Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления развития законодательно-правовой базы социальной работы с молодежьюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В последние годы заметно усилилось правовое регулирование системы социальной защиты молодежи. В результате сложилась определенная нормативно-правовая база социальной работы с данной категорией населения. Правовой основой социальной работы с молодежью являются федеральные законы, нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией Российской Федерации. В апреле 1991 г. был принят Закон СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР". С его появлением изменилась сама концепция социальной работы с молодежью. Упор стали делать не на предоставление помощи, а на минимальную стартовую поддержку, стимулируя развитие способностей молодых людей через сеть социальных центров. Однако этот закон с распадом Союза ССР прекратил свое действие. Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации (ст. 13, ч. 4, ч. 5, ст. 19, ч. 2, ст. 30); Гражданским кодексом РФ (часть первая, ст. 117); Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (гл. 2, ст. 6 "Общественные и религиозные организации (объединения)"); Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; Законом РФ "Об образовании" (ст. 32). Законодательно-нормативное обеспечение государственной молодежной политики осуществляется и на основании Федерального закона "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации. В нем определены принципы государственной поддержки молодежных и детских объединений, объекты господдержки, основные направления и формы деятельности в данном направлении и т. д. В соответствии с данным Законом более чем в 25 субъектах Российской Федерации приняты и реализуются областные программы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, в 38 субъектах Российской Федерации действуют законы, касающиеся поддержки общественных объединений, другие правовые акты. Например, в Республике Коми разработаны и реализуются сразу несколько законов, реализующих молодежную политику: Закон РК "О молодежи"; Закон РК "О целевой республиканской программе "Молодежь Республики Коми (2003-2005 годы)"; Закон РК "О целевой республиканской программе "Дом для молодой семьи"; Закон РК "О долгосрочной целевой республиканской программе "Дети Республики Коми (2003-2006 гг.). В целом можно отметить, что в последние годы значительно повысился уровень подготовки нормативных правовых актов поддержки молодежных и детских общественных объединений. В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизацией деятельности территориальных и федеральных органов исполнительной власти с 2006 г. финансирование основных направлений молодежной политики, реализуемых федеральным центром в регионах, осуществляется только через целевые программы. В развитии правовой базы государственной молодежной политики особую роль сыграл Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Многие положения этого закона регулируют правоотношения младшей возрастной группы молодежи, т. е. подростков 14-18 лет; устанавливают государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, определяют объем социальных услуг, включенных в этот стандарт. В законе предусмотрено также, что обучающаяся в образовательных учреждениях молодежь может проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Ряд законов направлен на обеспечение прав по охране здоровья, на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку и занятость, на отдых и оздоровление молодежи. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Важно, что в Законе раскрыты основные понятия, применяемые в практике социальной работы с детьми и молодежью: "безнадзорный"; "беспризорный"; "семья, находящаяся в социально опасном положении". Кроме того, раскрыты такие понятия, как "индивидуальная профилактическая работа", "профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Несколько статей Закона посвящены задачам и принципам ГМП по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; характеристике организаций и учреждений системы профилактики по классификации лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и др. Специальные главы Закона касаются деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяют порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. В соответствии с этим Законом Правительство Российской Федерации приняло 27 ноября 2000 г. постановление № 896, в котором утвердило "Примерное положение о социально-реабили- тационном центре для несовершеннолетних"; "Примерное положение о социальном приюте для детей"; "Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей" В нем определены порядок деятельности данных учреждений, условия приема и содержания в них несовершеннолетних, кадровое обеспечение, управление, имущество и средства. Основные правовые аспекты социальной работы с молодежью отражены в следующих федеральных законах: от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; "О занятости населения в Российской Федерации"; от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и др. Во второй половине 1990-х гг. была проведена большая работа по подготовке проекта закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" В ней принимали участие молодые граждане, молодежные общественные объединения, органы по делам молодежи, эксперты и ученые. Закон должен был определить приоритеты деятельности государства, его гарантии по отношению к основным сферам жизнедеятельности молодых граждан. В первой главе проекта закона раскрыты такие понятия, как "молодежь", "молодая семья", "социальные службы молодежи", "социальная инфраструктура для молодежи" Кроме основной цели ГМП в проекте закона определены ее основные принципы и пути их реализации. В числе главных приоритетов ГМП отмечались: государственная поддержка общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений; содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их права на труд; государственная поддержка молодых семей; обеспечение социального обслуживания молодежи; охрана здоровья молодежи, создание условий для воспитания и образования молодежи, формирование ее здорового образа жизни. В проекте закона был четко прописан процесс формирования и реализации ГМП в Российской Федерации, определено участие органов местного самоуправления в этой работе, участие в ней самой молодежи, ее информационное обеспечение и научное обоснование и т. д. Однако судьба закона оказалась драматической. После принятия проекта Государственной Думой и его одобрения Советом Федерации Президент РФ отклонил его 25 ноября 1998 г., аргументировав свое решение тем, что