ТОП 10:

Основные направления развития законодательно-правовой базы социальной работы с молодежью



В последние годы заметно усилилось правовое регулирование системы социальной защиты молодежи. В результате сложилась определенная нормативно-правовая база социальной работы с данной категорией населения. Правовой основой социальной работы с молодежью являются федеральные законы, нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией Российской Федерации.

В апреле 1991 г. был принят Закон СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР". С его появлением изменилась сама концепция социальной работы с молодежью. Упор стали делать не на предоставление помощи, а на минимальную стартовую поддержку, стимулируя развитие способностей молодых людей через сеть социальных центров. Однако этот закон с распадом Союза ССР прекратил свое действие.

Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации (ст. 13, ч. 4, ч. 5, ст. 19, ч. 2, ст. 30); Гражданским кодексом РФ (часть первая, ст. 117); Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (гл. 2, ст. 6 "Общественные и религиозные организации (объединения)"); Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; Законом РФ "Об образовании" (ст. 32).

Законодательно-нормативное обеспечение государственной молодежной политики осуществляется и на основании Федерального закона "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации. В нем определены принципы государственной поддержки молодежных и детских объединений, объекты господдержки, основные направления и формы деятельности в данном направлении и т. д.

В соответствии с данным Законом более чем в 25 субъектах Российской Федерации приняты и реализуются областные программы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, в 38 субъектах Российской Федерации действуют законы, касающиеся поддержки общественных объединений, другие правовые акты. Например, в Республике Коми разработаны и реализуются сразу несколько законов, реализующих молодежную политику: Закон РК "О молодежи"; Закон РК "О целевой республиканской программе "Молодежь Республики Коми (2003-2005 годы)"; Закон РК "О целевой республиканской программе "Дом для молодой семьи"; Закон РК "О долгосрочной целевой республиканской программе "Дети Республики Коми (2003-2006 гг.).

В целом можно отметить, что в последние годы значительно повысился уровень подготовки нормативных правовых актов поддержки молодежных и детских общественных объединений.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизацией деятельности территориальных и федеральных органов исполнительной власти с 2006 г. финансирование основных направлений молодежной политики, реализуемых федеральным центром в регионах, осуществляется только через целевые программы.

В развитии правовой базы государственной молодежной политики особую роль сыграл Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Многие положения этого закона регулируют правоотношения младшей возрастной группы молодежи, т. е. подростков 14-18 лет; устанавливают государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, определяют объем социальных услуг, включенных в этот стандарт. В законе предусмотрено также, что обучающаяся в образовательных учреждениях молодежь может проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.

Ряд законов направлен на обеспечение прав по охране здоровья, на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку и занятость, на отдых и оздоровление молодежи.

Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Важно, что в Законе раскрыты основные понятия, применяемые в практике социальной работы с детьми и молодежью: "безнадзорный"; "беспризорный"; "семья, находящаяся в социально опасном положении". Кроме того, раскрыты такие понятия, как "индивидуальная профилактическая работа", "профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Несколько статей Закона посвящены задачам и принципам ГМП по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; характеристике организаций и учреждений системы профилактики по классификации лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и др. Специальные главы Закона касаются деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяют порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

В соответствии с этим Законом Правительство Российской Федерации приняло 27 ноября 2000 г. постановление № 896, в котором утвердило "Примерное положение о социально-реабили- тационном центре для несовершеннолетних"; "Примерное положение о социальном приюте для детей"; "Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей" В нем определены порядок деятельности данных учреждений, условия приема и содержания в них несовершеннолетних, кадровое обеспечение, управление, имущество и средства.

Основные правовые аспекты социальной работы с молодежью отражены в следующих федеральных законах: от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; "О занятости населения в Российской Федерации"; от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и др.

Во второй половине 1990-х гг. была проведена большая работа по подготовке проекта закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" В ней принимали участие молодые граждане, молодежные общественные объединения, органы по делам молодежи, эксперты и ученые. Закон должен был определить приоритеты деятельности государства, его гарантии по отношению к основным сферам жизнедеятельности молодых граждан. В первой главе проекта закона раскрыты такие понятия, как "молодежь", "молодая семья", "социальные службы молодежи", "социальная инфраструктура для молодежи"

Кроме основной цели ГМП в проекте закона определены ее основные принципы и пути их реализации. В числе главных приоритетов ГМП отмечались: государственная поддержка общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений; содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их права на труд; государственная поддержка молодых семей; обеспечение социального обслуживания молодежи; охрана здоровья молодежи, создание условий для воспитания и образования молодежи, формирование ее здорового образа жизни.

В проекте закона был четко прописан процесс формирования и реализации ГМП в Российской Федерации, определено участие органов местного самоуправления в этой работе, участие в ней самой молодежи, ее информационное обеспечение и научное обоснование и т. д.

Однако судьба закона оказалась драматической. После принятия проекта Государственной Думой и его одобрения Советом Федерации Президент РФ отклонил его 25 ноября 1998 г., аргументировав свое решение тем, что определение молодежной политики является прерогативой Президента Российской Федерации. Таким образом, на федеральном уровне в настоящее время отсутствует какой-либо законодательный акт, устанавливающий базовые нормы, а также приоритеты и механизмы государственной поддержки различных категорий молодежи.

