалтинг Консалтинг по управлению распределением материалов и матери­ально-техническому снабжению Консалтинг в государственном секторе Консалтинг по телекоммуникациям

Консультанты по управлению кадрами содействуют менеджерам в опти­мизации привлечения и использования человеческих ресурсов.

Консультанты по маркетингу содействуют такому функционированию орга­низации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем.

Консультанты по организации производства решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества и т.д.

Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связан­ные с проектированием и внедрением информационных технологий на пред­приятии.

Консультанты по специализированным услугам решают специализирован­ные задачи, не связанные ни с одним из перечисленных видов услуг, и отлича­ющиеся от них по методам, объектам или по характеру внедряемых знаний.

В числе крупных тематических специализаций можно выделить следую­щие разновидности консалтинга:

* управленческий консалтинг

* психологический консалтинг

* экономический консалтинг

* бизнес-консалтинг

51G

рекламный консалтинг

маркетинговый консалтинг

социальный консалтинг

юридический консалтинг

политический консалтинг

организационный консалтинг

интернет-консалтинг

кадровый консалтинг

копирайт-консалтинг

экспресс-консультирование Исторически первым видом внешних

профессиональных услуг были юриди­ческие: без услуг адвокатских и нотари­альных контор предприниматели не об­ходятся уже несколько сот лет. Позднее, в конце XIX в., по мере усложнения эко­номики и соответствующего развития экономических наук, начала формиро­ваться новая обласгь профессиональных услуг — консультирование по эконо­мике и управлению, т.е. менеджмент-консалтинг в собственном смысле сло­ва. Рассмотрим некоторые виды консалтинга подробнее.

Бизнес-консалтинг (в «узком» смысле) — комплекс услуг по анализу инфор­мации о текущем состоянии и динамике «внешней среды» и «ресурсов» кон­сультируемого предприятия. Цель бизнес-консалтинга — предоставление информации, позволяющей фирме занять желаемое положение в изменяющейся внешней среде с учетом доступных ресурсов. В таком осмыслении два терми­на — бизнес-консалтинг и маркетинговые исследования — почти сближают­ся друг с другом, различаясь функциями и процедурами. В трактовке питерс­кой фирмы «Гортис», маркетинговые исследования — комплекс мероприятий по сбору информации о состоянии (изменениях) «внешней среды» предприя­тия (фирмы), а бизнес-консалтинг — система интерпретации результатов мар­кетинговых исследований в интересах развития конкретного бизнеса. Резуль­татом большинства договоров по бизнес-консалтингу является предоставление информации и рекомендаций, направленных на увеличение объема реализа­ции (прибыли) фирмы. Бизнес-консалтинг требует от исследователя допол­нительных профессиональных знаний и навыков (владение методами анализа и прогнозирования экономического положения, диагностики общей производ­ственной ситуации и т.п.), но бизнес-консалтинг в принципе невозможен без адекватной информации о состоянии и динамике «внешней среды» (объемы и структура спроса, действия конкурентов, макроэкономические факторы). Профессионально поставленный процесс маркетинговых исследований (про­цесс сбора и обработки маркетинговой информации), является необходимым условием успешной деятельности в сфере бизнес-консалтинга15.

Интернет-консалтинг — это оказание помощи в создании и сопровожде­нии проектов, связанных с использованием Интернет-технологий. Конеч­ным продуктом консалтинговых услуг может быть бизнес-план, пакет реко­мендаций, отчет и т.д. Если консультант берет на себя разработку и внедре-

ипределение маркетинговых исследований и бизнес-консалтинга // http://www.gortis.info/articIe/ static/42/

ние структурных и ситемных решений, он выступает в качестве менеджера проекта. Он может взять на себя и управление вспомогательными функция­ми компании (аутсорсинг), например поддержку информационных систем. Консультант может также заниматься разработкой концепции и выводом на рынок новых бизнесов компании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.072 с.)