определение молодежной политики является прерогативой Президента Российской Федерации. Таким образом, на федеральном уровне в настоящее время отсутствует какой-либо законодательный акт, устанавливающий базовые нормы, а также приоритеты и механизмы государственной поддержки различных категорий молодежи. Дальнейшее совершенствование и развитие нормативной правовой базы государственной молодежной политики требуется в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений..." Возникла острая необходимость конкретизации основных направлений и механизмов государственной поддержки молодежных программ. Существенное значение для организации деятельности социальных учреждений, работающих с молодежью, имеют такие нормативные акты, как постановления Минтруда России об утверждении методических рекомендаций для центров социальной помощи семье и детям (№ 32, 52, 53, 54.) Министерство образования РФ направило в регионы ряд инструктивных писем: от 30 сентября 2002 г. № 3 "О создании и функционировании учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи"; от 29 октября 2002 г. № 4 "Об отпусках работников учреждений органов по делам молодежи"; от 1 ноября 2002 г. № 5 "О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи" и др. Кроме того, имеются совместные письма ряда министерств в адрес органов по делам молодежи, разъясняющие содержание их социальной работы с молодыми гражданами (совместное письмо Минобразования России и Минтруда России от 8 января 2002 г. № 15-52-04 ин/15-01-21 "О нормативно-правовом обеспечении учреждений социального обслуживания молодежи, находящихся в ведении органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации"). Социальную деятельность по поддержке молодой семьи определяют: постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики"; Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи"; распоряжение Госкомитета РФ по молодежной политике от 28 марта 2000 г. №21 "Об утверждении концепции реализации государственной семейной политики по становлению и стабилизации молодой семьи"; постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг."; постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" В этих документах подчеркивается, что государственная политика в отношении молодой семьи не сводится только к материальной поддержке и помощи в выполнении ее функций, она направлена прежде всего на создание условий для активного участия семьи в жизни российского общества. Однако в некоторых законодательных актах не конкретизируются вопросы реализации государственной молодежной политики. К сожалению, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который является базовым законодательным актом по вопросу местного самоуправления, вступившем в силу с 1 января 2006 г., отсутствуют прямые указания на осуществление муниципальными образованиями видов деятельности, которые направлены на реализацию молодежной политики. В связи с этим Национальный совет молодежных и детских объединений России обратился с просьбой в Правительство Российской Федерации дать разъяснения о механизмах реализации государственными и общественными структурами конкретных программ работы с молодежью на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, а также в субъектах Российской Федерации. Кроме того, ставился вопрос о полномочиях субъектов Федерации и муниципальных образований по вопросам реализации молодежной политики (см. Приложение 3). В обращении Национального совета молодежных и детских объединений России отмечается, что действующее законодательство не закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по реализации молодежной политики. В связи с неопределенностью в этом вопросе Правительство Российской Федерации поручило Министерству юстиции РФ совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ рассмотреть обращение Национального совета молодежных и детских объединений России по вопросу правового обеспечения государственной молодежной политики в Российской Федерации. Были подготовлены разъяснения Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения по данному вопросу (см. Приложение 3). В свою очередь, Министерство образования и науки РФ направило главам администраций субъектов РФ письмо от 3 ноября 2005 г. № АС-1398 / 06 "О полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики". В нем Министерство в соответствии с имеющимися разъяснениями просит предусматривать при разработке законодательных и иных актов субъектов Российской Федерации включение вопросов реализации государственных программ работы с молодежью, а также мер поддержки молодежных и детских общественных объединений. В целом следует отметить, что создано широкое правовое поле, позволяющее эффективно реализовывать на практике социальную заботу о молодежи. Развитие правовой базы способствует совершенствованию социальной работы со всеми категориями людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и неспособных решить свои проблемы без посторонней помощи. Правовой инструментарий социальной работы в нашей стране призван обеспечить более эффективную социальную защиту наиболее уязвимых групп населения, включая молодежь. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что составляет основу правовой базы социальной работы? 2. В каких нормативно-правовых актах отражаются государственно-правовые основы социальной работы с молодежью? 3. Чем объясняется необходимость дальнейшего развития законодательной правовой базы социальной работы с молодежью? Рекомендуемая литература Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Перспективы развития. М., 2000. Нормативная правовая база деятельности общественных объединений детей и молодежи // Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации. М., 2005. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав ребенка: Сб.-справочник / Авт.- сост. Н. А. Иванова, Е. М. Рыбинский. М., 1998. Положение молодежи в России. М., 2005. Право социального обеспечения / Под ред. К. Н. Гусова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Социальная работа с молодежью: сборник нормативных правовых документов / Сост. Т. К. Ростоцкая. М., 2003. Социология молодежи / Под ред. В. Н. Кузнецова. М., 2005. Список нормативных правовых актов, регулирующих деятельность молодежных и детских общественных объединений // Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации. М., 2005. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. М., 2006. Тучкова Э. Г Право социального обеспечения. М., 1995. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения в Российской Федерации. Вып. 1. Екатеринбург, 1996.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.231.85 (0.008 с.) |