Дальнейшее совершенствование и развитие нормативной правовой базы государственной молодежной политики требуется в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений..." Возникла острая необходимость конкретизации основных направлений и механизмов государственной поддержки молодежных программ.

Существенное значение для организации деятельности социальных учреждений, работающих с молодежью, имеют такие нормативные акты, как постановления Минтруда России об утверждении методических рекомендаций для центров социальной помощи семье и детям (№ 32, 52, 53, 54.)

Министерство образования РФ направило в регионы ряд инструктивных писем: от 30 сентября 2002 г. № 3 "О создании и функционировании учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи"; от 29 октября 2002 г. № 4 "Об отпусках работников учреждений органов по делам молодежи"; от 1 ноября 2002 г. № 5 "О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи" и др.

Кроме того, имеются совместные письма ряда министерств в адрес органов по делам молодежи, разъясняющие содержание их социальной работы с молодыми гражданами (совместное письмо Минобразования России и Минтруда России от 8 января 2002 г. № 15-52-04 ин/15-01-21 "О нормативно-правовом обеспечении учреждений социального обслуживания молодежи, находящихся в ведении органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации").

Социальную деятельность по поддержке молодой семьи определяют: постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики"; Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи"; распоряжение Госкомитета РФ по молодежной политике от 28 марта 2000 г. №21 "Об утверждении концепции реализации государственной семейной политики по становлению и стабилизации молодой семьи"; постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг."; постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" В этих документах подчеркивается, что государственная политика в отношении молодой семьи не сводится только к материальной поддержке и помощи в выполнении ее функций, она направлена прежде всего на создание условий для активного участия семьи в жизни российского общества.

Однако в некоторых законодательных актах не конкретизируются вопросы реализации государственной молодежной политики.

К сожалению, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который является базовым законодательным актом по вопросу местного самоуправления, вступившем в силу с 1 января 2006 г., отсутствуют прямые указания на осуществление муниципальными образованиями видов деятельности, которые направлены на реализацию молодежной политики.

В связи с этим Национальный совет молодежных и детских объединений России обратился с просьбой в Правительство Российской Федерации дать разъяснения о механизмах реализации государственными и общественными структурами конкретных программ работы с молодежью на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, а также в субъектах Российской Федерации. Кроме того, ставился вопрос о полномочиях субъектов Федерации и муниципальных образований по вопросам реализации молодежной политики (см. Приложение 3).

В обращении Национального совета молодежных и детских объединений России отмечается, что действующее законодательство не закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по реализации молодежной политики.

В связи с неопределенностью в этом вопросе Правительство Российской Федерации поручило Министерству юстиции РФ совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ рассмотреть обращение Национального совета молодежных и детских объединений России по вопросу правового обеспечения государственной молодежной политики в Российской Федерации. Были подготовлены разъяснения Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения по данному вопросу (см. Приложение 3). В свою очередь, Министерство образования и науки РФ направило главам администраций субъектов РФ письмо от 3 ноября 2005 г. № АС-1398 / 06 "О полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики". В нем Министерство в соответствии с имеющимися разъяснениями просит предусматривать при разработке законодательных и иных актов субъектов Российской Федерации включение вопросов реализации государственных программ работы с молодежью, а также мер поддержки молодежных и детских общественных объединений.

В целом следует отметить, что создано широкое правовое поле, позволяющее эффективно реализовывать на практике социальную заботу о молодежи.

Развитие правовой базы способствует совершенствованию социальной работы со всеми категориями людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и неспособных решить свои проблемы без посторонней помощи.

Правовой инструментарий социальной работы в нашей стране призван обеспечить более эффективную социальную защиту наиболее уязвимых групп населения, включая молодежь.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что составляет основу правовой базы социальной работы?

2. В каких нормативно-правовых актах отражаются государственно-правовые основы социальной работы с молодежью?

3. Чем объясняется необходимость дальнейшего развития законодательной правовой базы социальной работы с молодежью?

Рекомендуемая литература

Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Перспективы развития. М., 2000.

Нормативная правовая база деятельности общественных объединений детей и молодежи // Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации. М., 2005.

Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав ребенка: Сб.-справочник / Авт.- сост. Н. А. Иванова, Е. М. Рыбинский. М., 1998.

Положение молодежи в России. М., 2005.

Право социального обеспечения / Под ред. К. Н. Гусова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Социальная работа с молодежью: сборник нормативных правовых документов / Сост. Т. К. Ростоцкая. М., 2003.

Социология молодежи / Под ред. В. Н. Кузнецова. М., 2005.

Список нормативных правовых актов, регулирующих деятельность молодежных и детских общественных объединений // Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации. М., 2005.

Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. М., 2006.

Тучкова Э. Г Право социального обеспечения. М., 1995.

Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения в Российской Федерации. Вып. 1. Екатеринбург, 1996.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.009 с.)